Уход

Способы создания субъектов предпринимательской деятельности. Порядок и основные этапы создания субъекта предпринимательского права

Способы создания субъектов предпринимательской деятельности. Порядок и основные этапы создания субъекта предпринимательского права

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо и приобретает соответствующий статус индивидуальный предприниматель.

Кроме того, государственная регистрация преследует цели сбора информации, на основе которой происходит осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики. Открытая информация о субъектах предпринимательской деятельности из государственных ресурсов предоставляется в установленном порядке всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления.

Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(274) (далее - Закон о регистрации). Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Вопросы, связанные с созданием организаций отдельных организационно-правовых форм, определяются специальным законодательством: Федеральными законами от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(275), от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"*(276), от 8 сентября 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"*(277), от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"*(278) и др.

В соответствии со ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.

Регистрация является заключительным, но не единственным шагом в данном направлении. Охарактеризуем кратко основные этапы создания субъектов предпринимательской деятельности, обращая особое внимание на порядок создания коммерческих организаций.

Первыми шагами при создании коммерческой организации являются определение состава ее учредителей, проведение общего собрания, выработка и подписание учредительных документов.

Еще по теме 6.3. Создание субъектов предпринимательской деятельности:

  1. § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
  2. 6.4. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
  3. § 5. Прекращение деятельности субъектов предпринимательского права
  4. 6.5. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

В соответствии со ст. 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо и приобретает соответствующий статус индивидуальный предприниматель. Государственная регистрация преследует цели сбора и систематизации информации о хозяйствующих субъектах, осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности и др.

Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирован рядом нормативных правовых актов: ГК РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.

Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.

Определение состава учредителей, проведение общего собрания. Это первый шаг к созданию коммерческой организации. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. К примеру, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 66 ГК РФ. При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В силу ст. 7 Закона об АО, число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. В соответствии со ст. 4 Закона о производственных кооперативах, число членов кооператива не может быть менее пяти. Полными товарищами в. полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и юридические лица. Установлены ограничения на участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах и товариществах (например, для государственных служащих).

Выбор организационно-правовой формы. Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством. Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Оформление учредительных документов. В качестве учредительных документов выступает устав (для кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества, обществ с ограниченной, и дополнительной ответственностью, создаваемых одним лицом), либо учредительный договор и устав (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (для товариществ).

Разработка наименования коммерческой организации. Согласно ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий, а также требуется в иных случаях, установленных законодательством. Назначение фирменного наименования состоит в идентификации коммерческой организации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте. Кроме указания на организационно-правовую форму, фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, может характеризовать предмет деятельности или же быть произвольным. Законодательством определены правила составления фирменных наименований для организаций отдельных видов. Так, наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество». В соответствии со ст. 7 Закона о банках, «ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций».

Порядок включения в фирменное наименование слов «Россия», «Российская Федерация» предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований „Россия", „Российская Федерация"». В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях - с разрешения специально созданной Правительственной комиссии. В г. Москве этот вопрос решается Межведомственной комиссией Правительства Москвы на основании Постановления Москвы от 7 октября 2003 г. № 837-ПП.

Определение места нахождения организации. Как установлено ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление). Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. В соответствии с действующим законодательством, на момент государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. В соответствии с Законом об АО, не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течении трех месяцев с момента государственной регистрации общества. В силу Закона об унитарных предприятиях, уставный фонд предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Величина уставного капитала открытого акционерного общества должна составлять не менее 1000 МРОТ, закрытого акционерного общества и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью -не менее 100 МРОТ. Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия составляет 5000 МРОТ, а муниципального предприятия - 1000 МРОТ.

С целью формирования первоначального капитала (фонда) в банке открывается временный расчетный счет, куда вносится необходимая сумма. В случае оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, а также подтвердить, что настоящий вклад является реальным и это имущество не вносилось в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд других юридических лиц, не заложено и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества. В определенных законодательством случаях оценка должна быть произведена независимым оценщиком. Например, независимая оценка обязательна при оплате акций неденежными средствами; если номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 МРОТ и в других случаях.

В качестве неденежных средств при формировании уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда могут выступать вещи, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку. Законодательством (для акционерных обществ также уставом) могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться первоначальный капитал.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой.

