Ответы на вопросы

Безударная гласная в окончании прилагательных определяется. Безударные гласные в падежных окончаниях

Безударная гласная в окончании прилагательных определяется. Безударные гласные в падежных окончаниях
  1. Окончания существительных. Сложным является выбор е/и в окончаниях существительных родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.

Запомните: остриё - на острий, забытьё - в забытьи.
Обратите внимание: в предложном падеже слов на -ия, - ие, -ий буква и, предшествующая окончанию, «зовет» за собой окончание -и, предшествующие буквы е или ь - окончание -е: об
энергии, созвездии, счастии, но о ливрее, галерее, безлюдье, веселье, счастье.
Обратите внимание на правописание окончаний существительных с суффиксами -ищ-, -ушк-/-юшк-, -ышк-/-ишк-, -л-: -ищ-е - у сущ. мужского и среднего рода: город - город- ищ-е, карась - карас-ищ-е; болото - болот-ищ-е, предместье - предместь-ищ-е;
-ищ-а - у сущ. женского рода: нога - нож-ищ-а, голова - голов-ищ-а;
-ушк-о (-юшк-о),
-ишк-о (-ышк-о) - у неодушевленных сущ. мужского и среднего рода: хлеб - хлеб-ушк-о, дом - дом-ишк-о, горе - гор- юшк-о, крыло - крыл-ышк-о;
-ушк-а (-юшк-а),
-ишк-а (-ышк-а) - у всех других существительных (одуш. сущ. м. р.; одуш. и неодуш. сущ. ж. р.): брат - брат-ушк-а, дядя - дяд-юшк-а, студент - студент-ишк-а; девочка - девч-ушк-а, воля - вол-юшк-а,мелочь - мелоч-ишк-а;
-л-а - у существительных общего рода: вообража-л-а, зап- рави-л-а, зубри-л-а, чуди-л-а;
-л-о - у существительных среднего рода со значением орудия действия: грузи-л-о, покрыва-л-о, свети-л-о, точи-л-о, зуби- л-о, моча-л-о.
  1. Окончания глаголов. В безударных личных окончаниях глаголов написание е/и зависит от спряжения глагола:
  1. спряжение - в окончаниях буква е: брить - бреешь, бреет, бреем, бреете; бороться - борешься, борется, боремся, боретесь.
  2. спряжение - в окончаниях буква и: обидеть - обидишь, обидит, обидим, обидите; молиться - молишься, молится, молимся, молитесь.
Обратите внимание:
1) на спряжение «ошибкоопасных» глаголов (глаголы I спряжения; см. их перечень в § 4 п.5):
сеять - сеешь, сеет, сеем, сеете, сеют; веять - веешь, веет, веем, веете, веют; каяться - каешься, кается, каемся, каетесь, каются; плесневеть - плесневеешь, плесневеет, плесневеем, плесневеете, плесневеют;
стлать, стелить - стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют;
  1. непереходные глаголы с приставкой обес-/обез- являются глаголами I спряжения, переходные - II спряжения: обессилеть (перех.) - обессилеешь, обессилеет, обессилеем, обессилеете, обессилеют; обессилить (неперех.) - обессилит, обессилим, обессилите, обессилят.
Сегодня будем работать в группах.

Давай вспомним правила работы в группах.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.

Первое задание на внимание.

1 группа сядет, когда я назову имя существительное, 2 группа – глагол, 3 группа – имя прилагательное. (загадочный, загадать)

Какую часть речи я еще не назвала? (существительное). Первая группа образуйте существительное сами, оно должно быть родственное предыдущим словам. (загадка)

Что мы знаем о существительном?

Над какой темой мы сейчас работаем?

Тема нашего урока : «Безударные гласные в окончании существительного».

Что нам нужно знать, чтобы проверить безударное окончание существительного? Обсудите в группах и напишите, что для этого нужно знать, повторить и почему?

Цель какая урока ? (Научиться проверять безошибочно безударные окончания существительных)

Давайте определим, чтобы достигнуть поставленной цели, какую работу нам нужно выполнить на уроке.

Надеюсь, что сегодня на уроке мы будем сосредоточенно работать, узнаем новое, полезное, интересное, также будем работать дружно в группах.

Урок начинаем со словарной работы.

Словарная работа .

1.На доске слова

Автобус, автомобиль, тепловоз, корабль, шоссе, ездить

Предлагаю тренировать мышление.

Что можете сказать об этих словах?

Какое слово лишнее? Почему? (ездить – глагол) Убрали глагол

Какое еще слово лишнее? (шоссе –ср. рода)

Что общего у оставшихся слов? (имена существительные, 2 склонения, мужского рода)

Предлагаю потренировать память.

Запишите эти слова по памяти, причем

1 группа напишет их в родительном падеже,

2 группа в дательном

3 группа в творительном падеже.

Задания на карточке

1) Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы

а) какой?, какая? б) кого?, что? в) кого?, чего?

2) Существительные какого склонения имеют в П.п и Д.п. окончание –И

а) I склонения б) II склонения в) III склонения

3) Какие опорные слова в

а) I склонении

б) II склонении

в) III склонении

Взаимопроверка.

