Мелкая бытовая техника

Политический процесс план егэ обществознание. Эта тема принадлежит разделу

Политический процесс план егэ обществознание. Эта тема принадлежит разделу

При всех различиях существующих ныне подходов и теоретических интерпретаций политический процесс отобра­жает реальное взаимодействие субъектов политики, сложив­шееся в результате воздействия целого комплекса разнооб­разных внутренних и внешних факторов. Если режим - это совокупность норм и правил, в соответствии с которыми функционирует та или иная политическая система, то поня­тие «политический процесс» позволяет анализировать реаль­ные связи и отношения индивидов, групп, институтов вла­сти, государства в процессе отправления ими своих ролей и функций в рамках системы и в борьбе за реализацию собст­венных интересов и целей. В этом смысле политический процесс демонстрирует своего рода механику функциониро­вания политической системы, является ее динамической со­ставляющей. Политический процесс позволяет понять, как
и где именно в ходе функционирования политической сис­темы возникают кризисы, способные привести к ее эволю­ции или распаду.
Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществ­ление своих ролей и функций в рамках политической сис­темы, на реализацию ими собственных интересов и целей. Разумеется, характер и конкретное содержание политичес­кого процесса во многом определяются особенностями поли­тической системы и существующего политического режима. Демократической политической системе соответствует тип политического процесса, при котором имеет место активное участие граждан в управлении государством. В рамках де­мократического политического процесса гарантируется обес­печение основных прав и свобод личности. Что касается авторитарных и тоталитарных систем, то присущий им по­литический процесс исключает реальное политическое уча­стие граждан, свободу выбора политических властей и соот­ветственно политического курса государства.
При нормальном функционировании политической систе­мы политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации граждан, отработанны­ми механизмами принятия решений. Для многих политиче­ских процессов вообще характерна цикличность, повторяе­мость. Например, в СССР съезды КПСС определяли задачи не только партийного, но и государственного строительства (как правило, на пятилетний срок). Тем самым задавался определенный ритм политических процессов в рамках поли­тической системы в целом. В рамках демократических сис­тем цикличность политического процесса проявляется преж­де всего в ходе подготовки и проведения выборов. Если не брать в расчет возможность досрочных выборов, так или иначе связанных с чрезвычайными обстоятельствами, то электоральный процесс оказывается теснейшим образом увязан с вполне предсказуемыми по срокам избирательны­ми циклами.
В условиях кризиса, перенапряжения политической сис­темы той или иной страны, которые сопровождаются утра­той популярности властей предержащих, легитимности ре­жима, а иногда и всего политического сообщества (когда под вопрос ставится сам факт целостности страны), политичес­кий процесс также дестабилизируется, приобретает новые черты. В рамках демократических систем нестабильность наиболее ярко проявляется в резких колебаниях предпочте­ний избирателей в ходе выборов, в большой популярности политиков, занимающих крайние позиции (крайне правые, левые радикалы, крайние националисты, фундаменталис­ты). Кроме того, в кризисные моменты резко активизирует-
ся оппозиция; проводимый правительством политический курс подвергается жесткой критике со стороны оппозицион­ных сил и СМИ. В обстановке, когда почти каждое власт­ное решение становится предметом ожесточенной публичной полемики, резко снижается эффективность предпринимае­мых правительством мер. Одновременно ослабевает регули­рующая роль моральных и правовых норм.
Кризисная ситуация может привести в конечном счете к распаду системы (социальная революция) либо, напротив, к мобилизации ее адаптационных возможностей, что позво­ляет найти ответы на вызовы эпохи. Так, социальный кри­зис 30-х гг. XX в. и Вторая мировая война привели к ста­новлению в странах Запада так называемого социального государства, характеризовавшегося усилением внимания к проблемам социальной защиты населения, общей демо­кратизацией политической сферы. Это позволило на протя­жении десятилетий обеспечивать широкую общественную поддержку существующих политических режимов и либе­рально-демократической системы в целом. Однако адапта­ция к требованиям и мобилизация поддержки не гаранти­рует процветания на все времена. В 80-х гг. XX в. на гребне так называемой неоконсервативной волны и в условиях кри­зиса уже самого социального государства были предприня­ты радикальные меры по ограничению государственного регулирования и высвобождению предпринимательской ини­циативы. Это позволило не только поддержать стабильность системы в целом, но и создать достаточно эффективную мо­дель экономики, отвечающую потребностям перехода к пост­индустриализму и информационному обществу.
