Крупная бытовая техника

Богиня смерти у индусов. Кто такая богиня Кали? Легенда о богине Кали

Богиня смерти у индусов. Кто такая богиня Кали? Легенда о богине Кали

Как известно, в индуизме, помимо верховного божества, существует множество других богов и их воплощений. Все они служат одной и той же цели - ведению человека по пути просветления, но каждый использует для этого свои средства.

Индийская богиня Кали представляет собой разрушительную форму Парвати, жены Шивы. Изображается она, как правило, танцующей на теле Шивы, с четырьмя руками, в одной из которых она держит голову демона с высунутым языком, с которого капает кровь, и гирляндой из черепов. Казалось бы, образ должен был сделать ее отрицательным персонажем, но приверженцы индуизма высоко чтят ее. Существует даже особый культ, посвященный Кали. Богиня, являющая собой разрушительную ипостась Шакти, олицетворяет также защиту от темных сил и материнское, заботливое начало.

Богиня Кали является проявлением "божественного гнева", а не беспричинной разрушительной агрессии. Она избавляется от невежества и демонов, очищая и защищая. Она также ассоциируется в индуизме с великой радостью: побеждая врагов, она всегда смеется. Богиня постоянно поддерживает честных людей. Но приверженцы культа Кали, неверно истолковавшие индуистскую философию, совершали ужасные обряды, сопровождаемые человеческими жертвоприношениями, вследствие чего это божество стало ассоциироваться с бессмысленным кровопролитием и беспощадностью.

Истинная же сущность этой богини остается в гармоничном объединении созидательных и разрушительных сил.

Богиня Кали существует в двенадцати проявлениях-ипостасях: богиня Созидания, Кали Сохранения, Уничтожения, Ограничения, Разрушения, Смерти, Ужаса, Богиня Космического Яйца, Кали Высшего Сияния, Ужасного Огня Времени, Великого Времени и Кали Бесстрашия.

Все эти формы осуществляют постепенный переход сознания к просветлению через приятие всех объектов внешнего мира, как части своего Я, и себя, как мира.

Таким образом, разрушение есть стирание границ между различными формами существования.

Богиня Кали уничтожает двойственность мира и сомнения.

Образ этого божества включает в себя множество символов: ее четыре руки олицетворяют как стороны света, так и основные чакры; три глаза - три основные силы, на которых покоится вся философия индуизма: созидание, сохранение и разрушение; гирлянда черепов - череду перевоплощений человека, а отсеченная голова - освобождение от эго; синий цвет кожи - вечность; труп под ее ногами - бренность телесной оболочки; окровавленный язык - гуну раджас, а черные волосы - чистоту сознания.

Мы видим, что богиня Кали воплощает в себе все основные идеи и принципы индуизма, пусть даже в странной и, может быть, даже отталкивающей форме. Она символизирует вечную жизнь и победу над мелочными заботами о теле, невежеством и злыми силами.

Несмотря на то, что ее редко причисляют к основным богам индуизма, ее образ, несомненно, является характерным примером для тех, кто стремится к постижению Ведь Кали - это еще и вечный баланс, и гармония, единство созидательного и разрушительного начала в форме женского божества.

Кали ("черная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой. Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — отрубленную голову Рактабиджи, две руки подняты для благословения. Последователи Кали считали ее любящей богиней-матерью, способной уничтожить смерть и демонов. Один из мифов повествует о том, как чудовище Рактабиджа угрожало миру. Из каждой капли крови, сочившейся из его ран, рождалось 1000 демонов. По просьбе богов Кали выпила кровь Рактабиджи, затем проглотила его самого. Празднуя победу, она пустилась в пляс. Ее движения становились все более порывистыми, все вокруг сотрясалось, и миру грозило разрушение. Боги умоляли Шиву остановить неистовый танец богини, но даже ему не удалось успокоить ее. Тогд Шива лег на землю перед Кали, и она, продолжая танцевать, попирала его, пока не осознала происходящего и не прекратила танец. Город Калькутта назван в честь богини; его название означает "шаги Кали".

