Установка/Настройка

Здесь описывается почти все виды клеев. Для разного применения

Здесь описывается почти все виды клеев. Для разного применения

Разбитая чашка вашей мамы или бабушки, старая памятная статуэтка с отколотым кусочком – эти испорченные вещи, которые хранят память о наших родных, друзьях, бывает очень жаль. Но можно попытаться склеить фарфоровые или фаянсовые предметы. Сейчас продается много синтетических клеев, но можно попробовать воспользоваться старыми советами.

Так, чтобы получить массу для склеивания стекла и фарфора, нужно растопить на медленном огне 50 граммов светлого шеллака с 25 граммами скипидара. Смесь немного охлаждают и разделяют на небольшие плитки. Для склеивания массу нагревают, смазывают ею края изломов и аккуратно соединяют их. Излишек массы осторожно удаляют.

При склейке стекла пользуются также желатином, к которому прибавляют небольшое количество водного раствора двухромокислого калия. Этот клей под воздействием света становится совершенно не растворимым даже в горячей воде.

Казеин, растворенный в жидком стекле, также пригоден для этой цели.

Фарфор можно склеивать теми же составами, что и стекло. Для починки посуды особенно хорош цемент из гипса, замешанный на яичном белке. Этот цемент очень быстро затвердевает, и поэтому работать с ним надо очень осторожно.

Можно получить клей для фарфора и фаянса и следующим способом: сбить в пену яичные белки и поставить их в прохладное место на сутки. После этого следует отделить отстоявшийся белок и тщательно растереть с порошком негашеной извести, прибавляя ее постепенно в таком количестве, чтобы получилась тестообразная масса. Этот клей накладывается на склеиваемые части тонким слоем. Процесс склеивания нужно производить как можно скорее, чтобы клей не успел подсохнуть.

Для склеивания частей фарфоровых и стеклянных предметов можно применить следующую замазку: взять промытой стеклянной муки (измельченного стекла) - 1 часть, добавить речного песку (сеяного) - 2 части и жидкого стекла - 6 частей. Эта замазка очень прочно цементирует склеиваемые части. По структуре она несколько грубовата, так что применяется для склеивания крупных предметов.

Вот другая замазка, отличающаяся от предыдущей более мелкой структурой, применяется также для склеивания крупных предметов. Берут жженой извести (негашеной) - 1 часть, мела (молотого) - 10 частей и жидкого стекла - 2"/2 части.

По обоим рецептам замазка приготовляется перед употреблением, так как быстро твердеет.

Есть особо твердая гипсовая замазка для склейки некрупных предметов из стекла и фарфора. Готовить ее можно так: берется жженый скульптурный или медицинский гипс и кладется на один день в насыщенный раствор квасцов. Затем его высушивают и снова прокаливают и измельчают. Обработанный таким образом гипс в соединении с водой превращается в очень твердую массу. Соотношение гипса и воды должно быть таким, чтобы получилась жидкая масса консистенции сливок.

Склеивание — наиболее часто выполняемая операция в процессе консервационной обработки керамических изделий.

Предварительный подбор фрагментов и их монтаж

При всем многообразии задач, которые возникают перед реставратором при сборке разбитых керамических изделий, можно выделить общие технические приемы работ, которые помогут найти наиболее правильный вариант на данном этапе консервационной обработки.

22. Японское блюдо. Фарфор, надглазурная роспись. Разбито на множество фрагментов

23. Японское блюдо. После реставрации

Материалы и инструменты

1. Клейкая лента — для предварительной сборки изделия. Следует исключить при работе с изделиями с хрупкой расслаивающейся структурой черепка и глазури, а также такими видами декора, как надглазурная роспись и позолота, незакрепленные красочные покрытия.

2. Светлый пластилин — для предварительной сборки мелких фрагментов изделия.

3. Замки-связки из гипса или эластичных полимеров — для предварительной сборки крупных фрагментов изделия с непористым черепком.

4. Растворители: ацетон — для удаления следов клейкой ленты; ацетон, уайт-спирит — для удаления следов пластилина.

5. Тампоны — для удаления следов клейкой ленты и пластилина.

6. Ящик с промытым кварцевым песком.

