Как выбрать

Что значит эко дизайн в современном мире. Тренд "Экодизайн"

Что значит эко дизайн в современном мире. Тренд

Экодизайн - это тренд, который сегодня используется повсеместно. Жители больших городов испытывают невосполнимую тоску по живой природе, и этим успешно пользуется бизнес.

Экодизайн как большой и серьёзный мировой бизнес-тренд распадается на два под-тренда, один из которых претендует на глобальность и большую серьёзность, а второй – ни на что не претендует. Речь идёт об экодизайне и о ее, скажем так, его упрощенном подобии, которое мы, с вашего позволения, назовем “экодизайнерством”.

Главная идея экодизайнерства – дарить людям не природу, а ее иллюзию. Или еще дальше - иллюзию заботы о природе. Когда вы встречаете рекламный слоган типа: “Мы заботимся о природе, поэтому мы...”, то вы часто понимаете – это лишь красивые слова и игра на модных тенденциях.

И тем не менее, “экодизайнерство” может помочь человеку весьма существенно. Если, например, просто снизить уровень шума в своем помещении или правильно организовать зоны досуга, расставив не угнетающий психику свет, вспомнив о пользе зелёного цвета и соорудив островок гармонии в пространстве, можно прослыть экодизайнером. Способы приспособить пространство экологичным по отношению к человеку изучает эргономика, некоторые отрасли медицины (гигиенистика), да тот же – фен-шуй.

Другое дело – экологичность не по отношению не к человеку, а к самой природе. В этом случае можно говорить об экодизайне в полном смысле слова. Человечество накопили достаточно информации о том, что дурно влияет на него самого. Но оно ничего не знает о том, что дурно влияет на целые природные экосистемы – на море и ручей, на почвы и леса, на атмосферу, виды растений, насекомых и так далее. Поскольку малый бизнес работает больше с первой ипостасью этого тренда, то приведенные примеры будут более касаться именно“экодизайнерства”.


Эко-мебель, выращенная из грибов

Науке и дизайну уже давно известны и грибная пластмасса, и грибной пенопласт, и грибной пластик. Все это - альтернативы экологически вредному пластику. Согласитесь, было бы удивительно, если бы в скором времени не дошло дело до экологичной... грибной мебели. Исследовать возможности грибницы в этом качестве решили биоиженеры из американских компаний Terreform ONE и Genspace.

Они возвели эко-дом под названием Fab Tree Hab Living House. Его особенность в том, что вся находящаяся внутри мебель полностью состоит из грибов. Грибница растет в специальном молде. Молдом в данном случае называется такая форма мебели, которая прорабатывается с помощью вычислительных систем, предсказывающих поведение мицелия.

Материал-содержимое молда носит название Mycoform. В состав его входит грибница, овсяные отруби, древесная щепа, гипс и прочие сельскохозяйственные отходы, зараженные грибком вида Ganoderma Lucidum. После размещения в теплой и влажной среде грибы начинают сплавлять вместе органические субстраты, используя свои ферменты. В итоге отходы превращаются в очень прочный и стильный биополимер.


Основные преимущества грибной мебели - низкая себестоимость производства и высокая экологичность. Mycoform на 100% биоразлагаем - всю мебель можно выбросить на улицу и она тут же превратится в полезное для сада и огорода удобрение. Производить же такую мебель можно в самом примитивном цеху - потребности в энергозатратах минимальны.

В ближайших планах Terreform ONE - наладить массовый выпуск мебели, а именно грибных скамеек, диванов, соф, оттоманок в стиле хай-тек - дизайн грибной мебели впечатляет своей прогрессивностью. Что особенно интересно, реализовывать свою продукцию компания собирается не в Лондоне и Париже, а в развивающихся странах и странах третьего мира. Благодаря дешевизне используемых материалов (читай - отходов) грибной предмет мебели будет доступен покупателю с низким уровнем доходов. Кроме того, органический полимер настолько надежен, что его можно использовать для возведения межкомнатных стен и изоляционных систем.

Фитостена с автоматическим управлением

Одно из самых перспективных направлений в бизнесе на экодизайне - производство, монтаж и обслуживание фитостен . Компания Naava из Финляндии создала умную стену из растений (фитостену), которая практически не требует ухода за собой. Для того чтобы максимизировать пользу от каждой установки, все техническое обслуживание компания решила доверить системе искусственного интеллекта (AI). Встроенными датчиками автоматически регулируется поток воздуха, подача воды и света. При необходимости AI приспосабливается к данным спутника, которые сообщают о погоде в конкретном местоположении.


Для фитостены создателями были подобраны исключительно гипоаллергенные растения. Их корни располагаются в неорганическом материале, поэтому никакая почва им не требуется. Установка стены осуществляется без каких-либо особых усилий с помощью онлайн-руководства.

Покупатель может подстроить стену под любой дизайн, выбрать стену понравившегося цвета и по своему бюджету. Разрабатывая фитостену и операционную систему к ней, в компании опирались на исследования NASA. Задача состояла в том. чтобы создать такой предмет интерьера, который бы исправно снабжал помещение чистым воздухом, но при этом не требовал заботы со стороны владельца.

Держатель ключей в виде пчелиных сот

Характерная черта экодизайна заключается в богатстве мелких элементов природы, которые могут служить вдохновением для создания небольших изделий. Американские дизайнеры Мэлори Панджилинан и Луз Кабрера разработали настенный держатель для ключей необычного дизайна. Оформлено изделие в виде пчелиных сот. Ключи вешаются на место с помощью позолоченных брелков-шестигранников. Таким образом при приходе домой кого-то из членов семьи одна «пчелиная сота» словно запечатывается медом.


Таким необычным образом авторы решили обыграть культовую фразу 1950-х «Honey, I"m Home!», что переводится как «Дорогая, я дома!». В те времена в местных кино и СМИ активно продвигались образы американской мечты с участием любимого мужа, который приходил домой к любимой жене после долгого рабочего дня и этой фразой оповещал ее о своем приходе.

Слово honey на русский переводится как «дорогая», «сладкая» или «голубушка» и именно его чаще всего используются при обращении друг к другу американские супруги. В первом же значении «honey» означает мед, что видимо, и послужило отправной точкой при создании изделия в виде сот - дома для пчел, которые этот самый мед делают.

Зеленые дома Испании

Одно из главных направлений в экодизайне - наружное оформление зданий. Это направление имеет перспективы еще и потому, что начинает находить поддержку у властей.