другая версия:

Кали изображают черной, одетой в шкуры пантеры с ожерельем из черепов. Наиболее известный среди подвигов Кали - победа над асуром -буйволом Махишей . Махиша был рожден матерью истребленных богами асуров Дити для того, чтобы отомстить богам. Буйвол чудовищной силы напал на царство Индры , подчинил богов и стад господствовать над миром.
Тогда боги отправились к трем величайшим божествам —Брахме , Вишну и Шиве—и рассказали о своей участи. Разгневанные три бога выпустили из своих уст облако, из которого возникла богиня Кали. Получив от богов оружие и воссев на льва , тысячерукая богиня отправилась на битву. В тяжелом поединке с Махишей. Кали вскочила на гигантского буйвола и пригвоздила противника копьем к земле. Сказания говорят, что сражаясь с демонами, богиня выпивает кровь своих жертв и пожирает их тела.

Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца , Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы .

Её темно-синий цвет — цвет бесконечного космического , вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре» сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

Индийские мифы о богах, в отличие от античных, до сих пор остаются малоизвестными, и большинство европейцев не имеют о них ни малейшего представления. Интересно, что такие легенды являются не обычными рассказами, а настоящими эпосами, в правдивость которых свято верят истинные индусы.

Появление богов

История Древнего мира полна различных преданий и мифов, и у каждого народа они свои. Как известно, появлению многочисленных богов способствовал тот факт, что люди в далеком прошлом не могли объяснить, почему происходят те или иные явления природы. Человек отлично понимал, что есть много вещей, которые он не может делать сам, например, метать молнии, вздымать огромные волны на море или поднимать ветры. Поэтому такие способности он начал приписывать более могущественным существам, которые смогли бы вызывать столь грандиозные явления. Они обычно имели облик человека или животного. Индийские боги и богини часто наделялись внешностью и качествами тех и других. Ярким тому примером могут быть Ганеша или Хануман - оба с человеческой фигурой, но один с головой слона, а другой - обезьяны.

Не секрет, что наиболее разнообразным и богатым из всех языческих верований является именно индийская мифология. Боги и богини, о которых пойдет речь в этой статье, еще и наделялись несколькими ипостасями.

Надо сказать, что индуистские легенды начали складываться примерно в I веке н. э. в ведической культуре индо-ариев. И все это благодаря брахманизму, подвергшемуся влиянию буддизма. Кроме того, в индуизм были включены многие из идей ведизма. Эта образовавшаяся религия стала новым этапом в развитии древнеиндийского общества.

Главная триада

Индуизм на первый план поставил бога-творца и установил более строгую иерархию в пантеоне. Имена индийских богов, таких как Брахма, Шива и Вишну, входят в триаду (тримурти) верховных существ, воспринимаемых как проявление единого божества. Первого из них почитали как создателя и управителя мира, который устанавливает на земле социальные законы (дхарма) и делит общество на касты.

Со временем особые роли стали отводиться и двум другим: бог Шива стал разрушителем, а Вишну - охранителем. Вследствие такого разделения возникли два основных направления в индуизме - шиваизм и вишнуизм. Даже сейчас последователей данных течений довольно много. Индуистская религиозная система, состоящая из различных культов, в соотношении с образом Вишну выработала концепцию аватар, представляющую собой учение о боге, который время от времени нисходит в мир людей. При этом каждый раз он меняет свой облик.

Пантеон

Как известно, индусы поклоняются сотням богов и богинь. Одни из них белые, как перья лебедя, другие красные, как будто работали не покладая рук, под лучами палящего солнца, третьи же совсем черные, словно уголь. Но всех их объединяет одно - они держат мир и судьбу народов в гармонии. Пантеон построен таким образом, что все древние божества в нем занимают свою нишу.

Брахма - владыка всего сущего, который имеет четыре красных лика, смотрящих в разные стороны. Его обычно изображают сидящим в позе покоя на белом или розовом лотосе. Живет он на величественной горе Меру. Его жена Сарасвати является покровительницей наук и искусств.

Индийский бог с головой слона - Ганеша. Он считается одним из самых популярных мифических персонажей. Его отцом был бог Шива, а матерью - богиня Парвати. С ним связана одна интересная легенда, согласно которой он изначально был прекрасным ребенком. Вскоре боги пришли поздравить родителей с появлением на свет сына и принесли с собой подарки. Увидев младенца, все они восхищались его красотой. Единственным, кто не посмотрел на него, был бог Шани, который обладал губительной силой взгляда. Несмотря на это, Парвати настояла, чтобы он увидел ее сына. Как только Шани взглянул на него, голова ребенка покатилась и упала на землю. Шива пытался спасти мальчика, приставив ее обратно, но она так и не приросла. Тогда Брахма посоветовал родителям поменять ее на голову первого животного, которое попадется им на пути. Им оказался слон. Кроме того, индийский бог мудрости Ганеша является покровителем путешественников и купцов.

