Крупная бытовая техника

Пусковое реле для холодильника устройство принцип работы. Как проверить пусковое реле холодильника: диагностируем сами

Пусковое реле для холодильника устройство принцип работы. Как проверить пусковое реле холодильника: диагностируем сами

«Как проводится замена пускозащитного реле холодильника? Почему реле приходит в негодность? Как самостоятельно заменить пусковое реле? Мы расскажем об этом более детально»

Бытовые и промышленные холодильники – это достаточно сложное инженерное воплощение. Они состоят из множества узлов и электронных плат. Все процессы в холодильном оборудовании взаимосвязаны и поломка одной маленькой запчасти может парализовать работу всего аппарата. То же самое может произойти из-за выхода из строя пускозащитного реле. Данный компонент предназначен для своевременного запуска компрессора. Мотор не в состоянии самостоятельно начать работу без этой маленькой коробочки, которая в свою очередь так же предохраняет компрессор от перегрева и работы на износ. Как только мотор начинает перегреваться, реле размыкает электрическую цепь. Ток не попадает на электрическую цепь и работа прекращается. Это защищает такой важный агрегат от преждевременной поломки.

Видео- замена реле в холодильнике

В случае неисправности и подозрении на неисправность пускозащитного реле требуется немедленная замена пускового реле холодильника , иначе последствия могут быть необратимы, а компрессор придется полностью заменить. Впрочем, некоторые источники утверждают, что пускозащитное реле можно отремонтировать. Это абсолютно не так. Для возобновления работы холодильника и нормального функционирования поможет только замена пускозащитного реле .

Основные признаки неполадок пускового реле

    Возникновение нехарактерных звуков при включении компрессора: дребезжание, щелчки, скрип, сильный гул.

    Мотор-компрессор внезапно отключается сразу после запуска или не включается вовсе.

    Пусковое реле очень часто включается, то запуская, то останавливая работу компрессора с различными интервалами времени.

Если вы стали замечать, что подобные признаки имеют место быть, необходимо как можно скорее вызвать мастера на дом и осуществить диагностику для установки точной причины, после чего выполнить ремонт холодильников недорого.

Стоимость замены пускозащитного реле

Замена пускозащитного реле – работа не особо затратная. Гораздо дороже стоят другие ремонтные работы, связанные с устранением неисправностей, вызванных поломкой этого компонента. Неисправное реле может спровоцировать более серьезную неисправность, в частности вывести из строя компрессор. Замена компрессора обойдется в разы дороже, поэтому при первых же признаках поломки реле необходимо обращаться за помощью в сервисную службу. Таким образом, вы сможете значительно сэкономить и уберечь свою технику от необратимых последствий.

Говоря о стоимости услуг мастера, тут все индивидуально и зависит он нескольких пунктов:

    Марки и модели вашего неисправного холодильника.

    Цены нового компонента.

    Сложности манипуляции, потому как в некоторых моделях требуется разборка корпуса холодильного аппарата.

    Года выпуска бытового прибора и срока его использования (для моделей, старше 5 лет, проблематично найти подходящую деталь).

Конечная цена работы будет известна только после проведения диагностики. Наш специалист обязательно вам озвучит стоимость предстоящего ремонта и приступит к замене пускового реле, в случае вашего согласия. По завершении всех процедур мастер запустит холодильник в тестовом режиме и выпишет гарантийный талон.

Как провести замену реле холодильника

Для визуализации и обнаружения реле нужно развернуть холодильник задней стенкой. Реле располагается на компрессоре и имеет защитную пластмассовую коробку. Для замены нужно ее снять, предварительно отсоединив провода и клеммы. Проверьте контактные группы на обугливание. В случае необходимости зачистите их острым ножом и удалите лишнее. После этого замените пусковое реле, поставьте защитную крышку на свое место и подключите все провода на свои места. Провести замену реле холодильника самостоятельно совсем не сложно, тем не менее, нужно знать основы пользования инструментом, а главное грамотно и точно диагностировать, что неисправен именно данный компонент. Подробно смотрите в видео.

Самый долгоработающий прибор в наших квартирах это не компьютер или телевизор, а обыкновенный холодильник. Холодильник работает круглосуточно, а его работу мы оцениваем 2-3 раза в сутки. Если холодильник сделан качественно, то его проблем с охлаждением пищи у нас не возникает по крайней мере лет 20. У многий еще стоят старенькие советского производства холодильные агрегаты. И как все в этой жизни ломается холодильник внезапно, но вместо того, чтобы выбрасывать столько лет служивший верой и правдой аппарат, можно сделать попытку его восстановить. В силу ремонта говорит и тот факт, что новая вещь будет хоть снаружи и хороша, а надежность вряд ли будет соперничать с советским аппаратом.

Принцип работы холодильника можно рассмотреть на примере наполненного газового баллона. Баллон наполнен газом под высоким давлением и при этом температура газа и баллона одинаковые и соответствуют температуре улицы. Если открыть вентиль, то газ начнет выходить и при этом вентиль станет резко охлаждаться. Это связано с тем, что газ в баллоне под давлением имеет очень высокую по температуре точку кипения, а на улице при малом давлении эта точка очень низкая. Как если бы вскипятить чайник с водой и начать подниматься в гору, то вода в чайнике продолжала бы кипеть, ведь с падением давления точка закипания уменьшается. Вот и получается, что в баллоне газ – жидкость, а как только выходит из баллона – газ тут же вскипает. При кипении газ улетучивается, а поверхность с которой он улетучился замерзает, ведь газ отбирает с этой поверхности тепло. Так вот возвращаясь к баллону. Если теперь баллон соединить с охладителем, где будет охлаждаться нужные нам продукты, и насосом, который будет гонять газ из баллона через охладитель в баллон, то ничего не получится. Нужно как-то создать перепад давления. Перепад давления можно устроить при помощи дросселя – тоненькой трубки. Трубка не даст большому количеству жидкого газа проходить, станет сужением, а после прохода по трубке газ поступает в испаритель, где места много и где газ будет вскипать.

Итак, вот такой холодильник работал у меня, пока вдруг не остановился и не потек. Кстати, если из-под холодильника течет вода - это не поломка, просто шланг отвода конденсата из камеры сместился. Шланг связывает желоб для отвода конденсата из камеры холодильника и емкость на компрессоре.

Особо интересных данных задняя панель не сообщает. Холодильник стоил огромную по тем деньгам сумму - 355 рублей, что составляло 3 месячных зарплаты инженера. Холодильник питается от сети переменного тока частотой 50 Гц с фазным напряжением 220 В и потребляет 155 Вт.

Общая электрическая схема представлена на рисунке. Схема содержит два температурных реле с датчиками температуры (РТК). Один датчик контролирует температуру холодильной камеры и включает и отключает компрессор холодильника. Второй датчик содержит кнопку, обзываемую "разморозка". Если нажать на эту кнопку, то реле отключит компрессор, а вот обратно оно включится только после того, когда температура в холодильнике достигнет примерно +10 С.


В качестве веществе которое забирает тепло у продуктов используется хладон-12. Хладон – это газ, но если его сжать, то газ перейдет в свое другое состояние – жидкость. Суть холодильника очень проста: теплые продукты помещаются в теплоизолированный шкаф, стенки которого снабжены трубками по которым течет холодная жидкость. В результате того, что теплообмена с наружным помещением нет, тепло от продуктов нагревает жидкость внутри холодных трубок и продукты охлаждаются. В результате циркуляции жидкости по холодильнику вещество нагревается и переходит в состояние газа. Для поддержания нужной температуры компрессор должен работать периодически. На периодичной работы влияет температурный датчик с помощью которого мы увеличиваем, либо уменьшаем температуру в холодильнике.