В рамках авторитарных и тоталитарных систем наиболее ярким проявлением кризиса и неспособности системы нор­мально функционировать становятся активные выступления народных масс, приводящие либо к распаду системы в це­лом, либо к ужесточению режима и применению насилия для подавления проявлений инакомыслия. Иллюстрацией неспособности соответствовать требованиям момента и край­не низкой адаптивности системы к требованиям внешней и внутренней среды стала история СССР и стран Восточной Европы в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. Негибкость и нереформируемость системы привели к тому, что в странах Восточной Европы она была сметена волной «бархатных ре­волюций», а в СССР и Югославии и вовсе привела к распа­ду страны.
В каждой политической системе существуют определен­ные механизмы, посредством которых граждане и их орга­низованные группы выражают свои требования к правитель­ству. Этот процесс именуется артикуляцией интересов и требований. Он может принимать самые разные формы. Са-
мая простая из них - обращение индивида с прошением или заявлением к тому или иному местному или правитель­ственному чиновнику. Эта форма артикуляции интересов присуща даже самым примитивным политическим сообще­ствам. Однако в крупных современных политических систе­мах механизмы артикуляции требований чрезвычайно раз­нообразны - от различных форм публичного проявления протеста (пикеты, митинги, петиционные компании и т. д.) до использования Интернета. Интересы и требования актив­но озвучиваются и лоббируются многочисленными заинтере­сованными группами и группами давления.
Агрегация интересов - это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов и групп соединяются и находят отражение в партийных программах тех политиче­ских сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране. Агрегация интересов может осуществляться мно­жеством способов. Чрезвычайно важную роль при этом иг­рают политические партии. Каждая партия выступает в по­литическом процессе в качестве сторонника определенных политических мер и решений тех или иных злободневных проблем, пытаясь получить максимальную поддержку своих программных требований. Даже в тоталитарных системах единственная партия нередко пытается мобилизовать под­держку граждан для укрепления своих позиций. Партийные лидеры вынуждены реагировать на требования различных организованных групп потенциальных избирателей (профсо­юзов, организаций предпринимателей, внутрипартийных фракций и т. д.) и вносить корректировки в политические программные установки своих партий. Одна из важнейших функций партий в политической системе - мобилизация поддержки в пользу конкретного политического курса или кандидатов - непосредственно связана с агрегацией интере­сов.
Выработка политического курса является ключевым мо­ментом политического процесса. Решающая роль в этом принадлежит властям. Этот этап включает сбор органами власти соответствующей информации, рассмотрение альтер­натив, разработку конкретного плана действий. Именно на этом этапе политического процесса в полной мере проявля­ется значение борьбы за власть в рамках политической си­стемы. Политическая сила, находящаяся у власти, а отнюдь не оппозиция, как бы влиятельна она ни была, принимает решения по ключевым вопросам политической, экономичес­кой и социальной жизни. Оппозиция предлагает альтерна­тивный курс, который может утвердиться в случае ее побе­ды на выборах.
Институты государственной власти выступают важней­шим инструментом учета групповых требований и выработ-
ки коллективных целей политического развития. От их де­ятельности зависит распределение полномочий между дру­гими группами, участвующими в экспертизе или разработ­ке тех или иных решений. Используя авторитет и силу институтов государственной власти, можно на протяжении определенного времени поддерживать даже те цели и нор­мы, которые не отвечают интересам большинства и расхо­дятся с политическими традициями того или иного сообще­ства. Таким образом, принятие политически обязывающих решений органами государственной власти представляет со­бой конвертацию (превращение, преобразование) политичес­кой власти в управление широким кругом социальных, эко­номических и политических процессов.
Наконец, еще одним важным этапом политического про­цесса является реализация и контроль исполнения приня­тых решений. На этом этапе возникают конфликты между различными социально-политическими силами и бюрокра­тическими группировками, поскольку решения, которые должны воплотиться в жизнь, устраивают далеко не всех субъектов политики. Принципиальный момент как раз и со­стоит в способности властей добиться адекватной реализа­ции политических решений, нейтрализовать влияние проти­воположных тенденций и обеспечить поддержку со стороны граждан. Выбор стратегии - от популистской апелляции к общественному мнению до попыток это мнение полностью игнорировать - зависит от рациональной оценки собствен­ных ресурсов и возможностей, их достаточности для прове­дения намеченной линии поведения и реализации заявлен­ных целей.

Арендный блок

Основные понятия: политический процесс, виды политических процессов, субъекты политического процесса, стадии политического процесса.

Политический процесс – цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

Особенности политического процесса:

1) Складывается из бесконечной суммы политически значимых действий включённых в него участников – субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические

партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодёжные, женские и другие организации, СМИ).

2) Связан с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества.

3) Оказывает большое влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений.

4) Продолжается безостановочно с момента появления государства.

Классификация политических процессов (Основания для классификации. Виды политического процесса(:

1) Масштаб. Внутриполитический, внешнеполитический (международный).

2) Значимость для общества. Базовый, частный.

3) Публичность принятия решений. Открытый, скрытый (теневой).

Цель (объект) политического процесса – политическая проблема.

Субъекты (участники) политического процесса:

1) Инициаторы. Те, кто заявляет проблему.

2) Исполнители. Те, кто способен обеспечить последовательное решение проблемы (властные институты, наделённые властью должностные лица, назначенные для этих целей люди из неправительственных организаций). → Выбор средств, методов и ресурсов для реализации политического процесса.

Стадии политического процесса (Наименование стадии. Её сущность):

1) Конструирование политической системы общества. Создание в ходе выигранной политической борьбы качественно новой (по своей сути, целям развития, режиму функционирования, влиянию на общество) государственности, политической системы в целом. Конструирование – это и постоянный процесс. Он систематически возобновляется, идёт непрерывно, представляя собой выражение согласия людей с установившейся политической системой, её принципами, институтами, нормами и т. п. Методы осуществления: вооружённое восстание, победа на выборах и т. д.

2) Воспроизведение компонентов и признаков политической системы общества. Это и повторение всех установившихся элементов и параметров политической системы, а также их видоизменение, обновление (в рамках одного общественного строя). Методы осуществления: свободные, тайные и прямые выборы, избрание, назначение, конкурсы и др.

3) Принятие и исполнение политико-управленческих решений. Это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти. Возможность выхода политического процесса из-под контроля ставит проблему ответственности за принятие политического решения. От рациональности и эффективности принимаемых решений во многом зависит устойчивость политической системы общества.

4) Контроль над функционированием и направлением развития политической системы общества. Методы осуществления: выборы, референдумы, отчётно-перевыборные кампании, выявление общественного мнения и др., а также деятельность институтов, которые создаются специально для осуществления контролирующей деятельности (сеть государственных учреждений, структур партий, общественных движений и организаций, СМИ).

Стадия контроля над функционированием политической системы общества завершает определённый цикл политического процесса. Однако политический процесс на этом не кончается. Вслед за ним (а вернее, не дожидаясь его окончания) начинается другой цикл политического процесса, затем третий и т. д. – пока длится существование самой политической системы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Политика. Теория

Политика. Тематические элементы содержания: краткая характеристика. Политическая власть, признаки государства, политическая система, режим. Демократия, гражданское общество. Функции политической элиты. Функции политической партии. СМИ. Избирательная система.

Существует около 21 тысячи видов и 520 родов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ. Вопросы к тексту

Реформа местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы

Курсовая работа. Кафедра общественных дисциплин Дисциплина: Основы государственного и муниципального управления Специальность Государственное и муниципальное управление»

Экспериментальные методы в Психолингвистике

Метод дополнения языкового знака (завершения /восстановления/ речевого высказывания) Одним из очень распространенных в психолингвистических исследованиях является метод дополнения, называемый также методикой завершения.

Вища освіта в Україні

Система вищої освіти в Україні. Болонський процес і система вищої освіти в Україні. Кредитно-модульна система організації навчального процесу у ВНЗ

Осаждение из парогазовой смеси (ПГС)

Пример и Решение. Проводится осаждение реагента из парогазовой смеси, растворяемого в кислороде - газе-носителе. Определить число молекул. Изменение давления в процессе незначительно.

Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода, принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата.

Политическое решение - это процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.

Политическое решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.

Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества - явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую - антагонистических.

Политические решение - это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем - выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.

Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.

Политическое решение содержит ряд требований:

  • * Целесообразность принятия решения. Зачем принимается решение? с какой целью? для чего? - вопросы далеко не риторические. Желает ли политик проявить, показать себя в политическом процессе, или он проталкивает решение в интересах очень узкой группировки лиц, или решается проблема широкой общественной значимости - все это должно быть выяснено еще до начала работы над политическим решением.
  • * Своевременность разработки решения. Всякое политическое действие, тем более политическое решение, должно происходить вовремя; ни раньше, ни позже. Классическим примером соблюдения этого требования можно считать знаменитое ленинское высказывание: “вчера было рано, завтра будет поздно, власть следует брать сегодня”.
  • * Системность в учете факторов, значимых для принятия решения. Всесторонность и полнота анализа и оценки всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, всесторонность и полнота анализа и оценки всех последствий принимаемого политического решения - вот современный стиль деятельности серьезного политика.
  • * Соответствие принимаемого решения действующим в обществе правовым нормам, законам. Политические решения - в особенности радикального характера - принимаются и реализуются на фоне уже сложившихся общественных отношений, закрепленных системой принятых в обществе нормативных актов. Очень важно, чтобы вновь принятые решения не выходили за рамки этой системы.
  • * Подчиненность процесса принятия и реализации решения действию общих принципов человеческой деятельности - таких как научность, реальность, конкретность, конструктивность, альтернативность, оптимальность, возможность контроля.

В обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизложенным основным требованиям и поэтому их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы общества в целом. Там же, где данные требования не учитываются, или учитываются не в полной мере - принимаемые политические решения нередко приводят к серьезным политическим и экономическим кризисам.

Этапы принятия решения:

  • * знание ситуации и особенностей субъектов принятия решения;
  • * выработку процедуры принятия;
  • * понимание процесса принятия решения как совокупности конкретных приемов, методов, процедур, “техники”, предполагающей организационный контекст;
  • * восприятие решения;
  • * предвидение возможных последствий принимаемого решения.

В российской политологии сложился свой взгляд на этапность процесса принятия политического решения, где выделяются следующие его фазы:

  • 1. Накопление исходных данных о проблемной ситуации в обществе.
  • 2. Анализ исходных и всех дополнительных данных.
  • 3. Принятие решения.
  • 4. Реализация политического решения.

Каждая из этих фаз процесса принятия решения достаточно сложна по содержанию, требует длительного времени для качественной проработки ее элементов в определенной последовательности. Серьезных усилий требуют первые фазы, связанные с информацией. Полезность, полнота, достоверность, новизна, ценность - качества, которым должна отвечать информация, чтобы выполнить назначение источника принятия решений.

Алгоритм принятия политического решения. Среди других элементов процесса принятия политического решения третья фаза - фаза принятия является не только самой ответственной, но и самой субъективно насыщенной. Именно здесь собранные и объективно проанализированные данные превращаются в основу волевых действий субъекта политики.

  • 1. Уточнение объекта политического решения. Здесь дается ответ - кто из участников политических событий желает изменений, кому из них необходимо принимаемое решение. При этом учитываются союзники такого участника и те, кто косвенно заинтересован в принятии решения, а также те, чьи интересы будут ущемлены. Таким образом, субъект политики получает полную ясность - кто из участников политических событий будет поддерживать принимаемое решение и кто будет ему сопротивляться.
  • 2. Неудовлетворенные интересы. Внимание сосредоточено на выяснении - чего желают участники политических событий от принимаемого политического решения. Учитывается весь спектр политических интересов и особенно тех, которые ныне не удовлетворены и предполагается их удовлетворение предстоящим решением. Субъект политики определяет характер, содержание, радикальность будущего решения, степень удовлетворенности интересов большинства участников политических событий, а значит - степень разрешенности проблемы, вызвавшей необходимость принятия решения.
  • 3. Конкретные недостатки. Чего именно нет, что конкретно необходимо изменить, чтобы удовлетворить интересы “обиженных” участников политических событий - вот вопрос, определяющий целенаправленность будущего решения. Выяснение “слабого” звена политической структуры, политической системы, препятствующего удовлетворению тех или иных политических интересов, позволяет субъекту политики четко обозначить направление усилий принимаемого политического решения - какой недостаток должен быть устранен обязательно.
  • 4. Конечная цель принимаемого решения. Любое политическое действие должно быть целесообразным. Однако не всегда конечная цель проявляется в самом решении. Субъект политики обязан формировать цель будущего решения на основе многих критериев. По уровню воздействия на объект цель может ставиться как стратегическая, тактическая, оперативная; по времени действия она может быть долго-, средне- и краткосрочная; цель может различаться по масштабам и уровням политической иерархической структуры, по приоритетности удовлетворяемых интересов, по степени обязательности для различных участников политических событий. В любом случае субъект политики, принимая решение, обязан ставить себе ясную и обязательно достижимую цель.
  • 5. Средства реализации цели. Субъект политики при определении комплекса средств реализации своих целей непременно столкнется с задачей согласования и реализации с целями и средствами других участников политических событий.
  • 6. Основная решаемая проблема. Здесь субъект политики сосредоточивает свои усилия на преодолении главного объективного противоречия стоящей перед ним проблемы. Это противоречие существует, оно вскрывается при анализе ситуации и имеет пути разрешения.
  • 7. Выбор альтернатив. К достижению любой поставленной цели ведет множество дорог. Главная задача принимающего решение состоит в том, чтобы принять к рассмотрению как можно больше путей реализации этого решения. От этого зависит степень свободы субъекта в правильном определении наилучшего варианта; профессионально преобразовать возможные пути достижения цели, ведь каждый вариант имеет набор положительных свойств, но и не меньший - отрицательных, следовательно, необходимо грамотное сравнение всех вариантов; сделать предельно обоснованный выбор действительно наилучшего варианта реализации принимаемого решения.
  • 8. Оформление решения. Принятое политическое решение должно быть соответствующим образом документально закреплено. Но в данном пункте алгоритма речь не идет о документальной форме решения, это техническая деталь. Речь пойдет о необходимости для субъекта политики оформить свое решение по принципу, называемому “дерево решений”. Дело в том, что достижение желаемого результата на фазе “выполнение” может происходить по трем основным направлениям (ветвям “дерева решений”).

Продуктивная ветвь - не самая быстрая, не самая экономичная, но стопроцентно обеспечивающая нужный результат. Оптимальная ветвь обеспечивает результат в данной конкретной ситуации при возможных оговорках, отступлениях, компромиссах, временных выигрышах. Возможна, наконец, и тупиковая ветвь, движение по которой может стать следствием серьезных ошибок (умышленных и неумышленных) на разных стадиях процесса принятия решения. Поэтому решение политика должно получить свое оформление с учетом требований принципа “дерево решений”. Таким образом, рассмотренный алгоритм принятия политического решения дает субъекту политики возможность обеспечить достаточно высокий научный уровень разработки - а значит достижения - желаемого политического результата.

Лекция:

В динамично развивающемся обществе происходят различные процессы: экономические, правовые, политические и другие. Политический процесс представляет собой: цепь политических событий внутри политической системы; политическую деятельность, направленную на борьбу за власть и её реализацию; технологию принятия и исполнения политических решений.


В структуру политического процесса входят:

    политические акторы (субъекты политики) – граждане, партии и движения, СМИ, профсоюзы, органы государственной власти, элитарные слои общества и др.;

    объект политики – политические отношения, политические институты, индивиды и группы, включённые в политический процесс;

    средства и методы – законы, выборы, реформы, митинги, восстания;

    ресурсы – финансы, знания, идеология, поддержка народа.

Главной целью политического процесса является решение какой - либо политической проблемы. Достижение цели невозможно без постоянного взаимодействия политических акторов, одни из которых является инициаторами, а другие исполнителями. Существует несколько форм взаимодействия субъектов политики :

    конфронтация – открытое противоборство,

    компромисс, консенсус – взаимные уступки и согласие,

    союз – дружеские отношения.

Стадии политического процесса:

  1. Формирование политического процесса – непрерывное изменение, обновление, смена общественно - политических состояний.
  2. Воспроизведение устоявшихся элементов политической системы, например, выборы Президента, назначение Премьер - министра.
  3. Разработка, принятие и исполнение политических решений (законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов).
  4. Контроль политического процесса.

Классификация политических процессов:

  • внутриполитические (например, выборы депутатов ГД) и внешнеполитические (например, конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами 1992 – 1995 гг.);
  • легальные и теневые;
  • демократические и недемократические;
  • консенсуальные (реформы) и конфликтные (революция, бунт, мятеж).
Дополнительные материалы к уроку :

Интеллект-карта по обществознанию №58
Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм

    Способы реализации политического процесса.

    Фазы осуществления политического процесса.

    Типы и разновидности политического процесса.

1. Политический процесс – одна из основных категорий политической науки. Эта категория тесно связана с понятиями политическая система и политическая жизнь. Политический процесс воплощает тенденцию политического развития, раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы и политической жизни общества, изменение их состояния во времени и пространстве.

Политический процесс выражает всю совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих ролей в политической сфере.

Движущей силой политического процесса выступают противоречия, возникающие в ходе взаимодействия различных социально–политических субъектов – участников политического процесса.

По своему составу (структуре) политический процесс может быть представлен совокупностью способов его выражения: революция, реформа, модернизация, восстание, политический кризис, прямое политическое действие (забастовки, митинги и т.п.), конфликты и сотрудничество, избирательные кампании. Политический процесс осуществляется через борьбу людей (социальных групп) за свои интересы. Именно эти интересы играют роль генератора политического процесса.

Политический процесс данного общества и государства всегда состоит из множества отдельных взаимосвязанных и сложно переплетающихся процессов. Их можно подразделить на базовые и периферийные. Базовые процессы характеризуют разнообразные способы включения социальных слоёв и групп в отношения с властью, государством, типичные приёмы формирования политических элит, стратегию управленческих решений и другие стратегические действия. Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и др.), развития местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на формы и способы функционирования власти. Как базовые, так и периферийные процессы различаются по времени и характеру осуществления, могут протекать в открытой и скрытой формах. Скрытый, теневой политический процесс в отличие от открытого базируется на деятельности публично неоформленных политических институтов власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в официальной форме.

Каждый политический процесс является циклическим и обладает внутренним ритмом, повторяемостью основных стадий взаимодействия субъектов, структур, институтов (например, электоральный процесс характеризуется избирательными циклами, циклы государственного управления часто связаны со стратегическими решениями правящей партии или правительства и т.п.). Частные политические процессы объединяются в единый процесс на основе потребности их субъектов превратить свои интересы во властные политические решения путём воздействия на власть. Институты государственной власти являются поэтому своеобразными аккумуляторами требований социальных групп и выработки на их основе коллективных решений, политической воли общества.

2. В настоящее время в политологии выделяют обычно два способа реализации политического процесса: консервативно–рутинный и радикально–реформаторский. Первый способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов политической системы общества в целом (государства, партий, общественных организаций, административного аппарата, судебной системы, законодательной власти), а также форм правления (политического режима). Для этого способа характерно стремление к строгой регламентации во всех сферах жизнедеятельности, делегирование значительного количества властных полномочий наверх, отсутствие плюрализма и оппозиции. Политическая система плохо усваивает нововведения.

Радикально–реформаторский способ реализации политического процесса, напротив, открыт социально–политическим инновациям, жадно их усваивает. Ему присущи гибкие формы организации. Его целью является удовлетворение новых общественно–политических потребностей. Это влечёт за собой качественное обновление прежних задач, изменение средств и способов политической деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что в реальной жизни оба способа реализации политического процесса тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом, меняются во времени.

Политическая система общества, таким образом, находится в постоянном движении, т.е. одно её состояние неизбежно сменяется другим. Она как бы проходит через отдельные политические ситуации, являющиеся фрагментами политического процесса. Постоянно повторяющимися, устойчивыми являются при этом лишь фазы осуществления политического процесса.