Одно из офисных зданий в Малаге целиком создано в духе зеленой концепции. Оно использует экологические источники энергии и растительность в качестве главного элемента фасада.

Созданное по проекту архитектора Хуана Бласкеса здание является прототипов зарождающейся экологически чистой архитектуры в Испании. Во-первых, живая растительность использована во внешнем облике и венчает фасад здания и еще одну наружную стену. Во-вторых, она подразумевает экологичные источники энергии.


Внешне здание с одной стороны напоминает огромную бочку, а с другой - большой железный вагон, стоящий на бетонных сваях. Попасть внутрь можно по лестнице, которая ведет к проему в днище. Согласно плану местных властей, подобные здания в скором времени будут обязательными для офисов всех госчиновников в Малаге. Однако станет ли деятельность самих чиновников от этого более "экологичной", чем была ранее, не сообщается.

08.02.2018

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Еще интереснее

Инвестиции от 45 000
Срок окупаемости от 1 мес.

Франшиза "Своя Линия"

Готовый бизнес «под ключ» без взносов и роялти, с минимальными вложениями. Возможность работать из дома

Чтобы каждое ваше слово приносило по 1,5 тыс. рублей, совершенно не обязательно становиться всемирно известным шоуменом или оратором: достаточно открыть франшизу дизайнерской студии “Своя линия”.

Эко-дизайн как направление берет свое начало в больших городах, где замкнутые в четырех стенах люди мечтали проводить все свое время на природе.

Основные признаки стиля

Признаками стиля «Эко» является использование в интерьере природных материалов и натуральных некрашеных тканей.

Интерьер, выполненный в этом стиле, оптимально сочетается с живой природой. Но не только природные материалы являются выразителями стиля, но и простые ясные формы, отсутствие искусственно созданных украшений стен и потолка (лепнина, барельефы и пр.).

Используемые материалы

  • Стиль отрицает применение пластиковой мебели и синтетических тканей. Основу интерьера должны составлять:
  • камень;
  • дерево;
  • стекло;
  • глина;
  • натуральные ткани.

Преобладающие цвета

Чаще всего, эко-дизайн интерьера использует некрашеные ткани, необработанные строительные материалы, (такие как камень), неотбеленную бумагу и волокна трав.

Поэтому в таких интерьерах преобладают оттенки:

  • бежевого;
  • коричневого;
  • блекло-зеленого;
  • белого;
  • желтоватого.

Комнаты оформленные в эко-стиле не принято загромождать лишней мебелью, украшать двери и окна тяжелыми шторами. В них легко дышится и всегда много свободного места.

История появления стиля

Стиль заявил о себе в последних десятилетиях прошлого века. Он много заимствовал из других направлений дизайна. Стиль формировался постепенно. Например, прорастающие сквозь помещения живые деревья впервые появились у «отца модернизма» Алвара Арто.

Предтечей «эко»-стиля можно считать «модерн». Модерн также использует природные линии в убранстве комнат, но может использовать искусственные материалы. У «эко»-стиля нет привязки к природным линиям, зато он применяет почти только одни натуральные материалы. Опора на классический стиль - основное отличие стиля «модерн». А «эко» может опираться на современный стиль.

Также дизайн в стиле «эко» находит свое отражение в «кантри». Основным отличием между этими стилями является явных отход «кантри» от современности.

Родителями стиля принято считать скандинавских дизайнеров, которые обратили внимание всего мира на красоту необработанных материалов. У японских традиционалистов «эко» взял возможность подчеркнуть формой предмета красоту материала, из которого он изготовлен.

Окончательное формирование «эко» произошло после широкого распространения в быту продуктов вторичной переработки углеводородов в просторечии именуемых «пластик». Яркие, кислотные тона, вычурные, неестественные формы пластмассовых изделий заставили человека обратить свой взгляд к природе и вспомнить, каковы на внешний вид и на ощупь натуральные материалы.

В современном мире «эко» стиль находит отклик у людей, считающих заботу о собственном здоровье важной стороной бытия.

Основные особенности стиля

Возраст характер и статус хозяев помещения можно отразить в создаваемом интерьере. Дизайн в стиле «эко» предполагает использование натуральных материалов, как необработанных, так и прошедших тщательную обработку с последующим приданием материалу естественности и состаренности.

Обои подчеркивающие этот стиль изготавливаются из камыша или листьев, тканей, как тонких, так и грубых.

Стены могут быть облицованы деревянными панелями или пробковым покрытием. Можно покрыть стены отделочным камнем или использовать обычную белую штукатурку.

Полы комнат, оформленных в эко-стиле, настилают из массива древесины, паркета или бамбука. Используется также натуральный камень. А ламинат, несмотря на свою схожесть с деревом, попал под запрет.

Двери комнат делают из облегченного массива дерева или шпона. Вместо дверей часто используют занавески из ракушек или стеклянных бус.

В качестве украшения в комнатах используют живые растения или целые живые ширмы.

Шторы, скатерти, покрывала должны быть изготовлены из небеленого льняного или хлопчатобумажного полотна.

Вода в комнатах

Вода наиболее ярко может выражать стиль «эко». Для украшения комнат водными объектами используют самые разные приемы.

  • Светильники. Специальные светильники проецируют на стены и потолок изображения волн.
  • Комнатные водопады. Они должны быть сделаны из природного камня. Такие фонтаны часто украшаются специальной подсветкой.

  • Водопады на стекле. Декоративные водопады могут стекать по зеркалам или стеклам ширм. Такая легкая перегородка поможет в зонировании помещения.

  • Аквариумы. Это не обязательно должен быть ящик с рыбками. Можно украсить помещение фито-аквариумами с водяными гиацинтами или циперусами.

Кухня

Наиболее ярко стиль «эко» может проявиться в оформлении кухни.

Дизайн кухни в стиле эко легко поддается уходу. Неокрашенные детали интерьера не подвергаются трансформациям и изменению цвета при повышенной температуре и влажности. Предметы интерьера этого стиля можно мыть и стирать с любыми химически активными веществами, не нанося им особого вреда. Кроме того, чистота и легкость стиля сделают кухню любимым местом посиделок с гостями или родными.

  • Дерево. Кухня не должна быть полностью деревянной. Можно поставить деревянную мебель, а пол и стены сделать из других материалов.
  • Камень. И стены и пол кухни могут быть выложены натуральным камнем или необработанной керамической плиткой. Фартук кухни тоже может быть изготовлен из необработанной керамики. Каменной может быть столешница рабочей зоны.