Сначала сжатый компрессором перегретый хладагент в парообразном состоянии поступает в конденсатор - длинную зигзагообразную трубку. Здесь он отдает свое тепло окружающему воздуху и, остывая, превращается в жидкость. Затем жидкий хладон поступает в испаритель, который находится внутри морозильной камеры. Там при низком давлении он начинает кипеть и испаряться. А раз испаряется - значит, отбирает из камеры тепло и создает холод. Испарившийся хладон вновь засасывается компрессором, и цикл повторяется.

Основным потребителем электрической энергии в холодильнике является лампочка и компрессор. Лампочка в холодильнике нужна для освещения продуктов для тех категорий граждан которые питаются по ночам. Лампочка срабатывает при открывании дверцы холодильника. Никакого действия на работу компрессора она не оказывает.

Компрессор служит для перехода хладона из газообразного состояния в жидкое. Компрессор представляет собой герметичный бак в котором располагаются электрический однофазный двигатель и механизм по сжижению газа.


Компрессор представляет собой герметичный и неразборный прибор. Фреон – газ циркулирующий по замкнутому кольцу внутри всей гидравлической системы холодильника. Обычно при утечке фреона на испарителе - пластине внутри холодильника, нарастает шуба – большая глыба льда, а компрессор переходит практически на круглосуточный режим работы. Местные шабашники лечат этот синдром закачкой фреона и тем самым на некоторое время ликвидируют следствие поломки. Спустя немного времени фреон вновь выходит и шуба нарастает вновь. По-хорошему при подобной поломке нужно искать причину – плохую пайку или треснувшую трубку.

Компрессоры выпускаются множеством модификаций. Представленный компрессор снять с холодильника «Минск-15».


Разобрать компрессор можно при помощи болгарки. Если срезать верх шляпки, то можно увидеть вертикально расположенный двигатель и блок с одним цилиндром. Трубка с фреоном согнута в спираль чтобы при вибрации был люфт трубок. Если плотно закрепить трубки, то при вибрации они сломаются.



Резка верхней части ничего не даст в плане снятия двигателя, поэтому можно срезать нижнюю часть компрессора. Вид снизу дает представление об охлаждении всего компрессора при работе. В нижней части расположена трубка по которой прогоняется фреон, охлаждая сам двигатель. Кроме трубки по бокам видны амортизирующие крепежи на которых закреплен двигатель. В результате того, что двигатель превращает вращающееся движение вала в поступательное движение поршня компрессора за счет эксцентрика на валу двигателя, возникают вибрации всего механизме. Чтобы компенсировать вибрацию на валу рядом с эксцентриком выбран металл таким образом чтобы уровнять массы при вращении, уравновешивая всю систему. Также двигатель надевают на пружины, надетые на штыри. Гайки не применяются. Двигатель ограничивается сверху шляпкой. Тут же расположен разъем подключения двигателя.


Первый спил прошел в нижней части шляпки и для разборки он был бесполезен, как и второй распил. Для выемки двигателя из корпуса нужно сделать разрез под шляпкий или посередине бака. Вынутый двигатель весь в масле. На нем четко прослеживаются обмотки – рабочая и пусковая. Пусковая обмотка выполнена толстым проводом и имеет маленькое сопротивление. Рабочая обмотка – прямая противоположность пусковой: маленький диаметр и большое сопротивление.



После снятия кожуха двигатель и компрессор представляют собой плачевное зрелище.


Если отвернуть четыре винта, крепящие корпус компрессора, можно разделить компрессор и двигатель. На двигателе виден эксцентрик и уравновешивающая пластина. На компрессоре виден сам поршень с отверстием под эксцентрик, который накачивает фреон в систему.


Камер на компрессоре всего 4. Через одни забирается фреон из системы, через другие с помощью поршня фреон сжимается и выталкивается обратно в систему.



Примерно так устроен компрессор холодильника.

Однофазный электрический двигатель имеет две обмотки соединенные последовательно с выводом от средней точки.

Для запуска такого двигателя нужно подать на 0 общий либо фазу, либо ноль, а на 1 пуск и 2 рабочий либо ноль, либо фазу соответственно. Иными словами напряжения между выводами 1 и 0 должно составлять 220 В, между выводами 0 и 2 – 220 В, а между выводами 1 и 2 напряжение должно равняться нуля. Если напряжения поданы верно, то двигатель дернется и ротор (та часть двигателя которая вращается) начнет вращение. Направление вращения зависит от того какой конец рабочей обмотки соединен с общим выводом. В холодильнике запустить двигатель в другую сторону нельзя, потому что общий вывод находится внутри герметичного компрессора.

После начала вращения ротора необходимо сразу отключить пусковую катушку. В противном случае двигатель перегреваться и изоляция обмоток прогорит, что вызовет межвитковое замыкание и вывод двигателя из строя. Для отключения пусковой катушки достаточно отсоединить вывод 1, тогда между выводами 0 и 2 напряжение равно 220 В и двигатель не остановится.

Пусковая катушка необходима только для запуска двигателя и вовсе не нужна при его работе. Для точного определения исправности двигателя используют омметр, значения сопротивлений видны на приборе.

Пусковой ток двигателя компрессора холодильника составляет 4,8 А, а рабочий ток 1,02 А. При этом сопротивление пусковой обмотки 13,1 Ом и рабочей 47,5 Ом. Небольшие колебания в 0,5 Ом допустимы. При этом нужно учитывать, что чем мощнее холодильник, тем величины сопротивлений и токов будут выше.




Все производители по-разному видят свои компрессора и не всегда пусковая обмотка больше по сопротивлению, чем рабочая. У многих зарубежных произведетелей рабочая обмотка больше пусковой. Эта разница бывает всего лишь в несколько ом. Все зависит от производителя и конкретного еомпрессора. На лэйбе компрессора можно заметить три точки, по подключению похожие на разъем компрессора.

C - COM, означает точку соединения двух обмоток, т.е. центральная точка;

S - START, пусковая стартерная обмотка;

R - RUN или M - MAIN, рабочая обмотка.


Привожу для сравнения сопротивление обмоток компрессора холодильников различных производителей.

Управление двигателем осуществляется пусковым реле. Реле располагается в пластмассовой коробочке справа от монтажной распределительной коробки.



При включение однофазного электрического двигателя, через рабочую обмотку протекает большой пусковой ток. Пусковой ток в 3-7 раз больше номинального тока двигателя, он длится лишь некоторое время пока ротор двигателя не начнет вращение и не выйдет на номинальную скорость. Катушка реле соединена последовательно с рабочей обмоткой двигателя, поэтому при большом токе в катушке возникнет магнитный поток, который вытолкнет сердечник катушки вверх. На конце сердечника находится контактная пластинка, подключающая пусковую обмотку двигателя к сети. Как только скорость вращения ротора выйдет на запланированную величину, пусковой ток в рабочей обмотке упадет, магнитный поток в катушке пускового реле упадет и пластина опустится, отсоединив пусковую обмотку двигателя от сети.

При перегреве двигателя, т.е в том случае если ротор двигателя не успел набрать скорость вращения, либо если сам двигатель неисправный предусмотрено аварийное отключение электрического двигателя от сети. Защита выполнена в виде витков проволоки из нихрома. Нихром – сплав металлов никеля и хрома. При пропускании тока через него нихром нагревается и выделяет тепло, но не горит. Именно поэтому в большинстве электронагревательных приборах находится именно этот металл.

При протекании больших пусковых токов нихром нагревает биметаллическую пластинку, расположенную под ним, пластинка нагревается и изгибается, отсоединяя обе обмотки двигателя от сети. Через некоторое время нихром остынет, биметаллическая пластинка вернется в свое нормальное положение и реле вновь повторит запуск холодильника. Если на даче у вас есть холодильник и во время грозы, либо когда поблизости работает сварочный аппарат холодильник рычит и не включается, то знайте, что не хватает напряжения ротору набрать нужные обороты и срабатывает защита.



