Климатическая техника

Раздел обществознания человек и общество. Общество и общественные отношения

Раздел обществознания человек и общество. Общество и общественные отношения

Тема 1. « Человек и общество» Лекция.

    Различать: человек, индивид, личность, индивидуальность.

    1. Человек – биологический вид, результат биологической эволюции с присущими ему чертами

      Индивид -конкретный единичный человек с присущими только ему чертами (Индивидуальностью) , результат социальной эволюции

      Личность – субъект сознательной деятельности, результат культурной эволюции

    Уметь выделять социальные (присущие только человеку-личности) и биологические (присущие человеку как биологическому организму). Биологические потребности – органические, первичные.

    Знать о других видах потребностей человека.

    Способности человека - Присутствуют как задатки в любом индивиде, Развиваются в способности в личности, Могут дойти до степени таланта

    Деятельность - Присущий только человеку способ преобразования окружающего мира и способ существования. Выделяют виды деятельности: труд, познание, творчество, игра, общение. Важным вопросом является свобода и ответственность личности в деятельности. Личность не свободна в своих действиях, будучи постоянно сдерживаема законом, понятиями морали и нравственности, чувством долга и пр.

    В структуру деятельности входит: цель, способы(технология), средства (техника) , результат, субъект, объект.

    Познание - форма деятельности человека, направленная на постижение истины. Истина – соответствие представления человека реальности. Истина бывает абсолютная и относительная. Критерии истины – логика и практика.

    Абсолютная истина недостижима, но к ней стремимся. Абсолютная истина – полное, всеобъемлющее, непротиворечивое знание об объекте познания. Абсолютная Истина - безусловная, неопровержимая истина; Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Относительная истина – объективная истина , которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира.

    Недостижимой абсолютная истина является по причине: 1. Ограниченности наших возможностей, 2. Недостаточной развитости науки, 3. Постоянной изменчивости окружающего нас мира.

    Формы познания: чувственное и рациональное. Уровни познания – эмпирический (опытным путем) и теоретический. Виды познания: обыденное, научное, художественное, социальное и пр. Мир может быт познаваем любым видом. Наиболее актуальны с помощью науки и с помощью искусства.

    Общество – в широком смысле слова- все человечество в прошлом, настоящем и будущем. В узком смысле слова - группа людей с общими интересами.

Также существуют следующие определения:

Общество - динамическая саморазвивающаяся система, состоит из сфер и социальных институтов.

Общество - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира

    Социальные сферы – социальная, экономическая, политическая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, постоянно находятся в развитии.

    Социальный институт (общественный институт, институт общества) – некая форма организации деятельности людей, которая необходима для удовлетворения потребностей и регулирует отношения в обществе. Выделяют такие институты общества как семья, государство, право, производство, религия, образование, армия, наука и пр.

    Культура - «вторая природа». В широком смысле культура - это все созданное человеком. В узком смысле слова - искусство (живопись,литература, кино, музыка, архитектура, скульптура, цирк…..)

    Пути общественного развития – Прогресс, Регресс, Революция, Эволюция, Перманентное реформирование.

    Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация – процесс объединения мировой культуры. Глобализация проявляется в 2 разноречивых тенденциях: 1. Интеграция национальных культур; 2. Дифференциация национальных культур

    Глобальные проблемы - современности - это совокупность социоприродных проблем , от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Они носят глобальный характер, появились во второй половине XX века, могут быть решены совместными усилиями стран. Проблемы: Экологическая, Демографическая, Терроризм, Экономический разрыв стран «Севера» и «Юга» ,Угроза нехватки продовольствия, Сырьевое и энергетическое истощение, Угроза третьей мировой войны

    Типология обществ: традиционное, индустриальное, информационное. (СМ. таблицы) . Полезно помнить, что традиционное общество – «восточное». Также оно наиболее древнее. Информационное общество отличается от индустриального тем, что в экономике основной продукт – в сфере услуг и информации. Также важно: традиционное (аграрное, доиндустриальное), индустриальное, информационное (постиндустриальное).

    Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Народная – исходит из народных традиций. Массовая – простое содержание, не требует специальной подготовки, невысокий уровень, всегда ориентирована на прибыль. Элитарная культура – для элиты, требует спец. Подготовки, высокий уровень (вся классическая музыка, литература, живопись и т.д.). Все формы культуры взаимосвязаны, могут переходить в другое положение.

    Субкультура- система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры . Субкультура - суверенное целостное образование, часть общественной культуры . С точки зрения культурологи же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям общества.

    Контркультура – противоречит ценностям общества. Контркультура - специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологи контркультура - это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей

    Религия – вера в сверхъестественное

    Наука -систематизированное представление о мире

    Образование - приобщение человека к знаниям и ценностям, накопленным до него.

    Социализация - (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

    Искусство - отображение мира и его отдельных элементов посредством художественных образов

    СМИ - «четвертая власть»

    Тенденции в современном образовании - Гуманитаризация (внимание у гуманитарным предметам), Гуманизация (внимание к интересам учащихся, их способностям и индивидуальным особенностям), Информатизация (процесс информатизации обучения).

    Мораль - Представление о добре и зле. Зависит от эпохи, зависит от культуры ее представителей, является социальным институтом, является одним из видов социальных норм

Общество в широком и узком смысле. Признаки общества.

Тема 2 .

Функции общества: производство благ,
управление, воспроизводство, социализация, формирование идеологии, передача опыта поколениям.

Тема 3.

Общество- это система. Общество- развивающаяся система. Сферы общества: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Тема 4.

Понятие, виды, структура, признаки и функции социальных институтов.

Что относится к субъективным и объективным факторам развития общества и какова их роль.

Тема 6.

Прогресс. Критерии и противоречивость прогресса.

Регресс.Признаки регресса в обществе.

Тема 7.

Эволюция, революция, реформы- пути развития общества. Их особенности.

Тема 8.

Признаки модернизации и инновации, их роль в обществе.

Тема 9.

Важность правильного выбора альтернативного пути развития общества.

Тема 10.

Понятие общественных отношений. их особенности и виды.

Понятие цивилизации. Локальные и линейно-стадиальные цивилизации. Западная и восточная цивилизация.

Понятие формации, особенности пяти типов формаций по К.Марксу.

Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Открытое- закрытое, простое- сложное общество.

Тема 14 .

Природа в узком и широком смысле, взаимодействие природы и общества, общее и различия между обществом и природой, защита природы.

Понятие глобальных проблем, их признаки и причины появления. Типы глобальных проблем, пути решения.

Что такое глобализация? Причины и последствия глобализации

Что изучает археология, история, политология, правоведение, социология, экономика, философия и другие науки об обществе?

В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями.

ОБЩЕСТВО :

  1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).
  2. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).
  3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).
  4. Человечество в целом.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.

Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом.

Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.

Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.

Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.

Здесь можно предположить два существенных положения:

  1. Результат деятельности людей – это развитие всего общества в целом.
  2. В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.
Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:
  • преобразование природной и социальной среды обитания,
  • выход за рамки опыта, целеполагание, целесообразность.
Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:
  1. Цель –
  2. Средства достижения цели –
  3. Действия, направленные на достижение цели –
  4. Результат.
Потребности человека:
  • Биологические (самосохранение, дыхание),
  • Социальные (общение, самореализация, общественное признание),
  • Идеальные (в знаниях, в искусстве).

Виды человеческой деятельности: Практическая:

  • материально-производственная,
Духовная:
  • познавательная деятельность,
  • ценностноориентированная,
  • прогностическая.

Норма – это образец, правило поведения, а социальные нормы – это для человека являются мерой и правилом его поведения в обществе.

Поведение людей регулируется через:

  • дозволение – желательные варианты поведения,
  • предписания – это указанные правила поведения,
  • запреты – это деяния, которые запрещены или их не следует совершать.
Виды социальных норм:
  • обычаи,
  • традиции,
  • моральные нормы,
  • религиозные,
  • политические,
  • правовые.