  • Стекло. Натуральным цветным стеклом можно украсить в кухне любой уголок. Стекло может использоваться в качестве плитки на полу или стенах. Стеклянными могут быть столешницы и посуда.

  • Травы. Это необязательно трава, посаженная в ящички и выставленная на подоконниках. Хотя живые цветы в качестве украшения помещения приветствуются. Травы могут быть использованы в плетеных циновках, брошенных на пол или в плетеной мебели зоны столовой.
1

Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики. Понимание структуры, роли, перспектив развития экологического дизайна возможно только при условии системного рассмотрения этого явления. Предвидеть возможные последствия, минимизировать риски при проектировании среды не только для человека, общества, но и для природы – цель и результат профессиональной деятельности дизайнера. В статье анализируются принципы экологического подхода в дизайне, цели и задачи экологического дизайна как актуального направления проектной практики. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, которая не нарушает равновесия окружающей среды.

экологический подход в проектировании

экологический дизайн

1. Борев Ю. Б. Эстетика. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник // Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.

3. Иванов В. В. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX. – Тарту, 1986. – С. 10.

4. Иовлев В. И. Гуманитарно-экологический подход к архитектурному пространству // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 2 (14).

5. Иовлев В. И. Экологическая топология в архитектуре // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 3 (15).

6. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.

7. Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис… д-ра искусствоведения (техническая эстетика). – М.: МВХПУ, 1975. – 41 с.

8. Панкина М..В. Экологическая парадигма дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. – № 2. – С. 90–92.

9. Уваров А. В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис… канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010. – 127 с.

Дизайн объединил в себе все виды проектной деятельности. На рубеже ХIХ-ХХ веков, на этапе его становления и формирования, внимание акцентировалось на активном внедрении в различные области жизни продуктов индустриального производства, отказе от декоративности в пользу функциональности. Когда дизайн внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества, он противопоставлял себя традиционной художественной культуре. Становление дизайна определили такие факторы, как возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, рациональность, научность, унифицированность. Изначально выдвигались гуманистические идеи: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек, говорил дизайнер и педагог Л. Мохой-Надь («Баухаус») .

Все более возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду явилось стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией. В последние десятилетия проблемы экологии человека, экологической культуры выступили на первый план. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации сосуществования человека и природной среды. Приоритетным направлением решения природоохранной проблемы стала идея органичного включения созданных человеком продуктов в среду, т.е. экологического подхода в проектной культуре. Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся в 1970-х годах, - это попытка гармонизации отношений в системе «человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека.

Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Смысл экологического подхода в дизайне - создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы.

Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе. Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики.

Эта область проектирования объединяет в себе и художественно-проектные основы, и научное, философское осмысление степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Формируется научный и методический инструментарий этого нового направления в дизайне.

Философы под термином «экологический дизайн» подразумевают любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его миром .

Экологический дизайн определяют как «участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры» . С этой точки зрения в задачи экологического дизайна входит обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изготовления объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления с учетом проблемы утилизации отходов и состояния предметно-пространственной среды. Это комплексная деятельность, в которой учитываются требования природной среды и культуры .

По мнению А. В. Уварова: «Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды… Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой… В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна» .

Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт и пр. Жизненное пространство в наибольшей степени демонстрирует единство человека с окружающей средой и соответствует понятию экологии как взаимодействия субъекта и окружения .

Деятельность дизайнера завершает и дополняет проект архитектора, создающего «дом» (пространство для жизни), поэтому необходимо обозначить экологические аспекты в этих областях проектной деятельности в единстве. Если в промышленном дизайне изначально рассматривались программы по производству продуктов из вторичного сырья или минимизации затрат энергии, то в архитектуре речь шла об экологически чистых материалах, об адаптации здания к природному ландшафту, создании максимально комфортной для человека среды.

Архитекторы выделяют два основных уровня архитектурно-экологического формирования пространства: методологический и практический. Методологический уровень экологического моделирования архитектурного пространства отражает общие тенденции развития экологического подхода в архитектуре. Его принципы неоднократно декларировались теоретиками и архитекторами-практиками.

Например, В. И. Иовлев предлагает следующую систему основных методологических принципов формирования экологического пространства:

· принцип целостности и единства человека и пространства, их органичного взаимодействия и согласованности, создающих психофизиологический комфорт, что достигается совершенствованием формы пространства, знаковостью архитектурной среды;

· принцип экоцикличности, проявляющейся во внешней и внутренней изменчивости, динамичности, пластичности, скоординированности, согласованности ведущего природного ритма и подчиненных ему: жизнедеятельности человека и ритма архитектурного пространства;

· принцип нормативности пространства с учётом позитивных и негативных качеств и предельных пограничных состояний, связанных с адаптационными возможностями человека. Оценка предполагает отражение ряда факторов гармонической организации среды, в том числе - эстетических. В оценке пространства с экологических позиций на первое место выходят ценности здоровья, благополучия человека и окружающей среды. Соответствующие качества экопространства - очеловеченность, экоцикличность, уместность, ресурсность, энергоинформационность;

· принцип уникальности пространства, которое формируется в конкретной ситуации места-времени, предполагает учет социальных условий и особенностей отдельного человека, присущий народной культуре и этническому пространству.

Второй практический (прикладной) уровень экологического моделирования архитектурного пространства определяется практическими задачами и отражает специфику собственно пространственного подхода в экологии и его принципов:

· принцип ресурсности пространства соответствует идее нормативности, экономии, разумной достаточности;

· принцип уникальности, феноменологичности, уместности формы пространства в планировочном, визуальном, социально-психологическом, функциональном, знаково-символическом контекстах;

· принцип хронотопологичности, отражающий процессный характер взаимодействия человека со средой и соответствующий экоциклическому подходу к формированию архитектурного пространства;

· принцип архетипичности отражает критерии экологичности, архетипичности форм и средств композиции;

· принцип энергоинформационного баланса в создании физического и психологического равновесия, гармонии человека и его окружения;

· идея альтернативности пространственного развития соответствует положениям синергетики и методам организации многомерного пространства, предполагает моделирование альтернативных вариантов экологизации архитектурной среды.

