В США в кондовом официозе New York Times вышла зрадофильская статья, в которой авторы заявляют о том, что поставленные в Саудовскую Аравию американские системы ПВО оказались неэффективными при отражении удара баллистической ракеты из Йемена.
Фабула такова. На вооружении Саудовской Аравии стоят широко разрекламированные комплексы ПВО "Пэтриот". Хуситы периодически выпускают с территории Йемена по Саудовской Аравии крылатые и баллистические ракеты (некоторые из которых, как утверждают саудиты, тайно завозятся в Йемен из Ирана). Кое-что сбивают, кое-что достигает цели. До недавнего обстрела крылатыми ракетами АЭС в Абу-Даби, самым громким эпизодом был удар баллистической ракеты из Йемена по международному аэропорту Эр-Рияда.
Хуситы после пуска заявили, что ракета успешно достигла цели. Саудиты заявили, что ПВО сработала как надо и опасности не было. Но как утверждают американцы, саудиты врут.
Баллистическая ракета Burqan 2 (иранский вариант модернизации старого-доброго советского SCUDа) была выпущена из северо-западных районов Йемена и успешно достигла Эр-Рияда, где по ней был открыт огонь системами ПВО Саудовской Аравии.
Саудиты отчитались, что ракета поражена. Трамп тоже заявил, что ракета была поражена, а "Пэтриот", лучшая система ПВО в мире.
Американцы утверждают, системы ПВО отработали по отделившимся от ракеты компонентам, в то время как сама боеголовка успешно прошла над противоракетным щитом и счастливо достигла аэропорта Эр-Рияда.
Соответственно, американские же эксперты утверждают, что правительства США и Саудовской Аравии лгут или же дезинформированы о реальной эффективности комплекса "Пэтриот".
В качестве доказательства делаются отсылки к войне в Персидском заливе, где как утверждалось, "Пэтриот" успешно сбивал иракские SCUDы, тогда как на практике. эффективность американских систем ПВО оказалась гораздо ниже заявленной.
Схема произошедшего.
Американские эксперты утверждают, что саудиты в лучшем случае попали в отделившуюся заднюю часть ракеты или же не попали в нее вовсе.
Спутниковые снимки аэропорта показывают район попадания ракеты рядом с взлетно-посадочной полосой недалеко от терминала. Также приводятся свидетельства гражданских лиц, которые слышали взрыв совсем рядом с аэропортом.
Из этого делается вывод, что боеголовка успешно преодолела американскую систему ПВО и достигла цели, лишь по счастливой случайности миновав терминал аэропорта. Промах составил около 1 километра и как утверждают американцы, хуситы наверное сами не поняли, насколько они были близки к поражению столь крупной цели, что стало бы очень болезненным ударом по саудовской монархии.
https://www.nytimes.com/interactive/2017/12/04/world/middleeast/saudi-missile-defense.html?smid=tw-share - полностью статья на английском
1. С одной стороны, можно этим аргументировать заинтересованность саудитов в покупке С-400, потому что американский комплекс откровенно не справился.
2. С другой стороны, возможно дело не в самом комплексе, а в низком уровне подготовки личного состава, который не справился с стоящей задачей, что для военных Саудовской Аравии обычное дело.
В итоге, вопросы возникли уже у американцев, так как официальная пропаганда утверждает, что это один из лучших комплексов ПВО в мире, а тут через него прошла отнюдь не новая йеменская ракета. То, что это вылезло в открытый доступ, говорит о том, что ЧП вышло далеко за пределы йеменской войны. Разумеется этот эпизод будет сравниваться с недавним ракетным обстрелом иранской базы под Дамаском, где сирийская система ПВО сбила как минимум 2 израильские ракеты. А тут получается одиночная цель прошла через всю противовоздушную оборону Эр-Рияда. Есть о чем задуматься.
Рупорная акустика
Рупорная акустика всегда была дороже обычной. И не удивительно, что самыми горячими поклонниками такой акустики являются те пользователи, которые когда-то владели традиционными колонками.
Ничего удивительного в этом нет. Искушенный слушатель всегда оценит общую гармонию, целостность восприятия и естественность звучания.
Акустика рупорная самому пользователю нравится в виду своей музыкальности и умения захватывать слушателя.
