Установка/Настройка

Технический музей (Тольятти): описание, режим работы и адрес. Тольяттинская подводная лодка

Технический музей (Тольятти): описание, режим работы и адрес. Тольяттинская подводная лодка

Перебирая старые фотографии, нашел историю прибытия в наш город подводной лодки Б-307. 23 ноября 2003 года этот экспонат Технического музея АВТОВАЗа без лишнего шума прибыл в речной порт Комсомольского района.
(автор всех фото этого поста - Артем Долгов)

Выпущенная в 1979 году на горьковском судостроительном заводе и отслужившая морякам 20 лет, была списана и в 2001 году оформлена как музейный экспонат. Железная громадина преодолела долгий путь от Кронштадта до Тольятти и стала жемчужиной музейной коллекции. Россиянам эта субмарина стала известна задолго до появления ее в музее ВАЗа, ведь в 1998 году, она участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки».

Лодка проекта 641Б "Сом" (в классификации NATO - "TANGO") бортовой номер Б-307. В настоящее время - экспонат в Техническом музее ВАЗа. Русские дизель-электрические подводные лодки типа "Tango" строились в период с 1972 по 1982 год и являются дальнейшим развитием субмарин типа "Foxtrot". Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.

Длина судна - 91 метр, высота -14 метров, вес - 2000 тонн. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток. Hа ней было установлено 32 противолодочные мины и 24 торпеды.

Подводные лодки проекта 641Б предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от субмарин противника.

В пути от Кронштадта до Тольятти предстояло пройти 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра. И это при том, что ширина самой лодки вместе с понтонами составила 15 с лишним метров. Восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге таили свои опасности, на Онеге метеослужбы прогнозировали сильный шторм. Тем не менее все прошло на удивление легко. Онежский шторм переждали, питерские мосты прошли всего за одну ночь, шлюзы не пострадали, лодка не повреждена.

Понтоны, поддерживающие лодку, сильно замедляли движение. Два буксира очень медленно, с огромным трудом заводили субмарину в порт.

Мы люди отзывчивые, всегда готовые помочь хорошему делу. Поэтому, засучив рукава, взялись за трос. И выдернули репку... тьфу, ты - потянули лодку))).

Сейчас в музее лодка выглядит более импозантно. Но в этих потертостях и ржавчине чувствовалась какая-то правда, реальность жизни. Так и хотелось представить, что лодка возвращается из трудного похода с победой.

Поначалу создалось впечатление, что лодку пришвартуют прямо к пассажирскому причалу, где все горожане смогут на нее посмотреть (совершенно бесплатно, между прочим). Но оказалось, что капитан первого буксира решил заранее начать разворот, не доходя до грузовой части гавани. Да еще и поворачивать решил вдоль пассажирской стенки.

Слух об этом быстро разлетелся по городу, но увидеть субмарину мало кому удавалось. Поначалу её прятали у причальной стенки грузового порта, затем она была отбуксирована вверх по течению и была пришвартована у безлюдного берега.

К месту швартовки никого не подпускали. Даже, когда в начале года в город приехала съёмочная группа программы "Человек и закон" и попыталась снять лодку, "весёлые" ребята из охраны не дали этого сделать и проводили журналистов до самого трапа самолёта.

Интересно какие секреты хранит в себе этот "монстр"?

Скоро стало известно, что лодка прибыла с Балтийского моря, где проходила службу и была списана. Затем субмарину выкупил ЛОГОВАЗ для "Музея техники ВАЗа". А последняя швартовка обусловлена тем, что от берега до самого музея прорыта дорога и по ней, её волоком доставят в музей.

Снега ждали всю зиму, но достаточного количества так и не нападало. И вот 3-го апреля субмарина, была отнесена от берега на расстояние более километра. Через несколько часов она оказалась зажата льдом и медленно дрейфовала по направлению к ГЭС.

На помощь "беглянке" было направлено два буксира - Шлюзовой-4 и Рейдовый-3. Медленно проходя через лед толщиной 25-40 см, буксиры смогли добраться до субмарины. Вслед за ними был направлен буксир ледокольного типа "Капитан Соловьев", который был задействован в транспортировке "Сома", как классифицируют лодку у нас, (TANGO - в классификации НАТО). Вот и "станцевал" наш "Сом" "танго" во льдах!