Возвращаясь к определению понятия «экологический дизайн», рассмотрим его как термин, объединяющий в себе две сферы научного знания и практической деятельности человека. Экология занимается проблемами сосуществования и взаимодействия всех живых существ, включая человека, в среде обитания. Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos - дом, жилище, родина и logos - наука, учение) и означает дословно «наука о доме» или «наука о местообитании». Дизайн - это деятельность, связанная с художественно-техническим проектированием какого-либо объекта. Слово design переводится с английского как замысел, план, цель, намерение, а также - проект, чертеж, эскиз, рисунок, узор, композиция, расчет, конструкция, кроме того - проектирование, конструирование. Первая официально признанная дефиниция дизайна (Industrial Design) принадлежит известному практику и теоретику дизайна Томасу Мальдонадо. В 1964 году это определение после обсуждения и уточнения было принято на международном семинаре по художественно-конструкторскому образованию в г. Брюгге (Бельгия), а в 1967 году ИКСИД определил дизайн как «творческую деятельность, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [по 2, С. 26]. Таким образом, дизайн - творческая деятельность, цель которой - определение формы и смысла предметов, производимых человеком, оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека в среде, улучшение ее эстетических качеств.

Верно отражая существо дизайнерской деятельности, приведенное выше определение дизайна не характеризует дизайн как вид художественной деятельности, не уточняет, какие потребности человека следует стремиться удовлетворять посредством дизайна, не указывает, что объектом дизайнерской деятельности могут быть не только отдельные изделия, но и их комплексы, системы, предметно-пространственная среда в самых разных сферах жизнедеятельности людей. Осознавая эти недостатки, Г. Б. Минервин уточняет и развивает данное определение, подчеркивая, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» .

В. Ю. Медведев уточняет: «Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» . Автор подчеркивает, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт), и определяет сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе художественное и техническое начала.

Как наиболее существенную в этих определениях выделим антропоцентрическую нацеленность дизайна, которая выражается в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых в утилитарно-технических и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.

Говоря об экологическом направлении в современном дизайне, можно рассматривать его как способ решения проблем, охватывающий все материальные сферы человеческой деятельности. Дизайн реагирует на частные и глобальные задачи, стоящие перед человеком; лишь в случае наличия проблемы начинается проектный поиск путей ее решения.

Экологический дизайн - это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среды, сохранению природной среды. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, реализующая в проектируемых объектах (от бытовых предметов до зданий, городов и ландшафтов) сближение требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека.

Экологический дизайн ставит перед собой целью создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды, когда соблюдается принцип экологии 3R (reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать).

Задачами экологического дизайна являются:

· совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания продуктов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;

· поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;

· пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;

· формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов;

· целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна.

В сферу экологического дизайна вовлекаются сегодня самые разнообразные явления проектной практики. Экологический дизайн учитывает ценности, достигнутые предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы, формирует экологическую культуру людей, укрепляет здоровье, пробуждает творческие мысли, обостряет художественное восприятие . Это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека, он воплощает в себе то, что мы видим в природе: природные материалы, фактуры и текстуры, формы, вдохновлённые природой.

Исходя из принципов разумного потребления, качествами продукта экологического дизайна должны быть: многофункциональность, модульность, трансформируемость, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, разумная экономичность. Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна (и экологична) для человека, безусловно, необходимо выполнить эргономические требования. Гармоничный, природоморфный образ является актуальным для объекта экологического дизайна, что будет создавать психологический комфорт для потребителя. Отметим, что образ должен строиться не на формальном копировании конструкции, внешнего вида и цвета природных объектов, а с использованием принципов их формообразования при проектировании предметной среды и организации пространства. Отсутствие даже одного из перечисленных качеств приводит к нарушению равновесия в связке природа - предметно-пространственная среда - человек. Междисциплинарный характер, комплексность и интегративность - отличительные черты экологического направления в дизайне .

Дизайн в современном мире - наиболее массовое искусство, воздействие которого избежать невозможно. Он связывает духовную и материальную культуру, имеет огромную социокультурную роль. Направление экологического дизайна особо актуализирует воспитательную, ценностно-ориентационную (аксиологическую), адаптационную функции дизайна. Экологический дизайн во многом способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: экономии ресурсов, стремлению к долговечности вещей, окружающих человека, а также созданию безопасных и благоприятных условий для физического и психического здоровья человека. Причём в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.

Рецензенты:

Таршис Людмила Григорьевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры биологии, экологии и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Костерина Алла Борисовна, доктор философских наук, профессор, директор Института искусств ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Панкина М.В., Захарова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 13.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

А.О. Глазачева, О.Е. Перфилова

Экологический дизайн:

инструменты и критерии проектирования

глобального социокультурного пространства

Представлена оригинальная точка зрения на процесс глобализации, который может стать катализатором интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия. Статья основана на осмыслении феномена дизайна как технологии проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека на основании принципов «биосферосовместимости». Данный подход к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы рассматривается как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису.

технологии

Ключевые слова: глобализация, социоприродные системы, социальная ответственность, технические системы, эко-дизайн, экологическое образование, аксиологические ориентиры, экологическая культура, экологическая компетентность.

Усложняющийся комплекс современных процессов трансграничных взаимодействий различных уровней, включающий интенсификацию контактов между культурами и социальными формациями в современных условиях, принято обозначать термином «глобализация». В условиях масштабных социоприродных перемен данное явление является своего рода катализатором процесса интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия . Стало понятным, что картезианская модель познания мира, фрагментарный, частичный взгляд на мир, получение информации без понимания смысла является причиной системного социально-экологического кризиса. Цивилизационный «макросдвиг» возможен только на основе изменения сознания, коррекции современной культуры, становления экологической культуры, формирования экологического сознания, нового рационализма , расширенного взгляда на мир . Предельное соответствие онтосу (сущему) во всех видах деятельности в природе, социуме, культуре, духовном производстве, образовании - вот та «философия общего дела» , которая востребована современным социокультурным и духовно-нравственным развитием цивилизации. Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. На основе глубокого преобразования педагогической науки и образовательной практики совершенно по-иному понимаются идеи о природосообразности образования и воспитания человека для реализации его сущностных сил и способностей.

Применительно к системе экологического образования в качестве наиболее перспективного подхода большинством исследователей сегодня рассматривается определение стратегических ориентиров, целей, задач, содержания экологического образования и воспитания в рамках «Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», которая была разработана Комитетом по экологической политике Европейской Экономической Комиссии и принята на совещании высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. В качестве ведущего подхода к обучению в стратегии рассматривается компетентностный подход, который призван расширить возможности людей вести образ жизни в гармонии с природой и проявлять заботу о социальных ценностях и культурном многообразии. Таким образом,

современный этап общественного развития предъявляет все новые, более высокие требования к человеку как к профессионалу и гражданину, как к личности. По мнению ряда ученых, XXI в. призван стать веком человеческих качеств (Печчеи А.), веком гуманитарным (Леви-Стросс К.), началом экологической эпохи в развитии человечества (Гирусов Э.В., Лисеев И.К.).

