Как выбрать

Комнаты южной анфилады большого дворца. Залы, столовые, комнаты дворца

Комнаты южной анфилады большого дворца. Залы, столовые, комнаты дворца

Что за КОРОЛЕВСКИЙ БЕСПОРЯДОК! Злая Ведьма наложила заклятие на дворец и полностью разрушила его! А ты сможешь помочь очаровательной принцессе сделать в замке полный КОРОЛЕВСКИЙ РЕМОНТ? Разработай дизайн, приведи в порядок и сделай дворец красивым к Королевскому Балу! Наслаждайся веселыми дизайнерскими делами в каждой комнате! Покрась бальный зал, веди дела на королевской кухне, побывай на восхитительном чаепитии с принцессами и многое другое!

Принцессам (и принцу!) нужна твоя помощь и творческий подход! Присоединяйся к ним, чтобы вместе привести в порядок и отремонтировать дворец! Стань королевским дизайнером! Приведи в порядок и разработай дизайн каждой комнаты дворца! Ты даже можешь ухаживать за великолепным королевским садом! Нам так много нужно сделать к Королевскому Балу, давай же скорей начнем!

Возможности:
> Выбирай комнату в огромном дворце! В каждой комнате целая куча дел!
> Используй различные инструменты: швабру, пылесос и газонокосилку!
> Разработай дизайн дворца по своему вкусу, выбери: обои, ковры, мебель и многое другое! Пришло Время сделать ремонт!
> Разработай собственный дизайн Королевской Спальни с помощью кучи великолепных украшений!
> Зарабатывай монеты, пока ремонтируешь дворец и получай восхитительные подарки в сувенирном магазине!
> Щелкни фото своей принцессы в новом великолепном дворце!

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ
Выскажите свое мнение! Вопросы? Предложения? Техническая поддержка? Связывайтесь с нами круглосуточно по: [email protected].

ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
* Это бесплатное приложение, но некоторые функции внутри игры можно заказать за деньги. Вы можете ограничить заказ платных функций приложения путем отключения их на вашем устройстве.
*Загружая это приложение, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности TabTale и Условиями Использования на сайте: http://tabtale.com/privacy-policy/ и: http://tabtale.com/terms-of-use/ .
Пожалуйста обратите внимание, что данное Приложение может включать сервисы сторонних организаций, используемые в разрешенных законом целях

Принцесса живёт в 17-комнатном дворце, который представляет собой прямоугольник 1×17. Каждая комната дворца - спальня принцессы. Соседние спальни сообщаются между собой, а кроме того, каждая спальня имеет окно. Если в окно спальни, где сейчас ночует принцесса, ровно в полночь постучится трубадур, то принцесса сбежит с ним, они поженятся и будут жить долго и счастливо. Однако король против, и бдительная стража заставляет принцессу каждый день ночевать в другой спальне - соседней с той, где она ночевала перед этим (причём, в какой именно, выбирают стражники, а не принцесса). Сможет ли трубадур достучаться до принцессы, если у него в запасе всего месяц?

Подсказка

Как должен был бы действовать трубадур, если бы спален во дворце было всего три? А если четыре?

Решение

Для дворца из трех комнат решение совсем простое (рис. 1): трубадуру достаточно две ночи подряд стучаться в спальню номер 2.

Для дворца из четырех комнат (рис. 2) решение тоже придумывается довольно быстро. Сначала трубадур стучится в спальню 2, а на следующую ночь - в спальню 3. Если сначала принцесса была в спальне 2, то она будет обнаружена в первую же ночь, а если в спальне номер 4, то - во вторую. Если после двух ночей она еще не обнаружена, то это означает, что она спала в первую ночь в одной из спален 1 или 3, а во вторую ночь - в одной из спален 2 или 4. Чтобы исключить последний случай, трубадуру нужно (на третью ночь) еще раз постучаться в спальню 3. Если принцессы там нет, значит она была в спальне 2, а теперь перебралась в спальню 1. Но тогда следующей ночью она обязательно окажется в спальне 2! Трубадур стучится туда - и всё.

Вместо всех этих объяснений мы могли бы просто сказать, что он делает последовательность ходов 2, 3, 3, 2.

Теперь переходим к решению основной задачи (рис. 3). Для нее последовательность ходов трубадура: 2, 3, 4, ..., 15, 16, 16, 15, 14, ..., 3, 2. Несложно убедиться, что это займет у него как раз 30 ночей (в худшем случае).