Лодку, освобожденную из ледяного плена, отбуксировали в речной порт. Попытавшись узнать судьбу "экспоната" пришлось повозиться с сообщениями в прессе (ведь факт буксировки такой махины по мирной российской территории не должен был остаться незамеченным). И вот удача - сообщение НТВ из Ст.Петербурга:

Неву в центре Санкт-Петербурга очищают от мазута

04.11.2003 15:23

Чрезвычайное происшествие в Санкт-Петербурге. В Неву попало дизельное топливо. Авария произошла при буксировке через Северную столицу списанной подводной лодки. Сейчас предпринимаются попытки удалить нефтяное пятно с поверхности реки, сообщает телекомпания НТВ. Обычно буксировку в акваторию Невы субмарины никто не анонсирует. Нынешняя стала известна благодаря нештатной ситуации - вылитого в него небольшого количества дизельного топлива.

Специалисты по очистке еще накануне определили, что источником загрязнения стала некая подлодка. Субмарина в центре города столкнулась с подводным препятствием. Как удалось выяснить из разных источников, подводный корабль "Б-307" построен более 20 лет назад. Служил в составе Балтийского флота, сейчас принадлежит ЛОГОВАЗу. Подлодку должны были отбуксировать в Тольятти...

Пока не сообщается, для каких целей ЛОГОВАЗ приобрел субмарину. Известно, что в мире именно лодки проекта "641" чрезвычайно популярны в качестве музейных экспонатов, правда, используют их и как развлекательные центры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оказывается наша "беглянка" ещё в начале своего пути успела немало "насолить" своим провожатым. Никак не хотелось уходить ей на заслуженный отдых.

Так что же это за лодка!!?

Продолжительные поиски всё же увенчались успехом.

Наша лодка - это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

проект 641Б "Сом"(в классификации NATO - "TANGO") бортовой номер Б-307

Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный

Глубина погружения, м рабочая - 240 предельная - 300

Автономность, сут - 80

Дальность плавания, мили подводная-450, при РДП -14000

Экипаж (в т ч офицеров), чел -78(17)

Энергетическая установка тип - ДЭУ, кол-во (тип) х N ДД, л с - 3 (2Д42) х 1900

Аккумуляторная установка кол-во групп (тип) АБ х элем в гр - 4 (60СУ) х 112

Скорость хода наибольшая, уз надводная - 13.0, подводная - 15.0

Вооружение торпедное: кол-во х калибр НТА, мм - 6 х 533, боезапас (тип) торпед - 24 (ТЭСТ-71М и 53-65М или 53-65К), ПУГС - "Ленинград"

Радиоэлектронное: БИУС -"Узел", НК - "Мост-641Б", РЛК - "Каскад", ГАК - "Рубикон", СОРС -МРГТ-25.

Подводные лодки проекта 641Б строились в период с 1972 по 1982 год и предназначены для борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника, находясь на противолодочных рубежах, сопровождения дружественных судов, обороны морских конвоев от ПЛ противника.

Они несли боевую вахту в различных районах мирового океана. В период с 1973 г по 1982 г. ВМФ СССР передали 18 кораблей пр 641Б. Все они были построены на ССЗ "Красное Сормово" в г. Горьком. Из боевого состава флота ПЛ были выведены до 2001 года, в основном, в 1995-1996 гг.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Весной 2004 года начался подъём субмарины на берег. Была окончательно расчищена и подготовлена дорога к месту будущей стоянки. Благодаря усилиям сотен людей лодка, наконец, встала к своему "последнему причалу".

И ещё один интересный факт из жизни "нашей" ПЛ. Оказывается на ней проходили съёмки фильма "Особенности национальной рыбалки". И исполняла она роль сверхмалой секретной подводной лодки, которую"поили" водкой Кузьмич с Лёвой.

Сейчас лодка занимает самое почётное место в музее техники ОАО АвтоВАЗ. Хочется сказать огромное спасибо всем тем людям, кто "затеял" столь грандиозный прект, тем, кто принимал участие в подготовке лодки к транспортировке и экспонированию в музее, и всем тем, кто поддерживает её (да и все экспонаты) в великолепном состоянии! Можно гордиться людьми, которые вкладывают душу, силы и средства в память о нашем прошлом! Достойном прошлом!


