Ремонт

Атомный авианосец шарль де голль. Авианосец «Charles de Gaulle» (R91) ВМС Франции

Атомный авианосец шарль де голль. Авианосец «Charles de Gaulle» (R91) ВМС Франции
7 мая 1994 года Введен в эксплуатацию 18 мая 2001 года Статус В строю Основные характеристики Водоизмещение 42 000 тонн полное Длина 261,5 м Ширина 64,36 м Высота 75 м Двигатели Два водяных атомных реактора К15 Скорость хода 27 узлов Автономность плавания 45 дней Экипаж 1200 чел. команда + 600 чел. авиагруппа + 100 чел. командование Вооружение Авиационная группа до 40 летательных аппаратов: Super Étendard , Rafale M , E-2C , SA-365

Закладка второго корабля серии, ввод которого планировался на 2015 год, отменена в связи с высокой стоимостью головного корабля.

История

Решение о замене устаревших авианосцев «Клемансо» и «Фош» постройки 1960-х годов двумя атомными авианосцами «Бретань» (Bretagne) и «Прованс» (Provence) было принято Советом обороны Франции в сентябре 1980 года .

В июне 1984 г. ВМФ принял эскизный проект, разработанный фирмой DCN (г. Брест). Официальный старт программе был дан 3 февраля 1986 г., когда был подписан контракт на постройку авианосца. Министерство обороны предложило название «Шарль де Голль», но президент Миттеран счёл, что такое название в преддверии президентских выборов 1988 г. будет расценено как заигрывание с партией голлистов, и принял решение назвать авианосец «Ришелье». Однако в 1989 г. бывший тогда премьер-министром лидер голлистов Жак Ширак сумел убедить президента, что имя генерала де Голля больше подходит в качестве символа величия Франции.

Контракт на строительство первого авианосца был подписан с фирмой DCN (г. Брест) в феврале 1986 года. При проектировании использовались наработки, сделанные в 1981 году при проектировании авианосца PH-75 , а также его последующих вариантов - PA-78, PA-82 и PA-88 .

Подготовительные работы начались в ноябре 1987 г., однако в 1988 г. программа была заморожена по финансовым причинам. Закладка корабля состоялась в 14 апреля 1989 г., 14 мая 1994 г. авианосец в присутствии президента Франции Миттерана был спущен на воду. «Шарль де Голль» стал самым большим боевым кораблём, когда-либо построенным во Франции. Летом 1994 г. на корабль были установлены реакторы. В феврале 1997 г. корабль принял первую команду и были проведены первые испытания на борту. В декабре 1997 г. были установлены гребные винты. 7 декабря 1998 г. на палубу авианосца совершил посадку первый вертолёт. В январе 1999 г. прошли первые ходовые испытания. 6 июля 1999 на палубу авианосца совершили первую посадку самолёты «Супер Этандер» и «Рафаль». На следующий день они успешно взлетели при помощи катапульт. 3 августа 1999 г. совершена первая посадка самолёта «Хокай». 17 октября 1999 г. авианосец поставлен в док для устранения неполадок, обнаруженных в результате испытаний. В числе прочего, посадочная полоса была удлинена на 4.4 м для нормальной посадки самолёта ДРЛО «Хокай». В соответствии с новыми правилами радиационной безопасности была также улучшена защита реактора. 19 мая 2000 г. начались новые испытания. 28 сентября 2000 г. корабль был официально передан французскому ВМФ.

Строительство

Во время строительства авианосца, много раз возникали проблемы, связанные с сокращением финансирования и внесением изменений в первоначальный проект, в результате чего работы на верфи в Тулоне четырежды приостанавливались (в 1990, 1991, 1993 и 1995).

К моменту, когда корабль был практически готов, были утверждены новые европейские нормы радиационной безопасности, что вынудило строителей полностью перепроектировать защиту реактора. Первые же испытания выявили большое количество дефектов. Плохо работала система охлаждения ядерных реакторов. Взлетно-посадочная палуба оказалась покрытой веществом наподобие наждачной бумаги, что могло привести в негодность самолетные шасси. При максимальной скорости возникала вибрация в рулевом управлении. Неправильно была рассчитана взлетно-посадочная полоса - для надёжной посадки и быстрого удаления с неё самолётов «Хокай» пришлось в экстренном порядке удлинить её на 4,4 м. Корабль оказался медленнее, чем его предшественник «Фош» с обычной силовой установкой. В результате многочисленных недоделок продолжительность строительства составила 11 лет, а стоимость возросла на 20% по сравнению с первоначальной сметой и достигла 3,3 млрд. долларов, что практически соответствовало стоимости американских авианосцев типа «Нимиц». Из-за чрезмерной стоимости головного корабля, закладка второго авианосца была отменена.

В качестве альтернативы второму атомному авианосцу предлагается строительство авианосца с обычной силовой установкой (стоимостью 2,2 млрд. долл.) либо разработку совместно с Великобританией нового типа авианосца (CVF).

