Как выбрать

Критерии общ прогресса. Что такое прогресс? Виды, формы, примеры прогресса

Критерии общ прогресса. Что такое прогресс? Виды, формы, примеры прогресса

Прогресс - поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. И хотя иногда, как говорил Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Гегель определяет всемирную историю как прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы можем познать в его необходимости. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при некоторых модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоского развития. Долог путь от первобытного стада до современных социальных, информационно-технических систем. Подсчитано, что за 6 тысяч лет истории человечества на Земле было более 20 тыс войн, которые унесли жизней намного больше чем сейчас проживает. Из 3600 лет всего лишь 292 года мирных. В истории возникали мощные государства и гибли тут же. Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам: становиться ли человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Что принесла людям современная техника - этот идол человечества? Прогресс в его чисто логическом смысле - есть всего лишь абстракция. Развитие искусства это хорошо доказывает. Сравните шедевры, отдаленные веками, какое из них более художественно. Некоторые авторы утверждают, что биологически, интеллектуально и нравственно люди вырождаются, доказывая это тем, что увеличивается раковых больных, нервно-психических, умственно-отсталых, СПИД, наркомания, алкоголизм. Каждый новый источник энергии является новым открытием, способствующий прогрессу производственных сил. Но и это может способствовать угрозой для человека. Некогда Руссо выдвинул тезис, что прогресс наук и искусства принес людям неисчислимый вред. Как ни привлекательна идея повернуть все вспять, она неосуществима, это попытка уйти от проблемы, а не решить ее. Современная критика технологического прогресса более изощренна. У нее есть несколько сторон. 1. Осознаны границы роста человеческой цивилизации, по крайней мере на Земле. 2. Приближение новой эпохи, происходит поиск возможности применить плоды самого технологического прогресса к его изживанию.
Еще в начале 20 в. прогресс употреблялся в конкретных оборотах, прогресс народного хозяйства, а современное отражает тенденцию к оперированию обособленными понятиями, символами. Интересное высказывание Шеллинга: идея непрекращающего прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не имеет цели, не имеет смысла.
Если прогресс - цель, то для кого мы работаем? Вопрос о историческом прогрессе долгое время трактовали как путь к совершенству. Это развитие от низшего к высшему. Но встает вопрос можно ли считать современный тип общества более высшим чем предыдущий. Если брать технику конечно прогресс есть, а если состояние нравственности - очень спорно. Перед человечеством встала проблема гармоничного развития всех сфер к высшему. В центре всех видов социального прогресса находится человек. Проблемы человека считаются центральными. Высшим и всеобщим объективным критерием прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Разновидности прогресс: НТП - т.е. с развитием науке и технике улучшается и развивается производство оно автоматизируется; Социальный прогресс - это постепенное улучшение материальных условий жизни человека, повышение жизненного уровня и т.п.; Духовный прогресс - развитие духовности человека, т.е. человек самосовершенствуется.
Прогресс и регресс - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее либо поступательное развитие общества по восходящей линии, расцвет, либо возврат к старым, застой. Критерием служит степень развития производительных сил, экономического строя, науки, культуры и развития личности. Основой развития явл. развитие способа производства.
С общей точки зрение мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации систем. В естественных, как общее совершенствование системы, увеличение возможностей дальнейшего развития. В экономике, нужно исходить не только из уровней и темпов развития производства, сколько из уровня жизни трудящихся и роста народного благосостояния, качество жизни.
Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении, а также в увеличении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
Выделим три сферы материальной действительности: неорганическая, органическая, социальная, в каждой из которых проявляется критерии прогресса.
Для неорганичесской критерием является степень усложнения структуры системы (например молекулярный относительно атомарного).
Процесс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недоступные старой системе.
Говоря об общественном прогрессе - это увеличение в обществе счастья и добра. И криетериями ОП являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра.
Отношение Человек-Природа по своей значимости начинает перекрывать наши экономические, политические, социальные, и др. заботы. Из за угрозы экологической катастрофы. Когда Мы убьем последнего зверя и отравим последний ручей, тогда Мы поймем, что деньгами питаться нельзя.
Суть ЭУ, в разрыве естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы.
Отличие современной ситуации от предшествующих эпох состоит в том, что изменение в среде проживания отрицательно сказываются на природе самого человека, его исходных потребностей, биологическом и духовном состоянии.
Преодоление глобальных угроз :
1. Развертывание информационной компьютерной, биотехнологической революции как технико-технической основы возможного выхода из ситуации выживания, преодоление преград к объединению человечества. Создание на ее основе новой Цивилизации. Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу. Переосмысление мира.