Утверждая новый алгоритм познания, осмысления и преобразования и мира - «сознание определяет бытие», мы приходим к необходимости онтологического, сущностного понимания, отражения мира, осознавая, что сущностью человека является не его телесная биологическая форма и социальная организация, но обладание одухотворенным разумом. Предельное соответствие онтосу (сущему) в природе, мире и обществе и человека - та методологическая база, на которой возможно понимание, осмысление и коррекция современной культуры. Моральная философия, вписанность в природу, ее циклы, природосообразность, биосферосов-местимость - те новые аксиологические ориентиры, способные помочь человечеству достойно ответить на глобальные вызовы современности.

Обострение экологического кризиса вызвало критический анализ технических форм и структур с точки зрения их влияния на окружающую среду по критериям ненанесения вреда природным экосистемам, «вписанности» в природные экосистемы. В экологической философии обосновано упомянутое нами выше понятие «биосферосовместимости» как подхода к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы. Возрастание внимания к системе «природа - человек - общество» привело к возникновению целого ряда «пограничных» областей опознания и деятельности: социальная экология, антропоэкология, геоэкология, экологическое сознание, экологическая культура, экологический дизайн.

В культурологии активно утверждает себя понятие «экологическая культура». Мы разделяем мнение Анисимова О.С., Козловой О.Н. и ряда других авторов о том, что экологическая культура - это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его одухотворенный разум, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Исследователи единодушны в том, что экологическая культура - это способ самореализации человека в определенных - экологических - рамках, что это внутренняя детерминанта любой деятельности человека, в том числе и дизайнерской.

Одной из важнейших задач экологического образования является формирование у будущих специалистов, вне зависимости от их профессиональной ориентации, навыков, отношений, ценностей, мотивации

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

к личному участию в решении экологических проблем для улучшения качества среды жизнедеятельности. Целенаправленный научный анализ объективных и субъективных факторов, условий и средств построения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях обусловлен также социокультурной потребностью в развитии способностей студентов, в воспитании у них экологоориентированных жизненных ценностей и установок гуманистической направленности. Особая роль в этом смысле принадлежит современному феномену дизайна и непосредственно специалисту-дизайнеру. При понимании феномена дизайна как проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека необычайно возрастает его значение в проектировании качества жизни человека. Так, подготовка дизайнеров, их профессиональное становление и экологическая компетентность выдвигаются на передний край педагогической науки и образовательной практики. В этой связи и на фоне нарастающего экологического кризиса экологами, психологами, педагогами, социологами ведется совместный поиск методологических, теоретических, технологических и методических оснований системы экологического образования будущих специалистов-дизайне-ров, что должно вселять надежду на реальное практическое воплощение фундаментальных разработок в области инновационных образовательных технологий.

Одно из ведущих противоречий в дизайн-образовании связано с недостаточной теоретической разработанностью сущности дизайна как явления культуры, противопоставлением науки и дизайна. Методолог дизайна К. Джонс, утверждая, что дизайн нельзя смешивать ни с искусством, ни с наукой, подчеркивает, что в поиске оптимального решения внутри идеальной модели, абстрактного образа, дизайнеру порой приходится переформулировать и саму проблему. По сути, дизайнер реализует в постижении проблемы герменевтические методы, стремится к пониманию смысла проблемы, а не только воплощению знаний, информации о предмете в проекте . Обобщая, можно сказать: наука исследует сущее, дизайн проектирует должное, что согласится с афористичным утверждением «наука аналитична, дизайн конструктивен». Дизайн дает толчок к созданию новых форм. Поэтому вряд ли противопоставление дизайна и науки продуктивно. При всей специфике творчества, познания в искусстве, дизайне, науке не следует забывать, что все это - лишь различные языки культуры, разные способы отражения природы. Дизайн-творчество отличает от науки воплощенность идеи, замысла. Но и наука, порождающая идеи, внедряет их, реализует в практической сфере. Порой идеи науки питают дизайн-проекты: успехи в философии познания,

гносеологии оказали влияние на развитие дизайна. Вместе с тем и художественное творчество, образное, личностное, субъективное восприятие явлений, предметов, содействовало возникновению потребности в науке и образовании не только анализа, но и синтеза, образного, а не только «знаниевого» подхода. Можно с уверенностью утверждать, опираясь на исследования классиков дизайна К. Кантора, К.И. Рождествен- |

ского, В. Л. Глазычева и др., что дизайн не может успешно развиваться и

вне культуры своего времени, культуры, которая все больше становится экологической. Вместе с тем, дизайн обогащает современную культуру. Образное, метафорическое понимание явления, предмета, вещи, в том числе еще не существующей, как предварение их детального осмысления, выравнивают соотношение анализа и синтеза в познании мира.

Так экология и дизайн теснейшим образом смыкаются, переплетаются, но при этом сохраняется определенная иерархия, вершиной которой является экологическая культура, понимаемая как соответствующая в своем пределе онтосу (сущему). Ненанесение вреда природе, живому, обществу, самому себе, культуре - критерий экологичности. Обыденной «мерой» поступка с точки зрения экологической культуры является дилемма: угроза - соответствие. Отсутствие в действиях личности, общества угрозы определяется как экологосообразное (культуросообразное). С этих позиций, экологическая культура является всеобщим мерилом любой деятельности - в философии обоснован принцип биосфе-росовместимости как аксиологический ориентир развития.

Итак, можно заметить, что метафоричность понимания свойственна как дизайнерскому искусству, так и экологической культуре. Однако проблема измерения непременно возникает как при оценке дизайн-продукта, так и уровня сформированности экологической культуры как основы экологической компетентности. В дизайне это оценка экспертов, заказчика, потребителя. Для оценки становления экологической компетентности разработана матрица структурных уровней экологической компетентности специалиста . При этом под «экологической компетентностью» мы понимаем личностный феномен, сущность которого состоит в способности и готовности человека субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании ответственности за профессиональную деятельность. Пока еще экологические критерии компетентности не включены в процесс подготовки дизайнеров, также как и идеи культу-росообразности, экологического соответствия не выступают в качестве одного из компонентов оценки дизайнерской деятельности. «Экологизация дизайна» не происходит «напрямик», через стандартные нормативы.

