Уход

Ли 28 панфиловцев на самом деле. Возникновение официальной версии

Ли 28 панфиловцев на самом деле. Возникновение официальной версии

Два года представители Российского военно-исторического общества изучали архивы. Рассекреченное дело под грифом «Смерш» 1942-1944 гг. призвано положить конец бесконечным попыткам идеологической реконструкции подвига наших солдат у разъезда Дубосеково в 1941 году. Среди доказательств подвига - два описания боя, три новых свидетельства того, что панфиловцы действительно стояли насмерть, подробности того, как погибали герои, а также подтверждение сказанной политруком Клочковым фразы:

Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!

Доказательства есть, но откуда же тогда взялись многолетние сомнения? Подвиг 28 панфиловцев на протяжении десятилетий был окутан множеством версий, догадок и предположений.

Фото: Diego Fiore / Shutterstock.com

Началось все со статей журналиста Коротеева и литературного секретаря Кривицкого, рассказавших о неравном бое панфиловцев на страницах «Красной звезды». («Завещание 28 павших героев» от 28 ноября 1941 г., «О 28 павших героях» от 22 января 1942-го). В первой статье были описаны некоторые детали боя, во время которого было уничтожено 18 танков противника.

Свыше пятидесяти вражеских танков двинулись на рубежи, занимаемые двадцатью девятью советскими гвардейцами из дивизии им. Панфилова... Смалодушничал только один из двадцати девяти... только один поднял руки вверх... несколько гвардейцев одновременно, не сговариваясь, без команды, выстрелили в труса и предателя... сложили свои головы - все двадцать восемь. Погибли, но не пропустили врага...

Во второй, январской статье Кривицкий уже опубликовал имена и фамилии погибших в неравном бою панфиловцев.

Бой длился более четырех часов. Уже четырнадцать танков недвижно застыли на поле боя. Уже убит сержант Добробабин, убит боец Шемякин... мертвы Конкин, Шадрин, Тимофеев и Трофимов... Воспаленными глазами Клочков посмотрел на товарищей - «Тридцать танков, друзья, - сказал он бойцам, - придется всем нам умереть, наверно. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»... Прямо под дуло вражеского пулемета идет, скрестив на груди руки, Кужебергенов и падает замертво...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года, по ходатайству командования Западного фронта, всем 28 гвардейцам, которые были перечислены в статье Кривицкого, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Фото: www.globallookpress.com

Историк РГГУ Александр Крушельницкий не склонен верить в то, что танков было именно 50, как было написано в статье, но при этом он не ставит под сомнение подвиг панфиловцев и других защитников Москвы.

Танки никогда не ездили в бой просто так, сами по себе. За ними шли пехотинцы, которые и осуществляли прорыв. Впоследствии у немцев их называли просто «панцир-гренадеры». И плотность оружейно-пулеметного огня, который создавали эти пехотинцы, была такая, что ни один из 28, если бы их было только 28 и если бы они были вооружены только исключительно стрелковым оружием и бутылками с зажигательной смесью, ни один из них просто не выжил бы. Потому что 50 танков - это даже не 50 автомобилей на дороге. Любой человек, кто служил в армии, кто проходил так называемую обкатку танком, тот знает, что такое танковая атака. И он знает, насколько высока степень мужества, которая требуется для того, чтобы просто остаться на месте, не побежать. Честь и слава тем нашим ребятам, Царство им небесное, которые тогда полегли под Москвой, которые не побежали и действительно останавливали танки. Там полегло гораздо больше наших солдат. И вся беда заключается в том, что те, кто там погиб, они до сих пор безымянные. А это огромное количество людей.

Многие историки, как ни странно, настороженно восприняли информацию о раскрытии новых документов о подвиге 28 панфиловцев. Некоторые убеждены, что подвиг у разъезда Дубосеково - это лишь авторская фантазия Кривицкого. Но в этом случае наблюдается чисто научный подход. Чего не скажешь о тех, кто напрямую заинтересован в дегероизации нашей истории. Многие из них специально в свое время заостряли внимание на том, что статьи о панфиловцах и о Зое Космодемьянской появились в газетах чуть ли не одновременно. Конспирологических попыток и желаний лишний раз упрекнуть в намеренной героизации в целях пропаганды людей, сражавшихся на полях Великой Отечественной, было множество. В случае с панфиловцами поводом сомневаться стала справка - доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года, которую в наше время представил Государственный архив Российской Федерации и с которой все и началось:

Материалами произведенной проверки, а также личными объяснениями Коротеева, Кривицкого и редактора «Красной звезды» Ортенберга установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, Ортенберга и в особенности Кривицкого.

Фото: www.globallookpress.com

В самой записке рассказывалось, как в ноябре 1947 года военной прокуратурой Харьковского гарнизона за измену Родине был арестован Добробабин Иван Евстафьевич, который, будучи на фронте, добровольно сдался немцам в плен, а в 1942 году стал служить у них начальником полиции в селе Перекоп Харьковской области. При аресте у него нашли книгу о «28 героях-панфиловцах», а сам он значился одним из участников героического боя у Дубосеково, за что и получил звание Героя.

Читайте также:

Честь солдата: архивные данные раскрыли правду о 28 панфиловцах и неизвестных защитниках Москвы В День Неизвестного Солдата Минобороны РФ рассекретило документы, рассказывающие о подвигах защитников Москвы,...

В ходе допроса Добробабина выяснилось, что в живых числятся и другие участники боя, никаких подвигов не было, а все, что было написано о панфиловцах, не иначе как выдумки. На основании этого вброса и было решено провести более детальное расследование. Подробному анализу подверглись статьи «Красной звезды».

Также было учтено еще одно обстоятельство. В мае 1942-го за добровольную сдачу в немецкий плен был арестован красноармеец Кужебергенов Даниил Александрович, выдавший себя за выжившего героя-панфиловца. В дальнейшем он признался, что в бою под Дубосеково не участвовал, а показания давал по газетным статьям, воспользовавшись тем, что в очерке была указана его фамилия.

По ходатайству командира 1075-го полка - полковника Капрова вместо Кужебергенова Даниила был включен в Указ о награждении якобы погибший в бою с немецкими танками под Дубосеково Кужебергенов Аскар. Однако в списках 4-й роты Кужербегенов Аскар не значится и, таким образом, не мог быть среди «28 панфиловцев».

Вот на этой справке и рассыпалась в 1948 году героическая история о «28 панфиловцах». Сам Кривицкий впоследствии признавался, что на него тогда оказали давление. Есть в открытом доступе и показания местных жителей, из которых следует, что бой все же был. Вот как описала тот день председатель Нелидовского совета Смирнова:

Бой панфиловской дивизии у нашего села Нелидово и разъезда Дубосеково был 16 ноября 1941 года. Во время этого боя все наши жители, и я тоже в том числе, прятались в убежищах... В район нашего села и разъезда Дубосеково немцы зашли 16 ноября 1941 года и отбиты были частями Советской Армии 20 декабря 1941 года. В это время были большие снежные заносы, которые продолжались до февраля 1942-го, в силу чего трупы убитых на поле боя мы не собирали и похорон не производили. ...В первых числах февраля 1942-го на поле боя мы нашли только три трупа, которые и похоронили в братской могиле на окраине села.

Фото: www.globallookpress.com

Примерно то же самое можно прочитать и в рассказах других жителей. Также они вспоминали, как несли к братской могиле в том числе и труп политрука Клочкова. По словам доктора исторических наук академика РАН Владимира Лаврова, делать стопроцентные выводы о том, что на самом деле было у разъезда Дубосеково, пока рано, так как любые исторические документы требуют детального и тщательного изучения.

«Сейчас министр культуры (Владимир Мединский - прим. Царьграда ) выступил с тем, что найдены документы, подтверждающие, что их было 28, что вот такой был бой. Но сами документы пока я не видел. Их нужно посмотреть и только потом о них отзываться. Историческая наука такая, что найдут всего один документ, и окажется, что было не совсем так, как считали раньше. Но если взять позицию Мироненко, научного руководителя Государственного архива Российской Федерации, то он основывался на документах 1948 года как профессиональный историк. Министр говорил, что для нас миф важнее, чем историческая правда. Но если помощники Мединского нашли документы, подтверждающие его, Мединского, позицию, и подтверждающую то, что было опубликовано еще во время войны, ну, замечательно. Даже если исходить из документов 1948 года, то подвиг был, безусловно. И не 28, а гораздо большего числа людей».

Министр культуры Владимир Мединский сегодня ссылается на более ранние документы 1942-43 годов, которые свидетельствуют о том, что подвиг 28 панфиловцев был. Что же касается того, кому могла понадобиться фальсификация, то есть версия, что это было необходимо на фоне волны репрессий армейского генералитета и нужно было найти хоть какие-то поводы для привлечения армейских чинов к ответственности. Историки и публицисты сейчас активно обсуждают последнюю информацию о подвиге 28 панфиловцев.

В. Мединский. Фото: www.globallookpress.com

Что касается конкретно этого боя, то моя позиция остается прежней, что в том виде, в той форме, в которой бой этот был описан и затем растиражирован в советских пропагандистских материалах, этого боя не было, - считает главный редактор журнала «Скепсис» кандидат философских наук Сергей Соловьев. - Это подвиг дивизии Панфилова не обесценивает, но конкретно этого эпизода со словами политрука Клочкова: отступать некуда, позади Москва, и 18 подбитых танков 28 солдатами - не было. С моей точки зрения, имелся безусловно подвиг, который совершали бойцы и командиры дивизии Панфилова во время обороны Москвы, которые в тяжелейших условиях сумели остановить немецкое наступление ценой собственной жизни. Не исключая самого Панфилова.

Не ставит под сомнение подвиг Панфилова и его бойцов и историк РГГУ Александр Крушельницкий.

Подвиг Панфилова никто оспаривать никогда не осмеливался. Панфилов пал смертью храбрых, защищая Родину. И огромное количество подчиненных ему солдат, командиров, политработников разделили его участь. Я хотел бы посмотреть на того мерзавца, который поставил бы под сомнение сам героизм погибших. Все погибшие на Великой Отечественной войне - все безусловные герои. И разговора нет.

