Крупная бытовая техника

Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции. Что такое Ум

Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции. Что такое Ум

Здравствуйте, уважаемые любители и ценители буддийской философии.

Наш сегодняшний рассказ об одном из важнейших аспектов этого религиозного течения – сущности ума. Хотя подходы к его пониманию (а точнее – осознанию) различны в разных течениях, тем не менее, мы попробуем выделить общие положения.

Понятие ума в буддизме

Следует сразу оговориться, что в буддийской философии есть два понятия «ума». Первое непосредственно ассоциируется с «Я» каждого человека, второе – с основополагающим понятием «дзена» или просветления.

Между этими понятиями – огромная пропасть. А ее преодоление, переход из одного состояния в другое – есть основная цель каждого буддиста. Поэтому ум в буддизме часто не является синонимом словам «разум», «мышление».

Здесь не имеется в виду все, что связано с познанием мира посредством логики, которую мы, люди западной культуры, привыкли ассоциировать с понятием ума.

Наиболее четко эти философские понятия определены в ламаизме, поэтому ниже речь пойдет в основном об этом религиозном направлении. Однако различия в этой области с другими течениями буддизма не носят кардинального характера.

По легенде Будда дал людям 84 тысячи разных учений об освобождении (просветлении), которые суть и есть пути к пониманию разума. По какому бы из них не шел ученик, если он достигнет цели, то неизменно придет к осознанию природы этой субстанции. Но, к сожалению, объяснить истину тому, кто еще только находится в пути, неспособен даже гуру.

Ложный ум

Природа ума в буддизме двойственна. Впрочем, дуализм вообще свойственен этому мировоззрению. Осознание ума, как самого себя – исходная ступень пути для каждого человека. Ведь совершенно естественно, что мы воспринимаем ум, как нечто присущее нам от рождения и материально располагающееся внутри нас.

При этом налицо деление всего сущего на «Я» и «Мир вокруг Меня». Это типичное проявление омрачения или «омраченного сознания» (также встречаются названия «клиштамановиджняна» и «манас»).

Тибетцы используют более понятные термины-синонимы — «обычный ум», «ложный ум» или «сем», они сравнивают его с пламенем свечи, установленной возле приоткрытого окна. Ведь ее огонь уязвим всем ветрам и, несмотря на все предпринимаемые им усилия, не в состоянии осветить мир вокруг себя, кроме крошечного участка подоконника, комнаты, улицы.


Сем достаточно устойчив, хитер и изворотлив. Он заставляет человека верить в свое существование и воспринимать мир таким – несуществующим без какой-то внешней точки отчета.

Ложный ум – есть не что иное, как проявление собственного опыта и устоявшихся привычек. Он инертен и ленив, скептичен и недоверчив, способен искусно обманывать и притворяться. Однако он точно не имеет ничего общего с Чистым Умом.

Чистый Ум

Дать определение этому философскому понятию столь же сложно, как объяснить, . Однажды, когда человек достигнет его, он автоматически придет и к пониманию природы Чистого Ума. До этого же можно лишь проводить какие-то аналогии. Чем мы, собственно, и займемся.

В противовес омраченному, ложному уму, Чистый Ум – это просветленное сознание. В русском языке термин «Бодхи» обычно переводят как «Просветление», хотя более точное значение «Пробуждение».


Именно эту аналогию – сна и яви – можно использовать, сравнивая ложный ум и Чистый Ум. То, что нам снится, зачастую очень далеко от истины, хотя во время сна мы считаем все происходящее (события, объекты и т.д.) реальностью. Но лишь пробудившись, человек может понять, что заблуждался. То же и в отношении разума.

Отрицание ложного ума

Человеческий разум является разносторонним и довольно «изворотливым». Недаром многие буддийские мудрецы сравнивали его с «хитрым политиком», умеющим хорошо обманывать людей и доказывать свою значимость и необходимость для общества и мира.

На самом деле, в том понимании, которое придаем ему мы, ум просто не существует. Это легко осознать, если попытаться представить себе физическую визуализацию ума. Где находится то «Я», которое все определяет и является точкой отчета для воспринимаемого нами мира?