Запуском и отключением холодильника командует датчик температуры, который дает команду на запуск путем подачи потенциала на общий вывод двигателя. Датчик температуры представляет из себя герметичную трубку наполненную газом, корпус со штоком для регулирования температуры при которой происходит срабатывания и выводами для подключения проводов.


Иногда датчика ставят два - один на одну камеру, а второй на вторую камеру. Либо второй датчик используется для функции разморозки, которая заключается в том, что холодильник не включится пока его полностью не разморозят.


При сборке и присоединении всех проводов нужно соблюдать правильность электрической схемы. Для наглядного восприятия все провода обозначены. Из сети приходит 220 В (коричневый и синий). Двигатель компрессора питается также от 220 В. От сетевого коричневого провода через голубой провод (3) питание попадает на двигатель. Второй провод на двигатель берется от сетевого коричневого провода через серый провод на датчик температуры, выход с датчика белым проводо, соединенным с черным проводом (0). Чтобы проверить работает ли компрессор без датчика температуры нужно подать напряжение 220 В на голубой (3) и черный (0) провода, подходящие к пусковому реле.


Для особо дотошных у кого нет пускового реле можно взять три куска провода. Один подключить к выводу (0) на вилке компрессора, второй - к концу рабочей обмотки (2) и третий - к концу пусковой обмотки (1). Свободные концы проводов (1) и (2) нужно соединить вместе. Желательно провод на вывод (1) компрессора снабдить тумблером, но можно и без него. Теперь нужно подать питание. Провод на вывод (0) вставить в один контакт розетки, а соединенные вместе провода на выводы (1) и (2) - в другой. Почти сразу нужно отсоединить провод на вывод (1) от сети. Время срабатывания реле примерно 0,5 с. Отсоединять лучше тумблером, но можно и перекусить бокорезами с изолированными ручками. Компрессор начнет работу. Чтобы запустить его вновь потребуется еще раз перекусить провод. Проводов много не бывает, поэтому если нет реле - собрать схему включения через тумблер или автоматический выключатель. Работает двигатель от 220 В, которые подаются на контакт (0) и (2). ТОлько для запуска следует подключить к контакту (1) тот же провод, который идет на контакт (2).

Практически все однофазные двигатели можно запусть и от конденсатора. Дело в том, что однофазные двигатели работают от щеток (одна обмотка статора и одна якоря), пусковых реле (две обмотки статора неравнозначных) и конденсатора (две обмотки статора). Конденсатор включается между концами обеих обмоток по схеме приведенной ниже.


В среднем емкость конденсатора берется из расчета 22 мкФ на 1 кВт мощности двигателя. Получается, что на двигатель холодильника мощностью 155 Вт нужен конденсатор 3 мкФ. Конденсатор нужен бумажный. Поставленный конденсатор на 160 В не грелся и не взрывался, но трещал, посему ищем конденсатор на минимум 250 В. Индикатором работы будет служить нагрев обмоток. Причина по которой для запуска компрессора холодильника применяют реле - более высокая надежность старта. И действительно, при тестах двигатель стартовая если резко коммутировать сетевые провода, а вот при пуске с помощью выключателя иногда двигатель не вращался, а гудел. Это связано с тем, что не применялся пусковой конденсатор. Пусковой конденсатор включается параллельно рабочему конденсатору и только на момент запуска двигателя. Емкость пускового конденсатора в 3 раза выше емкости рабочего конденсатора.

Приятного ремонта. Будьте осторожнее с электричеством.

Неисправность

Причина

Устранение

Холодильник не морозит

Сгорел компрессор

Заменить компрессор

Сгорело пусковое реле

Заменить пусковое реле

Неисправен питающий кабель

Срастить место пробоя и изолировать

Работает и не отключается

Неисправен датчик температуры

Разобрать и заменить датчик

Гудит и сразу отключается

Не запускается пусковая обмотка двигателя

Почистить контактную пластину пускового реле

23 апреля 2006 г.

К электрическому оборудованию бытовых холодильников относятся следующие приборы:

  • электрические нагреватели: для обогрева генератора в абсорбционных холодильных агрегатах; для предохранения дверного проема низкотемпературной (морозильной) камеры от выпадения конденсата (запотевания) на стенках; для обогрева испарителя при полуавтоматическом и автоматическом удалении снежного покрова;
  • электродвигатель компрессора (это относится к компрессионным холодильникам);
  • проходные герметичные контакты для соединения обмоток электродвигателя с внешней электропроводкой холодильника через стенку кожуха мотор-компрессора;
  • осветительная аппаратура, предназначенная для освещения холодильной камеры;
  • вентиляторы: для обдува конденсатора холодильного агрегата воздухом (при использовании в холодильниках конденсаторов с принудительным охлаждением) и для принудительной циркуляции воздуха в камерах холодильников.

К приборам автоматики бытовых холодильников относятся:

  • датчики-реле температуры (терморегуляторы) для поддержания заданной температуры в холодильной или низкотемпературной камере бытовых холодильников;
  • пусковое реле для автоматического включения пусковой обмотки электродвигателя при запуске;
  • защитное реле для предохранения обмоток электродвигателя от токов перегрузки;
  • приборы автоматики для удаления снежного покрова со стенок испарителя.

1. Электродвигатели

Для привода герметичных компрессоров и работы в среде хладагента и масла применяются однофазные асинхронные встраиваемые электродвигатели с короткозамкнутым ротором, без подшипниковых щитов и вала. Они выпускаются на номинальное напряжение 127 или 220 В (допустимое отклонение напряжения от -15 до +10%) мощностью 60, 90, 120 Вт. Частота вращения 1500 и 3000 об/мин.

Электродвигатели предназначены для работы в среде хладагента - хладона (фреона)-12 или хладона (фреона)-22 - и рефрижераторного масла. В бытовых холодильниках применяются следующие электродвигатели: ЭД, ЭД-21, ЭД-23, ЭДП-24, ЭДП-125, ДМХ-2-120, ДХМ-5 и др., а также электродвигатели, работающие в среде озонобезопасного хладагента.

Для пуска электродвигателей и защиты их в аварийных режимах предусматривается применение пускозащитной аппаратуры.

Направление вращения ротора однофазного асинхронного электродвигателя, если смотреть со стороны выводных концов статора, левое. Электродвигатель холодильника в нормальных условиях работает циклично, т.е. через определенные промежутки времени включается и выключается. Отношение части цикла, в продолжение которой электродвигатель работает, к общей продолжительности цикла называют коэффициентом рабочего времени. Чем он больше (при постоянной температуре в помещении), тем ниже температура в холодильной камере и тем больше будет среднечасовой расход электроэнергии. Определенную цикличность в работе холодильника (коэффициент рабочего времени) обеспечивает датчик-реле температуры - прибор, с помощьюкоторого регулируется температура в шкафу холодильника.

Работает электродвигатель следующим образом. На статоре расположены две обмотки - рабочая и пусковая. Переменный ток, протекая по рабочей обмотке, создает переменное магнитное поле, наводящее токи в короткозамкнутом роторе двигателя. Электромагнитная сила, возникающая в результате взаимодействия магнитного поля с токами ротора, взаимно уравновешивается, благодаря чему ротор не двигается. Для образования вращающего магнитного поля применяют дополнительную пусковую обмотку. При включении обеих обмоток образуется вращающееся магнитное поле, которое увлекает за собой ротор. Когда частота вращения ротора достигает 75-80% скорости вращающегося магнитного поля в рабочей обмотке, пусковая обмотка отключается. Для отключения обмотки используется пусковое реле.

Статор электродвигателя состоит из пакета, собранного из отдельных стальных пластин, а также рабочей и пусковой обмоток, расположенных секциями в пазах пакета. Ротор электродвигателя состоит из сердечника, собранного из отдельных стальных пластин, пазы которого залиты алюминиевым сплавом, образующим с обеих сторон проводники, накоротко замкнутые кольцами.

