Уход

Публичные выступления кратко. Подаем себя на тарелочке: как научиться выступать перед публикой

Публичные выступления кратко. Подаем себя на тарелочке: как научиться выступать перед публикой

День добрый, дорогой друг!

Динамика улучшений в автотранспортном цехе, в рассказе Михаила Жванецкого, — не может не впечатлить. «Наш цех хронически отставал, теперь он хронически обгоняет...». Помните?) Секретом своих успехов автотранспортники не поделились, поэтому пойдем своим путем. Сегодня на повестке дня — навыки публичных выступлений.

Прямо скажу, ощущения того, что открыл Америку, не возникло. Не я первый, не я последний, кого посещают такие мысли. Более того, об этом задумывался каждый из вас, я в этом уверен.

Вопрос скорее в другом - «что, как и когда?».

Навык переговоров формируется заключается не столько подготовкой к ним, сколько умением «выстоять» на всех стадиях переговорного процесса.

Когда Михаил Ботвинник стал чемпионом мира по шахматам, он все равно каждый день по 6 часов тренировал «основные удары».

Для себя «основными ударами» при переговорах я обозначил:

  1. развитие уверенности,
  2. управление эмоциями,
  3. навык публичного выступления
  4. расширение «ассортимента» переговорных приемов
  5. терпение

Сегодня о пункте №3. Хотя все они взаимосвязаны между собой.

Навык выступления перед аудиторией

Когда уже закончил, пригласили на тусовку для следующего потока. Позвали на сцену… далее, вы уже догадались: «Слово предоставляется одному из лучших выпускников…».

Услышав свою фамилию, я опешил. Полагаю, вид у меня был, как у Кисы Воробьянинова после аукциона стульев. Разве, что не шлепал себя ушами по щекам.

Что говорил — не помню, самому казалось, — что бред, друзья говорили: Все по делу, но голос неуверенный.

Потом я начал соглашаться проводить лекции, публичные занятия у себя на работе, постепенно втянулся, даже нравиться стало.

Причины страхов

Причина страха выступления перед аудиторией — генетическая, доставшаяся нам от прародителей.

Мы боимся высоты. Потому, что предки в течение падали с высоты и погибали. То же самое со змеями, пауками и другими гадами, ибо от их укусов наши предки также были как минимум, — не в восторге.

Наша генетическая память подсказывает: если перед нами группа людей — это войско , враждебно настроенное и мы в опасности.

Кстати, выступая на улице, под открытым небом, волнения меньше, чем в замкнутом помещении. Опять же историческая память. В замкнутом пространстве можно стать легкой добычей. Клаустрофобия, короче.

Отчасти этот страх имеет сексуальную природу. Многие женщины инстинктивно поправляют прическу, когда в зале находятся мужчины. Не то чтобы с целью понравиться, просто инстинкт берет свое.

Как и выработке любого другого навыка главное практика и обратная связь. Но это дело времени. А пока позволю себе дать несколько советов:

1. Чтение вслух и проговаривание текстов вслух . Важно привыкнуть к своему голосу, чтобы не вздрагивать после того, как начал говорить: «О боже, я уже выступаю, какой кошмар!».

2.Важно развить хорошую дикцию.

А) Например, вы едете в машине. Возьмите, к примеру, пробку от винной бутылки и вставьте между зубов. Включите радио и повторяйте за диктором. Старайтесь говорить громко, четко. Пятнадцать минут тренировки туда и обратно по дороге на работу и через месяц-другой удивленная фраза «Ужас, это я так говорю?», — будет уже не про вас.

Б) Ведите дневник. Через некоорое время появится привычка структурировать свои мысли, которая автоматически сформирует и вашу речь. Она станет более лаконичной и по делу, без воды.

3. Поддерживайте контакт глазами с аудиторией или собеседником . Бегание глазами по стенам и потолку помещения не вызывает доверия ни при переговорах, ни при публичном выступлении.

