Встраиваемая техника

Использование технологий нейролингвистического программирования в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью. Программа тренинга

Использование технологий нейролингвистического программирования в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью. Программа тренинга

Создание нового тренинга — не просто творческий процесс. Это настоящее искусство, ведь у вас на глазах рождается новая учебная программа тренинга, новый тренинг. От того, насколько тщательно тренер подошел к разработке своего курса напрямую зависит результат обучения. Поэтому важно продумать каждую деталь. Здесь нет мелочей.

Вы можете купить , созданные экспертами крупнейшего профессионального портала для тренеров TRENERSKAYA.r с учетом всех принципов разработки эффективного тренинга в разделе " ".

У тренинга должна быть своя «изюминка», которая отличала бы его от других аналогичных программ. Не случайно сейчас так ценятся авторские методики и новаторский подход. Тематика тренингов настолько обширна, что обычному человеку не просто сориентироваться в этом многообразии учебных программ. Ваша задача — заинтересовать клиента, найти увлекательную подачу материала и свой собственный стиль.

Первый этап разработки нового тренинга - определение концепции и целей. Вообще, самый главный вопрос, который должен проходить через всю концепцию — зачем? Вы должны четко представлять результат, который хотите получить.

На втором этапе идет детальная разработка программы тренинга, план проведения тренинга с делением на тематические модули.

Третий этап — подготовка методических пособий и наглядных материалов. Здесь большую роль играет разработка и техники подачи информации. Участники тренинга должны понимать, с какой целью они делают то или иное действие, видеть промежуточный результат на пути к главной цели. Немаловажный момент и баланс между структурными составляющими тренинга. Подумайте, какие упражнения являются ключевыми, а какие сопутствующими. Соответственно надо распределить и время на эти задания.

Разрабатывая новый тренинг, можно представить себя режиссером или сценаристом. Представьте себе мысленно, как будут проходить занятия. В наши дни пути подачи одной и той же информации могут отличаться принципиально. Ваша задача — распределить, какую часть занятий вы будете проводить в форме игры, какие вы будете использовать, а какую посвятите разбору упражнений, какие базовые знания надо дать в виде теории.

После того, как вы разработали сценарий своего тренинга, составьте для себя план проведения тренинга . Это нужно, чтобы не выходить за рамки программы и уложиться в заданные сроки. Если вы разработатываете тренинг под конкретный заказ, продумайте систему отчетности перед заказчиком. Ему должно быть понятно, чему именно вы учили людей на каждом занятии. Кроме плана проведения тренинга оставьте план пост-тренингового сопровождения, ведь полученные знания еще надо закрепить на практике. Это легче сделать под кураторством тренера. Для этого можно выбрать форму мини-тренинга, ролевой игры, тестирования. Сегодня формы и методы проведения тренингов так многообразны, что перед вам открываются широчайшие возможности для творчества.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Разминка "Дом и Жилец"

    Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе .
    Э то упражнение можно использовать для тренингов любой направленности . Упражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели , о лидерской позиции , о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
    У пражнение "Дом и Жилец" легко снимает усталость , позволяет найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня. Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.

    Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

  • Слепой и Поводырь

    Это классическое упражнение-ледокол . А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям . Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя : насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Я отлично умею!

    Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу.
    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!

Очень важно грамотно спланировать логику изложения тренинга, сочетание лекционных, практических и игровых моментов. Тренинг должен быть целостным, восприниматься участниками гармонично и легко.

Целостность в тренинге — последовательность, логичность, непрерывность событий. Поэтому из тренинга нельзя уйти на несколько часов и, вернувшись, снова продолжать работу.

Для создания целостного тренинга, необходимо разработать четко продуманную и глубокую программу тренинга.

Грамотная программа тренинга - тоже целостная вещь. Как правило, программу тренинга можно условно поделить на три части: вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть имеет решающее значение. Именно в это время происходит знакомство с программой, методами работы, устанавливается регламент и правила тренинга.

В рамках вступления вы, в первую очередь, должны рассказать о себе. Объяснить, чем лично вам интересна тема, которую планируете раскрыть. Если вы работаете вдвоем или более широким составом, необходимо обозначить роль всех выступающих в тренинге. Специфика этой процедуры заключается в том, что если вы не представлены — вас просто нет.