Метод работы

Независимо от того, какое количество фрагментов подлежит склеиванию, рекомендуется провести подборку разбитых частей и осуществить их монтаж.

Если изделие разбито на большое количество фрагментов, то при подборке их целесообразно применить способ системного размещения черепков, который заключается в том, что фрагменты подбирают и раскладывают на рабочем столе в определенной последовательности. Например, фрагменты верхней части разбитого сосуда собирают в одну группу, то же делают с фрагментами средней части (тулова), так же поступают с фрагментами его дна. Таков принцип взаимного расположения фрагментов. В этом случае вспомогательным ориентиром сборки могут служить определяющие признаки: контур и форма черепка, цвет и оттенки черепка и глазури, роспись, рельеф, другие элементы декора, а также трещины и сколы, продолжение которых, вероятно, читается на других, соседних, фрагментах.

После подборки всех имеющихся фрагментов производят предварительную сборку изделия. Эта операция помогает определить последовательность склеивания, выбрать оптимальный вариант точной подгонки фрагментов и выявить возможные утраты черепка.


24. Наполеон. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Фрагменты

25. Наполеон. После реставрации

При проведении предварительной сборки не следует стремиться к абсолютно плотному совмещению фрагментов, чтобы не травмировать поверхность разлома. Иногда достаточно и приближенно определить последовательность сборки, мысленно корректируя возможную подгонку фрагментов с учетом клеевого шва.

Предварительно определяя, насколько точно можно провести склеивание разбитого изделия, следует учитывать и то обстоятельство, что при самом незначительном по толщине клеевом шве все же происходит наращивание неточностей при сопряжении фрагменттов. А на последнем этапе сборки это может привести к тому, что точное совмещение оставшихся фрагментов окажется невозможным. Подобные трудности могут возникнуть и вследствие такого явления, как внутреннее напряжение, которое обнаруживается в керамическом материале, когда изделие разбито. Это явление проявляется в разной степени и не зависит от того, на какое количество фрагментов разбито изделие. Иногда точная сборка всего нескольких частей изделия может вызвать затруднения именно в силу проявления остаточной деформации в материале, образование которой зависит от конфигурации изделия, структуры и разнотолщинности черепка, характерных особенностей разлома. Поэтому именно еще в процессе сборки фрагментов реставратор должен предусмотреть равномерное распределение неточностей, чтобы неизбежные дефекты склейки были менее всего заметны, ни в коем случае не искажая форму изделия и не нарушая целостность восприятия элементов декора.

В процессе предварительной сборки изделия для фиксирования легких небольших фрагментов используют клейкую ленту, светлый пластилин. Фрагменты фарфоровых изделий, имеющих деструктированные частицы черепка и глазури, фиксируют при помощи клейкой ленты, но закрепление их следует проводить с обратной стороны, где декор отсутствует. Для фиксирования более крупных фрагментов применяют временные, легкоудалимые замки-связки из гипса.

Процедура сборки и склеивания многофрагментного изделия становится проще, если предварительно провести подклейку небольших фрагментов к более крупным или склеить соответствующим клеем (см. ниже) несколько небольших фрагментов, тем самым уменьшив их число, подлежащее окончательной сборке. Монтируя эти укрупненные фрагменты-секторы, можно вносить поправки в последовательность склеивания, чтобы достигнуть наиболее точного совмещения фрагментов и избежать образования так называемых «замков», когда какой-либо из фрагментов не удается установить между двумя соседними (в этом случае следует изменить последовательность сборки).

Когда предварительная сборка окончена, очищают поверхность и швы разлома от остатков вспомогательных крепежных материалов. Для удаления следов клейкой ленты используют тампоны с ацетоном; остатки пластилина удаляют тампонами с ацетоном и уайт-спиритом; гипсовые замки-связки удаляют механическим способом, при необходимости предварительно размягчив их водными компрессами.

Подготовка поверхностей разлома к склеиванию


26. Пласт с цветочной росписью. Фарфор, надглазурная роспись. Предварительная сборка фрагментов перед склейкой

Подготовка поверхностей разлома к склеиванию заключается прежде всего в удалении загрязнений или остатков старого клея.