И. Панфилов. Фото: www.globallookpress.com

И действительно, для простого обывателя вся эта шумиха, возникшая вокруг подвига панфиловцев, возможно, и лишняя. Стоит это рассматривать как повод вспомнить еще раз о героизме наших солдат, павших смертью храбрых на полях Великой Отечественной.

А в документах пусть разбираются специалисты. Самое главное, что мы и без того верим в подвиг людей, который они совершили, защищая не только столицу, а всю Россию-матушку и всю Европу от гитлеровской нечисти. И чем больше детей будут знать и помнить слова, пусть даже и вымышленные, политрука Клочкова о том, что «отступать некуда», тем сохраннее будет подвиг всего нашего народа.

Еще со школьных учебников все мы знаем о знаменитом подвиге 28 панфиловцев, которые в свое время под командованием генерал-майора И.В. Панфилова ценой собственной жизни остановили фашистов на подступах к Москве. Современные взгляды историков на легендарный бой у Дубосеково ситуацию представляют совершенно в другом свете. Некоторые из них вообще ставят под сомнение официальную версию боя.

16 ноября 41 года личный состав 4-й роты держал оборону на территории Дубосеково . Отряд из 28 человек во главе с политруком В. Клочковым одержал победу над гитлеровцами в тяжелом бою, уничтожив около 18 вражеских танков.

После войны все «панфиловцы », включенные в список военрука, посмертно получили звание Героя Советского союза.

Самое интересное началось уже в послевоенные годы. Некоторые из посмертно награжденных солдат оказались живы. В 1947 году всплыла информация о том, что два участника битвы прошли лагеря. Чтобы разобраться во всем этом, прокуратура начала проверку всех обстоятельств боя. Действительно, в сражении у Дубосеково погибли не все, как утверждалось в официальных сводках.

Версия о том, что боя, как такового, вообще не было, публично озвучена многими историками. Сергей Мироненко , который в то время руководил государственным архивом, официально заявил, что вся история о храбрых панфиловцах – это всего лишь миф.
На основании рассекреченных архивов некоторые историки пришли к выводу, что знаменитый подвиг был вымыслом журналиста «Красной Звезды» Александра Кривицкого, который первым и сообщил о бое.
Попав на передовую, он пытался написать очерк о происходящих событиях. Вся история была записана со слов действующего комиссара дивизии, который в мельчайших подробностях рассказал о сражении. Бой вела 4-я рота, которая состояла из солдат в количестве свыше 120 человек, а не 28 героев, как утверждалось впоследствии в печатном издании. Многие факты искажены. Но бой действительно был.

Немного позже на допросе в прокуратуре Кривицкий , который опубликовал историю о подвиге, признался, что информация написана на основании рассказов солдат. Спустя несколько лет, во время проведения повторного следствия, Кривицкий заявил, что его под угрозой ареста вынудили признать свою статью вымыслом.

Изучив все материалы, историки пришли к выводу, что бой все-таки был. На основании архивных документов было установлено, что в составе дивизии, воевавшей у Дубосеково , были не только русские. Основную часть представляли узбеки, казахи и киргизы. В связи с этим, кстати: Именно записанные слова В. Клочкова вызывали больше всего сомнений в том, что журналист достоверен в своем рассказе: «Россия велика, а отступать некуда - позади Москва!». Стали возникать вопросы и у коллег-журналистов, и у военной прокуратуры. Александр Кривицкий признал, что в его очерке присутствует и вымысел: «В части же ощущений и действий 28 героев - это мой литературный домысел».

В действительности рота была очень слабо оснащена. Но бойцы всеми силами пытались выстоять. Все события этой легендарной битвы впоследствии описал историк Б. Соколов, воссоздав реальную картину сражения.

На основании пояснений свидетелей боя и сотни рассекреченных архивов историкам все-таки удалось установить истину – бой действительно был, и подвиг был. Только вот факт существования этих самых 28 панфиловцев так и остался под большим вопросом.

Всероссийская государственная (!) телевизионная и радиовещательная компания с радостью, как будто нашла потерянный пенсионеркой кошелёк, сообщила об очередном разоблачении советских мифов. На этот раз выяснилось, что подвиг 28 героев-панфиловцев был выдуман советскими журналистами. Новость тут же подхватили, разнесли по всему интернету и принялись смачно обсуждать. В общем, у некоторых ребят сегодня очередной праздник.

А дело всё в том, что Государственный архив России опубликовал справку-доклад о подвиге 28 героев-панфиловцев. Доклад подготовлен Главным военным прокурором ВС СССР генералом-лейтенантом юстиции Н. Афанасьевым 10 мая 1948 г. Почему понадобилось публиковать этот доклад именно сейчас, ещё предстоит выяснить. А пока просто полюбопытствуем, что же содержится в докладе и зачем вообще понадобилась такая справка.

Оказывается, началось всё с того, что в 1947 г. за измену Родине был арестован некто И.Е. Добробабин. Выяснилось, что гр. Добробабин участвовал в боях в районе Дубосеково, за что был награждён звездой Героя Советского Союза и где сдался в плен немцам.

Далее выяснилось, что кроме Добробабина в живых из 28 погибших героев-панфиловцев остались ещё несколько человек, в связи с чем и решено было организовать проверку обстоятельств того знаменитого боя. В результате проверки оказалось, что впервые о бое гвардейцев дивизии им. Панфилова сообщалось в газете «Красная Звезда» от 27 ноября 1941 г. При этом в статье журналиста Коротеева говорилось, что все панфиловцы-участники боя погибли и что из пятидесяти четырёх немецких танков были уничтожены восемнадцать. На следующий день, то есть 28 ноября, в «Красной Звезде» появилась передовица литературного секретаря газеты Кривицкого под названием «Завещание 28 павших героев». Кривицкий писал, что бойцов было двадцать девять, но один из них сдался в плен, и был застрелен товарищами. Остальные двадцать восемь «погибли, но не пропустили врага». Позднее, уже в январе 1942 г., Кривицкий снова вернулся к этой теме, и «Красная Звезда» подробно рассказала о бое, о переживаниях бойцов, названных при этом поименно. И в июле 1942 г. всем перечисленным бойцам были присвоены звания Героев Советского Союза.

Далее в справке-докладе говорится, что все художественные произведения, посвящённые 28 героям-панфиловцам, основаны на статьях «Красной Звезды». Тайны, кстати, из этого никто и не делал. Так, Н. Тихонов, автор поэмы «Слово о 28 гвардейцах» сообщал, что основывался исключительно на статье Кривицкого и что других материалов у него не было.

А что же происходило на самом деле близ Дубосеково? Был ли подвиг? Или, может быть, немцы не рассматривали Москву в бинокли, а советский солдат не отстоял свою столицу, и как-то так, незаметно для всех Москву сдали Гитлеру?

Главное политическое управление РККА провело в 1942 г. свою проверку обстоятельств того боя, и вот, что было установлено. 4 рота 1075 стрелкового полка занимала оборону Нелидово - Дубосеково - Петелино. В результате боёв с наступающим противником полк понёс большие потери и отошёл на новый оборонительный рубеж. «Легенда о 28 героически сражавшихся и погибших героях началась статьёй О. Огнева ("Казахстанская Правда" от 2.4.42.), а затем статьями Кривицкого и других».

Как видим, ошибаются все, даже Главпуркка: статья Кривицкого появилась много раньше статьи Огнева.

Были опрошены и местные жители, показавшие, что бой панфиловской дивизии у села Нелидово и разъезда Дубосеково состоялся, немцы в результате этого боя были отбиты, а политрук Клочков действительно погиб в этом бою.

Коротеев, впервые написавший о 28 героях, поведал, что о героических боях под Москвой, в частности, о бое одной роты с немецкими танками, ему рассказал комиссар панфиловской дивизии Егоров. Комиссар порекомендовал ему ознакомиться с политдонесением и написать об этом бое. «В полидонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника» , о том, что рота стояла насмерть, и что два человека сдались в плен. Но ни фамилии бойцов, ни их число не назывались. Когда же готовилась публикация в газете, журналисты решили исходить из того, что в роте на тот момент было человек тридцать-сорок, минус два предателя. Так и появились 28 героев-панфиловцев.

Что же касается самих военных и командования 1075 стрелкового полка, то командир полка И.В. Капров показал буквально следующее: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было - это сплошной вымысел». И далее: «...В этот день у разъезда Дубосеково, в составе 2-го батальона дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах...»

Что же получается? Была панфиловская дивизия? Была. Приняла бой у разъезда Дубосеково? Приняла. Отбила немцев? Отбила. Подвиг это или... так себе? Пожалуй, что всё-таки подвиг. Так в чём же ложь? Оказывается, в цифре 28. Но, простите, государственный телеканал сообщил: «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов, подтвердили в Госархиве России. Рассекречен документ, автор которого - главный военный прокурор СССР Николай Афанасьев. Еще в 48-м он доложил Андрею Жданову, что история о героизме 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова выдумана». Целиком и полностью - это значит, что не было ни дивизии, ни подвига. Однако в опубликованных документах ничего похожего не значится. Из документов следует, что героев было не 28, а значительно больше. Всё остальное опровергнуть не получилось. Выходит, что число героев выросло, а подвиг оказался вымыслом? То есть подвиг засчитывается только при числе героев равном двадцати восьми?

Нет. Просто это не подвиг панфиловцев - вымысел советских журналистов, а разоблачение подвига панфиловцев - «целиком и полностью» вымысел журналистов России, а точнее - ВГТРК. Другими словами, в год семидесятилетия Победы Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания взяла на себя роль фальсификатора и очернителя. А если ещё более узко, то государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения.

Конечно, любой народ и любое государство имеют свои мифы. Миф формирует отношение человека к окружающему миру, объясняет этот мир и придает ему смысл. При этом миф - это вовсе не обязательно выдумка. Исследователь мифа, философ А.М. Пятигорский определял миф как историю о «не-обыкновенной» личности с «не-обыкновенным поведением». Миф никогда не создается нарочно, он всегда рядом с человеком. Все, чем человек окружает себя и есть миф, поскольку все вещи всегда нагружены смыслом.

Подвиг панфиловцев - это тоже миф, потому что это и есть история о необыкновенных людях и необыкновенном поведении. Но это не значит, что подвига не было, что он - выдумка. Этот подвиг иллюстрирует народный героизм и отношение людей к войне и противнику. И неважно, говорил или нет Клочков свои знаменитые слова. Слова Клочкова-Кривицкого в любом случае объясняют действия тех, кто погибал под вражескими танками.