2. Проходные герметичные контакты

Электродвигатель мотор-компрессора холодильного агрегата питается через проходные герметичные контакты, установленные в крышке кожуха мотор-компрессора.

Контакты представляют собой три токопроводящих стержня 2 (рис. 1), залитых специальным стеклом 3 в общий стальной корпус 1, приваренный к крышке кожуха. Стекло хорошо сцепляется с металлом и обеспечивает герметичность кожуха. Кроме того, стекло - хороший электроизолятор.

Расположение контактов бывает различным. Выходные концы обмоток электродвигателя присоединены к контактам внутри кожуха мотор-компрессора. Проходные контакты при изготовлении испытывают на электрическую прочность напряжением 1000 В, а также на прочность и плотность в воде давлением воздуха 1470 МПа в броневанне. Там же проверяют прочность кожуха мотор-компрессора после приварки крышек.

Рис. 1.

С внешней стороны кожуха на проходные контакты для соединения с электропроводкой агрегата надевают специальные съемные зажимы или колодки.

3. Осветительная аппаратура

Осветительная аппаратура холодильника состоит из электрического патрона с лампой накаливания и выключателя.

Проводка с аппаратурой включена в электрическую цепь холодильника параллельно проводке, питающей электродвигатель компрессора (или нагреватель генератора в абсорбционном холодильнике), и действует независимо от работы электродвигателя или генератора.

В бытовых холодильниках применяются электропатроны специальной конструкции, которые при возможном увлажнении предотвращают замыкание цепи.

Электролампы применяют мощностью 15-25 Вт (в зависимости от объема камеры) с латунным или алюминиевым цоколем типа Р-14 или Р-27. Во многих холодильниках электролампа закрыта плафоном или ограждена защитным устройством, предохраняющим ее от повреждений.

Лампа включается автоматически при открывании двери холодильника и выключается при закрывании.

Выключатель электролампы обычно расположен в простенке между корпусом шкафа и камерой и закреплен на облицовочной накладке. Кнопка выключателя выступает наружу и при закрытой двери шкафа упирается во внутреннюю панель. Контакты выключателя нормально замкнуты.

4. Вентиляторы

Во многих зарубежных холодильниках большого объема, двухкамерных холодильниках, морозильниках установлены вентиляторы, предназначенные для принудительного охлаждения конденсатора. Вентилятор работает одновременно с мотор-компрессором, автоматически включаясь и выключаясь при помощи терморегулятора. Мощность вентилятора 10-15 Вт.

Во многих холодильниках (особенно в морозильниках и двухкамерных холодильниках) также применяют вентиляторы для принудительной циркуляции воздуха в камерах. В одних случаях вентилятор устанавливают в двухкамерных холодильниках возле испарителя в низкотемпературной камере и он через воздушные каналы, соединяющие обе камеры, подает холодный воздух в холодильную камеру. В других случаях вентиляторы (один или два) устанавливают в воздушных каналах. Вентиляторы автоматически выключаются и включаются при открывании и закрывании двери камеры (независимо от работы мотор-компрессора) при помощи кнопочных выключателей, действующих аналогично выключателям освещения камеры. В противоположность дверному выключателю выключатель вентилятора имеет контакты, разомкнутые в свободном состоянии, поэтому при открывании двери вентилятор выключается, а при закрывании включается.

Вентилятор герметичен, бесшумен и надежен в работе.

5. Приборы автоматики

Манометрические датчики-реле температуры (терморегуляторы). Предназначены для поддержания заданной температуры в холодильной или низкотемпературной камере бытового холодильника. Применяются датчики-реле различных типов и модификаций: АРТ-2, АРТ-24, Т-110, Т-11, Т-130, Т-132, Т-144, Т-145 и др.

Унифицированный ряд приборов типа АРТ дан в таблице 1.

Таблица 1. Температурные параметры прибора типа АРТ, ° С
Прибор Холодный режим Средний режим Теплый режим
Размыкание контактов Замыкание контактов Размыкание контактов Замыкание контактов Размыкание контактов Замыкание контактов
АРТ-2-1 Не выше -16 - -13,5...-11 -6,5...-4 -9,5 0
АРТ-2-2 -14,5...-12 -6,5...-4 - - -7,5 2,5
АРТ-2-3 -16...-13,5 -8...-5,5 - - -8,5 1
АРТ-2-4 -17,5...-15 -9,5...-7 - - -10 0,5
АРТ-2-5 -18,5...-16 -10,5...-8 - - -11,5 0,5
АРТ-2А-1 -11...-13,5 -7,5...-10 - - - 1
АРТ-2А-2 -9...-11,5 -5,5...-9 - - - 1

Датчики-реле температуры АРТ-2 имеют большое распространение. Их выпускают пяти модификаций. Они предназначены для компрессионных бытовых холодильников.

Приборы АРТ-2А предназначены для абсорбционных бытовых холодильников. Их выпускают двух модификаций. Масса прибора 0,25 кг. Длина соединительного капилляра в, приборе АРТ-2 равна 0,6 м, в приборе АРТ-2А - 1 м. Длина капилляра, контактируемого с испарителем, должна быть не менее 60 мм от места холодного спая.


Рис. 2

При повышении температуры в капиллярной трубке 6 (рис. 2), прижатой к стенке испарителя, давление хладона-12, находящегося в трубке сильфона, увеличивается и сильфон 7 растягивается. Дно 5 сильфона 7 сжимает пружину 4, а выступ на дне поворачивает рычаг 8 вместе с тягой 12. Тяга 12, нажимая на винт 14, будет поворачивать рычаг 13 вокруг оси 02 против часовой стрелки. Сила Р, возникающая под действием перекидной пружины 2, имеет одну из составляющих Р", которая в положении А направлена вверх. При переходе точки О`З, в положение 03 эта составляющая будет равна 0, а при дальнейшем движении рычага 13 составляющая Р" изменит направление на обратное и контакты 3 резко опустятся и замкнут электрическую цепь (положение Б).

При понижении температуры в капиллярной трубке взаимодействие частей прибора происходит в обратном порядке под действием сильфона 7 и пружины 10. Температура включения и отключения регулируется натяжением пружины с помощью штока 1, винта 11 и гайки.

Аналогично датчику-реле АРТ-2 имеются приборы типа Т-110 четырех модификаций на номинальное напряжение 220 В и номинальный ток 6 А. Унифицированный ряд бесшкальных приборов состоит из трех типов и восьми модификаций (табл. 2).

Таблица 2. Температурный режим бесшкальных приборов, °С
Условное обозначение и модификация приборов Верхняя уставка (наименьший холод) Средняя уставка Нижняя уставка (наибольший холод) Температура контактов сигнализации на верхней уставке
Замыкание контактов Размыкание контактов Замыкание контактов Размыкание контактов Замыкание контактов Размыкание контактов
Т110-1 Не выше 0 - -6± 1,3 -14± 1,3 - Не выше -18 -
Т110-2 Не выше 0 - -4± 1,3 -11± 1,3 - Не выше -15 -
Т110-3 Не выше -3 - -11± 1,3 -20± 1,3 - Не выше -24,5 -
Т110-4 Не выше -1 +5± 1,3 +1± 1,3 Не выше -4 -
Т110-5 +1,5-4 - - - - Не выше -12
Т130 +4± 1,3 +10± 1,5 - - +4± 1,3 Не выше -15
Т144-1 -19± 1,3 -24± 1,3 - - - Не выше -28 -15± 2
Т144-2 -19± 1,3 -24± 1,3 - - - - -15± 2
Т111-1 Не выше 0 - -7± 1,3 -14± 1,3 - Не выше -18 -
Т111-2 Не выше 0 - -4± 1,3 -11± 1,3 - Не выше -15 -
Т111-3 Не выше -3 - -11± 1,3 -20± 1,3 - Не выше -24,5 -
Т111-5 +2,7± 1,3 +1,3± 1,5 - - - Не выше -12 -
132-1 +3,5± 1,3 -10± 2 - - +3,5± 1,3 -22,5± 2 -
132-1В +3,5± 1,3 -10± 2 - - +3,5± 1,3 -22,5± 2 -
132-2 +5± 1,5 -11± 2 - - +5± 1,5 -21± 1,5 -
145Н - -20± 2 - - -20± 1,5 -27± 1,5 -16± 1,5
145В

К первому типу, имеющему пять модификаций, относятся датчики-реле температуры Т-110, предназначенные для бытовых холодильников обычного исполнения.