Что это такое
Современная аудиоаппаратура способна воспроизводить весь диапазон требуемых частот. Этого бывает достаточно для передачи музыкальных композиций, но совершенно недостаточно для создания ощущения присутствия слушателя.
Как скажет вам любой меломан, есть что-то такое, которое отвечает за передачу не просто музыки, мелодии, но и за передачу эмоций исполнителя. Рупорная акустика как раз отлично с этим делом справляется.
Рупорная акустика устроена не так, как обычная. Динамик(см.) в ней не совсем больших размеров и присоединяется он к рупору, увеличивающему громкость его звучания.
Это можно сравнить с тем случаем, когда человек, чтобы докричаться до собеседника на большом расстоянии, складывает руки рупором.
Примечание. Если вы задумались о приобретении рупорной акустики в свой автомобиль, спешим предупредить: разница между хорошими и плохими рупорными динамиками очень существенная, чем это наблюдается в традиционных вариантах.
Дешевая рупорная акустика, изготовленная недобросовестным производителем, никак не может выступать в роли сравнения. Именно такие дешевые варианты и породили слухи о том, что якобы рупорная акустика хороша, но звук в них окрашивается.
Что касается качественных рупорных динамиков, то стоят они всегда дорого. В них всегда задействованы магниты Alnico и диафрагмы из экзотических металлов.
Собирается рупорная акустика всегда согласно строгим допускам и размерам. Одним словом, такая технология производства не может подразумевать никаких компромиссов и снижения затрат.
Приведем примеры. Двухдюймовый компрессионный драйвер TAD, используемый во всех моделях рупорной акустики Цезаро, стоит около 1 тысячи евро. В то же время, самый дорогой твиттер на сегодняшний день, это Скан Спик с бериллиевой диафрагмой и стоит он всего-то около 600 долларов.
Рупорная акустика для авто – это всегда уникальные изделия, выпущенные сериями. Имена некоторых золотыми буквами вписаны в историю автозвука.
Например, это японская рупорная акустика Максоник, выпускающаяся с 1932 года. Сегодня Максоник представляет всегда высокотехнологичные изделия.
При создании всегда применяются дорогие технологии с использованием магнитных систем в излучателях.
История
Итак:
- Интересно будет знать о том, что самые первые в мире громкоговорители были рупорного типа. Они появились еще в 20-е годы прошлого столетия.
Технология создания была единственной и делать другие акустические системы тогда просто не умели; - Лет через десять появляются АС уже похожие на сегодняшние варианты традиционной акустики. Они завоевали сразу же большую популярность, а про рупорную акустику забыли.
Тогда ошибочно считалось, что идеальным местом для рупорной акустики будет озвучивание больших пространств, а для приятного прослушивания музыки она просто не годится; - Проходит еще лет десять и знаменитый американский инженер создает совершенно новую конструкцию рупорной акустики. Именно Пол Клипш (так звали инженера) доказал, что рупорная акустика позволит воспроизводить музыкальные композиции с очень высоким качеством.
Примечание. Именно тогда инженер основывает компанию по производству рупорной акустики, которая и по сей день является мировым лидером. Компанию назвали Клипш, а динамики такого типа «клипшами».
- Интересно, что меломаны сразу же «раскусили», что «клипши» воспроизводят музыку как-то по-особенному. С этого времени рупорная акустика становится выбором довольно узкого круга ценителей настоящей музыки;
- Вторая половина прошлого века ознаменована появлением уже совершенно новых носителей. К тому же, появляются новейшие разработки и новые подходы для обработки и усиления звукового сигнала;
- Наконец, достигнув апогея модернизации и совершенствования, люди стали понимать, что звучанию так и не удалось придать «живости». И тогда взоры многих обратились к рупорной акустике, на которую приблизительно три года назад начинается настоящий бум.
Магическое звучание рупорных систем
Итак:
- То, что рупорная акустика звучит по-особенному убедиться совсем несложно. И для такого звучания есть все предпосылки. Во-первых, рупорная акустика обладает высокой чувствительностью. Это дает возможность воспроизводить самые тонкие нюансы, передавать эмоции исполнителя;
- Во-вторых, рупорная акустика выпускает такие звуковые волны, которые более «естественны» по своей природе по сравнению с колебаниями воздуха, выходящими из традиционных динамиков;
- Рупорная акустика может воспроизводить низкие частоты, но от этого зависят ее размеры. Говоря иначе, чем более низкие частоты приходится воспроизводить, тем большими должны быть размеры рупорного динамика.
