Правила эксплуатации

Фонетические единицы языка. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Фонетические единицы языка. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Фонетические единицы делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментные единицы

Наша речь представляет собой поток звучаний, цепь последовательно произносимых отрезков. Но поток звучаний не является сплошным, как, например, сигнал автомобиля. В речи есть паузы разной длительности, которые разделяют звуковой поток на отрезки линейно следующие один за другим. Разные отрезки речевого потока, располагающиеся в линейной последовательности, называются сегментными единицами (сегмент - отрезок речи, вычленяющийся из линейной последовательности (речевого потока)). К сегментным единицам относятся фраза, речевой такт (или фонетическая синтагма), фонетическое слово, слог, звук. Звук - наименьшая сегментная единица. Фраза - наибольшая сегментная единица. Каждая более крупная сегментная единица состоит из более мелких сегментных единиц: фраза из синтагм, синтагма из фонетических слов, фонетическое слово из слогов, слог из звуков. Сегментные единицы могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно.

Фраза - это самый крупный отрезок речи, представляющий собой законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией завершенности (хотя и различного характера: интонацией вопроса, повествования и т. д.) и отделённое паузами от других таких же отрезков речи. Например, отрезок речи Завтра вечером пойдём в театр является фразой, потому что высказанная мысль понятна и интонационно оформлена (завершена): к середине фразы голос повышается, а к концу понижается. Там, где кон-

Пауза разделила фразу на речевые такты (фонетические синтагмы).

Фразы по объёму могут быть различны: от одного слова до крупных речевых отрезков. Индия. // Дели. // Мы были в городе одни сутки. // (В. Песков).

Фраза часто состоит из одного предложения. Но её нельзя отождествлять с предложением, так как их границы могут не совпадать. Например, сложное предложение Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л. Н. Толстой) состоит из двух фраз. Фраза и предложение - это единицы разного уровня: фраза - фонетическая, а предложение - синтаксическая.

Фразы могут делиться на речевые такты (фонетические синтагмы).

Речевой такт - это отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный поток звуков, имеющий смысловую незаконченность и интонационную незавершённость. Речевые такты произносятся на одном выдохе и ограничиваются паузами менее длительными, чем фразы.

Границы между речевыми тактами проходят только между фонетическими словами. Эти границы условны и зависят от желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания, поэтому возможны варианты членения фразы на речевые такты. Паузе не всегда соответствует какой- либо знак препинания, а различное выделение речевых тактов в одной и той же фразе зависит от смысла, который вкладывается говорящим в высказывание. Например, фразу Как обрадовали её поступки брата можно произнести по-разному:

В первом случае она радуется поступкам брата, а во втором - брат радуется её поступкам.

От вариантов членения на речевые такты зависит разное значение фразы. Это прекрасно отражено в диалоге двоечника Вити Перестукина с говорящим котом Кузей (Л. Гераскина. В стране невыученных уроков), которым в приговоре знаков препинания Казнить нельзя помиловать нужно было поставить запятую.

Казнить нельзя помиловать... Если я поставлю запятую после «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится - нельзя помиловать?..

Казнить? - спросил Кузя. - Нам это не подходит.

А если поставить запятую после слов «казнить нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать». Вот это мне и надо! Решено. Ставлю.

Фраза Казнить нельзя помиловать по-разному делится на речевые такты.

Речевые такты делятся на фонетические слова. Фонетическое слово

Это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. В речевом такте столько фонетических слов, сколько в нём словесных ударений. В речи служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно не имеют ударения, кроме тех случаев, когда ударение переходит с самостоятельных слов на служебные, например: и"з лесу, по"д гору, верить на" слово. Если служебные слова не имеют отдельного ударения, они объединяются со знаменательными словами одним словесным ударением и представляют собой одно фонетическое слово, например: напберегу". Безударное слово может примыкать к ударному спереди или сзади. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди, называется проклитикой, а примыкающее сзади - энклитикой.

Проклитиками обычно бывают предлоги, союзы, препозитивные частицы, а энклитиками - чаще всего постпозитивные частицы. Например: подпсне"гом. Предлог под - проклитика. Апвы" непзна"ли? Союз а и

препозитивная частица не - проклитики. Сказа"лпбы. Постпозитивная частица бы - энклитика.

Если ударение переходит со знаменательного слова на служебное, то энклитикой становится знаменательное слово: по"дпгору. Слово гору - энклитика.

Во фразе А в ро"ще со"нной и пусто"й / Дрожа"т от хо"лода оси"ны. //

(З. Александрова) два речевых такта, десять слов, объединённых в шесть фонетических слов, так как во фразе только шесть словесных ударений. В первом речевом такте Апвпро"ще со"нной иппусто"й шесть слов, но фонетических слов только три: первое фонетическое слово - апвпро"ще, где союз а и предлог в не имеют самостоятельного ударения и примыкают спереди к знаменательному слову ро"ще, имеющему словесное ударение, следовательно, союз а и предлог в - проклитики; второе фонетическое слово - со"нной, оно имеет словесное ударение, является знаменательным словом; третье фонетическое слово - иппусто/й, союз и не имеет самостоятельного ударения и примыкает спереди к знаменательному слову пусто"й, имеющему словесное ударение, следовательно, союз и - проклитика.