Докажем, что после этой серии ходов принцесса обязательно будет обнаружена. Действительно, если принцесса в первую ночь была в спальне с чётным номером и трубадур её не нашел сразу же, то она находилась правее второй спальни. С каждым из первых 14 ходов трубадур «перемещался» на одну комнату вправо. При этом, очевидно, каждую ночь он стучался в спальню с той же чётностью, что и та, в которой в этот момент ночевала принцесса. Значит, они не могли разминуться и принцесса не могла оказаться левее него. Таким образом, если после 15 ночей принцесса не была обнаружена, то она не могла в первую ночь быть в спальне с чётным номером. То есть трубадур теперь точно знает, что принцесса ночевала в первую ночь в спальне с нечётным номером, и следовательно, 15-ю ночь она провела также в спальне с нечетным номером. При этом сам он только что проверил чётную спальню №16. Значит, ему нужно поменять чётность - еще раз проверить эту же спальню - и только после этого начать смещаться влево. Поскольку уже известно, что принцесса слева от него и в спальне с той же чётностью, то в какую-то из следующих 15 ночей она будет непременно обнаружена.

Послесловие

Эта несложная головоломка - замечательная иллюстрация к очень интересной и многогранной математической проблеме: задаче гарантированного поиска . Стандартная общая формулировка задачи гарантированного поиска такова: несколько полицейских пытаются сообща «вслепую» поймать одного преступника. Преступник считается пойманным, если хотя бы один из полицейских приблизился к нему на некоторое заданное расстояние ε. Цель полицейских - поймать преступника за наименьшее возможное время, цель преступника - максимально оттянуть момент своей поимки. Обычно считается, что преступник полностью осведомлён о стратегии, которой пользуются полицейские, чтобы его поймать. В конкретных задачах считаются известными и та область, в которой прячется преступник, и те правила, по которым он перемещается внутри области. В частности, как и в нашей задаче, эта область может быть графом, в котором преступник может перемещаться только в соседние (связанные ребром) вершины.

Впервые подобные задачи были сформулированы в монографии известного американского математика Руфуса Айзекса «Дифференциальные игры» (1965, русский перевод 1967). В частности, в эту монографию вошел анализ игры «Шофёр-убийца» (Homicidal chauffeur problem), в которой медленный, но весьма манёвренный пешеход стремится увернуться от быстрого, но слабо манёвренного шофёра. Позднее Айзекс признавался, что под «пешеходом» он подразумевал военный корабль, а под «шофёром» - управляемую торпеду. Дискретный вариант этой задачи был включён Мартином Гарднером в книгу Mathematical Carnival (1975, в русском переводе - «Нескучная математика. Калейдоскоп головоломок»). Не могу отказать себе в удовольствии процитировать условие задачи из книги Гарднера:

Вообразите город неопределенных размеров, с улицами, которые образуют правильную квадратную сетку. На одном из перекрестков находится полицейский автомобиль. На другом - автомобиль злоумышленников. Полицейский автомобиль движется в два раза быстрее этого автомобиля, но тормозится тем, что ему необходимо соблюдать правила уличного движения. Эти правила запрещают левые повороты и повороты назад, так что он может двигаться только прямо вперед или поворачивать направо на каждом перекрестке. Автомобиль же преступников пренебрегает правилами, так что на каждом перекрестке может поворачивать на все четыре стороны.

Для квантованной игры перекрестки заменены квадратами бесконечной шахматной доски. Полицейский автомобиль представлен фишкой с нарисованной на ней стрелкой, которая указывает направление движения автомобиля. Автомобиль преступников представлен другой фишкой. Игроки ходят по очереди, причем начинает игру полицейский автомобиль. Все ходы подобны ходам ладьи при игре в шахматы: вверх, вниз, вправо или влево, но не по диагонали. Автомобиль преступников за один ход передвигается на один квадрат. Полицейский автомобиль передвигается за один ход на два квадрата, но только по прямой линии, либо в том направлении, в котором двигался, либо после правого поворота. (Он не может передвинуться на один квадрат, затем повернуть направо и передвинуться на другой квадрат.) Полицейские «поймают» преступников, если их автомобиль окажется в том квадрате, где находится преследуемый автомобиль, или в соседнем квадрате в прямом или диагональном направлении. [...] В каких квадратах должен находиться полицейский автомобиль в начале игры, чтобы одержать победу? [...] Айзекс показывает, что вокруг первоначального квадрата полицейского автомобиля есть асимметричная область из 69 квадратов, каждый из которых является роковым для преступников. Если же они стартуют в любом квадрате, расположенном вне этой области, то могут (при условии, что игровое поле не ограничено) всегда избежать захвата.

Если вы попробуете самостоятельно проанализировать дискретный вариант «шофёра-убийцы», то очень быстро поймёте, в чём заключается основная трудность.

