Ремонт

Эмотивно-лабильный тип личности. Аффективно - лабильный тип личности

Эмотивно-лабильный тип личности. Аффективно - лабильный тип личности

Лабильный тип

Этот тип наиболее полно описан под разными наименованиями «эмоционально-лабильный», «реактивно-лабильный» или «эмотивно-лабильный». В систематике психопатий у Г. Е. Сухаревой этот тип отсутствует. Однако в описанной ею картине «общего» или «гармоничного» инфантилизма содержатся почти все свойственные лабильному типу признаки. При этом добавляется, что с возрастом детский инфантилизм может сгладиться, но остается реактивная лабильность. Как известно, проблема взаимоотношения инфантилизма и психопатий с давних пор привлекает внимание. Наиболее рациональной нам представляется точка зрения на инфантилизм, в том числе и на общий, гармоничный, как на основу, на которой могут формироваться разные типы психопатий.

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные «простуды», хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания, хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно фактор «соматической инфантилизации» играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное отличие от сходного по названию типа «неустойчивых», при котором основной дефект падает на волевую сферу. Как известно, изменчивость настроения вообще свойственна подростка. В какой-то мере все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика этого типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависит и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и т.е. же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что «все не так страшно», но в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство. Однако реакция эмансипации становится более постоянной и направленной, если ее подогревает неблагоприятная семейная ситуация. Тяга к группированию со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, а плохие - избегают общений. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, а более ищут эмоциональных контактов; охотно довольствуются положением любимца и баловня, которого опекают и защищают более стеничные приятели.

Реакция увлечения лабильных подростков обычно ограничивается типами хобби, обозначенными нами, как информативно-коммуникативный и эгоцентрический. Им чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более они не претендуют на лидерство. Общение с товарищами, художественная самодеятельность, да еще некоторые домашние животные (большей частью собственная собака) относятся к тому роду увлечений, которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняющей их в момент перепадов настроения. Но ни одно из хобби не длится слишком долго и скоро сменяется другим.

Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями, а влечение остается малодифференцированным, вследствие чего возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но чрезмерных сексуальных эксцессов лабильные подростки всегда стараются избежать.

Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они - «люди настроения» и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию - сразу, при первом контакте чувствуя кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.

Степень выраженности эмоциональной лабильности в подростковом возрасте обычно не превышает уровня явной акцентуации. Под наблюдение психиатра случаи лабильной акцентуации подпадают, когда психические травмы или трудная обстановка вызывают острые аффективные реакции (иногда с суицидным поведением), реактивные депрессии, тяжелые невротические состояния. В фокусе внимания обычно оказываются сами эти реакции и вызвавшие их травмы, а личность, особенности характера, обуславливающие легкость подобных срывов, нередко остаются в тени. Именно поэтому эмоционально-лабильный тип Шнейдера-Ганнушкина не получил распространения как рабочий термин в психиатрической практике, несмотря на яркость описаний и частоту, с которой этот тип встречается.

Лабильно-истероидный вариант. В описании лабильного типа можно увидеть черты сходства с другими типами. Богатая эмоциональность, хорошая интуиция, некоторый эгоцентризм, точнее - любовь внимания к себе, излюбленные «хобби» объединяют лабильных подростков с истероидными. Но искренность в отношении к себе и к окружающим, отсутствие нарочитой демонстративности в поведении, способность к теплой привязанности отличает их от истероидов. Лабильным подросткам свойственна также гораздо лучшая самооценка характера. И у лабильных, и у истероидных подростков приходится также встречать склонность к фантазированию. Но фантазии лабильных подростков лишены упоительно-авантюрной жилки, намерения обратить своими выдумками на себя все взоры окружающих, выставить исключительность своей особы. Это - фантазии более романтические, это - скорее идиллические мечты о свершении надежд, о безмятежном счастье и радости всегда и везде и для себя, и для своих близких.

Тем не менее в некоторых случаях истероидные черты бывают выраженными и, главное, под действием психических травм и с трудных ситуациях аффективные реакции и реактивные состояния приобретают отчетливый истерический оттенок. Подобные случаи расценивались нами, как смешанный лабильно-истероидный тип.

Лабильно-аффективный вариант. Как указывалось, степень выраженности лабильного типа в подростковом возрасте обычно ограничивается акцентуацией и лишь изредка достигает психопатии. Лишь иногда психопатизация идет по пути усиления эмоциональной лабильности до аффективной взрывчатости. Обычно такие случаи попадают в сборную группу возбудимых психопатов. Действительно, аффективные вспышки здесь нередко возникают по ничтожному поводу, но они быстро истощаются. В аффекте не бывает склонности к агрессии. Постоянная смена настроения резко сказывается на всем поведении, проявляясь неусидчивостью, несобранностью, отвлекаемостью, быстрой сменой интересов. От всего этого страдает учеба, возникают постоянные конфликты как со старшими, так и со сверстниками. Кроме того, обычно отсутствует способность к правильной самооценке, присущая лабильной акцентуации критичность в отношении своего характера. В поведении также нередко обнаруживаются некоторые черты неустойчивого типа.

Другие варианты лабильного типа. Часть представителей эмоционально-лабильного типа занимает положение, близкое к типу циклоидному. У них наблюдается фазность в колебаниях настроения: чередуются «хорошие» и «плохие» дни. Нами подобные случаи рассматривались, как вариант циклоидного типа - «лабильные циклоиды». Нами отмечено также, что эмоциональная лабильность нередко сочетается с сенситивностью. Возможно, лабильность может служить одним из фонов для последующего формирования сенситивного типа (см. сенситивно-лабильный вариант при описании сенситивного типа).

Лабильно-циклоидный вариант ограничивается рамками акцентуации, лабильно-истероидный и сенситивно-лабильный могут достигать степени психопатии, при этом особенно усиливаются именно истероидные или сенситивные черты. Таким образом, на базе лабильности мы сталкиваемся с тремя типами психопатизации: лабильно-аффективным, лабильно-истероидным и сенситивно-лабильным.

С момента произнесения этой фразы неврологом(а это года три уже) она не выходит у меня из головы.

Но только сегодня я решила посмотреть, что это значит, как к этому относиться, наверное потому что эмоциональные скачки Андрея меня очень утомляют. Всё оказалось не так страшно, если не считать того, что грозятся, что таким ребёнком он остнется до смерти..не знаю, радоваться или огорчаться, что он не будет себя вести прилично никогда..

для себя копирну статью, на досуге обдумаю:

Лабильный тип

Лабильный тип - психотип, характерный рисунок личности. Иногда - акцентуация характера.

Лабильный тип наиболее полно описан под разными наименованиями "эмоционально-лабильный", (Schneider, 1923),"реактивно-лабильный" (П. Б. Ганнушкиным, 1933) или "эмотивно-лабильный" (Leongard, 1964, 1968) и др. В классификации Н.И.Козлова это - Человек настроения.

Короткая характеристика психотипа

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемое переключение эмоционального состояния...

Богатая чувственная сфера, высокая чувствительность к знакам внимания. Сильная душевная боль при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Общительность, добродушие, искренняя привязанность, социальная отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.

Лабильный тип и внешняя оценка

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние.

О лабильном типе подробнее

Лабильный тип и настроение.

