Встраиваемая техника

Интеллектуальная игра по русскому языку. Конкурс "интеллектуальная игра по русскому языку"

Интеллектуальная игра по русскому языку. Конкурс

Средняя школа №5

Интеллектуальная игра «Знаток русского языка » (6-8 классы )

Подготовили: учителя русского языка и литературы

Азнибакиева М.Т., Молотова Г.К.


Интеллектуальная игра «Занимательная грамматика » по русскому языку

(6-8 класс ы )

Цели урока :

1) Совершенствование и закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся\и развитие лингвистических способностей.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5-8 классов ; учащиеся деля тся на 2 команды, состав команды – 7 -8 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: высказывания о русском языке, слайды, проектор ,волшебный квадрат (рисунок квадрата на доске), задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

Девиз конкурса : «Выучи русский язык!»

Ход мероприятия

І. Учись,и знание придет

Никто не сможет помочь,коль ты,

Чуть вспыхнув,погас

Учись не день и не час,

и будешь знаньем богат,

а знание –истинный клад!

Ведущий. В школе продолжается неделя языков.! Дорогие друзья добро пожаловать в Страну Русского языка и литературы! Всех вас поприветствуем сегодня на нашей игре.

И сегодня здесь, в интеллектуальной игре «Знаток русского языка» встречаются сильнейшие представители 6-8 классов –знатоки русского языка.

Девиз нашей игры:: «Выучи русский язык!»

Сегодня мы узнаем,кто из участников нашей игры самый умный, находчивый и остроумный любитель русского языка.Итак,дерзайте,думайте, размышляйте. (Ознакомление с условиями игры)

Правила игры .

Играющие делятся на команды.Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и и отвечают на вопросы,получая жетон за каждый правильный ответ.Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон могут другая команда

2. Среди секторов игрового квадрата есть:

* -счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона) ;

-Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков;

Черный сектор (переход хода,команда лишается одного жетона)

По окончании игры,подсчитываются жетоны.Побеждает та команда, у которой больше жетона

    Исправь ошибки, вставь буквы.

Польто, питух, п_нал, выганять, диревня, арфограмма, к_рова, агурец, итаж, ст_лица, пч_ла, навичок, г_ворить, рибята, к_рандаш, поднибесный.

2 .

1 балл .)

12 . Без труда не вынешь……..

13 . Не имей сто рублей, а имей………

14 . Не спеши языком, торопись ……

15 . Один за всех - ……

15 . Любишь кататься……

316 . Поспешиш ь

4.Какое слово - “лишнее”?

    1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

    1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

5. Какое слово - “лишнее”?

    1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

4) 1. Нечаянно 2. Чай 3. Чайник 4. Чайный

6. Найди слова с приставками:

(за)брать (в)окно

(у)летать (за)грибами

(до)дороги (на)родину

7. Найди слова с приставками:

с)правиться (с)другом

(на)правлять (до)бежать

8. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

1. Приставка 2. Корень 3. Суффикс 4. Окончание

9. К какой части слова относится разделительный твёрдый знак?

1. К приставке 2. К корню

10. Найдите сочетания слов, в которых существительные и
прилагательные не согласованы в роде:

Синяя цветок 11. Зимняя пальто

Новая утюг Яркое радуга Снежные зима Красивый картина Зубное врач Строгая учитель Высокое гора Чёрный море

12 . Выбери правильное слово:

    Животноводческая 1) фирма 2) ферма;

2. Цветок 1) душистый 2) душный;

3. Свитер 1) пушистый 2) пушной;

4. Секретный 1) шифер 2) шифр

14. Найди неправильно написанные слова:

1. Ручька 6. Конечьно

2. Точка 7. Атчищать

3. Веточька 8. Мощьный

4. Збросить 9. Сдесь

5. Ночной 10. Оддать

15 .Найди слова с двойными согласными:

1. Ак...уратно 6. Кил...ограмм

2. Клас...ика 7. Ал...ея

3. Бас...ейн 8. Один...адцать

4. Кос...мос 9. Кал...ендарь

5. Хок...ей 10. Тел...ефон

КОНКУРС. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ – 1 балл )

33 )

6 гласных и 36 согласных )

существительное ).

антонимы ).

суффикс ).

инфинитив ).

спряжение ).

обращение ).

основа ).

какой? чей? (определение ).

сложное ).

фонетика ).

КОНКУРС «БЛИЦ-ОПРОС» (устно) (правильный ответ – 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

Подведение итогов.

Награждение победителей

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ –1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело – … (гуляй смело).

4. Волков бояться – … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6. Как аукнется – … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении – … (легко в бою).

9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь – пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл ).

1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе – Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово – 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить –

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина – вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка – розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность –

Чет и нечет?

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное – призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык – в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш – враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание – золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них – обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык – вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык – заставить говорить.

Находить общий язык – договариваться.

Прикусить язык – замолчать.

Придержать язык – помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык – замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами – молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык – недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох – клятвенного заверение в том, что сказанное мной – правда.

Язык без костей – кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык – заставляют молчать.

Укоротить язык – заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли – не позволять говорить лишнее.

Длинный язык – кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык – манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен – кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово – серебро, молчание – золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ –3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить –

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина – вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка – розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность –

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Курсы повышения квалификации АНЭКС

PortalMore

для учащихся 7 класса

«Самый умный»

Цели:

    Образовательная: используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.

    Развивающая: развивать познавательную и творческую активность учащихся.

    Воспитательная: воспитывать у учащихся любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Правила игры:

1 тур. 11 участников игры отвечают на вопросы с вариантами ответов. Необходимо выявить 6 лидеров-финалистов.