История службы

4 октября 2000 г. авианосец впервые прибыл в порт приписки Тулон. В октябре 2000 г. корабль совершил длительное плавание к берегам США, на базу Норфолк (шт. Вирджиния) во время которого 9 ноября 2000 г. в Карибском море у него от сильной вибрации отломился конец лопасти левого винта. Корабль на малой скорости был вынужден возвратиться в Тулон. Расследование показало, что оба рабочих и запасные винты имеют структурные дефекты в виде каверн у оснований лопастей. Вина за это была возложена на изготовителя, фирму «Атлантик Индастриз» (Atlantic Industries), которая к тому времени прекратила своё существование. Положение усугубило то, что вся документация, касающаяся разработки и производства винтов, погибла во время пожара. В качестве временного решения в апреле 2001 г. на корабль поставили запасные винты от списанных к тому времени авианосцев «Фош» и «Клемансо». Это ограничило скорость 24 узлами по сравнению с проектными 27 узлами. 5 марта 2001 г. на ходовых испытаниях корабль развил скорость 25,2 узла.

В июле-октябре «Шарль де Голль» снова встал в док из-за сильных шумов в районе правого винта, которые достигали 100 dB и делали всю кормовую часть корабля практически непригодной для жизни и деятельности экипажа.

В начале 2001 г. выяснилось, что двигатели самолётов «Рафаль», предназначенных для базирования на авианосце, требуют технической профилактики каждые 150 часов налёта, тогда как в походных условиях такая профилактика не могла проводиться чаще, чем через 500 часов. В результате вся партия самолётов «Рафаль» была забракована.

С 18 мая 2001 г. находится на активной службе. 21 мая – 1 июня 2001 г. он принял участие в крупных военно-морских учениях «Золотой трезубец» (Trident d"or) в Средиземном море. С июля по 12 октября 2001 г. проходил ремонт в доке.

В декабре 2001 года участовал в операции «Длительная свобода» (Enduring Freedom) в Аравийском море, откуда возвратился в порт приписки Тулон в июле 2002 года. Во время операции самолёты «Супер Этандер» и «Хокай» совершили несколько боевых вылетов, однако истребители «Рафаль» принимали участие только в тренировочных полётах совместно с палубной авиацией США. Авианосец в этом походе сопровождали противолодочные фрегаты «Мот Пикет» и «Жан де Вьенн», а также корабль противовоздушной защиты «Жан Бар», танкер «Мезз» и атомная ударная подводная лодка "Рубис".

Во время эксплуатации возникали проблемы с ядерным реактором, в результате которых часть команды получала пятикратные допустимые дозы облучения.

Конструкция

Авианосец выполнен по традиционной схеме - с надстройкой, сдвинутой к правому борту и угловой палубой. Угловая полётная палуба имеет размеры 21,6 х 195 м и расположена под углом 8,3° к оси корабля. Для взлета самолётов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 м они разгоняют самолёты массой до 25 т до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолёт в минуту. За катапультами смонтированы охлаждаемые отражатели газовых струй сотовой конструкции, а палуба в районе взлёта покрыта алюминиевыми панелями с водяным охлаждением .

Аэрофинишеры способны принять один самолёт каждые 36 с.

Корпус корабля сварной, цельностальной, по длине разделён на ряд водонепроницаемых отсеков, обеспечивающих непотопляемость при затоплении трёх смежных отсеков. Для предотвращения навигационных повреждений предусмотрено двойное дно. Реактор, погреба боезапаса и цистерны авиатоплива бронированы .

Одноярусный ангар размерами 29 х 138 м и высотой 6,1 м вмещает до 25 самолётов и вертолётов. Здесь же смонтировано оборудование для ремонта и технического обслуживания авиации, заправки топливом и сжатым воздухом и загрузки боекомплекта. Емкость цистерн авиационного топлива составляет 3 000 м³, погребов боезапаса – 4900 м³ .

Запас топлива составляет 3400 т, боеприпасов - 550 т.

Подача самолётов из ангара на полётную палубу осуществляется двумя элеваторами, расположенными по правому борту. Размеры платформы подъёмника составляют 13 х 19 м, грузоподъёмность – 36 т, время подъёма (опускания) – 15 с .

Надстройка корабля расположена по правому борту и для нормальной работы подъёмников сдвинута к носу. Здесь оборудованы ходовая, штурманская и оперативная рубки, пост управления полетами и другие служебные помещения, а также флагманский командный пост на случай использования авианосца в качестве флагмана корабельной ударной группировки .

Для снижения радиолокационной заметности применено плавное изменение углов наклона бортовых поверхностей и надстройки. Наружное оборудование либо скрыто под палубой, либо установлено на более низком уровне. Используется специальная радиопоглощающая краска .

Снижение уровня акустического поля достигается за счёт специальных малошумных винтов, амортизаторов механизмов и средств вибропоглощения .

Предусмотрены автоматические противопожарная и водоотливная система, а также средства защиты от оружия массового поражения. Основные служебные и часть жилых помещений объединены в цитадель, в которой с помощью фильтро-вентиляционных установок может поддерживаться избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению внутрь корабля радиоактивных и отравляющих веществ. На корабле имеются посты дезактивации, дегазации и водяной завесы, приборы для контроля уровней заражения .