Датчики-реле температуры Т-130 второго типа устанавливают в двухкамерных бытовых холодильниках. Отличительной особенностью этого прибора является замыкание контактов на обеих установках при температуре 4±1,3 ° С.

Температура размыкания контактов зависит от зоны нечувствительности, определяемой потребителем (прибор с регулируемой зоной нечувствительности).

С помощью прибора Т-130 можно в каждом цикле работы компрессора (без дополнительных приборов управления оттаиванием) автоматически оттаивать иней с поверхности испарителя, установленного в отделении для хранения охлажденных пищевых продуктов. В настоящее время взамен прибора Т-130 выпускается прибор 132-1 В.

Датчики-реле температуры Т-144 третьего типа используют для управления температурным режимом и сигнализации аварийного режима бытовых низкотемпературных холодильников (морозильников). Существенное отличие этого прибора заключается в наличии дополнительной контактной группы, которая обеспечивает сигнализацию аварийного режима при повышении температуры контролируемой среды выше допустимого значения. В настоящее время вместо прибора Т-144 выпускаются приборы Т-145. В электрической сети приборы подключаются с помощью штепсельных гнезд. Коммутируемая мощность контактного устройства приборов этого ряда 500 ВА. Масса прибора не более 0,1 кг.

Датчик-реле температуры Т-110 (ТРХ)

Наиболее распространенным является датчик-реле температуры Т-110 (ТРХ).

Прибор смонтирован в пластмассовом корпусе 6 (рис. 3) и состоит из следующих основных частей: термочувствительной системы, узла настройки температуры замыкания контактов, механизма переключения контактов и колодки с контактной группой, выводными клеммами и винтом настройки дифференциала. Дифференциалом терморегулятора называют разность между температурой размыкания и замыкания контактов (при определенном натяжении основной пружины). Чем меньше дифференциал прибора, тем в более узких пределах будет поддерживаться заданная температура. В терморегуляторах бытовых холодильников этот узел используют только для заводской регулировки прибора. Во многих конструкциях терморегуляторов он отсутствует. Дифференциал изменяют при помощи винта, который, являясь ограничителем для перемещения силового рычага, приближает или удаляет момент перебрасывания перекидной пружиной рычага с подвижным контактом.


Рис. 3

Упругим элементом термочувствительной системы является сильфон. Узел настройки температуры включения контактов состоит из пружины 2, ползуна 3, гайки 4, регулировочного винта 5 и контровочной пружины 10.

Зону нечувствительности настраивают регулировочным винтом 8, установленным в колодке 7. Механизм переключения контактов состоит из рычага 12, оси 13, рычага 11 и перебрасывающейся пружины 9.

Прибор работает следующим образом. Сильфон термочувствительной системы 1 воздействует на двуплечий рычаг, шарнирно закрепленный на оси 13. В режиме термостатирования рычаг, вращаясь под действием усилий термосистемы и пружины 2, через пружину 9 и рычаг 12 замыкает или размыкает контакты.

При повышении температуры контролируемой среды контакты замыкаются, при понижении температуры на величину зоны нечувствительности - размыкаются.

При наиболее холодном режиме ручка прибора повернута по часовой стрелке до упора, при среднем на 125°, а при наиболее теплом на 250° против часовой стрелки. Средний режим и режим "Тепло" устанавливают по рискам на корпусе прибора. При повороте ручки против часовой стрелки до упора на 320° от наиболее холодного режима происходит принудительное размыкание контактов.

Прибор можно устанавливать как в камере холодильника, так и снаружи в местах, исключающих попадание воды внутрь прибора при эксплуатации. Длина контакта капиллярной трубки со стенкой испарителя должна быть не менее 120 мм.

Датчик-реле температуры Т-130 предназначен для поддержания заданной температуры испарителя холодильной камеры двухкамерного холодильника путем замыкания и размыкания электрической цепи холодильного агрегата. Конструкция прибора аналогична датчику-реле температуры Т-110.

Предназначен для управления заданной температурой испарителя бытового морозильника и сигнализации при повышении температуры испарителя выше допустимого значения. Существуют две модификации этого прибора: Т-144-2 - бесшкальный; Т-144-2 -бесшкальный с фиксированным режимом.

Прибор имеет две пары электрических контактов: контакты управления для коммутации электрической цепи холодильного агрегата и контакты сигнализации для коммутации электрической цепи средств сигнализации.

Режим наибольшего холода соответствует такому положению кулачка прибора, когда он повернут по часовой стрелке до упора. Режим наименьшего холода соответствует положению кулачка, когда он повернут на 250° против часовой стрелки. При повороте кулачка против часовой стрелки до упора на 320° от режима наибольшего холода происходит принудительное размыкание контактов управления. Прибор модификации Т-144-2 кулачка не имеет.

Датчик-реле температуры Т-144 состоит из следующих основных частей (рис. 4):
термочувствительной системы 1, корпуса 7, кожуха 8, узла настройки температуры замыкания и размыкания контактов, механизма переключения контактов и колодки 9 с двумя группами контактов управления"14 и 10, выводными зажимами и регулировочным винтом 11 настройки дифференциала. Упругим элементом термочувствительной системы является сильфон.


Рис. 4

Узел настройки температуры включения контактов состоит из пружины 2, ползуна 3, гайки 4, регулировочного винта 6 и контровочной пружины 5. Зону нечувствительности настраивают регулировочным винтом 11, установленным в колодке 9. Механизм переключения контактов состоит из рычага 16, оси 17, рычага 15, перебрасывающейся пружины 13.

Прибор работает следующим образом. Термочувствительная система 1 воздействует на двуплечий рычаг 15, шарнирно закрепленный на оси 17. В режиме термостатирования рычаг, вращаясь под действием усилий термочувствительной системы 1 и пружины 2, через пружину 13 и рычаг 16 замыкает и размыкает контакты управления и контакты сигнализации.

При повышении температуры контролируемой среды выше заданной контакты управления и сигнализации замыкаются. При понижении температуры контролируемой среды на величину зоны нечувствительности происходит размыкание контактов управления.

Прибор полуавтоматического управления оттаиванием ТО-11

Предназначен для бытовых компрессионных холодильников. Основные температурные параметры прибора следующие: срабатывание прибора на включение режима оттаивания - контакты 1-3 (рис. 5) размыкаются, 2-3 замыкаются - принудительное (кнопкой) при температуре термочувствительной части рмосистемы не выше минус 3 °С; срабатывание прибора на отключение режима оттаивания - контакты 1-3 замыкаются, 2-3 размыкаются - автоматическоепри температуре термочувствительной части термосистемы от 4 до 8 °С.

Рис. 5.

Сопротивление изоляции электрических цепей прибора относительно корпуса и между собой должно быть не менее 40 МОм.


Рис. 6 . Прибор полуавтоматического управления оттаивания ТО-11:

Прибор работает следующим образом. При нажатии на кнопку 6 (рис. 6) рычаг 10 с помощью пружины 11 приводит в действие рычаг 14 и происходит резкое размыкание контактов 1-3 (см. рис. 5) и замыкание контактов 2-3, которые замыкают электрическую цепь подогрева испарителя. Включение режима оттаивания происходит при температуре конца капиллярной трубки термочувствительного элемента не выше минус 3 °С.