Как правило, эту операцию выполняют одновременно с общей очисткой изделия (см. разд. 9).

Материалы и инструменты

1. Растворители: этиловый спирт, ацетон — для обезжиривания швов разлома.

2. Кисть — для очистки швов разлома от пыли или частиц керамической массы.

Метод работы

Перед процедурой склеивания реставратор должен еще раз обратить внимание на то, чтобы фрагменты после очистки были хорошо просушены, а швы разлома обезжирены спиртом или ацетоном. Если же изделие имеет свежие, незагрязненные швы разлома, достаточно лишь удалить кистью пыль или частицы керамической массы, которые даже при самом незначительном количестве могут стать помехой для точной склейки.

Нанесение клея и совмещение склеиваемых поверхностей

Проведение работ по склеиванию фрагментов, так же как и другие процедуры, связанные с реставрацией керамических изделий, предполагает различный методический подход, в зависимости от особенностей структуры черепка и состояния сохранности изделия как по шву разлома, так и в целом.

Поскольку методика склеивания основана на применении целого ряда различных по своей химической природе и физическим свойствам клеевых составов, то следует остановиться на некоторых понятиях, связанных с этим процессом.

Изо всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого

Йа криворукое дурёхо - уронила крышку от своего глиняного чайника и она раскололась на 2 куска. Задалась вопросом, можно ли ее склеить (чтобы при этом можно было использовать по назначению), или прощай, любимый чайник?

Нашла вот что:
Как склеить глиняную посуду
Как склеить разбитую глиняную посуду? Возьмите негашеную известь, мелко ее разотрите и смешайте с творогом, чтобы получилась густая и вязкая масса. Смазав этой массой кромки разбитой посуды, сложите их, дайте несколько постоять, чтобы масса совершенно высохла.

Цемент для фарфора и фаянса
Для этой цели рекомендуем следующий состав. Берут 125 г свежего, хорошего качества творога и промывают его водой, сильно отжимая до тех пор, пока стекающая вода не станет светлой. Затем творог, промытый таким образом и хорошо отжатый, кладут в фарфоровую ступу, добавляют туда белки от 3 яиц и сок, выжатый из 7-8 головок чеснока. Все это хорошо растирают в ступке, после чего примешивают понемногу мелко истолченную жженую известь до тех пор, пока вся смесь не превратится в крутую твердую массу. В таком виде полученный состав готов к употреблению и хранится в хорошо закупоренной баночке с широким горлом. Чтобы склеить им какой-нибудь разбитый фарфоровый или фаянсовый предмет, небольшое количество его слегка смачивают водой, покрывают им равномерно поверхности излома и, быстро скрепив разбитые части, дают составу полностью высохнуть в темноте. По свидетельствам, склеенные этим составом предметы из фарфора или фаянса хорошо выдерживают огонь и кипяток.

Как склеить фарфор?
Расширенный ответ:
Чтобы склеить разбитый фарфор можно использовать следующий состав самодельного клея: 1 часть измельчённого стекла, 2 части просеянного речного песка и 6 частей силикатного клея (жидкого стекла). Этот клей очень прочный, но место склейки получается очень заметным. Чтобы избежать заметности можно использовать другой состав клея: 1 часть негашеной извести, 10 частей мела и 2,5 части жидкого стекла. Этот клей и нужно готовить заранее, так как после смешивания очень быстро твердеет. Может вполне пригодиться заранее приготовленный клей в составе 1 части скипидара и 2 частей шеллака (по массе). Нужно растопить на медленном огне, к примеру, 50 г скипидара и 100 г светлого шеллака, полученную смесь охладить и разделить на небольшие кусочки. Клей в застывшем виде может храниться долго, а чтобы его использовать, нужно просто разогреть кусочек, нанести клей тонким слоем на склеиваемые поверхности и крепко сжать. Выступивший по шву излишек сразу же удалить. Клей на гипсе позволяет хорошо склеивать разбитые фарфоровые изделия. Для его приготовления нужно жжёный скульптурный или медицинский гипс сложить в насыщенный раствор обыкновенных квасцов и держать 24 ч. После чего высушить, снова прокалить и измельчить. Для склеивания порошок развести водой до консистенции густой сметаны.