Однако наша задача ближе к другой игре, также разобранной Айзексом, - «Принцесса и монстр» (Princess and monster game). Её исходная версия была решена израильтянином Шмуэлем Галом только в самом конце 1970-х годов (почти через 15 лет после выхода книги Айзекса), а дискретная модификация - в 1972 году советским математиком Михаилом Зеликиным (сейчас он член-корреспондент РАН).

Этот рассказ был бы неполон без упоминания еще нескольких соавторов данного сюжета и нескольких его вариаций. В 1999 году Александр Шаповалов, сочиняя задания для математического соревнования школьников, придумал такие вариации:

1. На бесконечной шахматной доске есть две белые ладьи и невидимый черный король. Ходят по очереди. Докажите, что белые смогут наверняка за конечное число ходов поставить шах.

2. Отстрел робота. Ряд окопов тянется в обе стороны до бесконечности, и в одном из них спрятался робот-пехотинец. Автоматическая пушка может одним выстрелом накрыть любые два окопа (не обязательно соседние). Пока пушка перезаряжается, робот (если уцелел) обязательно перебегает незаметно в соседний окоп (быть может, только что обстрелянный).
а) Известно, что в данный момент робот сидит в одном из 1000 расположенных подряд окопов. Как может пушка его накрыть не позднее 1500 выстрела?
б) Одним выстрелом пушка может накрыть k окопов, и где сейчас робот - неизвестно. При каком наименьшем k пушка сможет стрелять так, чтобы наверняка накрыть робота?

Полностью эта задача использована не была, но самый интересный пункт «сыграл» в такой формулировке (А. Шаповалов, В. Шорин):

В одном из 1000 окопов, расположенных в ряд, спрятался робот-пехотинец. Автоматическая пушка может одним выстрелом накрыть любой окоп. В каждом промежутке между выстрелами робот (если уцелел) обязательно перебегает в соседний окоп (быть может, только что обстрелянный). Сможет ли пушка наверняка накрыть робота?

Собственно, это и есть задача о трубадуре и принцессе, с той лишь разницей, что мы ограничивали принца во времени, а здесь спрашивалась лишь принципиальная возможность обнаружения. А спустя год уже с другим соавтором - Александром Спиваком - Шаповалов сформулировал для тех же пехотинца и пушки (узнаёте ли вы здесь катер и торпеду, подразумевавшиеся Айзенком?) задачу для произвольного графа.

Система укреплений состоит из блиндажей (рис. 4). Некоторые из блиндажей соединены траншеями, причём из любого блиндажа можно перебежать в какой-нибудь другой. В одном из блиндажей спрятался пехотинец. Пушка может одним выстрелом накрыть любой блиндаж. В каждом промежутке между выстрелами пехотинец обязательно перебегает по одной из траншей в соседний блиндаж (даже если по соседнему блиндажу только что стреляла пушка, пехотинец может туда перебежать). Назовём систему надёжной, если у пушки нет гарантированной стратегии поражения пехотинца (т. е. такой последовательности выстрелов, благодаря которой пушка поразит пехотинца независимо от его начального местонахождения и последующих передвижений).
а) Докажите, что система укреплений, изображённая на рис. 4, надёжна.
б) Найдите все надёжные системы укреплений, которые перестают быть надёжными после разрушения любой из траншей.

В этой формулировке задача и была предложена на Московской математической олимпиаде в 2000 году.

А дальше - самое загадочное и удивительное: совершив долгое путешествие из научной монографии через «развлекательную» книжку Гарднера в олимпиадную задачу, этот сюжет затем проделал столь же небыстрый обратный путь: сначала (в 2010 году) попал в замечательную подборку «Математические головоломки к обеду» (“Math puzzles for dinner”) - именно там вместо мрачных пушки и блиндажей появился герой-спаситель и 17-комнатный дворец принцессы, - а оттуда (уже в 2012 году) - в научную статью John R. Britnell, Mark Wildon. Finding a princess in a palace: A pursuit-evasion problem . Авторы этой статьи, по-видимому, совсем ничего не знали об олимпиадной задаче Шаповалова и Спивака, но сумели ее «переоткрыть» и заново решить, а также «опознать» в этой игре наследницу дифференциальных игр Айзекса. Что лишний раз напоминает: математика - не застывшее изваяние, созданное древними греками, а живая и постоянно развивающаяся наука.

Занимает всю его высоту и ширину, мраморный ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, оттуда уже четыре марша ведут на второй этаж.