2 тур. 6 участников игры определяют порядок ответа с помощью отгадывания слова из 7 букв (наречие ). Каждый участник выбирает категорию (всего их 6) и отвечает на вопросы за 1 минуту. Необходимо выбрать тройку лидеров.

3 тур. 3 участника игры определяют порядок ответа с помощью отгадывания слова из 7 букв (суффикс ). Участник игры отвечает на вопросы из ячеек. Если отвечает из своей ячейки, то получает 2 балла, на общие вопросы- 1 балл, на тему соперника- 3 балла. Из тройки лидеров выявить самого умного.

1 тур.

1. В каком из этих слов ударный гласный выделен неверно?

1. щаве ль.

2. приняла .

3. свекла .

4. щепо ть.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. солнечный Сочи.

2. более высшая форма (тоталитаризма).

3. трое юношей.

4. у четырёхсот пятидесяти человек.

3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

2. прелестный.

4.ь в середине пишется в числительных:

1. от 30 до 40.

2. от 90 до 200.

3. от 50 до 80.

4. от 5 до 10.

5. бе…численный.

6. Слово «смелость»- это…

1. имя существительное.

2. глагол.

3. наречие.

4. имя прилагательное.

7. Какое слово не является синонимом слову «большой»?

1.колоссальный.

2. крупный.

3. маленький.

4. громадный.

8. Какое слово означает «путешествие, поездку»?

3. бригантина.

9. Что не является частью речи?

1. наречие.

3. обстоятельство.

4. глагол.

10. Сколько второстепенных членов в русском языке?

11. Причастие – это…

1. второстепенный член предложения.

2. особая форма глагола.

3. самостоятельная часть речи.

4. часть слова.

13. Укажите несклоняемое существительное.

4. солнце.

14. Каким способом образовано слово «нигде»?

1. сложением основ.

2. приставочно-суффиксальным.

3. суффиксальным.

4. приставочным.

15. Какое имя существительное является разносклоняемым?

2 тур.

Фонетика.

    Сколько гласных звуков?

    Сколько букв в слове «степь»?

    Назовите только твёрдые согласные звуки.

    Есть ли пара по глухости-звонкости у согласного ч ?

    Звук й согласный или гласный?

Согласный.

    Какие две буквы в русском языке не обозначают звука?

    Сколько гласных звуков в слове «школа»?

    Сколько звуков в слове «синь»?

    Какими звуками отличаются слова «дом»- «том»?

    Может ли в безударном положении слышаться звук о?

Лексика. Фразеология.

    Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

Однозначные.

    Как называются слова, имеющие 1 лексическое значение?

одн означные.

    Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению?

    Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения?

Синонимы.

    Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы.

    Как называются слова, вышедшие из активного употребления?

Устаревшие.

    Как называются новые слова, возникающие в языке?

Неологизмы.

    Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Фразеологизмы.

    Слово «балет» русское или заимствованное?

Заимствованное.

    Что значит «бить баклуши»?

Бездельничать.

Словообразование.

1.Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание.

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

3. Как называются слова с одним и тем же корнем?

Однокоренные.

4. Какой корень у слова «обуть»?

5. Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

6. Какой суффикс в слове «кожаный»?

7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставка.

8. Какая приставка в слове «выход»?

9. Каким способом образовано слово «кто-то»?

Суффиксальным.

10.Есть ли окончание в слове «дом»?

Морфология.

1.Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имя существительное.

2.Изменяются ли имена существительные по родам?

3.Назовите особые формы глагола.

Причастие и деепричастие.

4.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Имя прилагательное.

5.Сколько служебных частей речи?

6.Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Имя числительное.

7.Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Местоимение.

8.Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

9.Часть речи, которая обозначает «признак действия» или «признак другого признака», отвечает на вопросы где7 куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и т.д.

10.Часть речи, которая имеет общее грамматическое значение состояния живых существ, природы, окружающей среды или оценки состояния и отвечает на вопросы: как? каков?

Синтаксис.

1.Назовите способ связи слов в словосочетании «стройная берёза».

Согласование.

2.Предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

3.Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

Подлежащее.

4.Разговор двух или нескольких лиц.

5.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

Определение.

6.Вид подчинительной связи в словосочетании, при котором неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.

Примыкание.

7.В предложении наречие обычно является…

Обстоятельством.

8.Какие придаточные отвечают на вопросы: где? куда? откуда?

9.Сколько главных членов?

10.Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.

Обращение.

Стилистика.

1.Этот стиль употребляется в обыденной речи.

Разговорный.

2.Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описание.

3.Произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу.

4.Сколько типов речи?

5.Смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Повествование.

6.Смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение.

7.Этот стиль употребляется в трудах учёных для выражения результатов исследовательской деятельности.

8.В каком стиле могут быть написаны газетные статьи, заметки, интервью?

Публицистическом.

9.Какой стиль используется в произведениях писателей?

Художественный.

10.Сколько стилей в русском языке?

Наречие.

1.Изменяются ли наречия?

2.Каким способом образовано наречие «недавно»?

Приставочным.

3.Какая гласная пишется на конце наречия снов… (а,о)?

4.Как пишется наречие (на) двоих?

Раздельно.

5.Каким способом связываются наречия в словосочетании с главным словом?

Примыканием.

6.К каким частям речи чаще всего относятся наречия в предложении?

К глаголам.

1.На какие вопросы отвечают слова категории состояния?

Как? каков?

Необходимо.

Сказуемым.

4.Изменяются ли слова категории состояния по родам?

5.Какое слово не может быть категорией состояния: холодно, теснота, можно, лень.

Деепричастие.

1.Общее грамматическое значение деепричастия.

Добавочное действие.