Весь пантеон перечислить невозможно. Вот только несколько наиболее известных и почитаемых божеств:

● Индра - хранитель Восточной стороны света. Он является богом войны и правителем Амаравати - одного из так называемых нижних небес.

● Варуна - всевидящий и карающий судья. Он является воплощением истины и мирового порядка. Именно он разыскивает виновных, наказывает их, а также отпускает грехи.

● Агни - индийский бог огня. Он представляет собой воплощение священного пламени, которое своими языкам возносит жертву прямо на небеса.

● Сурья - озаряет мир светом, уничтожает тьму, болезни и врагов. Он олицетворяет всевидящее Око богов Варуны, Митры и Агни.

● Кама - всегда изображается в виде красивого юноши с луком и стрелами. Он является покровителем влюбленных и похож на своего европейского собрата.

● Ваю - повелитель ветра, олицетворяющий мировое дыхание (прану).

● Яма - довольно свирепое божество. Он является владыкой царства мертвых и управителем Чистилища.

Все вышеперечисленные божества обладают большой силой и могуществом, но все они преклоняются перед лицом великой и устрашающей Кали.

«Рамаяна» и «Махабхарата»

История Древнего мира неразрывно связана со множеством мифов и легенд. Но, пожалуй, самыми известными являются индийские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», которые были написаны на санскрите примерно 2 тыс. лет назад. Обе поэмы относятся к жанру, называемому героическим эпосом. Это значит, что действия, описанные в них, - не что иное, как исторические предания, т. е. их содержание основано на реально произошедших когда-то событиях. И это в первую очередь относится к эпосу «Махабхарта». Как считают историки, в нем идет речь о междоусобной войне, вспыхнувшей между двумя ветвями царского рода племени Бхаратов где-то на рубеже II-I веков до н. э.

События, на которых основана «Рамаяна», для специалистов менее ясны. Но все же считается, что и здесь присутствует исторический стержень. Ученые полагают, что данная поэма рассказывает о борьбе завоевателей Индии, племен ариев, с коренным населением индийского юга. Эти события могут относиться к XIV-XII столетиям до н. э.

Данный эпос повествует о походе Рамы, одного из самых любимых героев не только Индии, но и сопредельных стран, к острову Ланка (скорее всего, это современный Цейлон) и о поисках его жены, которую похитил предводитель демонов-ракшасов. «Рамаяна» состоит из 24 тыс. шлок (двустиший), собранных в семь книг. В мифологии индийский бог Рама является седьмым воплощением Вишну. В этом образе он избавляет как людей, так и богов от власти злобного предводителя ракшасов Равана.

В обоих памятниках древнеиндийской поэзии непостижимым образом переплелись аллегория, правда и вымысел. Считается, что «Рамаяна» вышла из-под пера Вальмики, а «Махабхарата» - мудреца Вьяса. Стоит отметить, что в том виде, в котором дошли до нас эти произведения, они не могут принадлежать какому-то конкретному автору или относиться лишь к одному веку. Эти великие эпосы являются результатом многочисленных изменений и дополнений.

Легенда о богине - Матери всех миров

В глубокой древности асура Махиша долгое время исполнял покаяние и за это был награжден даром, который давал ему возможность становиться невидимым. Тогда этот демон задумал стать владыкой мира и свергнул Индру с небесного престола. Боги, которые не захотели подчиняться свирепому демону, отправились к властителям мира Брахме, Вишну и Шиве и умоляли спасти их от такого унижения.

Из уст разгневанной триады вырвалось пламя гнева, соединившееся в огненном облаке. Озарив грозным блеском всю Вселенную, из него появилась женщина. Ее лицо было пламенем Шивы, руки олицетворяли мощь Вишну, а пояс - силу Индры. Ее брови создали божественные братья-близнецы Асивины, глаза - повелитель огня Агни, уши - ветреный Ваю, зубы - Брахма, волосы - владыка царства мертвых Яма, а бедра - Притхиви, богиня земли. Небожители дали ей в руки оружие: топор и трезубец, лук и стрелы, петлю и палицу. Так возникла богиня Кали.

Воинственный и страшный клич вырвался из уст Матери, и она, оседлав льва, бросилась на врага. Тысячи воинов, подчинявшихся Махиши, набросились на нее, но она с легкостью отражала их атаки. Ее дыхание создавало все новых и новых воинов, которые с неистовством бросались в сражение. Грозная богиня закалывала демонов копьем, рубила мечом, убивала их стрелами, накидывала им на шеи петли и волоком тащила их за собой.