4. Не думайте куда девать руки. Руки подключатся когда надо, если вы фокусируетесь на мыслях. штука полезная, но она должна быть естественной. Обычно достаточно одной руки, чтобы подчеркивать ход мысли. Жесты двумя руками — только для очень важных слов.

5. Не следует зубрить вашу речь . Текст по памяти — все равно, что чтение по бумажке. Хорошо продумайте начало и концовку. Остальное — достаточно тезисов.

И в заключение . Даже самые лучшие советы не заменит практики. Общение - не что иное, как набор привычек.

Важно сформировать привычку вести себя естественно в общении, как один на один, так и перед публикой. Иначе из вас полезет совсем не тот поток мыслей, что вы хотите донести.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Мне много лет, у меня есть любимая работа, предпоследний айфон и все, что полагается иметь состоявшимся людям в сегодняшнем обществе. При этом я не самый уверенный в себе человек, однако, встретив меня на улице, вы решите, что я циничный счастливчик, которому подмигивают лайки и сама жизнь.

– «Ему уж точно жаловаться просто не на что!»

Не отрицайте, слишком многие из нас думают так о других.

ЭТО БАНАЛЬНО

Все достаточно банально. В юности, при выборе будущей профессии я пытался исходить из собственных проблем, решение которых, по моему мнению, было бы качественным способом стать или хотя бы приблизиться к образу того человека, которым я всегда хотел быть.

На втором курсе медицинского я понял три вещи:

  1. Я не хочу быть врачом.
  2. Глупо пытаться быть не тем, кто ты есть на самом деле.
  3. Первые две вещи – не так банальны, как кажутся на первый взгляд.

ЗАВЯЗКА

По роду деятельности мне приходится часто ездить в командировки, выступать с докладами и презентациями перед разными аудиториями. Как любой человек, каждый день я рискую ошибиться или выступить недостаточно убедительно, что в конце концов может погубить будущую сделку.

Я не могу позволить себе провалиться, явиться на встречу или конференцию помятым. Не могу заболеть или обидеться на толкнувшую меня в кафе даму, с сумочкой, утыканной металлическими шипами. Я рискую не только собой, но и людьми, которые ждут от меня результатов, поэтому я создал философию, которой придерживаюсь не только по будням с 9 до 18, но и на протяжении всей жизни.

1. ЮМОР

Мы все помним, что сначала было Слово, но вопреки классической интерпретации первоисточника это слово ЮМОР. Важно лишь помнить, что у каждого из нас он свой, но это не значит, что следует подстраиваться под каждого.

Не шутите на острые политические темы и лучше не переходите на личности. Лучший способ расположить к себе - открыть свою человечность. Смейтесь над самим собой, люди это обожают.

Сложные вещи я всегда объясняю «на пальцах». Очень нравится ассоциация про тесто, из которого могут получаться сладкие пирожки, которые мне очень нравятся, а могут чебуреки, от которых у меня изжога.

2. НЕ ВЫПЕНДРИВАЙТЕСЬ

Нет, правда, не стоит. Делитесь своими знаниями не в форме «вы что идиот?», а так, будто вы беседуете с другом. Поверьте, если вместо сухого факта в режиме «какие же все тупые» вы примите дружелюбную обеспокоенность и скажете что-то вроде: «Недавно я узнал, что...», то с вами захотят продолжить разговор и не только о работе. Вам захотят доверять, а это уже следующий пункт.

У меня в голове отчетливо прописался образ Стива Джобса. Простота, лаконичность и правильно выстроенная открытость – потенциально успешный кейс.

3. ДРУЖИТЕ ЗАРАНЕЕ

В какой-то момент в бизнесе возникла мода не сдерживать обещаний, казаться лучше, чем ты есть и врать всем подряд, лишь бы зарабатывать больше, чем твой сосед. Сегодня это кажется каменным веком или фантастикой из фильмов про «братков».

В бизнесе важно не столько дружить в общепринятом понимании этого слова, сколько иметь возможность доверять. Когда вы выступаете на публике, основная задача - доказать, что вы стали другом для слушателей еще до того, как вышли на сцену.