Если каждый из нас попытается локализовать местоположение своего сознания, то просто не сможет это сделать.


Характеристики Чистого Ума

В буддизме вышеописанный принцип воспринимается не только как отрицание существования «обычного ума» и доказательство его двойственности, но и как первая характеристика Чистого Ума – Пустотность. Второе и третье определяющие его качества – это Ясность и Восприимчивость.

Остановимся на них подробнее, так как они позволяют точнее понять если не природу, то хотя бы условия, в которых существует Чистый Ум.

Пустотность

При том, что ум существует и используется человеком для размышления, решения задач, управления своими поступками и желаниями, взаимодействия с «чем-то другим», он не может быть никак локализован.

Где находится ум? Каков он по размеру? Какую имеет форму? Эти вопросы наш ежедневный опыт оставляет без ответа. Также невозможно и осязание того самого сема, который мы воспринимаем как «Я».

Тем не менее, при таких рассуждениях не следует считать, что Ум отсутствует вовсе. «Нематериальный» – не значит «несуществующий». Чистый, он не привязан к чему-то сущему, точке отчета, определенным координатам, а существует сам по себе – вне времени и пространства, является всеобъемлющим и всепроникающим.

Ясность

Пустотность Ума вовсе не означает его иллюзорность. Он способствует накоплению знаний и опыта, хотя сам и не является их проявлением. Здесь не обойтись без аналогии.

Представим, что «Я» – это комната, наполненная некоторыми предметами. Увидеть и понять, что это за элементы, не представляется возможным, если внутри темно. Но как только комната наполнится светом, мы сможем узреть форму и очертания. В этом плане Ум – это тот самый свет, который и позволяет нам получать новые знания, приобретать опыт, испытывать опущения и чувства.


Восприимчивость

Третье важное качество Ума состоит в его способности безошибочно определять характеристики любого предмета, вещи, существа, с которыми ему приходится сталкиваться в пробужденном состоянии. Ведь Чистый Ум существовал всегда, а его природа – суть мир, который нас окружает в самых разных проявлениях.

Небо и облака

Одна из многочисленных аналогий, объясняющих природу Чистого Ума – это сравнение его с Небом. Как бы много не было на нем облаков, они всего лишь движутся по нему своими причудливыми путями, но не способны ни оставить на нем след, ни запятнать его, ни скрыть.

Поднимитесь на самолете над облаками – и вы увидите небо. Дождитесь ветра, который разгонит облака, и оно станет чистым. Также и Ум существует сам по себе вне зависимости от наших жизней, мыслей, желаний и «ложного ума» – все это лишь облака на бесконечно чистом и безграничном небе.


Практика и работа над умом

Стремление к бесконечному познанию и свободе присуще каждому, но на пути к этому нам мешает сем. Правильная работа с умом () способствует достижению цели (Пробуждению). Ведь изначально Чистый Дзен пронизывает каждый элемент этого мира и находится внутри нас самих. Главное – найти путь к нему и понять суть вещей.

В философии буддизма Чистый Ум сравнивается со стеклом, прозрачным для света. К сожалению, в обычной жизни это стекло часто загрязнено наносным – теми стремлениями и ложными целями, которые ставит себе человек, желаниями и страхами. Сущность очищения ума – в отрешении от этого мира и достижении состояния просветления.

Как уже говорилось выше, Будда предложил 84 000 вариантов своего учения, а точнее – путей к его пониманию. В этом, с одной стороны, кроется объяснение существования такого большого количества направлений в буддизме.

С другой стороны, практически все они видят своей целью одно и то же – состояние просветления, дарующего ключ к пониманию природы вещей. Разнятся лишь методы и пути достижения.

Именно поэтому буддизм часто называют гигиеной ума. Так как это учение не дает сему полностью завладеть человеком, обмануть его и заставить многократно умирать и, возрождаясь, совершать те же самые ошибки.


Заключение

Существует огромное количество практических школ, которые учат медитациям, правильному исполнению ритуалов и т.д. Наиболее известные из них – это , Хинаяна и , а также их многочисленные подразделения – дзогчен, сарма и другие.

