Уход

Моральные принципы человека. Моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы

Моральные принципы человека. Моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок , поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.


Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующиеееэлементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек , когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций - санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм , фатализм , фанатизм , догматизм . Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об. общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Моральные принципы (основные фундаментальные представления о должном поведении человека на которых базируются нравственные нормы)

К основным принципам относится:

1. Гуманизм (мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;)

2. Альтруизм (нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву, ради общего блага.)

3. Толерантность (обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям[)

4. Справедливость

5. Коллективизм

6. Индивидуализм

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Сформулируйте понятие и охарактеризуйте сущность, задачи этики как науки

Моральное сознание система взглядов идей и представлений о должном поведении соответствующим соц интересам.. моральное отношение совокупность тех зависимостей и связей в которые.. моральное поведение внешнее проявление морального сознания является результатом становления личности и ее..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сформулируйте понятие и охарактеризуйте сущность, задачи этики как науки
Этика пришла с Др. Греции Этика – область знаний о сущности морали законах ее возникновения и функционирования. Этика – особое гуманитарное знание предметом, которого является мор

Охарактеризуйте юридическую этику как вид профессиональной этики, ее предмет
Проф. Этика – кодексы поведения обеспечивающие н6равственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их проф. деятельности. Юридическая этика, как отрасль этики – совок

Дайте понятие и охарактеризуйте систему морали
Мораль – система норм и принципов определяющих характер взаимоотношений между людьми в соответствии с принятыми в обществе понятиями о добре и зле, справедливо и не справедливом, дост

Общие св-ва морали и права
1. Являются целостной системой нормативного регулирования т.к. представляют собой разновидности соц норм 2. Одни и те же цели и задачи 3. Один и тот же предмет регулирования, регу

Определите критерии различия морали и права
Право – совокупность общеобязательных гос предписаний и принципов выражающих согласованную волю различных групп, людей в обществе, выступающих мерой свобод и ответственные за их прост

Сформулируйте правовые и нравственные начала правосудия
№ 7 правосудие и нравственное содержание правосудия Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданс

Требования содержащиеся в нормативно правовых актах
Во всеобщей декларации прав человека (принятой ООН 10 декабря 1948г.) Ст 1: установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах Ст

Сформулируйте общечеловеческие нравственные ценности в Конституции Республики Беларусь (гуманизм, справедливость, принципы судопроизводства)
СТ 2 КРБ; Ст 22 крб – категория справедливости, все равны перед законом; Ст 23: ограничение прав и свобод Ст 24: гарантирование права на жизнь; Ст 25: охрана дос

Сформулируйте нравственные принципы и нормы в уголовном праве
Ст 2 устанавливает задачу УП, охрана мира и безопасности человечества, человека его прав и свобод, собственности прав юр лиц, природной среды, общественных и гос интересов, конституц строя РБ, а т

Этич проблемы доказывания
Установление истины по уголовному делу, как нравствен цель доказ.: Устан истины- непременное условие справедливого правосудия. Отрицает установление истины по делу р

Этика проведения допроса и очной ставки
Дорос (ст 215-221) Цель допроса: получение у допрашиваемого правдивых показаний об обстоятельствах существенных для дела(правовая и нравственная деят допроса) Запрещ

Сформулируйте понятие юридической психологии, охарактеризуйте ее предмет
Юридическая психология - отрасль психологической науки Психология - это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки "психо

Охарактеризуйте систему и методы юридической психологии
Методы юридической психологии В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в

Система юридической психологии
Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М. Право

Задачи юридической психологии
Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные. Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридически


1 .Принцип гуманизма.

2. Принцип альтруизма. эгоизм

3.Принцип коллективизма. принцип индивидуализма

— единство цели и воли;

— демократизм;

— дисциплина.

4.Принципы справедливости

Первый принцип

Второй принцип

5.Принцип милосердия.

6. Принцип миролюбия.

7. Принцип патриотизма.

8. Принцип толерантности

Мораль и право.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Моральные принципы

Принимая решение, формулируя точку зрения, человек руководствуется собственными моральными принципами, составленными на основе знаний, полученных на протяжении своего жизненного пути. Движущей силой данного принципа есть нравственная воля. Для каждой личности существует своя норма ее выполнения. Так, кто-то понимает, что нельзя убивать людей, а для кого-то лишать жизни нельзя не только человека, но и любого животного. Стоит отметить, что эта форма нравственных утверждений, принципов морали, может иметь одну и ту же форму и повторяться из поколения в поколение.