Большое внимание уделяется обитаемости корабля. Зоны отдыха, приема пищи и сна отделены друг от друга. Все жилые и служебные помещения обеспечены вентиляцией и кондиционерами. Предусмотрена возможность размещения в течение непродолжительного времени полка морской пехоты численностью 800 человек .

Энергетическая установка суммарной мощностью 76 200 л.с. включает два атомных реактора К15 построенные французской фирмой GEC-Alsthom по американской лицензии. Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов в течение 5 лет. Мощность каждой из двух паровых турбин фирмы GEC-Alsthom составляет 61 МВт. В качестве движителей использованы два 5-лопастных гребных винта постоянного шага . Каждый винт, изготовленный фирмой «Атлантик Индастри» (Нанте) из сплава меди, железа, никеля, марганца и алюминия, весит 19 т. Автономность по запасам составляет 45 суток, предусмотрена возможность пополнения запасов в море.

Электроэнергетическая установка сумарной мощностью 21,4 МВт включает 4 турбогенератора мощностью по 4 МВт, 4 турбогенератора мощностью по 0,25 МВт, 4 дизель-генератора мощностью по 1,1 МВт .

  • 36 истребителей-бомбардировщиков «Супер Этандер» или «Рафаль-М»
  • 2–3 самолета ДРЛО Е-2С «Хокай»
  • 2 поисково-спасательных вертолета AS-565 MB «Пантера»

Характерной особенностью авиагруппы является преобладание ударных самолётов и отсутствие противолодочных эскадрилий. Для сравнения, американские авианосцы типа «Нимиц» водоизмещением около 100 000 т несут 48 истребителей-штурмовиков и 8 противолодочных вертолётов .

Средства ПВО, установленные на корабле, предназначены исключительно для самообороны, что соответствует американской концепции, возлагающей ПВО соединения на корабли эскорта. Они включают :

  • ЗРК «Астер 15» (Aster 15): две 8-контейнерные установки вертикального пуска, расположенные по правому борту перед надстройкой, две другие – по левому борту в задней части корабля;
  • ЗРК «Садрал» (Sadral): две 6-контейнерные пусковые установки по правому и по левому борту, 35–45 м сзади от пусковых установок ЗРК «Астер»;
  • 8 20-мм одноствольных артиллерийских установок Giat 20F2 (720 выстр./мин).

Радиоэлектронное вооружение включает :

  • БИУС «Зенит 8» (Senit Combat Management System, Model 8), способная односременно сопровождать до 2000 целей на поверхности, в воздухе и на побережье и автоматически управлять ЗРК «Астер 15». Система может играть роль концентратора коммуникационной сети из 50 узлов, включая корабли, самолёты и наземные командные пункты.
  • РЛС обнаружения воздушных целей DRBJ-11В;
  • 3-координатная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей DRBV-15D;
  • РЛС дальнего обнаружения воздушных целей DRBV-26D;
  • 2 навигационные РЛС DRBN-34 (Decca 1229);
  • РЛС управления полетами Racal-1229 и NP\BP-20A;
  • РЛС управления огнем ЗРК Arabel;
  • оптико-электронная станция обнаружения воздушных и надводных целей DIBV-I Vampir.

Системы передачи данных (стандартные системы НАТО Link-16 и Link-11) позволяют передавать информацию о тактической ситуации с самолёта ДРЛО «Хокай» на корабли и самолёты соединения.

На корабле установлена система стабилизации «Сатрап» (Satrap), которая поддерживает крен в пределах ±0.5° и позволяет поднимать и принимать самолёты при 6-бальном шторме. Система состоит из двух пар активных стабилизаторов и сдвоенных рулей, а также двух управляемых компьютером компенсаторов. Компенсатор представляет собой 22-тонный балласт, который может перемещаться под полётной палубой по рельсовым направляющим поперёк оси корабля со скоростью до 1 м/с. Система компенсирует ветровые нагрузки, бортовую качку, крен при поворотах, рыскание, волнение моря.

Имеются также системы радиоэлектронной борьбы ARBR-17 и ARBR-33, 4 пусковые установки системы AMBL 2А Sagaie (по два с каждого борта) для запуска дипольных отражателей на расстояние до 8 км и инфракрасных помех на расстояние до 3 км) и система противоторпедной защиты SLAT .

Характеристики

Авианосец невелик по сравнению с американскими аналогами. Длина составляет 261,5 м, ширина 64,36 м, высота 75 м. Водоизмещение более 40 600 т. Вмещает примерно 1 959 человек экипажа корабля, а также 800 пехотинцев на бронетранспортерах. Площадь взлетно-посадочной полосы достигает 12 000 м², территория самолетных ангаров - 4 600 м².

Авианосец оснащен атомной установкой, достаточной мощной для ежегодных походов на расстояние до 1 150 морских миль без ограничений по общей продолжительности. Автономность составляет ок. 45 дней. Проектом предусматривалось годовое пребывание в море (с условием пополнения запасов).

Вооружение

Авиапарк включает до 40 самолетов следующих типов:

  • модифицированных для палубного взлёта и посадки штурмовиков : Super Étendard
  • самолётов разведки и связи: Grumman E-2 Hawkeye
  • вертолётов: SA-365

Максимальная вместимость - до 100 самолетов на срок до 7 дней. Запуски могут производиться каждые 30 с. Впрочем, одновременные взлеты и посадки не предусмотрены конструкцией.