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

Экологическая культура воздействует на дизайн опосредованно: через формирование эстетических предпочтений и вкусов, через экологическое сознание потребителей, экспертов. Особая роль в этом процессе принадлежит высшему профессиональному образованию в области дизайна, призванному обеспечить становление экологической компетентности специалиста.

Представленные проблемы еще далеки от решения и исчерпывающего понимания. Однако они демонстрируют плодотворный характер метафоричности экологической культуры для исследования сложных динамичных противоречивых реалий современной эпохи перемен. Вердикт «компетентен - некомпетентен» может быть вынесен по критерию «угроза - соответствие» жизни, жизни биологической, социальной, культурной. Так экологическая компетентность обретает базовый смысл в концепции человека: она носит над-экономический, над-этнический, над-предметный характер. Это универсальная характеристика человека.

Итак, в современных условиях экологизации науки, техники, культуры и образования, всех сфер жизни общества, с полным основанием можно добавить - успешная работа дизайнера невозможна вне экологической культуры своего времени . Современный продукт дизайна должен отвечать не только эстетическим и техническим, но и экологическим требованиям. Нами предпринята попытка рассмотрения дизайна в зеркале экологии применительно к условиям глобализации.

Английское слово «design» наиболее часто переводится как проектирование, моделирование (используются и другие понятия дизайна -проект, модель, замысел, чертеж, рисунок). В России дизайн как деятельность понимается чаще всего в узком смысле - как художественное конструирование. Однако в последние десятилетия в мире все большее число специалистов называют дизайн (проектирование) третьей культурой, органично объединяющей гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Третью культуру - проектную - английские специалисты образно называют «Дизайн с большой буквы», характеризуя его как совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения.

Социокультурная роль дизайна проявляется в функции целеполагания, отражающей связь гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды. С этой точки зрения границы исследований в области дизайна должны быть расширены от узкоспециальных до фундаментальных - социально-философских и культурологических. Заметим, что эстетические и экологические идеалы исторически

изменчивы, динамичны. Индустриальный пейзаж с дымящимися трубами и мощными железобетонными корпусами заводов и фабрик вполне вписывался в эстетику «покорения природы» . Не вызывало это и экологических опасений - считалось, что ресурсы природы безграничны, восстановительные силы огромны. Все было подчинено цели достижения социального благополучия за счет индустриального могущества. |

Ныне такой или аналогичный пейзаж вызывает огромную экологическую и

озабоченность и эстетическое отторжение, неприятие. В проектировании наряду с принципом целеполагания (по К. Марксу - сознательной цели) все более активно участвует принцип ценностных ориентаций. Аксиологическая составляющая постепенно становится центром проектной деятельности, определяет эстетические предпочтения и ориентиры, участвует в формировании художественного вкуса. Дизайн как один из способов духовно-предметного отражения и освоения мира вынужден учитывать экологические ценности.

С открытием теории относительности, законов термодинамики происходит переосмысление представлений о картине мира. Принципиально меняется роль познающего субъекта в познании и отражении реальности.

По словам Дж. Апдайка, «Мир такой, каким мы его себе представляем». Возьмем на себя смелость утверждать, что в эпоху глобализации дизайн является выразителем основных ценностей и норм определенной культуры, ядра культуры, поскольку, по словам К. Кантора, каждая культура занимает свое особое место в «культурном поле Земли». Принципиально новые требования возникли и в отношении производственной среды (эргономика), и окружающей человека среды. Природосообразность как требование учитывать «человеческие качества» при проектировании технических систем дополняется требованием культуросообразности -соответствия экологическим критериям вписанности в окружающий мир на основе целостного представления о нем. Воплощение в дизайне идей искусства, моральной философии, экологической культуры и, на этой основе, преобразование духовной и предметной среды окружающего мира, проектирование новой целостной картины современного мира -высокое предназначение дизайна.

Философы утверждают, что совершается гуманитарный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической, человечество держит экзамен на одухотворенную разумность, а современная техногенная цивилизация - на биосферосовместимость. Так, идеи целостного восприятия мира, природосообразности, культуросообразности проникают и в реальный процесс высшего профессионального образования, подготовку специалистов. Покажем это на примере исследования экологической

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности. При всем многообразии определений дизайна стержнем является проектная деятельность, органично объединяющая гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Это деятельность по преобразованию окружающей человека предметной и духовной среды. Дизайн-образование призвано обеспечить готовность выпускника вуза к деятельности по такому преобразованию-проектированию среды, которая не создает угрозы или минимизирует последствия воздействия дизайн-проекта на социо-природные системы. Иными словами, он должен обладать экологической компетентностью. Масштабность задач, которые предстоит решать в связи с экологическими требованиями к профессионализму в любой сфере, позволяют определить экологическую компетентность как ключевую. Она может формироваться на глобальном уровне - как мировоззренческая, на общеобразовательном - как обязательный компонент образования и на профессиональном - как составная часть любой деятельности. Идея целостной предметной среды справедливо рассматривается в России и во всем мире как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису. С этих позиций экодизайн становится стержнем, ядром природосообразной деятельности дизайнера, мерой экологической культуры дизайн-проектов.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что современный экодизайн учитывает теоретико-методологический принцип экологизации всей проектной деятельности, понимание целостности предметной и духовной среды, природосообразности и культуросообразности, идеи проектирования целостной предметной среды. Целостное представление о мире, экологическая культура, целостное мировоззрение, экологическое сознание личности - овладение специалистом этими категориями в процессе дизайн-образования - новая, востребованная временем задача педагогики высшей школы .

Аксиологический смысл экодизайн-образования состоит в том, чтобы сформировать ценностные экологические установки, в основе которых - целостное восприятие мира, признание не утилитарной, а всеобщей ценности природы как основы жизни, ответственное отношение ко всем проявлениям жизни. Отсюда вытекает определение: экологическая компетентность дизайнера, это способность и готовность реализовать в профессиональной деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, проектировать целостную предметную среду .

Безусловно, что плюрализм мнений по поводу определения глубинной сущности экологического подхода к дизайну имеет право на существование - это один из ракурсов взгляда. Нам, в свою очередь, представляется,

что подлинные истоки экологического дизайна следует искать в трудах отечественных философов, культурологов, исследователей природы и человека - психологов и педагогов. На основе проведенного анализа соответствующих теоретических источников можно говорить о том, что современное понимание дизайна должно включать в себя гармонизацию

человека и природы, проектирование, оптимизацию окружающей среды, |

снижающую противоречия между уникальностью человека, человече- о ских сообществ и стандартностью искусственного мира.