Поприветствуйте всех и добавьте в свое вступление слова, говорящие о вашей близости к зрителям, например: «С кем-то из вас мы уже знакомы, с кем-то посчастливилось поработать...». А в конце обязательно пожелайте хорошего дня - банально, но работает на «ура».

4. ПРИЗНАЙТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ

Погуглил (чтобы казаться умнее), что в разное время классики говорили об ошибках, и нашел простую и гениальную фразу, на мой взгляд: «Ошибаться - человечно, прощать - божественно» (Александр Поуп).

Если по каким-то причинам вам не удалось избежать ошибки, то признайте ее, обещайте исправить, немедленно исправьте и возвращайтесь, сказав спасибо. Будет стыдно, но всем известно, что ничего так не закаляет от неприятностей, как прошлые ошибки.

Со мной это случалось. Однажды я допустил неточность в подсчетах статистики, в которой был абсолютно уверен. Один из оппонентов моментально указал мне на это. Я попросил прощения и взял двухминутный таймаут после выступления, чтобы разобраться. Мои коллеги получили небольшой нагоняй, а я признал факт, что не застрахован от нелепых случайностей.

5. СТЕСНЯТЬСЯ МОЖНО, НЕРВНИЧАТЬ НЕЛЬЗЯ

Стеснение – это мило. Оно может работать на вас, становясь фишкой, а вот нервозность никогда. Пейте любые успокоительные перед выступлением, но не ждите, что вы мгновенно станете супергероем.

Большинство из нас боится не незнакомой публики, а выглядеть идиотом в собственных глазах. Признайтесь публике, что стесняетесь, и всем станет легче.

Я несколько лет преподавал в институте, затем много выступал на публике и могу заверить вас, что стеснение никогда не проходит. Каждый раз вы все лучше будете разбираться в теме и немножко лучше в людях, но способов просто взять и перестать волноваться нет.

6. ССЫЛАЙТЕСЬ НА ВЫСТУПЛЕНИЯ ДРУГИХ

Публичные мероприятия очень изматывают как зрителей, так и выступающих. Полтора - два часа монотонных выступлений спикеров в галстуках, которые, предположим: не выспались, не ораторы, не готовились, расстроены помолвкой дочери и так далее. Выберите один-два интересных доклада предыдущих спикеров и найдите способ сослаться на них в своем сообщении.

«…Мне понравилось, как Мистер Х в своем докладе говорил о повышении урожайности муравьиных ферм в контексте роста технологического импортозамещения…».

МЕССЕДЖ

За столько лет я прочитал 100500 миллионов книг, типа «Как стать обаятельной и привлекательной, если тебе за 80, ты социопат, и у тебя дислексия» и так далее в таком духе, но ни одна книга не стала настольной.

Будьте собой и старайтесь выглядеть и чувствовать себя гармонично, это действительно важно.

Умение выступать публично необходимо сегодня практически каждому работающему человеку, особенно актуально это для руководителей разного уровня. Психологи отмечают: людей, в принципе не способных к публичным выступлениям, практически нет. Основная причина ораторских провалов – это внутренний страх, который надо перебороть.

Уверенность в деловой жизни напрямую зависит от способности человека ясно выразить свои желания и убеждения.

И практика публичных выступлений помогает приобрести эту уверенность.

Мощное напряжение, возникающее у подавляющего большинства людей перед публичным выступлением, связано в первую очередь с неуверенностью в себе и внутренней закомплексованностью. Человек, привыкший общаться в режиме диалога с одним лицом или в небольшой компании с несколькими людьми, внезапно оказывается перед большой и непонятной для него аудиторией, от общения с которой можно получить все, что угодно.

Главный совет, который дают практически все психологи: постарайтесь воспринимать своих будущих слушателей не как враждебную силу, а как друзей, которые всегда помогут вам. К выступлению надо начинать готовиться заранее.

Осознание страха.