Длина дворца более 300 метров, а Большая сквозная золотая анфилада проходит через весь дворец, соединяя 21 зал.
Главное место отведено Большому залу , в 18 веке его называли Светлой галереей, за вытянутую форму, множества зеркал и окон. Насчитывая чуть меньше 50 метров в длину зал кажется бесконечным и не только благодаря огромной площади.
Растрелли настоящий волшебник и здесь он сумел добиться поразительного иллюзорного эффекта. Двенадцать окон с каждой стороны наполняют зал невесомостью и светом, который множится до бесконечности, отражаясь в огромных зеркалах с позолоченными рамами, на позолоту одних только рам ушло более шести килограммов сусального золота. Сто тридцать мастеров - резчиков работало по эскизам великого мастера, использовали самую мягкую породу дерева - липу. Резное золоченное оформление зала уникально и не имеет аналогов в мире.

Елизавета Петровна устраивала в зале пышные дворы и даже оперные спектакли. Екатерина II предпочитала проводить здесь парадные приёмы и торжественные обеды. В годы 2 мировой войны Царское село и расположенная в нем императорская резиденция, которая уже тогда была музеем, сильно пострадали. После бомбежек и пожаров здание несколько лет простояло без кровли, до сих пор реставрационные работы здесь сочетаются с восстановительными. Когда-то потолок Большого зала украшал живописный плафон, выполненный по эскизам итальянского художника Валериани, состоявший из трех частей: аллегория России, аллегория мира, аллегория победы. Две из них удалось сохранить, а центральную возродили художники наших дней по сохранившимся наброскам и описаниям. В процессе восстановления Большого парадного зала обнаружилась пропажа: пропало 32 кратное эхо - образец акустического гения Растрелли, в своё время оно было непросто забавой, а усиливало властные, повелительные нотки правящих в 18 веке женщин. Поиски причин пропажи эха продолжались почти 10 лет и вдруг, неожиданно, само по себе оно вернулось. Специальные акустические колодцы - особые зоны активного распространения звука (ниши, зеркала, элементы резной отделки), даже когда реставраторы в деталях восстановили убранство зала, эхо долго не возвращалось, оказывается, должно было пройти время, чтобы дерево из которого вырезано большинство элементов отделки просохло до нужной степени. Архитектурное убранство зала дополняет паркет из ценных пород дерева, похожий на гигантский ковер. Растрелли с удовольствием работает при Елизавете: он выполняет любое её желание, даже имеются записки Екатерины II, которая будучи молодой девушкой приехала сюда в качестве невесты Петра, будущего императора вспоминала, что здесь переделывают то, что построили вчера, а завтра будут переделывать выстроенное сегодня, т.е. работа шла почти без черновиков, вчистую. Императрица понимала, что её дворцы отчасти будут воплощать могущество России и они как визитная карточка говорящее о благосостоянии, силе, могуществе, богатстве государства.

Еще один шедевр дворца - знаменитая или Янтарный кабинет . Вместе с мебелью из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге Елизавета наказала солдатам принести на руках в Царское Село эту легендарную комнату.

Чудо — кабинету отвели зал площадью почти в сто квадратных метров, дополнительно заказали 425 килограммов янтаря. Но наполнить все пространство без достатка светом камнем живого камня для архитектора оказалось задачей непростой. Выход был найден, он снова использовал зеркала, а части стен, там где камня не хватает расписали под янтарь. Золоченные деревянные панно и флорентийская мозаика довершили убранство. В янтарных рамах мозаичные картины изображающие аллегорию человеческих чувств: обоняние, осязание, слух, зрение и вкус. Чуть позже была учреждена была учреждена должность надзирателя над янтарем, он выполнял и небольшие реставрационные работы Завершила декорирование янтарного кабинета Екатерина II . Через год после начала своего правления она издает указ - заменить все расписные холсты на янтарные панели. Ими украсили нижний ярус стен, за четыре года на все доделки ушло ещё 450 кг янтаря. Куда исчез оригинал убранства комнаты во время Второй Мировой войны до сих пор остается тайной, имеется много версий того, где же находится янтарный кабинет, по одной он находится в подземельях Калининграда, по другой покоится на дне Балтийского моря, имеются и другие предположения. Нынешняя Янтарная комната воссоздана до мельчайших подробностей, лучшие профессионалы трудились над воссозданием шедевра с 1979 года, завершились работы в 2003 году (к 300 летию Санкт — Петербурга).