Как склеить разбитую керамику?
Расширенный ответ:
Клей для керамики обычно делают одним из следующих способов: 1) растворяют казеин в жидком стекле или силикатном клее; 2) замешивают гипс на яичном белке; 3) на сутки замачивают гипс в насыщенном растворе алюминиевых квасцов, высушивают, размылывают и замешивают на воде; 4) сухой мел размалывают до очень мелкого состояния, практически зубного порошка, затем растворяют в жидком стекле в соотношении по массе 1:4. Третий вариант представляется лучшим для склеивания керамики. Обычно клей затвердевает через 2-3 часа. При приготовлении клея нужно помнить, что все составы должны иметь консистенцию сметаны. Керамические и фаянсовые предметы после склеивания желательно нагреть в духовке до температуры не выше 100°С.

Чем можно склеить фарфоровую посуду?
Первое, что хотелось бы отметить, не стоит склеивать фарфоровые изделия химическими клеящими средствами на основе цианида. Это яд! И если вы склеите чашку или же блюдце таким клеем, то ни в коем случае нельзя будет уже пользоваться данным изделием! Цианид будет активно губить ваш организм. Лучше уж выкинуть фарфоровое изделие, нежели склеивать его клеем типа "Момент", "Слон" ...
Чем можно склеить? Клей можно приготовить самостоятельно и понадобятся нам алебастр (гипс) и яйцо, вернее только белок от яйца. Итак, белок вливаем в посуду, добавляем понемногу гипса столько, чтобы у нас вышла густая смесь. Внимание: смесь (клей) будет очень быстро застывать, поэтому заранее его не готовят. Размешиваем алебастр в белке, наносим эту массу на места сколов и соединяем половинки битой посуды плотно.
Даём клею самодельному высохнуть и склеить битые части. То есть трогать посуду и пробовать на прочность не стоит в течении двух - трёх часов. Склеенную посуду вытираем, моем и ставим на полочку. Трещины видно не будет.

Чем склеить фарфор
Каждая хозяйка хоть раз разбивала фарфоровую чашку или тарелку. Конечно, разбитую посуду лучше всего выбросить и больше не пользоваться ею. Однако предметы, которые вам очень дороги, представляющие особую ценность можно попытаться склеить.
Чтобы склеить фарфор приготовьте цемент на основе гипса. Добавьте в гипсовый порошок яичный белок, тщательно перемешайте, нанесите на скол и быстро соедините разбитые части (такой цемент очень быстро затвердевает).
Хорошо склеивает фарфор состав из ячных белков и питьевой соды. Взбейте яичные белки в густую пену и поставьте на сутки в прохладное место. Затем отделите отстоявшийся белок и тщательно разотрите его с содой, прибавляя ее до консистенции теста. Нанесите смесь тонким слоем на скол, соедините разбитые части.
Хороший клей для фарфора можно приготовить на основе желатина. Смешайте 25% раствор желатина с уксусной эссенцией в пропорции 1:1, нанесите на скол, соедините отколовшиеся части.

Общие правила. Начинать склеивание всегда нужно с одной простой операции - с подготовки соединяемых поверхностей. Их обязательно надо очистить от пыли и других загрязнений, обезжирить любым растворителем, а затем просушить. Пленка клея должна быть по возможности тонкой и, при присоединении склеиваемых частей максимально «схватиться» с поверхностями.

Если поверхности на разломе имеют сложный рельеф лучше нанести клей в два приема: сначала один тонкий слой, который должен просохнуть до такой степени, чтобы при легком, без усилия, совмещении поверхности не прилипали друг к другу, а затем поверх первого - второй слой, кото-рый до соединения склеиваемых частей выдерживается столько времени, сколько указано в инструкции конкретного клея.

Соединяя подготовленные таким образом поверхности, нужно следить, чтобы они были прижаты друг к другу как можно плотнее. Важную роль тут играет даже не время, а сила, с которой склеиваемые части прижимаются друг к другу - при этом должны быть (в идеале) полностью исключены микроскопические пузырьки воздуха, которые могли бы отрицательно повлиять на прочность клеевого шва.