Примечание. Именно по этой причине рупорная акустика используется в большинстве своем для воспроизведения СЧ и ВЧ, но если подобрать себе колонки побольше, то и НЧ будут воспроизводится на самом высоком уровне.
- И это еще не все. Воспроизводиться будут низкие частоты не просто так, а на самом высоком уровне. Правда, разницу в воспроизведении способны отличить только самые тонкие ценители звука.
Примечание. Интересно, что в последнее время довольно часто встречаются динамики, где только излучатели ВЧ выполнены в виде рупора. К примеру, те же АС серии Клипш Референц выполнены по данному образцу.
- Высокие частоты, воспроизводимые рупорными колонками, звучат намного звонче. Не стоит говорить, что качество ВЧ лучше, чем при использовании обычных пищалок.
В последнее время среди производителей рупорной акустики хотелось бы выделить отдельно итальянскую компанию Зингали. Инженеры этой фирмы создали оригинальный рупорный излучатель, который одновременно воспроизводит СЧ и ВЧ, а при этом еще и красиво выглядит.
Рупорная акустика в авто
Не стоит говорить, что все автомобильные традиционные АС не позволяют добиться высокого качества звучания. Дело не в чем-нибудь, а в тесном салоне.
Вот рупорные дадут шанс значительно возвеличить звук, создать эффект присутствия (как будто сидишь в студии или на концерте). Объяснить все можно просто: рупор увеличивает расстояние, на которое распространяются звуковые волны, одновременно увеличивая плотность звука и придавая характерную мелодичность.
Технические решения размещения такой акустики в автомобиль могут быть разными:
- Так, самым популярным способом является установка громкоговорителя спереди, фронтально на стенке корпуса, внутри которого образуется основной волновод. Он имеет выходное отверстие наружу;
- Другой вариант подразумевает рупорную систему, где есть НЧ громкоговоритель. Его помещают в отдельный корпус. Той же участи следуют ВЧ и СЧ динамики, которые тоже помещаются в соответствующий корпус в отдельности друг от друга.
Преимущества и недостатки рупорной акустики
На этом закончим наш обзор рупорных акустических систем. В последнее время их стали все чаще устанавливать в автомобили своими руками, с использованием пошаговых инструкций, полезных видео обзоров, чертежей и фото – материалов.
Цена на хорошую рупорную акустику очень высока, но ярых меломанов это не остановит.
Статус темы: Закрыта.
Мы традиционно пользуемся рупором для усиления голоса. Принято считать, что это устройство, направляя звук в определенном направлении, не позволяет ему рассеиваться. Однако на деле рупор – не просто обычный концентратор.
Акустическая энергия берется рупором из источника и концентрируется в узкий пучок. Однако на деле рупор – не просто обычный концентратор. Он гораздо эффективнее. Он добавляет звуку несвойственную ему доселе мощность. Еще лорд Релей разработал теорию звука. Он утверждал, что для острого конуса интенсивность возрастает не только благодаря концентрации, или изменению угла излучения, в пределах которого идет звук.
При этом возрастает энергия, которую испускает источник. По словам Релея, уменьшив угол, под которым раскрывается рупор, можно получить от источника звука любые нужные объемы энергии. При этом за счет удлинения рупора облегчается выход указанной выше энергии в окружающую среду. С его теорией можно согласиться! Но почему это происходит?
Давайте разберемся, как можно излучать звук максимально эффективно. Звуковая волна генерируется не так уж и просто. Как правило, ее производят колеблющиеся мембраны: скажем, диффузор динамика. Он неизменно обладает парой поверхностей, излучающих звук.
Излучение идет в противофазе – по понятным геометрическим причинам. Сжимая воздух с одной стороны, диффузор всегда его разряжает – с другой. Так что динамик, по сути является двумя звуковыми источниками, находящимися по разные стороны от диффузора и излучающими звук в противофазе.
Проблему составляет как раз пара источников в противофазе. Ведь звуковая волна в этом случае не распространяется в пространство, а замыкается меж источниками. Возьмем в качестве примера низкочастотные колебания. Движущийся вперед диффузор динамика по идее сжимает перед собой воздух, разрежая его же за собой.