Девиантное (отклоняющееся) поведение. Социальные нормы, общепринятые в рамках социальной общности или группы правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют главный регулятор поведения людей в обществе и необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Сфера позитивных, одобряемых обществом или группой, отклонений – это таланты и гении.

Сфера негативных, осуждаемых обществом или группой, отклонений – это алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство, преступное поведение.

Начнем с положения о том, что общество - это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Попытаемся выделить некоторые из этих частей и проследить связи между ними. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни.

Сфер жизни выделяют несколько:

  • экономическая (отношения в процессе материального производства),
  • социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп),
  • политическая (деятельность государственных организаций, политических партий),
  • духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование: составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального и др.). Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, юридические, нравственные и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Общественная жизнь сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика). Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики - законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Общество имеет свою специфику в сравнении с природой. «Во всех областях природы... господствует определенная закономерность, независимая от существования мыслящего человечества»,- писал крупнейший ученый-физик М. Планк. Поэтому естествознание может сосредоточиться на изучении этих объективных законов развития, независимых от человека. Общество же - это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы «извне». Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, самим собой. При этом выявляются коренные отличия человека от других живых существ. Другой подход - «изнутри» - предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т. п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович). Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица. Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интерсы, интеллект, потребности и способности. Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность - как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Развитие общества - результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т.д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком. И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадется к жертве - его поведение сообразуется с целью: добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения - биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности. В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего, отметим разделение деятельности на духовную и практическую. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности). Все эти виды деятельности связаны между собой. Иные классификации выделяют деятельность трудовую, высшую нервную, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда). Как и в предшествующей классификации, выделение этих видов носит условный характер.

Что же такое творчество? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности включает в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.

Труд - это вид человеческой деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем труд преобразует самого человека, совершенствует его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входя т в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах: что следует делать? Что можно делать? Чего делать нельзя? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Существующие в обществе нормы можно представить в ряде их разновидностей.

Обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.

Правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, благородно - подло, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.

При ответе обратите внимание на то, что эта тема связана с историей человечества, ибо общество - это результат развития человечества.

Представьте себя на месте исследователя, когда будете отвечать на задания о человеке, индивиде, личности.

Примеры социальных норм и к чему приводит отклоняющееся поведение человека или группы людей Вам известны с детства.

Пробуйте высказывать свое мнение.


Для выполнения заданий по Теме 1 Вам необходимо уметь:

1. ПЕРЕЧИСЛЯТЬ:
Важнейшие институты общества, науки, изучающие общество, науки, изучающие человека.

2. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
Общество, бытие человека, творчество, человеческая деятельность, образ жизни.

3. СРАВНИВАТЬ:
Общество и природу, роль игры, общения, труда в жизни человека.

4. ОБЪЯСНЯТЬ:
Соотношение сфер общественной жизни, многообразие путей и форм общественного развития, взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.


Рекомендованная литература:
  • Боголюбов Л.Н. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

Приветствую, ребята!

С Вами Иван Некрасов. Начнем с самого начала.

Образование Вселенной

Предисловием к этому посту, будет вопрос того, как образовалась наша Вселенная, ведь окончательное образование Вселенной, стало предпосылкой к образованию общества. По урокам физики, Вы наверно знаете, что наша Вселенная образовалось в ходе Большого Взрыва. То есть сначала было очень маленькое тело, маленькое по объему, но большое по массе и оно взорвалось и согласно теории Большого Взрыва, образовалась наша Вселенная. Первоначально, после Большого Взрыва, возникла так называемая физическая форма материи, самая простая, состоящая из атомов. «Взорвавшись гигантский огненный шар разметал по пространству материю и энергию, которые впоследствии сгустились, образовав миллиарды звезд, а те в свою очередь, объединились в многочисленные галактики.» Безусловно создание нашей Вселенной является огромной предпосылкой для образования нашего общества.