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения...

Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

Лабильный тип и болезни

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно, фактор "соматической инфантилизации" играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Лабильный тип и глубокие чувства

Маломотивированная смена настроения лабильного типа иногда создает впечатление о поверхностности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

Лабильный тип и дружба

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что "все не так страшно", но и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильный тип и окружающие

Самооценка лабильного типа отличается искренностью (Ефременкова, Иванов, 1971). Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они - "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию - сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить...

Портрет лабильного типа по Н.Н.Козлову

Все мы - родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его душа - душа ребенка, она светла, искрення, непосредственна и наивна. Смотри Человек настроения

Человек настроения

Человек настроения - один из психотипов в классификации Н.И.Козлова. Аналог Лабильного типа в классификации Личко.

Портрет психотипа

Ах, Иванушка, рассмешил ты меня!

Царевна Несмеяна, сквозь слезы

Все мы - родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его душа - душа ребенка, она светла, искренна, непосредственна и наивна.

В детстве эти дети часто болели инфекционными заболеваниями: постоянные ангины, простуды, хронические пневмонии, мог быть ревматизм, холецистит и другие нестрашные, но неприятные вещи. Они болели не тяжело, но затяжная и повторная форма вела к тому, что с ними всегда был кто-то из любящих их близких. Немножко покапризничать, немного поиграть - нянчиться с таким ребенком было приятно. Ребенок был любим и отвечал тем же.

Он был милым с детства: вот он прибежал к мамке, так душевно уткнулся в нее, спрятав глазки, и прижался, обняв... Пожаловался, даже слезы выступили на глазах! Но что самое приятное, быстро под теплыми мамиными словами утешился. И расцвел улыбкой...

С ним нянчились, ловили малейшее изменение его настроения и самочувствия, и он стал делать так же. И, повзрослев, он стал вечной нянькой сам себе, нежно любимому. Похоже, что ему понравилось купаться в светлом детстве, и уходить во взрослую, самостоятельную и ответственную жизнь - он не стал.

И теперь каждый раз, любую минуту этот славный большой ребенок разрешает себе чувствовать то, что ему хочется: когда - радоваться, когда - капризничать или грустить. Это стиль его жизни, а найти поводы для любого настроения при желании - так легко!

Некстати пошел дождь, перед носом отъехал троллейбус, а потом оторвалась пуговица - настроение испорчено. Рядом встала симпатичная девушка, выглянуло солнышко, на сером асфальте увидел потрясающе оранжевую апельсиновую корку - душа поет, хочется любить всех. Все легко: потому что, когда в следующий раз он захочет погрустить и пожалеть себя родного - он найдет поводы для этого "на раз".

Как искренний ребенок, он все переживает взаправду, от души и во все тело: он легко теряет сон и аппетит, резко меняется его трудоспособность и просто состояние здоровья. Изменилось настроение - меняется мир. Он на подъеме - жизнь прекрасна, он всех любит и всем восхищается. Он не в духе, значит, все хреново, люди гады, а сам он дурак.

Он живет не головой, а сердцем, и сердце его подводит редко. Он интуитив, и, знакомясь с людьми, мгновенно чувствует настоящее отношение к себе.

Хуже бывает то, что на него он также мгновенно и искренне реагируют...

И тем не менее окружающие люди, а особенно его близкие, относятся к нему с искренней симпатией: ведь в душе он добрый и теплый человек, он не завистлив, не заносчив, благодарен, ценит доброе к себе отношение, в общении открыт и сердечен.

На работе он так же приятен и мил, но если там нужно работать, то он существенно бесполезен. Растерянно улыбаясь или огорченно мнясь, он будет виновато рассказывать про очередные обстоятельства, искренне вздыхать и обещать, что это в последний раз, - но вы-то знаете, что проваленное им дело не первое и не последнее.

Такие люди не ставят себе больших задач в жизни и, пока жизнь их бережет, живут легко, ловя солнышко и иногда трепыхаясь, как листок на ветру. Однако настоящие утраты они переносят тяжело, и в трудностях на них опереться нельзя: они не привыкли бороться. Они могут только переживать и плакать.

Похоже, они в любом возрасте верят, что, если долго и горько плакать, кто-то Очень Большой и Добрый обязательно придет и их непременно утешит... Смотри Человек-ребенок

Что делать?

Если вы наблюдаете у себя черты человека настроения и хотите скорретировать свои особенности, то смотри

Лабильный тип: как работать над собой

Если вы наблюдаете у себя черты лабильного типа и хотите скорретировать свои особенности, то предварительно посмотрите статьи:

  1. Развитие личности на позитиве
  2. Развитие эмоциональной сферы человека настроения
  3. Упражнения для Анти-параноика.

После этого ваша программа:

  • Никогда себя не ругайте: если к вашему многообразию чувств прибавится чувство вины, эта компания лучше не станет. Просто примите себя: вы - Солнышко. И Цветок. Смотри Принятие себя
  • Тем не менее, вам пора взрослеть и начинать трудиться. Для начала поучите себя жить не стихийным, а планово-отчетным образом: каждый день утром давайте себе микрозадания и каждый вечер делайте себе отчет: что сделал, что нет. Но не наказывайте себя, а просто изучайте. Смотри Учет времени
  • Среди других заданий вам надо решиться на контрастный душ, а попозже перейти на обливание холодной водой из ведра, желательно с головой. Когда добьетесь этого - погордитесь, что у вас это получилось!

На тему "заболею!!" - не заболеете, если перед этим разогреете себя физическими упражнениями и обливание сделаете с удовольствием. И то, и другое, как вы догадываетесь, вполне в ваших силах. Смотри Закаливание

  • Каждый раз, когда изменилось настроение, фиксируйте - из-за чего. Вечером свои записи просмотрите и решите:

– Стоило ли событие такой вашей реакции?

– Как можно было отреагировать душой по-другому, более спокойно и адекватно?

– Представьте зрительно и душой, что вы это делаете... Вживитесь в это...

  • Сходите в Синтон на "Мир эмоций", займитесь аутотренингом, НЛП или любой другой техникой, помогающей вам самостоятельно управлять своими эмоциями и настроениями.
  • Не боритесь против стихии эмоций, а овладевайте ею, учитесь управлять. Полезные упражнения:

– 3 минуты в день смеяться без всякого повода.

– Жалобно обижаться просто так. "Вот, вообще, плохие такие!!" А потом, в качестве упражнения, обиду просто так прекращать. Даже когда для обиды будут явные поводы. Смотри Управление эмоциями

  • Тренировать Карусель состояний: входить в заданное состояние и переходить в следующее, по кругу и постепенно ускоряя темп. Список и расшифровка состояний: Нирвана (божественное безразличие), Озорник (расшифровывать надо?), Бизнесмен (уверенное знание что мне надо), Коммандос (агрессивная собранность), Доброе Высокомерие (как к милым щенкам), Недовольное Раздражение (ну кто тут еще?), Прощальная Нежность (ми-илые!). Научитесь крутить одно за другим - тогда для конкретной ситуации всегда подберете то, что окажется наиболее подходящим. Смотри Карусель состояний

Направления развития

Если вы наблюдаете у себя черты лабильного типа и хотите скорректировать свои особенности, то посмотрите статьи:

  1. Лабильный тип: как работать над собой
  2. Развитие личности на позитиве
  3. Управление эмоциями
  4. Некоторые виды эмоций практически неуправляемы почти при любой подготовке, некоторые (эмоциональные акции) - управляемы легко, управляемы любым ребенком. Некоторые виды эмоций практически неуправляемы почти при любой подготовке, некоторые – управляемы любым ребенком. Гасить уже возникшее и раскрученное эмоциональное состояние - затруднительно, вызвать у себя нужную эмоцию в подходящей ситуации - несложно. Эмоции, развившиеся до состояния аффекта - неуправляемы, радостно и искренне улыбнуться при встрече способны все нормальные люди.