Однако все это – лишь различные способы видения одного и того же – Чистого Ума, который невозможно представить, не осознав его.

Дорогие читатели, если вы нашли в статье полезную для себя информацию, поделитесь ссылкой на нее в социальных сетях!

Ум - одна из самых странных вещей в мире. Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить. Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же... что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

Определение

Вообще, ум - это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект - это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия. Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека. Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики. И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

Признаки ума

Все проявления умственных способностей - вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других - в умении очень хорошо запоминать, у третьих - в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д. Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой. Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает. Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

Виды

Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.

  • Так называемый первичный вид ума - это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
  • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума - все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.

Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет - кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

Известные умнейшие люди

В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед... Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

Стивен Хокинг - невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта - 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

Еще один известный математик-вундеркинд - Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ - 230.

А вот Кристофер Хирата - астрофизик. В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике. Его IQ к тому времени составляло 230. В 16 лет окончил университет.

Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик. А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу. Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

Как развить ум, будучи взрослым?

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:


Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Полезные книги

Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.


Вместо заключения

Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими. К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.

Добрый день друзья, сегодня продолжаем рассматривать интеллектуальную сферу и в частности поговорим о функциях Ума и функциях Разума. Ум и Разум – это очень тонкие субстанции нашего тела, которые невозможно увидеть невооруженным глазом, их можно только ощутить.

Ранее уже затрагивалась тема о контроле и управлении , а также тема о развитии .

В этом видео рассматриваются функции Ума и функции Разума. Ведическая психология подробно объясняет природу Ума и Разума, а так же их основные функции. Применяя на практике — эти простые советы, Разум станет сильным и будет способен принимать мудрые решения.


В Ведах приводится такая иерархическая лестница:

Мы воспринимаем мир через свои чувства. Соприкоснувшись с объектами восприятия, чувства передают сигналы в Ум и функция Ума такова- что он принимает, то что приятно чувствам и отвергает все то,что не приятно.

Зачастую, это может быть ошибочный выбор. Ум – не анализирует,анализ- это функция Разума. Ум только принимает и отвергает - нравится, не нравится.

На примере с детьми это очень ярко видно, если им дать горькое лекарство они его ни за что не примут, даже если это вопрос жизни и смерти, потому что Разум еще слаб и не может совладать с Умом и чувствами.

Есть несколько уровней в понимании Счастья и самый первый – это как раз на уровне чувств и Ума, я

Функция Разума – это анализировать и давать мудрые решения, конечно, мудрые решения могут быть только в том случае, если Разум сильный.

Сильный Разум — способен отличать благоприятное от неблагоприятного. Если Ум говорит « Нравится» и «Хочу» и тянется за бутылкой кока колы и гамбургером, то Разум видя ситуацию способен проанализировать и понять, что это не пойдет во благо, а только во вред, так как , так же определяет наше сознание. И останавливает импульс Ума, отводя его в сторону от дурных привычек.

Следующая функция разума — это умение сомневаться. Порой хочется поверить во все сразу, особенно видя разные сайты и предложения новоявленных учителей Успеха, которые обещают тебя сделать счастливым и богатым, как только ты купишь тот или иной тренинг, о не эффективности таких тренингов я говорил, …. Но если у нас сильный Разум, мы сможем отличить Истину от обмана, и не быть жертвой мошенников и некомпетентных учителей.

Разум дает человеку возможности логически мыслить и рассуждать- это принципиальное отличие человека от других живых существ.

Веды, древние санскритские тексты, объясняют два состояния в которых может пребывать Разум.

Материальный, мирской Разум — это первое состояние. В этом состоянии, цели человека сводятся к телу, охватывая аспекты, физического, социального и интеллектуального развития. В частности- хорошее здоровье, семья, работа, карьера, успех, признание в обществе и т.д. В этом состоянии Разум анализирует и размышляет с позиции «Я» и «Мое», в контексте этих целей и задач. Все что относится ко мне и к тому, что меня окружает. Разум способен оценить пользу или вред того, что предлагает Ум и принять верное решение. Конечно, все эти решения не выходят за рамки материальных представлений, и не приводят человека к истинному счастью. Ставя и достигая полностью мирские цели, человек не испытывает полного удовлетворения, а зачастую наоборот, приходит разочарование. И в погоне за воображаемым счастьем человек ставит все новые и новые цели, стремится к ним, но …. Увы….