После создания физической формы материи стали образовываться созвездия. Вообще, то никто не в курсе, как образовалось наше Солнце, а соответственно и Солнечная система, в целом. Основная теория гласит, что Солнце и планеты сформировались из завихряющегося облака газа и пыли. Более плотные части этого облака с помощью гравитации, притягивали к себе все большее количество вещества. В итоге из него образовалось Солнце и планеты.

Появление человека

И вот теперь, мы сейчас с Вами выходим к появлению человека. Безусловно на Земле возникает жизнь - биологическая форма материи. Она состоит из химической и физической формы материи, поэтому появление на Земле жизни, также является крайне важной предпосылкой для создания общества. И сейчас мы с Вами разберем то, как человек выделился из этого животного мира.

Первый предок человека - архантроп. Отсюда выходит гипотеза африканского происхождения человека. О чем она говорит? О том, что где то в Восточной Африке, произошел разлом земной коры и именно этот архантроп мутировал в человека. У него появились дети, а у этих детей, еще дети и т.д. Это гипотеза африканского происхождения человека.

Еще есть, так называемая гипотеза внетропического происхождения человека. Она говорит о том, что человек стал человеком, только благодаря труду. То есть труд и мясо по теории Карла Маркса и Фридриха Энгельса, сделали из животного человека.

Есть гипотеза мультирегионального происхождения человека, согласно которой человек достиг нынешнего положения, нынешней эволюции, не в одной точке мира, а в разных, этим объясняется появление разных рас (монголоидная, европеоидная и т.д.). И архантроп, позднее как бы эволюционирует в неандертальца. На сегодняшний день у современной науки именно такая позиция…

А есть теория полицентризма, когда есть разные центры появления человека. Человек выделился из биологического мира осознанным трудом. Именно появление сознания и помогло человеку выделиться из животного мира.

Формы материи

Таким образом мы выяснили что есть четыре формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная . Именно соц. форма материи - высшая форма материи, потому что она состоит из физической, химической и биологической форм материи. Социальная форма материи - связи между людьми и социальные факты. Традиции, обычай, нравы, то что правило и регулирует отношения между людьми. Ее нельзя потрогать, но можно ощутить в виде санкций, это и есть действие социальной формы материи. Общество - социальная форма материй (обычаи, традиции, нравы), общество - система, такая же как природа (имеет свои законы и развитие).

Термин: «Общество». Обязателен для изучения

ВЫУЧИТЬ!!! Общество понимается в 2 смыслах. В широком смысле общество понимается, как совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей. Оно выступает, как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, в движении классовых и других социальных противоречий.

В узком смысле под обществом понимается исторически конкретный тип социальной системы (капиталистическое общество), определенный социальный организм, принадлежащий к такому типу, как «японский феодализм» или определенной формы социальных отношений.

А сейчас мы с Вами начнем разбирать концепции развития обществ, а в следующем посте, посвященном обществознанию, мы с Вами продолжим эту непростую тему.

Концепция развития общества Гесиода

Наглядная схема теории Гесиода

Первая концепция принадлежит Гесиоду. Он говорил, что общество развивается проходя через стадии. В основе каждой стадии лежит металл. То есть раньше была Эпоха Богов, когда люди были Богами. В конце концов люди, так скажем оборзели - стали грешить и боги понизили их качество их жизни до Золотого Века. Через некоторое время люди окончательно приборзели и боги понизили их до Века Серебра. В конце концов люди настолько погрязли в грехе и войнах, что боги понизили людей до Медного Века и безусловно по мысли Гесиода XXI век - Железный Век. Мы видим что сознание Гесиода было мифическое, и оно было направлено не в будущее, а в прошлое. И он считал, что с течением времени, общество деградирует. Это была первая концепция о развитии общества. А о следующих концепциях Вы узнаете из следующего поста, так что, все таки добавьте подпишитесь на обновления блога , чтобы ничего не пропустить)

Что такое обществознание? Как называлась эта наука раньше? Обратимся к составным словам. Исходя из названия, можно сказать, что это наука об обществе. Но что это значит?