Высокие моральные принципы

Не будет лишним отметить, что главное – не знание основных моральных принципов человека, а их активное применение в жизни. Начиная свое формирование в детском возрасте, они должны перерасти в благоразумие, доброжелательность и пр.

Моральные принципы

Фундаментом их формирования выступают воля, эмоциональная сфера, интеллект.

В случае, когда личность осознанно для себя выделяет те или иные принципы, она определяется с моральной ориентацией. И то, насколько будет она верна ей, зависит ее принципиальность.

Если говорить о высоких моральных принципах, то условно их можно разделить на три категории:

  1. «Можно». Внутренние убеждения индивидуума полностью соответствуют правилам, законам общественности. К тому же такие принципы не способны кому-либо навредить.
  2. «Нужно». Спасти тонущего человека, отобрать у вора сумку и отдать ее владельцу – все эти действия характеризуют моральные качества, присущие личности, побуждающие ее поступать определенным образом, даже несмотря на то, что это может противоречить ее внутренним установкам. В противном случае, она может понести наказание или такое бездействие способно нанести много вреда.
  3. «Нельзя». Данные принципы осуждаются обществом, кроме того, могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность.

Моральные принципы и, в свою очередь, качества человека формируются на протяжении всего жизненного пути во взаимодействии с другими людьми, социумом.

Человек высоких моральных принципов пытается определить для себя, что есть смысл жизни, в чем ее ценность, какой именно должна быть его моральная ориентация и что есть счастье.

При этом в каждом действии, поступке, любой такой принцип способен раскрыться с совсем другой, порой непознанной, стороны. Ведь мораль по-настоящему показывает себя не в теории, а на практике, в своей функциональности.

Моральные принципы общения

К их числу относятся:

  1. Осознанный отказ от личных интересов ради интересов других людей.
  2. Отказ от гедонизма, жизненных удовольствий, наслаждения в пользу достижения поставленного перед собой идеала.
  3. Решение общественных проблем любой сложности и преодоление экстремальных ситуаций.
  4. Проявление ответственности о заботе за другими личностями.
  5. Построение отношений с другими с точки зрения доброты и блага.

Отсутствие моральных принципов

Учеными Калифорнийского Университета недавно было доказано, что соблюдение моральных принципов говорит о том, что такие личности менее подвержены стрессовым атакам обыденной жизни, то есть это свидетельствует о их повышенной сопротивляемости различным заболеваниям, инфекциям

Тот, кто не удосуживается личностно развиваться, кто аморален, рано или поздно, но начинает страдать от собственной неполноценности. Внутри такого человека возникает чувство дисгармонии с собственным «Я». Это, вдобавок, провоцирует возникновение психического напряжение, что запускает механизм появления различных соматических болезней.

Статьи по теме:

Психология влияния

Ежедневно каждый из нас сталкивается с психологическим влиянием, которое на нас оказывается практически во всех сферах нашей жизни. В этой статье мы расскажем о существующих видах психологического влияния.

Состояние души

Состояния души могут меняться очень быстро, независимо от того, хотим мы этого или нет. В этой статье мы расскажем о видах состояния души и их особенностях.

Виды эмоциональных состояний

В этой статье мы расскажем о существующих видах эмоциональных состояний, в чем их различия и отличительные особенности и о том, какое влияние они оказывают на общее психическое состояние человека.

Ролевой конфликт

Эта статья расскажет о том, что такое ролевой конфликт, о самых распространенных причинах его возникновения, а также о том, как можно уладить такого рода конфликты путем наименьших потерь.

Моральные принципы.

Принципы морали играют главенствующую роль в моральном сознании. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. Они выражают основные
требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения.
К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как:

1 .Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма состоит в признании человека выс­шей ценностью. В обыденном понимании этот принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и возможность самореализации. Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:

— гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия;

— пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти;

— фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.

2. Принцип альтруизма. Это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот французским философом О. Контом (1798 – 1857 г.г.), для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм . Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других».