    Многими из своих эмоций мы перестаем управлять, когда теряем проактивность, начинаем ожидать действий окружающих, вместо того чтобы действовать самим, когда выключаем голову, привыкаем реагировать автоматически и шаблонно.

    Когда наши эмоции становятся нашими реакциями, с ними совладать сложнее. Но в этом есть и хорошая новость: все эти возможности мы можем себе возвратить. Если мы мастерски владели своими эмоциями в детстве, мы можем сегодня возвратить это мастерство. Мы можем действовать активнее, на опережение, мы можем переставать реагировать шаблонно, можем начать думать и вести себя так, как выберем сами.

    О людях с какой подготовкой идет речь?

    Все очень конкретно. Совсем не умеют управлять своими эмоциями только некоторые клиенты психиатров, нормальные люди с сохранной психикой управлять своими эмоциями могут, просто не всеми и не всегда. Если человек в бодром, ресурсном состоянии, то в большинстве случаев управлять эмоциями ему нетрудно. Если человек уставший, больной или в состоянии аффекта, как либо управлять собой в таком состоянии затруднительно. С другой стороны, уже дети легко запускают свой плач родителям, для них это элементарно. Большинство детей уже с трех-четырех лет по просьбе родителей могут легко как заплакать, так и засмеяться, удивиться или обидеться. Играя между собой, дети – и особенно девочки – эмоции выражают ярко, адекватно и убедительно. Весь вопрос в том, что иногда с некоторыми эмоциями оказывается совладать трудно: трудно не рассердиться, когда тебя злят, трудно убрать обиду, когда она уже разгорелась в душе.

    Задача управления эмоциями обычно оказывается непростой именно потому, что ее ставят люди, уже пропустившие момент возникновения эмоции, не предупредившие этого возникновения, не предупредившие действия других людей, создавших им эти эмоции. При этом, если человек переходит в более активную, лидерскую позицию и запускает свои и чужие эмоции сам до того, как на него польются волны чужих эмоций, ему уже не нужно управлять эмоциями своими. Он опередил и управляет ситуацией сам.

    Если вы ходите сутулые и с тоскливым выражением лица, рано или поздно вы себе испортите настроение и будете спрашивать: "А как мне поправить настроение, если нет никакого настроения это делать?" Да, вы себе устроили засаду... Если же завтра с утра встанете бодро, сделаете зарядку, расправите плечики и улыбнетесь домашним, вы обеспечите хорошее настроение и себе, и близким.

    Если вы вполне позитивные приехали к маме, а мама не в духе, то настроение изменится у того, кто был активнее: если разрешите бухтеть маме, скоро будете бухтеть и вы. Если вы маму обняли, рассказали как по ней соскучились и начнете хвалиться своими успехами, каждый раз отмечая, что все это только благодаря маме, то у вас велики шансы на победу: скоро мама начнет улыбаться и радоваться вашим успехам вместе с вами.

    Управление эмоциями – дело воспитания. Именно воспитанный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями даже там, где это трудно и не хочется. Развитая личность контролирует свои эмоции, умеет управлять своими эмоциями и состояниями, умеет владеть собой.

    Актеры, индейцы, дипломаты и другие люди, прошедшие специальную подготовку, своими эмоциями владеют гораздо лучше, чем обычные люди, такой подготовки не имеющие. Каждый человек может развивать способность управлять своими эмоциями, если поставит себе такую задачу. Главное - желание и тренировка.

    И последнее. В некоторых ситуациях вы можете оказаться беспомощными перед своими эмоциями вовсе не потому, что не можете ими управлять. Физически - можете, а вот социально иногда это сделать нельзя. Существуют социальные ограничения управления эмоциями.