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют разные толкования слога, основанные на преимущественном внимании к его артикуляционным или акустическим характеристикам. С точки зрения артикуляции слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог - волна нарастания и ослабления звучности. (О слоге см. далее соответствующий раздел). При том и другом подходе в слоге должен быть слоговой (гласный) звук, неслоговые звуки могут и отсутствовать. В слове столько слогов, сколько слогообразующих звуков. Например, в слове учить два слога - [у-ч’и"т’], так как два слогообразующих звука - [у] и [и"]. Первый слог состоит из одного слогообразующего звука [у], второй слог состоит из слогообразующего звука [и"] и двух неслоговых звуков - [ч’] и [т’]. Общее количество звуков в слове не влияет на количество слогов, например, в слове всплеск - семь звуков, но лишь один слогообразующий звук [э"], поэтому только один слог.

Слоги делятся на звуки. Звук - это минимальная, далее нечленимая единица звукового потока речи, представляющая собой часть слога (или слог, если он состоит из одного звука), произнесённая за одну артикуляцию. В пределах слога или слова могут сочетаться только лишь те звуки, которые не запрещены фонетическими законами современного русского языка. Так, сочетание звуков [с’т’] закономерно для современного русского языка (ср.: ра[с’т’]и, пу[с’т’]и, гре[с’т’]и и т. д.), но нет ни одного слова в современном русском языке, где встречались бы похожие на него сочетания звуков [з’т’], [с’д’], [зт’], [сд’].

Изучение звуков речи составляет основную часть фонетики.

Суперсегментные единицы

Сегментные единицы объединяются в более крупные единицы - суперсегментные (или просодические - касающиеся ударения), которые как бы накладываются на сегментные. К суперсегментным единицам относятся слоговость / неслоговость, ударение, интонация. Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Суперсегментные единицы распространяются на два сегмента и более. Например, если в слове па"рта первый слог ударный (один сегмент), то второй слог (второй сегмент) обязательно будет безударным, так как второй сегмент неизбежно сопутствует определённому первому. То же касается и первого. Лишь вместе два сегмента образуют целостную единицу: ударность + безударность или безударность + ударность. Если в слоге, состоящем из двух звуков, первый звук неслоговой, то второй - слоговой: да". Если слог состоит из трёх звуков, то один из них - слоговой, а остальные - неслоговые: да"м. Следовательно, внутри слога слоговой звук и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми. Слоговые звуки образуют вершину слога. Свойство звука выступать в качестве вершины слога называется слоговостью.

Слог является и сегментной единицей (так как он представляет собой линейную последовательность звуков), и суперсегментной единицей (так как он представляет собой единство слогового и неслогового звуков). Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому (тактовому) ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по фонетике русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб

    1. Понятие звуковой системы язык 2. Артикуляционный аппарат человека. 3. Суперсегментные единицы. Слог. Теории слога. 4. Суперсегментные единицы. Ударение. 5. Суперсегментные единицы. Интонация 6.

  • Современный русский язык и его история

    Неизвестный8798 | | Ответы к госэкзамену | 2015 | Россия | docx | 0.21 Мб

  • Ответы к госэкзамену по Современному русскому языку

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.21 Мб

    I. Современный русский язык Раздел фонетика написан на основе учебника Пожарицкой-Князева 1.Артикуляционная характеристика звуков русского языка и особенности его артикуляционной базы.

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

Фонетика - наука, изучающая звуковую сторону языка. Это наука не только о звуках, но и об ударении, интонации, паузах, слоге. Главным объектом исследования в фонетике явля­ются звуки человеческой речи, способы их образования и акусти­ческие свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза. Эти единицы вычленяют­ся из звучащей речи и поэтому называются линейными, или сегментными.

Другой тип единиц фонетики оформляет звучащую речь, накладывается на нее, помогает сделать выразительнее -
это интонация, пауза, ударение. Эти единицы называются суперсегментными.

Линейные единицы (сегментные)

В звучащей речи, как уже говорилось, мы можем вычле­нить определенные отрезки: Роняет лес багряный свой убор. // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор //. От­резок звучащей речи от одной паузы до другой, объединенный интонацией и общей мыслью, называется фразой. (Обозначается в транскрипции знаком //). Фраза не всегда совпадает с пред­ложением: Посади ты эту птицу, // - Молвил он царю,// - Па спицу; // Петушок мой золотой / Будет верный сторож твой//.

Внутри фразы можно вычленить отрезок речи между пау­зами меньшей продолжительности. Это такт, или синтагма. (Обозначается знаком /). Такты внутри фразы выделяются пау­зами меньшего размера. В отличие от фразы такт не имеет интонационной оформленности » не выражает законченную мысль и не обязательно соотносится со знаком препинания. Такт может состоять как из одного слова, так и из нескольких слов. В тактах можно выделить фонетические слова.

Фонетическое слово - часть фонетического такта (ком­плекс звуков) с единым ударением (1 ударение = 1 фонетическое слово). Фонетическое слово не всегда равно лексическому слову, а может состоять и из 2 - 3 слов, так как есть лексические слова (чаще всего это предлоги, частицы), которые не имеют ударения. Безударное слово называется клитиком. Если безударное слово стоит перед ударным словом (на дому), оно называется прокли- тиком, если позади (дал бы) - энклитиком. Клитики составля­ют одно фонетическое слово с соседним ударным - без году, во поле, такой же и т.д. Таким образом, проклитики - это безудар­ные предлоги, союзы, препозитивные частицы [пъ дАрогь], а стоящие позади постпозитивные частицы [тАкой жъ/ являют­ся энклитиками.