Располагает радиолокационными комплексами средней и малой дальности. Собственное вооружение включает оборудование для ведения радиоэлектронной борьбы, а также комплексы ПВО (в частности, зенитные ракеты типа Aster).

Поддерживает стандарт тактической радиосвязи L16 для обмена данными между военными единицами, в которой может выступать как командный пункт. В этом случае он может управлять самолетами-истребителями, отправлять им данные целеуказания, назначать боевые задачи.

Инциденты

24 сентября 2009 г. над морем в 30 км от г. Перпиньян, расположенного поблизости от французско-испанской границы, столкнулись в воздухе и упали в Средиземное море у берегов страны два многоцелевых истребителя Rafale ВМС Франции. Самолеты вылетели с авианосца «Шарль де Голль» .

См. также

Примечания

Ссылки

Тактико-технические характеристики

«Шарль де Голль» (Charles de Gaulle).
Водоизмещение: 40 600 т полное.
Размерения: длина 261,42 м; ширина 64,4 м; осадка 8,5 м
ЭУ : двухвальная паросиловая (два ядерных реактора типа К15 общей мощностью 402145 л. с. и две паротурбины общей мощностью 76 000 л. с.)
Скорость хода: максимальная 28 уз.
Авиагруппа: до 40 самолетов, в том числе 24 истребителя-штурмовика «Супер Этандар», два самолета ДРЛО Ё-2С «Хокай», 10 истребителей «Рафаль-М», два поисково-спасательных вертолета SA 365F «Дофин» или AS 322 «Кугар».
Вооружение: четыре восьмизарядные УВП «Сильвер» (ЗУР «&лер-15»1, два шестизарядных ЗРК «Садрал-(ЗУР «Мистраль»); восемь 20-мы АУ «X4iaT»F2.
Средства противодействия: четыре 10-ствол ьные ПУ ложнш целей «Сагай», акустические ловушки SLAT для торпед.
РЭВ: DRBJ 11В и DRBV 26D-Оттер» (ОВЦ), DRBV15D (ОВЦ\ОНЦ), две DRBN 34А (навигационные; «Арабель» (трехкоординатная управление стрельбой ЗУР)
Экипаж: 1150 человек, авиагруппа - 550, походный штаб - 50, имеется возможность разместить до 800 морских пехотинцев.

В сентябре 1980 года французское правительство утвердило планы строительства двух атомных авианосцев для замены двух авианосцев типа «Клемансо» с обычной ЭУ, построенных еще в 1950-х годах. Однако с самого начала эта программа столкнулась с политической оппозицией и техническими проблемами, связанными как с самим кораблем, так и с самолетами. Первый корабль этого типа, «Шарль де Голль», был заложен в апреле 1989 года и спущен на воду в мае 1994-го, однако до мая 2001 года его не могли ввести в боевой состав. Снижение финансирования и ошибки в проекте замедлили работы. Даже в 2003 году «Шарль де Голль» нельзя было назвать боеготовым кораблем, в том числе и из-за отсутствия полноценной авиагруппы. Разработка палубного варианта истребителя «Рафаль» задерживалась, поэтому в состав авиагруппы были включены 20 истребителей-штурмовиков «Супер Этан-дар». Кроме того, ошибки при конструировании привели к тому, что самолет ДРЛО Е-2С «Хокай» не мог действовать с палубы этого корабля, поэтому пришлось удлинять угловую полетную палубу. Эти работы, а также установка дополнительной защиты от радиации, были проведены в 1999-2000 годах. Планы строительства второго корабля этого типа (возможно с неядерной ЭУ) остаются неясными. Хотя ВМС настаивают на этом (планируется назвать его «Ришелье» или «Клемансо»), вряд ли они дождутся политической и общественной поддержки такого дорогостоящего проекта.
«Шарль де Голль» имеет ангар на 20-25 самолетов (примерно половина штатной авиагруппы) и оснащен реакторами того же типа, что и ПЛАРБ типа «Триумфан». Такая ЭУ позволяет авианосцу в течение пяти лет беспрерывно ходить со скоростью 25 узлов. Для улучшения мореходных качеств на корабле установлены четыре пары успокоите лей качки.

Авианосец «Charles de Gaulle» («Шарль де Голль»), бортовой номер R91, в настоящее время является флагманом военно-морского флота и единственным действующим авианосцем ВМС Франции. Также первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой и первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Назван в честь французского государственного деятеля и генерала Шарля де Голля.

Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского «Адмирала Кузнецова») и самый боеспособный авианесущий корабль.

Пришёл на замену устаревшему авианосцу «Clemenceau» R 98 («Клемансо»).

Контракт на строительство был подписан с французской государственной оборонной компанией по строительству военных кораблей DCNS (город Брест) 03 февраля 1986 года.