Суть происходившего семьдесят лет назад не в том, кто что сказал, дралась ли четвёртая или пятая рота и где сколько было человек - двадцать восемь или тридцать пять. И если у разъезда Дубосеково погибло не двадцать восемь советских солдат, а шесть или сто пятьдесят три, это ровным счётом ничего не изменит и ни на что не повлияет. «28» стали символом. Как Брестская крепость, как моряки-черноморцы. Эти символы обозначают стойкость и верность долгу; за ними стоят люди, которые умирают, но не сдаются. Оспаривать эти символы не просто кощунственно, но и так же нелепо, как пытаться выяснить: правда ли, что «нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» и «в живых осталось только семеро молодых солдат»? Жил ли Серёжка на Малой Бронной, а Витька на Моховой?

Ну давайте отныне будем говорить не «28 героев-панфиловцев», а «128 героев-панфиловцев». Легче нам от этого станет? Перестанем мы себя чувствовать обманутыми тоталитарным режимом?

Во время военных действий, во время любого хаоса вполне естественны путаница и неразбериха. Иногда сложно получить точные данные и тогда приходится довольствоваться примерными. Журналист Коротеев и редактор «Красной Звезды» генерал-майор Ортенберг остановились на двадцати восьми бойцах. Ну и что?

В том, что подвиг был, нет никаких сомнений, и никто опровергнуть этого не смог. Пусть даже советские журналисты навязали на этот подвиг розовый бантик, пусть назвали неточное число сражавшихся и погибших, но суть происходившего никоим образом не пошатнулась. И утверждать на этом основании, что «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов» значит попросту расписаться не то в профнепригодности, не то в ангажированности. А может, и в том, и в другом единовременно.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 22

Комментарии

22. Лебядкин : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-25 в 10:56

Иогу лично засвидетельствовать то, что случацно стало известно мне. Панфиловская дивизия - была, и часть её приняла бой, ибо приказ об отступлении на заранее подготовленные позиции дивизия то ли не получила своевременно, то ли не "захотела отступать". Это мне извастно ещё с 80-х годов прошого века от тогда ещё живого участника обороны Москвы.
То есть - повторю - дивизия такая была, и её часть сражалась под Дубосеково. Это - истина. Остальное - в деталях - мне неведомо.

21. Владимир Петрович : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-24 в 14:37

В чем истинная цель тех, кто под видом установления истины развенчивает былины о подвигах наших солдат. Я не случайно обозначил их как былины, потому что в каждом таком событии совершенно логично могут присутствовать неточности и это совершенно не подрывает доверие к первичной информации. Военный репортер был впечатлен событиями благодаря которым горстка людей остановила мощный моторизованный кулак направленный на Москву. Многое ли он мог выяснить тогда, в условиях продолжающегося боевого взаимодействия? О какой точности может идти речь? Зачем ловить кого-то на слове? Все мы знаем подвиг был, пусть не двадцать восемь (пусть больше или меньше) пусть умело или не очень, но эти люди остановили фашистскую машину под Москвой. Честь им и хвала. А копаться в телах и судьбах людей что бы уличить неточности- грязное и недостойное дело. Так вот все же о том, кому и для чего это надо. Это надо обслуживающим иностранные интересы либералам, нужно им это для того чтобы понизить возможную самооценку Россиян. Заставить их усомниться и разувериться в величии побед и свершений которые совершили наши деды. Делается это последовательно и неуклонно. Делается с высоких ученых трибун. И вот уже только кислой ухмылки удостаиваются те кто вспоминает ледовое побоище, Святой князь позиционируется как бандит и рэкетир. Это реально происходит в нашей науки, потому, что мы не смотрим- кому мы доверяем. Кому мы доверяем нашу память и нашу историю, нельзя быть в этом вопросе простодушным.

20. Олег Московский : Русскому сталинисту, на 17
2015-07-24 в 09:05

//А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).//

Совершенно согласен. Например кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский" вошла в современный репертуар самых известных мировых симфонических оркестров! Причем в исполнении итальянского симфонического оркестра сопровождается кадрами из этого великого фильма с субтитрами. А сколько таких шедевров нам подарила сталинская эпоха в искусстве? И не сосчитать. А что сейчас? Полная творческая импотенция современных "деятелей культуры". Причем именно Сталин повернул искусство лицом к народу, сделал его патриотическим по содержанию, безжалостно избавился от либерально-иудейского духа и антирусской направленности, характерной для ленинского этапа. И что мы видим на экранах сейчас? Тот же самый либерально-иудейский дух и русофобию. Какова эпоха, таково и искусство.

19. Алёша :
2015-07-24 в 04:22

Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет - это сильно!


"28 панфиловцев" - станет вторым. И пока на этом видимо всё. Фильм о Евпатии Коловрате - очер. комикс а-ля Голливуд. С Пересветом видимо всё заглохло ибо ни слуху, ни духу.

18. Коротков А. В. : Ответ на 17., Русский Сталинист:
2015-07-23 в 23:02

сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).


Кстати, прошла новость, что его отреставрировали (наконец-то!), и покажут на Венецианском фестивале.

Надеюсь, выпустят полученный результат и на носителях. И хорошо бы не испорченный (с оригинальными титрами и фонограммой) вариант.

17. Русский Сталинист : Ответ на 16., Туляк:
2015-07-23 в 20:50

Абсолютно верно.
С начала 30-х годов Советская Власть (т.е. лично Сталин) взяла твёрдый курс на возрождение Русской Истории, о чём Вы справедливо написали, приведя массу конкретных примеров из всех сфер искусства и культуры. Отрицать такие факты невозможно, только лишь забалтывать.
Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет- это сильно!
А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).

16. Туляк : Ответ на 11., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 19:49

Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней.

Тут я с Вами решительно не соглашусь! И в школе учили этому и фильмы есть и про А.Невского и про Суворова и про Ушакова и про Нахимова и про Минина и Пожарского и про Петра Первого и про Ивана Грозного и про Михайло Ломоносова и про Ярослава Мудрого и про Вс Руднева и крейсер "Варяг" и про Емельяна Пугачёва и про Андреева, создателя Русского Ансамбля Русской Балалайки и про Пятницкого с его знаменитым на весь мир Русским Народным Хором и многих прочих и прочих других исторических личностях ДО советской эпохи! А уж про ВОВ фильмов просто не счесть! А сколько фильмов, стихов, песен было сложено про простого Человека Труда! Вы не найдёте НИ ОДНОЙ профессии, про которую не было бы снято, хотя бы одного фильма, не сложено стихов, песен, не написано кртин и т.д. и т.п...... И тысячи книг писались про всё это! Если привести ВЕСЬ СПИСОК того, что было показано на кино и телеэкранах, написано в книгах, сложено в стихах и песнях, изображено в живописи, и даже отснято в мультиках для детей, то этот СПИСОК, не просто с лихвой перекроет ВСЁ что в этом плане сделано при нынешней власти, но и получиться (если это мереть в процентном выражении) что за 25 лет "демократии" в России ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО!!! А если ещё взять и посмотреть на то, что сделано, то окажется, что больше половины, это ВРАНЬЁ и ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ИСТОРИИ!!! Эти два документальных фильма, по нашим временам - РЕДКОСТЬ! В основном, это бред о "Сталинграде" Бондарчука, ложь о "Цитаделе" МиГалкова, "Сволочи", 4 дня в мае", "Штрафбат" и прочая мерзость, на которой НЕ ДАЙ БОГ учить истории России наших детей!

15. Сергей Владимирович : Ответ на 13., Алёша:
2015-07-23 в 18:45

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846


Спасибо и Вам, Алексей!

14. Сергей Владимирович : 28 панфиловцев
2015-07-23 в 18:33

Читал книгу, я об этом уже писал, назыаалась она "Красный дым". Сборник повестей о пограничниках. ... Отступающй полк и 28 пограничников, присоединившихся к полку, которых оставили прикрыть отход полка...Покинуть позицию они могли после того, когда увидели бы "ракету красного дыма". Скорее всего, они понимали, что ракеты не будет - полку надо оторваться. За день боя, имея стрелковое вооружение и гранаты, они перемолотили батальон пехоты, несколько танков и БТР. Об этом, в послесловии, как о доказанном факте, сообщал архив ВС СССР.

13. Алёша : Ответ на 7., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 18:24

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"


Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846

12. Сергей Абачиев : Великолепно, Светлана!
2015-07-23 в 18:22

Беда только в несоизмеримости количества зрителей ВГТРК и количества посетителей портала . Ну да ничего! Господь правду видит и "малое стадо" у Него на виду и даже на особом почёте!

11. Сергей Владимирович : Ответ на 8., Туляк:
2015-07-23 в 17:56

"И один в поле воин, коль по-русски скроен." Про подвиг Н.Сиротина есть отличный документальный фильм:http://goo.gl/c54BBT Вот ещё один Подвиг Русских Солдат в начале войны, не менее показательный:http://goo.gl/SjQz19


Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней. "Молодечная битва", в которой полегли, защищая Русь, опричники... После этого их, вроде, уже и не было - все полегли. Суворов, не проигравший ни одного из сражений; Ушаков, не потерявший ни одного корабля, да и погибших моряков не так уж много было. Надо бы начинать обучение школьников вот с таких примеров.