Слог в традиционной теории - это один или несколько зву­ков, произнесенных одним толчком воздушной струи.

Существует несколько теорий образования слогов:

1) традиционная, или экспираторная (слоги образуются толчками речевого выдоха);

2) «мускульная» (слоги образуются в результате последо­вательного усиления и ослабления мускульного напряжения при произношении звукового ряда);

3) слова, напри­мер, весна (24134):

Слогоделение проходит по границе максимальной звучности и спада. Для слова весна". 34 - 134.

4) тональная (слоги - это минимальный отрезок звукового потока, ограниченный перерывами голосового тона или фазами его ослабления).

В русском языке фонетические слова делятся на слоги по закону восходящей звучности. Этот закон называется также принципом открытого слога, так как слогораздел производится после звука с наибольшей звучностью (гласные, сонорные): со- ло-вей, ме-сто, ве-рно, пе-ре-дал.

При сочетании нескольких согласных на границе слогораз­дела приняты следующие правила слогоделения:

Группа шумных согласных между двумя гласными обра­зует слог с последующим гласным: ша-пка, ше-фство, ра-ство- рить.

2. Если группа согласных включает сонорные звуки, то возможны варианты слогораздела: а) вил-ка, шар-фик, коль-цо, гай-ка (после сонорного следует шумный согласный и слогораз­
дел проходит между этими звуками); б) во-лна, га-мма (сонор­ные звуки объединяются в одном слоге, кроме [й]: вой-на).

Слог можно характеризовать по различным аспектам. Тра­диционная характеристика слогов следующая:

1. По отношению к ударению: ударный / неударный.

2. По звуку в начале и конце слога:

а) по начальному звуку:

Неприкрытый - начинающийся с гласного: a, at;

Прикрытый - начинающийся с согласного: ta, tat;

б) по конечному звуку:

Открытый - заканчивающийся гласным: a, ta;

Закрытый - заканчивающийся согласным at, tat. Например, в слове умойся:

1- й слог [у] - безударный, неприкрытый, открытый;

2- й слог [мой] - ударный, прикрытый, закрытый;

3- й слог [с’ь] - безударный, прикрытый, открытый.

Звук - наименьшая произносительная единица, рождаемая речевым аппаратом.

Суперсегментные единицы фонетики

Ударение - выделение силой выдоха звука, слова, синтаг­мы из ряда таких же единиц.

По характеру организации выделения фонетической едини­цы выделяют:

Экспираторное ударение - силовое, динамическое ударе­ние, которое организуется силой выдоха и большим напряжени­ем артикуляционных органов.

Тоновое ударение, музыкальное, мелодическое.

Количественное (квантитативное) ударение - удлине­ние артикуляции гласного.

Качественное ударение - четкая артикуляция звука.

По выделяемой фонетической единице:

1. Словесное ударение - выделение слога в слове. Оно может быть динамическим, количественным, ослабленным. Музыкального словесного ударения в русском языке нет. По привязанности к определенному месту ударного слога в слове различают ударение связанное (фиксированное) и свободное (нефиксированное). Русское словесное ударение свободное, раз­номестное, так как может быть на любом слоге слова: яркий, весна, активизация и т.д. Ударение может иметь постоянное
место в слове и его формах, т.е. быть неподвижным (красивый, красивее) и может быть подвижным: дерево, деревья.

2. Фразовое логическое ударение - выделение голосом от­дельного слова фразы, в котором ударение делается сильнее, чем в других словах. Фразовое ударение является средством ор­ганизации смысла сообщения.

Интонация - ритмико-мелодический рисунок речи, создаваемый:

1) повышением и понижением тона, 2) ускорением или за­медлением темпа, 3) паузами, 4) усилением ударения, 5) измене­нием тембра и другими фонетическими средствами.

Функции интонации:

1. Синтаксические:

а) различать предложения по коммуникативным целям (по­вествовательные, побудительные, вопросительные);

б) оформлять высказывания в единое целое и членить его.

2. Экспрессивно-стилистические:

а) выражение конкретных эмоций;

б) окраска различных функциональных типов речи: торже­ственной, деловой, разговорно-бытовой и т.д.

3. Прагматические:

а) смыслоразличение фраз;

б) обозначение подтекста высказывания;

в) характеристика говорящего и ситуацию общения.

В интонационный рисунок любого языка включены паузы.

Пауза - перерыв речи (отсутствие звука).

Различают паузы: межтактовые, межфразовые, паузы обду­мывания (могут стоять в любом месте).

Фонетические средства русского языка

К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).
Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).
Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).
Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).
Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.

Фонетические единицы русского языка

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.
Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.
Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.
Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.
Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги, а последние - на звуки.
Слогораздел, типы слогов в русском языке. Ударение

Понятие слога

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.



Ударение

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.
Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].
Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).
В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.
Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].
Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.
Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрeвнерусский. К таким словам относятся слова:
1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),
2) сложносокращенные (гoстелецентр),
3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трaнсатлантический, послеоктябрьский),
4) некоторые иноязычные слова (пoстскриптум, пoстфактум).
Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).
Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.
Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.
Звуковой состав русского литературного языка

Понятие звука

Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.

Согласные звуки и их классификация

Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Согласные различаются:
1) по участию шума и голоса,
2) по месту образования шума,
3) по способу образования шума,
4) по отсутствию или наличию мягкости.
Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], [j], [?], [?"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса (см. § 62).
Место образования шума. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср.: роза - роса и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.
Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

Ж,Ш- долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дроЖи], ["Ши]).
Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (ср.: лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л"ес], [в"ес], [б"ес] и т.д.).