Подготовительные работы начались в ноябре 1987 года, однако в 1988 году программа была заморожена по финансовым причинам. Закладка корабля состоялась в 14 апреля 1989 года. 07 мая 1994 года авианосец в присутствии президента Франции Миттерана был спущен на воду. Летом 1994 года были установлены реакторы. В феврале 1997 года принял первую команду и были проведены первые испытания на борту. В декабре 1997 года были установлены гребные винты. 07 декабря 1998 года на палубу авианосца совершил посадку первый вертолёт. В январе 1999 года прошли первые ходовые испытания. 06 июля 1999 на палубу авианосца совершили первую посадку самолёты «Супер Этандар» и «Рафаль». На следующий день они успешно взлетели при помощи катапульт. 03 августа 1999 года совершена первая посадка самолёта «Хокай». 17 октября 1999 года был поставлен в док для устранения неполадок, обнаруженных в результате испытаний. В числе прочего, посадочная полоса была удлинена на 4,4 метра для нормальной посадки самолёта ДРЛО «Хокай». В соответствии с новыми правилами радиационной безопасности была также улучшена защита реактора. 19 мая 2000 года начались новые испытания. 28 сентября 2000 года корабль был официально передан французскому ВМФ. Авианосец стал самым большим боевым кораблём, когда-либо построенным во Франции. 18 мая 2001 года введен в эксплуатацию. Порт приписки Тулон.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 42000 тонн. Длина 261,5 метра, ширина 64,36 метра, высота 75 метров. Скорость хода 27 узлов. Автономность плавания 45 дней. Экипаж: 1200 чел. команда + 600 чел. авиагруппа + 100 чел. командование

Двигатели: Два водяных атомных реактора К15.

Вооружение:

Авиационная группа: до 40 летательных аппаратов: Super Étendard , Rafale M , E-2C , SA-365

04 октября 2000 года авианосец впервые прибыл в порт приписки Тулон. После этого совершил длительное плавание к берегам США, на базу Норфолк (штат Вирджиния) во время которого 09 ноября в Карибском море у него от сильной вибрации отломился конец лопасти левого винта. Корабль на малой скорости был вынужден возвратиться в Тулон. Расследование показало, что оба рабочих и запасные винты имеют структурные дефекты в виде каверн у оснований лопастей. Вина за это была возложена на изготовителя, фирму «Атлантик Индастриз» (Atlantic Industries), которая к тому времени прекратила своё существование. Положение усугубило то, что вся документация, касающаяся разработки и производства винтов, погибла во время пожара. В качестве временного решения в апреле 2001 года на корабль поставили запасные винты от списанных к тому времени авианосцев «Фош» и «Клемансо». Это ограничило скорость 24 узлами по сравнению с проектными 27 узлами. 05 марта 2001 года на ходовых испытаниях корабль развил скорость 25,2 узла.

С 18 мая 2001 года находится на активной службе. С 21 мая по 01 июня 2001 года принял участие в крупных военно-морских учениях «Золотой трезубец» («Trident d’or») в Средиземном море. С июля по 12 октября 2001 года проходил ремонт в доке из-за сильных шумов в районе правого винта, которые достигали 100 dB и делали всю кормовую часть корабля практически непригодной для жизни и деятельности экипажа. В декабре 2001 года участвовал в операции «Длительная свобода» («Enduring Freedom») в Аравийском море, откуда возвратился в порт приписки Тулон в июле 2002 года. Во время операции самолёты «Супер Этандер» и «Хокай» совершили несколько боевых вылетов, однако истребители «Рафаль» принимали участие только в тренировочных полётах совместно с палубной авиацией США. Авианосец в этом походе сопровождали противолодочные фрегаты «Ламотт-Пике» и «Жан де Вьенн», а также корабль противовоздушной защиты «Жан Бар», танкер «Мезз» и атомная подводная лодка «Рюби».

Во время эксплуатации возникали проблемы с ядерным реактором, в результате которых часть команды получала пятикратные допустимые дозы облучения.

24 сентября 2009 года над морем в 30 км от г. Перпиньян, расположенного поблизости от французско-испанской границы, столкнулись в воздухе и упали в Средиземное море у берегов страны два многоцелевых истребителя Rafale ВМС Франции. Самолёты вылетели с авианосца «Шарль де Голль».

В 2010 году впервые прибыл в порт Лимассол, Кипр.

13 января 2015 года покинул порт приписки Тулон и направился в Индийский океан, тем самым приступил к выполнению пятимесячной военной задачи. Авианосец примет участие в военной операции Франции в Ираке и окажет помощь международной коалиции в борьбе с ИГ. Утром 23 февраля , начав участвовать в операции против террористической организации «Исламское государство» на территории Ирака. По сообщению первые истребители Rafale в понедельник утром, 23 февраля, уже вылетели с палубы авианосца в направлении Ирака. В авианосца FS «Charles de Gaulle» (R91) входят: французские эсминец («Шевалье Поль») и танкер FS «Meuse» («Меус»), а также фрегат Королевского флота Великобритании. По сообщению от 05 ноября к международной коалиции, ведущей борьбу с экстремистами «Исламского государства». Французские истребители днем 23 ноября в рамках операции против экстремистской группировки «Исламское государство» с борта авианосца, который в настоящее время развернут в восточной части Средиземного моря. Истребителями был нанесен удар по объектам ИГ в городах Мосул и Рамади на территории Ирака.