9. Леонид Болотин : Бои за оборону Москвы - как будто это было вчера
2015-07-23 в 17:13

Мой Отец в 1964 году работал собственным корреспондентом «Известий» по Узбекистану, и при его корпункте в Ташкенте была общественная приемная, которой руководил отставной полковник, родом из Казахстана. К сожалению, я не помню, как его звали, но думаю, в архиве Отца как-нибудь найду его имя и фамилию. В Июне 1964 года отец доставил меня в Москву, чтобы вместе со мной отдохнуть в «известинском» доме отдыха «Пахра» для моей психологической реабилитации после тяжелой операции, которые я перенес в Апреле. Но поехал отец не только в отпуск, а совместил его с делами. Мы прилетели в Москву вместе с руководителем общественной приемной – отставным полковником. Разместились в старой части гостиницы «Москва» - в бывшем «Гранд-отеле», окна наших номеров как раз выходили на музей Ленина, похожий на сказочный дворец. И вот утром следующего дня я проснулся один в номере, однако услышал голос Отца за стенкой и отправился в номер, где остановился полковник… Пришел туда и потихоньку уселся в большое кресло, чтобы не прервать разговор.
В начале войны полковник служил в дивизии генерала Панфилова, конечно, в ином - более младшем звании, и вот он рассказывал Отцу, а потом стал обращаться и ко мне. Рассказывал он очень буднично боях под Москвой в Октябре и снежном Ноябре 1941 года.
Сперва я ничего не понимал, поскольку не застал начала разговора: скупые слова рассказчика были так сильны и точны, хотя и без малейшей цветистости, от чего первым моим впечатлением от рассказа, что это происходило несколько месяцев назад - осенью 1963 года. И меня охватил ужас оттого, что Москве недавно угрожала такая напасть… И только потом из «будничного», без малейшего пафоса рассказа я понял, что речь идет об осени 1941 года, и успокоился, стал внимательнее вслушиваться. Полковник называл номера больших и малых частей и населенных пунктов, километраж до окраин Москвы, и потери, потери, потери - половина личного состава, две трети, три четверти. В основном большие потери были уже после смерти гвардии генерал-майора Панфилова, генерал умер беречь своих солдат. А потерибыли среди тех, кто оказался на передовой всего за несколько недель до боев. До этого дивизия прибыла из Казахстана сначала под Новгород, а потом была переброшена под Москву… Но перед тем бойцы Панфилова ещё на учениях в Казахстане прошли занятия против «танкобоязни» с помощью наездов на учебные окопы тракторов и бульдозеров… Этим и отличается их успешность в борьбе с немецкой техникой во время последней попытки нацистов атаковать и захватить Москву.
Полковник почти ничего не говорил о самом себе, только упоминал себя в связи с какими-то моментами, которым он был свидетелем, например, когда говорил что-то о генерале Панфилове…
И хотя мне было всего шесть с половиной лет, я уже тогда что-то слышал о подвиге «28 панфиловцев». В стране шла подготовка к празднованию ХХ-летия Победы, и в телепередачах, по радио, в газетах и журналах (Мама научила меня читать в начале шестого года моей жизни, и тогда я уже просматривал «Пионерскую правду», которую выписывали для сестры, любил листать «Неделю» - приложение к «Известиям», журнал «Пионер»), много рассказывали о войне. И в моих любимых книгах - Детской Энциклопедии в желтом переплете, в двухтомник Вершигоры о Ковпаке с множеством фотографий, тоже было много о войне. Но о самом генерале Панфилове я тогда слышал впервые, и о его дивизии, и о его смерти. Потому и слушал полковника, затаив дыхание с широко раскрытыми глазами.
И только многие годы спустя, когда мне самому перевалило за сорок, я понял, откуда было мое чувство от рассказа полковника, как о чем-то происходившем совсем недавно. Именно так чувствовал своё недавнее прошлое ветеран войны, для него это было будто вчера. И его чувство через рассказ передавалось мне.
Так и сейчас происходившее в 1992 году, я воспринимаю, как совсем недавнее прошлое, хотя за этот срок родилось и выросло целое поколение людей. Но мне памятны картины, которые возникали в моем сознание, в моем внутреннем взоре от простых слов полковника: я видел эти колонны немецких танков и другой вражеской бронетехники, видел форму немецких солдат и офицеров, слышал их гортанную речь, которые когда-то видел и слышал рассказчик-полковник, видел эшелоны и моих земляков из Средней Азии, и эшелоны сибиряков
Меня резанула по сердцу попытка принизить подвиг всех панфиловцев. Подобная информационная атака была и в 2011 году, когда отмечалось 70 битвы под Москвой. Мерзавцы от историографии никак не могут уняться. Им надо научно бить по сусалам, по сусалам, по сусалам!!!
http://www.sovross.r...s.php?name=News& ;file=article&sid=588848

8. Туляк : Ответ на 5., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 17:09

6. Алёша : Re: Подвиг был
2015-07-23 в 16:34

С рассветом, из-за горизонта,
Пришли они в моторном рёве
Прицелами дырявя мир.
Две роты чёрных мастодонтов,
Давно привычных к вкусу крови,
А в главном танке - командир.
Упрятав ястребиность взора
За толстой, башенной бронёю,
Гонимый в битву силой древней,
Он наблюдал зрачком прибора
Как его танки шли свиньёю
Давя чужую, для них, землю
Слоновьей, многотонной тяжестью,
Купая траки в белом снеге
И копотью поганя высь...

А в головах у экипажей,
Оглохших в гусеничном беге
Навязчивая билась мысль:
Прорваться с грохотом и блеском
К Москве, покуда длится осень,
Сломив заслоны и преграды.
Но ждали их за перелеском.
В два раза меньше - двадцать восемь.
Правда не танки, а солдаты.
И дождались. И крепко слились
Со сталью крупповской брони
В объятиях огня и смерти.
И танки намертво застыли,
Среди заснеженной земли...

Кто мёртв душою, что ж, не верьте.

5. Сергей Владимирович : И один в поле воин...
2015-07-23 в 15:22

"И один в поле воин, коль по-русски скроен."

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. Та самая дивизия, части которой стояли в Брестской крепости и возле неё.
Противотанковая пушка, калибр - 76 миллиметров, вес в боевом положении полторы тонны. Шестьдесят снарядов. Карабин, патроны. Вес снаряда - девять килограмм. Наиболее действительный огонь по бронированным целям - 600 метров, прямая наводка. Направление обороны простое - за Родину.

Противник: вторая танковая группа любимца фюрера Гудериана. Четвёртая танковая дивизия вермахта, авангард. Колонна из 59 немецких танков.

Основной немецкий боевой танк Т-III: вес - 20 тонн, двигатель Maybach мощностью 250 л.с., скорость 32 км/ч. Экипаж -5 человек. Габариты: 5,69х2,81х2,335м. Вооружение: 37-мм пушка и три пулемета MG34.

Двести танкистов, 150 пулемётов, 59 пушек, 1200 тонн немецкого железа.

Танковый батальон прикрывала рота пехоты в грузовиках, пешком и на лошадях с велосипедами. А именно: четыре офицера, 26 унтер-офицеров, 161 солдат. Вооружение: 47 пистолетов, 16 шмайссеров,132 карабина, 12 ручных пулемётов, 3 противотанковых ружья, три 50-мм миномёта. 22 лошади, 9 пароконных повозок, 1 полевая кухня, 9 велосипедов. Гусенично-колёсные бронемашины. Мотоциклисты.

Направление движения, важнее не придумаешь - Москва.

17 июля 1941 года. Маленькая белорусская деревня Сокольничи. Мост через неширокую речушку Добрысть. Заболоченные берега. За речкой, в зелени второго месяца лета затерялась в маскировке единственная пушка и солдат. Арьергард артиллерийской батареи стрелкового полка. Перед мостом, с другой стороны реки, забитая немецкими танками дорога - Варшавка. Сзади, лихорадочно спешащий на новый рубеж обороны, реку Сож, родной стрелковый полк.

Главное - время, чтоб они успели занять рубеж и окопаться.

Думаю, они тебе больше тридцати раз пальнуть не дадут, - сказал командир батареи, - заткнёшь мост и отходи. Замок от пушки - с собой в вещмешок. Лошадь за сарайчиком. Догонишь.
- Ничо, таварищ старший лейтенант, я всё сделаю. Я деревенский, вы мене токо оставьте ещё снарядов, и вам быстрее ехать будет и лошадям проще, не так тяжельше, - маленький сержант смотрел снизу вверх спокойно и уверенно, как будто перед тем, как сделать привычную и тяжёлую сельскую работу на своей земле в деревне на орловщине. От деревни Сокольничи до районного центра Кричева - пять километров. Несколько минут езды. Но 17 июля 1941 года, чтобы преодолеть это расстояние гитлеровцам понадобилось два с половиной часа.

Очевидцы говорят, что командир вначале боя был где-то рядом - корректировал, но как только Сиротинин первым выстрелом подбил перед въёздом на мост головной танк, а затем последний, который попал в сектор обстрела пушки на дороге, то он ушёл за батареей. Мост был закупорен. Задача выполнена. Но вторую половину командирского приказа на отход Сиротинини не выполнил. У него было шестьдесят снарядов. И десять немецких танков, застрявших в болоте при попытке съехать с дороги. И еще танки на подходе. И бронемашины. И пехота, гитлеровская спесь, захватчики, оккупанты в серых мундирах в секторе обстрела орудия.

И начался бой. А когда в руках у тебя оружие, полно боеприпасов, а впереди враг, а позади..., а они едут, как на параде, как у себя дома и отступать не в радость, то наплевать с какой стороны пушки механизмы вертикальной и горизонтальной наводки. Извернулся, наизнанку, но навёл. Было бы желание. Навёл, выстрелил, засёк попадание, принёс снаряд, навёл, выстрелил, снаряд...

Цивилизованная, упорядоченная, правильная Европа, павшая к ногам фашистов почти без боя, закончилась ещё в Бресте, но они пока этого не поняли. И старший сержант объяснял им эту истину прилежно, на понятном для них языке и не жалея себя. Преподаватель валил свою аудиторию железными доводами наповал, жалел только об одном, что мог не успеть довести эту истину до каждого солдата в немецкой колонне и тем, кто следует за ними. Ученики, старшему сержанту, попались неважные, тему так и не усвоили. Кроме тех самых рьяных, кто остался с ним изучать учебный материал навсегда. И даже немцы оценили совершенство и простоту изложения материала в исполнении сержанта и его учебно-боевого пособия.

Обер-лейтенант Фридрих Хёнфельд. Цитата из дневника: "Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он вёл бой в одиночку. Бил из пушки по нашим танкам и пехоте. Казалось, бою не будет конца. Храбрость его была поразительна.

Это был настоящий ад. Танки загорались один за другим. Пехота, прятавшаяся за бронёй, залегла. Командиры в растерянности. Не могут понять источник шквального огня. Кажется, бьёт целая батарея. Огонь прицельный. Откуда взялась эта батарея? В колонне 59 танков, рота пехоты, бронемашины. И вся наша мощь бессильна перед огнём русских. Разведка докладывала, что путь свободен. Больше всего нас изумило то, что против нас бился один единственный боец. А мы думали, что в нас стреляет целая артиллерийская батарея".