Однако в нашем случае воздух пойдет по простому пути: перетечет на заднюю сторону диффузора с передней по кругу. Последний, при этом, не ощущая воздушного сопротивления, как бы колеблется в вакууме. Результат: вне зависимости от мощности звукового источника, вся его мощь может быть истрачена на сжатие воздуха, который просто обтечет излучатель под этим давлением.
Данный воздушный поток вкруг диффузора – как раз та самая сильная волна звука, излучаемая с одной на другую его сторону. Подобным образом замкнуться звуки прочих частот. Их волны уложатся на дороге от передней до задней стороны мембраны целое количество раз. Процесс называют «акустическим коротким замыканием».
В результате него выдаваемый динамиком звук поглощается им же по замкнутой дорожке произвольной длины. Случись такое «замыкание», и динамик прекращает излучать звук, колеблясь, как уже говорилось выше, не ощущая воздуха, практически в вакууме. Оно может произойти как с одной стороны на другую, так и вообще по одной стороне. Последний вариант возможен при наличии внешних препятствий. Возможно замыкание и меж диффузорами пары различных динамиков.
Бороться с коротким замыканием пары сторон одного диффузора можно, увеличивая его диаметр. Ведь при этом возрастет и путь огибания. Тогда находящемуся в центре диффузора воздуху проще сжиматься, нежели обтекать его. На краях же акустическое замыкание все же останется. Известное всем специалистам правило повышения эффективности излучения таково: для более низких звуков нужен диффузор больших размеров.
Можно не увеличивать диффузор, а поместить его в стенку, излучающую, конечно, звук, но и препятствующую акустическому замыканию. Можно пойти дальше, изолировав друг от друга обе диффузорные поверхности – переднюю и заднюю. Динамик вставляется при том в самую обычную колонку или замкнутый ящик.
Что любопытно, даже если амплитуда колебаний невелика, находящийся в ящике динамик более эффективно излучает звук, нежели его аналог без ящика. Даже если у последней амплитуда будет мощнее. Странно, не так ли?
Вроде бы, у диффузора колебательная амплитуда зависит от того же параметра звуковой волны… Да, звук у открытого динамика весьма мощен. Однако замкнувшись с одной стороны на другую, он витает вкруг динамика, не унося энергию. У находящегося в ящике динамика колебательная амплитуда меньше. Зато весь имеющийся звук идет наружу.
Недостаток ящика все же довольно весом. Излучаемый обратной стороной диффузора звук пропадает, замкнувшись в этом ящике. Ведь как правило, внутреннюю его часть обивают материалом, поглощающим звуки. Так звучание внутри стенок, не переотражаясь, банально поглощается. Относительно динамика, эта внутренность оказывается бесконечным пространством, без всякой пользы излучающим «обратное» звучание. В сравнении с коротким акустическим замыканием это неплохо. Оно поглощает не весь звук, а ровно половину - что также неприемлемо.
Из ящика можно откачать воздух, чтобы побороть излучение обратной стороны диффузора. Может быть, это получится сделать, когда придумают ящики, выдерживающие атмосферное давление.
Как использовать излучение от обратной стороны динамика с пользой? Вроде бы проще всего развернуть это излучение на сто восемьдесят градусов, сложив с прямым. Для этого можно использовать трубу. Идущий из трубы звук обязан стать копией своего собрата, выходящего из передней стороны динамика. Тогда сложатся мощности обоих звуков, а короткого акустического замыкания не случится.
Полноценная реализация этой идеи нереальна: из трубы звук всегда идет с задержкой, будучи к тому же инвертированным. Ведь снимают его с обратной стороны диффузора. Это не является проблемой для сигнала, стабильного во времени. Например, если это синусоида с зафиксированной частотой.
Задержанная на половину волны инвертированная синусоида совпадает с прямым своим аналогом. Поэтому, корректно задержав обратный звук, мы скомпенсируем его инверсию. Так образуется пара синхронных звуковых источников – труба с диффузором. Задержкой по фазе достигается сигнальная инверсия, следствие – фазоинвертор. Относительно ящика мощность увеличится в два раза. Регулировать величину задержки можно, меняя длину трубы.