2. На какие вопросы отвечают деепричастия?

как? что делая? что сделав?

3.Вид-постояннный или не постоянный признак деепричастия?

Постоянный.

4.Есть ли у деепричастий окончания?

5.К какому слову присоединяется деепричастие в предложении?

К глаголу-сказуемому.

6.Какие суффиксы имеют деепричастия несовершенного вида?

Общие вопросы.

1.Какой корень в слове пешеход?

Пеш и ход.

2. Сколько спряжений у глаголов?

3.Назовите возвратное местоимение.

4.С помощью каких знаков препинания оформляются на письме однородные члены предложения - выделительных или разделительных?

Разделительных.

5.На какие разряды делятся имена прилагательные?

Качественные, относительные, притяжательные.

6.Какими членами предложения могут быть причастия?

Определениями, сказуемыми.

Цели: формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка, творческую деятельность; воспитывать стремление к приобретению знаний; развивать любознательность, кругозор, коммуникативные навыки; проверить теоретические знания и практические умения.

Правила: участвуют две команды по шесть человек. Даётся время на обдумывание вопросов- 1-3 минуты. Кто быстрее ответит, получает 1 балл.

Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд.

Вопрос №1

В языке индейцев таманаки есть два выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как палец на ноге , а второе – как палец на другой ноге . Что означают эти выражения? (Числа 11 и 16)

Вопрос №2

В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)

Вопрос №3

Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного оно происходит от глагола лечить . Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово? (Калека)

Вопрос №4

Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу – журавлю)

Вопрос №5

Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от этого времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол. (Платить)

Вопрос №6

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство. (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы)

Вопрос №7

У североамериканского племени шеллуков есть выражение «пусть змея проползет по твоей спине». Как ни странно, это означает «желаю успеха» . А в чем же заключается успех? (Успех в том, что змея проползет по спине и не укусит)

Вопрос №8

Вторая часть этой русской пословицы звучит так: «… да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть. (Старый конь борозды не портит…)

Вопрос №9

Знаменитый богослов, Григорий Великий, за одно из своих сочинений был прозван на Руси Двоесловом. Как называлось это сочинение? (Диалог)

Вопрос №10

Словарь молодежного сленга приводит четыре значения этого слова, а поисковая система Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (на CD-ROM) дала информацию, что это слово в разных падежах встречается в девяти статьях. Из них восемь посвящены разным архитектурным терминам, а одна – русскому писателю XIX века. Какому? (Это слово – облом. Поисковая система нашла это слово в форме родительного падежа множественного числа в статье «Гончаров»)

Вопрос №11

«Народ нынче хуже прошлогоднего: вечером придешь, утром уйдешь – скажут, что ночевал. Недавно умер, а уж не живой. Не украл, а без спроса взял». То, что вы сейчас слышали, не бред сумасшедшего, а одна из разновидностей русских пословиц – абсурдистская. Закончите, пожалуйста, еще одну из таких пословиц: «Один у Мирона сын, да и тот…» (…Мироныч)

Вопрос №12

Однажды, еще в советские времена, бывшего первого секретаря Липецкого обкома комсомола назначили на должность секретаря посольства в Англии. Однако после первого же посещения Букингемского дворца он был срочно отозван на родину, поскольку беседу с английской королевой он начал с совершенно неприличного в этой ситуации вопроса. Воспроизведите этот вопрос по-русски или по-английски. (Вы говорите по-английски?)

Вопрос №13

В XIV веке татары разграбили и сожгли суздальскую деревню Родогость . Позднее на пепелище возник новый населенный пункт с новым названием. Новое родовое прозвище получили и владельцы бывшей Родогости . Это прозвище стало позже одной из самых знаменитых фамилий в российской истории. Назовите эту фамилию. (Пожарский)

Вопрос №14

Какой тип имен собственных называется термином «зооним» ? Оформите свой ответ в виде статьи для словаря лингвистических терминов. Приведите примеры из произведений русской литературы.

(Зооним (от греч. Zonn «животное» + опута – «имя») – имя собственное, представляющее собой кличку животного.)

(Карагез – «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Муму – «Муму» И.С.Тургенева, Кусака – «Кусака» Л.А.Андреева и другие.)

Вопрос №15

Какую смысловую особенность имеют данные словосочетания? Почему стали возможными подобные сочетания слов?

Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё.

(В каждом словосочетании значение определения противоречит первоначальному значению определяемого слова: Новгород – новый город, бельё – белое, некрашеноеполотно, чернила – от глагола чернеть – «делать черным». Такие словосочетания стали возможными в связи с утратой исторического значения имен существительных.)

Вопрос №16

Укажите правильную грамматическую норму: не помнят (имя) (имени); сколько (время) (времени); скажи (более точно) (более точнее); (по окончанию) (по окончании) работы; более (восемьсот шестьдесят семь) (восьмисот шестидесяти семи). (Имени; времени; более точно; по окончании; восьмисот шестидесяти семи)

Вопрос №17

Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.

Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

(Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл)

Вопрос №18

Из букв двух слов составьте новое слово, имеющее отношение к письменным принадлежностям.

Иней + Лак

Тон + Блок

Треть + Ад

(1 – линейка; 2- блокнот; 3 – тетрадь)

Вопрос №19.

Найдите нужные слова в пропорциях: рысь / кошка = ? / собака; дождь / снег = осень / ?;провода / электричество = ? / кровь.

(Рысь / кошка = волк / собака; дождь / снег = осень / зима; провода / электричество = сосуды / кровь)

Вопрос №20

Архаизмы «лепота», «лобызать», «десница», «выя» замените словами из активного запаса современного русского языка. (Лепота – красота; лобызать – целовать; десница – правая рука; выя – шея)

Вопрос №21

Расположите порядковые номера приведенных ниже текстовых единиц в порядке возрастания их объёма.