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

Запишите слово.

Поставьте ударение.

Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.

Опишите звуки:

Гласный, ударный или безударный.

Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

Сосчитайте и запишите количество звуков.

Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (сонорные).

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С – парные согласные по звонкости-глухости.

X, Ц, Ч, Щ - всегда глухие согласные.

Ч, Щ, Й - всегда мягкие согласные.

Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные

Обратите внимание.

Буквы я, ё, ю, е- йотированные.

Если эти буквы стоят после согласных, то они дают
один звук:

Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]. Лён - [л" о н] - 3 буквы, 3 звука.

Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ьзнаков, то они дают 2 звука:

Я – [й"а], Ё – [й"о], Ю – [й"у], Е – [й"э]: Ёлка - [й" о л к а] - 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай"о т ] – 4 буквы, 5 звуков.

Безударная гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:

котик – [ кот " и к], скворцы – [с к в а р ц ы];

безударная гласная Е, под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:

лес [л"э с], весна [в" исна];

в некоторых словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:

кафе [кафэ];

буква И после согласных Ж, Ш, Цдаёт звук [ы]:

зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;

безударная гласная Япод ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:

мяч – [м"а ч"], рябина – [р" э б" и н а], пятно – [ п " и т н о];

парные согласные в слабой позиции (в конце слова, перед глухой согласной) произносятся глухо:

гриб – [гр" и п], лавка – [л а ф к а];

иногда на месте буквы Гперед глухой согласной произносятся звуки [к] [х]:

когти - [к о к т" и], мягкий - [м" ах " к " и й"];

иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:

сделал – [з" д" э л а л].

между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко:

зонтик – [з о н" т "и к];

иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:

стаканчик – [с т а к а н" ч" и к], сменщик – [см" э н" щ" и к];

Запомните, что удвоенные согласные дают длинный звук:

группа - [ група] .

Запомните, что сочетания ТСЯ, ТЬСЯ произносятся как длинный [ц]:

бриться – [бр" ица] .

Запомните, что сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН- [зн]:

звёздный – [з в" о з н ы й"], лестница – [л" эс "н"и ц а].

Запомните, что иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]:

конечно – [ кан " эшна ] , что - [ш т о].

Запомните, что в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласныйГ произносится как [в]:

белого – [б е л а в а].

ФОНЕТИКО-ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.

ЛЕКЦИЯ 6

ФОНЕТИКА – греч. Phone звук, phoneticos звуковой – раздел науки о языке, в котором изучается звуковой строй языка. Содержание понятия «звуковой строй языка» составляют звуки и такие средства языка фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово и ударение.

Самой крупной фонетической единицей языка является фраза. Фраза – это законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. В случае совпадении фразы с предложением, фраза рассматривается с точки зрения фонетики: какова интонация этой фразы, сколько пауз в середине этой фразы, в каком они месте.

Каждая фраза оформлена интонацией. Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоты тона (повышение-понижение), ритме речи (сильные, слабые, долгие, краткие слоги), темпе речи (ускорение, замедление в протекании речи), внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания (мрачный, веселый). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей.

Интонация также помогает членить речь на синтагмы – интонационно-смысловые отрезки.

Интонация определяет ритмико-мелодический строй речи, служащий в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоциональной окраски. Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи. но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Одновременно интонация включает в себя изменение интенсивности звучания, его темпа, изменение тембра, а также паузы. Звуковая сторона включает и звуки речи, их объединение в слоги, организацию слогов в речевые такты, словесные и фразовые ударения и, наконец, интонацию.

Интонация передает отдельные оттенки работы сознания и участвует в их формировании. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Кроме нейтрального голоса, выделяют голос расслабленный: «Она такая добрая, милая», голос напряженный «она такая ловкая, энергичная», придыхательный «она такая прекрасная, божественная».

Интонация включает увеличение или уменьшение громкости произнесения отдельных участков фразы: «Какой у нее голос?», или «Какой у нее голос!» произносится по-разному, так как 1 – общий вопрос, а 2 - восклицательное предложение. Интонация различает предложения разных типов, отражает субъективное отношение говорящего к высказыванию, передает разные оттенки его эмоций.



Другое понятие звуковой системы – речевой такт – часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами. С точки зрения фонетики, фраза делится на речевые такты, а не на слова. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или ее полному разрушению. Речевой такт в свою очередь распадается на более мелкие единицы – фонетические слова. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в ней есть ударений. Итак, фонетическое слово – это часть речевого такта или фразы, если она не делится на такты, объединенная одним ударением.

В свою очередь фонетическое слово делится на -слоги – часть фонетического слова, произносимая одним выдыхаемым толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности. Образующим слог или слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, неслоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных.

Членение речи на слоги является одной из сложных проблем фонетики, так как слог не является носителем смысла, не имеет своей семантики, а есть лишь результат артикуляций, дающих определенный акустический эффект. Древние греки и индийцы определяли слог наличием гласной – сколько гласных в слове, столько и слогов. Затем с конца 19в. появилась экспираторная (слог – выдыхательный толчок воздуха) и сонорная теории слога (слог – сочетание более звучного, сонорного элемента + менее звучный + толчок воздуха). Затем появилась мускульная теория – отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения). И, наконец, артикуляционно-акустическая теория, где слог – минимальная произносимая единица речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

Слог бывает открытым , если заканчивается на гласный, и закрытый если оканчивается на согласный.