По мере удаления снеговой "шубы" с поверхности испарителя, а следовательно, и повышения температуры до 4-8 °С давление внутри термочувствительной системы 1 (см. рис. 6) возрастает, рычаг 9 поворачивается против часовой стрелки, преодолевая усилие пружины 5 до тех пор, пока не произойдет резкого замыкания контактов 1-3 (см. рис. 5) и размыкания контактов 2-3.

Выпускается прибор управления процессом оттаивания испарителя бытового холодильника. Прибор работает при температуре окружающего воздуха от 10 до 35 °С и относительной влажности 80%. В комплект входят: прибор полуавтоматического управления процессом оттаивания ТО-II (датчик) и клапан оттаивания КО-1 (исполнительный прибор). Датчик ТО-II может применяться также для управления работой электрических нагревателей испарителя.

Техническая характеристика клапана КО-1

Процесс оттаивания начинается после нажатия на кнопку датчика и заканчивается автоматически после того, как поверхность испарителя в месте крепления термочувствительного элемента датчика достигнет температуры 4 °С (допустимая погрешность +2 °С). Сигнал на начало срабатывания поступает от датчика на клапан оттаивания или на нагревательные элементы.


Рис. 7 . Схемы устройства оттаивания испарителя:

В первом случае (рис. 7, а) оттаивание осуществляется горячими парами хладагента при включенном компрессоре. Клапан закрывает линию компрессор - конденсатор - испаритель и открывает линию компрессор - испаритель.

Во втором случае (рис. 7, 6) оттаивание происходит путем электрообогрева испарителя при включенном компрессоре.

В электрическую цепь холодильника приборы подключаются с помощью пластинчатых зажимов.

Прибор предназначен для автоматического управления оттаиванием испарителя бытового электрохолодильника.

Основные температурные параметры прибора следующие:

  • срабатывание прибора на включение режима "Оттаивание" - контакты 1-3 (рис.8) размыкаются, а 2-3 замыкаются - автоматическое при температуре термочувствительной части термосистемы не выше минус 3 °С;
  • срабатывание прибора на отключение режима "Оттаивание" - контакты 1-3 замыкаются, 2-3 размыкаются - автоматическое при температуре термочувствительной части термосистемы от 4 до 8 °С.


Рис. 8

Сопротивление изоляции электрических цепей прибора относительно корпуса и между собой должно быть не менее 40 МОм. Упругим элементом термочувствительной системы является сильфон.


Рис. 9 . Прибор автоматического управления оттаиванием ТО-41

Прибор работает следующим образом. Шток 12 (рис. 9) при нажатии воздействует на пружину 11, которая поворачивает храповое колесо 13 по часовой стрелке. Рессора 10, состоящая из трех плоских пружин, подходит к упору, и по мере поворота храпового колеса 13 в ней накапливается энергия, а затем, резко перебрасывая рычаг 5, рессора проходит за выступ. В это же время посредством пружины 3 рычаг резко размыкает контакты 3-1 (см. рис. 8) и замыкает контакты 3-2. Начинается оттаивание испарителя. Контакты 3-2 замыкают цепь активного подогрева испарителя.

Переключение осуществляется, если температура конца капилляра, закрепленного на испарителе, не выше минус 3 °С.

По мере удаления снеговой "шубы" с поверхности испарителя его температура повышается до 4-8 °С, давление внутри термочувствительной системы 1 (см. рис. 9) возрастает, рычаг 7 поворачивается против часовой стрелки до тех пор, пока конец рычага, на котором закреплен конец пружины 3, не перейдет силовую нейтраль. Рычаг 5 резко повернется по часовой стрелке до упора, а рычаг 2 повернется против часовой стрелки, разомкнет контакты 3-2 (см. рис. 8) и замкнет контакты 3-1. При этом электрическая цепь подогрева испарителя разомкнется и замкнется электрическая цепь двигателя компрессора. Температуру размыкания контактов 3-2 (конец цикла оттаивания) регулируют натяжением противодействующей пружины 9 (см. рис. 9) посредством винта 17.

При нажатии на шток посредством рычага контакты 4-5 (см. рис. 8) электрической цепи лампы внутреннего освещения холодильной камеры размыкаются. Для возвращения штока в исходное положение имеется пружина.

Устройство для испарения талой воды. Бытовые холодильники с одним испарителем, работающим на низкотемпературное отделение и холодильную камеру, очень распространены. В них на поверхность испарителя, открытую для доступа влаги от хранимых продуктов, интенсивно намораживается иней. Слой инея толщиной более 5 мм препятствует теплообмену, ухудшая температурно-энергетические показатели и условия эксплуатации холодильника.

Отсутствие инееобразования или периодическое оттаивание испарителя и удаление талой воды является одним из показателей комфортности бытового холодильника. Имеется два направления усовершенствования оттаивания испарителей в бытовых холодильниках с одним испарителем. Во-первых, создаются устройства активного нагрева испарителя, включаемые через реле времени полуавтоматически или автоматически. Во-вторых, создание более совершенных конструкций холодильников, в которых испаритель морозильного отделения огражден от попадания влаги, а испаритель холодильной камеры освобождается от выпадающей влаги в течение каждого цикла работы холодильника. Во всех вариантах конструкции холодильников воду, собираемую от испарителя, необходимо удалять (например, методом испарения).

Существует несколько устройств с использованием нагретых частей холодильного агрегата. Так, в холодильнике "Ярна-3" под испарителем размещен поддон с отверстием для стока воды через специальную воронку и трубку в сосуды, каскадно расположенные на конденсаторе. Между двумя циклами оттаивания талая вода удаляется из испарителя. В некоторых моделях холодильников талую воду отводят по трубопроводу в поддон, расположенный под холодильником возле мотор-компрессора. В последних моделях холодильников вода из испарителя поступает по трубопроводу на верхнюю крышку кожуха кулисного компрессора, жестко установленного на раме. На крышке имеется открытый резервуар, где вода испаряется под действием тепла работающего мотор-компрессора. Это наиболее эффективный способ, так как кроме испарения талой воды происходит охлаждение кожуха компрессора и увлажнение воздуха в помещении.

Испарение талой воды на конденсаторе происходит со скоростью 0,2 кг в сутки и на компрессоре - 0,4 кг в сутки. Следовательно, устройство для испарения воды на компрессоре более эффективно.

Пускозащитные реле.

Для запуска электродвигателя и защиты его обмоток от перегрузок в бытовых холодильниках применяют комбинированные пускозащитные реле типа ДХР, РТП, РТК-Х, РПЗ и др. (табл. 3).

Таблица 3. Техническая характеристика пускозащитных реле.
Тип Модификация Напряжение, В Ток, А Тип двигателя или мотора компрессора Место установки реле
срабатывания отпускания
ДХР ДХР 127 5,7 4,3 ДХМ На раме
ДХР-3 127 4,8 3,4 ДХМ-3
ДХР-5 220 3 2,1 ДХМ-5
РТП РТП-1 127 4,7 3,7 ДХМ-3 На проходных контактах или раме
РТП-1 220 2,7 2,1 ДХМ-5
РТК-Х РТК-Х 127 4,5 3,8 ДХМ-3 На проходных контактах
РТК-Х 220 2,7 2,2 ДХМ-5
РПЗ РПЗ-23 220 2,9 2,5 ФГ-0,100 На раме
РПЗ-24 220 3,5 3,1 ФГ-0,125
РПЗ-25 220 4,1 3,7 ФГ-0,150
LS-08B LS-08B 220 2,9 2,5 ФГ-0,100 На раме

Пускозащитное реле типа ДХР устанавливают на специальной площадке, приваренной к раме мотор-компрессора, и закрепляют скобой. Контакты пускового реле находятся в разомкнутом состоянии под действием упругой пластинки, к которой прикреплен якорь с подвижным контактом. Резкое размыкание контактов защитного реле (чтобы предотвратить их подгорание) обеспечивается небольшим постоянным магнитом, закрепленным на корпусе реле под биметаллической пластинкой. Наличие магнита способствует также увеличению времени выдержки контактов в разомкнутом положении (для лучшего охлаждения обмоток выключенного двигателя).