2. Демократическое согласие во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях.

3. Объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском варианте. Попытка идейного сближения.

4. Межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

5. Интеллектуальный поиск.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно изменяется. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. На основе изменений осуществляется процесс социального развития. Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социальное развитие» уточняется такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс»

Общественный прогресс – это такое направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимым изменением человечества, в результате осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Регресс – тип развития, характеризующийся переходом от высшего к низшему.

Таким образом, прогресс и локален и глобален. Регресс только локален.

Обычно под общественным прогрессом подразумевается не те или иные прогрессивные изменения отдельных социальных общностей, слоев и групп или индивидов, а восходящее развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества.

Механизм общественного прогресса во всех системах состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека.

Очень часто возникновение и удовлетворение общественных потребностей осуществляется на основе открытого конфликта интересов различных социальных общностей и социальных групп, а также подчинения интересов одних социальных общностей и групп другим. В таком случае социальное насилие оказывается неизбежным спутником социального прогресса. Общественный прогресс, как последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предшествующих этапах и фазах общественного развития.

Источником, первопричиной общественного прогресса, определяющей желания и действия миллионов людей, выступают их собственные интересы и потребности. Каковы же человеческие потребности, обуславливающие общественное развитие? Все потребности разделяются на две группы: естественные и исторические. Естественные потребности человека – это все социальные потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения и воспроизводства жизни человека, как природного биологического существа. Естественные потребности человека ограничены биологическим строением человека. Исторические потребности человека это все социальные и духовные потребности, удовлетворение которых необходимо для воспроизведения и развития человека, как социального существа. Ни одна из групп потребностей не может быть удовлетворена за пределами общества, вне развития общественного материального и духовного производства. В отличие от естественных потребностей исторические потребности человека порождены ходом общественного прогресса, безграничны в развитии, в силу чего неограничен общественный и интеллектуальный прогресс.


Однако, общественный прогресс – это не только объективная, но и относительная форма развития. Там где не появляются возможности для развития новых потребностей и их удовлетворения, линия социального прогресса прекращается, возникают периода упадка и стагнация. В прошлом нередко наблюдались случаи социального регресса, гибели сложившихся ранее культур и цивилизации. Следовательно, как показывает практика, социальный прогресс в мировой истории совершается зигзагообразно.

Весь опыт ХХ века опроверг однофакторный подход к развитию современного общества. На формирование той или иной общественной структуры оказывают влияние множество факторов: прогресс науки и техники, состояние экономических отношений, устройство политической системы, вид идеологии, уровень духовной культуры, национальный характер, международная среда или существующий миропорядок и роль личности.

Различают два вида социального прогресса: постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный).

Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Революция – комплексное скачкообразное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя и представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа – это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей. Революция же представляет собой радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие.

Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация. В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма. Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Она происходит как естественный процесс поступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается с изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики. Она совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм культурной жизни по образцу передовых стран.

В истории социальной мысли было предложено три модели социальных изменений: движение по нисходящей линии, от вершины к упадку; движение по замкнутому кругу – циклами; движение от высшего к низшему – прогрессу. Эти три варианта всегда присутствовали во всех теориях социальных изменений.