Поэтому материальное состояние Разума, каким бы он сильным ни был,так же можно считать ограниченным.

Второе состояние – духовный Разум . В этом состоянии цели сводятся к внутреннему поиску, поиску Себя, поиску Своего истинного предназначения в жизни. Духовная практика, и стремление осознать Высшую Абсолютную Истину.

В древнем Ведическом тексте говорится:


Имея сильный духовный Разум, человек может отделять вечные ценности от временных, истинное благо и пользу от преходящего.

Восточная мудрость гласит: " Все то, что в начале кажется нектаром, оказывается ядом и наоборот, то что в начале кажется ядом, на самом деле — нектар.

"

Развивая сильный Разум, человек способен достигать поставленных целей, быть решительным, а так же терпеливым и стресс устойчивым. Сильный Разум позволяет не идти на поводу бесполезных мыслей, не зависеть от внешних обстоятельств, а продолжать действовать согласно высшей цели.

Духовный Разум способен отличить что есть что, поэтому задача каждого, кто желает обрести истинное счастье, Найти Себя, раскрыть Свое предназначение в жизни, научиться отделять иллюзию от реальности- это развивать Свой Разум, и применяя его в жизни, не останавливаться на достигнутом.

Из цикла «Человек и люди».

Если эти два понятия, «ум» и «разум» отображают одну и ту же суть: это познавательные и аналитические способности людей, то зачем используются оба, а не одно из них? С точки зрения словообразования в русском языке слово «разум» состоит как бы из двух слов: «раз» - древняя единица счёта, что соответствует современной единице счёта «один» и слова «ум». В этой словесной лирике, есть нечто, которое свойственно только русскому языку.

Возможно, сознание людей, пользующееся русским языком как средством выражения мысли, нашло в определении «разум», как часть принадлежащая отдельному индивидууму, от некоего общего ума. Поскольку это есть только часть, а не в весь ум, то иногда, при решении сложного вопроса говорят, что один ум хорошо, а два лучше, что тождественно более точному выражению: - Одна голова – хорошо, а две лучше.

Принцип коллективного обсуждения возникающих проблем заложен в основу всех государственных, общественных и семейных советов – структур предназначенных для выработки и принятия решений по возникающим вопросам. Вопрос только в том как этот принцип используется тем же разумом людей. В этом элементарном вопросе участвуют две составляющие разума: знание и сила. Когда не достает ума при достижении разумного решения, самосознание применяет силу в самых разных вариантах для достижения поставленной цели. Обсуждение проблемы разными людьми позволяет найти оптимальное её решение. Следовательно, один ум не может дать объективный ответ на возникшую проблему. В науке, прежде чем сделать открытие ученые идут длинным путем обсуждений проблемы с коллегами. Коллективный ум это интегральная переменная, стремится к пределу соответствия разуму.

Разум есть тот объём информации, которым пользуется индивидуум. У каждого индивидуума свой информационный объём разума.

В конце 20 века понятие разума привлекает особое внимание учёных многих стран мира. Прошли те времена, когда наука понятие разума относила только к людям. Элементы разумного поведения стали наблюдать не только в животном мире, но и в растениях. Достаточно примеров можно найти в соответствующих научных работах. Вопрос лишь в том, что считать разумом. Разум это прежде объективно существующее энергетическое состояние информации, которая воспринимается умом и реализуется самосознанием в адекватных решениях для сохранения жизни. Потребность в питании для сохранения жизни это главная функция воздействия разума на ум живых систем. Всё остальное это продукт самосознания, которое использует возможности информационную энергию разума. Ум и самосознание есть производные разума и сознания представляют функции социальной среды.

