Правила эксплуатации

Главная мысль арабской сказки волшебная лампа. Викторина по арабским сказкам "Тысяча и одна ночь" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Главная мысль арабской сказки волшебная лампа. Викторина по арабским сказкам

Самой популярной восточной сказкой по праву считается рассказ про Аладдина – юного парня, бездельника и лентяя. Его отец умер, когда юноше исполнилось 15 лет. В один прекрасный день к Аладдину пришел дервиш (странствующий монах) и предложил свою помощь, но взамен парень должен выполнить одно поручение. Монах-колдун на самом деле искал волшебную лампу, а достать ее мог только Аладдин. После того, как странник одарил юношу деньгами и подарками, он пригласил парня на прогулку.

Слушать сказку онлайн

Дойдя до холма, колдун начал шептать колдовские слова, из-за чего земля расступилась, и Аладдин увидел тайный ход. Парень должен был спуститься в этот тоннель и пройти 3 комнаты: в первой его будут пугать, во второй старуха захочет обнять юношу, затем нужно будет пройти сад, за которым располагалась комната с золотом и драгоценностями. Здесь же была старая медная лампа, которую Аладдин должен был принести монаху, а за свою услугу парень мог взять себе столько золота, сколько сможет унести. В помощь юноше колдун дает волшебное кольцо.

Когда лампа уже была в руках у Аладдина, он решил вернуться. Но на выходе из подземелья колдун потребовал отдать лампу, а парень отказался, поскольку хотел сначала выбраться из подземелья. Монах рассердился и зарыл выход из тоннеля, прирекая парня на верную смерть. Но юноша не пропал: случайно потерев медную лампу, он выпустил из нее Джина, который и доставил Аладдина домой. С этих пор жизнь парня начала налаживаться.

Однажды Аладдин встречает прекрасную Будур – дочь султана, и влюбляется в нее. Он решает, во что бы то ни стало, жениться на ней. И благодаря своей находчивости и помощи Джина он добивается руки и сердца девушки. Однако колдун, узнав об успехах Аладдина, ломает все планы юноши на счастливую жизнь. Сможет ли Аладдин вернуть себе супругу? Какие испытания ожидают юношу? С какими угрозами ему предстоит столкнуться? Об этом юный слушатель узнает из сказки «Аладдин».

«Аладдин» - арабская народная сказка. Это произведение вошло в сборник восточных сказок «Тысяча и одна ночь». Произведение наполнено волшебством. Каждое событие переполнено эмоциями: здесь и радость, и печаль, и разочарование, и всплеск энергии, восторга. Сказочный мир Востока заинтересует вашего малыша, ведь произведение содержательно и наполнено чудесами. Ребенок с удовольствием будет слушать сказку про Аладдина и его приключения. Однако рациональнее слушать сказку на ночь. Произведение подходит детям дошкольного возраста. Поскольку сказка длится порядка одного часа, то лучше разделить ее на несколько логических частей – так и малыш не устанет от прослушивания, и сюжет запомнится лучше.

В чем же мораль сказки? В первую очередь произведение учит не быть жадным, помогать другим, дорожить дружбой и не предавать близких ради богатства. Нужно дорожить любовью и дружескими отношениями, важно всегда верить в собственные силы, никогда не сдаваться, даже если судьба преподнесла горький урок. Нужно бороться за свое счастье, преодолевая все преграды. Именно упорство, желание, добропорядочность и стремление помогут победить зло. Сказка про юношу Аладдина прекрасно показывает, что значит «хорошо», а что «плохо». Слушая этот волшебный рассказ, ребенок начинает понимать, какие жизненные ориентиры должны быть в приоритете.

Урок по литературному чтению (система Л.В. Занкова) на тему: «Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Арабская народная сказка "Аладдин и волшебная лампа"». 3-й класс

Л.Н.Капитонова

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

гимназии №75 г. Казани

с этнокультурным русским компонентом

Цели урока:

    Выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа” и западной сказки “ Огниво ”. Учить детей анализировать текст.

    Развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, умение строить свои взаимоотношения на основе диалога. Развитие у детей навыков исследовательского поиска. Формирование умений делать осознанный выбор.

    Прививать интерес к чтению произведений мировой художественной литературы.

Предмет исследования: восток

Методы исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать (фото, рисунок)», «Получить информацию из книг, журналов, газет».

Организационный момент:

И так, друзья, внимание- ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

Учитель: Подумайте и скажите о каком жанре народного творчества пойдёт речь на уроке?

- Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

(сказка)

Учитель: Послушайте стихотворение Людмилы Кудрявской «Сказки».

Говорят, вымирают сказки,

Те, что раньше –

Из рода а род,

Те, что впитывались с коляски

И живили, как хлеб и мёд.

Век генетики, кибернетики…

Место вымыслу не дано.

Сказки бабушек нашим детям

Заменил телевизор давно…

Только что же мы замираем,

Будто там, высоко, за горой,

Не заря, горячась догорает,

А Жар – птица роняет перо?

Отчего, забывая о деле,

Мы казним себя тяжело,

Словно лебеди той не успели

Довязать из крапивы крыло?

Почему привечаем, жалеючи,

Странных чудищ, внушающих страх?

И единственного царевича

Ждём в кирпичных своих теремах?

Учитель: Какова главная мысль стихотворения?

Дети рассуждают:

    Сказки нас растят с детства, поэтому они не могут умереть;

    Все люди прошли через сказки. Их не может заменить ни телевизор, ни компьютер;

    Сказки учат удивляться, когда человека уже ничто не удивляет;

    В сказках много души, добра, любви.

Учитель: Без чего вы, дети, не представляете сказку?

Дети отвечают:

    Без занимательного сюжета;

    Без народной фантазии;

    Без чудес, волшебства;

    Без иллюстраций.

Учитель: Говорят что …

«Сказка как птица. Летит и пределов не знает. А поёт так, что всякий поймёт.» - Как вы понимаете эти слова?

Дети рассуждают:

    Сказку можно сравнить с птицей потому, что, как птице, сказке подвластны любые расстояния; на крыльях сказки можно очутиться в волшебном мире;

    Сказка не имеет границ, поэтому сказку с тем же самым сюжетом мы встречаем у разных народов, авторов;

    Люди любой страны мечтают о счастье, о справедливости, о лучшей жизни;

    В сказках разных народов добро побеждает зло;

    Сказочный сюжет понятен каждому и даёт всем надежду на лучшую долю, на удачу, на приятные повороты в жизни.

Учитель: Говорят что …

«В сказке, как в молоке содержаться, все витамины.» - А как эти слова вы понимаете?

«Ведь в сказке содержаться, как в молоке, все витамины, полезные для здоровья:

    фантазия,

    выдумка,

    ненавязчивая мораль, которая одновременно учит и забавляет,

    веселье,

    шутка,

    конечно же, чувство речи.

Учитель: Кто знает, как на Руси называли сказочников?

    Никто не знает, когда были созданы первые сказки. В более отдалённом от нас времени они назывались по – другому – «басни» - (от слова «баять» - говорить, рассказывать) . От слова « баять» , называли тогда и сказочников – « бахари», «баутчики», «баяны».

Учитель: Какие сказки вы знаете? (бытовые, волшебные, богатырские, житейские, балагурные, докучливые)

Докучливая сказка – коротенький рассказ, без большого смысла.

Учитель: - Только ли у русского народа есть волшебные сказки? (нет)

    Сказки каких народов вы читали?

Учитель: Послушайте мелодию. – Мелодия какого народа прозвучала? (восточная мелодия)

Учитель: У каждого народа свои традиции, обычаи, костюмы, песни, танцы, сказки.

Итак, мы начинаем увлекательное путешествие в мир восточных сказок. Мир, полный чудес, с самыми удивительными поворотами судьбы, мир, полный коварства и счастливого везения.

Почему сказки «Тысячи и одной ночи »называют памятником арабской народной литературы Х –Х III веков?

    Из сказок можно узнать о характере, быте, одежде, архитектуре, обычаях народов Востока того времени.

Почему сказки объединены таким названием «Тысяча и одна ночь»?

    Ребёнок рассказывает легенду, объясняющую это название.

    Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнил. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001 –ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей

Велик Багдад – жемчужина Востока

Чьи полумесяцы коснулись купала небес,

Куда спешат торговцы издалёка,

Где лавка каждая полна чудес.

И караван за караваном

Проходит в дивные врата,

И стража, расступаясь пропускает

Белобородого босого мудреца.

Там чудной музыкой полны сады султана,

Фонтаны пенятся рубиновым вином,

И девы молодые в вихре танца

Кружатся под шёлковым шатром.

И в чашу льёт шербет

Мудрейшая Шахразада,

И начинает вновь волшебный сказ,

И грозный Шахрияр, вкусив изысканного винограда,

Вновь ещё на день отлагает казнь.