Не слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением или словесным ударением. Выделение слога в разных языках характеризуется как:

Силовое – сила или интенсивность артикуляции

Количественное – достигается долготой произношения

В большинстве языков выделение слога определяется комбинацией этих явлений. Например, в русском языке.

Ударение в разных языках может быть фиксированным, падает на определенный слог – франц.язык на последний слог – или не фиксированным – англ., русский. Здесь оно подвижное – стол-стола, ‘import, imp’ort/

Слог делится на более мелкие фонетические единицы – звуки. – это предел акустического членения речи, ее мельчайшая единица. Звук, с одной сторон, является результатом артикуляционной деятельности человека, а, с другой, он является акустической сущностью, воспринимаемой на слух.

Каждому языку присуща специфическая фонетическая система, несмотря на то, что:

1. речевой аппарат носителя любого языка способен произнести любой звук

2. в основе существующих языков – одни и те же звуки.

В тоже время фонетическая система каждого языка самобытна.

План занятий № 3

    Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

    Тема занятия: Тема 1.1. Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Фонетические средства речевой выразительности.

    Вид занятия: урок

    Цели занятия.

4.1. Образовательная: формирование знаний о фонетических единицах, особенностях русского ударения и средствах речевой выразительности

4.2. Воспитательная: способствовать воспитанию деловых качеств студентов.

4.3. Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку и культуре речи, познавательных способностей – речи, памяти и внимания, развитие навыков работы по усвоению учебного материала, используя учебные пособия

    Междисциплинарные связи.

5.1.Обеспечивающие все дисциплины

5.2.Обеспечиваемые: русский язык

    Методическое обеспечение занятия.

6.1. Наглядные пособия

6.2. Раздаточный материал:

6.3. Технические средства

6.4. Используемая литература:

Уч. 1. – Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Введенская Л.А., Черкасова М.Н. - Изд. 15-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 380, с. - (Среднее профессиональное образование).

Уч. 2. – Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 3-е изд. / Н.В. Кузнецова. - М. : ФОРУМ - ИНФРА-М, 2009. - 368 с. - (Профессиональное образование).

Уч. 3. – Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н.Б. Самсонов. - М.: Оникс, 2010. - 304 с.

8. Ход занятия

8.1.Структура занятия

Время

Элементы

занятия

Использо-

вание НП, ТСО

8.2. Содержание занятия.

№ эле-мента

Элементы занятия

Организация студентов к занятию.

Мотивация познавательной деятельности студентов:

Сообщение темы занятия;

Определение целей и задач занятия;

Краткая информация о последовательности работы студентов на занятии и др.

Проверка домашнего задания, установление уровня знаний, умений, навыков студентов. Формы и методы контроля. Фронтальный опрос по следующим вопросам:

    Что Вы понимаете под понятием «культура речи»?

    Назовите аспекты «культуры речи».

    Каковы основные требования к речи?

    Что изучает культура речи?

    Каковы критерии хорошей речи? Приведите свои примеры для иллюстрации каждого критерия.

    Расскажите, почему важно уметь говорить правильно и уместно.

    Как можно выработать у себя навыки хорошей речи?

Урок изучения нового материала. Формы и методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ), частично-поисковый метод (выбор студентами примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии), репродуктивный и проблемный методы обучения; интерактивная лекция, сообщения студентов, самостоятельная работа студентов с карточками и таблицей, аналитическая беседа. Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения студентов.

Объяснение нового материала. Интерактивная лекция преподавателя с применением информационных технологий (презентация), по ходу которой студенты выполняют задание: составить конспект (заполнить таблицу).

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

План занятия:

Вопрос 2. Русское ударение и его основные признаки.

Вопрос 1. Фонетические единицы языка (фонемы).

Гласные и согласные звуки

Фонетика – учение о звуковой стороне языка. Это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, особенности ударения, интонации, членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки.

Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения, например, союз а – это слово, имеющее противительное значение, но [а] этого значения не имеет.

Фонема – кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Фонетика (rp. phonetike) изучает звуки речи, а г р а ф и к а (гр. graphikos - нарисованный) изучает их изображение на письме, т.е. буквы.

Различайте термины «звук» и «буква», звуки мы произносим и слышим, а буквы - пишем.

Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые образуются в органах речи под давлением выдыхаемого воздуха, не встречающего в полости рта на своем пути препятствий. Поэтому в образовании гласных звуков участвует только голос.

Согласные - это звуки, которые состоят или из одного шума, образуемого различными преградами в полости рта на пути выдыхаемого из легких воздуха, или из шума и голоса. В первом случае образуются глухие согласные, во втором - звонкие. Еще выделяются и сонорные согласные л, м, н, р, в образовании которых голос преобладает над шумом, они как бы звонче звонких.

Большинство глухих и звонких согласных образуют пары, однако некоторые согласные являются только глухими, другие - только звонкими. В приводимой ниже таблице знак ["] над согласной справа показывает мягкость ее произношения; латинская буква [j] обозначает среднеязычный звонкий согласный, черточка над согласной указывает на долгий звук, например [ш"].

Звуки Парные Непарные

Звонкие бб" в в" г г" д д" ж ж" з з" л л" м м" н н" р р" j

Глухие п п" ф ф" к к" т т" ш ш" с с" х ц ч"

Различаются также твердые согласные и мягкие согласные. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары, однако некоторые согласные являются только твердыми, другие - только мягкими, как это показано в приводимой ниже таблице.