С силой прижимая друг к другу склеиваемые части, добиваются того, чтобы клей наилучшим образом заполнил микроскопические поры и трещины материала. Крупные предметы - крышку смывного бачка - соединяют на ровной горизонтальной поверхности.

Относительно длительного выдерживания под гнетом требуют те клеевые составы, которые приготовлены с использованием различных растворителей; при высыхании такого: клея растворитель испаряется, и его пары как бы «расталкивают» склеиваемые поверхности. Понятно, что это не способствует плотному соединению, а значит и надежному склеиванию.

Для фиксации можно использовать струбцину или тугой жгут, небольшие предметы часто просто втыкают в ведро с чистым сухим песком, и уже на слой песка устанавливают груз, при этом песчинки равномерно передают усилие на всю поверхность.

Для склеивания расколовшейся мраморной раковины, треснувшей полочки унитаза, надколотого корпуса смесителя и других элементов и приборов сантехники применяются различные по составу клеи, каждый из которых требует определенных приемов работы. Остановимся подробнее на видах и назначении различных клеевых составов.

Привычный всем универсальный клей БФ-2 имеет практически неограниченную сферу применения при ремонте сантехнического оборудования. БФ-2 годится как для склеивания изделий из пластмассы (трубы и фитинги ПВХ-трубопрово-дов, сифоны из различных видов термопластов и т. д.), так и для работ по склеиванию и ремонту сантехфаянса. Склеивание заметно ускоряется при последующем нагревании.

Смесители с треснувшим керамическим покрытием, крышки унитазных бачков и другие фаянсовые предметы сразу после склеивания иногда нагревают над электроплиткой или даже в духовке, при температуре не выше 100 °С.

Керамику и фаянс также достаточно надежно склеивают готовые клеи ЭПО, ЭДП, «Марс», МЦ-1, «Рапид», «Уникум» и еще ряд других. Существуют и самодельные составы.

Для склеивания керамики и фаянса, а также пластмасс в домашних условиях несложно приготовить клей на основе казеина: в 2 частях воды замешивают 10 частей казеина и 1 часть буры, после чего добавляют еще 2 части воды. Чтобы сделать будущий шов водоупорным, в готовый раствор можно добавить несколько капель формалина или раствора алюминиевых квасцов. Клей затвердевает через 2-3 ч.

Для склеивания крупных предметов из фаянса или фарфора можно самостоятельно приготовить клей следующего состава: на 1 часть стеклянной муки (измельченного стекла) 2 части просеянного речного песка и 6 частей силикатного клея (жидкого стекла). Клей достаточно прочен, но шов получится весьма заметным.

Вот рецепт другого самодельного клея: на 1 часть Негашеной извести 10 частей мела и 2,5 части жидкого стекла. Состав очень быстро твердеет, поэтому готовить его следует непосредственно перед употреблением.

Приготовить впрок можно другой клей, состоящий из скипидара (1 часть) и шеллака (2 части по массе): растопить 25 г скипидара и 50 г светлого шеллака на медленном огне, полученную смесь охладить и разделить на небольшие плитки. В таком виде клей может храниться достаточно долго, перед применением достаточно вновь разогреть массу, нанести ее тонким слоем на склеиваемые поверхности и крепко сжать. Выступивший по шву излишек клея следует сразу же удалить.

Фарфоровые предметы можно склеивать также составом на основе гипса. Для приготовления клея понадобятся, кроме скульптурного или медицинского гипса, обыкновенные квасцы. Готовится клей следующим образом: жженый гипс оставляют в насыщенном растворе квасцов на 24 ч, затем сушат, вновь прокаливают и измельчают, после чего порошок разводят водой до консистенции густой сметаны.

Чтобы разбить на несколько кусков мраморную раковину, ее нужно как минимум уронить на твердую поверхность. Чаще случается другая неприятность - какой-то тяжелый предмет падает на саму раковину. Вследствие механических ударов мрамор хотя и не раскалывается на части, но на поверхности раковины могут появиться мелкие отколы или даже трещины.

Треснувшую мраморную столешницу умывальника вполне можно отреставрировать. Для этого понадобится кашица из растертого в клеевой воде алебастра (для белого мрамора), а если нужен другой определенный оттенок, в замазку добавляют охру, растертый шифер (асбесто-волоконную плиту) или другие наполнители. После застывания замазки шов следует заполировать.