Выступать перед большой аудиторией боится каждый. Побудьте внутри воображаемой ситуации выступления одну-две минуты, а потом спросите себя, что вы чувствуете - радость от того, что вам предоставили трибуну, безразличие или напряжение, граничащее со страхом. Если вы будете честны с самим собой, то обнаружите, что ваше тело слегка напряжено, что вы чувствуете дискомфорт и мышечные зажимы в каких-либо группах мышц и телесных зонах, а ваше дыхание значительно участилось. Отсутствие этих и других подобных же признаков скоре всего означает, что вам не удалось глубоко войти в такую воображаемую ситуацию. Постарайтесь не просто осознать наличие страха, но и увидеть его мышечный «рисунок».

К свободе через расслабление.

Тренируйтесь в умении быстро и легко расслаблять все участки своего тела, включая и те его зоны, которые регулярно напрягаются при одной только мысленной картине публичного выступления. Существует масса методов релаксации, описанных во многих книгах по аутогенной тренировке и психотренингу, которыми вполне можно овладеть самостоятельно. Добившись полного расслабления с помощью мысленного психотренинга, перенесите этот образ в картинку своего публичного выступления. Попытайтесь представить и реально почувствовать, что вы совершенно свободны от сковывающего вас страха и напряжения.

Позитивное направление мысли.

Научитесь думать о предстоящем публичном выступлении с удовольствием, осознавая, что вы побеждаете сами себя и преодолеваете внутренний барьер. Сделайте удовольствие не просто умственной установкой, но реальным живым переживанием, энергия которого ощутима во всем вашем существе, включая тело.

Идеальный оратор.

Мысленно войдите в образ яркого блестящего оратора, речь которого льется абсолютно свободно. Конечно, это не должно быть пустой болтовней без участия души и сердца. Запомните ощущение свободы и наслаждения, которую вам дает эта фантазия, после чего попытайтесь вносить этот умственный образ в свое реальное поведение и речь.

Тренинг красноречия в жизненных ситуациях.

Начните тренировать свое искусство публичного выступления с отрабатывания новой роли и образа в малых группах, среди друзей и знакомых, учась рассказывать интересные истории и приковывать к себе внимание слушателей как можно дольше, все время подбрасывая в него, словно дрова в костер, новую информацию и энергию вашего интереса к слушающим.

Работа над интонацией.

Старайтесь сделать более богатой и эмоционально-насыщенной вашу интонацию - ведь она индикатор вашего подлинного отношения к тому, о чем вы только что говорили. Если вы говорите, что вас нечто очень интересует, но при этом ваша интонация скучна и невыразительна, никто из слушателей вам просто не поверит.

Послушное тело.

Сознательно работайте над вашим телом в процессе общения. Наблюдайте, как вы двигаетесь, какие позы чаще всего принимаете в общении, как реагируют на них ваши партнеры по общению, какие движения и жесты вы любите делать. Вырабатывайте собственный репертуар поз, движений и жестов, которые вам позволят во время публичного выступления успешно балансировать между обаянием и защищенностью.

Упругость в общении.

Помните одно из правил жизни, которое установил себе Лев Толстой в молодости: не пропускать ни одного оскорбления или колкости в свой адрес без того, чтобы немедленно не ответить на него вдвойне колко и решительно. Попробуйте представить, что слово, особенно острое и колкое - это своего рода мячик, который нужно уметь эффективно и точно бросать и ловить. Учитесь делать это с упругим изяществом в самом обычном общении, и это поможет вам в общении экстремальном, к которому в какой-то степени можно отнести публичное выступление.

А американский психолог, Специалист по имиджу, Лилиан Браун дает интересные рекомендации:

«Перед выступлением полезно составить некий контрольный список, похожий на те, которыми пользуются пилоты авиалайнеров, отмечая важные пункты перед вылетом".