Во второй части вступления необходимо четко сформулировать цели и задачи тренинга, основные правила работы, методы и регламент тренинга. Например, если вы считаете нужным попросить отключить мобильные телефоны, объявить время перерывов или сообщить организационные подробности, то делайте это с самого начала.

Методы работы также стоит объяснить заранее. В противном случае вопросы относительно того «кто мы, где мы, что делаем и по каким правилам работаем?» будут возникать постоянно. И, конечно, во вступительной части необходимо обозначить, каких результатов вы планируете достичь по окончании тренинга.

Одним из самых важных элементов вступительной части является представление участников, которым пренебрегают, как правило, все тренеры. Что только они ни придумывают вместо этого. И двадцать методов «разогрева», и перевоплощения, и разговор с соседом и др. Мало кому в голову приходит просто спросить у участников, кто они, зачем пришли и чего ждут от тренинга. Трудно сказать, откуда взялся миф, что взрослые ответственные люди испытывают стресс, когда называют свое имя, интересы и род занятий, но если это действительно так, то как тогда они ходят на работу и выполняют свои должностные обязанности?

Принято считать, что знакомство в группе в первую очередь нужно участникам. Но вопреки общепринятому мнению, в знакомстве с участниками более заинтересован тренер. Основная функция знакомства — это не «разогрев», а диагностика. Удивительно, часто перед тренингом на нее тратятся огромные средства. В полном объеме проводятся анкетирование, анализ потребностей в обучении, интервью, но непосредственно на тренинге эти вопросы обсуждать почему-то не принято.

Исключение этой важной процедуры не позволяет тренеру и участникам уточнить проблематику, публично соотнести программу и ожидания. Кроме того, из-за недопонимания потом могут возникнуть претензии.

Так или иначе, вступительная часть призвана познакомить тренера и участников, прояснить содержание тренинга, уточнить оргвопросы. Во время вступительной части у тренера есть великолепная возможность дополнительно заинтересовать группу, показать преимущества тренинга, заложить фундамент взаимопонимания.

От вступления тренер переходит к основной части тренинга. Традиционное начало основной части — лекция, мини-лекция, установочная лекция плюс, возможно, другой информативный материал. Лекция решает несколько задач: знакомит с предметом, показывает состоятельность тренера, наполняет аудиторию содержанием, дает представление об общих ценностях.

Вообразите аудиторию, которая ждет тренера, мотивирована на обучение, готова к новым свершениям. Приходит тренер и вместо объяснений, с места в карьер, предлагает «отрабатывать навыки». Так это называется? Что подумают участники? Очевидно, они подумают, что тренеру просто нечего сказать. И будут совершенно правы. До тех пор пока тренер не подтвердил собственную квалификацию, трудно рассчитывать на лояльность участников. Если вы не показали, что можете, не рассчитывайте, что все с радостью бросятся исполнять предложенные вами задания и упражнения.

Для того чтобы не возникло проблем, обязательно готовьте лекционный материал. Небольшая емкая лекция позволит подготовить почву для эффективного выполнения практических заданий.

Существует мнение, что «вал» заданий и упражнений в тренинге демонстрирует высокую квалификацию тренера. На практике количество полноценных заданий с учетом подготовки, презентации и обратной связи за один день не может превышать четырех.

В противном случае невозможно осмыслить результаты проделанной работы. Переизбыток заданий (например, от трех до пяти и более за полдня) свидетельствует о содержательной беспомощности тренера, неспособности адекватно планировать и оценить работу участников.

Тренинг — освоение новых знаний и навыков в ограниченный отрезок времени. Жесткий учет времени на подготовку и презентацию заданий является одним из главных требований. Если время не продумано, тренер обязательно столкнется с двумя проблемами. Первая — часть группы не успела выполнить задание, вторая — сделала его слишком быстро. И в том и в другом случае придется менять программу, думать, чем заполнить паузы или «комкать» анализ результатов.

Несоблюдение временных рамок в работе над заданием зависит не от нерасторопности участников, а от неэффективности планирования программы. Даже несмотря на специальные методы «растягивания» и «сжатия» времени, отсутствие тайм-менеджмента в тренинге всегда выглядит небрежно.

Не менее важно по окончании групповой работы заслушать презентации участников. Презентационная часть позволяет не только предъявить наработки группы, но и стать площадкой для синтеза содержания и эмоций участников, отследить качество усвоения материала.

Требования к презентациям просты: все участники выполняют их в заданном формате. Разрабатывая программу, рассчитывайте время для выступления каждой группы или, если задание индивидуальное, каждого участника и всегда помните, что отказ выслушать результаты работы группы невозможен.