Анфилада Екатерининского дворца

Великолепна разнообразием интерьеров, золоченная резьба использовалась для обрамления всех дверей создающая сверкающую доминанту.
Картинный зал . Напоминает роскошную картинную галерею или собрание живописи, на самом деле между висящими полотнами нет никакой связи, так как подбирались они исключительно по размеру, использовались для декоративного оформления стен. В годы Второй мировой войны зал полностью сгорел, но большинство полотен удалось эвакуировать, сейчас стены украшают 114 работ известных мастеров живописи, 16 картин на свои места так и не вернулись, некоторые работы заменили близкому по стилю из фондов Эрмитажа и Академии художеств.
Плафон Олимп на потолке Картинного зала воссозданный в после военные годы - это копия с плафона 18 века, который украшает Иорданскую лестницу Зимнего дворца. Франческо Бартоломео Растрелли любил применять новые неожиданные для своего времени строительные материалы, так в 2-х залах, которые расположены в анфиладе следующие друг за другом, он использовал оригинальный прием: стены затянутые шелковой плотной тканью белого цвета (штофом) декорировал прозрачными пилястрами из стекла, а в них проложил фольгу малинового и зеленого цветов.

Cтолбовые комнаты

Теплые тона фольги как будто светятся в золоченном интерьере, эти покои так и назвали Малиновые и Зеленые столбовые комнаты . Малиновая столбовая использовалась для настольных игр. Сегодня здесь на столе выставлены резные костяные шахматы китайской ручной работы на доске инкрустированной пластиком из перламутра.

Мебель Зеленой столбовой — это зеленые диваны и золоченые стулья работы французских мастеров времен 19 века. Здесь представлено одно из воссозданных платье императрицы Елизаветы. Она практически каждый день надевала новое. Платьев после неё осталась огромная коллекция - 15 000 платьев, к сожалению, ни одного подлинного наряда Елизаветы Петровны в Царском Селе не сохранилось. Эти платья шили опираясь по дошедшим до нас изображениям. Притязательная в одежде, Елизавета Петровна требовала от придворных дам каждый раз являться на праздники, как она сама, в новых туалетах, чтобы те и не подумали одеть во второй раз, гвардейцы ставили на платьях и костюмах специальные отметки. Царское Село строилось как летняя резиденция российских императоров, но позже стала использоваться и зимой. Синие изразцы печей идеально вписаны в некоторые залы дворца, являясь одновременно и декоративным элементом, к тому же в холодном и сыром балтийском климате топили иногда даже летом. При Растрелли во дворце было 75 изразцовых печей, а Екатерина 2 распорядилась в своих новых покоях установить модные по тем временам камины. Белая парадная столовая, здесь чаще всего трапезничала Елизавета Петровна, а вот в какое время императрица соблаговолит выйти к столу было для всех придворных загадкой. Ужины зачастую случались глубокой ночью и никто за столом не смел даже зевнуть.
На стенах Белой парадной столовой картины придворного художника Иоганна Грота (Гроот), который он создал для украшения одного из павильонов в саду Елизаветы Петровны. В 1765 году всю эту охотничью коллекцию Екатерина II подарила Санкт - Петербургской Академии художеств. В начале 20 века 37 картин были возвращены во дворец и нашли свое место в Белой столовой.
На стенах столовой расположены золоченые резные рамы, которые затянуты шелковой тканью с крупным цветочным узором, его ткали вручную в семидесятых годах прошлого столетия по образцам века восемнадцатого. Обеденные столы сложной формы для дворца тоже проектировал лично Растрелли. Фруктовые и цветочные композиции выстраивались в точном соответствии с пожеланиями императрицы и служили своеобразным элементом декора помещения. Скатерти в столовых изысканно драпировали и перевязывали лентами. Пышным торжественным церемониям соответствовала роскошная сервировка, большой популярностью пользовались фарфоровые сервизы, как отечественных так и иностранных мастеров. Зеленая дворцовая столовая более камерна, практически лишена позолоты, фигуры юношей и девушек в туниках, рельефы исполненные с мифологическими сюжетами, орнаменты в виде лозы и греческих ваз, здесь чувствуется более сдержанный, тонкий вкус Екатерины II, сторонницы просвещения и классицизма. Цвет стен, обивка мебели и даже фарфор выдержаны в единой светло - зеленой пастельной гамме. Историческое здание, дворцовые интерьеры как живой организм нуждаются в постоянном уходе, сохранение своей блестящей формы - это задача реставраторов. Десятки профессионалов без устали трудятся над тем, чтобы когда ни будь Китайский зал снова засиял в своем былом великолепии. Сначала архитекторы поднимают проекты, сохранившиеся авторские эскизы, материалы, всевозможные снимки и на их основе этих материалов делается проект. Скульпторы создают лепные модели и с этих лепных моделей столяры изготавливают деревянные изделия, далее они поступают к позолотчикам, где и начинается процесс золочения. Работа реставраторов требует внимания и тщательности, тоненькие, почти невесомые листочки сусального золота собраны в специальные книжечки, как блокноты. Листочки золота выкладывают на кожаную подушку, особым ножом подрезают, если это необходимо, затем точно наносят на нужное место, покрытое специальным составом, так листочек за листочком, сантиметр за сантиметром наносят слой золота толщиной в несколько микрон на всю деталь. Елизавета Петровна весь мечтала позолотить абсолютно весь гипс, лепнины и дерево на фасаде дворца, но понимала, что в сыром петербургском климате эта затея крайне непрактична, поэтому со временем она планировала заменить такую отделку деталями из бронзы.