Ваш личный список может содержать примерно следующее:

    моя внешность в полном порядке, волосы, грим (если нужно) и одежда соответствуют случаю; я могу смотреть в глаза своим слушателям; у меня правильная осанка, я свободен и могу расслабиться; выражение моего лица и мои жесты выражают дружелюбие; моя речь - одна из лучших, не могу дождаться момента, когда можно будет произнести ее перед моими слушателями; я хорошо знаю свою речь; я знаю, что хочу сказать; мои заметки хорошо организованны; мне легко пользоваться ими; мои слушатели просто великолепны; я нравлюсь моим слушателям; я хочу выступать перед ними; мне нравится выступать перед ними, и они это чувствуют; знаю, как можно расслабиться во время выступления; я распространяю атмосферу уверенности и дружелюбия; мое ораторское искусство находится на высоком уровне; я знаю, что когда моя речь закончится, я буду доволен проделанной работой; они наверняка захотят, чтобы я продолжил свое выступление, но я закончу свою речь раньше; надеюсь, что мне еще предстоит выступать с речами и докладами. когда мое выступление закончится, я испытаю чувство удовлетворения от аплодисментов и от доброжелательных комментариев.

А самый известный специалист по вопросам публичных выступлений Дейл Карнеги в своей книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» обучает приемам эффективных выступлений. Согласно экспериментам, проведенным Институтом технологии Карнеги, личность человека играет значительно большую роль в его деловых успехах, чем глубокие знания. Эта истина так же верна и в области ораторского искусства. Однако личность является столь неуловимой, неосязаемой и таинственной, что почти невозможно дать указания относительно ее развития. Тем не менее, следующие рекомендации, по мнению автора, обязательно помогут оратору добиться наилучших успехов.

1. Не выступайте, когда вы утомлены. Отдохните, восстановите свои силы, накопите в себе резерв энергии.

2. Ешьте умеренно перед выступлением.

3. Не делайте ничего, что могло бы подавить вашу энергию. Она обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы.

4. Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. Если у оратора мешковатые брюки, нечищенные ботинки, непричесанные волосы, если из его нагрудного кармана торчат авторучка и карандаши или если у женщины безвкусная, переполненная чем-то сумка, то слушатели, видимо, будут чувствовать к оратору столь же малое уважение, как он, наверное, испытывает к самому себе.

5. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними. Профессор Оверстрит говорит: "Подобное рождает подобное". "Если мы заинтересованы в наших слушателях, то есть основания полагать, что они также занитересуются нами... Очень часто еще до того, как мы начали говорить, нас порицают или одобряют. Поэтому есть все основания считать, что своим поведением мы стремимся вызвать положительную реакцию".

6. Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам. В качестве участника компактной аудитории человек будет смеяться, аплодировать и одобрять то, что вызвало бы у него сомнения или возражения, если бы он находился в одиночестве или являлся одним из группы слушателей, разбросанных в большом зале.

7. Если вы выступаете перед небольшой группой слушателей, то соберите их в небольшом помещении. Не стойте на возвышении, а спуститесь на один уровень с ними. Сделайте ваше выступление интимным, неформальным, превратите его в беседу.

8. Позаботьтесь о том, чтобы воздух в зале был свежим.

9. Максимально осветите помещение. Стойте так, чтобы свет падал вам прямо в лицо и чтобы слушатели могли ясно видеть все его черты.

10.Не становитесь за какими-либо предметами мебели. Сдвиньте столы и стулья в одну сторону. Уберите все уродливые предметы и хлам, которые часто заполняют сцену.

11. Если на сцене сидят приглашенные гости, то они наверняка будут время от времени двигаться, и каждый раз, когда они будут делать малейшее движение, они обязательно привлекут внимание ваших слушателей. Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека. Поэтому зачем вам создавать трудности и конкуренцию для самого себя?

Практику, приобретённую в процессе выступлений, можно использовать в повседневной деятельности: обладание ораторским искусством поможет лучше убеждать руководство и коллег, доказывать свою точку зрения. Поэтому тот, кто хочет перестать бояться, должен начать выступать. По мнению специалистов, трудно только первые пять раз. А если не преодолеть себя, то бояться придется всю жизнь. Конечно, волнение будет присутствовать всегда, и это хорошо, ведь волнение тонизирует, а вот страх уйдет. И на его место придет успех!