После выступления групп тренер должен подвести итоги, озвучить выводы. Во-первых, группа не должна оставаться без обратной связи. Во-вторых, вам нужно предусмотреть правила и содержание комментариев. Честно говоря, принципиальных различий в последовательном или итоговом анализе работы групп нет. Просто в первом случае может оказаться, что, обсудив первую группу, вам совершенно нечего сказать про вторую. Если вы выбираете итоговый групповой анализ, вас подстерегает другая проблема — отсутствие деталей, специфики работы каждой конкретной группы.

Для того чтобы этих опасностей избежать, нужно обязательно готовиться. Например, если программа тренинга новая или вы проводите тренинг для новой аудитории, постарайтесь ответить на все вопросы заданий сами. В дальнейшем расхождения в групповой работе предоставят вам отличную возможность для аналитических комментариев. Очевидно, презентации участников могут предоставить вам идеи и площадку для импровизаций. Но это не исключает вашу предварительную подготовку.

Очень часто популярные тренеры — прекрасные рассказчики, которые могут легко увлечь слушателей интересным выступлением. Однако если забыть про «домашнее задание» (закрепление навыков), то участники всегда могут сказать: «Я не верю, что смогу после нашего тренинга продавать (организовывать, говорить по телефону, выступать публично)!».

Поэтому по итогам анализа групповой работы необходимо предусмотреть методы закрепления пройденного и работы над ошибками. Если время позволяет — задание можно доработать. Если время ограничено — группы должны сформулировать ключевые требования к правильно выполненному заданию.

Заключительная часть программы тренинга — подведение итогов. Это позволит еще раз обозначить основные навыки, которым были обучены участники, ответить на все возникшие вопросы, разобрать наиболее спорные случаи. В рамках подведения итогов вы можете вручить сертификаты, объявить публично об успехах, сказать участникам теплые слова, выслушать их мнения, ответить на вопросы.

Все это нужно готовить заранее. Правда, всего предусмотреть невозможно, но чем серьезнее будет подготовка, тем меньше останется простора для неприятных непредвиденных мелочей.

День 1. Погружение в стихию

Логика первого дня:

продемонстрировать действие стихийных мотивационных сил в отвлеченной от реальности игре;

помочь участникам использовать эти силы в приближенной к реальности игре;

и в заключение вернуться в мир современного бизнеса с помощью деловой игры с подсчетом и распределением денег.

Тренинговое действие

Как это сделать

Примечание

I. Знакомство

Каждый участник отвечает на вопрос: «Что в моей личности помогает мне мотивировать других людей и что - мешает?» Каждый последующий участник сначала повторяет сказанное предыдущим участником, потом говорит о себе

Тренер начинает круг с участника, который сидит недалеко от него, чтобы иметь возможность скорректировать процесс, если участники начинают говорить об отсутствии денег, времени и т. п.

2. Обобщение названных участниками преимуществ и проблем

Тренер подчеркивает, что одни и те же особенности могут одним людям помогать, а другим мешать мотивировать других людей. Формулирует цель тренинга: овладение методами активизации мотивов

Цитируя те или иные высказывания, тренер должен смотреть на тех участников, которым эти высказывания принадлежат

3.Введение норм

Тренер предлагает участникам обращаться друг к другу на «ты». Договаривается с тезками о том, как их будут называть в группе. Предлагает 3 нормы:

активности, психологической и физической безопасности

На этой стадии тренер проявляет деловитость и твердость, вежливо и с чувством юмора пресекая долгие рассуждения. Все хотят работать, и большинству не нужны объяснения, почему он это делает

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

Как это сделать

Примечание

4. Лекция, структурирующая представления участников о мотивации

Предлагаемая в лекции структура должна быть тщательно продумана тренером, буквально им выстрадана. Он должен уметь ответить на любой вопрос по поводу этой структуры, проиллюстрировать любой ее элемент. Лучше, если тренер сам ее создаст. Подходящие материалы и конспект моей лекции даны в разделе 3.1

Обязательно использование иллюстраций из книг, кинофильмов, из жизни. Необходимо рисовать схему на флипчарте. В раздаточные материалы включать схему не рекомендуется. Структура должна буквально «родиться» на месте, а участники должны почувствовать желание все это немедленно записать