Документы для регистрации могут быть переданы в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направлены почтовым отправлением. Для регистрации создаваемой организации необходимо представить:

Заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;

Решение о создании юридического лица;

Учредительные документы (подлинники или нотариально засвидетельствованные копии);

Документ об уплате государственной пошлины (в размере 4000 руб.). Формы и требования к документам определены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439 (с изм. и доп.).

Согласно Закону о регистрации, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. Решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (внесения в реестр) заявителю выдается подтверждающий этот факт документ (в настоящее время - свидетельство о регистрации), свидетельство о внесении записи в соответствующий Реестр.

Изготовление печати. Эскиз печати и штампа должен быть разработан исполнительным органом юридического лица, индивидуальным предпринимателем на бланке установленной формы. Бланк с согласованным эскизом печати (штампа) представляется в регистрирующий орган для утверждения. Временные правила изготовления и основания для уничтожения печатей и штампов на территории г. Москвы, утв. Распоряжением мэра Москвы от 25 августа 1998 г. № 843-РМ (с изм. и доп.). Каждой печати присваивается порядковый номер и она вносится в Московский городской реестр печатей и штампов г. Москвы.

Регистрация в органах статистики с присвоением кодов классификаторов (ОКПО, ОКОНХ и др.) и включением коммерческой организации в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО).

Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика. Порядок постановки на учет в налоговом органе определен ст. 84 НК РФ, Приказом МНС РФ (ныне - Федеральная налоговая служба) от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц». Организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков, выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы, а в части, относящейся к учету налогоплательщиков - также в Единый государственный реестр налогоплательщиков, который ведется налоговыми органами.

Открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала (фонда). Если вклады в уставный капитал вносятся не денежными средствами, а имуществом (оборудование, сырье, оргтехника и т.п.), необходимо подтвердить передачу на баланс коммерческой организации указанного имущества справкой за подписью руководителя и главного бухгалтера.

Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, государственного социального страхования, медицинского страхования.

Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это нормы ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (введен в действие с 1 июля 2002 г., далее - Закон о регистрации), Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ", утвердивший Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (в части, не противоречащей Закону о регистрации), нормы специальных законов ("Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и др.). В субъектах РФ приняты свои акты, определяющие порядок государственной регистрации.

Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.

Определение состава учредителей, проведение общего собрания

Это первый шаг к созданию коммерческой организации. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. К примеру, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 66 ГК РФ. При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В силу ст. 7 Федеральною закона "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О производственных кооперативах" число членов кооператива не может быть менее пяти. Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере -граждане и юридические лица. Установлены ограничения на участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах и товариществах (например, для государственных служащих).

Выбор организационно-правовой формы

Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством. Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Оформление учредительных документов

В качестве учредительных документов выступает устав (для кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества), либо учредительный договор и устав (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (для товариществ).

Разработка наименования коммерческой организации

Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании уни тарных предприятий, а также требуется а иных случаях, установленных законодательством. Для того, чтобы фирменное наименование могло служить средством индивидуализации лица, введен порядок его обязательной предварительной проверки на неповторяемость, оригинальность. Кроме указания на организационно-правовую форму, фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, может характеризовать предмет деятельности или же быть произвольным. Законодательством определены правила составления фирменных наименований для организаций отдельных видов. Так, наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество". В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности "ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций".

Порядок включения в фирменное наименование слов "Россия", "Российская Федерация" предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N° 1463 "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация". В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях - с разрешения специально созданной Правительственной комиссии.

Определение места нахождения организации

Как установлено ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размешается орган управления юридического лица, должны быть указаны основания для его размещения, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда

В соответствии с действующим законодательством к моменту создания организации должно быть сформировано не менее 50 процентов ее уставного (складочного) капитала. Каждый член производственного кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10 процентов паевого взноса. С этой целью в банке открывается временный расчетный счег, на который вносится необходимая сумма. По временным расчетным счетам про изводятся операции только по зачислению первоначальных взносов учредителей в уставный капитал и взносов лиц, участвующих в подписке на акции. Уставный фонд унитарного предприятия должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации. В случае оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, а также подтвердить, что настоящий вклад является реальным и это имущество не вносилось в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд других юридических лиц, не заложено и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества. При неадекватности денежной оценки действующим ценам необходимо представить заключение независимого оценщика или аудитора.