Простейший тип социальных изменений – линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. В основу линейной теории общественного прогресса положен прогресс производительных сил. События последней четверти ХХ века показали, что придется расстаться с представлением, согласно которому за ключевой и, в сущности, единственный источник развития принимаются изменения в производительных силах и производственных отношениях. Подъем производительных сил еще не гарантирует прогресса. Жизнь показывает, что безграничное увеличение материальных средств жизни, принятое за благо, оборачивается для человека губительными последствиями. Длительный период понимание социального прогресса связывалось с промышленным развитием, с высокими темпами экономического роста и созданием крупной машинной индустрии. Условия и формы образования экономической, политической и социальной жизни подчинены развитию технико-экономических параметров, достижению индустриальной технологии. Но в последней трети ХХ века эйфория индустриально-технического оптимизма пошла на убыль. Индустриальное развитие не только создало угрозу социальным и культурным ценностям, но и подорвало собственную основу. На Западе заговорили о кризисе индустриализма, признаками которого стали разрушение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Все более очевидным становится несоответствие уровня научно-технического и экономического развития уровню удовлетворения потребностей человека. Изменилось и само понятие социального прогресса. Основным его критерием становится приведение общественного устройства в соответствие не столько с требованиями развития техники, сколько, прежде всего, с естественной природой человека.

Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Согласно этой теории социальное развитие идет не по прямой, а, скорее по кругу. Если в направленном процессе каждая последующая фаза отличается от любой другой, предшествующей ей во времени, то в циклическом процессе состояние изменяющейся системы в более позднее время будет таким же, каким оно было раннее, т.е. в точности повторится, но на более высоком уровне.

В повседневной социальной жизни очень многое организуется циклически: например, сельскохозяйственная жизнь – и в целом вся жизнь аграрных обществ – носит сезонный, циклический характер, поскольку определяется природными циклами. Весна – время сева, лето, осень – время сбора урожая, зима – пауза, отсутствие работы. На следующий год все повторяется. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания, затем период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни.

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Долговременные циклические изменения связаны с расцветом и упадком исторически конкретных цивилизаций. Именно их имеют ввиду Шпенглер и Тойнби, говоря о цивилизационных циклах.

О развитии циклических представлений в библейской книге Эклеззиаста сказано: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

В записях Геродота (V в. до н.э.)дана схема приложения цикла к политическим режимам: монархия – тирания – олигархия – демократия – охлократия. В работах полибия (200-118 гг. до н.э.) проводится похожая мысль, что все государства проходят неизбежные циклы роста – зенита – упадка.

Социальные процессы могут идти по спирали, когда последовательные состояния, хотя в основе своей схожи, но не идентичны. Восходящая спираль означает повторение процесса на относительно более высоком уровне, нисходящая спираль – повторение на относительно более низком уровне.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Со­циалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогрес­са. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществле­нию нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немец­кий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение опроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование челове­чества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шел­линг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадле­жит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступа­тельное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех по­пыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качест­ве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторо­на, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - все это показатели очень важные, но не универсальные, не охва­тывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Рассмотрим не­которые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что на­правленность исторического процесса обусловлена ростом и со­вершенствованием производительных сил общества, включаю­щих средства труда, степень овладения человеком силами при­роды, возможности их использования в качестве основы жизне­деятельности человека. В общественном производстве лежат ис­токи всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, кото­рые. соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производитель­ности труда, для развития человека. Человек здесь рассматрива­ется как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства чело­веческой природы.

Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального про­изводства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производст­ва сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодо­леть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, кото­рое характеризовало бы сущность жизни и деятельности челове­ка. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.

Свобода, как вы уже знаете, характеризуется не только зна­нием (отсутствие которого делает человека субъективно несво­бодным), но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. На­конец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Напомним также, что свобода одного человека не должна достигаться путем ущемле­ния свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.