Этот тип описывался под разными наименованиями: «эмоционально-лабильный» , «реактивно-лабильный», или «эмотивно-лабильный» [Ганнушкин П. Б., 1933], «эмотивный», «сверхподвижный» . В систематике психопатий у детей, данной Г. Е. Сухаревой (1959), этот тип отсутствует, однако в описанной картине «общего» или «гармоничного» инфантилизма содержатся почти все свойственные лабильному типу признаки. При этом добавляется, что с возрастом «детский инфантилизм» может сгладиться, а «реактивная лабильность» остается. Как известно, проблема взаимоотношения инфантилизма и психопатий с давних пор привлекает внимание [Буянов М. И., 1971] Наиболее рациональной нам представляется точка зрения на инфантилизм, в том числе и на общий (гармоничный), как на основу, на которой могут формироваться разные типы психопатий [Ковалев В. В., 1973]. В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям Однако почти у всех в детстве прослеживается цепочка инфекционных заболеваний, вызываемых условно-патогенной флорой. Непрерывные «простуды», частые ангины хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и другие заболевания протекают хотя не в тяжелых формах, но отличаются склонностью принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно, что фактор «соматической инфантилизации» играет существенную роль во многих случаях формирования лабильного типа. Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное различие от сходного по названию типа «неустойчивых», где основной дефект падает на волевую сферу, где неустойчивость касается поведения, поступков. Как известно, изменчивость настроения вообще присуща подросткам. В какой-то мере почти все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика данного типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. О формировании лабильного типа можно говорить, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожны. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати начавшийся дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю надетый костюм, услышанные от кого-либо хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те снова не напомнят чем-либо о себе. При беседе с психиатром, во время откровенных и волнующих разговоров, когда приходиться касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и сон, и аппетит, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению меняется и отношение к своему будущему — оно то расцвечивается самыми радужными красками, то представляется серым и унылым. И прошлое то предстает как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одно и то же окружение, одни и те же люди воспринимаются то как милые, интересные и привлекательные, то как надоевшие, скучные и безобразные, наделенные всяческими недостатками. Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление поверхностности и легкомыслия. На самом деле подростки этого типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они неосознанно ищут психотерапевта. Они ищут дружбу с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что «все не так страшно», но в то же время в минуты эмоционального подъема уметь откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, к похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны погрузить в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам. Реакция эмансипации выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных перепадами настроения, которые обычно трактуются взрослыми как простое упрямство или капризы. Однако реакция эмансипации становится более выраженной и устойчивой, если ее подогревает неблагоприятная семейная ситуация, из такой семьи лабильные подростки нередко хотят вырваться. Тяга к группированию со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, в плохие— избегают общений. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, а более ищут эмоциональные контакты. Они охотно довольствуются положением любимца и баловня, которого опекают и защищают более стеничные приятели. Реакция увлечения обычно ограничивается типами хобби, обозначенными нами как информативно-коммуникативный и эгоцентрический (см. гл. II). Им чужды и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более они нигде не претендуют на лидерство. Общение с товарищами, художественная самодеятельность да еще некоторые домашние животные (особенно привлекательна собственная собака) относятся к тому роду увлечений, которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняющей в моменты перепадов настроения. Ни одно из хобби не длится долго и скоро сменяется другим Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживанием, а влечение остается малодифференцированным, вследствие чего возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма (см. гл. III.) Но чрезмерные сексуальные эксцессы всегда избегаются. Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они — «люди настроения» и что от настроения у них зависит все. Отдавая себе отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как к ним относятся окружающие, они обнаруживают хорошую интуицию — сразу при первом контакте чувствуют, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить. Степень выраженности эмоциональной лабильности в подростковом возрасте обычно не превышает уровня явной акцентуации. Психопатии встречаются относительно редко. «Слабым местом» данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними. Данный тип акцентуации часто сочетается с вегетативной лабильностью и склонностью к аллергическим реакциям. Лабильная акцентуация может служить почвой для острых аффективных реакций (чаще импунитивных или интрапунитивных), неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатических развитии, чаще по лабильно-истероидному типу. Именно только в этих случаях лабильные подростки попадают под наблюдение психиатра. В фокусе внимания оказываются возникшие нарушения и вызвавшие их психические травмы, а особенности характера, обусловливающие легкость подобных срывов, нередко остаются в тени. Именно поэтому, нам кажется, «эмоционально-лабильный тип» Шнайдера — Ганнушкина не получил распространения в качестве рабочего термина в психиатрической практике, несмотря на яркость описаний и частоту, с которой это г тип встречается. Сергей Г., 14 лет. В детстве много болел «простудами», со школьных лет страдает хроническим холециститом. Рос веселым, общительным, но очень обидчивым. У матери — тяжелое заболевание почек, она часто и подолгу лежала в больницах. Воспитан был отцом, который с ним играл, кормил и одевал. В школу пошел охотно, до 11 лет учился хорошо. Когда ему было 11 лет, погиб отец. После его смерти несколько месяцев был крайне вял, не играл, ничего не делал, после школы все дни один сидел дома и ждал, когда мать вернется с работы. Жаловался на головную боль, плохой сон, «дергались веки». В тот же год в школе переменились учителя. Новая классная руководительница сочла его лентяем, убедила в этом других педагогов, бранила его перед всем классом. Очень переживал свои неудачи и выговоры учителей. Стал убегать с уроков, один бродил по городу. Дома на упреки матери реагировал слезами, уходил из дому, отсиживался один на лестнице. Прошлое лею провел в санатории. Вспоминает о нем очень тепло, там был дисциплинирован, спокойно относился к замечаниям старших. В начале нового учебного года в школе один старшеклассник, проходя мимо него, неожиданно плюнул ему в лицо. В гневе, изловчившись, столкнул того с лестницы. В ответ на наказание категорически отказался ходить в школу, нагрубил учителям. Дома на упреки матери дал бурную аффективную вспышку, убежал из дому, ночевал где-то в парадной. На помещение в детскую психиатрическую больницу сперва реагировал непрекращающимся плачем. Но затем, почувствовав теплое к себе отношение, успокоился. Стал учиться в школе при больнице, подружился с дисциплинированными мальчиками. Во время беседы в зависимости от содержания разговора легко переходит от грусти к улыбке и обратно. При упоминании об отце, погибшем три года тому назад, сразу расплакался, но быстро поддался утешению. Рассказал, что по утрам в одни дни встает бодрым и веселым, в другие же дни с утра чувствует вялость и скуку. Жалуется на головные боли, особенно после конфликтов в школе. Если днем случится что-либо неприятное, то вечером долго не может уснуть. Учиться любит, особенно нравится рисование и английский — учителя по этим предметам к нему тепло относятся. Согласился, что в школе и дома вел себя неправильно. Хочет продолжать учебу в прежней школе, несмотря на бывшие конфликты с педагогами. Объясняет это тем, что привык к товарищам. К матери привязан, относится к ней очень нежно. Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован лабильный тип. Признаков, указывающих на возможность психопатии, не обнаружено Конформность умеренная. Реакция эмансипации, склонность к делинквентности и алкоголизации не выраженны. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: ни признаваемых, ни отвергаемых черт какого-либо типа не выделилось. Диагноз. Затяжная реактивная депрессия на фоне явной акцентуации по лабильному типу. Катамнез через 3 года. Здоров. Продолжает учебу. По-прежнему отличается большой эмоциональностью. При психопатиях этого типа сама эмоциональная лабильность может достигать такой степени, что превращается в аффективную взрывчатость. Однако чаще на ядро эмоциональной лабильности наслаиваются черты другого типа—истероидного, сенситивного, неустойчивого. Лабильно-аффективная психопатия. Этот тип психопатии обычно рассматривается в сборной группе возбудимых психопатий. Хотя аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу, однако они быстро истощаются. Гнев легко сменяется слезами. В аффекте не бывает склонности к грубой агрессии в отношении окружающих. Обычно аффект ограничивается бурными эмоциональными проявлениями, иногда возникают реакции аутоагрессивного типа. Постоянная смена настроения ведет к крайней неусидчивости, несобранности, отвлекаемости, быстрой смене интересов. От всего этого страдает учеба, возникают постоянные конфликты как со старшими, так и со сверстниками. Обычно отсутствует присущая лабильной акцентуации правильность самооценки, нет критики к своему поведению. Александр М., 15 лет. Рос без отца в дружной семье с матерью, теткой и бабушкой. В детстве часто болел «простудами», отличался «нервностью». С первых школьных лет при вполне удовлетворительных способностях учился с трудом, был неусидчив, рассеян, все быстро надоедало На замечания реагировал бурными аффективными вспышками, крича,;, убегал из класса, по словам учителей, становился как «бешеный» В минуты повышенного настроения на уроках начинал играть роль шута, корчил рожи, смешил ребят Легко подпадал под влияние товарищей, озорничал, но избегал участвовать в драках. Увлекался игрой на рояле, затем на гитаре, пробовал играть в теннис, в хоккей — за все поначалу горячо брался, но быстро бросал. Больше всего любит «гулять с ребятами», слоняется по улицам до поздней ночи. За шумные ночные прогулки не раз был задержан милицией. Близкого друга не имеет, любит компанию. Вина не пьет — боится рвоты После нескольких конфликтов с учителями бросил школу, ничего не делал, «гулял», выменивал у иностранцев на значки жевательную резинку. Оказавшись в психиатрической больнице, сперва испугался, но быстро успокоился и освоился, стал подвижен, суетлив, отвлекаем, склонен к аффективным вспышкам по малейшему поводу Очень боялся инъекций — при виде шприца упал в обморок Во время беседы обнаружил выраженную эмоциональную лабильность — на протяжении получаса несколько раз круто менялось настроение. К матери привязан, ее опекой не тяготится. Критика к своему поведению отличается крайней поверхностностью — легко соглашается с обвинениями, дает обещания исправиться и тут же эти обещания забывает О своем будущем не думает Хотел бы работать почтальоном — нравится ходить по улицам. Высокого роста, но грацильного телосложения, женствен, имеет высокий тембр голоса, несколько детское выражение лица, но сексуальное развитие по возрасту. При неврологическом осмотре и на ЭЭГ без отклонений. Обследование с помощью ПДО По шкале объективной оценки диагностирован лабильней тип. Признаков, указывающих на возможность психопатии, не установлено. Конформность умеренная, реакция эмансипации слабая. Психологической склонности к делинквентности и алкоголизации не выявлено. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: ни черт какого-либо типа, ни наиболее отвергаемых черт не выявлено. Диагноз: Психопатия умеренной степени лабильно-аффективного типа Лабильно-истероидный тип. Может наблюдаться в рамках как психопатий, так и акцентуаций характера Психопатия этого типа может быть как конституциональной, т е. эндогенным сочетанием двух типов, так и следствием психопатического развития при воспитании лабильного подростка в системе потворствующей гиперпротекции (см. гл. V). Истероидный эгоцентризм здесь оборачивается более эгоистическим требованием беспредельной любви к себе и забот со стороны эмоционально-значимых лиц, чем жаждой привлекать к себе взоры всего окружения. Фантазии обычно лишены упоительно-авантюрной жилки. Они имеют более романтическую окраску, это скорее идиллические мечты о свершении надежд, о безмятежном счастье и блаженстве. Нет намерения своими выдумками показать исключительность своей особы. Тем не менее под действием психических травм, особенно при отвержении со стороны эмоционально-значимых лиц, и в трудных ситуациях острые аффективные реакции и реактивные состояния приобретают отчетливую истерическую окраску. Владимир Б., 15 лет С детства подвижен, неусидчив, вспыльчив В первые годы повторные пневмонии Затем рос физически здоровым Когда ему исполнилось 7 лет, отец оставил семью. Тяжело это переживал В 10-летнем возрасте стал бурно протестовать, когда в семье появился отчим ссорился с ним по малейшему пустяку ревновал к нему мать В виде протеста стал прогуливать школу, запустил занятия. В ответ на наказания со стороны матери начал бегать из дому. Побеги обставлял так, чтобы его искали и вернули. Например, уезжая в другой город к тетке, предварительно «по секрету» рассказал о своем намерении сверстнику из соседней квартиры в надежде, что тот передаст матери. Когда мать долго не приезжала за ним, сам от имени тетки дал ей телеграмму. В другой раз демонстративно отправился разыскивать родного отца, который не проявлял к нему никакого интереса. Во время побегов никогда не ночевал ни в парадных, ни в подвалах — боялся крыс. Когда на свой день рождения в наказание не получил от матери подарка, без спроса вскрыл копилку и на 25 рублей купил себе почтовых голубей. Стал проводить время в уличных компаниях, но при этом не курил, отказывался пить вино. Мать поместила его в школу-интернат — был на нее за это обижен. Из интерната также совершал побеги. Затем сдружился там с одним соучеником, очень к нему привязался. Тот был лидером среди воспитанников, и он пользовался его покровительством. Ревновал его к другим товарищам. Когда тот ему демонстративно «изменил» — убежал из интерната, бросив его, после его возвращения на глазах товарищей разыграл попытку самоповешения, но легко дал себя удержать. В подростковом отделении психиатрической больницы быстро освоился. Пытался претендовать на лидерство, но не сумел завоевать авторитета даже у младших и более слабых. В беседе обнаружил большую эмоциональную лабильность. Легко краснел, в зависимости от темы разговора унылое выражение лица и веселая улыбка быстро сменяли друг друга. Охотно беседовал, искал контакта. Об отчиме говорил сдержанно, о матери — не скрывая обиды. При расспросах о друге очень разволновался, старался уйти от этой темы, тихо пробормотал: «Я все уже рассказал». Затем признался, что с другом они были связаны «страшной клятвой», суть которой рассказать отказался, но добавил, что друг нарушил эту клятву и товарищи над ним насмехались. Попытку повеситься осудил как глупый поступок, но отказался признать его демонстративный характер. Уверял, что готов был умереть. При выраженной акселерации физического и сексуального развития обнаруживает детские интересы — любит сказки, игры, сохранено детское выражение лица. Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован лабильный тип. Признаков, свидетельствующих о возможной психопатии, не выявлено. Конформность и реакция эмансипации умеренные. Склонности к делинквентности и алкоголизации не обнаружено. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: ни черт какого-либо типа, ни достоверно отвергаемых черт не установлено. Диагноз. Психопатия умеренной степени лабильно-истероидного типа. Катамнез через 2 года. За соучастие в воровстве направлен в специальную школу для трудных подростков. Лабильно-неустойчивый тип. Как правило, возникает на фоне лабильной акцентуации вследствие воспитания, сочетающего эмоциональное отвержение с гипопротекцией. Нередко достигает психопатического развития. Внешне наблюдается «синдром неустойчивого поведения» _ сходство с психопатией неустойчивого типа из-за делинквентности, побегов из дому и т п. Однако от неустойчивой психопатии таких подростков отличает не только большая эмоциональность, но и способность к теплым привязанностям и стремление избегать всяческих эксцессов — и делинквентных, и алкогольных, и сексуальных. Павел 3., 16 лет Отец страдает эпилепсией и алкоголизмом, мать тяжелым полиартритом, инвалид. Вырос в многодетной семье старшим из пяти детей. С детства до настоящего времени страдает ночным энурезом. До 11 лет не отличался от сверстников, был очень привязан к матери. Тяжело переживал скандалы в семье. Учился посредственно. С 11 лет из-за скандалов дома потянулся на улицу, подпал под влияние асоциальной компании подростков, стал курить, изредка выпивать, по наущению своих приятелей украл деньги в школе у учительницы. Был направлен в спецшколу для трудных. Там стал подвергаться жестоким преследованиям со стороны соучеников. Совершил побег. Возвращенный в спецшколу, стал грозить суицидом. В подростковой психиатрической клинике вначале был напряжен озлоблен, подозрителен. В дальнейшем на теплое и ласковое отношение дал бурную эмоциональную реакцию — расплакался, признался в проступках, которые ранее не были известны: под влиянием своей уличной компании воровал из карманов, залезал в оставленные автомашины и отвинчивал, что велели, угонял велосипеды. Держался этой компании так как был там «своим» и его защищали от других хулиганов. Во время бесед обнаруживал выраженные эмоциональные реакции, в зависимости от воспоминаний легко переходил от слез к улыбке, от озлобленности к слезам. Интересы — детские, любит игры, сказки В клинике режима не нарушал, тянулся к старшим, искал сопереживания При осмотре — выраженный физический инфантилизм, рост 154 см масса тела 40 кг (нижняя граница возрастной нормы 167 см, 53 кг) первая пубертатная фаза, детское выражение лица. При неврологическом обследовании — без отклонений. Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован тип «лабильный циклоид». Имеются признаки, указывающие на вероятность психопатии. Отмечена повышенная откровенность в оценке черт характера и личностных отношений. Конформность и реакция эмансипации умеренные. Установлена психологическая склонность к делинквентности. Отношение к алкоголизации неопределенное По шкале субъективной оценки самооценка неверная: достоверно выделяются конформные черты, отвергаются черты неустойчивого типа отмечена амбивалентность в отношении сенситивных черт Диагноз. Затяжное реактивное состояние (делинквентный эквивалент) на фоне психофизического инфантилизма и психопатического развития по лабильно-неустойчивому типу. Катамнез через полгода. Был освобожден от обучения в спецшколе и помещен в обычную школу-интернат, где продолжает обучение Лабильно-сенситивный тип. Может быть как эндогенным сочетанием обоих типов, так и следствием психопатического развития из лабильной акцентуации в условиях воспитания по типу эмоционального отвержения и особенно в положении «Золушки» Эмоциональная лабильность здесь в основном проявляется частыми спадами настроения при редких радостных всплесках, легкостью упадка духа и слезливостью даже при напоминании о бывших ранее неприятностях, но быстрой податливостью утешению и успокоению. В остальном преобладают сенситивные черты. Павел П., 15 лет. Вырос без отца, живет с матерью и старшей сестрой. С детства был чувствительным, впечатлительным, обидчивым, легко расстраивался, но поддавался утешению и уговорам. Очень привязан к матери. В школу ходил неохотно — учился средне, ребята его дразнили, называли «девчонкой». Тяжело переживал даже небольшие неприятности: например, в 10 лет нечаянно разбил любимую вазу матери — проплакал три дня. В 12 лет заболел острым аппендицитом и был госпитализирован, в больнице все время плакал — не мог перенести разлуки с матерью. Полгода назад, проболев неделю, пришел в школу без справки из поликлиники, а только с запиской матери. В классе же появилась новая учительница, ставшая их классным руководителем. Перед всеми соучениками она назвала его «прогульщиком» и «симулянтом», ребята стали над ним насмехаться. При всех расплакался, убежал из школы, бросил учебу, отказался идти на выпускные экзамены. Мать на лето взяла его в пионерский лагерь, где сама работала. Со сверстниками там почти не общался, не отходил от матери, играл только с малышами. Надеялся, что осенью ему разрешат сдать экзамены — хотел отвечать один, а не перед всем классом. Но неожиданно для него был оставлен на второй год. Тогда наотрез отказался ходить в школу, считая второгодничество позором. Сиднем сидел дома, играл с собакой, читал книги, увлекся изучением марок автомашин и видов морских судов — рассказывает о них со знанием дела. На улицу не выходил — боялся встречи со знакомыми ребятами и их расспросов. Когда мать возвращалась с работы, ее радостно встречал, не отходил от нее. В связи с отказом выходить на улицу, идти в школу мать обратилась за советом к психиатру. При беседе с ним был замкнут, угрюм, плакал, не раскрывая причин слез. Был направлен на обследование в подростковую психиатрического клинику. Здесь, встретив теплое и заботливое отношение персонала, быстро освоился. Стал пользоваться покровительством более стеничного подростка, почти не отходил от него. Во время беседы очень волнуется, при расспросах о неприятных событиях начинают градом литься слезы. Но легко поддается утешению. Войдя в контакт, откровенно рассказал о своих школьных неудачах. После нескольких психотерапевтических бесед согласился пойти в другую школу. Отмечен выраженный психофизический инфантилизм. Детское выражение лица. Половое развитие соответствует 12—13-летнему возрасту. Вегетативная лабильность. При неврологическом осмотре и на ЭЭГ — без отклонений. Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован выраженный сенситивно-лабильный тип. Имеются признаки, указывающие на возможность формирования психопатии сенситивного типа. Конформность средняя, реакция эмансипации умеренная. Склонности к делинквентности не обнаружено, имеется выраженное отрицательное отношение к алкоголизации, что свойственно сенситивным подросткам. По шкале субъективной оценки самооценка хорошая: выделились черты сенситивного и лабильного типов, достоверно отвергаются гипертимные черты (признак склонности к субдепрессивным состояниям). Диагноз. Психопатия выраженной степени лабильно-сенситивного типа на фоне психофизического инфантилизма. Катамнез через год. В обычной школе учиться не смог. Окончил 8 классов вечерней школы, которую посещал нерегулярно, но успевал, занимаясь дома. Следует подчеркнуть, что лабильно-аффективный тип встречается только в виде психопатий,— это, по сути дела, крайнее заострение лабильного типа. Последние три разновидности (лабильно-истероидный, лабильно-неустойчивый, лабильно-сенситивный типы) встречаются не только при психопатиях, но и в качестве акцентуаций характера и даже чаще наблюдаются как последние. В общей популяции подростков лабильный тип акцентуации характера встречается в 8 % у подростков мужского (см. табл. 3) и в 12 % у подростков женского пола [Патохарактерологические исследования.., 1981].