На сегодняшний день существует множество отраслей художественного проектирования (дизайна): технический дизайн (эстетическое и эргономическое проектирование производственных пространств), арт-дизайн (одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством) и дизайн среды, включающий в себя различные направления художественно-проектной деятельности, связанной с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных и рациональных началах (дизайн интерьеров, дизайн мебели, графический дизайн и т.д.). Основная направленность деятельности дизайнера - производство красивого, удобного и понятного потребителю продукта, «второй природы», основанное на художественно-образных моделях, функциональном анализе, стилизации и компоновке, изучении психологии масс, а также на современных знаниях о культуре, окружающей среде и ее защите. Таким образом, современное понимание дизайна включает в себя широкий диапазон проектных дисциплин, охватывающих все области человеческой жизнедеятельности, ее культурные, нравственные и социальные аспекты. Но прежде всего, дизайн - это гармонизация окружающей среды, путь к целостному мировоззрению, восприятию мира и осознанию своего места в нем (рис. 1).

В процессе экспертной оценки современного состояния в сфере экологического образования и воспитания будущих дизайнеров было отмечено, что экологическая компетентность специалиста в современных условиях глобальных экологических проблем является одной из важнейших компетентностей, которая носит межпрофессиональный и надпрофесси-ональный характер, что осуществление профессиональной деятельности специалиста любой профессиональной ориентации сегодня должно учитывать экологический аспект, для чего специалист должен обладать такими качествами личности, которые будут способствовать осуществлению

технологии

Экологическая культура в контексте устойчивого развития

профессиональной деятельности с позиций ее экологической целесообразности.

Рейтинг экологоориентированных ценностей показал, что на первом месте у будущих специалистов - ценности эколого-эстетического характера, не требующие существенных волевых затрат: наслаждение красотой природы. Это может быть связано с тем, что студенты редко привлекаются к практической экологоориентированной деятельности, объясняется и другими, в частности, организационно-педагогическими причинами. Результаты рейтинга социопродуктивной экологоориентированной деятельности как ценности подтвердили данное положение: наибольший показатель относится к игровой и досуговой деятельности. Высокий показатель характерен для ряда общечеловеческих экологоориентированных ценностей на фоне достаточно низкого показателя, отражающего отношение к экологоориентированным наукам; а также для эколого-гуманистической ценности «человек как неотъемлемая часть природы» и личностных, характеризующих экологичность жизненной позиции.

отражение связи гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды

Проектирование

Оптимизация окружающей среды

гармонизация человека и природы

Формирование целостного мировоззрения человека

Проблемное поле:

Уникальность человеческого общества Противоречия Стандартность искусственного мира

Рис.1. Экосоциокультурный феномен дизайна

Таким образом, для кардинального изменения сложившейся ситуации необходим прорыв, который возможен только на основе научного анализа социальной реальности и подготовки по-новому мыслящих людей посредством социально-гуманитарного образования.

Библиографический список

1. Глазачева А. О. Культурные истоки и становление экологического дизайна >3 // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. С. 156-162.

2. Глазачева А.О. Аксиологические ориентиры формирования экологической компетентности будущего дизайнера // Вестник Российской Академии образования. 2009. № 3. С. 126-129.

3. Глазачева А.О. Экологический дизайн: в поисках смысла // Социальногуманитарные знания. 2009. № 4. С. 327-333.

4. Глазачева А.О. Аксиологический аспект экодизайна // Экологические проблемы глобального мира: Материалы международной конференции, Москва, 26-27 октября 2009 г. М., 2009. С. 134-136.

5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.

6. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен. М., 2004.

7. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

8. Перфилова О.Е. Безопасность экосоциального взаимодействия в условиях глобализации // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2009. Специальный выпуск. С. 206-209.

9. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.

10. Glazacheva A. Ecodesign: Projection of the Environment // Ecology and Forests for Public Health: Proceedings of the International conference. Oslo, Norway, September 18-20, 2009. Oslo, 2009. P. 22.

11. Kofler W. Sustainability and some arguments for an additional approach for science for survival // International Conference on «Environment: Survival and Sustainability»: Abstracts. Nicosia-Northern Cyprus, 2007. P. 773-774.

12. Tellness G. How can Nature and Culture promote Health? // Scandinavian Journal for Public Health. 2009. № 37. P. 559-561.

Экологический дизайн появился как ответ на массовое производство, вредное для окружающей среды и невнимательное к потребностям реального человека. Глобализация, унификация и механизация всего и вся позволили корпорациям-гигантам добиться прибыли, но стандартная городская застройка, лишенные индивидуальности предметы, искусственные материалы непонятного происхождения со временем начали вызывать недовольство потребителей. По времени – конец ХХ века – это совпало с переосмыслением роли человека в мире, и на волне новой, “зелёной” философии появилось новое отношение к производству: главным принципом стала “гармония с природой”.

Ответственность перед окружающей средой, натуральность и уникальность сделали эко-дизайн мегапопулярным направлением. Ярлыки “100% Natural”, “eco-friendly”, “green” привлекают внимание покупателей, которые заботятся о своем здоровье и не желают участвовать в загрязнении планеты. Связь с природой , и быть “экологичным” – осознанным и этичным по отношению к природе – уже давно считается хорошим вкусом у жителей городов. Но “эко” это не только мода. Давайте рассмотрим пять принципов, которые делают “зелёный” дизайн настоящей философией.

1. Связь с природой

Первое и основное – экологический дизайн способствует восстановлению нашего контакта с живой природой, ведь в большинстве городов, а особенно в мегаполисах, природе отведено совсем немного места. Не у каждого осталась любимая бабушка в глухой деревне среди лесов и полей, и выбраться за пределы города для многих является настоящей проблемой. Экологический дизайн стремится предоставить человеку как можно больше возможности соприкоснуться с природой, не покидая привычную обстановку.


Например, при так называемом экологическом строительстве какую-то часть изначального ландшафта намеренно оставляют нетронутой: здание “вписывают” в существующую природную форму (холм или впадину) вместо того, чтобы разравнивать землю экскаваторами или скажем, менять, русло реки. Такой подход предоставляет пользователям возможность чувствовать себя внутри экосистемы; к тому же, возможна значительная экономия за счет использования энергии воды или ветра.

В больших городах, где для парков и скверов не хватает места, всю большую популярность приобретают вертикальные сады и “зелёные стены”. Город получает возможность дышать глубже.

Зелёная стена

Одно из самых интересных проявлений такого дизайна – это так называемые “зелёные граффити”, которые состоят, например, из мхов, не требуют особого ухода и отлично украшают город.