Звуки Парные Непарные

Твердые б в д з л м н п р с т ф г к х ж ш ц

Мягкие б" в" д" з" л" м" н" п" р" с" т" ф" г" к" х" ж" ш" ч

При характеристике звуков речи следует указывать эти их особенности. Это следует иметь в виду при фонетическом анализе слов. В этом случае заданное слово следует записать в транскрипции. Например, сделаем фонетический разбор слова «графика» - [графикъ].

Охарактеризуем звуки в этом слове. Сначала назовем гласные. Гласный а - ударный, гласный и - безударный, гласный а - [ъ] безударный (звуки обозначены соответствующими буквами). Согласные: г - шумный, звонкий, парный, твердый; р - сонорный, твердый; ф - шумный; глухой, парный, мягкий; к - шумный, глухой, парный, твердый. Согласные звуки в этом слове также обозначены соответствующими буквами. В слове семь звуков и семь букв.

При фонетическом разборе слов нужно учитывать особенности русской графической системы, так как одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква в - звучит по-разному в словах звук и зов во втором слове она обозначает глухой согласный [ф].

Следует учитывать двойное значение букв е, ё, ю, я. В начале слова, после гласных, после разделительных твердого и мягкого знаков они обозначают два звука: й + э, й + о, й+ у, й + а (яма, юла, моя, семья, съезд). После согласных эти буквы обозначают один звук (э, о, у, а) и мягкость предшествующего согласного (мял, мел, пел, люблю).

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначает как твердые, так и мягкие согласные. Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь, а твердость - буквами э, о, у, а, ы, например: мера - мэр, перо - пэр, пюре - пурга.

Слог

С л о г - это один гласный звук или сочетание согласного с гласным, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог, заканчивающийся гласным звуком, называется открытым, например: го-ло-ва, стра-то-сфе-ра. Слог, заканчивающийся согласным звуком, называется закрытым, например: кой-ка, гор-дый, пал-ка.

Правила переноса слов:

1.Слова переносятся по слогам, например: сто-ро-на, без-вод-ный.

2.При переносе нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Правильно: про-пуск, сдви-нуть.

Неправильно: пропу-ск, сд-винутъ.

3. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Правильно: ге-рой, пу-стяк, пус-тяк.

Неправильно: гер-ой, пуст-як.

4. Если после приставки стоит буква ы, то нельзя переносить часть слова, начинающуюся с нее.

Правильно: ра-зыгратъ, разыг-рать, по-дыскать, подыс-кать.

Неправильно: раз-ыграть, под-ыскатъ.

1. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Правильно: разъ-езд, мень-ше.

Неправильно: раз-ъезд, мен-ьше.

2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Правильно: рай-он, строй-ка, стай-ка.

Неправильно: ра-йон, стро-йка, ста-йка.

7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Правильно: ана-то-мия.

Неправильно: а-натомия, анатоми-я.

Поэтому некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, обувь, улей, якорь.

При стечении согласных возможны варианты переноса, например: се-стра, сес-тра, сест-ра.

Предпочтительны такие переносы, при которых не разбиваются значимые части слова (морфемы), например: под-битъ (а не по-дбить), вы-зватъ (а не выз-вать), пере-бросить (а не переб-росить).

Звуковые законы в русском языке

Звуковой закон в области гласных звуков состоит в их р е д у к ц и и - ослаблении гласных звуков в безударном положении. Так, в слове голова в первом предударном слоге на месте буквы о произносится звук [а] (квадратные скобки указывают на звук, а не на букву), а во втором предударном слоге на месте буквы о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а]: его условно обозначают знаком [ъ]. Получается такая фонетическая передача [гълава].

После мягких согласных на месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, близкий к [и], например: весна [в"исна], пятно [п"итно]; в остальных предударных сло¬гах и в заударных слогах произносится звук, напоминающий очень краткий [и], который условно обозначают знаком [ь], например: великан [в"ьликан], пятачок [п"ьтачок].

Звуковые законы в области согласных звуков проявляются прежде всего в оглушении звонких согласных и в озвончении глухих. Только перед гласными звуками (сильная позиция) согласные звуки не изменяют своего звучания: день [д"эн"], тон [тон]. В слабых позициях (позиция в абсолютном конце слова, позиция звонкого шумного согласного перед глухим шумным и глухого шумного перед звонким шумным) наблюдаются позиционные мены.

1.В абсолютном конце слова звонкие согласные меняются на глухие: гриб - гри[п], творог - творо[к], обед - обе{т], гараж - гара[ш], заказ - зака[с].

2.Звонкие согласные перед глухими меняются на глухие: лодка - ло[тк]а, ложка - ло[шк]а, овца - о[фц]а, сказка - ска[ск]а, зубки - зу[пк]и, выставка - выста[фк]а. Таким образом, согласные, парные по глухости-звонкости, в слабой позиции звучат одинаково.

Позиционные изменения согласных связаны и со смягчением твердых согласных перед мягкими. Звуки [з], [с], [т], [н] перед некоторыми мягкими согласными и перед [ч"], [ш"] смягчаются в корнях слов: [з"]десь, [с"]тепь, пе[н]-сия, пте[н"]чик, ба[н"]щик; на стыке приставки и корня: бе[з"]детный, во[з"]деть, и[з"]делие, ра[с"]сечь.