Изучение индивидуальных различий, в частности акцентуаций характера, относится к отдельной дисциплине - сфере Этой отрасли посвящены труды многих ученых - западных и отечественных.

Обоснование исследований особенностей характера

Зачем необходимо изучать типы акцентуации различий между индивидуумами преследует две задачи. Во-первых, это исследовательская цель - выделить как можно больше групп, разработать специфические советы для представителей каждой из них. Чем больше классов будет выделено, тем более эффективными будут психологические рекомендации для их представителей.

Во-вторых, знать типы необходимо для того, чтобы сам человек понимал особенности и причины своего поведения, мог, в соответствии с этим, корректировать его.

Часто в этом отношении бывает совсем недостаточно житейской психологии. Например, есть распространенное мнение о доброте толстяков. И наоборот, худощавый человек иногда воспринимается как тревожный, настороженный. Конечно, подобное разбиение на категории может быть отчасти и верным. Такой ошибки в классификации не избежал, хотя уже в медицинской сфере, даже Гиппократ: когда-то древний врач напрямую связывал расположенность к апоплексическому удару с полнотой.

Советский психолог А. Е. Личко, как и немецкий психиатр К. Леонгард, в своих исследованиях использовали понятие «акцентуация». В применении к определенному свойству, этот термин означает, что оно выделено ярче других, как бы подчеркнуто. Иными словами, акцентуация - это выраженность определенной черты характера. Для человека с тем или иным качеством определенные социальные ситуации будут очень болезненными, в то время как другие будут переноситься легко. В данной статье будут рассмотрены типы акцентуации по Личко и по Леонгарду.

Психология различий не является строгой дисциплиной. Типы акцентуации всегда носят описательный характер, и в чистом виде практически не встречаются. Каждый человек может найти себя в двух и более типах.

Необходимо также отметить, что и отнесение себя к определенной категории не должно быть бесцельным. Забавляясь психологическими тестами, нужно задать себе вопрос: "Зачем я это делаю?" Если человек понимает, что он относится к той или иной группе, ему необходимо выработать для себя соответствующую стратегию компенсации, самопомощи. Для этого нужно изучить те советы, которые даются психологами для представителей разных классов, и применить их в жизнь.

Классификация А. Е. Личко

Советский психолог исследовал типы акцентуации подростков. Всего он выделил одиннадцать групп. Особенности типов акцентуации характера в его теории имеют много общего с классификацией Карла Леонгарда. Рассмотрим их по порядку.