3.Принцип коллективизма. Этот принцип является основополагающим в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности, имеет длительную историю и фундаментальное значение для существования человечества. Коллектив представляется единственным способом социальной организации людей от первобытных племен до современных государств. Его сущность состоит в сознательном стремлении людей содействовать общему благу. Противоположным принципом является принцип индивидуализма . Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

— единство цели и воли;

— сотрудничество и взаимопомощь;

— демократизм;

— дисциплина.

4.Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002).

Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.

Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

— от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;

— доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

5.Принцип милосердия. Mилосердие – это cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe — нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa:

— дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй);

— кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи).

Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa.

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo.

6. Принцип миролюбия. Этот пpинцип мopaли ocнoвывaвается нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно-нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.

Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo — пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.

7. Принцип патриотизма. Это нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeе время, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.

8. Принцип толерантности . Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Моральные принципы.

Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Мораль и право.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор.

Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия - от убеждения до принуждения.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Моральные принципы.

Принципы морали играют главенствующую роль в моральном сознании. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. Они выражают основные
требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения.

Моральные принципы. Морально-этические принципы

К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как:

1 .Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма состоит в признании человека выс­шей ценностью. В обыденном понимании этот принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и возможность самореализации. Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:

— гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия;

— пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти;

— фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.

2. Принцип альтруизма. Это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот французским философом О. Контом (1798 – 1857 г.г.), для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм . Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других».

3.Принцип коллективизма. Этот принцип является основополагающим в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности, имеет длительную историю и фундаментальное значение для существования человечества.

Коллектив представляется единственным способом социальной организации людей от первобытных племен до современных государств. Его сущность состоит в сознательном стремлении людей содействовать общему благу. Противоположным принципом является принцип индивидуализма . Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

— единство цели и воли;

— сотрудничество и взаимопомощь;

— демократизм;

— дисциплина.

4.Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002).

Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.

Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

— от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;

— доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

5.Принцип милосердия. Mилосердие – это cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe — нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa:

— дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй);

— кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи).

Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa.

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo.

6. Принцип миролюбия. Этот пpинцип мopaли ocнoвывaвается нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно-нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.

Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo — пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.

7. Принцип патриотизма. Это нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeе время, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.

8. Принцип толерантности . Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Мораль и право.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор.

Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия - от убеждения до принуждения.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Соблюдая принцип «золотой середины»

Система тотального менеджмента качества (TQM)

Как основную цель современные миссии обязательно включают качество деятельности организации. Только такие миссии обеспечивают организации конкурентоспособность в современных условиях. Как показала практика, качество деятельности и качество организации немыслимы без самооценки.

Концепция самооценки деятельности организации строится на восьми принципах всеобщего менеджмента качества . Она основана на постоянном процессе оценки деятельности, целью которой является развитие организации. Основоположник концепции самооценки, основанной на процессе самодиагностирования, Тито Конти определяет ее как анализ способности хозяйствующего субъекта решать основные задачи и достигать цели, выявлять слабые места в процессах и системных факторах, влияющих на развитие организации .

Понятие "диагностическая самооценка", или "кросс-диагностика", впервые также введено Тито Конти . Он выделил два вида самооценки. Первый — самооценка работы, которая основана на сравнительном анализе. "Результаты должны быть сравнимы, чтобы можно было сопоставить одну организация с другой". Для этого используется стандартная (неменяющаяся) модель, мера веса, подход, "как при проверке слева направо". Такие проверки обычно применяются при оценках претендентов на премии по качеству, а также при сертификации второй и третьей сторонами. Второй вид — диагностическая самооценка, ориентированная на улучшение деятельности организации уже по открытым (гибким) моделям, которые могут быть адаптированы для любых организаций. В этом случае мера веса не нужна.

Тито Конти так определяет различия двух подходов к самооценке : "Самооценка (проверка) работы — стандартная модель международных премий, диагностическая самооценка — конкретная индивидуальная модель".

При проверке оценка проводится "слева направо": от причин к следствиям. При диагностике — "справа налево": от следствий к причинам.

Цель диагностической самооценки — установление коренных причин возникающих проблем в организации. Анализ коренных причин представляет собой инструмент, позволяющий не просто определить, что произошло, но также почему. Только в том случае, когда исследователь способен фиксировать, что стало причиной события, например, невыполнения плана, он сможет выработать и предпринять эффективные корректирующие меры для предотвращения его повторного возникновения. Обнаружение коренных причин событий исключает их повторение.

Кадровая стратегия в концепции самооценки деятельности организации отличается от других стратегий.