Поняв, что атакой в лоб они русских артиллеристов не сломят фашисты пошли в обход. Окружив позицию Сиротинина, они открыли ураганный огонь. И только после этого замолчала пушка, и перестал бить карабин. Больше всего немцев изумило то, что против них сражался один единственный боец.

"Всех поразило, что герой был юнцом, почти мальчишкой. В строю немецких солдат, он стоял бы последним на правом фланге. Он произвёл по нам пятьдесят семь выстрелов из орудия и потом, ещё бил и бил по нам из карабина. Рассеял лобовую атаку пехоты. Уничтожил десять танков и бронемашин. Рядом с его могилой осталось целое кладбище наших солдат".

Полковник оказался мудрее своего младшего офицера. И ещё известно: немцы настолько были поражены мужеством русского солдата, что похоронили его с воинскими почестями.

"Все удивлялись его храбрости. Полковник перед могилой говорил: "Если бы такими как он были бы все солдаты фюрера, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Всё-таки он русский. Надо ли такое преклонение?"

Обер-лейтенант Хёнфельд так и не понял, в какую войну и с кем ввязалась Германия. Обер- лейтенант Хёнфельд убит под Тулой летом 1942 года. Советские солдаты обнаружили его дневник и передали военному журналисту Фёдору Селиванову.

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. И, пятьсот фашистов, двести пулеметов, пятьдесят девять пушек. Тысяча двести тонн немецкого железа.

Старший сержант Сиротинин Николай Владимирович, командир орудия противотанковой батареи похоронен со всеми воинскими почестями солдатами и офицерами четвёртой танковой дивизии вермахта на берегу реки Добрысть, у села Сокольничи.

Неизвестный подвиг тысяча девятьсот сорок первого года. За который он награждён Орденом Отечественной Войны Первой Степени, посмертно, через девятнадцать лет, в 1960 году.
http://tvspas.ru/pub...pole_voin/16-1-0-597

4. Русский Сталинист : Ответ на 2., рудовский:
2015-07-23 в 14:53

Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

Абсолютно верно.
Но дело в том, что некоторым субъектам очень чешется развенчать "советские мифы", обмакнуть нас в унитаз, вот они и цепляются к цифрам и второстепенным деталям.
Ага, там было не 28 панфиловцев, а 128- значит, коммуняки как всегда насвистели. Не было подвига!
Там подбили не 100, а 25 танков- не было подвига!
В тот день толщина снежного покрова была 5 см, а не 7 см- не было подвига!
В тот день солнце вышло из-за туч в 13.25, а не в 13.15- не было подвига!
Клочков не произнёс слова про Москву, а просто матерился- не было подвига!
И во на такой ублюдочно-ущербной логике они и "развенчивают" мифы.

3. Вятчанин : Легенда, а не миф
2015-07-23 в 12:48

Да, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО в суровом 1941 году журналисту провести подробное расследование подвига героев-панфиловцев, остановивших колонну танков под Москвой. Статья в газету была написана по горячим следам, участники боя погибли, опрашивать было некого. Поэтому журналисту пришлось пользоваться в деталях художественным вымыслом. Тем более что главная задача фронтовой газеты была пропагандистская: вдохновлять на битву с фашистами.
Вправе ли журналист пользоваться художественным вымыслом? Все пособия по журналистике скажут: художественный вымысел при создании журналистского произведения допустим, если он не искажает сути события. Борис Полевой взял историю одноногого летчика Маресьева и на документальной основе написал замечательную повесть. Но один факт он все-таки "приукрасил", чтобы усилить образ героя. Во время операции литературный Мересьев просит хирурга ампутировать ему гангренозную ногу без наркоза, а настоящий Маресьев после выхода в свет повести признавался, что такой просьбы он не высказывал. Впрочем, фактов ампутации конечностей без наркоза за отсутствием такого на фронте можно найти немало. Но ведь эта деталь не отменяет подвиг реального Маресьева.
Что касается определения мифа, то лучше было бы назвать подвиг 28 героев-панфиловцем легендой, так как миф в обиходе все-таки понимается как сказка. Легенда - это устный жанр о подвигах героев, передающийся из уст в уста, которая имеет под собой документальную основу, но обрастает в ходе пересказывания додуманными подробностями. Так, рассказ С.С.Смирнова о подвиге бессменного часового, который 9 лет простоял на часах в городе Осиновец, имеет подзаголовок "Почти легенда". Писатель долго собирал из разных источников сведения о бессменном часовом, но так и не узнал его точную фамилию и имя, его возраст и дальнейшую судьбу.

2. рудовский : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 11:14

Бред какой-то.
Ездил я к этому мемориалу с июне (опосля И-В монастыря) с небольшой группой путешественников. И там несколько десятков человек было - очевидно, те, кто решил посетить это место из уважения к памяти погибших. Причем люди сплошь в 2, 3 и даже 4 семейных поколения.
Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?
Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

1. Алёша : Re:Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 04:53

"...государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения."

Если два-три человека в государстве озвучивают какие-то правильные вещи, это совсем не означает, что все остальные принимают их как руководство к действию.
Как раз наоборот. Таковы правила игры. И волки сыты и овцы целы.

История о 28 панфиловцах, защищавших Москву, известна почти каждому. При этом постоянно возникают споры вокруг достоверности этих событий, впервые описанных в газете «Красная звезда». В Кремле, например, считают, что «история в том или ином виде с героями-панфиловцами действительно имела место». Об этом сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Министр культуры Владимир Мединский и вовсе заявил, что никто не должен ставить под сомнение достоверность и подлинность подвига солдат на подступах к Москве. Правдива ли история о 28 панфиловцах, обсудили эксперты .

Вопросы:

На чем основывается история о 28 панфиловцах?

Никита Петров

Рассказ о подвиге гвардейцев-панфиловцев опубликовал в газете «Красная звезда» 28 ноября 1941-го литературный секретарь газеты Кривицкий. Уже в названии его статьи - «Завещание 28 павших героев» - содержалось как будто бы точное число героев, а в самом тексте вполне категорично утверждалось: «Сложили свои головы - все двадцать восемь. Погибли, но не пропустили врага». Позднее сам Кривицкий признал, что написал статью по поручению редактора «Красной звезды», который и назвал ему вымышленное число погибших.

Михаил Мягков

История основывается на реальном бое, который произошёл в один из самых критических моментов обороны Москвы. Первыми, кто его описал, были военные корреспонденты «Красной звезды». Их источник - рассказы очевидцев, записанные в конце ноября 1941 г. Именно тогда появилась цифра 28 панфиловцев. Существуют также стенограммы бесед с другими военнослужащими 316-й стрелковой (Панфиловской) дивизии, которые хранятся в научном архиве Института российской истории РАН.

Почему возникают споры о правдивости истории о 28 панфиловцах?

Никита Петров

Сомнения в достоверности этой истории возникли уже в 1942-м, и причина была в том, что не все награжденные погибли, а выжившие, как оказалось, побывали в плену, а кое-кто даже служил у немцев. Выводы Военной прокуратуры 1948-го, проверявшей все эти обстоятельства, не были обнародованы, но частично просочились наружу. В дальнейшем слухи о том, что этот подвиг выдуман и нереален, только росли и множились. К середине 1960-х голоса сомневающихся стали столь заметны, что мимо этого уже не могло пройти Политбюро ЦК КПСС. На одном из заседаний 10 ноября 1966-го Леонид Брежнев с возмущением говорил: «Подвергается критике в некоторых произведениях, в журналах и других изданиях то, что в сердцах нашего народа является святым, самым дорогим. Ведь договариваются же некоторые наши писатели, а их публикуют, до того, что якобы не было залпа Авроры, что это, мол, был холостой выстрел и так далее, что не было 28 панфиловцев, что их было меньше, чуть ли не выдуман этот факт, что не было Клочкова и его призыва, что "за нами Москва и отступать нам некуда"». Но если в условиях советской цензуры можно было запретить обсуждение этой темы, то после августа 1991-го в условиях свободной печати были обнародованы документы, не оставлявшие сомнений в том, что это миф.

Михаил Мягков

Суть спора в том, что одни (и в их числе бывший директор Государственного архива РФ С.В. Мироненко) стоят на позиции, что фамилии 28 панфиловцев были взяты с потолка, такого боя не было. Они ссылаются на доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева от 1948 года, где говорится, что подвиг 28 панфиловцев - выдумка военных журналистов. Их цель - разоблачить миф. Но не будем наивными. Цель разоблачителей - показать несостоятельным весь смысл жертвенной борьбы за свою родину. Раз не было подвигов, не было и людей, которые были готовы на них идти, и сегодня не будет. То есть лучше бы нас освободили американцы, так бы хоть демократию навязали. Другие говорят, что бой был и в нём участвовали эти 28, хотя отличившихся в Панфиловской дивизии было намного больше. Мне близка позиция академика РАН Г.А. Куманёва, который пишет: «Оказалось, что не все "двадцать восемь" оказались погибшими. Что из этого? То, что шестеро из двадцати восьми названных героев, будучи ранеными, контуженными, вопреки всему выжили в бою 16 ноября 1941 года, опровергает тот факт, что у разъезда Дубосеково была остановлена танковая колонна врага, рвавшаяся к Москве? Не опровергает».

Был ли бой под Дубосеково?

Никита Петров

Согласно научным публикациям, основанным на материалах архивов, в том числе и немецких, установлено, что 16 ноября 1941-го 1-я и 2-я немецкие танковые группы начали наступление утром в 07:40 и, пройдя село Нелидово и платформу Дубосеково, уже к 9 часам утра заняли Большое Никольское и Петелино. То есть танки не были остановлены. А к исходу дня танковые группы захватили Рождествено и Лысцево, продвинувшись за день на десять с лишним километров. Позднее на территории Нелидовского сельсовета жители нашли сначала тела трёх погибших бойцов Красной Армии, потом по весне ещё троих, в их числе политрука Клочкова. Все они похоронены в братской могиле на окраине села Нелидово. То есть, реальная картина событий 16 ноября совершенно не соответствует запущенному Кривицким мифу.