Когда тысячи людей смотрят на тебя, готовы внимать тебе и, затаив дыхание, ждут твоей речи - это, конечно, нервирует. Максим Ракитин, преподаватель актерского мастерства из театра-студии Smile, рассказал нам, как сделать публичное выступление блестящим или хотя бы не упасть в обморок.


Внутреннее состояние

Оратор, который сомневается в себе, своем выступлении и смысле жизни, тоже может быть успешным. Его зовут Вуди Аллен. Остальным стоит настроить внутренний мир согласно инструкции.

  • Не думай за других
  • Да, возможно, зрители мысленно смеются над твоим дешевым костюмом и лопоухостью. Может быть, даже догадываются про татуировку в виде профиля Онищенко. Но это значит, что ты невероятно харизматичен. Ведь обычно они вовсе не имеют никакого мнения о выступающем, пока тот не закончит.

  • Не думай за других
  • Поставь цель
  • Собрать инвестиций на миллиард и купить Казахстан под поле для гольфа - это вторично. Главная цель любого выступления (что на презентации, что со сцены) - донести до публики некую идею. Сосредоточившись на текущей задаче, ты отвлечешься от страха неудачи и мыслей о своем несовершенстве.

  • Запоминай состояние
  • Эмоциональная память - основа профессии артиста. Если ты запомнишь ощущение победы после выигрыша плюшевого медведя на «Форексе» и сможешь вызвать это чувство перед выступлением, мандраж сменится уверенностью.

  • Проведи аутотренинг
  • Перед выходом на публику посмотри в зеркало, вспомни всех, кто тебя любит, и проникнись уверенностью в том, что ты совершенен. Как минимум, симметричен, если у тебя две руки, две ноги и два глаза. Для первого впечатления уже неплохо.



Публика бывает капризной и непредсказуемой, как ребенок-трехлетка. Погремушка была бы очевидным решением, но для людей взрослых есть методы еще более действенные.

  • Владение материалом
  • Банально, но труднодостижимо. Мало выучить материал, его надо глубоко понимать. Тогда с ним можно делать на публике что угодно - нарезать соломкой, жонглировать или складывать пазл, не рискуя ошибиться и упустить важное.

  • Разрыв шаблона
  • Под красочным термином из НЛП скрывается парадоксальное поведение, которого зритель не ожидает. И это работает с любой публикой. Попробуй во время выступления поставить себе чай в бутылке из-под коньяка и отхлебывать. Увидишь, зрители будут полностью захвачены происходящим.

  • Фиксация внимания
  • Чтобы справиться с мандражом и удержать внимание аудитории, выбери кого-то одного из зрителей и обращайся по большей части к нему. Это создаст у тебя иллюзию общения один на один и сделает речь более уверенной.

  • Смена ритма
  • Любое приятное занятие может стать унылой работой, если не менять ритм. Поэтому даже порнокартинку меняют раз в полминуты. В обычном выступлении нет такой строгости, но и его желательно разделить на отрезки. Важное - дольше и медленнее, второстепенное - короче и быстрее.

  • Минута молчания
  • Лучший способ привлечь внимание аудитории. Надо молча смотреть в зал с внутренним посылом, что ты хотел бы рассказать многое, но не можешь продолжить, пока они там болтают и шуршат фольгой от шоколадок. Тишина воцаряется очень быстро.



Это главное в выступлении, не считая смысла. А в голосе главное - дыхание, голосообразование, дикция и логика речи. Рассказывая о голосе, Максим Ракитин умело модулировал и звучал крайне убедительно.

  • О дыхании и звукообразовании
  • «Нельзя в разговоре дышать грудной клеткой, дыхание должно быть диафрагмальным. Низ живота и косые мышцы выталкивают воздух, это дает голосовой посыл. Как говорил один мой педагог, надо яйцами разговаривать. И отвыкать от привычки говорить тихо. Голос есть у всех. У кого проблемы - пусть идут к фониатору. Это врач, который решает проблемы голосовых связок».