На доске слова .

Разделите их на три столбика, так чтобы в первом столбике были существительные I склонения, во втором существительные II склонения, в третьем существительные III склонения. Объясните написания окончаний.

На окраин...; в книг...; по скатерт...; о вещ..., на столик...; около сторожк...; ветка ел...; на сирен... , к лебед…, по пашн…, о город…, на блюдц…, зимней вьюг…

Физминутка

Оценить свои силы.

1. Да, я хорошо усвоил тему. Возьмите синюю карточку.

2. Я иногда допускаю ошибки, возьмите желтую карточку.

3. Кто не совсем уверен в своих силах возьмите карточку красную.

Задания синей карточки

Исправьте ошибки в тексте и придумайте свое предложение.

Запишите текст и своё предложение.

Марос оставил на окошки зовитушки узорав. В лучах сонца на них зогорелись искристые фонарики. Напушистой ветки ёлке серебряными огоньками переливаеца иней.

Задания желтой карточки

Напишите существительные в предложном падеже, добавив предлог.

В скобках напиши склонение.

Погода, метель, воробей, мороз, вьюга, холод, капель, сугроб, сторожка.

Задания красной карточки

Впиши окончания, указав в скобках склонение.

В тетрад… (), на ярмарк…(), ранним утр…(), в кухн…(), яблочко бабушк…(), сыр для мышк…(), на холод… (), за речк…(), на ел…().

Выводы.

Закончите предложения .

Cегодня мы на уроке узнали...

Могу похвалить нашу группу за …

Эти знания нам пригодятся…

Домашнее задание : упражнение на выбор.

Фаттахова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных".
Дата публикации: 19.09.2017
Раздел: начальное образование

Урок русского языка

Тема: Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Цели: - познакомить с правилом проверки безударных гласных в окончаниях

имён прилагательных;

Учить писать слова с безударными гласными в окончаниях имён

прилагательных, выполнять проверку, графически обозначать орфограмму;

Развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества.

Оборудование: ЭОР, плакаты, карточки, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение. Сообщение темы урока.

1.Игра «Распредели слова на группы» (Учащиеся на доске разбивают слова

по частям речи.)

Какие группы слов еще можно выделить? (Группы однокоренных слов.)

2.Повторение.

Послушайте стихотворение. О какой части речи пойдет речь на уроке.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

Какая часть речи могла о себе так рассказать? (Имя прилагательное.)

Что такое имя прилагательное?

С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Как изменяются имена прилагательные?

Почему имена прилагательные украшают нашу речь? Докажите на примере.

(Береза кудрявая, белоствольная, русская, ива плакучая, дуб могучий)

3. Сообщение темы урока.

Мы живем в мире слов, в словах русского языка так много тайн и секретов.

Вот и сегодня на уроке мы узнаем о правописании букв безударных гласных в

окончаниях имен прилагательных, раскроем еще один секрет языка.

III. Чистописание. Словарная работа.

1.Работа в тетради.

Ая, -ий, -ые, -яя, -ое, -ой, -ее, -ый, -ие

Посмотрите на доску. О чем вам говорят эти цепочки соединений.

(Окончания имен прилагательных.)

Какие имена прилагательные могут иметь такие окончания? (Ж.р., м.р., ср.р.

и множественного числа.)

Запишите соединения в тетрадь.

Прочитайте слова. Слова какой части речи прочитали? В чем их секрет.(Это

словарные слова.) Выберите нужную букву, запишите слова правильно.

А(к,кк)уратный, (о,а)ранжевый, вн(е,и)мательный,

пра(здн,зн)ичный, с(и,е)ребр(ян,янн)ый, в(а,о)лшебный, ж(ё,о)лтый.

IV. Введение в тему. Исследовательская работа.

Работа в группах. Каждая группа получает листочки с заданием: вставьте

букву, объясните свой выбор.

зв. зда бел. зубый пр. дедушка у красн. й

б. р. га везд. ход п. дорожник в син. х

з. ма пеш. ход з. писка о добр. м

Смогли ли справиться с заданием полностью?

В написании каких слов сомневались? Почему? (Гласная безударная)

Где находится пропущенная гласная?

В окончании какой части речи?

Какую проблему будем решать сегодня на уроке?

(Какую букву написать в окончании имен прилагательных, если они

безударные.)

ФИЗМИНУТКА

V. Наблюдение. Вывод правила.

1. Сравнение ударных и безударных окончаний прилагательных.

(Для анализа используется ЭОР.)

Что можете сказать о правописании ударных и безударных окончаний?

(Пишутся одинаково.)

В каких окончаниях можно сделать ошибку? (В безударных окончаниях.

Это опасное место.)

2.Чтение правила №1 на с. 86.

3. Упр. 326. Выполняется устно.

Прочитайте. Сравните окончания слов – вопросов и имён прилагательных.

(Чтение по цепочке.)

Что же вы заметили? (Ответы детей.)

вопрос какого? (-ого-, -его-) От чего зависит написание букв о и е ? (От

твердой и мягкой основы корня.)

Какие окончания имеют имена прилагательные, если ставим

вопрос каким? (-ым-, -им-) От чего зависит написание букв ы и и ?

Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное

окончание имени прилагательного? Попробуйте сформулировать правило.

4. Чтение правила №2 на стр. 87.

VI. Закрепление новых знаний.

1.Упр. 327. Выполняется в тетради.

а) Самостоятельное чтение текста.

Как образовалось слово стол? А слово столица?

Можно ли слова стол, престол, столица считать родственными? Почему?

б) Назовите имена прилагательные в тексте. Выпишем сочетания слов прил.+

сущ., обозначим графически орфограмму безударная гласная в окончаниях

имен прилагательных.

ФИЗМИНУТКА

2. Работа на карточках по вариантам. Проверка.

Допишите окончания имен прилагательных.

3. ЭОР «Открытка для мамы»

А сейчас и вам нужно творчески поработать. Подпишите открытку для

своей мамы. (Проверка.)

VII. Итог урока. Рефлексия «Лестница успеха».

С какой орфограммой познакомились на уроке?

Как проверить безударные окончания имен прилагательных?

VIII. Домашнее задание. С. 102 упр. 7. Выучить правило.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Получить ответ на вопрос: "Как проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных?"
  • Развивать внимание, кругозор, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение классифицировать.
  • Воспитывать интерес к русскому языку и культуру речи.

Оборудование: учебники русского языка для 4 класса по программе "Школа 2100" (2004г.), карточки словарных слов, мультимедийное приложение.

Ход урока

1. Организационный момент с использованием демонстрационных карточек со словарными словами:

Доскажи словечко - имя прилагательное:

Настроение у нас: чудесное!

Ждут задания вас: интересные!

На уроке всегда будь: внимательный!

И урок выйдет весь: замечательный!

2. Начнём работу с минутки чистописания. Слайд №2

Пропишите буквосочетания средним соединением: ий ый ой ое ее ; нижним соединением ая яя

Спишите предложение. Отгадайте загадку:

Кон ь стал ьной, хвост л ьняной. (Иголка с ниткой)

Как вы понимаете значение слова льняной? (Сделанный из льна). Слайд №3

Лён - травянистое растение, из волокон которого прядут нити, затем ткут полотно.

Подчеркни согласные, мягкость которых обозначена мягким знаком.

Фонетический анализ слова "льняной".

Задание выполняется в тетрадях. Выборочное оценивание.

Проверка: слайд №4

3. Словарная работа.

Я подобрала слова, которые предлагаю распределить в группы по орфограммам. Слайд №5

Праздничный, искусственный, оранжевый, металлический, лестничный, аккуратный, томатный, печальный, фиолетовый, костюмный.

Проверка: слайд №6

Обозначить выбор группы. Какие слова могли бы попасть в 2 группы (аккуратный, металлический, искусственный).

К какой части речи относятся данные слова?

Какие окончания имеют прилагательные? Приведите примеры. Слайд №7

4. Актуализация знаний.

а) Наблюдение за ударными и безударными окончаниями. Слайд №8

Поставьте ударения в словах. Что вы заметили? (Есть окончания под ударением и без ударения).

Можно ли допустить ошибки в написании окончаний имён прилагательных?

В каких случаях? Почему?

б) Вывод: гласные в окончаниях имён прилагательных могут быть ударными и безударными, правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных - орфограмма.

в) Что такое орфограмма? (Написание по правилу)

В какой части слова мы обнаружили орфограмму? (В окончании)

г) Хочу услышать ваши предположения: какова тема урока? (Гипотезы);

какова цель урока?

(Цель нашего урока ответить на вопрос: как проверить безударную гласную в окончании имён прилагательных).

д) Вывод: в словах-вопросах окончание всегда ударное, с их помощью можно проверить написание безударных гласных окончаний прилагательных.

Но есть несоответствие: после мягких согласных пишутся другие буквы. Их нужно запомнить.

е) Почему окончания прилагательных можно проверить с помощью слов-вопросов? (у них всегда ударное окончание).

От какого слова ставится вопрос? (от существительного)

5. Физическая разминка.

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику (стр.116, упражнение 200)

7. Слайд №9

Применим новые знания в задании, которые приготовила для вас Мисс Прилагательное.

Спишите предложения, определите окончания, которые необходимо дописать и подчеркните прилагательные.

Проведём соревнование между рядами.

Работа представителей каждого ряда оценивается.

1 ряду. Я люблю скромн.. ветвист.. дерево рябину.

Разобрать по составу слово ветвистое

2 ряду. Люблю её пёстреньк.. нежные листочки.

Разобрать по составу слово листочки . Определить грамматическую основу предложения.

3 ряду. Они шелестят даже при лёгк.. ветерке.

Разобрать по составу слово ветерке . Определить грамматическую основу предложения. Проверка: слайд №10

8. Развитие речи. Подберём антонимы к прилагательным первого столбика. Слайд №11

Объясните выбор гласных в окончаниях имён прилагательных, обозначьте изученные орфограммы в словах.

9. Подведение итогов. Слайд №12

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных? Что было самым трудным на уроке? А самым интересным?

10. Домашнее задание: выполнить упр.№201 на стр.116.