1)Глава; 2) параграф; 3)абзац.

(1 – абзац; 2- параграф; 3 – глава)

(Абзац - текст между двумя отступами в начале строки.

Параграф – подразделение текста внутри главы, раздела.

Глава – раздел книги, статьи.)

Вопрос №22

Как бы называлась басня И.А.Крылова «Квартет», если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6? (3 – трио; 5 – квинтет; 6 – секстет)

Вопрос №23

Сколько корневых групп в словах: горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.

(Три группы. I группа: горе, горюшко, горевать; II группа: гореть, пригореть, выгореть; III группа: пригорок, горный, гористый, горец)

Вопрос №24.

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Искать сыскать сыск … сыщица.

(Сыщик)

Вопрос №25.

Первое – часть суши, окруженная водой.

Второе – предлог.

Третье – приспособление для игры в бильярд.

Все вместе – русский драматург. (Островский)

Первое найдешь в радуге.

Второе – союз.

Третье – первая женщина.

Целое – русская поэтесса. (Цветаева)

Итоги игры. (Отметить команду-победителя.)

Игорь Андриенков
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 8 класса «Самый умный»

ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ »

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 8 КЛАССА

ЦЕЛИ : 1) проверить знания учащихся по русскому языку и литературе ;

2) развивать умение быстро ориентироваться в материале; применять на практике знания и навыки, полученные в школе;

3) воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы .

ОБОРУДОВАНИЕ :

1) карточки с цифрами 1, 2, 3, 4;

2) рисунок панели мобильного телефона с цифрами и буквами;

3) карточка для 3 тура с цифрами;

4) мультимедийная презентация

5) плакат с названиями тем для 2 тура.

1. Образуйте форму множественного числа существительного «дно» ?

(Донья) дны дна днища

2. - Какое местоимение является названием книги В. Маяковского?

Ты мы («Я» ) вы

3. - Какой знак препинания часто ставят ребром?

. ! (Вопрос. «Поставить вопрос ребром» ) ,

4. - Какую букву нужно убрать из существительного «полотно» , чтобы превратить его в наречие?

(Первую «о» :) вторую о третью о н

5. - Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал» , чтобы оно стало глаголом?

(Букву «е» на «и» : пенал – пинал) е – о е – а переставить ударение

6. - Какое местоимение может работать приставкой?

(Местоимение ВЫ) мы он ты

7. - Вопрос каких падежей без устали задаёт курица?

(Вопрос дательного и винительного падежей : КУДА) и. п т. п в. п.

8. - Назовите «математические» части слова.

(корень. Математики их всегда ищут) окончание префикс интерфикс

9. - Самая математическая часть речи – это …

Существительное прилагательное глагол (Имя числительное)

10. - Какие приставки могут быть именами существительными?

(Перед) на под над

11. Слово «школа» переводится с греческого как :

А : работа Б : отдых В : знание Г : чтение

12. Впервые арабские цифры на Руси появились в учебнике М. Магницкого «Грамматика» в 1648 году. А как до этого обозначались цифры?

А : римскими Б : рисунками В : буквами Г : никак

Дополнительные вопросы

1. Древнеримская пословица говорит : «Лысина не порок, а свидетельство…»

А : острой бритвы Б : мудрости В : бурной жизни Г : отсутствия парика

1. Синтаксис русского языка

1)Союз «и» - соединительный или противительный? (Соединительный)

2)Как по-другому называются подлежащее и сказуемое? (Грамматическая основа)

3)В предложении «Я ученик» назовите сказуемое. (Ученик)

4)Как оформляется прямая речь? (Кавычками)

5)Обосабливается ли определение, которое относится к личному местоимению? (Да)

6)Каким членом предложения являются вводные слова? (Никаким)

7)Назовите подлежащее в предложении «Трое друзей играли » . (Трое друзей)

8)Назовите член предложения, отвечающий на вопросы коренных падежей. (Дополнение)

9)Как мы подчеркиваем определение? (Волнистой линией)

10)Есть ли вводное слово в предложении «Мама может быть строгой» . (Нет)

11)Какая самая распространенная связка в русском языке ? (Быть)

12)Назовите уточняющий член в предложении : «Все, кроме Пети, сделали домашнее задание» . (Кроме Пети)

13)Являются ли однородные определения : большой металлический круг. (Нет)

14)Что мы ставим в конце повествовательного предложения? (Точку)

15)Обосабливается ли слово с «как» в предложении «Я тебе как друг» ? (Нет)

16)Какой знак ставим в предложении «Солнце - огромная звезда» ? (Тире)

17)На какие вопросы отвечает определение? (Какой? Чей)

18)Предложение «Мне холодно» односоставное или двусоставное? (Односоставное)

19)На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Как? Где? Когда? и др.)

20)Назовите грамматическую основу в предложении : «Весна» . (Весна)

2. Морфология и орфография русского языка

1)Сколько «н» пишется в кратких причастиях? (Одна)

2)Сколько спряжений в русском языке ? (Два)

3)Какая буква пишется в слове «девчонка» после ч? (О)

4)Как пишется наречие «смолоду» ? (Слитно)

5)К какой части речи относится слово «если» ? (Союз)

6)От чего образуется деепричастие? (От глагола)

7)К какому спряжению относится слово видеть? (Ко второму)

8)Сколько «н» пишется в слове «ветреный» ? (Одно)

9) Как пишется «не» с глаголами? (Раздельно)

10)На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Что сделал?Что делал)

11)Назовите известные вам личные местоимения. (Я, ты, вы, он и др.)