Примечание. Миссия организации — четкая формулировка предназначения организации, ее имидж, для чего она существует. В миссии должны быть отражены следующие аспекты: сфера деятельности организации, на каком рынке работает, какой продукт предлагает покупателям или клиентам, каковы ее ориентиры, основополагающие ценности или принципы, к чему стремится, решение каких задач является определяющим в ее деятельности на перспективу, какие технологии в области производства и управления использует.

Всеобщий менеджмент качества (Total Qualiti Management — TQM) — подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. Внедрение системы всеобщего качества (TQM) обычно идет в нескольких основных направлениях:

  1. Создание документированных систем качества.
  2. Взаимоотношения с поставщиками.
  3. Взаимоотношения с потребителями.
  4. Мотивация сотрудников к улучшению качества.
  5. Улучшение в области качества.

Первое и основное отличие — кадровая стратегия направлена, прежде всего, на руководство высшего и среднего звена организации. Оно должно определить и принять модель делового совершенства. При понимании того, что по мере развития персонала он "индивидуализируется", руководству становится все труднее найти мечту, которая бы сплотила его в общую группу. Однако каждый человек стремится к совершенствованию, поэтому менеджмент должен убеждать персонал в важности осуществления подобной мечты и необходимости ее выполнения. Такое убеждение лучше не начинать с постановки конечной цели и необходимости ее достижения "во что бы то ни стало". Более целесообразно установить относительно доступные для выполнения промежуточные цели и использовать "цикл Деминга" до того, как они постепенно выполняются, позволяя каждому работнику почувствовать радость от достигнутого совместного результата и одновременно повысить свои возможности . Когда возможности подчиненных к выполнению задания повышаются, важно способствовать их вовлечению в решение более широкого круга вопросов, демонстрировать полезность их собственного труда, развивать у них глубокое чувство ответственности за выполняемую работу.

Руководство должно быть открытым: принимать новые идеи, соблюдать принцип "золотой середины" в объеме коммерческой тайны, быть доступным, слушать и отвечать, не забывая при этом о достижении обратной связи.

Второе отличие заключается в том, что в реализации кадровой стратегии выделяются два этапа:

  • первый этап направлен на эффективное первичное проведение самооценки деятельности организации. Его важность в том, что от него зависит эффективность всей остальной деятельности. Необходима следующая подготовка: развивать поддержку модели; обучать ключевых сотрудников принципам ее реализации. Выполнение первого этапа включает проведение самооценки; пересмотр результатов и связь их с бизнес-планами; разработку и выполнение планов; оценку результатов. Это зависит от поддержки высшего руководства, четкого определения основных игроков, подхода к самооценке в соответствии с текущими знанием и обучением сотрудников;
  • второй этап направлен на регулярное проведение самооценки деятельности организации.

    Успешность первого этапа кадровой стратегии определяет относительную простоту реализации второго.

Недостижение успеха на первом этапе делает второй бессмысленным.

Третье отличие — формирование атмосферы доверия и честности в организации, которая обеспечивает основу для постоянного ее совершенствования . Из практики атмосфера — продукт организации, формирующийся на базе ее собственного опыта и достигнутых результатов. Для этого необходимо объяснять работникам обоснованность перемен, подробно их описывать, информировать, что и почему происходит в организации, в том числе как о позитивных, так и негативных событиях.

Вовлеченные в процесс организационной самооценки сотрудники должны ясно понимать, как можно получить полную информацию, оценить ее недостаточность, иметь представление о возможности большей собственной информированности.

Четвертое отличие — формирование команды (группы, ответственной за объединение потенциала организации, направленной на проведение самооценки). Такая команда должна контактировать с другими профессиональными командами для постоянного улучшения деятельности организации . Позитивная динамика команды обеспечивается следующими ее характеристиками:

  • Чувство безопасности, которое обеспечивается свободой общения и действия без ощущения угрозы.

Должна быть объявлена "амнистия" после выхода из команды любого ее сотрудника.

  • Возможность для участия в команде самооценки инициативных сотрудников организации.
  • Свобода взаимодействия в командах, без которой невозможно проводить самооценку, предусматривающая для членов комфортность взаимодействия как внутри группы, так и с другими группами.
  • Согласие, которое проявляется в причастности, сплоченности членов команды.
  • Доверие по отношению друг к другу, руководителю-лидеру, определяемое требованием честности и соответствия слов и дела.
  • Влияние, или возможность команды в целом или отдельными ее членам проявлять лидерские качества.