Случается, хоть и не часто, что дорогая мраморная плита все же разбивается на несколько крупных частей. Расколовшуюся мраморную раковину или полочку умывальника можно склеить, используя клей на основе того же мрамора, растертого в порошок. Если растирать (кроме самой полочки) нечего, клеем из гипса с гуммиарабиком: 4 части измельченного гипса смешать с 1 частью гуммиарабика (в порошке), в полученную смесь добавить (до получения жидкого теста) крепкий раствор буры в холодной воде. Поверхности, смазанные полученным клеем, крепко прижимают другу к другу и оставляют в прохладном сухом месте на 5-7 дней.

Если же вы хотите сделать шов абсолютно незаметным, придется все же приготовить «мраморный» клей: немного мрамора истолочь в порошок и смешать с воском и каучуком в пропорции: на 2 части мрамора 2 части воска и 1 часть каучука. Подогрев смесь на водяной бане, ее наносят на склеиваемые поверхности и аккуратно удаляют излишки клея.

Вещи из керамики, фаянса и фарфора есть в каждой семье. Часто это красивые, старинные изделия, работы хороших мастеров. Они украшают интерьер своей оригинальностью, радуют глаз и согревают душу. Иногда это дорогие, памятные вещи, доставшиеся по наследству. Но керамика и фарфор довольно хрупки. Посуда, ваза или статуэтка могут разбиться. Иногда повреждения столь серьезны, что пострадавшую вещь с большим сожалением приходится выбрасывать. Если же есть хоть малейшая надежда отреставрировать, продлить жизнь изделию, то ею, конечно, стоит воспользоваться. Но чем склеить керамику?

Синтетические клеи

Клей для фарфора и керамики может быть как природным (который можно приготовить самим), так и синтетическим.

На том, как приготовить органический клеевой раствор самостоятельно, мы остановимся ниже, а пока рассмотрим синтетические клеи, которые в изобилии предлагает рынок строительной химии.

Чтобы выбрать хороший клей для керамики, нужно быть внимательными, не стесняться консультироваться с

продавцами, так как выбор действительно велик. Но у каждого клея есть как свои достоинства, так и недостатки. Одни не дают прочных швов, в другие добавлен краситель, а некоторые недостаточно влагостойкие. Для склеивания керамических изделий рекомендуются «Марс», «БФ-2», «Rapid», «МЦ-1», «Мекол», «Суперцемент», «Аго», «Эластосил-2», «ЭДП», «Патекс» и др. Они отлично склеивают керамику, имея высокие технические показатели. Лучшим по водостойкости заслуженно считается «Марс».

Также оптимальным для наших целей можно назвать универсальный супер-клей на основе цианокриалата.

Он продается в любом специальном магазине. Этим клеем удобно пользоваться, так как он расфасован в маленькие тюбики для одноразового использования. Многие любят использовать для посуды клей «ПВА», так как его состав один из самых экологичных. Но после склейки этим клеем желательно еще пройти вещь слоем лака, иногда несколькими.

А чем склеить фарфор? Для фарфора, как и для керамики, также подходят универсальные эпоксидные и казеиновые клеи.

Органические клеевые растворы

Существует масса органических растворов, которые можно сделать самим в домашних условиях. Ими пользовались старые мастера. Рецепты выдержали проверку временем, и перешли к нам по наследству.

Вот несколько простых составов:

  • клей для реставрации фарфора. В гипсовый порошок добавляют белок 1 яйца и тщательно перемешивают. Получившейся субстанцией нужно клеить очень быстро, так как она моментально твердеет;
  • взбить в пену 1 белок яйца, дать отстояться сутки. Потом добавить в него пищевой соды, чтобы масса по консистенции соответствовала обычному тесту. Таким клеем хорошо клеить мелкие фарфоровые статуэтки;
  • смешиваются в равных пропорциях вода, бура, казеин, добавляются 2-3 капли формалина. Состав застынет спустя 2-3 часа, и им можно пользоваться.