12)Какая приставка в слове «прехорошенький» ? (Пре-)

13)Как пишется слово «темно-фиолетовый» ? (Через дефис)

14)Какая часть речи «твой» ? (Местоимение)

15)Назовите приставку в слове сделать? (С)

16)Какая часть речи - шестнадцать? (Числительное)

17)Сколько «н» пишем в словах на -ованный, -ёванный? (Две)

18)Существительное «Алиса» - собственное или нарицательное (Собственное)

19)Поставьте в родительном падеже слово «часы» ? (Часов)

20)Пишем ли «ь» в слове «замуж» ? (Нет)

3. Лексикология и фразеология

1 Антонимом к слову позавчера является слово (послезавтра)

2 Как называются пары слов абонент – абонемент; идеальный – идеалистический? (паронимы)

3 Какому современному слову соответствует архаизм чело (лоб)

4 К слову жизнь подберите антоним. (смерть)

5 Определите стилистический разряд слов клёвый, вроде, болтун. (разговорный)

6 Из какого языка заимствовано слово рельс? (из английского)

7 Противоположные по значению слова – это… (антонимы)

8 Относится ли слово резюме к официально-деловой лексике? (да)

9 Какое слово является доминантой в синонимическом ряду переборщить, перегнуть, пересолить, перестараться? (перестараться)

10 Слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении типа замок - замок (омографы)

11 К какой группе лексики относятся слова карбонат, цианид? (К ТЕРМИНАМ)

12 Во фразе : «есть в три горла» – слово три означает ‘много’ ИЛИ МАЛО? (много)

13 Какому слову подходит определение «посуда, предназначенная для хранения еды или питья» ? (банка)

14 Какое из данных слов можно понять и как существительное, и как глагол : речь, печь или лечь? (печь)

15 ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМ К СЛОВУ ЛЕГАЛЬНЫЙ (ЗАКОННЫЙ)

16 Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм : играть в молчанку или играть в лото ? (играть в лото )

17 Есть такой вид спорта – пентатлон. Как он называется по-русски ? (ПЯТИБОРЬЕ)

18 Фразеологизм бить баклуши обозначает … (бездельничать)

19 Как называются слова, которые совпадают в звучании и написании в одной грамматической форме? (омонимы)

20 Как правильно : экономный, экономический или экономичный кризис? (экономический)

4. Произведения А. С. Пушкина

1)Как погиб Пушкин? (Убит на дуэли)

2)Какой поэт по поводу смерти Пушкина написал стихотворение «Смерть поэта» ? (Лермонтов)

3)Был ли Пушкин в Крыму? (Да)

4)Имя главного героя в произведении «Станционный смотритель» . (Самсон Вырин)

5)Имя возлюбленной Дубровского. (Маша)

6)В какой сказке Пушкина царевна съедает отравленное яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» )

7)Кого в поэме Пушкина искал влюбленный Руслан? (Людмилу)

8)Что подарил Гринев Пугачеву за то, что тот стал его провожатым во время метели? {Заячий тулуп)

9)Как погиб Пугачев? (Был обезглавлен)

10)Закончите фразу; «Свет мой, зеркальце, скажи.» («. Да всю правду доложи» )

11)Название крепости, куда приехал служить Гринев. (Белогорская)

12)Имя и фамилия девушки, в которую были влюблены и Гринев, и Швабрин. (Маша Миронова)

13)В какой сказке героиней была Шамаханская царица? («Сказка о золотом петушке» )

14)Кого нанял поп на работу из сказки Пушкина? (Балду)

15)Из какого произведения эти строки : «У лукоморья дуб зеленый.» ? («Руслан и Людмила» )

16)В каком произведении человека бросают в комнату, где находится голодный медведь? («Дубровский» )

17)К какому классу чиновников принадлежал Самсон Вырин? (К 14-му классу )

18)Почему осень, по мнению Пушкина, лучшее время года? (Приходит вдохновение)

19)В какой сказке фигурировало разбитое корыто? («Сказка о рыбаке и рыбке» )

20)Сколько лет прожил Пушкин? (37)

5. Языкознание

1 Слова с одним и тем же корнем - Однокоренные

2 Грамматическая основа предложения - Подлежащее и сказуемое (главные члены)

3 Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей - Дополнение

4 Раздел науки о языке , изучающий словосочетания и предложения - Синтаксис

5 Сколько гласных звуков насчитывается в русском языке ? - Шесть

7 Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению -Омонимы

8 Корень с слове талантливый - Талант

9 Какая часть речи имеет временную категорию? - Глагол

10 Кокой частью речи является слово “Дичь”? - Существительное

11 Сколько букв “а” в слове “Спартакиада”? - 4 буквы

13 Род слова “Кофе” - Мужской

14 Сколько суффиксов в слове “баскетболистка”? - Два

15 Наука, изучающая истинное древнее значение и происхождение слов - Этимология

16 Как правильно написать “ветренный день” или “ветреный день”? - Ветреный

17 Сколько корней в слове “хлеборезка”? - Два – хлеб- и –рез-

18 Часть речи, обозначающая признак действия - Наречие

19 Слово (не) доумевая пишется слитно или раздельно? - Слитно

6. Секрет (Пословицы и поговорки)

1. Не рой яму другому… сам в неё и попадешь

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда) .

3. Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.

4. Волков бояться – … (в лес не ходить) .

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься) .

6. Тяжело в учении – … (легко в бою)

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь) .

8. Написано пером… не вырубишь топором

9. Любишь кататься - (люби и саночки катать)

10. Учение – свет, … (а неученье тьма)

11. Семь раз отмерь -… один отрежь.

12. Не плюй в колодец…. пригодится воды напиться

13. Работа не волк… в лес не убежит.