Для командной работы полезно отсутствие четких разграничительных линий между отдельными видами деятельности, расширение и пересечение ответственности людей разных квалификаций и формирование общих интересов работающих в смежных областях. Расширение круга работ и оцениваемых проблем является не только признанием их возросших возможностей, но и развития стиля работы в команде.

Пятое отличие — подготовленный персонал, являющийся основой концепции самооценки деятельности организации. Поэтому необходимо развитие сотрудников, вовлеченных в этот процесс. Программа развития должна быть подкреплена поддержкой высшего руководства, соответствовать задачам самооценки на каждом этапе, опираться на открытую и прозрачную организационную культуру.

Предложенная нами кадровая стратегия направлена на повышение эффективности процесса самооценки деятельности организации. Она осуществляется в рамках концепции самооценки деятельности организации, опирается на принципы всеобщего менеджмента качества , учитывает философию "постоянного улучшения", сформулированную Э. Демингом .

Примечание. Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) — приоритетное направление формирования конкурентоспособного, высокопрофессионального, ответственного и сплоченного трудового коллектива, способствующего достижению долгосрочных целей и реализации общей стратегии организации. Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с тем, чтобы оптимизировать их влияние на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию. Основными чертами стратегии управления персоналом являются: а) ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени; б) связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды; причины возникающих социальных проблем и возможные пути их разрешения.

Литература

  1. Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9000 — 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: ИПК "Изд-во стандартов", 2001. — 26 с.
  2. Конти Т. Самооценка в организациях Пер. с англ. И.Н. Рыбакова; науч. ред. В.А. Лапидус, М.Е. Серов. — М.: РИА "Стандарты и качество", 2000. — 328 с.
  3. Конти Т. Возможности и риски при использовании моделей делового совершенства // Стандарты и качество. — 2003. — N 1.- С. 76 — 81.
  4. Деминг У.Э. Выход из кризиса. — Тверь: Альба, 1994. — 498 с.
  5. Мотивация персонала.

    Ключевой фактор менеджмента / Под ред. Йосио Кондо / Пер. с англ. Е.П. Марковой; науч.

    Универсальные моральные принципы

    ред. В.А. Лапидус, М.Е. Серов. — Н. Новгород, СМЦ "Приоритет", 2002. — 206 с.

К. ф.-м. н.,

доцент кафедры

"Экономика труда

и основы управления"

Воронежского государственного

Рис. 2

Моральные принципы - главный элемент в системе морали - это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущностьморали и на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность. В отличие от норм носят избирательный характер и определяются человеком самостоятельно. Они характеризуют моральную ориентацию личности в целом.

Моральные нормы - конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы - это простейшие формы нравственных утверждений ("не убей", "не лги", "не кради" и т.п.), которые определяют поведение человека в типичных, повторяющихся ситуациях. Зачастую они приобретают у человека форму моральных привычек и соблюдаются им без особых раздумий.

Моральные ценности - общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регуляторы действий.

Нравственный идеал - это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

  1. Структура морали.

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельностилюдей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношенийи морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они есть способ бытия морали,воплощенный в ее структуре.

Понимание сущности морали предполагает анализ ее структуры. С точки зрения содержания традиционно (еще с античной эпохи) выделяют три основных ее элемента:

♦ моральное сознание;

♦ нравственное поведение;

♦ нравственные отношения.

Моральное сознание - это знание человеком сущности основных категорий этики, понима­ние нравственных ценностей и включение некоторых из них в систему личных убеждений, а так­же нравственные чувства и переживания.

Нравственные отношения как один из видов общественных отношений заключаются в реа­лизации человеком нравственных ценностей при общении с окружающими. Они определяются уровнем морального сознания личности.

Нравственное поведение - это конкретные поступки человека, которые являются показате­лем его нравственной культуры.

Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный. Схематично структура морального сознания может быть представлена следующим образом.

Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

Эмоции - особые психические состояния, отражающие непосредственные оценочные реакции личности на морально значимые для человека ситуации. Разновидностью эмоций является аффект - особо сильное кратковременное переживание, не контролируемое сознанием.

Чувства - это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание, возникающие на основе эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе и безнравственными средствами.