Иногда перед мягкими согласными могут смягчаться некоторые согласные и в корнях слов, и на стыке приставки и корня: [д]ве, и[з]мять.

Звуковой системе русского языка свойственно упрощение сочетаний согласных и сокращение групп одинаковых соглас¬ных. В сочетаниях букв здн, стн, нтск, стск, стл, рдц, ндш не произносятся д, т: по[зн]о, нена[сн]ый, гига[нск]ий, слави[сск]ий, сча[сл]ивый, се[рц]е, ла [нш]афт. Не произносится согласная в в сочетании вств: чу[ств]о, здра[ств]уй - и л в сочетании лнц: со[нц]е.

При стечении трех одинаковых согласных они сокращаются до двух: рас+ссоритъ - ра[сс]орить, Одесс+ский - Оде[сс]кий.

Действующие в современном языке звуковые законы иногда приводят к полному уподоблению некоторых согласных звуков следующим за ними согласным. Знание звуковых законов русского языка необходимо для того, чтобы освоить нормы литературного произношения, которому придается особое значение при оценке культуры речи.

Вопрос 2. Русское ударение и его основные признаки

Наука о литературном произношении и ударении называется о р ф о э п и е й (гр. orthos - прямой, правильный и ероs - речь). Важнейшая особенность этой науки - ее мягкий, уступчивый характер: она не только указывает правила литературного произношения, но и устанавливает допустимые границы их нарушения (в зависимости от условий общения). Для речи ораторов, докладчиков, выступающих перед большой аудиторией, существуют одни правила, для дружеской беседы - другие.

Ударение

Особенности русского ударения

Слово может состоять из одного или нескольких слогов, один слог в слове – ударный, остальные – безударные.

Различают словесное и фразовое (логическое) ударение (принадлежит к интонации, являясь его частью).

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Русское словесное ударение является свободным, то есть не закрепленным за определенным по местоположению слогом: дети, сидеть, гвоздика, генерал и т.д.

Русское ударение отличается разноместностью: в различных формах слова или в словах одного корня оно может быть на разных слогах, разных морфемах: мех - меха – меховой.

В то же время во многих случаях ударение в формах слова не меняет своего места (одноместно): кровать, кроватью – кровати.

Все знаменательные слова имеют ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно ударения не имеют. В потоке речи служебные слова сливаются со знаменательными словами, к которым они относятся, образуя с ним фонетическое слово: на вокзале, при дороге. Безударные примыкающие служебные слова называются проклитиками, если они стоят перед ударным словом (на вокзале) и энклитиками, если они стоят за ним (далеко ли).

Обычно слова русского языка имеют одно ударение. Однако большой ряд двух и трехсложных слов, достаточно длинных, имеют 2 или 3 ударения. Последнее из них основное и полновесное, остальные – дополнительные (побочное ударение): железнодорожный, машиностроение, аэрофотосъёмка.

Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым ударением. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Например: Елизавета Ивановна / сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде, / погруженная в глубокие размышления.

Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

Выделение в речевом такте более сильным ударением какого – либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим (фразовым) ударением. Любое слово в речи может нести логическое ударение.

Ударение - это выделение одного из слогов в слове усилением голоса. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение – это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Словесное ударение – это выделение слога в слове.

Ударение в русском языке характеризуется следующими основными признаками:

1. Ударный слог произносится с большей силой; ударение характеризуется большей громкостью ударного слога.

2. Ударный слог выделяется большей длительностью.

3. Ударный слог в отличие от безударного характеризуется значительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.

В русском языке ударение разноместное, т.е. может стоять на любом слоге (первом, втором, третьем и т.д.), например: комната, дорога, молотьба. Русское ударение подвижное: может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова, например: голова - голову (вин. пад.), город - города (мн. ч.).

В сложных словах, кроме основного, может быть еще второстепенное, или побочное, ударение, например: радиопередача, вагоностроительный.

Ударение может играть смыслоразличительную роль, например: духи (парфюмерное изделие) - духи (мн. ч. от слова «дух»).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причем из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звони́шь, звони́т. Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тво́рог и творо́г. Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткала́ и тка́ла, косу́ и ко́су.

Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ко́мпас и компа́с), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [ты́с"ич"а] и [ты́щ"а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [паэ́т] и [поэ́т]).

Ударение – это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нем) с большей силой и длительностью. Другие отличительные признаки русского ударения – его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): де́рево, доро́га, молоко́.

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: но́ги – ноги́.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: прибо́росамолётострое́ние, однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парахо́т].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую – группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал"а́], он-то [о́нта];

2) смыслоразличительную – ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: му́ка – мука́, за́мок – замо́к,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: зе́мли – земли́.

Вопрос 3. Фонетические средства речевой выразительности.

Применение разнообразных приемов звуковой организации речи для усиления ее выразительности называется звукописью. Она состоит в особом подборе слов, которые своим звучанием способствуют образной передаче мысли. Звукопись возможна лишь в художественной речи, и прежде всего в поэзии.

Для того чтобы звучание речи стало заметным, необходимо отчетливое выделение слов при чтении и усиление выразительных созвучий. Это требует особой интонации, возможной лишь в поэзии и лирической прозе. Здесь слова выпуклы, весомы, они произносятся замедленно; эмоциональная речь богата паузами. А в стихах благодаря ритму, рифме слова озвучены больше, чем в простом разговоре.