Тольятти, Технический музей ОАО "АвтоВАЗ". Здесь в качестве экспоната находится "Б-307" - самая большая дизельная подводная лодка ВМФ России. Габариты впечатляют: длина - 91 метр, высота - 14 метров, вес - 2 000 тонн. Установили субмарину 22 апреля 2005 года.



"Б-307" заложили на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Горьком в начале марта 1980 года, а уже 30-го сентября спустили на воду. 30 декабря был подписан акт приема, лодка вступила в строй и началась боевая служба: Баренцево море, Средиземное, Атлантика и снова Северный флот. Свой боевой путь субмарина закончила в 2001 году в Кронштадте.


После списания она была выкуплена Волжским автозаводом. Интересно, что моряки сначала хотели подарить лодку музею, но вмешались федеральные власти - благородный порыв флота был расценен как разбазаривание гос. имущества. В итоге АвтоВАЗ купил подлодку за 768 тысяч рублей. Аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась в 48 миллионов рублей.


При передаче лодки военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как запчасти для аналогичных субмарин: сняли перископы, средства радиосвязи, пульты управления.


Субмарина технического музея АвтоВАЗа транспортировали из Кронштадта в Тольятти целиком по решению заводского руководства. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, а потом, доставив, на месте сваривали и окрашивали.

Подготовка подводного корабля к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Были выполнены работы для обеспечения непотопляемости, выгружен балласт и установлено 8 понтонов для обеспечения необходимой осадки. 3 ноября 2003 года подводная лодка "Б-307" с помощью двух толкачей отправилась из Кронштадта в Тольятти. Длина пути составила 2246 км. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.

ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК. Фото с rechflot-63

В порту Тольятти. Фото с rechflot-63

До весны следующего года лодка зимовала у берега, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в Жигулёвское море. Уплыть далеко не дали - с помощью речных буксиров ПЛ вернули на место стоянки. Дальше начинался самый сложный этап - вывод подводной лодки из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.

Выход на берег. Фото с rechflot-63

После того как лодку вытащили на берег, она толком не охранялась. Соответственно, вандалы выломали и вывезли весь цветной металл, до которого смогли дотянуться.

2004 год. фото отсюда

Чуть больше года занял путь от Волги до места последней стоянки на территории музея. 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка "Б-307" была установлена на специально подготовленное основание на территории Технического музея ОАО "АвтоВАЗ". В июне 2016 года, внутрь ПЛ начали водить экскурсии.

Интересный факт: В 1998 году эта лодка участвовала в съёмках фильма "Особенности национальной рыбалки" в роли мини-субмарины. Именно в её баки егерь Кузьмич выливает контрабандную водку.

Шесть 533-мм торпедных аппаратов
(кормовых ТА на пр.641Б нет)

На фотографиях мы видим советскую дизель-электрическую подводную лодку Б-307 проекта 641Б. Полные ТТХ лодки проекта 641Б можно посмотреть на сайте Deepstorm . Для понимания контекста поясню, что в эволюции отечественных послевоенных ДЭПЛ можно выделить три поколения. Первое - послевоенные лодки (пр.611), созданные под сильным влиянием немецких субмарин типа XXI. Второе поколение - длинные и узкие большие океанские лодки пр.641. Третье поколение - (проекты-близнецы 636 и 877) малошумные лодки с относительно небольшим веретёнообразным корпусом, оснащённые современным гидролокационным и радиотехническим оборудованием. Так вот, ПЛ пр.641Б служили как бы переходным этапом от второго к третьему поколению. По сути пр.641Б представлял собой существенную модернизацию ПЛ проекта 641 , хорошо зарекомендовавших себя в процессе эксплуатации. Доработки были направлены на повышение боевой эффективности корабля за счет установки более совершенного навигационного комплекса, нового радиотехнического оборудования, а также повышения уровня автоматизации управления.