3. В политическом процессе выделяют три основных фазы его существования. Первая: артикуляция, т.е. осознание, определение и представление во власть своих политически значимых интересов всеми социальными субъектами общества. Артикуляция воплощается через деятельность партий, общественных объединений, лидеров, через митинги, избирательные кампании, референдумы, а также через общественное мнение, средства массовой информации и т.п. в зависимости от политического режима и традиций общества. Все действия по артикуляции политических интересов социальных субъектов общества составляют в совокупности понятие «политическое участие». Политическое участие раскрывает таким образом процесс включения индивида, всех социальных субъектов в механизмы выработки властно значимых интересов, характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений институтов власти в общенациональном масштабе или на местном уровне. При этом важно отметить, что степень вовлечённости граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, от политического режима в стране, а также самого человека, его политической культуры, степени развития его амбициозности. Причинами включения индивида в политику могут быть самые различные психологические состояния человека: рациональное и расчётливое осознание своих интересов и желание завоевать новый статус, желание жизненного успеха и общественного долга, страх, политические амбиции, желание реализации своих гражданских прав и т.п. Важнейшими условиями активизации политического участия являются достижение определённого уровня политической культуры, доступность информации, идеологический плюрализм в обществе и др. Многообразие форм политического участия также зависит от множества причин (пол, возраст, религиозная принадлежность, образование и т.п.). Американские идеологи С. Верба и Л. Пай выделяют такие разновидности политического участия, политического поведения граждан: а) совершенно пассивные формы; б) участие только в выборах представительных органов; в) вовлечённость только в решение местных проблем; г) поведение активных участников предвыборных кампаний; д) поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; е) профессиональная деятельность политика. Формы политического участия различаются по масштабности (сфере социального распространения) и интенсивности (активность действий). По отношению к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (легальные) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. К первым относятся разрешённые властями демонстрации, забастовки, митинги и т.п. Неконвенциональные (незаконные) формы участия выражают политический протест населения. Политический протест – это негативная реакция социального субъекта на политическую ситуацию, которая, как правило, обусловлена неэффективной стратегией и технологиями осуществления власти (ущемление прав меньшинства и отдельных индивидов). Причиной политических протестов являются также слабая приверженность граждан политическим целям режима и господствующим в обществе ценностям. Это запрещённые властями антиконституционные действия – несанкционированные властью демонстрации, митинги и забастовки, а также деятельность подпольных политических партий, политический терроризм, наконец, самая разрушительная для общества форма политического протеста – революция.

Вторая фаза политического процесса – это этап принятия решений и формирования политической воли. В зависимости от конкретно–исторических условий содержание политического процесса на этой фазе будет зависеть от уровня централизации власти, характера взаимоотношений центральных и местных органов власти, партийных и государственных структур, способов разделения и взаимной ответственности властей и т.д. Принятие политических решений – сложнейшая процедура, «сердце» политики, важнейший акт деятельности государства. Оно включает стадию подготовки (сбор всесторонней информации о состоянии общества, выработка концепции политики, определение фактических, а не мнимых целей движения общества и др.). Политические решения воплощаются в государственный закон, выражающий в конечном счёте властную волю подавляющего большинства общества (в демократических режимах) или его правящего меньшинства (тоталитарные режимы).

Третьей фазой политического процесса является этап воплощения политической воли в жизнь. Его содержание – реализация управленческих решений. Основная задача здесь: обеспечить вертикальную интеграцию политической жизни общества. Для этого необходимо выбрать и проводить адекватные принятым решениям методы политического регулирования или типы реализации решений. В современной политологии различают следующие типы реализации политических решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Популизм предполагает прямую апелляцию к массовому сознанию, эмоциям, сиюминутным настроениям. Сущность популизма: давать простые ответы на сложные вопросы (а реальные политические проблемы – всегда очень сложное явление). Поэтому он сориентирован на упрощение, вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Наиболее часто популизм проявляется при харизматическом правлении. Однако популистские меры могут выступать составной частью политического курса при демократических и других режимах, придерживающихся рациональных методов управления. Элитизм (от слова элита) ориентирован на закрытый характер принятия и осуществления политических решений, на усечение политического информирования общественности (информированность – лишь для избранных). Консервативный тип ориентирован на сохранение структуры и функций государственных органов власти, он характерен для стабильных политических режимов, опирается на приверженность граждан политическим традициям. Консерватизм усиливает патриотические настроения и способствует стабильности общества. Радикализм делает ставку на раскол общества, противопоставление одних его социальных слоёв другим (классам, этническим группам, вообще «другим», «чужим», «не нашим»). Насилие здесь признаётся основным рычагом власти. История показывает, что даже когда целью власти является качественное переустройство общества, социальные и политические последствия радикализма редко несут гражданский мир и улучшение качества жизни людей. Насилие как основной метод управления в революционных режимах, как правило, чревато массовой ненавистью и массовой гибелью граждан. В отличие от радикализма, чреватого конфликтом, демократизм как тип реализации решений ориентируется на реальные потребности граждан, права человека. Демократизм представляет постоянный поиск и проведение в жизнь политики консенсуса, т.е. национального согласия между отдельными социальными субъектами, между рядовыми гражданами и элитой, властью и обществом. Средства жёсткого социального принуждения уступают место механизмам самодисциплины и самопринуждения, гражданской инициативы и процесса саморазвития.