Можно сказать, что сады на крышах небоскрёбов – это тоже экологический дизайн, ведь это ещё один способ изобретательно и, главное, “по-зелёному” подойти к проблеме места в городе.


Конечно же, экологический дизайн это не только озеленение города, но и внимание к самым обычным предметам, которые окружают нас в повседневной жизни. Натуральные материалы, естественные формы, изображение природы – всё это делает экологический дизайн отдельной эстетической категорией. Можно добавить, что это философия “сырого”, необработанного, близкого к изначальному. Простота, гармоничность, естественность – это то, чему мы можем учиться у природы, и чего так не хватает в современном мире, полном стресса, иллюзий и ненужных вещей.

Экологический дизайн подходит для этого как нельзя лучше: при производстве “зелёных” вещей не задействуется ничего лишнего, все отвечает той гармонии, что уже существует в мире. Покупателю лишь требуется сделать выбор в пользу того, что “organic” – задолго до фабрик и заводов изготовлено самой природой.

Можно сказать, что дизайнеры скорее стремятся сохранить природу в первозданном виде, донести её нетронутой, нежели перерабатывают или меняют её свойства.

Вертикальные сады дома:

Сидеть среди ветвей:


2. Настоящие вещи

Восприятие человеческое устроено таким образом, что нам требуется постоянное подтверждение, что нас окружает настоящий, живой мир. Программисты и веб-дизайнеры тут же возразят, что отлично чувствуют себя за монитором любимого ПК и никакие берёзки-листочки им не нужны. Однако жизнь даже самого загруженного фрилансера невозможна без контакта с материальным миром, и тут проявляют себя потребности нашего тела, которому хочется чувствовать разнообразную фактуру предметов, к которым мы прикасаемся. Натуральные материалы – это то, к чему человеческие органы чувств привыкали тысячелетиями, следовательно, замечаем мы того или нет, но потребность в настоящем/естественном заставляет нас делать выбор в пользу привычных материалов, таких как дерево, камень, натуральные ткани.

Современный интерьер в эко-исполнении:

Современный гаджет:

Не зря так много исследований проведено о важности контакта с натуральными материалами для детского развития: тело учится распознавать свойства мира через разнообразие естественных форм. Принципы экологического дизайна подходят как нельзя лучше для создания игрушек: безопасные материалы оставлены необработанными, открытыми для контакта; естественные формы и цвета не перевозбуждают; разная плотность, вес, запах и даже вкус составляют то самое разнообразие, которое необходимо для гармоничного развития.

Деревянные кукольные домики отлично подходят для развития мелкой моторики

Игрушки из дерева

Конечно же, экологический подход требуется не только к изготовлению детских вещей. Сами для себя мы выбираем качество и долговечность, а в человеческой культуре эти свойства прочно укрепились за натуральными материалами, такими как камень, металл или дерево. Зачастую “натуральность” становится даже чем-то элитным, притом предмету необязательно быть сделанным из экзотического дерева или сплава: возможно, экзотика здесь будет скорее негативным аспектом, ведь на его транспортировку из дальней страны ушло много топлива, или материал признаётся исчезающим в природе, а это неэкологично.

Изысканность простоты:

Натуральные материалы высокого качества при правильном уходе служат долго и не выходят из моды, тем более если современная мода ставит во главу угла здоровье. Экологический дизайн позволяет создавать вещи, которые возможно передавать по наследству, как это было много столетий назад, когда каждый предмет в доме имел определённый смысл. Возможно, это то, что составляет понятие “уют” – комфорт для наши органов восприятия содержится не столько в совершенстве форм, сколько в чувстве подлинности, надёжности, или даже можно сказать, предсказуемости знакомых натуральных материалов.

Уют натуральных материалов

Для продвижения своих товаров дизайнеры используют соответствующие визуальные ассоциации: эко-дизайн это нечто уютное, “тёплое”, “настоящее”, сделанное с заботой о человеке и не выходящее из моды. Можно заметить, что зачастую экологический дизайн – это возвращение к чему-то уже давно существующему, проверенному временем. Может, поэтому он так популярен?

3. Хорошо забытое старое

Действительно, существует категория вещей, которая всегда будет занимать особое место: вещи с историей и смыслом, вещи, которые отражают культурную традицию, имеют символическое значение. Скорее всего, такие предметы сделаны руками из натуральных материалов и передаются из поколения в поколение. Экологический дизайн внимательно относится к традиции: дизайнеры обращается к культурной памяти людей, использует техники, материалы и орнаменты, характерные для определённой местности.

Этнический стиль в интерьере как пример эко-дизайна

Дизайнеры творчески перерабатывают опыт людей, которые веками использовали местные природные ресурсы экономно и эффективно.

Элементы традиционной японской архитектуры в современном дизайне

Можно сказать, экологический дизайн переосмысляет отношения человека и природы через возвращение к уже существующим способам бережного отношения к природе.

4. Сделай сам

Экологический дизайн стремится оставить материалы необработанными, “сырыми”, а формы и конструкции – простыми и понятными, что даёт возможность покупателю придать вещам индивидуальность самостоятельно. Такой подход развивает фантазию и вдохновляет на творческое взаимодействие с предметом. Самый, пожалуй, знаменитый производитель, который работает с этой темой – IKEA.

Более того, некоторые вещи можно повторить самим, что позволяет современному человеку немного отойти от использования всего готового и войти в контакт с настоящими материалами, как это делали его предки.

Кресло из того, что есть под рукой

Возможно, этим объясняется невероятная популярность рукоделия в современном мире гаджетов и цифровых технологий.

Самые простые деревяшки


5. Что останется после меня

Наконец, экологический подход к дизайну вещей решает проблему утилизации отходов: предмет, сделанный из натурального материала, во многих случаях может служить дольше, а затем его можно переработать, “вернуть природе”, или использовать по другому назначению.

Знаменитые коврики из мха, которые можно сделать своими руками и затем “вернуть в природу”

Некоторые вещи сделаны с расчетом на особую переработку. К примеру, биоразлагаемые кроссовки от OAT Shoe

Таким образом, экологический дизайн берёт вдохновение у природы и переосмысляет роль человека по отношению к ней. Современный человек имеет возможность минимизировать вред, причиняемый окружающей среде производством, сделав выбор в пользу практичных и удобных вещей, сделанных из местных материалов по давно отработанным технологиям. Естественно, никто не заставляет отказываться от смартфонов и машин, но можно попробовать найти “зелёную” альтернативу многим предметам, которые мы используем повседневно.