Михаил Мягков

Да, был. В день начала нового германского натиска на Москву - 16 ноября 1941 года - 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова была атакована одной пехотной и двумя танковыми дивизиями вермахта. Но в два-три прыжка достигнуть столицы не получилось. Танки врага завязли в нашей обороне. Факт, что тогда героически сражались вся 316-я Панфиловская дивизия, весь 1075-й полк и вся её 4-я рота, в состав которой и входили легендарные 28 панфиловцев. После войны командир полка И.В. Карпов отмечал: «В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах». Уже 18 ноября 1941 г. 316-я дивизия была переименована в 8-ю гвардейскую и награждена орденом Красного Знамени. В этот день погиб в бою её легендарный командир генерал-майор Иван Васильевич Панфилов.

Являются ли панфиловцы реальными людьми?

Никита Петров

Все награжденные Указом Президиума Верховного совета СССР от 21 июля 1942 года были реальными людьми, но не совершавшими того, что им приписывалось. История возникновения списка для представления к награждению сама по себе свидетельствует о случайном характере его формирования и о заведомой подгонке числа награжденных к заданной газетными очерками цифре 28.

Михаил Мягков

Реальный политрук Клочков сражался и погиб под Дубосеково. Именно там сражались и остальные 28 героев. Есть их имена, фотографии, послужные списки. Они не были инопланетянами, как сегодня нам пытаются представить. Счастье, что кто-то из этих 28-ми остался жив. Кстати, сам генерал И.В. Панфилов, который служил ещё с Первой мировой, знал, что солдат надо обучать не погибать, а уничтожать противника. Артиллерийские засады, специальные тройки бойцов, вооружённые гранатами и «коктейлями Молотова», - это его заслуга и его тактика. Результат - признание немецких генералов: «316-я русская дивизия имеет в своем составе много хорошо обученных солдат и ведет поразительно упорную борьбу».

В чем историческое значение истории о 28 панфиловцах?

Никита Петров

Можно с уверенностью говорить, что история возникновения и развенчания любого исторического мифа поучительна и важна. Никогда не стоит забывать, что истина всегда конкретна. И в данном случае и очерк Кривицкого в «Красной звезде», и многочисленные книжные публикации его и других авторов не выдержали проверку на конкретность и на соответствие данным исторических источников. Важен и второй урок, обозначающийся в сегодняшней полемике вокруг 28 панфиловцев. Нельзя строить воспитание патриотических чувств на лжи или «нас возвышающем обмане». Правда всегда рано или поздно открывается. И результатом многолетнего обмана и идеологического оболванивания будут цинизм подрастающего поколения и неверие уже ни во что.

Михаил Мягков

Это бой-символ. И этот символ помог нам победить в 1945-м. Сегодня память о 28 панфиловцах - это часть нашей большой правды о войне. Правды, которая вошла в наш генофонд, формирует наше историческое сознание. Тот, кто сегодня не верит, что эти 28 могли остановить 18 немецких танков, тот, возможно, первым побежал бы с поля боя у Дубосеково в морозный ноябрьский день 1941-го. И ещё: кто-нибудь считается сегодня с тем, что спартанцев, остановивших персов в V веке до н.э., было не триста, а, может быть, больше или меньше? Нет. Цифра триста вошла в историю, культуру, стала легендой. Так и подвиг 28-ми стал легендарным, когда легенда сложена из были.

07:57 02.08.2017

Все мы, граждане, неравнодушные к прошлому, настоящему и будущему России, знаем о подвиге героев-панфиловцев, в 1941 году стоявших насмерть у стен Москвы. Гитлеровцы 15–16 ноября бросили в наступление две ударные группировки, созданные в первой половине ноября 1941 года, стремясь обойти Москву с севера через Клин – Солнечногорск и с юга через Тулу – Каширу.

© Фото: Anna Sergeeva/ ZUMAPRESS.com/ Globallookpress/ Минобороны России/ Владимир Песня/ РИА Новости