Однако различным частотам нужны трубы разных длин. Иными словами, совместить сложный инвертированный сигнал с прямым не получится никакой задержкой. Так что подобная труба будет хорошо работать лишь с одной настроечной частотой, а также ее гармониками. Пользы для иных частот – никакой. Если же частоты находятся меж гармониками настроечной частоты, эффект будет вообще отрицательным. Итог – короткое акустическое замыкание. Как правило, работает данная труба лишь на настроечной частоте, причем достаточно низкой.
Важно чтобы дающие трубе замыкание более низкие частоты не слышались, а в идеале – и вовсе отсутствовали. Чтобы избежать замыкания трубы на частотах, превышающих настроечную частоту, ее производят коленчатой, обивая затем материалом, поглощающим звуки. Тогда относительно высокие звуки не пройдут через нее, а ящик покажется им замкнутым.
При помощи фазоинвертора можно воспользоваться частицей обратного звука из спектра низких частот. Прочий же спектр все же потребуется как-то погасить. Как же усилить данный результат? Рупор оказывается самым радикальным выходом из положения.
Грубо выражаясь, речь идет о своего рода диффузорной лупе. Колеблющаяся на узкой стороне рупора мембрана, спроецируется в более широкую сторону. Амплитуда с размером колебаний увеличатся пропорционально.
Визуально может показаться, что звук, выходящий из рупора намного мощнее, нежели излучаемый скромных размеров мембраной. Но надо учитывать и давление. У небольшой мембраны ход невелик, однако здесь присутствует весомое сопротивление сжимаемого ею воздуха. Так что за тот же период работа ее аналогична усилиям эквивалентной крупной мембраны со значительным ходом.
Для понимания, как работает рупор, можно изучить деятельность динамика в ящике прямо на воздухе или на трубу. Легко понять, что при условии равных «вдохов» устройства при использовании трубы у сдвинутого воздуха кинетическая энергия окажется выше, нежели в случае открытой работы. Аналогичная система – и на «выдохе».
Это связано с тем, что практически всему воздуху в трубе приходится обретать скорость диффузора. На открытом пространстве ее получают лишь ближайшие воздушные слои. Чуть дальше скорость снижается (элементарная геометрия). Так что на трубу акустическая энергия отдается в значительно больших объемах, нежели в воздух.
Что будет, если, увеличив длину и уменьшив диаметр трубы, оставить прежним диффузор устройства? Воздуху придется двигаться быстрее диффузора, а на «вдохе» кинетическая энергия прежнего воздушного объема опять увеличится.
Есть и проблема: из трубы, тем более узкой, воздуху наружу выйти нереально. Ведь открытая ее сторона отразит обратно волну звука. Чтобы этого не случилось, на конце трубы диаметр ее должен превышать длину волны. На практике ее следует делать как можно шире. Логично дать коническое расширение этой части устройства.
Однако там, где конус ступенчато соединяется с трубой, обратное отражение все-таки достаточно велико. Лучше всего соединить конус и трубу в единое целое, расширяющееся поначалу слабо, а в финале – резко быстрее. Вы уже поняли, к чему мы клоним? Это классический громкоговоритель в виде рупора.
Подытожим главную идею устройства. Окружающий его воздух лишь за одно движение должен обретать максимум кинетической энергии. Иными словами, мы хотим, чтобы воздух снимал с диффузора максимум энергии звука. Для этого оптимален воздух, идущий по узкому каналу. Ведь здесь ему приходится двигаться весьма быстро. Но наружу звук должен выходить из канала, не встречая обратных отражений. Для этого ближе к выходу каналу следует неуклонно расширяться.
Что любопытно, находящийся в рупоре диффузор можно создавать все меньшего диаметра, уменьшая также и амплитуду его колебаний. Способность рупора отдавать низкочастотные звуки при этом сохранится. В идеале его динамик становится электромагнитной мощнейшей системой «катушка-магнит». Она двигает небольшую мембрану на умеренное расстояние, создавая при этом весомое давление на воздух.
Рупоры при этом даже специфически искажают звук. Причина – нелинейность адиабатического воздушного сжатия. По причине нагрева в процессе сжатия рост газового давления – быстрее уменьшения его объема. Все звуковые излучатели имеют подобное искажение. Однако в случае рупоров он сильнее выражено – из-за значительного воздушного сжатия.
Данное устройство не имеет проблем упомянутого выше акустического замыкания, а также излишнего рассеивания звука сзади. Ведь задняя часть диффузора в том случае лишена рупора и звук практически не излучает. Будучи слишком маленькой для этого, она имеет достаточно мелкую колебательную амплитуду.
Благодаря рупору диффузор передает воздуху свою энергию. Динамик же, как открытый, так и находящийся в ящике, сделать этого практически не может. Показатели преображения поданной на вход электрической энергии в звук:
у закрытого ящика – в пределах одного процента;
у ящика, снабженного фазоинвертором – два – три процента;
у рупора – тридцать – пятьдесят процентов.
Согласитесь, цифры говорят сами за себя!
Про дудки и свистульки
Как работает рупор на примере ВЧ-излучателя Edge EDPRO45T
Недавно в одном из разговоров был задан вопрос о том, как работает высокочастотник с рупорным оформлением. Появилась идея найти какой-нибудь излучатель со съемной «дудкой» и посмотреть, что он умеет с ней и без неё.
Как работает рупорный компрессионный излучатель
Название серьезное, но, по сути, мы имеем дело с обычным динамиком. Посмотрите на обратную сторону – обычная магнитная система.
Только в отличие от обычного динамика звуковая катушка толкает не дифузор, а металлическую мембрану. Мембрана находится внутри корпуса, и звуковые колебания излучаются не сразу в открытое пространство, а «проталкиваются» через небольшое отверстие (собственно, поэтому излучатель и называется компрессионным). На выходе этого отверстия как раз и ставится рупор.
Чтобы понять, для чего нужен рупор, вот вам наглядный пример. Выйдите на балкон и что-нибудь крикните. Пока соседи офигевают, продолжите эксперимент – возьмите какой-нибудь журнал из плотной бумаги, сверните его конусом, и крикните уже через него. Теперь срочно уходите с балкона, пока вам не вызвали «дурку», и делайте выводы.
Их, как минимум, два. Во-первых, с рупором стало громче. Значит, при той же подаваемой мощности можно получить более высокое звуковое давление. Во-вторых, с рупором изменился тембр голоса. Значит, формой «дудки» можно корректировать АЧХ. Для начала этого достаточно. Теперь смотрим то же самое на конкретном примере.
Эксперименты
Строго говоря, когда мы снимаем пластиковую «дудку» с Edge EDPRO45T, то не полностью лишаемся рупора. Сама излучающая мемебрана находится глубоко внутри корпуса, так что правильней говорить – с коротким рупором и с большим рупором.
Итак, первым делом смотрим, влияет ли рупор на импеданс динамика. Синяя кривая – без накрученной «дудки», зеленая – всё в сборе.
Как видите, разница хоть и небольшая, но всё же есть. Причина в том, что рупор акустически нагружает излучающую мембрану. Воздушная масса в коротком рупоре и в длинном рупоре будет «сопротивляться» движению мембраны по-разному. Кстати, один из моментов – плавно ли закруглен выход рупора или же у него острые края. Это тоже вносит свои коррективы в поведение воздушной массы внутри рупора.
Теперь смотрим АЧХ по оси и под углом. Красная кривая – без накрученной «дудки», зеленая – всё в сборе:
АЧХ по оси. Зеленая кривая – конструкция в сборе
АЧХ под углом 45 градусов. Зеленая кривая – конструкция в сборе
Как видите, с рупором действительно получается громче, а заодно и АЧХ становится не такой корявой. Вот вам и подтверждение сказанного ранее про повышение эффективности и коррекцию АЧХ.
Как превратить недостатки в достоинства
Раз уж динамики всё равно были у меня в руках, решил ещё немного поэкспериментировать. Ну не нравился мне этот горб в районе 2 кГц. Ничего хорошего для звука он не обещал. Включаю излучатель через простой фильтр первого порядка. Кто не понял – через обычный конденсатор. Смотрите, как это отразилось на АЧХ. На нижнем краю диапазона она немного опустилась, оставив все как есть наверху. Стало очень даже неплохо:
- Зелёная кривая – собственная АЧХ излучателя
- Синяя кривая – с включенным последовательно конденсатором 3,3 мкФ,
- Фиолетовая кривая – с включенным последовательно конденсатором 4,7 мкФ:
Драйвер эффективно излучает, начиная уже с 1,5-2 кГц. Кстати, можно иметь этот вариант ввиду, если СЧ-динамики «глухие» и неохотно работают выше 1-2 кГц, вроде тех же или .