14. Слово не воробей… вылетит – не поймаешь

15. Будто кровь … с молоком

16. Глух как (тетерев)

17. Не глаза видят, а человек, не ухо слышит, а (душа)

18. От горшка три (вершка)

19. Умён на словах, да глуп (на делах)

20. Долг не ревет, а спать (не дает)

7. Произведения Н. Гоголя

1)Как зовут Гоголя? (Николай Васильевич)

2)В каком украинском поселке родился Гоголь? (Великие Сорочинцы)

3)В каком произведении Гоголь показал силу, дух и трагические судьбы украинского казачества? («Тарас Бульба» )

4)Имя чиновника, которого все в городе приняли за ревизора? (Хлестаков)

5)Сколько сыновей было у Т. Бульбы? (Два)

6)Имена двух сплетников, которые, как сороки, разносили все новости по городу, где ожидали ревизора. (Добчинский и Бобчинский)

7)Какой сын Тараса Бульбы предал казаков из-за любви к девушке? (Андрей)

8)Назовите фамилию судьи, у которого в зале суда жили гуси. (Ляпкин-Тяпкин)

9)По словам Хлестакова, с кем из известных поэтов он здоровался за руку? (Пушкин)

10)Разрешил ли Николай I постановку «Ревизора» ? (Да)

11)Чем заканчивается комедия «Ревизор» ? (Немой сценой)

12)Как фамилия попечителя богоугодных заведений из комедии «Ревизор» (Земляника)

13)Имя слуги Хлестакова. (Осип)

14)В каком произведении Гоголя одним из главных героев была Солоха? («Ночь перед Рождеством» )

15)Какой из этих романов написал Гоголь : «Мертвые души» или «Живые и мертвые» ? («Мертвые души» )

16)Имя дочери городничего, к которой сватался Хлестаков. (Марья Антоновна)

17)Любил ли Хлестаков играть в карты ? (Да) -

18)Был ли Гоголь в Италии? (Да)

19)Кто из героев «Ревизора» не прочь был почитать чужие письма? (Почтмейстер)

20)Как звали старшого сына Тараса Бульбы? (Остап)

8. Теория литературы

1)Как называется приём, основанный на противопоставлении персонажей или характеров? (Антитеза)

2)Как называется жанр лирики, где описывается красота природы, окружающего мира? (Пейзажная)

3)Как называется драматическое произведение с финалом, где обычно один из героев погибает? (Трагедия)

4)Жанр произведения «Ревизор» . (Комедия)

5)Жанр произведения «Мцыри» . (Поэма)

6)Жанр произведения «Ася» . (Повесть)

7)Как называется в художественно произведении выразительная подробность, несущая определенную смысловую нагрузку? (Художественная деталь)

8)Как называется языковое средство , выражающее сильное преувеличение (Гипербола)

9)Назовите термин, соответствующий словосочетанию «строение произведения» . (Композиция) .

10)На какую художественную деталь указывает Л. Н. Толстой в рассказе «После бала» , чтобы показать заботу генерала о своей дочери? (Сапоги)

11)Определите вид языкового средства «Солнце словно огненный шар» . (Сравнение)

12)Определите вид языкового средства «Ресницы спали на щеке» . (Олицетворение)

13)Стихами или прозой написаны «Алые паруса» ? (Прозой) .

14)Стихами или прозой написано пpoизведение «Мцыри» ? (Стихами)

15)Как называется созвучие в конце строки у стихотворений? (Рифма)

16)Как называется художественное oпределение? (Эпитет)

17)Назовите жанр произведения «Алые паруса» по определению самого Грина (Феерия)

18)Как называется рассказ с напряженным сюжетом и неожиданной

концовкой? (Новелла)

19)Определите вид языкового средства «Каждая ее черта, как полет ласточки (Сравнение)

20)Как называется прием, используем Тургеневым, когда речь идет о крыльях в разговоре между Асей и господином Н.? (Подтекст)

2)Кто написал «Ромео и Джульетту (В. Шекспир)

3)Страна, в которой родился Шекспир (Англия)

4)Какое произведение прославило Сервантеса? («Дон Kuхот» )

5)Имя любимой жены Таманго (Айше)

6) Кем был по профессии А. Сент-Экзюпери? (Летником)

7)Кто сказал Маленькому принцу : «Ты в ответе за тех, кого приручил» ? (Лис)

8)Кого оставил Маленький принц на своей планете? (Розу)

9)Чем пожертвовала Делла, чтобы купить Джиму ремешок для часов?

(Волосами)

10)Имя верного оруженосца Дона Кихота. (Санчо Панса)

11)Погибает ли Таманго на корабле, которым не смог управлять? (Нет)

12)Кто вынужден был управлять вертолетом на обратном пути в рассказе «Последний дюйм» ? (Сын)

13)В каком жанре работал А. К. Дойл? (В жанре детектив)

14)Где был спрятан голубой карбункул в рассказе А. Конан Дойла? (В гусе)

15)Сколько лет должно было исполнится Джульетте, когда она встретила Ромео? (14)

16)Название города, где происходили события в «Ромео и Джульетте» . (Верона)

17)В каком романе главный герой вступает в бой с ветряными мельницами? («Дон Кихот» )

18)Основное занятие Леду, персонажа из новеллы «Таманго» . (Торговля людьми)

19)Кому принадлежит фраза : «О милая, о жизнь моя, о радость.» ? (Ромео)

20)Из скольких строк состоят японские стихотворения хокку? (Из трех)

10. Орфография. Орфоэпия

1. Когда в корнях –бер- -бир-,-тер- -тир-, -мер- -мир- пишется Е, а когда И? (перед суф. А пишется И)

2. От чего зависит гласная в суффиксах действительных причастий настоящего времени : -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-? (от спряжения глаголов)