Первый отсек: торпедный. Четыре из шести ТА имеют специальную заднюю крышку (отсюда и различие форм) и могут использоваться для телеуправляемых торпед

Электромоторы системы перезаряжания торпедных аппаратов

Торпедо-погрузочный люк и резиновый тубус аварийно-спасательного люка

Стрельбовые рукоятки торпедных аппаратов

Кормовые горизонтальные рули и их защита

Какие же инновации были реализованы в конструкции радикально улучшенного проекта 641? Во-первых, на пр.641Б (впервые на дизельных ПЛ в отечественном ВМФ) появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Узел» с автоматизированной системой управления стрельбой «Вольфрам». БИУС выдавала рекомендации по управлению оружием и маневрированию. Во-вторых, субмарины получили новый гидролокатор (ГАК) МГК-400 «Рубикон» для обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения. Ещё одним полезным усовершенствованием стали аккумуляторы (4 группы батарей по 112 штук 60СУ) более высокой ёмкости, чем на предшествующем "чистом" проекте 641. Очень важным стало улучшение обитаемости: экипаж (78 человек) получил постоянные спальные места. Старшины и офицеры размещались в каютах, матросы - в кубриках. Опыт плаваний в тропических морях воплотился в появлении систем кондиционирования, рефрижераторной и опреснительной установок. Небольшая деталь: развёртываемые перед Кубинским кризисом ПЛ пр.641 получали обычные холодильники и вентиляторы, да и то - их хватило не всем лодкам.

Кормовая переборка I отсека, хорошо виден люк с кремальерным замком. Проход по нижней палубе прорезан при музеефикации подлодки

II отсек: носовой аккумуляторный и жилой

Офицерская кают-компания: мебель, стол двойного назначения и специальные светильники не сохранились

Аккумуляторная яма сейчас временно используется как кладовка

Щиток измерения напряжения контрольных аккумуляторов в I и II группах батарей

Контроль тока I и II групп аккумуляторных батарей

Батарейные автоматы I и II групп аккумуляторных батарей

II отсек, изолятор

II отсек, изолятор

II отсек, трап на нижнюю палубу - в обход центрального поста

II отсек, гальюн

Б-307 заложили на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Горьком за день до наступления 8 марта 1980 года, а уже через 7 месяцев спустили на воду. В предпоследний день 1980 года был подписан приемный акт. Дата навевает мысли о том, как заводчане старались успеть сдать объект, чтобы получить годовую премию. Затем началась боевая служба: Баренцево, Норвежское, Средиземное моря, Атлантика, снова Северный флот. Так до 1998 года, когда лодку вывели в отстой. В 2002 году её приобрел Технический музей АвтоВАЗа. Осенью 2003 года субмарину на понтонах через систему рек, озёр, каналов отбуксировали из Кронштадта в Тольятти. С этого момента подлодка, приобретенная для музея, стала обязательным пунктом практически всех публикаций о проблемах АвтоВАЗ. При передаче Б-307 военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как ЗИП для аналогичных субмарин: так исчезли перископы, ГАК, все РЛС и средства радиосвязи, пульты "Пирит", ПУТС "Ленинград" и так далее. Масштаб работ по демонтажу оборудования особенно хорошо виден когда входишь в центральный пост: в нём практически пусто.

Кресло боцмана перед демонтированным центральным пультом управления системы «Пирит» (автоматическое управление рулями одним оператором)

Вторая палуба (ниже ЦП), люк в переборке между III и IV отсеками

Перемещение личного состава через ЦП ограничено, всё движение происходит по второй палубе (ниже ЦП)

Равнодушная к шумихе, лодка перезимовала у берега, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в Жигулёвское море. Самовольная отлучка под действием штормового ветра и весны, а также принудительное возвращение ПЛ, стали еще одной темой для СМИ. К сожалению, после того как лодку вытащили на берег, она толком не охранялась. Соответственно, вандалы выломали весь цветной металл, до которого смогли дотянуться. Следы этого первичного накопления капитала хорошо заметны в отсеках лодки: резаные трубы, обрубки кабелей, снятая забортная арматура. Кстати, вход в боевую рубку и в её ограждение до сих пор закрыты по причине существенных разрушений. Это также одна из причин по которой доступ далее IV отсека закрыт. Впрочем, даже из IV хорошо видны вскрытые крышки дизельных двигателей, разлитое масло и прочие жидкости.

Центральный пост: штурманская рубка, ящики для хранения морских карт

Общекорабельная трансляция

Карта-схема Финского залива

Штурманская рубка: тахометры, показывающие обороты гребных валов

Следующий виток PR-активности случился после того, как зимой 2005 года, фотографии процесса транспортировки лодки в музей стали достоянием широких масс. Основная тема шуток: многочисленные варианты иллюстрации бородатого анекдота про "подводную лодку в степях Украины, погибшей в неравном воздушном бою". Впрочем, и после установки на постоянное место, снимки Б-307 неизменно служат украшением фотоотчетов о посещении музея.