От этой великой битвы потемнело небо, затряслись горы и полились реки крови. Несколько раз богиня Кали настигала Махишу, но он все время менял свой облик и уходил от нее. Но, наконец, она огромным прыжком нагнала демона и с невиданной силой обрушилась на него. Она наступила своей ногой ему на голову и ударом копья пригвоздила его к земле. Махиша опять попытался принять иной облик и снова ускользнуть от разгневанной богини. На этот раз она опередила его и мечом отсекла ему голову.

Радуясь одержанной победе, Кали начала танцевать. Она двигалась все быстрее и порывистее. Все вокруг стало сотрясаться, отчего миру грозило полное уничтожение. Боги испугались и стали умолять Шиву прекратить неистовый танец Матери, но даже ему не удалось остановить ее. Тогда он лег перед ней на землю, но и это не помогло. Она продолжала свой неистовый танец, попирая ногами его тело, пока не осознала всего происходящего. Только тогда она остановилась.

Боги преклонились перед Матерью всех миров. А она, уставшая от сражения, окровавленная и теперь добродушная пообещала им помогать каждый раз, как только потребуется ее поддержка. После этого богиня скрылась в своих неприступных храмах, чтобы отдохнуть и насладиться своей победой. Извечная Мать всего сущего, она за все в ответе, поэтому всегда остается в боевой готовности.

Изображение

Прежде всего Кали - богиня смерти, поэтому вполне естественно, что она выглядит угрожающе. Обычно ее изображают темнокожей, худой и четырехрукой женщиной с всклокоченными длинными волосами.

С левой стороны в верхней руке она сжимает покрытый кровью врагов меч, разрушающий двойственность и всякие сомнения, в нижней - отрубленную голову демона, которая символизирует усечение эго. Справа вверху ее десница делает жест, отгоняющий страх. Снизу же - благословляет на осуществление всех желаний. Руки богини - это символ четырех основных чакр и сторон света.

Глаза Кали управляют тремя главными силами: созиданием, сбережением и разрушением. Пояс, который она носит, целиком состоит из человеческих рук, что означает неминуемое действие кармы. Синий или черный цвет ее кожи является символом смерти, а также вечного космического времени.

Гирлянда из черепов, которой украшена богиня, символизирует целую цепочку человеческих воплощений. Ее ожерелье состоит ровно из пятидесяти деталей, столько же букв в санскрите - кладезе знания и силы. Взъерошенные волосы Кали служат таинственным занавесом смерти, окутывающим всю человеческую жизнь, а ярко-красный язык является символом руны раджас, а также энергии Вселенной.

Многоликая Кали

У этой богини две стороны: одна разрушительная, другая - созидательная. Под ликом Бховани она олицетворяет собой первое из начал. Поэтому ей необходимо приносить в жертву животных, так как она черпает свою силу из живых существ. Под ликом Дурги она истребляет зло. Если кто-то решил попросить у нее помощи в борьбе с демонами, он должен пожертвовать ей буйвола.

Богиня Кали является одной из ипостасей Дурги или Деви, жены Шивы. Она олицетворяет грозную сторону божественной энергии своего мужа. Кали обладает невиданной разрушительной силой, и об этом красноречиво говорит множество ее имен, например, Шри Кродхини (Вселенский гнев), Шри Уграпрабха (Источающая ярость), Шри Нарамандали (Носящая гирлянду из человеческих черепов).

Удивительно, но факт, что столь свирепую богиню считают символом материнской любви и заботы, а также почитают как защитницу всего человеческого рода от зла. При этом ее называют Шри Манорама (Наивысшее Божественное благоволение и очарование), Шри Виласини (Океан восторга) и другими подобными лестными именами.

Культ богини

Когда-то поклонение Кали было распространено практически повсеместно. Об этом говорят различные научные исследования, а также документальные свидетельства, коими являются священные тексты, принадлежащие разным религиям. Культ так называемой Черной богини имел в древние времена свои аналоги во всех уголках мира. Например, древние финны в дохристианскую эпоху молились Черной богине, которую именовали Кальмой. Семитские племена, некогда проживавшие на Синае, жриц богини луны называли Калу. Считается, что это не просто совпадения, так как рассматриваемый нами мифический персонаж является Матерью всех миров, которую почитали под разными именами и формами практически повсюду.