Один из любимых покоев Екатерины Великой, декорировал художник и архитектор Чарльз Камерон. Он украсил стены зеркалами в овальных рамах и прямоугольными панно с росписями по штукатурке в виде арабесок, тщательно разработанных орнаментов с переплетением геометрических линий и растительных элементов. Для стиля Камерона, долгое время прожившего в Италии, характерна сдержанность, большое количество античных мотивов, симметрия в деталях и лаконичная изысканная простота. Медальоны и плафоны расположенные по кругу представляют человеческие добродетели, в центре мифологический сюжет о Париси, выбирающим одну из богинь, здесь аллегорически изображены скромность и смирение, дружба и великодушие, мир и вдохновение - основные ценности эпохи просвещения. Екатерина 2 пристроила к великолепному дворцу Растрелли флигель, фасад которого выходящий в сад впервые выполнен в стиле классицизма.

Заветную мечту Екатерины, которая желала построить античную рапсодию в Царскосельском саду, дом распланирован по типу как раньше, в древние времена, реализовал шотландец Чарльз Камерон, его императрица называла великим рисовальщиком, строение получило название и основным его крашением стали бюсты античных философов, мыслителей и полководцев. Бюсты античных писателей, политиков, полководцев отлиты из бронзы с итальянских копий древних оригиналов. Из числа своих современников Екатерина приказала установить бюсты австрийского императора Иосифа II , своего политического союзника в английском парламенте лорда Фокса и российского ученого М.Ломоносова . Фасад нижнего этажа павильона, построенного Камероном, облицован блоками пудостского камня грубой обработки, имеющий пористую структуру, как будто его изъело со временем, что помогает создаь иллюзию древности. Второй этаж легок и светел, его украшают статуи из тёмной бронзы, убранные в терракотовые полуциркульные ниши. Прямоугольные окна- двери и медальоны с мифологическими композициями украшают здание снаружи. К белой колоннаде с портиками, своими очертаниями напоминающий античный храм, ведет большая парадная лестница, два дугообразных марша которой возносят в мир античной гармонии. Пилоны -пьедесталы с гигантскими статуями Геркулеса и Флоры Фарнезские по замыслу архитектора отделяют этот идеальный мир от повседневности. Свою лепту в украшение и развитие Царскосельского дворца вносили все российские самодержцы 19 и начало 20 веков, их портреты и вещи сегодня представлены в помещениях дворца, которые некогда были личными покоями императорских семей. Если смотреть на террасу Екатерининского дворца с балкона, то кажется что это огромный размеров паркет, узорный партер - так называется этот прием и придумали его в 18 веке, чтобы на улице, еще при подходе к дворцу произвести впечатление на гостей, материалы для этого используются самые простые: битый кирпич, стекло, гравий и уголь. Царское село одно из мест в России, при упоминании которого в сознании встают яркие образы, позволяющие яснее себе представить целые пласты Российской истории и культуры.

Темы:

Назначение помещений запасной половины, особенности их отделки, богатое разнообразие настенных шелков.

За Голубой гостиной следуют 4 комнаты, так называемой, Запасной половины дворца. В 18 веке они не имели специального назначения, иногда служили для размещения гостей. А с 30-х годов 19 в. стали относиться к женской половине и называться: первая комната запасной половины - Передней, вторая - Проходной, третья - Ванной, четвертая - Камер-юнгферской.

До 1941 года в этих комнатах сохранялась отделка, типичная для дворцовых интерьеров середины 18 века: украшенные золоченой резьбой по дереву двери, панели стен, шелковые обои, наборные паркеты.

Стены комнат Запасной половины (в старинных описях они еще назывались «садовые покои» в связи с тем, что их окна выходят в Верхний сад) всегда были затянуты шелками, которые время от времени обновлялись, но в каждой был шелк со своим рисунком и расцветкой. Современный выткан по старинной технологии и по старым образцам. Восстановлен и резной золоченый декор, а также изразцовые печи, мраморные камины и художественные паркеты. Обстановка – пока в стадии формирования.