20 сентября 2016 годаавианосец отправился из Тулузы, для участия в операции «Непоколебимая решимость». В сентябре в Персидский залив. По сообщению от 30 сентября французские истребители Rafale начали наносить авиаудары по позициям экстремистской организации «Исламское государство» с авианосца. 16 октября с визитом в порт Лимассол, Кипр, где пробудет несколько дней.

Утром 08 февраля 2017 года военно-морской базы в Тулоне для проведения модернизации, которая продлится 18 месяцев.

Компания Naval Group завершила ремонт и модернизацию атомного авианосца "Шарль де Голль" и передала его ВМС Франции. Как уточняет Navy Recognition , корабль вернется в строй после поэтапной проверки всех систем; ожидается, что это произойдет уже в начале 2019 года.

Компания Naval Group (ранее – DCNS) разработала проект и построила авианосец, который вступил в строй в 2001 году и стал флагманом ВМС Франции. После проведенного так называемого ремонта середины жизненного цикла "Шарль де Голль" сможет прослужить еще 25 лет.


"Мы гордимся тем, что реализовали этот исключительно сложный проект, уложившись в оговоренные сроки. Этот успех стал результатом коллективных усилий, который не удалось бы достичь без помощи экипажа авианосца и наших партнеров", – подчеркнула Натали Смирнова, старший вице-президент по сервисному обслуживанию Naval Group .

"Шарль де Голль" встал на ремонт в сухой док военно-морской верфи в Тулоне в феврале 2017 года, его вновь спустили на воду в мае 2018 года.

Работы развернулись по трем направлениям. Во-первых, специалисты модернизировали боевые системы корабля с полным переоборудованием командного центра, обновили телекоммуникационные системы, а также установили новые радиолокационные и навигационные системы. Модернизация коснулась и летной палубы, а также различных авиационных систем, включая катапульты и аэрофинишеры. Параллельно с этими работами требовалось проверить состояние двух ядерных реакторов и обеспечить их перезагрузку топливом.

В общей сложности работы на "Шарле де Голле" продолжались 18 месяцев. Как рассказали в пресс-службе Naval Group , за это время выполнены 200 тысяч задач и процедур (половину из них сделали члены экипажа авианосца). Для этого потребовалось около 4 млн человеко-часов. В среднем ежедневно на борту корабля трудились более 2100 человек: 1100 моряков, 1000 сотрудников Naval Group и 160 представителей субподрядных организаций. Бюджет модернизации авианосца составил 1,3 млрд евро.

Справка Mil.Press FLOT

"Шарль де Голль" – единственный авианосец в составе французского флота и первый надводный боевой корабль с атомной силовой установкой. Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского тяжелого авианесущего крейсера " ") и самый боеспособный. Спущен на воду в 1994 году, пришел на замену устаревшему авианосцу "Клемансо", который вывели из эксплуатации в 1997 году.

История

Решение о замене устаревших авианосцев «Клемансо» и «Фош» постройки 1960-х годов двумя атомными авианосцами «Бретань» (Bretagne) и «Прованс» (Provence) было принято Советом обороны Франции в сентябре 1980 года.

В июне 1984 г. ВМФ принял эскизный проект, разработанный фирмой DCN (г. Брест). Официальный старт программе был дан 3 февраля 1986 г., когда был подписан контракт на постройку авианосца. Министерство обороны предложило название «Шарль де Голль», но президент Миттеран счёл, что такое название в преддверии президентских выборов 1988 г. будет расценено как заигрывание с партией голлистов, и принял решение назвать авианосец «Ришелье». Однако в 1989 г. бывший тогда премьер-министром лидер голлистов Жак Ширак сумел убедить президента, что имя генерала де Голля больше подходит в качестве символа величия Франции.

Контракт на строительство первого авианосца был подписан с фирмой DCN (г. Брест) в феврале 1986 года. При проектировании использовались наработки, сделанные в 1981 году при проектировании авианосца PH-75, а также его последующих вариантов - PA-78, PA-82 и PA-88.

Подготовительные работы начались в ноябре 1987 г., однако в 1988 г. программа была заморожена по финансовым причинам. Закладка корабля состоялась в 14 апреля 1989 г., 14 мая 1994 г. авианосец в присутствии президента Франции Миттерана был спущен на воду. «Шарль де Голль» стал самым большим боевым кораблём, когда-либо построенным во Франции. Летом 1994 г. на корабль были установлены реакторы. В феврале 1997 г. корабль принял первую команду и были проведены первые испытания на борту. В декабре 1997 г. были установлены гребные винты. 7 декабря 1998 г. на палубу авианосца совершил посадку первый вертолёт. В январе 1999 г. прошли первые ходовые испытания. 6 июля 1999 на палубу авианосца совершили первую посадку самолёты «Супер Этандер» и «Рафаль». На следующий день они успешно взлетели при помощи катапульт. 3 августа 1999 г. совершена первая посадка самолёта «Хокай». 17 октября 1999 г. авианосец поставлен в док для устранения неполадок, обнаруженных в результате испытаний. В числе прочего, посадочная полоса была удлинена на 4.4 м для нормальной посадки самолёта ДРЛО «Хокай». В соответствии с новыми правилами радиационной безопасности была также улучшена защита реактора. 19 мая 2000 г. начались новые испытания. 28 сентября 2000 г. корабль был официально передан французскому ВМФ.