Наука не имеет достоверных данных о работе как самосознания, так и ума. Изучая только головной мозг получить однозначный ответ не представляется возможным. Можно с помощью различных технических устройств наблюдать биоэлектрические импульсы и зоны в головном мозге, где они проявляются в зависимости от поставленных задач в эксперименте.

Но как объяснить работу ума мухи, при отсутствии у неё мозга в нашем понимании, которая быстро находит мясные и рыбные продукты, даже в том случае когда находится вне пределов помещения. Стоит открыть окошко и она уже на продукте, и это в том случае, когда в ближайшем окружении её не было заметно. Каким умом должна обладать муха, чтобы сесть на потолок, не повредив крылышки при перевороте. Но исходя из научного представления, у мухи нет ума, у неё инстинкт.

Инстинкт – черная дыра в самосознании людей. Когда оно не может объяснить разумные действия в животном мире, оно находит объяснение в инстинкте. Инстинкт это научное Божество. У природы много необъяснимых явлений разумного поведения. Наш ум приводит нас к убеждению, что инстинктов существует бесконечное множество.

У людей, в отличие от всех других животных, ум используется в неразумных действиях, которые выражаются в братоубийствах. Ни один вид живых существ не уничтожает своих собратьев, за исключением людей. Иногда возникает вопрос: - А не атрофировался ли ум у людей или он был заложен с дефектом в алгоритм самосознания? Ведь убийства происходили и в далёких - далёких пращуров, тому свидетельствуют исторические материалы.

Ведь первое убийство по информации из Библии произошло в первой земной семье, в семье Адама и Евы. Старший сын Каин убивает своего брата Авеля (см. Библию в кн. Бытие: гл. 4, 1-16, 25; 5, 3-5). Убийство брата, родственника по крови, говорит о том, что убийство не родственника может произойти по незначительным для этого поводам. Причин для убийства быть не может. А поводов бесконечное множество, тому свидетельства из повседневной жизни людей.

Напрашивается страшный вывод, что все живые существа живут согласно уму, который у людей связывают с Образом Человека, доступному в том объёме, который обеспечивает их существование. Парадоксально, но только люди получив индивидуальный ум, лишены возможности умного существования.

Такой вывод заставляет более внимательно исследовать, что же такое ум, а что такое разум.

Уместно спросить: убийство себе подобных, это тоже инстинкт или целенаправленное действие выработано самосознанием отдельных людей не зависим от социального положения. Чем выше социальное положение тем большую трагедию приносит инстинкт дикаря, или спланированная самосознанием – умом акция в отсутствии информационной энергетики разума.

Этот случай говорит о том, что с самосознанием людей Бог допустил ошибку, или «умышленно» заложил возможности борьбы за выживание, где все методы хороши.
А ведь авторы Библии не зря приводят заповеди для людей, а не для животных.

Уже в те древние времена самосознание людей осознавало, что для сохранения жизни много ума не надо. Достаточно того объёма разума, которым ум может оперативно пользоваться. Это происходит и сейчас. Всем известна поговорка: «Если ты такой умный, то почему такой бедный»? Следовательно, ум не является критерием богатства. Но зачем тогда существует такое понятие как ум?

Чтобы определить, что такое ум, то можно воспользоваться словарями и энциклопедиями. Но вряд ли они дадут полное удовлетворение на поставленный вопрос. Они, всего лишь, выражают смысл понятия, которое вложили предыдущие поколения людей.

Если с понятиями ума или рассудка всё как будто понятно нашему самосознанию, что это есть способность индивидуума приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, как и все животные. Но в отличие от животных ум людей способен накапливать и применять знания (у животных это слабо выражено и только лишь в вопросах ориентации на местности и в проблеме питания), а также на основании знаний, воздействовать на окружающую среду, учитывая опыт предыдущих поколений. Что тоже часто бывает не всегда по уму, а по разуму авторитетов.

Понятие интеллект (от лат. Intellectus) есть синоним понятий разум, рассудок или умственные способности познания и понимания внешнего мира.

Понятие ум воплощает в себе объём информации в форме доступной для обработки самосознанием индивидуума с помощью логических операций. Самосознание и ум это не одно и тоже. Самосознание - это программа, которая управляет умом под воздействием информационной энергии разума.