  • О дикции
  • «Язык - ленивая мышца, ее надо развивать. Скороговорки для этого подходят. И надо отвыкать говорить полуоткрытым ртом. Есть такое упражнение: винную пробку зажать зубами и прочитать текст, потом вынуть пробку и повторить. Разница будет наверняка. Делая это упражнение регулярно, можно избавиться от проблем с дикцией».

  • О логике речи
  • «Это самое сложное, потому что культурный уровень развивать надо. Читать больше, причем не только художественную литературу. Есть такая книга - «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова, там прямая речь Бродского. Какая это речь!»

    • Сохраняй дистанцию. Если ты во время программы станешь ерзать и покачиваться, звук будет приближаться и удаляться, будто ты вещаешь из гамака.
    • Сдерживай звук. Твой мощный голос из диафрагмы порвет зрителю барабанную перепонку, а звукорежиссеру - карьеру. На радио говори ртом, а не животом.
    • Дыши ровно. Микрофон очень чувствителен, и любой глубокий вдох дойдет до слушателя как пыхтение.

Обычно страх выступления перед многочисленной аудиторией связан с тем, что человек боится не оправдать ожиданий слушателей, забыть слова и получить осуждение. Чтобы побороть эту боязнь, нужно над этим работать.

  1. Сначала необходимо определить, что послужило источником страха. Некоторые прекрасно знают текст и готовы к выступлению, но все равно страх присутствует. Это боязнь показаться смешным, запнуться, оговориться, допустить ошибку, получить насмешку и пр. Здесь главное понимать, что зритель просто смотрит и слушает, он не готовится осуждать или нападать. Стоит только это осознать, и часть проблем будет решена.
  2. К выступлению следует готовиться заранее. Лучше составить подробный план, включив в него основные пункты выступления, схемы или даже зарисовки. Также необходимо несколько раз отрепетировать свою речь. Современная техника позволяет сделать запись, чтобы просмотреть пробное выступление и провести работу над ошибками.
  3. Находясь на сцене, не нужно думать о возможной реакции зрителей. Публика даже не догадывается о внутреннем состоянии докладчика, о его страхах. Если никак не проявить свое волнение, его никто и не заметит.
  4. Не нужно думать о том, чем заняты мысли зрителей. Они, безусловно, будут смотреть на человека, который говорит речь. Не стоит обращать внимание на их взгляды, жесты и мимику и пытаться проанализировать, что они значат.

Выступление тоже искусство: как научиться выступать перед публикой в любой ситуации?

От того, как подашь себя, зависит реакция публики.

Как научиться не волноваться перед публикой?

Самое главное, нужно постараться расслабиться. Не следует сжиматься в комок и напрягать все свои мышцы. Это только добавит волнение и усугубит ситуацию.

  • Перед выходом на сцену нужно сделать небольшую дыхательную гимнастику: глубоко вдохнуть, сосчитать до четырех и выдохнуть. Желательно упражнение повторить десять раз.
  • Стоя на сцене, нужно принять открытую позу, не скрещивая руки или ноги. Это создаст визуальную иллюзию открытости и уверенности в себе.
  • Перед глазами лучше иметь план своего выступления, чтобы в случае заминки можно было подсмотреть и продолжить речь дальше.

Умение выступать публично играет большую роль в разных жизненных ситуациях.

Как научится выступать перед публикой и как быстро себя успокоить?

Бывает, получается так, что человек, который выступает перед аудиторией, внезапно оговаривается или запинается. В результате начинается внутренняя паника и все слова забываются. Как поступить?

Некоторым может помочь дыхательная гимнастика: нужно резко задержать дыхание – на секунду, а потом медленно выдохнуть. Повторить лучше 2−3 раза. Это займет пару минут, а результат будет заметен. Можно просто извиниться перед зрителями и выпить глоток воды, так как все равно необходима пауза. Наконец, можно просто прервать затянувшееся молчание удачной шуткой. Зрители по достоинству оценят чувство юмора оратора, ведь смех помогает людям расслабиться и стать немного ближе.