3. Когда корень ПОЛ со словами пишется через дефис? (если второе слово начинается с гласной, с буквы Л, если с прописной буквы

4. Какой гласный называется слабым? (безударный)

5. Назовите слова-исключения, в которых в корне после Ц пишется буква Ы. (цыган, цыц, цып-цып, цыпленок, на цыпочках)

6. Пишется или нет Ь в слове РАСПИСАТЬСЯ? (да)

7. Какой суффикс пишется у наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-? (суффикс –А-)

8. Какая гласная пишется в словах, оканчивающихся на –ЦИЯ? (и)

9. Подберите проверочное слово к слову БАТАЛЬОН. (комбат)

10. Когда в глаголах на –ТСЯ и –ТЬСЯ пишется Ь? (если в вопросе содержится (ь)

11. Как пишутся наречия УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ (без мягкого знака на конце)

12. Сколько –Н- пишется в отглагольных прилагательных типа жареный, мочёный, солёный? (одно –Н-)

13. Когда в приставках без-, бес-, раз-, рас-, вз-, вс-, с- пишется З, а когда С? (перед звонкими - З, перед глухими С)

14. Назовите предлоги, которые пишутся через дефис. (из-за, из-под, по-над)

15. В документах ставится подпись, роспись или можно говорить и так, и так? (подпись)

16. Когда употребляется глагол ОДЕТЬ, а когда глагол НАДЕТЬ? (на себя надевают, кого-то одевают)

17. Как надо говорить : согласно приказу или согласно приказа? (согласно приказу)

18. Можно ли говорить ДВОЕ ДЕВУШЕК (нет, правильно ДВЕ ДЕВУШКИ

19. Какой глагол употребляется в повелительном наклонении КЛАДИ или ЛОЖИ? (клади)

20. Какой из предлогов пишется в одно слово : В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ? (вследствие)

Общие вопросы

7. Какое русское слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)

9. Какой иглой не сошьешь рубахи? (хвойной)

11. В каком магазине ничего не купишь? (оружие)

16. Что можно набрать, ничего не беря в руки? (номер телефона)

20. Что можно собрать без помощи рук? (силы, тело для прыжка)

24. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

26. Какой город летает? (Орел)

28. Какая Земля никогда не состарится? (Новая Земля)

35. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)

1. - В какой сказке Пушкина девушка превращалась в лебедь? - “Сказка о царе Салтане”

3. - Сколько братьев было у Мальчика-с-пальчика? - Шесть

5. - Кем стал сын мельника в сказке “Кот в сапогах”? - Маркизом де Карабасом

14. - Сколько лет проспала Спящая красавица? - 300 лет

25. - Американский режиссер, снявший полнометражный мультфильм “Белоснежка и семь гномов” - Уолт Дисней

29. - Как называлась группа, в которой пели кот, пес, осёл и петух? - “Бременские музыканты”

36. - На губе какого сказочного животного мужики пашут? - Чудо-юдо рыба-кит

«УЗНАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ЕГО НАЧАЛУ»

2. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие» («Ревизор» , Гоголь).

6. «Мне было тогда лет 25, - начал Н. Н., - дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу.» («Ася» , Тургенев).

10. «Переправа, переправа,

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…» («Василий Теркин» , Твардовский).

13. «У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…» («Руслан и Людмила» , Пушкин).

18. «В гороховой улице, в одном из больших домов…лежал утром в постели, на своей квартире….» («Обломов» , Гончаров).

21. «Светает… Ах! Как скоро ночь минула! Вчера просилась спать : - отказ, «Ждем друга» . Нужен глаз да глаз». («Горе от ума» , Грибоедов).

23. «В ворота губернского города N.N. въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки…» («Мертвые души» , Гоголь).

31. «Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог, достойнее тебя(«Евгений Онегин» , Пушкин).

34. «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» («Сказка о рыбаке и рыбке» , Пушкин.)

«РУССКИЙ ЯЗЫК . СИНТАКСИС»

4. Сочетание двух и более знаменательных слов (Словосочетание) .

8. Вид подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу (Примыкание) .

15. Синтаксическая единица, выражающая относительно законченную мысль (Предложение) .

17. По грамматическому составу предложения бывают (Односоставные и двусоставные) .

19. Односоставные предложения, в которых главный член – сказуемое - выражен глаголом в форме 1 и 2 лица (определенно-личные) .

22. Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, состояния, признак другого признака (обстоятельство) .

27. Слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью (обращение) .

30. Как называются обороты с союзами как, словно, точно, будто? (Сравнительные) .

32. Какие знаки препинания ставятся в сложных бессоюзных предложениях?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Занимательная Грамматика»

Цели:
-Повышение эффективности изучения русского языка;
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий;

Воспитание интереса к предмету.

Эпиграф.

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский

Ход игры:

Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!
Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка. Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве.

Вопрос 1.
Это Китайское слово. В европейские языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое tее, английское tеа). Русские торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток?
а) Кофе;
б) Какао;
в) Чай.

Вопрос 2.
Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево так назвали, а не по-другому? Вот послушайте. Вишня, яблоня, черемуха и многие другие деревья в пору цветения - белые. А кудрявые соцветия этого дерева выделяется своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», - говорили в народе. Как называется это дерево?
а) Береза;
б) Осина;
в) Рябина.

Вопрос 3.
Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения - Южная Америка. Коренные жители Америки - индейцы - давно заметили, что цветок всегда повернут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повернутый к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому мы называем его:
а) Ромашка;
б) Подсолнух;
в) Хризантема.

Вопрос 4.
Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умерших родителей? Что это за насекомое?
а) Бабочка;
б) Мотылек;
в) Божья коровка.