Государственная регистрация

Государственная регистрация - заключительный этап создания коммерческой организации. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение. Государственная регистрация - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения а государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом о регистрации. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в качестве которого определено Министерство РФ по налогам и сборам (Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319). Данные обо всех созданных юридических лицах поступают в государственный реестр. Принципы его иедения и содержание определены Законом о регистрации. Регистрация некоторых субъектов имеет свою специфику. Так, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Некоторые организации с иностранными инвестициями регистрируются в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Российской Федерации. Определенные особенности имеет регистрация акционерных обществ, при учреждении которых представляется уведомление о принятии Московским региональным отделением ФКЦБ России документов для регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества.

Документы для регистрации могут быть переданы в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направлены почтовым переводом. Для регистрации создаваемой организации необходимо представить:

  • заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставною (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена.
  • решение о создании юридического лица;
  • учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  • документ об уплате государственной пошлины.

Согласно Закону, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. Решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (внесения в реестр) заявителю выдается подтверждающий это! факт документ (в настоящее время - свидетельство о регистрации).

Изготовление печати

Эскиз печати и штампа должен быть согласован исполнительным органом юридического лица, индивидуальным предпринимателем на бланке установленной формы. Бланк с согласованным эскизом печати (штампа) представляется в регистрирующий орган для утверждения. Для изготовления печати (штампа) по утвержденному эскизу регистрирующим органом выдается декларация. В Москве МРП (ее структурные подразделения) ведет Московский городской реестр печатей и штампов. Каждой печати присваивается порядковый номер.

Регистрация в органах статистики

Регистрация в органах статистики с присвоением кодов классификаторов (ОКПО, ОКОНХ и др.) и включением коммерческой организации в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО).

Постановка на учет в налоговом органе

Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика. Порядок постановки на учет в налоговом органе определен ст. 84 Налогового кодекса РФ. Организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков, выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы, а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий, - также в Государственный реестр предприятий, который ведется налоговыми органами.

Открытие расчетного счета в банке

Открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала (фонда). В случае если вклады в уставный капитал вносятся не денежными средствами, а имуществом (оборудование, сырье, оргтехника и т.п.), необходимо подтвердить передачу на баланс коммерческой организации указанного имущества справкой за подписью руководителя и главного бухгалтера.

Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах

Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости населения, государственного социального страхования, медицинского страхования.

Под созданием субъектов предпринимательского права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание правового статуса лицам, желающим осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность, организациям и договорным образованиям. Для индивидуального предпринимателя основными этапами в достижении приобретения необходимого статуса будут являться принятие соответствующего решения и государственная регистрация. Этапами создания юридического лица – субъекта предпринимательской деятельности будут являться: выбор организационно-правовой формы, выработка и утверждение учредительных документов и, наконец, государственная регистрация.

Выбор организационно-правовой формы будущего юридического лица является крайне ответственным шагом. В этой связи остановимся на ключевых признаках каждой из организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц.

1. Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринима­тельской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Конструкция полного товарищества в практике российского бизнеса почти не встречается. Она непопулярна среди коммерсантов, т.к. не устанавливает пределов их ответственности по долгам товарищества.

2. Коммандитное товарищество (товарищество на вере) - товарищество, в котором наряду с полными товарищами – участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринима­тельскую деятельность, и при недостаточности имущества товарищества, солидарно отвечающими по его обязательствам всем своим имуществом, имеется один или несколько участников (вкладчиков, или коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

По тем же причинам, что и полные товарищества, товарищества на вере не получили широкого распространения в России, хотя эта форма вполне могла бы использоваться при создании совместных предприятий с иностранным участием.

3. Общество с ограниченной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами коммерческое юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на доли. Их размеры определены в учредительных документах. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В то же время количество голосов участников на общем собрании определяется по принципу "один участник - один голос", если иное не было установлено учредительными документами.

По сравнению с товариществами общество с ограниченной ответственностью имеет целый ряд преимуществ.