Смысл жизни че­ловека заключен в самореализации, самоосуществлении лич­ности. Так вот, свобода выступает как необходимое условие са­мореализации. В самом деле, самоосуществление возможно, ес­ли человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создавае­мые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его потенции. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее разви­тие самого человека, растет духовное богатство личности.

Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоя­нии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в сво­бодном обществе означает также раскрытие его подлинно чело­веческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравствен­ных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой чело­века как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о че­ловеческом в человеке, о человечности. Но развитие человече­ских качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удов­летворяются разнообразные потребности человека в пище, одеж­де, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнооб­разные виды экономическо и политической, духовной и матери­альной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуаль­ных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможно­стей для развития в человеке человеческого: разума, нравствен­ности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выра­жается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: про­грессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Критерии общественного прогресса.

В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса?

Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения…

Идея о прогрессивном развитии вошла в науку в качестве секуляризованной (мирской) версии веры христиан в провидение. Образ будущего в библейских рассказах представлял собой необратимый, предопределенный и священный процесс развития людей, ведомых божественной волей. Однако истоки данной идеи обнаруживаются гораздо раньше. Далее разберем, что такое прогресс, какова его цель и значение.

Первые упоминания

Прежде чем говорить, что такое прогресс, следует дать краткое историческое описание появления и распространения этой идеи. В частности, в древнегреческой философской традиции есть рассуждения о совершенствовании существовавшей социально-политической структуры, развивавшейся от первобытной общины и семьи до древнего полиса, т. е. города-государства (Аристотель "Политика", Платон "Законы"). Чуть позже, в период Средневековья, Бэкон пытался применить концепцию и понятие прогресса в идейной области. По его мнению, накапливающиеся с течением времени знания все более обогащаются и совершенствуются. Таким образом, каждое следующее поколение способно видеть дальше и лучше, чем его предшественники.

Что такое прогресс?

Это слово имеет латинские корни и в переводе означает "успех", "движение вперед". Прогресс представляет собой направление развития поступательного характера. Для этого процесса характерным является переход к высшему от низшего, от менее к более совершенному. Прогресс общества - глобальное, всемирно-историческое явление. Этот процесс предполагает восхождение человеческих объединений от дикости, примитивных состояний к вершинам цивилизации. Этот переход основан на политико-правовых, нравственно-этических, научно-технических достижениях.

Основные компоненты

Выше описано, что такое прогресс и когда впервые стали говорить об этом понятии. Далее разберем его составляющие. В ходе улучшения развиваются следующие стороны:

  • Материальная. В данном случае речь идет о наиболее полном удовлетворении благ всех людей и ликвидации каких-либо технических ограничений для этого.
  • Социальная составляющая. Здесь речь идет о процессе приближения общества к справедливости и свободе.
  • Научная. В данном компоненте отражен процесс непрерывного, углубляющегося и расширяющегося познания окружающего мира, его освоение как в микро-, так и в макросфере; освобождение познания от границ экономической целесообразности.

Новое время

В этот период стали усматривать прогресса в естествознании. Свою точку зрения на процесс высказывал Г. Спенсер. По его мнению, прогресс - как в природе, так и в обществе - подчинялся всеобщему эволюционному увеличивающейся сложности внутреннего функционирования и организации. С течением времени формы прогресса стали просматриваться в литературе, всеобщей истории. Не осталось без внимания и искусство. В разных цивилизациях имело место разнообразие соц. порядков, которые, в свою очередь, обусловили разные виды прогресса. Была сформирована так называемая "лестница". На ее вершине находились наиболее развитые и цивилизованные общества Запада. Далее на различных ступенях стояли прочие культуры. Распределение зависело от уровня развития. Произошла "вестернизация" концепции. В результате появились такие виды прогресса, как "америкоцентризм" и " европоцентризм".