В Первой запасной – Передней обратить внимание на портрет Николая I кисти английского художника Джорджа Доу, известного в России прежде всего по портретам героев войны 1812 года, написанных им по заказу Николая I для Военной галереи Зимнего дворца.

Сказать, что Николай I очень любил Петергоф, который в годы его царствования пережил второе рождение. Каждое лето он со своим семейством проживал в Коттедже, расположенном восточнее Нижнего парка в Александрии, и каждое утро оттуда приходил в Большой дворец, чтобы поработать в Дубовом кабинете своего глубоко почитаемого предка Петра I.

Другие экспонаты Передней: Шкаф и бюро, выполненные в стиле «Буль», по имени целого поколения мебельщиков, основателем которого был Андре Шарль Буль. Они фанерованы черным деревом, инкрустированы латунью и панцирем черепахи. На полках - чайный сервиз, фарфор, Майсен.

Часы и каминные приборы, вызолоченная бронза, Россия, фабрика Шопена.

Во Второй запасной – Проходной обратить внимание на эффектный портрет средней дочери Николая I Ольги, которую отец считал одной из самых красивейших женщин. И он был прав – его три дочери были настоящими красавицами. Это для неё в честь её бракосочетания с принцем Карлом Вюртембергским в Большом дворце была создана по проекту арх. Штакеншнейдера Ольгинская половина. В Вюртемберге, королевой которого она была, её по сей день почитают как мудрую и милосердную правительницу.

Портрет Ольги Николаевны написан очень модной британской художницей в царствование Николая I Кристиной Робертсон. Её изящное красивое искусство соответствовало духу эпохи.

В Третьей запасной представлен ещё один портрет работы Кристины Робертсон. На нем изображена младшая дочь Николая - Александра, умершая очень рано – в 19 лет. На портрете великая княжна изображена юной, очаровательной, с трогательными васильками в руках, любимыми цветами ее матери, императрицы Александры Федоровны. Кристина Робертсон создала целую серию портретов членов семейства Николая I, за что получила звание почетного члена Императорской Академии художеств.

В Четвертой комнате - угловой камин, настенный шелк - белый атлас с корзинами и букетами цветов, вытканный по образцу шелка 19 в. российскими мастерами НИИ шелка в Москве.

Стены украшены живописными полотнами: "Нахождение Моисея" (вост. стена) кисти художника 17 в. Ян ван Валена. Кроме картины на библейский сюжет здесь представлена пейзажная живопись работы западно-европейских художников 18 в., мебель П половины 18 в.,- начала 19 в. русской и европейской работы. В центре помещения экспонируется стол-треножник французской работы 1790-1800 г. г., декорированный золоченой бронзой, зеленым мрамором; у восточной стены - дамский рабочий столик карельской березы, украшенный набором из клена, черного дерева, на нем представлены бронзовые часы - скелет, изготовленные в 1820-х годах мастером Вениамином Робертом Гайнамом, который был сыном известного петербургского часовых дел мастера, ученого, академика Роберта Гайнама. Производство таких «скелетонов» было тяжелой и кропотливой работой. Мастер с ювелирной точностью вырезал лишний материал, придавая ажурность корпусу.

Вениамин Гайнам по указу Екатерины II 10 лет учился часовому делу в Лондоне, Париже и с 1792 по 1843 годах был придворным часовщиком, долгое время являлся смотрителем часов Петергофа . В эти годы им были изготовлены часы не только для Петербурга и пригородов, но и на продажу.

Фарфоровая пластика представлена изделиями, изготовленными в 1775-1870 годах на Севрской (из бисквита – белого неглазурованного фарфора) и Берлинской королевской (расписные) мануфактурах. Это работы на аллегорические и мифологические сюжеты, с бытовой тематикой. Их отличает прекрасная композиция, мастерство исполнения.

Выдающимся модельером Севрской мануфактуры Ле Ришем в 1780 году выполнена из бисквита скульптурная группа "Юность, ласкаемая Амуром" (на столе, у северной стены, слева).

Берлинская пластика из Фарфора, украшенная надазурной полихромной росписью – это "Аллегория живописи" мастера Мейера (на комоде, у западной стены), "Провидение", (скульптор Мюллер, 17950.

Два помещения, следуемые за Запасной половиной, относятся к мужской половине дворца – это Опочивальня и Кабинет.

Дворец, который можно ломать

Однажды жители города Бусто Арсицио встревожились не на шутку: ребята стали слишком много ломать и портить разных вещей. Подметки, штаны и школьные сумки - это уж само собой, об этом никто и не говорит. Но они стали выбивать стекла, играя в футбол, бить за обедом тарелки, бросать на пол стаканы в кафе. Стены они не ломали только потому, что у них не было под рукой молотков.