Носовые горизонтальные рули могут убираться

Как я уже говорил, от своих предшественников ДЭПЛ пр.641Б отличается не только одной буквой в индексе, но и существеными изменениями, как во внутреннем устройстве, так и во внешнем облике. Носовые горизонтальные рули убираются в корпус, а корпус впервые покрыт противогидролокационным покрытием. Отказались и от кормовых торпедных аппаратов, частично компенсировав это введением системы быстрой перезарядки ТА. На субмаринах этого проекта форму лёгкого корпуса уже начали оптимизировать для подводного хода. Исчезли характерные для предшествующих проектов советских ДЭПЛ заостренные обводы в носу, штевни и другие признаки оптимизации для надводного хода. Однако тактика оставалсь прежней - крейсирование ПЛ в позиционном районе в надводном положении, выход на пересечение курса цели под дизелями, погружение, маневрирование и атака в подводном положении на электромоторах, затем манёвр уклонения и т.д. Если взглянуть на более современные ДЭПЛ (проекты 877 и 636), то мы увидим дальнейшую оптимизацию обводов для подводного плавания: форма лёгкого корпуса стала каплевидной, круглого сечения, приблизилась к идеальной гидродинамической.

Ограждение рубки Б-307. Светлые участки поверхности ограждения - антенны ГАК «Рубикон»

Глушитель одного из трёх дизелей В надводном положении подлодки он должен находиться в 30-40 см под водой. Выхлоп двух других выведен на левый борт

В кормовой части ограждения рубки суриком покрашен выхлоп дизелей при работе в режиме РДП

Блестящий металл на носовой оконечности - антенны ГАК «Рубикон»

Обратите внимание на фотографии ограждения рубки. Хорошо видна насадка-распылитель (окрашена суриком), через которую отводится выхлоп дизелей при работе в режиме РДП (работа дизеля под водой). Выпускное отверстие выхлопной трубы расположено таким образом, чтобы при движении под РДП оно находилось под водой на небольшой глубине.

Обшивка - вид из пространства между прочным и лёгким корпусом

Элементы набора лёгкого корпуса выполнены с отверстиями - для снижения веса конструкции и свободного перетекания воды

Противогидролокационое покрытие (один из листов снят)

Б-307 - двухкорпусная лодка, как и все советские ДЭПЛ. Легкий корпус установлен на прочном с помощью набора, все соединения - сварные. В подводном положении в пространстве между лёгким и прочным корпусами находится вода. Так как внутри и снаружи лёгкого корпуса давление одинаково, то его обшивка выполнена из стали толщиной всего 4-8 мм. В то же время прочный корпус сварен из стали толщиной 22-35 мм. В легком корпусе ДЭПЛ располагают системы и устройства, не требующие изоляции от забортного давления: балластные и топливные цистерны, антенны ГАС, тяги рулевого устройства. Для придания жесткости, внутри лёгкого корпуса имеются стрингера и флоры, которые выполняются с отверстиями, что экономит вес и обеспечивает перетекание воды.

Решётки предотвращают попадание в кингстонные выгородки мусора, колотого льда, а также песка или гальки при покладке на грунт

Перед транспортировкой в музей по рекам и каналам, на Б-307 установили герметизирующие стальные заглушки на место кингстонных решеток

Шпигаты ЦГБ

Посмотрите на фотографии - чтобы понять всю важность этих невзрачных отверстий, прорезанных в лёгком корпусе, придётся обратиться к теории. В надводном положении ПЛ обладает запасом плавучести, равным 20-30% надводного водоизмещения. Для погружения этот запас плавучести компенсируют приёмом воды в цистерны главного балласта (ЦГБ), расположены в легком корпусе ПЛ по всей его длине. Соответственно, для всплытия лодки, необходимо вытеснить принятую воду из цистерн. Вот для этого и предназначена система погружения - всплытия. На подлодках пр.641 эта система состояла из 10 цистерн главного балласта в междубортном пространстве, цистерну быстрого погружения, а также арматуру, трубопроводы и систему управления их осушением и заполнением.