С точки зрения современной теории моноцентризма (новая научная теория Роберта Ланца), пространство и время – это "простые инструменты нашего ума". Как вам нравится такой наш ум? Автор прав в том, что ум это не просто способность людей мыслить, а нечто большее хранящий в себя всё то, что ещё не доступно познанию современных людей, а принадлежит Человеку, например, так называемые параллельные миры, о которых говорит наука на уровне понимания самосознанием.
Возражений против того, что разум связан с головным мозгом никто не имеет. Потому, что это истина. А как быть тогда с умом? Где он прячется этот умник?

Существующий в природе ум имеет свое воплощение в понятии Человек. Когда говоря о умном Человеке, имеют в виду конкретное лицо. Это не означает, что это лицо есть кладезь ума. Просто, люди оценивают его поступки, которые соответствуют нравственным понятиям принятым в социальной среде (в самосознании людей). Поступать по умному, значит делать по справедливости. Но люди поступают по своему усмотрению.

Даже одного критерия справедливости достаточно, чтобы дать оценку социальной среды, состоящую из разумных обитателей. Там, где ум, места злу не может быть.
Понятию «ум» самосознание людей приобщает всё, что связано с мыслительной деятельностью. В литературных источниках можно встретить выражение, что «ум - это врождённое качество человека». И многие с этим согласны. Но как объяснить имевшие в истории факты, когда дети вырастали в обществе зверей. Их умственные возможности усваивали информацию той среды которая окружала их и никаких врожденных качеств Человека не проявлялось, за исключением формы тела.

Сколько в мире людей столько и умов, можно сделать вывод из тех миллионных ответов заполнивших интернет в определении ума. Но это заблуждение, потому как ум существует в единственном числе в конкретного индивидуума. А разум - это единственное информационное начало для всех живых систем.

Есть работы в которых пытаются указать место, где находится ум. Существует две альтернативы по уму, что ум это Господне творение и он принадлежит всем и вторая гипотеза, что ум это свойство Человека, его головного мозга. Вероятно, а это подтверждается практикой, что иногда истина непостижима от «недостатка» ума, а от недостаточного объёма информации, доступного для логического умозаключения самосознанием людей. «Недостаток ума» это и есть недостаток информации.

Во Вселенной всё гармонично просто. Существует бесконечно большой объём информации о ней самой и об устройстве и процессах происходящих в ней. Вся эта информация и представляет то, что разум людей назвал умом. Эта информация существовала до появления ума, которым обладают люди. И этот ум, который является так же результатом воплощения существующей информации о его происхождении, пытается осмыслить сам себя.

Информация обладает не только содержанием, но и энергетической возможностью, которая проявляется через ум людей.

Попытка найти место нахождения ума, это вечная игра в прядки. Информацию ищут в её носителях. Книгу называют источником знаний, но это всего лишь архив информации, которую ум превращает в чувственные знания.

Все понимают, что существует разум, как структура головного мозга, но оказывается, что существует в головном мозге ещё такое понятие как самосознание, которое квалифицируют как «одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях» (Вставка из БСЭ).

Когда говорят, что «разум - это заинтересованное восприятие внешнего мира, данного в ощущениях», это всего лишь одно из многих свойств разума, выраженное самосознанием.

В итоге можно предположить вывод, что разум это бесконечный объём информации составляющий Вселенную (инфониккри), а ум это индивидуальный инструмент для работы с этой информацией, который является её же частью.

В чем отличие ума от разума, каковы их функции и как контролировать чувства. Разобравшись с этими явлениями, их функциями и особенностями, мы можем научиться ими управлять, чтобы внести в свою жизнь больше гармонии и счастья.

Иерархия ума, разума и чувств


В Ведах, в частности в Бхагавад Гите, говорится, что чувства выше мертвой материи, над чувствами стоит ум (управляющий ими), выше ума находится разум, но выше их всех – душа, наше сознание в чистом виде.

Функция чувств

В данном случае чувства и эмоции – это не одно и то же, так как здесь идет речь о пяти чувственных восприятиях – слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Через пять органов чувств мы получаем информацию о внешнем мире – в этом и состоит функция чувств. Органы чувств контролируются умом, который направляет их на тот или иной объект, и передают уму получаемую информацию.