Гипертимный тип

Высокий уровень энергичности, умение быстро находить контакт с людьми, стремление к лидерству - все это отличает гипертимный тип акцентуации. Личко считал гипертимность общей характеристикой, свойственной подростковому возрасту. Высокий эмоциональный тонус делает представителей данной категории лидерами в любой компании. Они не агрессивны. Могут вступать в конфликт, но только если наталкиваются на резкое противодействие своей активности. Поэтому лучше не стоять у них на пути, а наоборот, поощрять к деятельности.

Поверхностность интересов - отрицательная черта, которую имеет гипертимный тип акцентуации. Его представители могут обладать многими способностями, но их интересы неустойчивы.

Циклоидный тип

Основной характеристикой данной категории является изменчивость настроения. Приподнятое состояние сменяется унынием, раздражительностью. Причем это происходит с периодичностью в две-три недели.

Лабильный тип

Эмоциональный тонус этих подростков, замечал Личко, не может быть определен как стабильно низкий или высокий. Их настроение неустойчиво, его смена может происходить очень быстро. Внутри данной категории также можно выделить два подтипа: реактивно-лабильные и эмоционально-лабильные. Первые склонны к перемене настроения по причине внешних факторов. Состояние других больше обусловлено внутренними переживаниями.

Представители лабильного типа иногда кажутся равнодушными окружающим. Но это далеко не так - настоящей проблемой для некоторых из них может стать умение правильно выражать свои чувства. Имея глубокие привязанности к близким людям, они не знают, как о них сообщить.

Астено-невротический тип

Те, кто принадлежит к этой категории, - главные посетители лечебных заведений. Их основным отличием является концентрация внимания на состоянии своего организма. Едва почувствовав недомогание, они могут заподозрить у себя смертельную болезнь - таких масштабов достигает их мнительность.

Сензитивный тип

Главной характеристикой подростков данной категории, замечал Личко, является повышенная чувствительность, которая и отражается в их поведении. Люди сензитивного типа также отличаются болезненной раздражительностью. Их слабое место - это большие компании. В них они всегда ощущают себя неуютно, стараются внимательно наблюдать за происходящим, а иногда и копировать манеру поведения других. Представители сензитивного типа могут обратить на себя внимание всей компании, например пойти на какую-то выходку. Но это удается им слабо, и они вновь возвращаются к предыдущему состоянию лишь с еще более обострившейся робостью.

Преимуществом представителей сензитивного типа является усердие, ответственность, умение заводить и поддерживать глубокие дружеские связи.

Психастенический тип

Отличается нерешительностью. Любая бытовая ситуация может стать для психастеника источником мучительной неопределенности. Их отличает высокий интеллект и уверенность в своих выводах. Но последняя редко подтверждается делами. Психастеники склонны к порывистым действиям как раз в те моменты, когда стоит взвесить все за и против.

Шизоидный тип

Несмотря на то что они очень ранимы внутренне, у шизоидов практически отсутствует способность к эмпатии - они не чувствительны к чужой боли. Шизоидный тип акцентуации имеет позитивную сторону - из них выходят хорошие изобретатели. Большинство из тех людей, которые двигали вперед прогресс человечества, являлись шизоидами. Главной их чертой, которая сразу бросается в глаза, является чудаковатость. «Не от мира сего», - это можно смело сказать о шизоидах.

Эпилептоидный тип

Самый педантичный и придирчивый к деталям тип. Казалось бы, что хорошего в этих качествах характера? Но представителей других типов сложно представить в некоторых профессиях. Например, лучшие учителя математики или физики - это эпилептоиды. Их точность и внимание к мелочам являются неоспоримыми плюсами в преподавании точных наук.

Истероидный тип

Для этой категории вся жизнь является одной огромной сценой. Некоторым людям может поначалу быть неприятно находиться в обществе с истероидом. Ведь основным их качеством является постоянное желание быть в центре внимания. Но для определенных профессий принадлежность к данному классу (его аналог у Леонгарда - демонстративный тип акцентуации) является преимуществом. Например, из истероидов выходят отличные продавцы, актеры, певцы.

Неустойчивый тип

Представителями этой категории у Личко оказались самые безответственные подростки. Это были те, кто не имел устойчивых интересов, практически не думал о своем будущем. Неустойчивые не могут долго концентрироваться на трудовой деятельности, их отличает постоянная тяга к праздности и развлечениям.

Конформный тип

Отличительной чертой конформистов является желание не отличаться от окружения. Их кредо - «быть как все». Негативной чертой этой категории является склонность к предательству в трудной ситуации. Конформный человек не будет мучиться от угрызений совести - своим поступкам он всегда найдет оправдание.

Типы акцентуации характера по Леонгарду

Карлом Леонгардом было выделено двенадцать Во многом его классификация пересекается с теорией Личко, а некоторые типы в них идентичны. Леонгард создал три категории: первая была связана с акцентуациями характера, вторая - акцентуациями темперамента. Критерий выделения третьей группы - личностные особенности (направленность на себя или на внешний мир).

Для начала необходимо прояснить разницу между темпераментом и характером. Люди, не знакомые с психологией, часто путают эти понятия. Но даже некоторые психологи склонны считать, что темперамент и характер - одно и то же.

Темперамент - это скорость реакции человека на происходящие события. Это качество является, скорее, физиологическим свойством нервной системы. К темпераменту относится эмоциональность, степень реагирования, уравновешенность. Характер же - это общественное образование. Начиная с рождения, окружающие как бы оставляют на ребенке свой след. Такие социальные взаимодействия «лепят» его индивидуальность.

Итак, проводил классификацию в соответствии с характером, темпераментом и особенностями личности, а критериями для выделения категорий служили стили социального взаимодействия человека.

Акцентуации, связанные с темпераментом

  • Гипертимный тип. Основные характеристики - подвижность, общительность. В детстве гипертимы обладают хорошей памятью, легко обучаемы. В подростковом периоде возможны конфликты, так как не всегда группа позволяет гипертиму занять лидирующее положение. Будучи взрослыми, представители данной категории остаются общительными и энергичными. С ними легко найти общий язык, если не вступать в противодействие.
  • Дистимический тип. Угрюмость, флегматичность, заторможенность реакций - главные особенности дистимиков. Они молчаливы и кажутся неисправимыми пессимистами. Положительной стороной дистимического типа является ответственность, развитое чувство справедливости.
  • Лабильный тип. Его, как и в классификации Личко, отличает способность к быстрой смене настроения. Даже грубо сказанное слово может подействовать на представителя лабильного типа. Хорошее настроение может испортиться даже из-за того, что пошел дождь.
  • Экзальтированный тип. Представители данного типа неконфликтны, любят общество, внимательны к окружающим. Экзальтированный тип акцентуации отличает влюбчивость, склонность к возвышенным чувствам, общительность. На таких людей очень быстро оказывают влияние события внешнего мира - от положительных они легко приходят в восторг, от негативных - поддаются панике. Многие дизайнеры, музыканты и художники имеют экзальтированный тип акцентуации.