Сейчас индийская богиня Кали пользуется особенным признанием в Бенгалии как истребительница демонов. Дело в том, что на территории этого штата находится главный храм Калигхата (англичане произносят его название как Калькутта), посвященный именно ей. Отсюда пошло и название столицы Бенгалии. Второй по величине храм, воздвигнутый в честь этой богини, расположен в Дакшинешваре.

Праздник, посвященный Кали, отмечают в начале сентября. Во время проведения ритуального служения ее почитатели должны тремя глотками выпить освященную воду, а затем нанести между бровями специальную отметину красным порошком. У изображения или у подножия статуи богини возжигали свечи и подносили ей красные цветы. После этого читали молитву, а затем, вдыхая благоухание цветов, верующие садились вкусить жертвенные подношения.

Секта тугов

В период с XII по XIX век на территории Индии существовала некая тайная организация. Ее называли сектой тугов. Она состояла из настоящих фанатиков, которые посвящали всю свою жизнь только служению богине смерти Кали. В основном банды тугов действовали в Центральной Индии. Они занимались грабежом караванов и убийством путешественников. Обычно свою жертву туги душили, набрасывая ей на шею шарф или веревку, а труп сбрасывали в колодец или тут же закапывали при помощи ритуальной кирки или мотыги.

До сих пор точное количество их жертв не установлено, но, согласно Книге рекордов Гиннесса, их было около 2 млн. В 30-е годы XIX века тогдашнему генерал-губернатору Индии, обязанности которого исполнял лорд Уильям Бентинк, удалось покончить с сектой тугов путем многочисленных арестов и последующих за ними казней. С тех пор в английском языке появилось слово thugs, обозначающее «головорез», «разбойник», «убийца».

Ошибочное восприятие

На Западе есть культы сатанинских и мистических направлений. Они не только ошибочно воспринимают, но и описывают Черную богиню, сравнивая ее с египетским божеством Сетом. Ее изображают в виде беспощадной убийцы и жестокой кровопийцы, которая поедает плоть своих многочисленных жертв.

Богиня Кали имеет бесчисленное количество ипостасей, образов и воплощений. Она всегда загадочная и может быть одновременно устрашающей и притягательной. Она тревожит душу, а ее лики никого не оставляют равнодушным. Кали вобрала в себя все мыслимые проявления и формы божественного начала - от гневных и откровенно ужасающих до самых привлекательных и милостивых.

Индийскую богиню Кали принято считать символом разрушения и вечной жизни, её ужасающий облик в течение многих веков наводил страх на иноверцев. Жители Индии прибегали к её защите в тяжелые времена, принося кровавые жертвы, но на самом деле богиня Кали является защитницей материнства, помогает , что не под силу другим богам.

Богиня смерти Кали

«Кали» переводится, как «черная», ее называют гневной конфигурацией Парвати и уничтожающей частью бога Шивы. В индийской религии Кали считают освободительницей, которая оберегает тех, кто ей поклоняется, она олицетворяет сразу несколько стихий: водную, огненную, эфирную и земную. Индийская богиня Кали управляет жизнью человека от зачатия и до ухода на тот свет, потому и почитаема особо.

Кали еще называют субстанцией богини Дурги, даже три глаза Кали имеют несколько трактовок:

  • 3 силы: творить, сохранять и разрушать;
  • 3 времени: прошлое, настоящее и будущее;
  • 3 светила: Солнце, Луна и молнии.

Богиня Кали - легенда

О происхождении черной богини существует интересная легенда. Когда-то злой демон Махиша захватил власть, и чтобы вернуть ее, боги воссоздали лучшего воина, которая объединила в себе силу Вишну, пламя Шивы и силу Индры. Её дыхание создавало армии, которые тоже уничтожали демонов, только многорукая богиня Кали убивала тысячами и снесла голову главному врагу – демону Махише.


Культ богини Кали

Больше всего Кали почитают в Бенгалии, там расположен ее главенствующий храм Калигхата. Второй самый почитаемый храм Кали стоит в Дакшинешваре. Культ этой богини был главенствующим с 12 до 19 века, когда в стране действовало секретное общество тугов. Их поклонение богине Кали превосходило все границы, туги приносили кровавые жертвы своей заступнице.

В нынешнее время почитатели Кали посещают её храмы, в начале сентября отмечается праздник черной богини. Для тех, кто поклоняется Кали в наше время, предусмотрены такие ритуалы:

  • чтение молитв;
  • обмен чашами вина и священной воды;
  • нанесение точки красного цвета между бровями в честь Кали;
  • дар богине – алые цветы и зажжённые свечи;
  • обмен жертвенными приношениями.