Винтовые зажимы для присоединения проводов расположены на задней стенке реле и обозначены цифрами. К зажимам 1, 2 и 3 (рис. 10) присоединяют провод от проходных контактов кожуха мотор-компрессора (от обмоток электродвигателя), к зажимам 4 и 5-соединительный шнур с вилкой для включения холодильника в сеть, а также провода от электропатрона и выключателя лампы освещения холодильной камеры. К зажиму 4 присоединяют провод от терморегулятора.

Рис. 10. Схема пускозащитного реле типа ДХР:

В зависимости от модификации устанавливают в нижней части рамы агрегата или непосредственно на проходных контактах на крышке кожуха компрессора и закрепляют специальной скобой. Электропровода надежно соединяют с зажимами реле и терморегулятора при помощи съемных наконечников.


Рис. 11

Тепловое реле состоит из нагревательной стирали 10 (рис. 11), соединенной с биметаллической пластиной 9, контактов 7, последовательно включенных в цепь электродвигателя. Пусковое реле электромагнитного типа состоит из катушки 3 с сердечником 1, который своей массой, нажимая на пластину 12 неподвижного контакта, удерживает контакты в разомкнутом положении. Неподвижный контакт 11 закреплен на корпусе реле. Обмотка катушки 3 пускового реле включена последовательно в цепь рабочей обмотки электродвигателя. При правильно отрегулированном реле запуск электродвигателя происходит в течение 1-2 с.

Пусковое реле работает следующим образом. При включении электродвигателя, когда ротор неподвижен, по катушке реле проходит ток (большой силы) короткого замыкания. Образующийся при этом магнитный поток втягивает сердечник, в результате чего контакты реле замыкаются и включают пусковую обмотку. Обычно контакты пускового реле разомкнуты. По мере того как ротор электродвигателя увеличивает частоту вращения, пусковой ток падает и сердечник, возвращаясь в первоначальное положение, размыкает.контакты, отключая пусковую обмотку.

Принцип работы пускозащитного реле заключается в следующем. Нагревательная спираль 10, последовательно соединенная с биметаллической пластиной 9 и с размыкающими контактами 7, включена в цепь рабочей обмотки электродвигателя. Реле включено с таким расчетом, чтобы при включении пусковой обмотки через нагревательную спираль проходил суммарный ток обеих обмоток. При рабочем токе контакты реле остаются замкнутыми. При повышении силы тока нагревательная спираль воздействует на биметаллическую пластину, заставляя ее изгибаться, при этом контакты размыкаются и электродвигатель останавливается. При остывании биметаллическая пластина приобретает нормальное положение, контакты реле замыкаются и включается электродвигатель агрегата.

Рис. 12


Рис. 13. Электрическая схема реле РТК-Х

Токовое, комбинированное (пусковое и защитное), смонтировано в корпусе 1 (рис. 12). Пусковое реле электромагнитного (соленоидного) типа с двойным разрывом контактов. В корпусе 2 катушки находится свободно перемещающийся на стержне 4 сердечник 3. На верхнем конце стержня имеется планка 6 с контактами 7, поджимаемая пружиной 5. При включении электродвигателя сердечник поднимается вместе со стержнем, подтягивая планку, которая замыкает неподвижные контакты 8. После того как ротор увеличит частоту вращения, вследствие чего уменьшится магнитное поле в катушке, сердечник 3 падает, увлекая за собой планку 6, и контакты 8 размыкаются. Защитные реле на напряжения 127 и 220 В несколько отличаются друг от друга.

В реле на напряжение 127 В биметаллическая пластина 10 одним концом соединена с проводом катушки пускового реле, а другим концом через упор 11 с контактодержателем 12. На противоположном конце держателя закреплен подвижный контакт 14 с неподвижным контактом 15. Возле биметаллической пластины расположена нихромовая спираль нагревателя 9, включенная последовательно в цепь пусковой обмотки. Одним концом спираль соединена с контактом 8 пускового реле, а другим - с биметаллической пластиной. При повышении силы тока в цепи рабочей обмотки электродвигателя биметаллическая пластина деформируется от тепла, выделяемого проходящим через нее током. При повышении силы тока в цепи пусковой обмотки биметаллическая пластина деформируется под действием тепла от нагревателя 9. При этом контакты 14 и 15 размыкаются. После остывания пластина принимает прежнее положение и контакты вновь замыкаются. Параметры защитного реле регулируются с помощью винтов 13.

В реле на напряжение 220 В имеется дополнительный нагреватель, расположенный возле биметаллической пластины и включенный последовательно с ней в цепь рабочей обмотки (рис. 13). Этот нагреватель (при малом рабочем токе электродвигателя) повышает чувствительность биметаллической пластины.

Реле РТК-Х и РТП-1 взаимозаменяемы, так как имеют аналогичные параметры.

Пускозащитные реле LS-08B и РПЗ однотипны. Реле РПЗ может быть трех модификаций: РПЗ-23, РПЗ-24, РПЗ-25, которые отличаются своими токовыми характеристиками (см. табл. 3) и предназначены для электродвигателей разной мощности, при этом реле РПЗ-23 полностью взаимозаменяемо с реле LS-08В.
Устройство пускового реле аналогично устройству реле РТК-Х. Защитное реле схожее реле РТП, но отличается конструктивным оформлением отдельных элементов. Монтируется реле на раме мотор-компрессора. Провода присоединяют к реле винтовыми клеммами, которые расположены на задней стенке корпуса реле. Реле РПЗ и LS-08В устанавливают в мотор-компрессорах с внутренней подвеской в кожухе и электродвигателями с частотой вращения 3000 мин"1.

Рис. 14

Реле LS-08B и РПЗ имеют три вывода: 1 (рис. 14) - к проводу проходного контакта выводного конца пусковой обмотки, 2 - к проводу проходного контакта выводного конца рабочей обмотки и 3 - к проводу с вилкой.

Статья подготовлена по материалам книги издательства СОЛОН-Пресс Серии Ремонт №35 « Ремонт холодильников» Д. А. Лепаев, В. В. Коляда 2005

Всего хорошего, пишите to © 2006

Холодильник - машина, использующая для работы так называемый обратный цикл Карно. Для её теоретической работы нужно лишь 4 элемента: конденсатор, испаритель, дросселирующее устройство и компрессор. На практике же эта схема усложняется множеством дополнительных узлов и элементов, вроде ресиверов для фреона или защитной автоматики.

Однако, производительность работы холодильника зависит сугубо от 4 основных узлов. Неисправность любого из них выливается в неисправность всего агрегата, когда поломка дополнительного оборудования не всегда настолько критична. Но, перейдем к делу. Вы вставили вилку холодильника в розетку, но комната не наполнилась мерным рокотом мотора? Вывод - не работает компрессор. Поломка не обязательно в нём самом. По сути, все причины такого казуса можно разделить на 2 большие категории.

Обратите внимание на технику безопасности. Вытащите штепсель из розетки перед ремонтом.