Строительство

Во время строительства авианосца, много раз возникали проблемы, связанные с сокращением финансирования и внесением изменений в первоначальный проект, в результате чего работы на верфи в Тулоне четырежды приостанавливались (в 1990, 1991, 1993 и 1995).

К моменту, когда корабль был практически готов, были утверждены новые европейские нормы радиационной безопасности, что вынудило строителей полностью перепроектировать защиту реактора. Первые же испытания выявили большое количество дефектов. Плохо работала система охлаждения ядерных реакторов. Взлетно-посадочная палуба оказалась покрытой веществом наподобие наждачной бумаги, что могло привести в негодность самолетные шасси. При максимальной скорости возникала вибрация в рулевом управлении. Неправильно была рассчитана взлетно-посадочная полоса - для надёжной посадки и быстрого удаления с неё самолётов «Хокай» пришлось в экстренном порядке удлинить её на 4,4 м. Корабль оказался медленнее, чем его предшественник «Фош» с обычной силовой установкой. В результате многочисленных недоделок продолжительность строительства составила 11 лет, а стоимость возросла на 20% по сравнению с первоначальной сметой и достигла 3,3 млрд. долларов, что практически соответствовало стоимости американских авианосцев типа «Нимиц». Из-за чрезмерной стоимости головного корабля, закладка второго авианосца была отменена.

В качестве альтернативы второму атомному авианосцу предлагается строительство авианосца с обычной силовой установкой (стоимостью 2,2 млрд. долл.) либо разработку совместно с Великобританией нового типа авианосца (CVF).

История службы

4 октября 2000 г. авианосец впервые прибыл в порт приписки Тулон. В октябре 2000 г. корабль совершил длительное плавание к берегам США, на базу Норфолк (шт. Вирджиния) во время которого 9 ноября 2000 г. в Карибском море у него от сильной вибрации отломился конец лопасти левого винта. Корабль на малой скорости был вынужден возвратиться в Тулон. Расследование показало, что оба рабочих и запасные винты имеют структурные дефекты в виде каверн у оснований лопастей. Вина за это была возложена на изготовителя, фирму «Атлантик Индастриз» (Atlantic Industries), которая к тому времени прекратила своё существование. Положение усугубило то, что вся документация, касающаяся разработки и производства винтов, погибла во время пожара. В качестве временного решения в апреле 2001 г. на корабль поставили запасные винты от списанных к тому времени авианосцев «Фош» и «Клемансо». Это ограничило скорость 24 узлами по сравнению с проектными 27 узлами. 5 марта 2001 г. на ходовых испытаниях корабль развил скорость 25,2 узла.

В июле-октябре «Шарль де Голль» снова встал в док из-за сильных шумов в районе правого винта, которые достигали 100 dB и делали всю кормовую часть корабля практически непригодной для жизни и деятельности экипажа.

В начале 2001 г. выяснилось, что двигатели самолётов «Рафаль», предназначенных для базирования на авианосце, требуют технической профилактики каждые 150 часов налёта, тогда как в походных условиях такая профилактика не могла провидиться чаще, чем через 500 часов. В результате вся партия самолётов «Рафаль» была забракована.

С 18 мая 2001 г. находится на активной службе. 21 мая – 1 июня 2001 г. он принял участие в крупных военно-морских учениях «Золотой трезубец» (Trident d"or) в Средиземном море. С июля по 12 октября 2001 г. проходил ремонт в доке.

В декабре 2001 года участовал в операции «Длительная свобода» (Enduring Freedom) в Аравийском море, откуда возвратился в порт приписки Тулон в июле 2002 года. Во время операции самолёты «Супер Этандер» и «Хокай» совершили несколько боевых вылетов, однако истребители «Рафаль» принимали участие только в тренировочных полётах совместно с палубной авиацией США. Авианосец в этом походе сопровождали противолодочные фрегаты «Мот Пикет» и «Жан де Вьенн», а также корабль противовоздушной защиты «Жан Бар», танкер «Мезз» и атомная ударная подводная лодка "Рубис".

Во время эксплуатации возникали проблемы с ядерным реактором, в результате которых часть команды получала пятикратные допустимые дозы облучения.

Конструкция

Авианосец выполнен по традиционной схеме - с надстройкой, сдвинутой к правому борту и угловой палубой. Угловая полётная палуба имеет размеры 21,6 х 195 м и расположена под углом 8,3° к оси корабля. Для взлета самолётов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 м они разгоняют самолёты массой до 25 т до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолёт в минуту. За катапультами смонтированы охлаждаемые отражатели газовых струй сотовой конструкции, а палуба в районе взлёта покрыта алюминиевыми панелями с водяным охлаждением.

Аэрофинишеры способны принять один самолёт каждые 36 с.