  • Тревожный тип. Главная черта - ощущение беспокойства без видимых на то причин. Тревожных детей быстро распознают сверстники, и из-за своей нерешительности они могут становиться объектом для насмешек. Став взрослыми, они остаются не менее мнительными, нежели были детьми. Таким людям тяжело настаивать на своем. Однако тревожный тип акцентуации имеет свои плюсы - ее представители имеют богатый внутренний мир, а также всегда способны адекватно оценивать свои возможности. Среди других типов они воспринимают реальность наиболее четко.
  • Эмотивный тип. Считается, что представители данной категории «мыслят» чувствами. Их главными характеристиками являются доброта, ответственность, способность к эмпатии, низкая конфликтность. Люди могут чувствовать себя раскованно только в компании близких людей. Они мягкосердечны, сострадательны, а также ценят красоту природы более, чем другие. В общении с ними всегда распознаются их чувства. Главная ценность для них - хорошие отношения в семье и на рабочем месте. Представители эмотивного типа очень ранимы по отношению к черствости и грубому поведению.

Акцентуации в соответствии с особенностями характера

  • Застревающий тип. Человек, принадлежащий этой категории, может годами носить в себе те или иные чувства. Если это негативные эмоции, которые не были правильно выражены, то они мучают застревающего в течение длительного промежутка времени. Стремление к цели - главнейшая характеристика данной акцентуации. Застревающий тип добьется своего во что бы то ни стало. Часто для этого он стремится подобрать себе хороших попутчиков. Из застревающих выходят хорошие лидеры в любой деятельности. Однако если их судьба будет складываться не столь радужно, они могут становиться главарями бандитских группировок. Кроме того, как и демонстративный, застревающий тип акцентуациинуждается в признании со стороны социума. Однако это должно быть реально заслуженное уважение, слава, имеющая под собой основания.
  • Педантичный тип. Как и у эпилептоидов в классификации Личко, главные черты представителей данной группы - скрупулезность и внимание к мелочам. Педантичных очень ценят в офисной среде за их ответственность и деловитость. Также эта акцентуация проявляется в заботе о собственном здоровье, отсутствии вредных привычек. Обратной стороной медали для таких людей является постоянный страх совершить ошибку, перфекционизм.

  • Возбудимый тип. Импульсивность, раздражительность, стремление удовлетворить нахлынувшие порывы немедленно - вот что характеризует возбудимый тип акцентуации. Люди, принадлежащие к этой группе, обычно наделены высоким уровнем конфликтности, что часто мешает им строить полноценные отношения. Преимущество же состоит в том, что они целиком и полностью живут настоящим.
  • Демонстративный тип. Его легко определить, уже начиная с двухлетнего возраста. Такие детишки, однажды побывав в центре внимания, затем стараются завоевать его во что бы то ни стало. Если же эта тенденция поддерживается родителями, то они почти всегда имеют завышенную, ничем в действительности не подкрепленную, самооценку. Школьников данного типа могут ставить в пример другим. Поэтому не всегда легко распознать, что их способности в определенной сфере едва ли превосходят средние. С другой стороны, демонстративный тип акцентуации отличает артистичность, хороший вкус в одежде.

Типы акцентуаций в соответствии с особенностями личности

  • Интровертированный тип. Характеризуется сосредоточением на своих переживаниях, избеганием социальных контактов. Реальность для них вторична по отношению к внутреннему миру. Интроверты ответственны, ненавязчивы, любят уединение.
  • Экстравертированный тип. Его представители - уверенные в себе люди, любящие находится среди людей и получающие энергию от общения. Они не склонны зацикливаться на аспектах внутренней жизни, всегда поступают в соответствии с тем, что предъявляет им реальность.

В настоящее время теория Личко имеет большее применение среди психологов, так как ученый проводил свои исследования на здоровых людях (подростках). Классификация Леонгарда чаще применяется психиатрами. Несмотря на названия, представленные в обеих классификациях, эти группы не имеют ничего общего с психическими расстройствами. Шизоидный тип акцентуации, к примеру, ни в коем случае не означает наличия шизофрении - все термины являются условными. Различные типы акцентуации означают выраженность признака в пределах нормы.


Детство человека лабильного личностного типа часто бывает отмечено склонностью к невротическим реакциям. В подростковом возрасте обращает на себя внимание главная черта этого типа - крайняя изменчивость, лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко по ничтожным или даже незаметным для окружающих поводам. Чье-то нелестное высказывание, неприветливый взгляд случайного собеседника способны погрузить в состояние мрачного расположения духа в отсутствие каких-либо серьезных неприятностей или неудач. Напротив, интересная беседа, мимолетный комплимент, кем-то оброненные слова о заманчивых, хотя и малореальных перспективах способны вселить веселость и жизнерадостность, даже отвлечь от реальных неприятностей.
От настроения в каждый момент времени зависит все: и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению, будущее кажется то радужным, то унылым и безнадежным, и прошлое предстает как цепь то приятных, солнечных воспоминаний, то сплошных неудач и несправедливостей. Повседневное окружение также кажется то милым и интересным, то скучным и безобразным. Подобные маломотивированные смены настроения могут создавать у окружающих впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако на самом деле людей лабильного типа отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Им свойственна преданная дружба.
Наиболее «слабое звено» лабильных - эмоциональное отвержение значимыми лицами, утрата близких, разлука с ними. Утрата близких переносится особенно тяжело. Своеобразная избирательность интуиции позволяет им быстро почувствовать отношение окружающих - сразу же, при первом же контакте определять, кто к ним расположен, а в ком таится хоть малейшая капля недоб-рожелательности и неприязни. Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.
Лабильные люди любят компании, смену обстановки, но, в отличие от гипертимных, их привлекает не новое по- ле деятельности, а лишь возможность новых впечатлений. Отличительной особенностью этих людей является чуткость ко всякого рода знакам внимания; похвалы и поощрения доставляют им искреннюю радость. Лабильный человек никогда не претендует, подобно гипертимному, на роль лидера; он охотно довольствуется положением всеми опекаемого, всеми оберегаемого и защищаемого любимца и баловня. И разнообразные увлечения, и уход в группу - это все способы улучшить настроение. Можно сказать, что лабильный человек постоянно занят регулировкой своего «эмоционального гомеостаза», своего актуального психического состояния, тяготея к таким людям и к таким ситуациям, в которых находит эмоциональную поддержку и понимание.
Сексуальная активность довольно долгое время держится на уровне флирта и ухаживаний, заманивания, кокетства, сексуальной игры. Влечение остается малодиф- ференцированным; поэтому возможно временное отклонение на путь транзиторного гомосексуализма. Среди возможных патопсихологических нарушений, возникающих на почве лабильной акцентуации личности, следует отметить склонность к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, а также к неврозам, в особенности - к неврастении. Лабильный тип личности сочетается с психофизическим инфантилизмом, с вегетативной лабильностью и предрасположенностью к аллергическим заболеваниям.
На чрезвычайные ситуации и экстремальные обстоятельства лабильный человек в большинстве случаев дает невротические реакции, преимущественно депрессивного типа. Психическая деятельность оказывается парализованной, механизмы адаптации и компенсации не включаются, активные и конструктивные механизмы совла- дания со стрессом не используются. Во внутреннем психологическом плане кризис переживается как состояние паники, блокирующей возможности конструктивного разрешения критических обстоятельств.

Еще по теме Лабильный тип:

  1. а) Проксимальные детские спинальные мышечные атрофии. Тип 1, болезнь Верднига-Гоффмана (М1М: 253300). Тип 2, промежуточный (М1М: 253550). Тип 3, мягкая спинальная амиотрофия Кугельберга- Веландер (М1М: 253400)