И тысячу ночей – за сказкой сказка

Шахразада речь свою ведёт

О джинах, пери и Синдбаде

И о богатстве, что само собой придёт.

Волшебной сказкой вновь пленён султан жестокий,

Тончайшей вышивкой сплетается рассказ ещё один

О старой медной лампе, о красоте Будур,

О сыне бедного портного наречённым … Аладдин.

- В сказке встретились новые слова, вспомним, что они означают:

    чалма´ – головной убор в восточных странах – длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг головы.

    магри´бинец – человек с запада, чужестранец

    султа´н – правитель страны

    глаша´тай – человек, который объявлял народу известия, приказы

    дива´н – собрание советников султана, помещение, где проходит это собрание

    визи´рь – министр, советник султана

Правила чтения сказки:

    Необходимо помнить, что сказка – тонкое искусство, поэтому её содержание нужно хорошо понять, а поняв, попытаться донести понятое до слушателей;

    Чувствовать в сказках речь обыденную, бытовую и речь высокую, напоминающую песни, причитания;

    Видеть и понять смысл необычных народных слов, которые творились людьми с тонким вкусом. Про эти слова А.С.Пушкин сказал, что им присущи «какое – то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться»;

    Создавать чтением таинственный, волшебный мир сказки.

    Сказки

Сказки надо рассказывать ночью
Под лохматые шорохи звезд.
Тут и встретишься с чудом воочию,
Тут и лешего схватишь за хвост.
Сказки надо рассказывать ярко,
Околдовывать речью цветной.
Сказки надо рассказывать с толком,
Чтобы даль расступилась. И ширь.
Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь.

Стр. 126

По каким признакам можно судить, что Аладдин – герой волшебной сказки?

          Именно его выбрал дня каких – то свойх целей чужеземец, явно волшебник, во всяком случае, человек из чужого мира, владеющий волшебным предметом – чудесным мешком..

Веришь ли ты, что магрибинец – настоящий дядя Аладдина?

          Вряд ли это так. Он ведёт себя не как обычный человек, просто родственник, и его интерес к Аладдину не совсем обычен. Зачем он повел «за город, в лес», зачем ведёт к горе? У магрибинца явно есть какая – то тайная цель.

Встречался ли тебе в других волшебных сказках предмет, похожий на волшебный мешок? Случайно ли чудо с мешком происходит под деревом? То, что магрибинец ведёт Аладдина к горе, настраивает тебя на очередное чудо? Почему?

          Волшебный мешок напоминает скатерть – самобранку из русских народных сказок. Дерево и гора – это места совершения чудес в народных сказках всего мира.

Стр. 131.

Знаешь другую сказку с похожим сюжетом (спуска героя в подземелье по поручению волшебника, прохождением комнат с чудовищами, ради добычи какого – нибудь невзрачного на вид предмета?

          В сказке Андерсена «Огниво» ведьма подводит солдата к дереву и поручает ему залезть в дупло. Там герой обнаруживает подземный ход и три двери, за первой из них сундук с медными деньгами, который охраняет собака, у которой глаза, как чашки; за второй дверью – сундук с серебром, который охраняет собака с глазами, как мельничные жернова; и за третьей дверью – сундук с золотом, охраняемой собакой, у которой глаза размером с круглую башню. Солдату разрешается брать сколько угодно драгоценного металла, а для ведьмы он должен принести только старое огниво (кусок камня или металла для высекания огня из кремня).

Присмотритесь внимательно к персонажам, которые охраняют сокровищницу: тебе уже встречались подобные?

          В подвигах Геракла. Геракл борется и со львом, и со змеями.

Какие черты героя обнаруживает Аладдин в подземелье?

          Аладдин, несмотря на юный возраст (ему всего 15 лет), способен выполнить трудное задание: ему очень страшно, но он открывает дверь за дверью, встречаясь со страшными чудовищами. Он способен выдержать те испытания, которые превращают его в настоящего героя.

Стр. 136.

Как выглядят джинны?

Джинны огромного роста. Голова как купол, руки – как вилы, ноги – как столбы, а рот – как пещера. Глаза мечут искры, а посреди лба громадный рог.

Как ты думаешь, какие именно силы природы воплощают в себе джины? Какое отношение человека к природе проявляется в образах джинов?

          Возможно, в образе джинов воплощался страх перед извержением вулканов лил перед другими стихийными бедствиями: грозой с молнией, ураганом ветре. Образы джинов воплощают в себе страх и уважение, которое вызывали у людей во все времена проявления великой и непредсказуемой Природы.