Корпус корабля сварной, цельностальной, по длине разделён на ряд водонепроницаемых отсеков, обеспечивающих непотопляемость при затоплении трёх смежных отсеков. Для предотвращения навигационных повреждений предусмотрено двойное дно. Реактор, погреба боезапаса и цистерны авиатоплива бронированы.

Одноярусный ангар размерами 29 х 138 м и высотой 6,1 м вмещает до 25 самолётов и вертолётов. Здесь же смонтировано оборудование для ремонта и технического обслуживания авиации, заправки топливом и сжатым воздухом и загрузки боекомплекта. Емкость цистерн авиационного топлива составляет 3 000 м³, погребов боезапаса – 4900 м³.

Запас топлива составляет 3400 т, боеприпасов - 550 т.

Подача самолётов из ангара на полётную палубу осуществляется двумя элеваторами, расположенными по правому борту. Размеры платформы подъёмника составляют 13 х 19 м, грузоподъёмность – 36 т, время подъёма (опускания) – 15 с.

Надстройка корабля расположена по правому борту и для нормальной работы подъёмников сдвинута к носу. Здесь оборудованы ходовая, штурманская и оперативная рубки, пост управления полетами и другие служебные помещения, а также флагманский командный пост на случай использования авианосца в качестве флагмана корабельной ударной группировки.

Для снижения радиолокационной заметности применено плавное изменение углов наклона бортовых поверхностей и надстройки. Наружное оборудование либо скрыто под палубой, либо установлено на более низком уровне. Используется специальная радиопоглощающая краска.

Снижение уровня акустического поля достигается за счёт специальных малошумных винтов, амортизаторов механизмов и средств вибропоглощения.

Предусмотрены автоматические противопожарная и водоотливная система, а также средства защиты от оружия массового поражения. Основные служебные и часть жилых помещений объединены в цитадель, в которой с помощью фильтро-вентиляционных установок может поддерживаться избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению внутрь корабля радиоактивных и отравляющих веществ. На корабле имеются посты дезактивации, дегазации и водяной завесы, приборы для контроля уровней заражения.

Большое внимание уделяется обитаемости корабля. Зоны отдыха, приема пиши и сна отделены друг от друга. Все жилые и служебные помещения обеспечены вентиляцией и кондиционерами. Предусмотрена возможность размещения в течение непродолжительного времени полка морской пехоты численностью 800 человек.

Энергетическая установка суммарной мощностью 76 200 л.с. включает два атомных реактора К15 построенные французской фирмой GEC-Alsthom по американской лицензии. Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов в течение 5 лет. Мощность каждой из двух паровых турбин фирмы GEC-Alsthom составляет 61 МВт. В качестве движителей использованы два 5-лопастных гребных винта постоянного шага. Каждый винт, изготовленный фирмой «Атлантик Индастри» (Нанте) из сплава меди, железа, никеля, марганца и алюминия, весит 19 т. Автономность по запасам составляет 45 суток, предусмотрена возможность пополнения запасов в море.

Электроэнергетическая установка сумарной мощностью 21,4 МВт включает 4 турбогенератора мощностью по 4 МВт, 4 турбогенератора мощностью по 0,25 МВт, 4 дизель-генератора мощностью по 1,1 МВт.

Авиагруппа включает:

36 истребителей-бомбардировщиков «Супер Этандер» или «Рафаль-М»

2–3 самолета ДРЛО Е-2С «Хокай»

2 поисково-спасательных вертолета AS-565 MB «Пантера»

Характерной особенностью авиагруппы является преобладание ударных самолётов и отсутствие противолодочных эскадрилий. Для сравнения, американские авианосцы типа «Нимиц» водоизмещением около 100 000 т несут 48 истребителей-штурмовиков и 8 противолодочных вертолётов.

Средства ПВО, установленные на корабле, предназначены исключительно для самообороны, что соответствует американской концепции, возлагающей ПВО соединения на корабли эскорта. Они включают:

ЗРК «Астер 15» (Aster 15): две 8-контейнерные установки вертикального пуска, расположенные по правому борту перед надстройкой, две другие – по левому борту в задней части корабля;

Системы передачи данных (стандартные системы НАТО Link-16 и Link-11) позволяют передавать информацию о тактической ситуации с самолёта ДРЛО «Хокай» на корабли и самолёты соединения.

На корабле установлена система стабилизации «Сатрап» (Satrap), которая поддерживает крен в пределах ±0.5° и позволяет поднимать и принимать самолёты при 6-бальном шторме. Система состоит из двух пар активных стабилизаторов и сдвоенных рулей, а также двух управляемых компьютером компенсаторов. Компенсатор представляет собой 22-тонный балласт, который может перемещаться под полётной палубой по рельсовым направляющим поперёк оси корабля со скоростью до 1 м/с. Система компенсирует ветровые нагрузки, бортовую качку, крен при поворотах, рыскание, волнение моря.

Имеются также системы радиоэлектронной борьбы ARBR-17 и ARBR-33, 4 пусковые установки системы AMBL 2А Sagaie (по два с каждого борта) для запуска дипольных отражателей на расстояние до 8 км и инфракрасных помех на расстояние до 3 км) и система противоторпедной защиты SLAT.