5. Командная работа по установлению мотивационных групп

Результаты командной работы должны быть записаны тренером на флипчарте

6. Обобщение работы по установлению мотивационных групп

Можно просто подсчитать, какие группы большинству участников труднее всего мотивировать. Можно указать, с какими из групп мы будем работать в процессе тренинга. Можно сформулировать те выводы, которые невозможно предусмотреть заранее

Распределение частот упоминания разных мотивационных групп должно быть представлено на доске

7. Ролевая игра-омнибус «Два племени»

Это игра по гипотетическому сценарию тренера. Материалы даны в разделе 4.1. 1а. Игра потребует от тренера вдохновения, артистизма, личностной силы и... звучного голоса

В процессе игры участники должны почувствовать силу природной стихии территоризма и невольно поддаться ей - именно такая игра может с читаться успешной

8. Введение первого понятия мотивационной лаборатории - территоризма

Эта краткая речь должна звучать как страстный призыв увлеченного исследователя природных стихий и в то же время - как обобщение наблюдений, сделанных в процессе игры «Два племени». Материалы даны в разделе 3.2 и в Приложении 3

Определение территоризма должно быть записано на флипчарте

Продолжение таблицы

Тренинговое действие

Как это сделать

Примечание

9. Ролевая игра-омнибус «Два отдела»

Это игра с гипотетическим сценарием тренера. Взаимодействие должно происходить внутри каждой из двух команд, а не между ними, чего нелегко добиться. Описание игры дано в разделе 4.1.3 а

В процессе инструктирования участников тренер еще раз повторяет сними основные закономерности территоризма и выдает им соответствующие Алгоритмы из Приложения 3

10. Подведение итогов игры «Два отдела»

Тренер должен суммировать способы территористического и антитерритористического мотивирующих воздействий

Можно при анализе игры дополнительно записывать в Алгоритмы находки группы и вообще изменять Алгоритмы

11. Ролевая игра «Территоризм в действии»

Это - ролевая игра по гипотетическому сценарию участников. Техника проведения дана в разделе 4.1.2а

Все находки должны фиксироваться на флипчарте

12. Деловая игра «Распределение окладов в фирме»

При распределении задач командам рекомендуется использовать обращение ролей: тем, кто в жизни является Генеральным директором, в игре лучше быть офис менеджером, и наоборот. Игра должна вывести группу к обсуждению мотивирующей и контролирующей силы денег, приоритетности различных видов деятельности в форме, соотношения значимости деятельности с объемом ее компенсации. Описание дано в разделе 4.3

Результаты должны быть тщательно зафиксированы на флипчарте. После игры можно устроить перерыв, чтобы быстро подсчитать, какую сумму выделила каждая из групп на функции производства, маркетинга, развитие персонала, бухгалтерию, офис. Лучше рассчитывать средние значения, тогда легче производить сопоставления

13. Обсуждение деловой игры «Распределение окладов в фирме

Тренеру рекомендуется проанализировать различия в представлениях разных групп о том, какая компенсация будет пропорциональной вкладу каждой из групп. Эти различия помогут определить, какие функции фирмы кажутся участникам самыми важными, заслуживающими наибольшей компенсации

Игра должна быть также иллюстрацией того, как процесс дележа (распределения) денег автоматически повышает уровень вовлеченности участников

14. Выдача домашнего задания «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни»

Домашние задания особенно хороши, когда участникам еще хочется заниматься, а время уже истекло. Кроме того, домашние задания позволяют справиться с растревоженными чувствами. Инструкция дана в разделе 4.4.1

Можно выдать бланки домашнего задания отдельно от брошюры, так как многие участники предпочитают не брать брошюру домой, а оставлять ее в ком нате для занятий

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

Как это сделать

Примечание

15.Обмен впечатлениями о первом дне

Тренер задает вопрос: «Что было самым важным для меня в течение сегодняшнего дня?»

Мой опыт показывает, что эти высказывания можно записывать. Если все было сделано правильно, это не вызовет настороженных реакций, а скорее будет воспринято как стремление тренера совершенствовать свою работу(на самом деле, так оно и есть).

Программа первого дня рассчитана на 360 минут, то есть на 6 часов чистого рабочего времени. При 8-часовом рабочем дне (10.00-18.00) 1 час уйдет на обеденный перерыв и около 30 минут - на перерывы. 30 минут оказываются «свободными». Их необходимо предусмотреть для ответов на спонтанно возникающие вопросы и дискуссии.

День 2. Управление стихией

Логика второго дня:

систематизировать стихийные мотивационные силы путем создания их классификации;

развить навыки эффективного использования стихийных мотивационных сил;

определить удельный вес стихийных сил при заключении и выполнении договора.

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

Как это сделать

Примечание

1. Сумасшедшая сессия

Тренер предлагает всем встать и объявляет, что в группу пришел человек, которого вчера не заметил и, а он все записывал, но, правда, не все понял. Сейчас он будет обращаться за объяснениями к другим. После этого тренер начинает задавать нелепые вопросы, передавая «мяч» дли ответа кому-либо из участников. Примеры вопросов даны в разделе 4.5

Ч ем более «сумасшедшей», то есть остроумной, непредсказуемой, карнавальной, будет сессия, тем менее она будет похожа на академический опрос и тем больше она будет «освежать» и вводить в рабочее состояние группу. Если в процессе сессии родится новое определение или термин, нужно записать их на флипчарте

2. Информационное сообщение о таксисах

Тренер может начать со слов: «А теперь из мира животных обратимся в мир растений, Мы углубляемся!». Растение, тянущееся к свету, бактерии, убегающие от химического растворителя, - все это должно представать яркой картиной, вызывающей архаичную «растительную» реакцию на уровне продолговатого мозга. Необходимую информацию можно найти в раздел с 3.3

Названия растительных таксисов можно записать на флипчарте, чтобы задать формат названий (гелио-таксис, термо-таксис и т. п.). Иллюстрации таксисов на доске - весьма желательны, он и сделают повествование более ярким

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

Как это сделать

Примечание

3. Командная работа «Таксисы»

Описание дано в разделе 4.2.2. Следует поощрять поиск примеров, иллюстрирующих установленные командой таксисы

Все обнаруженные группой таксисы нужно записать на флипчарте в форме таблицы

4. Инсценировки «Таксис против апатии»

Текст кейса «Апатия», который служит основой для инсценировок, и техника проведения игры даны в разделе 4.1,36. На вопрос кейса команды должны ответить инсценировками с использованием таксисов (и территоризма)

Наиболее удачные инсценировки хорошо повторить «на бис». При подведении итогов тренер может раздать списки таксисов, установленные ранее другими группами или им самим (см. Приложение 3}

5.Лекция о мотивирующей силе договора

В лекцию должен быть включен и материал о соотношении активации с эффективностью деятельности. Подходящие материалы даны в разделах 3,5 и 3.7

6. Игра «Контракт»

Каждая из команд предлагает свой контракт со своими условиями. В ответ противоположная команда может предложить изменить условия. Затем каждая команда объявляет свое решение о том, согласна ли она заключить предлагаемый ей контракт и согласна л и она принять измененные условия по собственному контракту. Описание дано в разделе 4.1.1 б

Игра не должна превращаться в тренинг переговоров. Задача игры - исследование мотивирующей силы (и слабости) договора, а не переговоров, хотя переговоры, предшествующие заключению контракта, могут повлиять на мотивирующую силу контракта - и по интенсивности, и по направленности

7. Обсуждение игры «Контракт»

Важно подойти к идее субъективно неравного «веса» последствий выполнения и невыполнения контракта, субъективной «неравновесности» собственных обязательств и обязательств противоположной стороны. Важен вывод о нецелесообразности избыточной активации. Должны быть выявлены и другие факторы иррационального замутнения, которое вносится людьми в любой рациональный контракт

Активность участников во время обсуждения особенно важна. Хорошо, если они сами спонтанно начинают чертить схемы, изображать символы на флипчарте и т. п.

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

Как это сделать

Примечание

8. Проверка домашнего задания «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни»

Важно четко следовать инструкции и описанию упражнения, данному в разделе 4.4.1. Средне групповые тенденции в переоценке ума или доброты наиболее мотивированных сотрудников важны, но стоит помнить о том, что многие участники в этом упражнении делают для себя важные индивидуальные открытия

Цифры, диаграммы, графики лучше сразу рисовать на флипчарте

9. Выдача домашнего задания - «Само исполняющиеся предсказания»

Важно довести до сознания участников идею о том, что необходимо, прежде всего, изменить представление о другом человеке, а наше поведение по отношению к нему будет изменяться в значительной степени под влиянием этого изменившегося представления

Мой опыт показывает, что лучше не вовлекать в психологические опыты близких, любимых, домашних. Мотивационный тренинг - для менеджеров, а не для супругов, любовников, родителей и друзей

10.Обмен впечатлениями о том, что было важным в течение дня

Во второй день особенно важно записать высказывания участников. К следующему утру тренеру предстоит принять важное решение: идти дальше по пути биологизации или склониться к большей рационализации и технологизации

Программа второго дня рассчитана на 390 минут, то есть на 6 ч 30 мин чистого рабочего времени.

День 3. Слияние со стихией

Логика третьего дня:

способствовать осознанию своего места в «биосистеме» социальных организмов;

развить возможности согласования противоречивых побуждений и стратегического мотивационного самоуправления.

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

Как это сделать

Примечание

1. Сумасшедшая сессия

Необходимо повторить материал и второго, и первого дня

Можно предоставить участникам самим тоже задавать сумасшедшие, «карнавальные» вопросы

2. Проверка домашнего задания «Само исполняющиеся предсказания»

Если на выполнение задания был дан один вечер, то трудно ожидать, что все смогут выполнить его в полном объеме. Если 3-4 участника поделятся своим опытом, это будет уже успехом

Можно попробовать дать это упражнение в первый день, тогда у участников будет 2 вечера для его выполнения

Команды могут быть образованы самими участниками. Например, тренер предлагает объединиться тем, кто еще ни разу не работал вместе в малой группе. Каждой команде предлагается работать над анализом свиты, которая существует в фирме кого-либо из участников этой команды (раздел 4.2.4)

модели свиты, тренер может использовать также модели «клубка» и «ловушки», описанные Е. В. Сидоренко и М.А. Мирошниченко (1999) (раздел 3.4)

Результаты обсуждения должны быть суммированы на флипчарте в виде трех-четырех выводов

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

Как это сделать

Примечание

6. Подведение итогов выполнения контрактов

Тренер выделяет время для проверки выполнения сторонами своих обязательств по контрактам. Если обязательство не выполнено, соответствующая сторона должна «уплатить» неустойку, предусмотренную контрактом. Тренер может еще раз заострить внимание на вопросе о том, что действует сильнее: стремление получить или страх потерять

Если все условия контрактов были тщательно продуманы и сформулированы в игре «Контракт» накануне, неустоек никому выплачивать не придется

7. Эффект Зейгарник

Упражнение описано в разделе 4.4.3. В этом упражнении важна четкость подведения итогов. Математические задачи хороши тем, что они воспринимаются как вызов (особенно мужчинами). Естественные эмоциональные реакции заставляют забыть о том, для чего все это делается, и демонстрация становится более яркой

Ни в коем случае не следует торопиться давать правильный ответ, так как напряжение нерешенной задачи нам потребуется для демонстрации эффекта Лисснер (см.п.9)

8. Ролевая игра «Автономизация мотива»

Описание дано в разделе 4.1.26. Важно подобрать команды таким образом, чтобы они были примерно равными по своим творческим и энергетическим возможностям. Тренер может присоединиться к одной из команд. Важно определить условия эффективности механизма автономизации мотива

Стоит напомнить группе о парателической направленности как о феномене, необходимом для автономизации мотива

9. Эффект Лисснер

Это не самостоятельное упражнение, а обобщение опыта двух упражнений- «Эффект Зейгарник» и «Автономизация мотива». Описание процедуры дано в разделе 4.4.4

Продолжение таблицы.

Тренинговое действие

Как это сделать

Примечание

10. Командная работа над кейсом «Саботаж»

Описание работы дано в разделе 4.2.3. Кейс основан на реальных событиях, происходивших во вполне реальной фирме. Следует твердо придерживаться текста кейса и не вносить никакой дополнительной информации, иначе команды запутаются

Если команды будут требовать дополнительную информацию, можно сослаться на то, что кейс - это американский метод, предполагающий самодостаточность предъявленного описания ситуации

11. Мониторинг собственной актуальной мотивации

Описание дано в разделе 4.4.5. Важно точно выбрать того участника, чья ситуация будет анализироваться в мониторинге. Лучше, если это будет творческий и подвижный человек, а его ситуация окажется актуальной и интересной для большинства участников

Эта процедура не должна «вытягиваться в разговор», философские рассуждения и т. п. Она должна быть технологичной

12. Алгоритм картины будущего

Описание дано в разделе 4.4.7. В Приложении 3 дан соответствующий Алгоритм. Это психотерапевтическое упражнение, и стиль его проведения должен быть соответствующим

13. Завершающее упражнение «Вызов»

Это тоже психотерапевтическая процедура - внушение уверенности в своих силах, в способности контролировать свою жизнь и преодолевать любые трудности (раздел 4.4.8)

От тренера потребуется огромная энергетика внушения. Он должен сделать это. И тогда работа будет завершена

14. Завершающая сессия

Тренер предлагает каждому участнику рассказать группе, что означали для него эти три дня тренинга

Каждый тренер сам выбирает свое последнее СЛОВО

Программа третьего дня рассчитана на 390 минут, то есть на 6 ч 30 мин чистого рабочего времени.

В конце тренинга необходимо вернуться к его целям и задачам и подвести итоги работы.

Можно сообщить участникам о целях каждого дня и воспроизвести структуру тренинга, чтобы у них было ощущение систематичности полученных знаний и опыта.

Просмотров: 4772
Категория: »

Программа тренинга — это один из ТРЕХ КИТОВ хорошего тренинга. Вот эти ТРИ КИТА, которые необходимы, чтобы тренинг был успешен:

  1. Качественная программа тренинга
  2. Умение тренера грамотно работать с группой
  3. Личность тренера

От программы тренинга зависит очень многое. Именно от программы зависит, будет ли тренинг обеспечивать результат? Будет ли он интересным для участников? Успеет ли каждый участник получить необходимые умения, за которыми он пришел на тренинг?

От программы тренинга зависит, все ли участники придут на второй день тренинга? Будут ли они опаздывать? И даже, будут ли участники тренинга сопротивляться или же будут ждать ваших рекомендаций затаив дыхание?

Где же тренеру взять хорошую программу тренинга?

У вас есть как минимум два пути:

  • Вы можете купить готовую программу тренинга и не тратить время на её разработку. Покупать программу лучше у профессионалов, там, где вы точно можете быть уверены в качестве программы. Например, на профессиональном портале для тренеров ТРЕНЕРСКАЯ.РУ в разделе «ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА ».
  • Вы можете научиться разрабатывать программу тренинга самостоятельно . Например, мы обучаем этому мастерству на нашем курсе «ТРЕНИНГА ТРЕНЕРОВ », в программе которого идет работа со всеми «тремя китами» успешного тренинга, но больше всего внимания уделяется умению тренера работать с группой и технологии разработки собственной программы тренинга. Традиционно, в рамках «Тренинга тренеров» участники разрабатывают собственную программу и проводят её в качестве «защиты проекта».

Если вы разрабатываете программу тренинга самостоятельно, то вам следует учесть следующие принципы грамотного построения программы :

  1. Программа тренинга должна включать в себя различные типы упражнений . Каждый тип упражнения имеет свои особенные тренерские цели, и именно их сочетание обеспечивает то, что ваш тренинг будет одновременно и полезным, и интересным. Подробнее о типах упражнений в тренинге вы можете прочитать .
  2. В хорошей программе тренинга должны чередоваться различные конфигурации участников. То есть если одно упражнение было в парах, то следующее лучше сделать в тройках или в мини-группах. Повторение одинаковых конфигураций ведет к утомляемости участников тренинга, падению их интереса и мотивации.
  3. В грамотно составленной программе тренинга должна чередоваться умственная и двигательная активность участников. Лекции должны длиться не более 15-20 минут и должны все время чередоваться с упражнениями, с отработкой.
  4. Если вы хотите, чтобы ваш тренинг запомнился надолго, то вам нужно включать в вашу программу тренинга яркие, уникальные, эффектные упражнения . Однообразные, известные всем упражнения утомляют, делают тренинг скучным. Существуют «упражнения-бриллианты», которые наглядно приводят участников к важнейшим выводам, мощным образом вовлекают участников и запоминаются ими надолго. Такие упражнения тренеры-профессионалы собирают годами и тщательно хранят в своей тренерской копилке. В таких упражнениях важна не только сама фактура, но и их качественное проведение . Это под стать тонкому ювелирному мастерству.

Подборку таких профессиональных упражнений-бриллиантов вы можете найти на нашем портале для тренеров ТРЕНЕРСКАЯ.РУ в разделе «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ », где вы можете приобрести профессиональные тренерские методички этих упражнений, раскрывающие все «подводные» тренерские секреты их грамотного проведения.