Понятие общества

Кажется, что дать объяснение очень легко. Все слышали про общество книголюбов, рыболовов и охотников. Встречается этот термин также в экономической (хозяйственной) деятельности - общество с ограниченной ответственностью, акционерное и т.д. Также можно найти применение понятию и в исторической науке. Например, его используют для определения общественно-экономической фармации - феодальная или капиталистическая. Многие определяют общество как коллектив людей, собрание и т.д.

Обществознание: Боголюбов о признаках человеческого общества

Этот вопрос ключевой в данной науке. Без него нельзя в полном объеме понять, что такое обществознание. Оно имеет следующие признаки:

  • Обособление от природы. Подразумевается, что человек уже не так сильно зависим от ее капризов, климата, как первобытные люди и животные. Мы научились строить дома, накапливать припасы в случае неурожая, заменять многие природные материалы искусственными и т. д.
  • Тесно связано с природой. Обособление не значит полного отказа. Несмотря на все достижения в науке и технике, человек постоянно контактирует с природой. Достаточно вспомнить, сколько жизней уносят цунами, сколько разрушений происходит от ураганов, чтобы понять связь с природой.
  • Общество подразумевает систему объединения форм людей. Они различны: политические или экономические объединения, рабочие или кооперативные коллективы, а также всевозможные социальные институты. Все это объединено в единую систему, которая носит научный термин «общество».
  • Способы взаимодействия между объединениями. Для функционирования системы необходимы инструменты, методы поддержания единства, целостности. Ими являются формы взаимодействия людей.

Таким образом, обществознание Боголюбова дает полное, объемное определение этого понятия в широком смысле. Коллеги на работе - это трудовой коллектив, а не общество в понимании науки, несмотря на то что на бытовом уровне его могут так называть.

Сферы общественной жизни

Уроки обществознания полностью основаны на данном понятии. Сферы - это частицы единой системы. Каждый сегмент выполняет определенную роль и поддерживает единство общества. Их четыре:

  • Экономическая сфера. Это все, что связано с производством, распределением и обменом материальных товар и услуг.
  • Политическая. Сюда входят все социальные институты по управлению. Ключевым образом это связано с таким понятием, как государство.
  • Социальная. Связана с человеческим общением внутри общества.
  • Духовная. Направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека.

Следовательно, на вопрос о том, что такое обществознание, также можно ответить, что это наука, изучающая их роль в жизни человека и способы взаимодействия между ними.

Роль обществознания

Действительно, многим кажется бесполезной эта наука. Да и большинство гуманитарных тоже. До 20 века на них вообще не обращали никакого внимания. Только математические, прикладные науки ценились в жизни. На них делался основной упор в развитии. Именно это привело к резкому технологическому скачку в развитии человечества. Что такое обществознание и для какой цели нужна эта наука, никому было не интересно.

Но так называемая технократия принесла свои плоды. Подчинив все промышленности, автоматизации, люди получили глубочайший кризис на планете. Он вылился в две неслыханные до этого по своему масштабу войны. Всего за полвека на полях новых, технических сражений погибло больше людей, чем за всю историю человечества до этого.

Итоги

Таким образом, скачок в науке и технике позволил создать неслыханное оружие, которое за несколько минут полностью уничтожит планету со всеми живыми организмами на ней. Атомная и водородная бомбы способны отклонить Землю от курса, что приведет к ее гибели как космического тела.

Так же считает автор школьных учебников «Обществознание» Боголюбов. Он много лет занимался считая гуманитарные пустой тратой времени. Но потом пришло осознание, что техника без развития человека способна уничтожить все живое. Именно с развитием гуманности, морали, права, с увеличением уровня образования, культуры и духовности необходимо совершенствовать и внедрять новые приспособления. А без теоретических знаний это невозможно. Обществознание как наука призвана устранить пробел в знаниях. Изучая сферы жизни, человек усвоит, что такое мораль и ценности, культура и религия, бережно будет относиться к окружающей природе, с уважением к людям и самому себе.