Какие волшебные металлы и предметы тебе встретились в этой сказке?

          В подземелье, куда спускался Аладдин, был камень с медным кольцом, была широкая железная дверь, над садом была протянута тонкая золотая сетка. Сама волшебная лампа – медная. Волшебные предметы – это лампа, кольцо, мешок.

Удаётся ли Аладдину жениться на принцессе Будур? Почему ты так думаешь?

          Конечно, ведь герой выдержал трудное испытание, владеет двумя волшебными предметами.

Причудлив мир арабской сказки,

Когда бедняк их бедняков

Жениться может на принцессе,

А падишах исчезнуть вовсе из своих дворцов.

Быть может выдумка всё это, может правда,

Но тот, кто ищет мудрости, поймёт,

Что жажда золота, несметного богатства

К хорошему концу не приведёт.

В сокровищах коварных джинов

Взор жадный лампу старую не разглядит,

И только тот, кто чист душой и сердцем – знает

Не всё то золото, что ярче звёзд блестит.

С какой западной сказкой сходен сюжет сказки Аладдин и волшебная лампа?

5 в


Э та сказка несет в себе аромат востока, его тайны и загадки, его экзотическую красоту и утонченность. Главный герой сказки - Аладдин - добрый юноша, полюбивший принцессу Будур. Принцесса тоже влюблена в Аладдина, но ее возлюбленный беден. Могущественный Султан, отец девушки, никогда не согласится на их брак. Только чудо может соединить влюбленные сердца. В руки Аладдина попадает волшебная лампа, исполняющая желания хозяина лампы. С помощью волшебной лампы Аладдин мог бы получить несметные сокровища и неограниченную власть, но ему не нужны ни богатства, ни слава: все его мысли о Будур. Султан пообещал Аладдину, что выдаст за него свою дочь, если юноша построит золотой дворец. Тут, пожалуй, самое время обратиться за помощью к волшебной лампе. Джин из волшебной лампы выполнил просьбу Аладдина: золотой дворец построен. Аладдин женится на принцессе Будур, но счастье молодых продолжалось недолго. Тщеславный Визирь, втайне мечтавший и о принцессе, и о власти, хитростью завладел лампой. Добившись господства над лампой, Визирь приказывает Джину убить Аладдина. Однако лампа заколдована именем Аладдина: Джин бессилен его убить. Тогда коварный Визирь приказывает Джину перенести дворец с его обитателями в далекую пустыню Магриба. Визирь ликовал: скоро у него будут и власть, и Будур. Однако Аладдин был не из тех, кто отступал перед трудностями, а к тому же его сердце переполняла любовь, прибавлявшая ему смелости. Бесстрашие и добродушие Аладдина взяли верх над трусостью и алчностью Визиря: юноша вернул себе любимую. Пустыня Магриба превратилась в цветущий сад с роскошным дворцом, в котором счастливо зажили храбрый Аладдин и прекрасная Будур. Честность, порядочность, бескорыстность в сказках всегда вознаграждается, а кто носит в душе зависть к чужому богатству, злобу и прочие недобрые мысли - тому в сказках туго приходится. Справедливостью и добрыми деяниями Аладдин заслужил настоящее счастье, но не в виде богатства и роскоши: жизнь подарила ему куда большие сокровища - любовь Будур. Это сказка о добре и зле, о бескорыстии и жадности, о любви.

Арабская сказка в пересказе М. Салье
Инсценировка В. Глоцера
Музыка Э. Денисова
Тексты песен М. Либина.

Действующие лица и исполнители:
Сказочник - Р. Плятт
Аладдин - А. Леньков
Мать Аладдина - Н. Тер-Осипян
Магрибинец - А. Джигарханян
Джинн Дахнаш - Ю. Воробьев
Джинн Маймун - Ю. Авшаров
Мальчик - Т. Курьянова
Султан - Е. Весник
Визирь - С. Цейц
Царевна Будур - Е. Романова
Служанка - М. Полянская
Продавец воды - М. Лобанов
Прохожий - А. Очеретянский
Медник - Я. Ромбро.

Симфонический оркестр п/у А. Степанова.
Режиссер С. Василевский.

________________________________

Год выпуска: 1984
Формат: MP3
Продолжительность: 01:23:21
Битрейт аудио: 192 kbps
Размер: 114 Mb

Скачать для ознакомления: