Постиндустриальное общество. Термин "постиндустриальное общество" родился в США -на рубеже 50-60-х гг. его использовал в своих лекциях американский социолог Даниел Белл. С конца 60-х начинает развиваться теория постиндустриального общества, отличительными чертами которого называют массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры. Постиндустриальное общество начинает рассматриваться как качественно новая ступень развития не только Запада, но и всего человечества. Авторы теории постиндустриального общества отмечают, что в наступающем столетии для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека решающее значение приобретет развитие нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях.
Становление постиндустриального общества связывают с развертывающейся революцией в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер. Компьютер является символом и одновременно материальным носителем технологической революции. Именно компьютер коренным образом трансформирует общество второй половины XX века. Таким образом, ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения. В связи с этим, широкое распространение получил термин "информационное общество", дублирующий понятие "постиндустриальное общество", и использующийся для обозначения цивилизации, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, именуемая "информацией", обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека и, тем самым, определяющая одновременно и социокультурную жизнь человека, и его материальное бытие.
От модерна ("современного движения") к постмодерну. Настроенные критически к пуризму "современного движения" поп-культура, различные течения радикального дизайна 60-х гг., широко поддержанные средствами массовой информации, находили все большее распространение. При этом в Германии продолжала вручаться федеральная премия "Хорошая форма" модернистским произведениям, тем самым продолжалась поддержка эстетических ценностей индустриального общества. Благодаря такому множеству эстетических течений в искусстве и дизайне у потребителя расширился вкус, формировалась многогранность восприятия, плюрализм эстетических взглядов: к существовавшему до этого единственному направлению "хороший дизайн" добавились стилевые течения. В обществе конца 70-х - 80-х гг. сформировалась сложная социологическая структура, которую практически невозможно было четко разделить на средние, низшие и высшие сословия. Вкус и стиль в различных слоях населения был также многогранен.
Этот плюрализм эстетических взглядов и мнений стал общественным феноменом 70-х, приведшим в итоге к возникновению нового художественного стиля, оппозиционного "современному движению", получившего название "постмодерн". Постмодерн разрушил постулат "форма следует за функцией" и перестал делить категорично дизайн на "плохой" и "хороший", на "хорошую форму" и "китч", на "высокую культуру" и "обыденную".
Начало постмодерна. Корни постмодерна берут свое начало в поп-культуре и радикальных течениях дизайна. Само понятие "постмодерн" в архитектурной теории начало употребляться с начала 70-х гг. В 1966 г. в США вышла книга Роберта Вентури "Сложность и противоречия в архитектуре", где он сформулировал тезисы антифункционализма, и она стала называться "библией постмодернизма". Однако в более широком смысле это понятие начало применяться после издания книги Чарльза Дженкса "Язык архитектуры постмодерна" (1980).
В художественном формообразовании постмодерн обратился в противовес монохромным, рациональным формам и догмам "современного движения", к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, а часто и ироничности, к цитированию исторических стилей. Архитекторами и художниками постмодерна использовались цитаты не только из прошлых стилей - классицизм, арт-деко, конструктивизм, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Тенденции "ретро" и использование исторических цитат Дженкс объясняет глубоким разочарованием в архитектуре "современного движения", наступившим в 70-е гг. в профессиональном и широком общественном сознании, возникшей тенденции "ностальгии по прошлому". "Золотой век" все чаще виделся в прошлом как антипод современности.
Постмодерн как интернациональный стиль. В 70-80-х гг. представления о постмодерне были далеко не однозначными. Шли дебаты о том, является ли постмодерн новым самостоятельным стилевым направлением в дизайне, или это возвращение к "современному движению" и его развитие на новом этапе. В Италии, например, представителями постмодерна являлись миланские группы "Алхимия" (сер. 70-х) и "Мемфис" (нач. 80-х). В их работах прослеживаются исторические формы, популярная культурная линия, встречаются эклектичные мотивы. При этом "Мемфис" понятию "постмодерн" предпочитал название "Новый интернациональный стиль". Несмотря на существовавшие разночтения термина "постмодерн", в архитектуре и дизайне явно вырисовывался интернациональный стиль.
Постмодерн создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Без постмодерна в конце XX века не стали бы возможными последующие за ним поиски яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью.
Монументальность "архитектуры как искусства" сменилась деловитой нейтральностью. Вынесенные за пределы наружного ограждения несущие стальные конструкции образуют подобие строительных лесов, в которых проходят коммуникации и сети инженерного оборудования. Метафоричность атрибутов техники здесь приводит к демистификации социальной функции: центр искусств преподносится как некое сложное устройство, обеспечивающее повседневное общение и потребление информации. За таким образом просматривается отражение сардонических метафор поп-арта и абсурдной машине. Заряд отрицания переводит архитектуру в антиархитектуру.
"Хай-тек" в дизайне. Наряду с архитектурой "хай-тек" с конца 70-х завоевывает дизайн жилой среды. Его основным методом здесь становится использование промышленного оборудования. Жилой интерьер зачастую рассматривается как ансамбль из вещей, изготовленных для иных целей. Эксперименты в этом направлении имеют экономический подтекст: с одной стороны, в условиях нарастающих материальных затруднений люди среднего достатка ищут пути устройства жилищ по методу "сделай сам", обращаясь подчас и к неожиданным средствам; с другой стороны, эта потребность искусственно стимулируется рекламой промышленных фирм, стремящихся найти новые рынки сбыта своей продукции.
"Хай-тек" пропагандирует внедрение в жилье мебели из стандартных металлических элементов, выпускаемых для стеллажей заводских складов или раздевалок в "бытовках". В обстановку жилищ стали вводить автобусные, самолетные и даже зубоврачебные кресла, в качестве бытовой посуды использовать лабораторное стекло. В предметный дизайн хай-теком были привнесены новейшие индустриальные материалы и сборные элементы. В формообразовании мебели и других объектов дизайна или использовались технические детали из военной или научной областей электронного технического оборудования. Классическими примерами "хай-тека" в предметном дизайне являются система канцелярской мебели "Номос" Нормана Фостера (1987) и шкаф-контейнер Матео Туна (1985).
Современное ретро – второе дыхание
Сегодня обои для стен ретро насыщены сочными красками, модными тонами и интересными принтами. Но самым главным является качество материалов, из которых они изготовлены. В былые времена большинство полотен были выполнены из бумаги, и очень быстро теряли свой внешний вид. Теперь же наоборот, появились прекрасные варианты на флизелиновой основе, с виниловым напылением, цвета которых не бледнеют со временем, а орнамент стал более выразительным и современным. Поэтому можно открыто заявлять о том, что сегодняшнее ретро – это совокупность старых идей с новейшими технологиями производства в настоящее время.
Обои под старину для стен все чаще применяются в создании классических интерьеров, так как именно они наиболее выгодно могут подчеркивать особенности обстановки и деталей мебели.
«SDVK-Обои» – вдохновение новых идей
В интернет-магазине «СДВК-Обои» представлены различные коллекции обоев под старину от известных производителей, фото которых можно увидеть в каталоге в специальном разделе. Здесь вы увидите такие коллекции, которые мы и сами не отказались бы использовать в своем интерьере.
Кроме разнообразия предлагаемой продукции, сайт придерживается разумной ценовой политики, поэтому стоимость нашего товара вас приятно удивит.
– тотальный возврат к эстетике 1980-х. Яркий цвет, плоские конструкции и большое количество угловатой геометрии. Для многих дизайнеров 80-е годы являются ретроспекция своей молодости, поэтому данная тенденция полностью двухканальна. Именно поэтому стиль 80-х годов взлетел снова, и в нашем обзоре несколько способов, которые помогут вам использовать эту тенденцию.
1) Все новое – это хорошо забытое старое
Как это не расстраивает детей 80-х, но эта эпоха уже официально считается ретро. Чтобы сделать осознание этого немного менее болезненным, будем называть это десятилетие «современным ретро».
Этот «старый» стиль отличают элементы, предназначенные для ранних экранов с небольшим разрешением. В нем используются элементов дизайна, которые переносят нас обратно к ностальгии о ранних игровых системах Nintendo, доказывая популярность пиксельной и плакатной графики.
Старый новый стиль включает в себя очарование 80-х плюс все, что вы хотите реализовать на веб-сайте сегодня, с отличной анимацией и легко читаемой типографикой. Посмотрите, к примеру, на сайт The Vinyl Lab. Он встречает вас эстетикой 80-х годов, но как только вы прокручивать сайт, он чувствует себя абсолютно современным и работает одинаково здорово на телефонах и небольших устройствах. Это новый или старый дизайн? Вам решать.
2) Узоры и фигуры, обеспечивающие визуальный интерес
Геометрические формы и забавные узоры могут придать дизайну как раз то, в чем он нуждается – некий переход от минимализма, который был еще недавно так популярен, к более образной эстетике.
Ваш визуальный стиль поможет определить, какой вариант будет лучше:
Использование узора, если дизайн чистый и организованный и что-то на заднем плане не будет мешать содержанию;
Использование геометрических фигур, чтобы добавить смелые поп-цвета в общий дизайн, если он кажется немного тусклым. Caava Design, в примере ниже, использует красочную геометрию очень вдохновляюще.
3) Влияние моды
W Magazine предрекает нам стиль 80-х как одну из наибольших тенденций в моде.
Прежде чем закатить глаза и спросить: причем здесь мода? – послушайте наши аргументы. Вне зависимости от типа дизайна – мода ли это, искусство, интерьер или разработка веб-сайта, каждый жанр воздействует на другой.
Итак, как же длинные волосы и леггинцы, столь популярные в 80-е будут влиять на веб-сайты. Элементы 80-х годов могут проявляться в одежде людей, изображенных на фотографиях. И, чтобы сбалансировать образность, возможно, придется использовать негабаритную типографику, которая компенсирует супер-размер волос на модели.
Текстиль также может быть индикатором визуально приятных элементов. Если люди покупают неоновые оранжевые рубашки или брюки с жирным узорами, они не будут считать яркие элементы дизайна оскорбительными, и даже наоборот – подсознательно будут искать их на сайтах.
4) Neo Мемфис набирает обороты
Дизайн в этом стиле упакован ярким цветом и большим количеством форм и линий. Авторами данной эстетической модели является Memphis Group — куча дизайнеров интерьера, которые работали в 1980-х годах.
Стиль Мемфис реально плоский с векторизованными элементами в почти мультяшном стиле. Зачастую элементы наслаиваются поверх белого (светлого) или черного (темного) фона, создавая резкий контраст между собой. Стиль этот светлый и веселый, притягивающий внимание.
5) Космос и темнота интригуют
80-м годам было присуще использование художественных образов, использующих неон на темном фоне и космические мотивы.
Космос до сих пор остается доминирующей темой в дизайне, и многие космические проекты отдают ностальгией эпохи 80-х. Телевизионное шоу «Марс» на примере ниже, использует эту идею с темным фоном, ярким логотипом и надписью в 3D стиле.
6) Влияние плоского дизайна
Плоский дизайн был популярен в последнее время, поэтому его смещение в эстетику 80-х вполне закономерно. Это своего рода естественная эволюция — когда современные тенденции объединяются с ретро-концепцией.
Темы 80-х в сочетании с современными элементами создают ощущение ушедшего времени, но с пользовательским интерфейсом, который ожидают увидеть современные пользователи.
7) Тотальное использование иконографии
Многие стили дизайна 80-х включали небольшие милые иконки. Крошечные пальмы и солнцезащитные очки на рубашках, загогулины и линии на ноутбуках – иконопись знаменует возрождение 80-х. С таким большим количеством иконок, имитирующих рукописные элементы, иконография может быть причислена к отдельному виду искусства. С помощью иконок можно обеспечить большую гибкость проектам, которым не хватает других визуальных эффектов, и помочь визуально организовать контент.
Вот пример использования иконографии в стиле 80-х: множество маленьких иконок в разных местах, зачастую в случайном порядке.
8) Сочный цвет на экранах
Яркие цветовые схемы растут в популярности – эта еще одна тенденция, которая связана с плоским дизайном. Она кажется естественным ответом на все эти черно-белые палитры, которые доминировали в период высокой фазы минимализма. Сдвиг в сторону цвета позволяет разработчикам все больше играть с дизайном, проявляя творческую свободу.
И в заключение….
Одна из самых больших причин возврата к эстетике 80-х – просачивающаяся к нам из прошлого поп-культура. Может быть это ностальгия, которая настигает каждое поколение, может быть закономерная цикличность стилей. Одно можно сказать точно: если вы наблюдаете влияние 80-х в моде или музыке, оно обязательно накроет и веб-дизайн. Не стоит сопротивляться – просто наслаждайтесь тенденцией. 80-е годы были веселыми и беспечными – и ваш современный ретро дизайн должен отражать это.
Давайте создадим что-нибудь крутое вместе!
Характер интерьера меняется вместе со временем, и это вполне логично, ведь на сознание и настроение людей постоянно влияет множество различных экономических, социальных и культурных факторов. Давайте посмотрим, как эволюционировал дизайн интерьера с 50-х годов прошлого века до нашего времени, и с чем были связаны те или иные перемены.
1950-е годы
В 50-е годы весь мир восстанавливается после ужасной Второй мировой войны. Человечество вступает в эру потребительства. В оформлении интерьеров главенствует модернизм; люди предпочитают открытые и светлые жилые помещения, в которых все устроено с максимальным комфортом.
Основные черты дизайна интерьера 50-х годов:
В архитектуре и дизайне правит функционализм, однако он становится ярче и эмоциональнее;
В оформлении помещений часто используются яркие цвета, которые символизируют завершение страшного военного периода;
Архитекторы и дизайнеры стараются все чаще применять современные материалы и новые технологии. Например, в 50-е годы в интерьерах стали появляться предметы из пластика, металла, резины и синтетических тканей;
Особое внимание уделяется формам вещей, что во многом связано с развитием концепции функционализма специалистами разных стран. В это время зарождается скандинавский модерн, который мы и сегодня ценим за удобство, практичность и длительный срок службы.
1960-е годы
На смену десятилетию восстановления пришли яркие и смелые 60-е. Это время ассоциируется с освоением космоса, хиппи, процветанием и достатком.
Основные черты дизайна интерьера 60-х годов:
Цветовая палитра интерьеров стала еще ярче, чем в 50-е. Дизайнеры даже могут использовать цвета, которые не очень гармонично сочетаются между собой!
Искусственные материалы также на пике популярности: редкий модный интерьер обходится без пластиковой мебели, ламината и фанеры;
В это время в оформлении модно использовать обои и текстиль с различными геометрическими рисунками;
Особая черта интерьера 60-х – место для чтения. Это занятие стало чрезвычайно модным, поэтому во многих домах появились стеллажи с книгами, мягкие кресла и торшеры рядом с ними; 60-е – это, безусловно, история про космос. Космическая тематика просочилась и в дизайн интерьеров, например, с помощью мебели нестандартной формы;
Случился телевизионный бум, то есть телевидение стало доступным практически каждому, и телевизор стал центром гостиной, весь интерьер выстраивался вокруг него;
Расцвет движения хиппи нашел отражение и в оформлении интерьеров: молодежь много путешествовала и привозила из странствий различные диковинные вещи и сувениры, иногда с этническим характером. Все это делало и без того яркий интерьер еще более пестрым и жизнерадостным.
1970-е годы
70-е иногда называют «десятилетием дурного вкуса», и это можно объяснить тем, что в это время одни тенденции и нововведения откровенно противоречили другим. Настроения в обществе также отличались нестабильностью: с одной стороны, рецессия в экономике, различные вооруженные конфликты и стихийные бедствия, с другой – желание жить, слушать музыку в новом стереоформате, танцевать под диско…
Основные черты дизайна интерьера 70-х годов:
Цветовая палитра интерьеров в 70-е изменилась: на смену желтому, зеленому и голубому пришли пурпурный, фиолетовый и бирюзовый. Новые оттенки добавляли оформлению богемности;
Мебель в актуальных интерьерах этого времени часто имела глянцевую или полированную поверхность;
Очень модно в это время было обивать мягкую мебель и изголовье кровати приятным наощупь материалом, например, плюшем и бархатом;
Ни один интерьер в 70-е не мог обойтись без ковров;
Спад в экономике подталкивал людей создавать декор для своего интерьера своими руками. Предметы в духе DIY (от англ. Do It Yourself – «сделай это сам») помогали привнести в интерьер индивидуальность;
Идеи движения хиппи начали давать плоды: люди стали больше стремиться к природе. В моду входит деревянная отделка, плетеная мебель и обилие комнатных растений.
1980-е годы
80-е ассоциируются с духом свободы, нарочитой театральностью, неоновыми оттенками и шумными вечеринками. Это время смелых экспериментов и неожиданных сочетаний.
Основные черты дизайна интерьера 80-х годов:
В моду вошло такое дизайнерское направление, как шебби шик. Основательницей его принято считать англичанку Рэйчел Эшвел, которая скупала на распродажах и блошиных рынках старую мебель, реставрировала и переделывала ее в романтическом духе;
80-е – эпоха расцвета различных авангардистских стилей и направлений, например, на пике популярности были работы и концепции миланской группы дизайнеров «Мемфис». Они имели яркий и иногда неожиданный характер. Произведения «Мемфис» – это асимметричные и диспропорциональные линии и размеры, многообразие материалов и игривые формы, остроумность, алогичность, выразительность, экзотичность, порой дурашливость, всегда эмоциональность и вызов восприятию;
В противоположность ярким абстракциям популярностью пользовались спокойные пастельные тона;
Стремление быть ближе к природе постепенно оформилось в направление Country style, которое характеризуется душевностью, отсутствием вычурности, практичностью и использованием натуральных материалов.
1990-е годы
90-е – время подведения итогов бурного, богатого на события столетия. В это время дизайн интерьера уже стал избавляться от лишнего и нарочито сложного.
Основные черты дизайна интерьера 90-х годов:
В это время зарождается минимализм: люди устали от буйства красок, абстракций и активной геометрии;
Особенно популярной в 90-е становится мебель с кожаной обивкой: она считается символом достатка и статуса;
Также очень востребована мебель из сосны, из нее делали стулья, столы, комоды и шкафы. Громоздкая деревянная мебель, иногда с резьбой, украшала практически каждый дом;
В 70-е ни один интерьер не обходился без ковров, в 80-е они постепенно перекочевали на стены и в 90-е там и оставались;
В конце 20 века любили украшать интерьеры живописью современных художников. Огромные полотна в вычурных рамах занимали почти все стены.
2000-е годы
Приход нового тысячелетия стал символом стремления к интерьеру с индивидуальными, уникальными чертами. Развитие техники и технологий позволило сделать бытовые приборы совершеннее и компактнее, что помогло добавить комфорта жилым и общественным пространствам.
Основные черты дизайна интерьера 2000-х годов:
Так, развитие технологий позволило выпускать удобные плоские телевизоры с большими экранами. Благодаря распространению интернета, люди смогли обустраивать компактные кинотеатры у себя дома;
Частые атаки террористов, война в Ираке и нестабильные настроения в социуме стали причиной того, что люди стали больше внимания уделять безопасности своих домов;
Тем не менее, на смену невзрачному интерьеру 90-х пришел более жизнерадостный и интересный интерьер 2000-х. Люди стали использовать сложные цвета, необычную отделку и утонченный декор. 2010-е годы Второе десятилетие 21 века стало символом расцвета дизайна, социальных медиа и самовыражения. Интерьеры в это время тяготеют к эклектичности: в одном пространстве могут использоваться как ультрамодные предметы и материалы, так и отреставрированные старые вещи. Основные черты дизайна интерьера 2010-х годов:
Дизайнеры используют самые разные цвета и оттенки для оформления интерьера; в каждом сезоне объявляются свои фавориты;
Развитие технологий приводит к появлению понятия «умный дом», которое обозначает то, что владелец может дистанционно контролировать все устройства во всем доме. Это поднимает комфорт человеческого жилища на новый уровень;
Потребность в лаконичных интерьерах только усилилась, что привело к популярности таких стилей, как скандинавский, минимализм и лофт;
Стремление к чистоте и природе также усилилось: люди стали стараться есть полезную пищу и оформлять свои интерьер в приятных естественных тонах, используя натуральные материалы. Очевидно, что за семь десятилетий дизайн интерьер проделал большой путь. Сложно предсказать, как будет меняться эта область в дальнейшем, но уже можно смело сказать, что она полностью зависит от экономических, социальных и культурных событий. Изменения настроений общества проецируются на все виды искусства, и дизайн интерьера не является исключением.
Очевидно, что за семь десятилетий дизайн интерьер проделал большой путь. Сложно предсказать, как будет меняться эта область в дальнейшем, но уже можно смело сказать, что она полностью зависит от экономических, социальных и культурных событий. Изменения настроений общества проецируются на все виды искусства, и дизайн интерьера не является исключением.
(6 Голосов)Интерьер 80-х напоминает яркую вспышку: неожиданное появление такого эксперимента в интерьере долго не продлилось. Многие посчитали, что дом - все-же место для отдыха и успокоения, а яркий и геометричный интерьер 80-х будоражит сердца и настраивает на активное времяпрепровождение. Некоторые все также преданны такому интерьеру, особенно это те люди, которые могут творить свою деятельность в рамках дома. Хорошим примером и олицетворением 80-х является интерьер известного американского художника Tim Biskup (Тима Бискупа).
Если вы знакомы с творчеством Тима Бискупа, вы сразу поймете, что интерьер его квартиры и те работы, которые он создает - словно неразрывное целое. Посмотрите на его квартиру и найдите вместе с нами отличительные черты интерьера 80-х годов:
1. много жизнерадостных оттенков бирюзы, желтого, оранжевого.
2. полосочки, ромбики, горошинки, квадратики - сплошная геометрия, всё это тоже относится к 80-м!
3. мебель - с глубокими, удобными сиденьями, широкими подлокотниками, и незаметными ножками.
4. абажуры на высоких ножках.
5. стены, обшитые деревянными панелями или покрытые яркими обоями с геометрическими рисунками.
6. большие портреты и картины всюду.
Если вы хотите запустить в свою квартиру атмосферу 80-х, достаточно будет внести пару-тройку из вышеперечисленных элементов и ваша квартира заиграет по-новому! Удачных экспериментов!