Все мы, граждане, неравнодушные к прошлому, настоящему и будущему России, знаем о подвиге героев-панфиловцев, в 1941 году стоявших насмерть у стен Москвы. Гитлеровцы 15- 16 ноября бросили в наступление две ударные группировки, созданные в первой половине ноября 1941 года, стремясь обойти Москву с севера через Клин - Солнечногорск и с юга через Тулу - Каширу.В частности, немцы планировали по Волоколамскому шоссе выйти к Москве, но на разъезде Дубосеково 28 бойцов из 316-й стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова приняли бой с ротой немецкой пехоты, а затем с немецкими танками. Бой продолжался свыше четырех часов. Горстка советских солдат встала на пути немецких танков и ценой своей жизни не пропустила немцев к Волоколамскому шоссе. Погибли почти все. Подвиг 28 панфиловцев вошел в историю, как тогда думали, на вечные времена, а слова политрука роты В. Г. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!» - знали все защитники Москвы.Сложил свою светлую голову под Москвой 18 ноября 1941 года и командир 316-й стрелковой дивизии генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. В журнале «Новый мир» началось отрицание подвига панфиловцев в 1997 году: под авторством Николая Петрова и Ольги Эдельман была опубликована статья «Новое о советских героях».С существованием в нашей истории героев-панфиловцев никак не могут смириться западники и единым фронтом наступают на подвиг героев. По их мнению, корреспондент газеты «Красная звезда» В. И. Коротеев не разобрался с событиями, главный редактор Д. Ортенберг тоже не разобрался, корреспондент А. Ю. Кривицкий тоже не разобрался, Президиум Верховного Совета СССР тоже не разобрался и незаслуженно наградил 28 героев-панфиловцев.Похоже, что с событиями не разобрались не указанные лица, а лица, ставящие под сомнение факт подвига, так как они совершенно не представляют себе СССР сурового военного времени, ту степень ответственности за выполняемую работу каждого гражданина страны. Наивно полагать, что для представления к званию Героя Советского Союза достаточно было статьи в газете.Но у западников до недавнего времени не было оснований для того, чтобы ставить под сомнение факт подвига панфиловцев. И вдруг для них, как манна небесная, появляется справка, которую якобы прокуратура адресовала Жданову. Очень кстати извлек эту справку из темных тайников директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко. Как в той поговорке, у западников не было ни гроша и вдруг появился алтын.Всех лиц, стремящихся реальный подвиг панфиловцев превратить в миф, а миф, придуманный лицами, наступающими на подвиг, превратить в реальные события, объединяет одно: все они ссылаются на справку-доклад Афанасьева. Невозможно не обратить внимания и на то, что в их текстах отсутствуют сами источники, на которые ссылаются авторы.На последний прием западников указал замечательный историк, исследователь А. В. Исаев, написавший серию книг под названием «Антисуворов», в которых обличает фальсификацию фактов Великой Отечественной войны гражданином Англии В. Б. Резуном, который печатается в России под псевдонимом Виктор Суворов.В свое время этот Суворов завалил «историческими» книгами о войне полки российских магазинов (видимо, у него очень богатые спонсоры), и в каждой книге ссылки, ссылки на открытые советские источники, тексты из этих книг. Но если вы сочтете нужным, выберете время и найдете книги, на которые ссылается автор, то обнаружите, что во многих случаях их тексты совершенно не соответствуют текстам, приведенным им в своих книгах. Я уже не говорю о возможностях сегодняшней техники, способной создать любой документ с подписью, печатью и датой. Эти «документы» вдруг с началом перестройки стали находить десятками, и западники начали размахивать ими, как флагами неопровержимых доказательств истины.Разоблачители противоречат сами себе. Например, пишут, что «в результате уже 21 июля 1942 года Президиум Верховного Совета подписал соответствующий указ» о присвоении 28 панфиловцам звания Героя Советского Союза. Словом «уже» они стремятся подчеркнуть спешность в награждении героев. В действительности слово «уже» в тексте неуместно, так как подвиг панфиловцы совершили 16 ноября 1941 года, а указ о награждении издан через восемь месяцев после совершения подвига, что указывает на наличие достаточного времени для проверки достоверности представляемых сведений.В статьях, посвященных подвигу героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны, многие пишут о том, что уже в 1948 году было проведено масштабное расследование, имеющее целью установить, действительно ли имел место подвиг 28 панфиловцев. Но ни в одной статье не задались вопросом, почему прокуратура, которая в 1947 году занималась делом Добробабина, начала заниматься другим делом, а именно давать оценку, имел или не имел место подвиг 28 панфиловцев. Кто уполномочивал прокуратуру исследовать вопрос подвига 28 панфиловцев?Масштабное расследование якобы проводили следователи Харьковской военной прокуратуры, которые якобы и пришли к выводу, что все изложенное в статьях, описывающих подвиг панфиловцев под Москвой, является фальсификацией. Только вот никому из читателей авторы статей, в той или иной степени отрицающие подвиг 28 панфиловцев, не показали вывода прокуратуры и даже не привели ни одной дословной выдержки из материала дела. Это говорит о том, что с материалами прокуратуры они не ознакомились, а полностью доверились комментариям С. Мироненко.Не видно в представленной информации не только официального, но и какого бы то ни было обоснованного разоблачения. Подозрительно, что документы, ставящие под сомнение подвиг 28 панфиловцев, обнаружены во время хрущевской оттепели и горбачевской перестройки, то есть во время массовых фальсификаций и подделок.В действительности, как верно заметил доктор исторических наук министр культуры В. Р. Мединский, расследование Главной военной прокуратуры (ГВП) от 10 мая 1948 года показало: «Бой у Дубосеково был. Вела его 4-я рота 1075 стрелкового полка». Но С. Мироненко этого вывода прокуратуры не замечает, а упорно навязывает обществу мнение, что боя у Дубосеково не было.Свое отношение к подвигу в статьях соратников Сергея Мироненко выражено однозначно, как оскорбление памяти настоящих героев, не пощадивших своей жизни ради достижения Великой Победы. Но ни один из настоящих героев не назван. Выходит, что настоящие герои - те, кто не имеют имени, кого не знает страна. Подменять реальных героев виртуальными - это значит лишать нацию своих героев. Это понимают наши недруги и постоянно укоряют нас в том, что мы прославляем отдельных героев и забываем о тысячах других.В другом источнике нам сообщают: «В июле 2015 года Госархив опубликовал на своем официальном сайте отсканированную копию справки-доклада главного военного прокурора СССР Николая Афанасьева о "так называемом подвиге 28 панфиловцев"». В докладе, подготовленном в мае 1948 года, сообщалось, что история о подвиге 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова, которые ценой своей жизни остановили немецкие танки в бою под Москвой 19 ноября 1941 года, на самом деле была придумана сотрудником газеты "Красная звезда".А была ли такая справка? Скорее всего, не подвиг, а справка была придумана. Трудно поверить, что И. В. Сталин в 1947- 1948 годах мог допустить подобное надругательство над памятью героев. Не исключено, что эта справка-доклад Афанасьева появилась спустя десятилетия, так как более полувека о ней никто ничего не знал и не писал. Если архивы с десятками тысяч документов сгорели в Москве и Санкт-Петербурге и никто за это не понес ответственности, то едва ли кто испугается ответственности за липовую справку.Владимир Тихомиров, пытаясь объяснить позицию Сталина, написал следующее: «Конечно, сам по себе этот эпизод о фальсификации подвига во время битвы под Москвой (под руководством Жукова) ничего не значил, но это дело было тем самым кирпичиком, при помощи которого чекисты строили расстрельную стенку для маршала Победы… Однако доклад Афанасьева не пригодился. Видимо, вождь народов решил простить маршала или же просто испугался возросшей мощи МГБ. В итоге Жуков отделался строгим партийным выговором».Г. К. Жуков отделался не выговором, а ссылкой подальше от Москвы на далеко не маршальскую должность. Таким решением И. В. Сталин спас Г. К. Жукова от суда за незаконный вывоз материальных ценностей из Германии, а не строил расстрельную стенку, как пишет автор. Надо понимать, что Сталин постоянно поддерживал и выдвигал Г. К. Жукова. Именно Г. К. Жукову и И. С. Коневу Сталин поручил в 1945 году руководить фронтами, взявшими Берлин.В нескольких коротких абзацах автор успел очернить и МГБ, и Добробабина. И невдомек автору, что 16 ноября 1941 года Добробабин сражался как герой. Надо не любить Россию, чтобы так писать. Чего стоит одна фраза автора: «Героев тогда не хватало». И пишет он это о времени, когда героев было настолько много, что не хватало корреспондентов, чтобы описать подвиги наших солдат и офицеров. В то время даже трусы становились героями.Успел автор оговорить и И. В. Сталина, под руководством которого СССР за военные годы произвел оружия в два раза больше, чем Германия вместе с работавшей на нее Европой, и выиграл не только Московскую битву, но и всю войну, разгромив армии Германии, Италии, Венгрии, Румынии и Финляндии. Автор догадывается, что читатель не поймет, почему Сталин разрешил какой-то военной прокуратуре Харьковского гарнизона делать заявление о фальсификации подвига героев-панфиловцев. В стремлении объяснить этот парадокс автор фактически объявил не соответствующими действительности выводы харьковской прокуратуры о подвиге 28 панфиловцев, так как сам автор указывает, что прокуратура сделала свое заявление для борьбы с Жуковым.А как автор начинает статью! Вломились в квартиру, ударили по зубам. Художественное произведение, вымысел, детективная история, как и вся статья. И на основании таких статей ставится под сомнение подвиг наших солдат!Настораживает, что копии документов не только опубликовал, но и прокомментировал наделенный полнотой власти директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко. Затем С. Мироненко заявил, что в действительности никаких 28 панфиловцев не было, а их подвиг - выдумка советской пропаганды.Елена Панфилова, внучка командира 316-й стрелковой дивизии Ивана Васильевича Панфилова, на вопрос о подвиге панфиловцев отвечает следующее: «Не понимаю, кому снова нужно поднимать эту тему. Не так давно не стало моей мамочки, Майи Ивановны. Она была дочерью Ивана Васильевича, с детства знала, что ее отец - герой, погиб 18 ноября 1941 года вместе со своими солдатами.И вдруг выясняется - "все было не так, подвиг придумали". Пусть такие заявления будут на совести тех, кто их делает. Даже немцы признавали, изумлялись и преклонялись перед героизмом солдат дивизии Панфилова и называли эту дивизию дикой и бесстрашной. А свои сомневаются?! Мы на днях побывали в Волоколамске на памятных мероприятиях, посвященных 75-летию битвы под Москвой. Приняли нас там очень тепло. Было много молодежи. Никто из них не спрашивал, был ли подвиг. Они знают: был».Борис Соколов, в Великую Отечественную войну кинооператор, объясняет: «Панфиловцев, конечно, было не 28. А гораздо больше - сотни, дивизия! Журналист газеты "Красная звезда", где впервые появилась статья о подвиге, решил озвучить именно эту цифру и эти имена. Как я понимаю, ему их в свою очередь озвучил командир части - кого он, командир, смог вспомнить буквально на бегу. Позже оказалось, что трое из зачисленных в погибшие после того боя у Дубосеково на самом деле остались живы. Но перепроверять сведения под рвущимися снарядами, брать обстоятельные интервью у очевидцев за столом, как вы понимаете, было нереально. Говорю вам как документалист: именно на этом рубеже фронта солдаты дивизии Панфилова остановили немецкие танки».Вторая внучка, Айгуль, на вопрос Сергея Прудникова о ее отношении к тому, что подвиг панфиловцев стал темой бурной дискуссии в обществе, ответила: «Это больная тема. Вообще, все эти "разоблачители" - мастера, которые, не воевав, не нюхав пороху, ничего не зная на деле, берутся рассуждать, что правильно, а что неправильно. Мама моя, к примеру, всегда хотела встретиться с историком Волкогоновым, который в конце 1980-х вдруг начал утверждать, что Советский Союз не готовился к войне. Она возмущалась: как не готовился, если я окончила курсы сандружинниц, имела значок "Ворошиловский стрелок"?Готовились, знали, что будет! В 1994 году, накануне Нового года, у нас в Алма-Ате в газете "Караван" вышла огромная статья - "28 панфиловцев: быль или небыль?" Некий журналист Ракип Насыров поехал в Дубосеково, походил, посмотрел и решил, просто решил, что этого боя вообще не могло быть, генерал Панфилов - непрофессионал и с него нужно сорвать генеральские погоны! Когда эта статья вышла, первая мысль у меня была - только не показать маме. Какое там, ветераны уже телефон оборвали! И, честно говоря, эта публикация украла у мамы несколько лет жизни...».Третья внучка И. В. Панфилова, Аула, сказала: «Никогда не думала, что нам придется защищать уже умерших наших товарищей и родителей». Ильдар Шарипов написал: «Можно считать подлой подменой то, что написано об этом подвиге в "Википедии". Автор статьи уважаемого, в общем, источника сообщает о том, что бой 28 панфиловцев на Волоколамском шоссе - это вымысел писателя и военкора. Неправда! Налицо подмена смыслов, понятий, чьи глубокие корни произрастают из двух перестроек - хрущевской и горбачевской.