У родителей кончилось терпение, они не знали, что делать, и пошли за советом к мэру города.

Давайте введем еще один штраф! - обрадовалсх мэр. - Нет уж, спасибо! -- ответили родители.- Достаточно с нас и того, во что обходится битая посуда!

По счастью, в тех краях было много бухгалтеров - каждый гр тий был бухгалтером, и притом превосходным знатоком своего дела. Но самым лучшим бухгалтером по праву считался старый синьор Гамберони. У него было много внуков, и Он по собственному опыту прекрасно знал, что получается, когда в доме перебита вся посуда.

Взял как-то синьор Гамберони бумагу и карандаш и подсчитал убытки, которые приносят ребята городу Бусто Арсицио, ломая бесконечное множество хороших и нужных вещей. Сумма получилась чудовищная - тысяча перетысяч четырнадцать и тридцаит три!

Если взять только половину этик денег,- доказывал бухгалтер своим согражданам,- то можно построить дворец специально для того, чтобы ребята могли его ломать, сколько им здумается. Можно даже позволить им снести его до самого основания. И если даже это не излечит их от неукротимого желания все ломать, значит, ничто больше нам не поможет.

Предложение бухгалтера Гамберони понравилось, и дворец был построен за "четыре плюс четыре на восемь и два на десять часов>>. Во дворце было семь этажей и девяносто девять комнат. И каждая комната дворца была прямо-таки забита всевозможной мебелью, а на шкафах и столах повсюду громоздилась уйма всяких безделушек и стояла разная посуда. Было во дворце, конечно, и вполне достаточное количество зеркал и водопроводных кранов, чтобы их тоже можно было бить и портить.

В день открытия дворца к нему собрались ребята со всего города. Каждому из них вручили по молотку. Мэр подал знак, и все двери дворца, который можно было ломать, распахнулись.

Жаль, что телевидение не догадалось показать это зрелище! Те, кто видел его своими глазами и слышал своими ушами, уверяют, что можно было подумать - но даже подумать об этом страшно! - будто разразилась третья мировая война. Словно армия воинственных завоевателей, ринулась толпа ребят на дворец, сметая все на своем пути. Ребята заполнили все помещения дворца, все комнаты. Грохот от их молотков стоял такой, что его слышно было по всей Ломбардии и, говорят, даже в Швейцарии.

Те ребята, что были ростом... ну, чуть побольше кошкиноги хвоста, облепили огромные, словно эсминцы, шкафы и старательно крошили их, превращая в кучу щепок. А ребята, что ходят в детский садик, такие славные и милые в своих розовых и голубых передничках, так усердно топтали осколки кофейных сервизов, что превращали их в тончайшую фарфоровую пыль, а затем пудрили ею себе лицо.

К концу первого дня во дворце не осталось ни одного целого стакана. К концу второго дня уже ощущался недостаток стульев. А на третий день ребята принялись за стены. Начали они с последнего этажа и, когда разрушили дворец наполовину, почувствовали, что смертельно устали. Тогда они бросили молотки и, покрытые пылью, словно солдаты Наполеона в пескак Египта, разбрелись по домами не ужиная легли спать.

Наконец-то они отвели душу - теперь им больше ничего не хотелось ломать! Все они стали вдруг такими аккуратными, такими прилежными и не ходили, а прямо порхали, как бабочки. И если бы их заставили играть на футбольном поле, уставленом хрустальными стаканами, они не разбили 6ы ни одного!

Бухгалтер Гамберони снова произвел кое-какие расчеты и определил, что город Бусто Арсицио получил экономию в два сверхмиллиона с какой-то мелочью.

А развалины дворца осталось еще почти четыре этажа - городской совет отдал в распоряжение граждан. - Можете делать с ними что угодно! - сказал мэр.

И тогда ко дворцу устремились разные сухопарые синьоры с кожаными портфелями под мышкой, двухфокусными очками на носу и молотками в руках - всякие чиновники, нотариусы, служащие. Каждый из них разбивал во дворце что-нибудь - скажем, одну или две стены либо какую-нибудь лестницу - и облегченно вздыхал:

Ах, как хорошо! Это гораздо лучше, чем ругаться с женой из-за разбитой чашки! Они ломали дворец с таким удовольствием, что просто молодели на глазах.

Это намного лучше, чем ронять пепельницы или тарелки из парадного сервиза, подаренного тетушкой Мириной!..

Словом, все отвели душу в этом дворце. А старому бухгалтеру Гамберони город Бусто Арсицио вручил знак благодарности медаль с серебряной дыркой.