Настроения - эмоциональное состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проявляются чувства и протекает деятельность человека. Как разновидности настроения могут рассматриваться депрессия - угнетенное, подавленное состояние и стресс- состояние особой психической напряженности.

Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентностьличности, включающая три основных компонента.

Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Этические знания - первичный, необходимый, но недостаточный компонент морального сознания.

Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для установления нравственных отношений важны как правильность, так и сходство этого понимания разными субъектами.

Принятие нравственных норм и принципов , включение их в собственную систему взглядов и убеждений, использование в качестве «руководства к действию».

Моральные отношения - центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма. Причем, возможны различные сочетания этих принципов:

v смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия.

v смыкание индивидуализма и эгоизма,когда, удовлетворяя собственный интерес, человек, руководствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет».

Отношение к другому человеку может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер.

Субъектный типотношений характерен для гуманистической этики и проявляется в диалоге. В основе этого подхода лежат принципы альтруизма и толерантности

- 84.00 Кб
  1. Введение………………………………………………………… ………..2
  2. Понятие морали………………………………………………………….. 3
  3. Структура морали………………………………………………………... 4
  4. Моральные принципы……………………………………………………6
  5. Моральные нормы………………………………………………………..7
  6. Моральный идеал………………………………………………………...9
  7. Заключение…………………………………………………… …………11
  8. Список литературы…………………………………………………… ...12

1.Введение

Моральные принципы, нормы и идеалы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное – аморальным.

Для раскрытия темы контрольной работы важно дать определение морали, рассмотреть ее структуру.

Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов. Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления .

Цель данной работы – рассмотреть моральные принципы, нормы, идеалы.

Главные задачи:

1.Дать определение сущности морали.

2.Рассмотреть моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека.

3.Рассмотреть моральные нормы в общении людей.

4.Дать понятие нравственного идеала.

2.Понятие морали.

Само слово (термин) "мораль" восходит к латинскому слову "mоrеs", обозначающему "нрав". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль – один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Сфера деятельности морали широка, но, тем не менее, богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:

  • индивида и общества;
  • индивида и коллектива;
  • коллектива и общества;
  • коллектива и коллектива;
  • человека и человека;
  • человека к самому себе.

Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее.

3.Структура морали.

Структура морали многоярусна и многопланова, охватить ее одновременно невозможно. Сам способ освещения морали определяет видимую ее структуру. Различные подходы раскрывают различные ее стороны:

  1. биологический - изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции;
  2. психологический - рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;
  3. социологический - выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества;
  4. нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;
  5. личностный - видит те же идеальные представления в личностном преломления, в качестве факта индивидуального сознания;
  6. философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

Эти шесть аспектов можно представить цветами граней « кубика – рубика». Такого кубика, который принципиально невозможно собрать, т.е. добиться одноцветных граней, однопланового видения. Рассматривая мораль одной стороны, приходится учитывать и другие. Так что такое структурирование весьма условно.

Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Мораль опирается прежде всего на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. Можно сказать, что мораль держится как бы на трех "китах".

Во-первых, это традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого "ни стыда, ни совести", не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности.

В структуре морали принято различать образующие элементы. Мораль включает в себя моральные принципы, моральные нормы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

4.Моральные принципы.

Принципы - это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил. В принципах выражаются универсальные формулы поведения. Принципы справедливости, равноправия, сочувствия, взаимопонимания и другие являются условиями нормального общежития всех людей.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности .

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности:

  1. гуманизм – признание человека высшей ценностью;
  2. альтруизм – бескорыстное служение ближнему;
  3. милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
  4. коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу;
  5. отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом. Это принципиальный выбор, от которого зависят частные правила, нормы и качества. Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Она означала, что в любой жизненной ситуации человек не сойдет с нравственного пути. Однако принцип абстрактен; раз намеченная линия поведения, иногда начинает утверждаться как единственно правильная. Потому свои принципы надо постоянно проверять на гуманность, сверять их с идеалами.

    5.Моральные нормы.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой традиции, силой привычки, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что "можно", а что "нельзя". Огромную роль в формировании моральных норм, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации. 5. Моральные нормы………………………………………………………..7
6. Моральный идеал………………………………………………………...9
7. Заключение………………………………………………………………11
8. Список литературы……………………………………………………...12