Неисправность автоматики и электроснабжения

Как правило, неисправности электрического характера легко устранить. По крайней мере, легче, чем поломки самого компрессора. Рассмотрим их подробнее:
  • Наиболее распространенная проблема - поломка пускозащитного реле. При этом холодильник может просто не реагировать на подачу тока, а может производить характерный «электрический» гул в течении нескольких секунд, после чего ток будет отключен тепловой защитой. Если быть внимательным, то замена реле может быть произведена самостоятельно. Вам нужно запомнить (зарисовать) расположение проводов, снять его (небольшая пластиковая коробочка около компрессора или на нем самом), пойти в магазин холодильного оборудования и попросить такое же. После чего установить его в обратном порядке. Помните, что неправильное подключение реле может вывести компрессор из строя, поэтому будьте предельно внимательны.
  • Другая причина встречается реже, но все же имеет место быть. Это неисправность термостата. Из-за ошибочных показаний датчика он может решить, что в холодильнике уже достаточно низкая температура и не будет замыкать цепь компрессора. Диагностика тут проста: снимите термостат (небольшой пластиковый корпус внутри холодильника, на котором расположен регулятор температуры), запомнив расположение проводов. У старых холодильников к нему обычно подключаются 2 провода, которые и являются цепью компрессора. В новых моделях там может быть множество других, но нас интересуют именно эти 2. Замкните их напрямую, минуя термостат. Если компрессор запустился - смело идите в магазин и покупайте замену.
  • Современные холодильники все больше отдают под управление цифровой автоматики. Множество датчиков, контроллеров и сложные схемы позволяют полностью контролировать процесс работы, предупреждая о любых ошибках, делая ее экономной и бесшумной. Но, усложнение любой схемы ведет к неизбежному усложнению её ремонта. Если вы подозреваете, что проблема в контроллерах - обратитесь к специалисту по автоматике.

Проблема в компрессоре?

Если все приборы исправны, электричество подается, но мотор не работает - проблема в нём самом. Прежде чем описывать разные ситуации, убедимся, что это так. Для простых компрессоров с 2 рабочими обмотками, которые управляются пускозащитным реле, существует надежный метод.
  1. Снимите компрессор и пускозащитное реле. Под ним будет 3 контакта: пусковой и рабочей обмоток и общий.
  2. На современных (особенно импортных) компрессорах на шильдике или наклейках изображают расположение контактов в соответствии с обмотками. Если нет - вооружаемся мультиметром и измеряем сопротивление между ними. Сопротивление пусковой обмотки (между контактами ее и общим) для бытовых холодильников будет примерно 13 Ом. Рабочей - 43-45 Ом. Сопротивление между контактами обмоток будет равно суммарному, то есть 13+45=58 Ом. Допустимы колебания в зависимости от мощности и модели агрегата.
  3. Изготавливаем несложный прибор, имитирующий работу пускозащитного реле: к вилке подключаем 2 двухжильных провода, один из которых размыкаем с помощью кнопки. Подключаем прямой провод к рабочей обмотке, разомкнутый к пусковой, общие - к общему контакту. Зажимаем кнопку, вставляем вилку в розетку. Если компрессор исправен - он заведется. После нескольких секунд работы отпустите кнопку, выключив пусковую обмотку.
Проведя такие диагностические шаги, вы точно убедитесь, сломался ли мотор компрессора или же проблема в другом.

Если результат неутешительный - можно попробовать понять, в чем проблема. Но ценность этих знаний сомнительна, ведь ремонт компрессора в большинстве случаев стоит дороже, чем покупка нового аналога, да и не каждая контора возьмется за такую трудоемкую работу. И все же:

  • Проблема, которую вы могли заметить еще при изготовлении своего «реле». При попытке измерить сопротивление мультиметр показал обрыв? Значит обмотки разорваны, контакта нет. Ремонт состоит в том, чтоб намотать их заново, но это слишком кропотливая работа.
  • Поставьте мультиметр в режим прозвона и проверьте, не пробивает ли он на корпус. Один щуп поднесите к корпусу, другим поочередно прикасайтесь до контактов обмоток. Если прибор показал контакт - есть пробой, мотор сломался.
  • При длительной работе под большой нагрузкой (никогда не забивайте полный морозильник теплого мяса!) компрессор может сильно перегреться. При этом происходит оплавление изоляции проводов в обмотке, она начинает работать, не задействуя всю свою мощность. Компрессор сильно греется, не может обеспечить давление для работы в обычном режиме, регулярно срабатывает тепловая защита.
  • Другие, более серьезные аварии, вроде гидравлического удара. Громкий грохот где-то внизу холодильника вы точно заметите и, на будущее, знайте, что после такого компрессор можно просто отнести на металлолом.
Компрессор - «сердце» холодильника. Он неприхотлив и вынослив, так же как и человеческое сердце, и будет исправно служить вам в течении большого срока, если вы будете относиться к нему бережно.

«А зачем его проверять?» - спросит кто-то, прочитав заголовок. А проверить его нужно в случае, если ваш холодильник запускается с перебоями. Или не сразу. Или через раз. Или не запускается вообще. За эту функцию как раз и отвечает пусковое реле холодильника. И если ему пришел конец, то вам придется покупать новое пусковое реле для холодильника вашей модели. Поэтому прежде чем тратиться на обновку для вашего «продуктохранилища», стоит посмотреть, так ли всё плохо со старым. Специалисты компании ALM-zapchasti детально описывают последовательность диагностики пускового реле.

Принцип работы этого реле следующий. При падении температуры ниже требуемой контакты терморегулятора замыкаются, а реле получает команду запустить мотор-компрессор. На всё про всё обычно уходит две секунды. Если за две секунды мотор не запустился, срабатывает защита и ротор остается неподвижным.

Для начала посмотрите, не нарушено ли крепление. Реле должно быть зафиксировано строго вертикально — так, как указано на метке. Иначе сердечник не может втянуться быстро за те самые пару секунд и замкнуть контакт. Все в порядке? Значит, нужна диагностика пускового реле.

Алгоритм проверки пускового реле холодильника

  • Реле РТП-1 (как вариант - РТК-Х) поставить на стол стрелкой вниз и проверить цепь между гнездами 1 и 3. Или же в модели РТП-1 между гнездом и нижней клеммой (в модели РТК-Х — между гнездом и верхней клеммой).


  • Реле LS-08B положить тыльной стороной вверх и проверить цепь между клеммами и гнездом 2 (или 3 — зависит от модификации). Реле ДХР положить клеммной площадкой вверх и прозвонить между клеммами 1 и 3 (или 4 — тоже зависит от модификации).




  • При неисправности контакта не будет. Где нет контакта, там и находится причина неисправности. Однако у пусковых реле РТК-Х и LS-08B есть особенность: две пары кантактов. При нарушении одного цепь при нерабочем положении может замкнуться через планку контактодержателя, которая проводит ток. Поэтому нужен еще и визуальный осмотр.

    В первую очередь следует зачистить нерабочие контакты самой мелкой шкуркой и промыть спиртом. В реле РТП-1, возможно, придется подогнуть планку с неподвижным контактом, чтобы обеспечить плотное соприкосновение. Теперь всё должно работать.

    Всё равно холодильник не запускается? Возможно, нужно таки покупать новое реле. А быть может, дело не в реле, а в самом компрессоре. Чтобы исключить лишние траты, нужно проверить и сам компрессор.

    Для проверки вам понадобится несложное устройство из двухжильного провода, штепселя, кнопки звонкового типа, трех зажимов типа «крокодил». С его помощью вы запустите мотор-компрессор без пускового реле, но с защитой от перегрева обмотки. Запуститься можно следующим способом.

    Подобрать пусковое реле для вашего холодильника можно на странице http://alm-zapchasti.com.ua/cat/holodilniki/puskovye-rele .

    Алгоритм проверки мотора-компрессора


    • отключить холодильник от сети;

    • на реле LS-08B снять провод с клеммы 1 и замкнуть на с клеммой 2;

    • на реле ДХР снять провод с 1 и замкнуть с клеммой 3;

    • реле РТП-1 (РТК-Х) снять с проходных контактов (не трогая проводов, надетых на клеммы) и соединить трехжильным проводом гнезда реле с соответствующими проходными контактами;

    • включить терморегулятор, а затем и сам холодильник в сеть;

    • свободный провод замкнуть на гнездо 3 реле.