Богиня Кали - жертвоприношения

По индийским верованиям, черная богиня Кали является женой Шивы, который в пантеоне – третье по значимости божество в Индии. Её алтарь должен быть всегда покрыт каплями крови, в древности даже существовал специальный клан, который находил людей для жертв многорукой богине. Есть сведения, что человеческие жертвоприношения продолжались до начала 20 века.

В нынешнее время в храме Дакшинкали продолжают придерживаться традиций предков, два раза в неделю, по вторникам и субботам, которые считаются днями Кали, приносят в жертву животных. Посмотреть на это зрелище приходят сотни туристов. Жрецы произносят особые мантры, которые дарят возможность жертвенному петуху вернуться в другой жизни в людском обличье.


Символ богини Кали

Внешний вид супруги Шивы вызывает страх, она является символом властительницы времени. Кровавая богиня Кали вобрала немало жутких черт, каждая из которых имеет свое значение:

  • черный цвет кожи говорит о просветленном состоянии сознания;
  • бусы из 50 голов людей – цепь воплощений;
  • пояс из людских рук обрисовывает влияние кармы, которую можно изменить, если верно служить богине;
  • белые зубы - символ чистоты;
  • 4 руки – кольцо творения и разрушения, стороны света.

Руки с правой стороны благословляют на творчество, а те, что по левую, которые держат отрубленную голову и меч, являются знаком разрушения. По ведической религии, эти атрибуты тоже имеют важное значение. Голова свидетельствует, что во власти богини Кали разрушать ложное сознание, а меч распахивает ворота свободы, избавляя от пут, которые сдерживают каждого человека.

В индийском пантеоне сотни богов и богинь.Одни белые,как грудь лебедя,другие красные,будто пахали от зори до зори под летним яростным солнцем,а третьи и вовсе черные,как уголь,- и все они держат в гармонии мир и судьбу народов.Это Брахма ,владыка сущего,сидит в позе покоя,уставив в небо все свои четыре красных лика,и восемь рук его опущены вдоль тела,живет он на Величайшей горе Меру ,а передвигается верхом на лебеде.
Брахма
Это Майя ,богиня иллюзии,в прозрачных струящихся покрывалах,и вся она трепещет,и нельзя уловить её лика.

Это и Кришна -темнокожий силач,победитель злых демонов.

Шива-разрушитель.

Сарасвати ,жена Брахмы ,богиня речи.хозяйка наук и искусств .

Яма -бог смерти.И многие другие боги.

Сарасвати
Кришна

Все эти боги преклоняются перед Великой Кали. Кто же такая эта Кали ?Кали -это Мать всех миров и созданий,которая уже дважды спасала мир и порядок.

В седые времена асуры,злые демоны,враги людей и богов,нашли себе беспощадного вождя Махишу с головой буйвола и в жесточайшей битве,длившейся сто лет без передышки,победили богов.И хоть во главе богов стоял сам величайший Индра ,все равно они были разбиты и вышвырнуты с небес. Тогда кстати,боги и узнали,каково жить людям,ибо они скитались по земле,подобно простым смертным,и так же трудно добывали себе хлеб насущный.Злодей Махиша гоготал над ними,воцарившись на небе.Боги же исходили в бессильном гневе,их уста извергали языки пламени и появилось огромное огненное облако-облако гнева и жажды мщения,повисшее над Вселенной .И вдруг это облако обрело формы и из него появилось она,Кали,женщина мщения.

Шива

Пламя Шивы стало её лицом.Бог смерти Яма превратился в её волосы.Владыка солнца создал её руки.Бог луны – её грудь.Сила громовержца укрепила ее поясницу.Грозный судья своим пламенем укрепил её ноги.Богиня земли вселилась в её бёдра.В пятках её жил бог солнца.В зубах – верховный бог Брахма .В глазах бог огня.В бровях – братья – близнецы,-владыки утренних и вечерних сумерек.В носу владыка богатств и повелитель горных духов.В ушах – быстроногий бог ветра.А как же выглядела Кали ?Великий немецкий писатель Томас Манн ,пересказывая старинную индийскую легенду,составил портрет Кали .”Ужас вселяло изваяние Кали.Из–под каменного свода арки,повитой гирляндами черепов и отрубленных рук,выступал истукан,раскрашенный красками, опоясанный и увенчанный костями и членами живых существ,в неистовом вращении своих восемнадцати рук.

Мечами, факелами размахивала Матерь ,кровь дымилась в черепе,который,как чашу,подносила к устам одна из её рук,кровь у ног её разливалась рекой.Кали ,Наводящая ужас,стояла в челне,плывшем по морю жизни,по кровавому морю.Звериные головы с открытыми остекленевшими глазами,штук пять или шесть голов буйвола,свиньи и козы были пирамидой сложены на алтаре,и её меч,их отсекший,острый,блестящий,хотя и в пятнах запекшейся крови,лежал чуть поодаль,на каменных плитах.

Свирепый,пучеглазый лик Несущей смерть и Дарящей жизнь,бешеное,вихревое движение её рук..."

Разгромленные боги отдали Кали всё своё волшебное оружие,и сейчас в её руках были и трезубец,и боевой диск.и копьё,и жезл,и лучи,и топор,и боги думали,что у неё не хватит рук,чтобы взять всё оружие,но на всё,на всё хватило рук Извечной матери !Она плотно уселась на свирепого горного льва,приструнила его,а напоследок прихватила ещё чашу с вином - и поехал Кали издала рык не рык,клич не клич,вопль не вопль,а только горы зашатались и земля задрожала,и лев понес её в битву.

Но и Махиша был силен,и войско его было несметно,тысячи тысяч,и все враз,скопом накинулись на Кали ,Калиюгу ,как она теперь звала себя.Кони и всадники,колесницы и лучники,слоны и тараны,- всё обрушилось на неё.Мать вынесла первый удар и пришпорила льва.Тот и сам был сгустком пламени,он кусался и жег,топтал и рвал,сметал гривой и сбивал лапой.А хозяйка,невозмутимо восседавшая на нём,выдохнула так, будто гасила пламя свечи.и из её дыхания возникли тысячи воинов её помощников.

И всюду,где проносилась Матерь ,лились потоки вражеской,демонской крови.

Махиша ,однако ж,в бой ещё не вступал;все думал,что его дружина справится и без него.Но тут понял:плохо дело,и заревел,и забил копытами,и завертел хвостом,и промчался по полю,все выжигая на своём пути.

Смотрите,какая в нем была сила:ударит хвостом по океану - и тот в страхе выплескивается на берег;вскинет буйволиную морду - и рога разрывают тучи;заревёт - и превращаются в песок неприступные горы.

А богиня поплевала на ладони да и набросила на Махишу волшебную петлю,и тут началась чехарда,Всё таки Махиша был не только ужасен,но и умён:превратился в льва и выскользнул из петли.Но и Матерь была терпеливой:взмахнула она мечом времени и отсекла животному голову.Но за какую-то долю секунды до полной гибели М ахиша успел превратиться в человека - и его сразила Кали ,а человек стал слоном,а слон буйволом,Матерь была упорна - рубила хоботы,вырывала рога,а когда ей опротивили бесконечные превращения Махиши ,она глотнула из кубка вина и расхохоталась сумасшедше,глаза её разгорелись шалым блеском;между раскатами громового хохота она ещё крикнула Махиши :"Реви,безумный,пока я пью вино!" - и подпрыгнула,как ведьма,и обрушилась на демона,и придавила,продолжая хохотать,так что тому,раздавленному,ни во что больше превратиться не удалось.Кали пустила в ход копьё,поджидая последней уловки демона.Тот хотел было выскочить из собственной мерзкой пасти,но Матерь Мира была наготове и быстра отсекла ему голову.Боги преклонились перед Извечной Матерью ,а та - усталая,окровавленная и добродушная теперь,после столь тяжкой победы,сказала богам: - всякий раз,когда будет грозить опасность,большая беда,о небожители,взывайте ко мне,и я приду вам на помощь.А сказав это,скрылась в своих недоступных храмах,чтобы зализать раны и чтобы не разнеживаться в похмелье победы и быть в постоянной боевой готовности.Как ей не быть грозной и страшной, если злые демоны,пользуясь беспечностью богов,то и дело грозят уничтожить миропорядок? Матерь всего сущего,она за все в ответе,и ей-то лучше знать,в каком обличии встречать врага.Заметьте,между прочим: в страшном своём обличии она появилась только после боя,и как она в мирное время выглядит - никто и не задумывался.Да и забыли о ней.Не нужна стала.Только крестьянки южной Индии и помнили о ней,пробираясь по непролазным чащам,приходя в недоступные храмы Матери и принося ей жертвоприношения:козлёнка,плоды разные,вина.
Мир на земле. Кама-бог любви резвится и жертвы его счастливы. Беспечность кругом. Но демоны не дремлют. Новая сила выросла в их стане-братья Шумбха и Нишумбха .И такой силой обладают эти братья, что и Махиша бы позавидовал. И началась новая война богов и демонов. В горах укрылись разбитые боги, там, где с неба падает священный Ганг и начинают свою земную жизнь.Больше прятаться негде. Тут-то и вспомнили Матерь сущего.
Стали призывать на помощь Великую богиню . Долго ждали боги и опешили, увидев,что из дремучих лесов не появилась свирепая Матерь ,а возле вод Ганга появилась нежная Ума ,столь же прекрасная,сколь и беззащитная. Опечалились боги: не та женщина нужна им сейчас. И тут случилось чудо. Тело прекрасной Умы как бы раздвоилось, она нежная и прекрасная,осталась тут же,но рядом с ней,из нее возникла Неотвратимая матерь Кали . Возникла и сказала:
-Это меня славят и призывают боги,которых опять теснят демоны.Меня,великую Кали ,призывают они.Меня,гневную и беспощадную воительницу.Но знайте мой дух заключён,как второе я, в тело нежной Умы .Суровая Кали и прелестная Ума ,мы - два начала единого,два лика Великой богини ...
Кто небрежно отзовётся обо мне,свирепой Кали ,от того отвернётся Ума ;кто оскорбит Уму ,будет иметь дело со мной,Свирепой...