Новейшее время

В этот период решающая роль была отведена человеку. Вебер подчеркивал тенденцию рационализации всеобщего характера в управлении разнообразными Дюркгейм приводил другие примеры прогресса. Он говорил о тенденции социальной интеграции посредством "органической солидарности". Она основывалась на взаимодополнительном и взаимовыгодном вкладе всех участников социума.

Классическая концепция

Рубеж 19-20 веков именуется "триумфом идеи развития". В то время всеобщая уверенность в том, что научный и технический прогресс способен гарантированно обеспечивать непрерывное улучшение жизни, сопровождалась духом романтического оптимизма. В целом, в социуме существовала классическая концепция. Она представляла собой оптимистическую идею о постепенном освобождении человечества от страха и невежества на пути к все более рафинированным и высоким уровням цивилизации. Классическая концепция основывалась на понятии линейного необратимого времени. Здесь прогресс являлся положительно характеризуемой разницей между настоящим и будущим либо прошлым и настоящим.

Цели и задачи

Предполагалось, что описанное движение будет непрерывно продолжаться не только в настоящем, но и в будущем, несмотря на случайные отклонения. Достаточно широко было распространено в массах убеждение в том, что прогресс вполне можно сохранить на всех стадиях, в каждой основной структуре социума. В результате все должны были достичь полного процветания.

Основные критерии

Среди них чаще всего встречались:

  • Религиозное совершенствование (Ж. Бусе, Августин).
  • Увеличение научного знания (О. Конт, Ж. А. Кондорсе).
  • Равенство и справедливость (К. Маркс, Т. Мор).
  • Расширение индивидуальной свободы в комплексе с развитием морали (Э. Дюркгейм, И. Кант).
  • Урбанизация, индустриализация, усовершенствование техники (К. А. Сен-Симон).
  • Господство над природными силами (Г. Спенсер).

Противоречивость прогресса

Первые сомнения в правильности концепции стали высказываться после Первой мировой. Противоречивость прогресса состояла в появлении идей о негативных побочных эффектах при развитии социума. Одним из самых первых с критикой выступил Ф. Теннис. Он считал, что социальное развитие от традиционного к современному, индустриальному, не только не улучшило, а, напротив, ухудшило условия жизни людей. Первичные, непосредственные, личные социальные связи традиционного взаимодействия людей были заменены опосредованными, безличными, вторичными, исключительно инструментальными контактами, присущими современному миру. В этом, по мнению Тенниса, состояла основная проблема прогресса.

Усиление критики

После Второй мировой для многих стало очевидным, что развитие в одной сфере влечет негативные последствия в другой. Индустриализация, урбанизация, научный и технический прогресс сопровождались загрязнением окружающей среды. Что, в свою очередь, спровоцировало Появилась новая теория. Уверенность в том, что человечеству необходим непрерывный экономический прогресс, сменилась альтернативной мыслью о "пределах роста".

Прогноз

Исследователи просчитали, что при приближении уровня потребления разных стран к западным стандартам, планета может взорваться от экологической перегрузки. Концепция о "золотом миллиарде", в соответствии с которой обеспеченное существование на Земле может гарантированно получить только 1 млрд людей из обеспеченных государств, совершенно подорвала главный постулат, на котором основывалась классическая идея прогресса - ориентирование на лучшее будущее для всех живущих без исключения. Убеждение в превосходстве направления развития, по которому шла цивилизация Запада, господствовавшая в течение продолжительного периода времени, сменилась разочарованием.

Утопическое видение

Это мышление отражало весьма идеализированные представления о наилучшем обществе. По этому утопическому мышлению, надо полагать, также был нанесен мощнейший удар. Последней из попыток реализации такого типа видения мира стала мировая социалистическая система. При этом человечество на данном этапе не имеет в запасе проектов, "способных мобилизовать коллективные, всеобщие действия, захватив людское воображение", которые могли бы ориентировать социум на светлое будущее (эту роль весьма эффективно исполняли идеи социализма). Вместо этого сегодня имеют место или простые экстраполяции существующих тенденций, или катастрофические пророчества.