Не секрет, что главной целью в войне является победа. Все, что помогает ее приблизить и достичь, усиливается и преумножается. Все, что мешает, тем или иным путем отбрасывается. Время для разбора наступает уже после войны и после победы. Так было и в случае с панфиловцами. Спустя три года после победы была проведена прокурорская проверка, результаты которой не оставляют сомнений: вблизи Дубосеково, где и проходил тот бой, пали смертью храбрых более ста воинов из разных уголков СССР. Панфиловцы в большинстве своем погибли, однако фашистов к Москве не пропустили…Двадцать четвертого ноября 2016 года стартует кинопоказ отечественного фильма "28 панфиловцев". Примечательно, что средства на его создание поступили в том числе и от простых россиян - с помощью Интернета собрано более 30 миллионов (30 миллионов 762 тысячи 62 рубля - Л. М.) рублей, что в нашей стране является едва ли не рекордом».Деньги прислали 35086 человек. «Это было настоящее чудо, - говорил Андрей Шальопа на показе «Панфиловцев» для журналистов. Такое доверие тысяч людей было невероятно трогательно, но при этом мы почувствовали небывалую ответственность». В то время как люди присылали деньги для съемки фильма, глава Государственного архива Сергей Мироненко публиковал на сайте ведомства и комментировал справку-доклад Афанасьева. Но люди слушали не Мироненко, а павших в боях, умерших и живых своих дедов и отцов, сумевших донести правду до своих детей и внуков.Московская группа ветеранов-панфиловцев в 2015 году просила привлечь к ответственности директора российского Госархива Сергея Мироненко и главу Федерального архивного агентства Андрея Артизова за развернутую ими в прессе дискуссию о подвиге 28 панфиловцев. Можно понять этих людей, чудом выживших в боях, отстоявших Москву и страну, но на старости лет оговоренных вышеуказанными лицами. Мироненко отстранили от должности. Видимо, были основания.Профессор доктор исторических наук Андрей Климов во время своей лекции на вопрос, существовали ли вообще 28 героев-панфиловцев, ответил: «Сегодня я попробую доказать, что это не миф. Боевые действия панфиловцев стали символом бесстрашия и непоколебимой воли к победе, нерушимого боевого братства представителей братских народов Советского Союза». И доказал.Доктор исторических наук министр культуры В. Р. Мединский сказал, что 28 панфиловцев как 300 спартанцев. А Иван Прошкин, оценивая подвиг панфиловцев, верно заметил: «Подвиг панфиловцев: будущее России за героями прошлого».Чтобы оценить всю значимость для России подвига панфиловцев, надо представлять степень опасности, нависшую над страной в ноябре 1941 года. Армии Германии и ее союзников в июне 1941 года вдвое превышали численность Красной армии, но благодаря мужеству советских солдат и офицеров, наличию в Красной армии лучшей артиллерии в мире, самозарядных автоматических винтовок, пулеметов и другого стрелкового оружия, получению новых, превосходящих немецкие, средних танков Т-34 и тяжелых танков КВ, самолетов, наличию в армии огромного количества оружия морально устаревшего, но способного выводить из строя пехоту и технику противника, Красная армия выдержала первый удар и натиск врага.Несмотря на то что гитлеровцы не смогли взять Ленинград и бросить освободившиеся дивизии под Москву, положение наших войск под Москвой оставалось критическим. По всем теоретическим выкладкам СССР должен был проиграть эту войну. США прогнозировали, что мы продержимся несколько месяцев, Англия - несколько недель, а для Германии август являлся крайним сроком захвата Москвы, а октябрь - территории СССР до Урала по линии Москва - Астрахань.Все эти прогнозы и планы были обоснованы. США и Англия хорошо знали силу войск Германии и ее союзников, а немцы педантично все рассчитали. Захват Москвы вполне мог состояться, а это означало для народов СССР одно - смерть. Гитлер неоднократно заявлял, что на востоке ведет войну на истребление. Наши советские люди не были истреблены благодаря подвигу, совершенному нашим народом, нашей армией, 28 панфиловцами.И все эти разговоры о том, что в 1812 году войска Москву оставили, но Россия войну с Европой выиграла, не учитывают целого ряда факторов. В то время Москва не являлась столицей Российской империи, от работы ее промышленности не зависела обороноспособность страны, возможности армии Наполеона по захвату территории России после взятия Москвы были ограничены в связи с отсутствием военной техники ХХ века.От результатов Московской битвы зависело быть или не быть России, жить или не жить русскому и другим народам СССР. На одном из самых трудных направлений под Москвой в районе Волоколамска в полосе обороны длиной около 40 километров сражалась 316-я стрелковая дивизия генерал-майора Панфилова. На дивизию наступали три танковых и одна стрелковая дивизия вермахта. Если учесть, что одна стрелковая дивизия вермахта по численности вдвое превышала одну стрелковую дивизию Красной армии, то можно сказать, что на дивизию Панфилова наступали три танковые и две стрелковые немецкие дивизии.И. В. Панфилов нашел решение, резко улучшающее возможности борьбы с танками. Организация обороны 316-й стрелковой дивизии и сегодня изучается военными многих стран. Панфилов хорошо подготовил свою дивизию, в том числе в части борьбы с танками противника. Он объяснял, что танк - это тот же трактор, но с пушкой, и учил уничтожать танки, не бояться их. Учитывая, что большинство бойцов армии призывались из сел и деревень (все квалифицированные рабочие были забронированы и производили оружие), такое объяснение им было понятно.Шестнадцатого ноября 1941 года на панфиловцев, державших оборону у разъезда Дубосеково, был обрушен самый страшный удар. Оборону держали бойцы 4-й роты 1075-го полка под командованием политрука Василия Клочкова. На них наступало 50 танков и пехота. Бой длился более четырех часов. Несмотря на огромные потери, немцы продолжали атаку позиций панфиловцев.Большинство панфиловцев, конечно, понимали, что при существовавшем соотношении сил остаться в живых им не суждено, но по-русски стояли насмерть и русские, и казахи, и бойцы других национальностей.Командир Василий Клочков, как и бойцы, понимал, что погибнет, но не мог допустить и мысли об оставлении позиций, о допущении прорыва вражеских войск. Поэтому он и сказал: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!». Эти слова человека, идущего на смерть за Родину, за всех живших в нашей стране в то время, за нас, живущих сегодня, выражали мысли и чувства всех сражавшихся под Москвой бойцов. Это были слова всего советского народа, вставшего неодолимой силой на пути врага.Политрук Клочков погиб, будучи тяжелораненым, бросившись со связкой гранат под немецкий танк и взорвав его вместе с собой. Погибли, как сейчас говорят, не все, а 22 из 28 панфиловцев, сражавшихся рядом под командованием Клочкова. Немцы на Волоколамское шоссе не прорвались. Восемнадцать танков и сотни своих солдат оставил враг на поле боя.Но С. Мироненко со своими соратниками тычет нам в лицо бумажками сомнительного происхождения и кричит, что подвига 28 панфиловцев не было и Клочков вышеприведенных слов не произносил. Но и в этих бумагах, выставляемых на всеобщее обозрение Мироненко, написано, что был бой у Дубосеково 16 ноября 1941 года. Кроме этих бумаг, существуют другие архивные документы, подтверждающие неправдивость слов Мироненко. Например, сведения из политдонесения начальника политотдела 316-й стрелковой дивизии батальонного комиссара Галушко начальнику политотдела 16-й армии полковому комиссару Масленову. Село Гусенево, 17 ноября 1941 года: «...16.11.1941 года утром, в 08:00, противник начал наступление на левом фланге нашей обороны в районе 1075 СП.Противник наступал в количестве 50- 60 танков тяжелых и средних и довольно большое количество пехоты и автоматчиков. 1075 СП понес большие потери, две роты потеряны полностью, данные о потерях уточняются, сообщим в следующем донесении. 1075 СП дрался до последней возможности, командование полка оставило командный пункт только тогда, когда в расположении командного пункта появились танки противника».Вся эта команда недоброжелателей часто лжет в стремлении замазать героическое прошлое нашего народа черной краской, лишить нацию достоинства, сформировать нового русского, стесняющегося прошлого своей Родины и ощущающего собственную неполноценность. Например, Владимир Тихомиров пишет: «Секретный доклад Афанасьева долгое время не давал покоя историкам. Впервые эти документы раскопал фронтовик и публицист Эмиль Кардин, опубликовавший в 1966 году статью "Легенды и факты" в журнале "Новый мир". Статья получила резкую отповедь от самого генсека Леонида Брежнева, назвавшего Кардина клеветником. Тем не менее слухи о докладе периодически всплывали в разного рода изданиях "самиздата"».«Разоблачители» пишут неправду. В статье «Легенды и факты», опубликованной в 1966 году в журнале «Новый мир», нет ни слова о секретном докладе Афанасьева. Э. Кардин в «Легендах и фактах» прославляет своих и критикует не своих историков и публицистов, в частности, А. Кривицкого. Он пишет: «С тех пор миновали годы, и выяснилось: несколько человек из двадцати восьми панфиловцев живы! Об этом упоминает и А. Кривицкий в книге "Не забуду вовек". Он называет имена Шемякина, Васильева, Шадрина, сообщает, что они прислали ему свои фотографии. Но никаких изменений в описание боя не вносит, никаких новых подробностей не приводит. Виделся ли он с ними или нет, пытался ли, наконец, узнать от непосредственных участников, как проходил этот беспримерный поединок, - ничего не известно».Вся кампания дискредитации подвига панфиловцев построена на аналогичных утверждениях, рассчитанных на то, что читатель не станет читать материал, на который ссылается «разоблачитель». Они понимают, что их аргументы нечисты, и ложными заявлениями о том, что в 1966 году Э. Кардин писал о прокурорских заявлениях 1947 года и докладных 1948 года, отрицающих подвиг панфиловцев, пытаются ввести наше общество в заблуждение.Они неправдивыми заявлением пытаются сказать, что уже в 1966 году существовали докладные, копии которых представил Сергей Мироненко. Но такая информация не находит подтверждения в статье «Легенды и факты», на которую указывают «разоблачители». Нет упоминания о докладных, отрицающих подвиг героев-панфиловцев, ни в 1966, ни в 1976, ни даже в 1986 годах, ни во все указанные десятилетия.В копии докладной записки якобы генерального прокурора СССР Г. Н. Сафонова отсутствует подпись Сафонова, что вызывает сомнение в подлинности документа. Также не указана должность Сафонова, чего никак не могло быть в документе, направляемом в ЦК ВКП(б) товарищу Жданову. Не указан и тип документа, то есть докладная записка, приказ, представление, решение и т. п. Отсутствуют инициалы отчества, как на Западе, отсутствуют дата, число, месяц и год отправления документа.В левом углу вверху стоит чья-то подпись и напечатано: 17/V, но не указан год. В правом углу вверху написано: «11 июля 48» (причем цифра 4 написана карандашом, а цифра 8 напечатана на машинке). Далее в этом же углу написано: №145 ЛСС. Буква «Л» обычно ставится при регистрации приказов по личному составу, но это не приказ. В этом же углу карандашом написано: сов. секрет… - и далее запись сделана по другому тексту.Можно ли доверять документу без подписи, должности и даты с целым рядом других замечаний? А ведь этот так называемый, документ лег в основу отрицания подвига героев-панфиловцев. В копии второй справки-доклада «О 28 панфиловцах» (надо же придумать такое название!) главного военного прокурора страны Н. П. Афанасьева отсутствует лицо, которому адресован доклад. Можно только по комментариям соратников С. Мироненко судить, что доклад предназначался для прокурора СССР Г. Н. Сафонова. В справке тоже, как принято на Западе, отсутствуют инициалы отчества.Защищавший правду о героях-панфиловцах академик РАН Г. А. Куманев не случайно назвал свою статью «Подвиг и подлог», и маршал Советского Союза Д. Т. Язов с ним согласился. Каждый гражданин России должен понимать, что стоящая под так называемым справкой-докладом якобы подпись главного прокурора СССР Н. П. Афанасьева не может приниматься как весомый аргумент для отрицания подвига 28 панфиловцев 16 ноября 1941 года в битве под Москвой.Сергей Мироненко, опубликовавший копию справки-доклада главного военного прокурора страны Н. П. Афанасьева и докладную без подписи генерального прокурора СССР Г. Н. Сафонова, утверждает, что руководствовался стремлением к правде, но фактический материал указывает на другие цели. В начале своей речи он ссылается на немецкие источники, а в конце заявляет следующее: «Это гнусная сущность советского государства, для которого настоящие герои не значат ничего». Какая нескрываемая ненависть к героям-панфиловцам, которых он объявляет вымышленными героями, но не называет ни одного настоящего героя Московской битвы!Запад и его слуги внутри России пытаются лишить нас своих героев, убедить, что среди, например, 28 героев-панфиловцев, награжденых золотой звездой Героя Советского Союза, не было героев. Развенчивать героев западники начали еще во время перестройки и, как им кажется, в настоящее время развенчали всех героев и великих людей России.Казалось бы, не должно быть никаких сомнений в том, что 28 панфиловцев геройски сражались под Москвой и почти все погибли. Двое, как выяснилось в дальнейшем, попали в плен, еще четверо остались живы. Так из-за чего же столько шума? Явно просматривается заказ недружественных России сил, глумление над теми, кто для народа чист и свят, и над всеми нами, любящими Россию, гордящимися ее историей и культурой, ее трудовыми и ратными подвигами.Автор: Леонид МасловскийМнение, выраженное в публикации Леонида Масловского, является его личной позицией и может не совпадать с мнением редакции сайта телеканала «Звезда».