Во-первых, в его деятельности могут участвовать от одного до пятидесяти физических или юридических лиц, причем как коммерческих, так и некоммерческих. С разрешения собственника членами ООО могут быть даже государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения. Вместе с тем государственные органы и органы местного самоуправления могут принимать участие в деятельности общества лишь в случаях, предусмотренных законом, а общество, состоящее из одного участника, вообще не вправе создавать другое хозяйственное общество.

Во-вторых, конструкция ООО весьма привлекательна для предпринимателей как раз отсутствием ответственности участников по долгам общества.

В-третьих, она удобна тем, что обществу с ограниченной ответственностью хотя и запрещено выпускать акции, но разрешено выпускать облигации для привлечения дополнительных средств.

4. Общество с дополнительной ответственностью. Их участники солидарно несут субсидиар­ную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами самого общества.

5. Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на равные доли, каждая из которых представлена ценной бумагой – акцией.

Размер прав акционера (дивиденды, количество голосов на общем собрании и величина ликвидационной квоты) определяется строго пропорционально числу акций. Одна обыкновенная именная акция дает право одного голоса. По общему правилу привилегированные акции не дают права голоса, но размер дивиденда по ним фиксированный и обычно он больше, чем по обыкновенным акциям.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. В открытом акционерном обществе (ОАО) допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50, в противном случае оно преобразуется в ОАО либо подлежит ликвидации в судебном порядке.

В отличие от товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ, уставный капитал которых не может быть меньше величины, равной 100 минимальным размерам оплаты труда, уставный капитал открытого акционерного общества должен быть не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации ОАО.

6. Производственный кооператив – это коммерческое юридическое лицо, созданное не менее чем пятью юридическими или физическими лицами путем добровольного объединения своего имущества и усилий для совместной производственной деятельности с целью извлечения прибыли и распределения ее между членами кооператива.

В отличие от участников обществ и товариществ, члены кооператива обязаны не только внести паевой взнос, но и принимать личное трудовое участие в его деятельности (работать в кооперативе).

Обычно недостатком кооперативной формы считают то, что члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам.

7. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, особенность которых состоит в их специальной правоспособности. Они не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Законодательством установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия (производство оружия, наркотических веществ, переработка драгоценных металлов).

Таким образом, каждая из названных организационно-правовых форм коммерческой деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Мы отметили некоторые моменты, на которые следует обратить внимание при выборе наиболее оптимальной конструкции.

Тема 5. Порядок и способы создания субъектов предпринимательского права

5.1. Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права

Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

71. Порядок создания страховых компаний В рамках гражданского права и страхового законодательства РФ существуют определенные правила для создания и регистрации страховой компании:1) страховая компания в РФ может быть только юридическим лицом и обязана функционировать

Из книги Треннинг. Настольная книга тренера автора Торн Кей

Другие способы создания команды Некоторые тренинговые компании сегодня применяют другой подход к увеличению численности их тренеров. Они создают небольшие группы независимых тренеров, которых иногда приглашают к сотрудничеству. Очевидно, этот подход обеспечивает

автора Смагина И А

Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права 1.1. Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

1.1. Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

1.3. Принципы российского предпринимательского права Принципы российского предпринимательского права – основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.1. Принцип свободы предпринимательской

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 2. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения 2.1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

2.1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

2.2. Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.1. Конституция

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

2.3. Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 3. Субъекты предпринимательского права 3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.Признаки субъектов

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.Признаки субъектов предпринимательского права1. Легитимация в

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

5.1. Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

5.2. Этапы создания субъектов предпринимательского права В процессе создания коммерческой организации выделяют несколько этапов.1. Определение состава учредителей, проведение общего собрания учредителей. Законодательство устанавливает различные требования к

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Российское предпринимательское право является:А. Базовой отраслью праваБ. Комплексной отраслью праваВ. Специальной отраслью

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 2. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Источником российского предпринимательского права не является:А. Обычай делового оборотаБ. Международный договор РФВ.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 3. Субъекты предпринимательского права I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Подразделение коммерческой организации получает наибольшую самостоятельность в хозяйственном обороте, если оно образовано как:А. Представительство Б. Филиал