Овладение многосложной методикой принятия политических решений и их реализации является коренным признаком власти, её эффективности и легитиматизации.

4. В соответствии с содержанием политического процесса можно выделить его типы и разновидности. Типологию политических процессов можно произвести на основе различных критериев: а) по объекту политического воздействия: на внешне- и внутриполитические процессы; б) по характеру участия масс в политической жизни: свободное политическое участие граждан в отношениях с государством (т.н. неангажирующие системы), в демократических режимах и жестко централизованные методы принятия управленческих решений (т.н. ангажирующие системы), характерные для недемократических, тоталитарных режимов; в) по характеру преобразования власти: революционный и эволюционный типы политического процесса. И тот, и другой виды процесса имеют своей причиной общенациональный кризис, в том числе кризис власти. Революционный процесс может происходить как в насильственных (в том числе – кровавых), так и в мирных формах, но в любом случае он имеет быстротекущий характер. Это означает внезапное разрушение традиционных властных структур, законодательства, а также перерыв преемственности в развитии материальной и духовной культуры общества, его менталитета. Преимущество этого пути – быстрота свершения – оказывается со временем мнимым, а результаты, достигнутые в ходе революции, как правило, обратны тем, на которые рассчитывали организаторы (примером могут служить Буржуазная французская революция конца XVIII века, Октябрьская революция др.). Революции, как правило, возникают не только из-за остроты социальных противоречий общества, но и в результате неумения власти сбалансировать эти противоречия путём нахождения компромисса интересов различных социальных групп, отсутствия постоянной легитиматизации власти, национального согласия власти с народом. Компромисс, консенсус, цивилизованное решение конфликтных ситуаций, постоянное нахождение баланса интересов социальных групп в быстро изменяющейся конкретно – исторической обстановке, успешный поиск национального согласия являются инструментом эволюционных форм развития политического процесса. Кажущийся недостаток эволюции – её длительный характер, когда реформаторы не могут рассчитывать на то, что они увидят плоды реформы. Однако эволюция обладает решающим преимуществом: она бескровна, обеспечивает непрерывность политического и исторического процесса в целом, преемственность и поступательное развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Наконец, генетический фонд общества не разрушается. Сегодня, когда вследствие развития научно – технического прогресса неизмеримо увеличилось национальное богатство экономически развитых стран и путём его перераспределения можно достигать смягчения социальных противоречий, умножить средний класс, создаются всё более благоприятные возможности для эволюции. История уже доказала это, когда в 50 – 70 г.г. XX века страны классического капитализма постепенно стали превращаться по существу в новую цивилизацию, которая некоторыми политологами классифицируется как «социализированный капитализм», «модернизированное», «рациональное», «постиндустриальное» общество.

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Разновидности политического участия, политического поведения граждан:

а) абсолютно пассивная форма, полное неучастие;

б) участие только во время выборов;

в) террористическая деятельность;

г) активистское поведение в выборах и других политических актах;

д) профессиональная политическая деятельность;

е) легальные формы политической деятельности;

ж) общественная деятельность в сфере искусства.

2. Сущность эволюции как формы реализации политического процесса:

а) быстрое осуществление цели движения;

б) постепенное преобразование всех сфер жизни общества;

в) сохранение положительного, имеющегося в старом режиме, и восприятие инноваций;

г) уничтожение традиций;

д) сохранение традиций;

е) гибкая политика власти на основе консенсуса, принципа национального согласия.

3. Определите, какой способ реализации политического процесса – консервативно–рутинный или радикально–реформаторский является основным в современной России. Обоснуйте свою позицию.