    Более сложный, но эффективный состав – так называемый «пищевой клей»:

    • в 1 литр воды добавить 100 граммов сахара, 100 граммов гашеной извести. Перемешать;
    • варить смесь на небольшом огне около 3,5 часов, ни в коем случае не кипятить;
    • остудить, отстоять 2-3 часа, слить воду;
    • добавить в смесь полкилограмма любого размельченного плиточного клея. Перемешать, отстаивать 12 часов;
    • получившимся раствором работать в холодном состоянии.

    Клей для фарфора пригоден также и для керамики.

    Как склеить фарфор?

    Фарфор склеить несколько проще, чем керамику, поэтому будем двигаться от простого к сложному. Итак, как склеить фарфор?

    Сделать это можно, с помощью вышеописанных самодельных клеев, или воспользоваться одним из синтетических составов: «Рапид», «Аго», «Мекол», «Эластосил-2» и др.

    Алгоритм действий будет примерно таким:

    • промыть и высушить склеиваемые поверхности, затем обезжирить их;
    • нанести клей тонким слоем на места склеивания, приложить части друг к другу и сразу прочно прижать;
    • можно для прочности обмотать жгутом и не трогать несколько дней.

    А как склеить фарфоровую статуэтку, от которой откололись мелкие осколки?

    Вот вариант ремонта фигурки с помощью эпоксидного клея:

    • соединить смолу с отвердителем в пропорции 1:10, перемешать и подогреть;
    • аккуратно, тонкой палочкой нанести состав в место, куда нужно приклеить осколки и оставить на несколько минут;
    • приложить фрагменты разбитого изделия, слегка прижать;

    Полностью все высохнет через сутки.

    Вот таким образом можно склеить фарфоровую чашку или другое изделие.

    Использовать в данном случае будем супер-клей:

    • поверхности помыть, посушить, обезжирить;
    • намазать клеем, просушить 20 минут. Затем покрыть вторым слоем и прижать склеиваемые поверхности друг к другу;
    • потом склеенное изделие поставить в какую-либо емкость, большую по размеру, залить теплой водой и на небольшом огне кипятить 2-2,5 часа;
    • в воде изделие остудить и только потом извлечь;
    • подобным же образом можно прогреть его в духовке или просто подержать над плитой. Но делать это следует очень аккуратно, чтобы не перегреть изделие.

    Аналогичным образом можно делать ремонт фарфоровых вазочек или статуэток, главное – клей должен быть водостойкий. После высыхания реставрируемого предмета можно дополнительно покрыть его одним или несколькими слоями лака для придания большей прочности.

    Как склеить керамику?


    Керамические изделия гораздо тяжелее и объемнее, чем фарфоровые, поэтому их склеивание несколько более трудоемко. Так как склеить керамику, чтобы это было долговечно и надежно?

    Правила склеивания таковы:

    • собираем все разбитые части изделия, моем в теплой воде (можно с моющим средством для посуды), ополаскиваем и сушим;
    • собираем детали по схеме, чтобы видеть, как будем клеить;
    • обезжириваем ацетоном или другим составом склеиваемые места;
    • тонким слоем (палочкой либо тонкой кисточкой) наносим клей;
    • даем первому слою просохнуть, потом наносим второй;
    • прижимаем детали и держим несколько минут. Потом ватной палочкой аккуратно убираем остатки;
    • спустя некоторое время, чтобы первая деталь хорошо приклеилась, клеим следующую и т.д.;
    • затем склеенное изделие нужно хорошо зафиксировать жгутом, струбциной или другим приспособлением на тот срок, что указан в инструкции клея. Предмет маленького размера хорошо воткнуть в емкость с песком, это способствует надежному соединению между собой всех деталей.Обычно на окончательное схватывание шва уходит 2-3 дня.

    Осколки керамических изделий бывают довольно острыми, поэтому лучше при ремонте надевать резиновые перчатки, защищая руки от возможных порезов.
    Для работы с мелкими деталями удобно использовать пинцет.

    Теперь мы много узнали о том, как правильно склеить керамические и фарфоровые изделия. Какие клеи лучше выбирать, и как приготовить их самим. И, если случится несчастье с нашей любимой чашкой, вазой или статуэткой, постараемся применить полученные знания на практике, чтобы продлить изделию жизнь.