Мастера художественного слова используют разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Важнейший из них - звуковая инструментовка, которая состоит в подборе слов близкого звучания. Например, у Пушкина: Пирует Петр. И горд, и ясен, // И славы полон взор его. // И царский пир его прекрасен («Полтава»). В богатстве звуковых повторов гласных [о, а] и согласных [п, р, т] отражается широта размаха воспеваемого победного торжества; перекличка звуков усиливает первое словосочетание - Пирует Петр.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают два типа звуковой инструментовки: аллитерацию и ассонанс. Аллитерацией называется повторение согласных: Еще в полях белеет снег, // А воды уж весной шумят - // Бегут и будят сонный брег, // Бегут и блещут и гласят (Тютч.). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение звуков, стоящих в начале слова и в предударном положении. Разве можно не заметить аллитерацию, например, в начале стихотворения С. Есенина «С добрым утром!»? Задремали звезды золотые, // Задрожало зеркало затона... Мы замечаем звуковое подобие не только рядом стоящих слов, но и разделенных другими словами текста. Например, повторение [р] и [з-с] в четверостишии С. Есенина:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Поэтическая речь может быть инструментована повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую перекличку, чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит нам звучание текста. Такова звуковая инструментовка замечательных пушкинских строк: Взгляни: под отдаленным сводом // Гуляет вольная луна; Взлелеяны, в восточной неге, // На северном, печальном снеге // Вы не оставили следов [о ножках]; Ей рано нравились романы; Чья благосклонная рука // Потреплет лавры старика!

Другой тип инструментовки представляет ассонанс - повторение гласных: Пора, пора! Рога трубят... (А. Пушкин) В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные значительно изменяются. И еще надо учитывать, что звук [а] может обо¬значаться буквой о в безударном положении, звук [о] - бук¬вой ё. Так, в отрывке из «Полтавы» Пушкина ассонансы на [а] и на [о] создают лишь выделенные нами гласные:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух...

Более короткие и редуцированные звуки, переданные этими же буквами - о и а, не актуальны для звукописи, они мало заметны. Но если гласные не подвержены изменениям в безударном положении, они участвуют в создании ассонанса. Например, Некрасов ассонансом на [у] передает «музыку» железной дороги: Все хорошо под сиянием лунным, // Всюду родимую Русь узнаю... // Быстро лечу я по рельсам чугунным. // Думаю думу свою...

Русских поэтов увлекала не только «сладкогласная» музыка речи, но и иные звучания. Большие художники не отказывались от использования с целью звукозаписи любых созвучий, находя для них применение в поэзии. Вспомните «неэстетичные» шипящие в некрасовских стихах: От ликующих, праздно болтающих, // Обагряющих руки в крови... Они эмоционально оправданы, как и у Лермонтова, когда он писал: Быть может, за стеной Кавказа // Сокроюсь от твоих пашей, // От их всевидящего глаза, // От их всеслышащих ушей.

Закрепление изученного материала. Проблемный, частично-поисковый методы обучения.

1.Что является объектом изучения фонетики?

2.С какими разделами языка тесно связана фонетика? Приведите примеры.

3.Какие принципы лежат в основе деления звуков на гласные и согласные?

4.Какие фонетические законы в области согласных звуков вам известны? Охарактеризуйте их.

5. Назовите приёмы усиления фонетической выразительности речи.

6. Дайте определения терминам аллитерация, ассонанс. Приведите примеры.

7. С какой целью используются аллитерация и ассонанс в поэтической речи?

8. Укажите различия между анафорой и эпифорой.

Упражнения

1. Выделите слова, в составе которых есть й:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

2. В каких словах две буквы обозначают один звук?

Аллея, подъехать, ненастный, острый, сомнения, бесшовный, воинский, медный, происшествие, семья, содержится, взять, извозчик, обезжиренный.

3. Укажите в тексте согласные звуки, не имеющие пары по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости.

И наконец я счастлив буду,

Спокойно мир оставлю сей-

И в благодарности моей

Твою пощёчину забуду.

(П.)

4. Определите сильные и слабые позиции гласных.

Варенье, городской, доброта, заземлять, затворить, примерять, примирять.

5. Прочитайте отрывок из лекции А.Е Ферсмана «Камень в культуре будущего». Найдите в тексте повторы и объясните, с какой целью автор их использует.

Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твёрдости, постоянства и вечности? Разве есть что-либо твёрже алмаза, что может сравниться с прочностью и нерушимостью этой формы углерода?

Разве корунд в многочисленных своих видоизменениях, топаз и гранат не являются основными шлифующими материалами, и с ними сравнимы лишь новые искусственные продукты человеческого гения? Разве кварц, циркон, алмаз и корунд не являются одними из самых устойчивых химических группировок природы и разве огнестойкость и неизменяемость многих из них при высоких температурах не превышают далеко огнестойкость подавляющего большинства других тел?

6. А. Блок

Май жестокий с белыми ночами!

Вечный стук в ворота: выходи!

Голубая дымка за плечами,

Неизвестность, гибель впереди!

Обратите внимание на повторение звуков в начале и в конце слов. Такой приём называется смешением анафоры и эпифоры. - С какой целью автор использует такой приём в данном стихотворении?

7. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева. Назовите повторяющиеся одинаковые или сходные согласные.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Как называется такой приём? Найдите примеры данного приёма в других стихотворениях поэта.

Задание на дом:

Задание для самостоятельной работы:

Преподаватель: Матвеева М.В.