Размышления о будущем

Развитие идей о предстоящих событиях идет в настоящее время в двух направлениях. В первом случае определяется воцарившийся пессимизм, в котором просматриваются мрачные образы упадка, разрушения и дегенерации. Из-за разочарования в научно-техническом рационализме стали распространяться мистицизм и иррационализм. Рассудку и логике в той или иной сфере все чаще противопоставлены эмоции, интуиция, подсознательное восприятие. Согласно утверждениям радикальных постмодернистских теорий, в современной культуре исчезли надежные критерии, по которым миф отличался от реальности, безобразное от прекрасного, добродетель от порока. Все это указывает на то, что началась эпоха "высшей свободы" от морали, традиций, прогресса, в конце концов. Во втором направлении просматриваются активные поиски новых концепций развития, способных дать людям позитивные ориентиры на предстоящие периоды, избавить человечеств от необоснованных иллюзий. Постмодернистскими идеями была, главным образом, отвергнута теория развития в традиционной версии с финализмом, фатализмом и детерминизмом. Большая часть из них предпочла другие примеры прогресса - иные вероятностные подходы к развитию социума и культуры. Некоторые теоретики (Бакли, Арчер, Этциони, Валлерстайн, Нисбет) в своих концепциях трактуют идею как возможный шанс наступления улучшения, который может с определенной долей вероятности наступить, а может и быть незамеченным.

Принцип конструктивизма

Из всего разнообразия подходов именно эта концепция послужила теоретическим фундаментом для постмодернизма. Задача состоит в том, чтобы в повседневной нормальной жизнедеятельности людей отыскать движущие силы прогресса. По мнению К. Лэша, решение загадки обеспечивается уверенностью в том, что исключительно благодаря усилиям человека могут произойти улучшения. В противном случае задача просто неразрешима.

Альтернативные концепции

Все они, возникшие в рамках теории деятельности, весьма абстрактны. Альтернативные концепции апеллируют к "человеку в целом", не выказывая особенного интереса к культурным и цивилизационным различиям. В данном случае, по сути, просматривается новый тип общественных утопий. Он представляет собой кибернетическое моделирование социальных культур идеального порядка, просматривающихся через призму людской деятельности. Эти концепции возвращают позитивные ориентиры, определенную веру в вероятное прогрессивное развитие. Более того, они называют (хотя и на высокотеоретическом уровне) источники и условия роста. Между тем, альтернативные концепции не отвечают на основной вопрос: почему человечество, "свободное от" и "свободное для", в ряде случаев выбирает прогресс и стремится к "новому, активному социуму", но зачастую ориентиром для него служит декаданс и разрушение, что, в свою очередь, приводит к стагнации и регрессу. Если основываться на то вряд ли можно утверждать, что общество нуждается в прогрессе. Это объясняется тем, что нельзя доказать, будет ли хотеть человечество реализовывать свою созидательную способность в будущем. Ответы на данные вопросы отсутствуют и в кибернетике и системной теории. Однако их подробно разбирали религия и культура. В связи с этим, в качестве альтернативы конструктивистскому модернизму в теории прогресса может сегодня выступать социокультурный этикоцентризм.

В заключение

Современные российские философы все чаще возвращаются к "Серебряному веку". Обращаясь к этому наследию, они пытаются снова услышать самобытность ритмов национальной культуры, перевести их на научный строгий язык. По словам Панарина, биоморфная структура познания показывает человеку образ космоса как живой, органической целостности. Его пространство будит в людях мотивацию высшего порядка, несовместимую с безответственным потребительским эгоизмом. Сегодня отчетливо ясно, что современная социальная наука требует серьезного пересмотра существующих основных принципов, приоритетов и ценностей. Она может подсказать человеку новые направления, если он, в свою очередь, отыщет в себе достаточно сил воспользоваться ими.