Верхняя палуба IV отсека (кормовой аккумуляторный, жилой)

Нижняя палуба IV отсека: отсек холодильных установок

Нижняя палуба IV отсека: кают-компания старшин

Технический музей ВАЗа Тольятти является одной из главных достопримечательностей города. Он был основан в 1998 году по инициативе К.Г. Сахарова, который в те времена являлся вице-президентом "АвтоВАЗа". Впоследствии, после смерти отца-основателя, музей был переименован в его честь. Это пожалуй одна из главных достопримечательностей города Тольятти. В музее находится более 460 различных экспонатов, демонстрирующих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения. Совершим фотопрогулку по этому музею под открытым небом. А там есть что посмотреть.


В музей представлены образцы военной и гражданской техники, с начала двадцатого века по нынешнее время.

территория действительно огромна - 38 гектаров! На фото- 122-мм гаубица образца 1910/30 годов

Вся техника расположена по группам - пушки, танки, инженерная техника, бронетехника, вертолеты, самолеты и прочее. На фото- 203-мм гаубица Б-4М

неспеша можно проходить пол-дня.

Гордостью музея является настоящая подводная лодка Б-307 прокта 641Б "Сом" (1980 год выпуска)

Она имеет высоту 12 метров и длину более 90. Отстроена она была в 1980 году и заступила на службу в ряды ВМФ СССР уже через семь месяцев. Прослужила долгих 18 лет, до 1998 года, после этого лодку списали. За время своей службы она успела посетить Атлантику, Баренцево, Средиземное и Норвежское море. Подготовка к её транспортировке из Кронштадта в Тольятти заняла целых 4 года. С лодки сняли всё вооружение и плотно ее загерметизировали. На специальных буксирах её транспортировали через множество водных объектов - Финский залив, Ладожское, Белое и Онежские озёра. И тогда она, наконец, достигла Волги ещё через несколько водохранилищ, до специально отстроенного причала в посёлке Приморский. По земле её транспортировали специально отозванные для этого из своих частей военные тягачи.

В технический музей АвтоВАЗа эта лодка попала как раз в канун 60-летия Великой Победы. При её размерах довольно сложно представить, как выглядела её транспортировка по земле. Однако тот факт, что она действительно несла в своё время боевое дежурство в составе нашего флота, придаёт этому экспонату особое значение.

Все экспонаты в этом музее поделены на группы. В одной части тольяттинский технический музей представляет посетителям вертолёты и самолёты, некогда бороздившие воздушные просторы. В другой находятся памятники ракетным установкам и артиллериям, которые в своё время одним своим видом могли заставить капитулировать целые деревни, а теперь вынуждены обгорать на солнце и собирать капли дождя. Также здесь есть поезда и бронепоезда.

Радиолокационные антенны, космические аппараты и даже марсоходы - со всем этим можно познакомиться в этом месте.

Но особое место технический музей Тольятти уделяет именно военной технике. Действительно, побывав в этом парке, прочувствовав на себе эхо войны, глядя на изъеденную временем технику, невозможно остаться равнодушным.

Немецкий легкий танк чешского производства Panzer 38(t)

Средний танк Т-34-85

Радость каждого поклонника WOT ИС-3

Т-80У с минным тралом

Трактор "Универсал"

27. Суровый челябинский трактор "Сталинец" 1954 года выпуска.

(слева направо) Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ; боевая машина 9П122 ПРК 9К11 на шасси БРДМ-2 (1969 год выпуска), боевая машина 9П31М ЗРК Стрела-1М на базе БРДМ-2 (1970 год выпуска)

Слева: Тропосферная станция Р-410-7,5 - один из автомобилей комплекса. Справа: подвижный радиовысотометр ПРВ-9

Подвижный радиовысотомер ПРВ-17 (1РЛ141), на заднем фоне гостиница-общежитие 15Т118 на шасси МАЗ-543М

Бронетранспортёр БТР-152В1

БМ-31 "Андрюша" на базе ЗИС-151

Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26

Зенитная установка C-60

100-мм зенитная пушка КС-19

37 мм пушка 1939 года.

ЗРК С-125

Зенитно-ракетный комплекс 2К11 "Круг"

300 мм реактивная система залпового огня БМ9А52-2 "Смерчь"

Макет всего музея.

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-C»

Видео прогулка по музею.