Функция ума

Что касается ума, то помимо анализа и контроля тела и чувств, его основная функция – принятие и отвержение. Ум тянется к приятному и отвергает неприятное. Мы хотим комфорта, различных приятных ощущений, наслаждений, и делаем все, чтобы получить желаемое – это происходит благодаря работе ума. Ум через органы чувств старается получить как можно больше наслаждений. В Чайтанья-чаритамрите говорится также, что функция ума - размышлять, чувствовать и желать.

Функция разума

В чем отличие ума от разума и что такое разум вообще? Разум, как утверждают Веды, находится выше ума, это более тонкая субстанция, чем ум и чувства. Основной функцией разума является принятие полезного (благоприятного) и отвержение вредного (опасного, неблагоприятного).

Мы можем видеть, что функции ума и разума весьма схожи – принятие и отвержение, но отличие состоит в том, что ум руководствуется идеей «получать приятное и отвергать неприятное», в то время как разум более дальновиден, определяя, что полезно и что вредно. Ум говорит либо «хочу», либо «не хочу», а разум оценивает так: «это принесет благо» или «это принесет проблемы и неприятности».

Если человек разумен, то есть обладает сильным развитым разумом, он не идет на поводу ума и чувств, а рассматривает свои желания с позиции «это принесет мне пользу или вред?» Неразумный человек руководствуется только желаниями ума, который стремится получить максимум приятных ощущений, и не особо задумывается о том, к чему приведут такие удовольствия. Уму может быть приятным ощущение опьянения, быстрой езды, или любые другие удовольствия (это индивидуально), в то время как разум смотрит на возможные последствия таких действий и удовольствий, и вносит коррективы, заставляя человека одуматься и вовремя остановится.

Homo sapiens потому и называется разумным, что ему дан разум, это отличительное свойство человека, но разум не всегда сильнее ума, особенно в наше время: мы можем видеть множество неразумных человеческих действий и поступков, которые приводят к нежелательным и негативным последствиям. Одного ума недостаточно для нормальной жизни; человек может быть умным, образованным, сообразительным, признанным специалистом в какой-то сфере деятельности и даже гением, но это не гарантирует его разумность.

Оценивая ситуации с позиции разума, мы можем избежать множества ошибок и неприятных последствий своих действий. Человек с сильно развитым разумом может в общих чертах предсказать ваше будущее по вашему нынешнему поведению. Это одна из причин, почему нужно слушать умудренных жизнью стариков – они знают, какие действия к каким последствиям приводят.

Контроль чувств

Нужно ли контролировать свои чувства, и если да, то как это делать? Да, чувства нужно контролировать, потому что они ненасытны, и если дать им волю, ни к чему хорошему это не приведет. Например, получая приятные ощущения от алкоголя или наркотиков, человек может постепенно спиться или стать наркоманом; потакая своим сексуальным желаниям и гуляя «налево-направо», можно подцепить венерическую болезнь; в погоне за большими деньгами можно потерять рассудок и оказаться за решеткой. И так далее.

Наши чувства ненасытны по природе своей: чем больше им даешь, тем больше хочется, поэтому, однозначно, чувства нуждаются в контроле. Когда чувства «разгулялись», контролировать их гораздо сложнее, поэтому важно не запускать ситуацию. Но как контролировать свои чувства?

Здесь нужно понять, что ум не может правильно контролировать свои чувства, так как он, по сути, и направляет их на получение удовольствия (получение приятного), не заботясь о последствиях. Ум сам по себе нуждается в контроле и правильном руководстве «сверху».

Поэтому правильный контроль чувств возможен только с помощью сильного разума, который предвидит последствия, а потому может дать правильную оценку нашим желаниям и поступкам.

У по-настоящему разумного человека разум сильнее ума, поэтому его ум и чувства находятся под контролем разума, что исключает массу неприятностей из его жизни.

В дополнение темы и чтобы больше разобраться в этом важном вопросе, читайте статью «