Богиня Ума
Пока один лик Великой матери жил в труднодоступных храмах,тренируя свой дух для беспощадной борьбы со злом,другой её лик жил в ясности и неге,в красоте и мягкости,в ласках и обаянии. А как же выглядит богиня Ума ? Томас Манн вот как ее описывает:
"Молодая девушка стояла на укромном месте воссоединения,собираясь приступить к благочестивому обряду.Она оставила на ступенях спуска своё сари и стояла совсем нагая,одетая только в ожерелье,серьги с качающимися подвесками да белую повязку на высоко подобранных пышных волосах.Ослепительна была прелесть её тела.Всё оно,казалось,состояло из обольщений Майи и было обворожительного цвета,не слишком тёмное,но и не слишком светлого оттенка,скорее напоминавшее позолоченную медь,дивное,со сладостно хрупкими плечами ребёнка и упоительно выпуклыми бёдрами,от которых как бы раздался в ширину её плоский живот,с девическими налитыми бутонами грудей и пышным выпуклым задом,сужавшимся кверху и стройно переходившим в нежную узкую спину,чуть вогнувшуюся,когда она подняла свои руки-лианы и сомкнула их на затылке так,что стали видны тёмные впадинки подмышек.Не только её тело,но и лицо меж качающихся подвесок было прелестно.Носик,губы,брови и удлинённые,словно лепесток лотоса,глаза..." Да хороша Ума ; когда она вселяется в тело смертной, она становится именно такой.
Кали черная - как гнев,как ярость,как испорченное солнцем лицо старой крестьянки.
Ума белая, такая нежная.
Кали одета в шкуру пантеры, и на ее шее ожерелье из черепов.
Ума в белоснежном сари и в сандалиях из цветочной пыльцы,на ногах ее звучат колокольчики.
Что же общего между ними?А общее между ними то, что Кали охраняет и защищает покой и счастье Умы Ума нужна Кали , чтобы нарождались поколения,которые Кали будет сберегать от демонов. Она прекрасна,эта Ума , она всесильна, эта Кали - и она одно целое.
Она же - средоточие всей любви, разлитой в мире. Она- любовь плотская, грубая, и она же- бесконечная Материнская любовь, она- сострадание и надежда, потому к ней и приходят как к Матери-заступнице .Не мы придумали этот мир. В нем надо не только родиться, но и выжить, и жить, а для этого надо уметь защитить себя и защитить все,что ты любишь, а Темная матерь любит все живое и терпеть не может всю демоническую сволочь.
Победила Кали и демонов- братьев Шумбху и Нишумбху .
Ну, а после боя опять в темные леса. Опять один ее лик пугает, зато другой ее лик восхищает и нежится в любви и радости.
Вечная матерь,-на страже, не сомкнет веки, не даст погибнуть, и все будет.
И все будет всегда.
И все будет хорошо.
Матерь Мира

Обратите внимание! Авторским правом на данную статью обладает её автор. Любое перепечатывание статьи без разрешения автора является нарушением его авторского права и преследуется законом,при использовании материалов блога ссылка на блог - обязательна.