Вопрос 5.
Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое, как исполненное благодарности пожелание. Затем эти слова слились в одно слово, а слабые звуки отпали. Получилось слово светлое, красивое, доброе. Какое?
а) Пожалуйста;
б) Спасибо;
в) Благодарю.

Историю каких слов мы узнали? Предлагаю познакомиться с историей происхождения других слов. Может кто-нибудь сам захочет подготовить вопросы? В этом вам поможет словарь, но не простой, а этимологический. Этимология – наука об истории происхождения слов.

А сейчас мы продолжаем нашу игру и я предлагаю провести небольшое шуточное тестирование.

1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?

А) коровы

Б) медведя

Г) свиньи

Д) дельфина

2.Что не может быть мягким, белым и тёплым?

А) пластилин

Б) молоко

Д) одеяло

3. Саша и Коля подружились с Юрой, у которого папа – фокусник.
К какому слову в предложении относится слово который?
А) Саша
Б) Коля
В) Юра
г) Папа
д) Фокусник

4.Какое из этих литературных произведений не сказка?

А) «Кот в сапогах» Шарля Перро

Б) «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова

В) «Гадкий утёнок « Г.Х. Андерсена

Г) «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен

Д) «Лягушка –путешественница» В. Гаршина

5.Какое из этих слов по общему смыслу выпадает из общего ряда?

А) перевезти

Б) переплыть

В) перемолоть

Г) перейти

Д) перебросить

6.Что не принято называть глубоким?

А) уважение

7.Какое из этих слов выпадает по смыслу из общего списка:

А) автобаза

Б) автомобиль

В) автослесарь

Г) автодорога

Д) автопортрет

8.Мария – машет, Прасковья – пашет, Елена – ленится, Евгений – женится, а Павел?

Б) ленится

Г) борется

Д) женится

Физминутка.

Будем вместе веселиться

И резвиться, и играть,

И вниманье проверять.

Вы же будьте начеку:

Если в тексте ошибёмся,

Вы похлопайте в ладоши.

Коль порядок со словами,

Вы потопайте ногами.

Колокольчики звонят: хрум-хрум-хрум.

Лает пёсик во дворе: мяу-мяу-мяу.

Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу.

Утки серые кричат: кря-кря-кря.

Козлик серенький кричит: му-му-му.

-Следующий этап: школьные загадки.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.

На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.

Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

_Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом

Нави Волырк?

В русском языке существуют устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей. Это –фразеологизмы.
Жить на широкую ногу

Знаете ли вы, что в 15 веке в Западной Европе знатность определялась…длиной башмака?
Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в 2 фута, а башмак князя - в два с половиной фута.
Вот видите, по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо "жить на большую ногу " стали говорить "жить на широкую ногу", то есть богато, не считая денег.

1 фут=30,28см

Как пить дать

По обычаю древних славян никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение " как пить дать" в значении: точно, несомненно.

В огороде бузина, а в Киеве –

А) малина

Б) дядька

В) батька

Г) терема

Какое из этих выражений означает не то, что остальные?

А)на всех парах

Б) во всю прыть

В) на всех парусах

Г) во всю глотку

Д) во весь опор

Русский язык богат меткими словами, которые характеризуют человека, его поступки. Очень часто для сравнения используют названия животных. Догадайтесь какие?

Голоден, как …..

упрям, как …

колючий, как…

Изворотлив, как…

надут, как…

здоров, как…

(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)

Ваня шел по деревне и встретил каких - то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: "Очень! Целый табун!". Мама сразу догадалась. Кто же это?

(собаки, овцы, коровы, лошади, гуси)

Студент позвонил маме: "Денег осталось очень мало, ну просто кот …"

(намяукал, намурлыкал, насмеялся, наплакал, наурчал)

Найти «заблудившуюся» букву.

Трус своей лени боится.
Сашу маслом не испортишь.

Терпение и пруд всё перетрут.
Два сапога – тара.

Минутка отдыха.

В.Гончаров "О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Вывод: Важно не только писать без ошибок, но и писать красиво, этим вы проявляете уважение к тому, кто будет читать ваши записи.

Изучение русского языка
Нелегко нам дается пока.
Но идет по земле новый век,
Должен грамотным быть человек.- Чтобы больше узнать о нашем языке, нужно многому учиться. Любите, изучайте русский язык.

Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"

Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-7 класс

Описание работы: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуально-познавательной игры "Русский язык" для учащихся 5-7 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям.
Цель : создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
1. Развитие логического и творческого мышления.
2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.
3. Развитие навыков командной работы.

Пояснительная записка.
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Использовать такую форму можно как на уроке, так и во внеклассной работе.

1 конкурс. РАЗМИНКА.
Ведущий:
Ответьте, о ком или о чем говорится.
1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник).
2) Что такое ручкохранилище? (пенал).
3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус).
4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок).
5) Как называется школьный известняк? (мел).
6) Предмет, опровергающий поговорку «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик).
7) Слово белый по отношению к слову черный (антоним).
8) Пишется так же, но смысл другой (омоним).
9) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень).
10) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс).
11) В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О да.)
12) Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей» (глагол).

2 Конкурс. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
Ведущий:
Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к
поговоркам.
1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
3. У него глаза велики... (у страха).
4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина).
7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).

3 Конкурс. «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»
Ведущий:
Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле... АВТОРУЧКА
Этот пони – день недели... ПОНЕДЕЛЬНИК
Этот плот – из полотна... ПОЛОТЕНЦЕ
Этот рак сильней слона... ТРАКТОР
Эта марка ест бананы... МАРТЫШКА
Этот сыр – с лесной поляны... СЫРОЕЖКА

4 Конкурс. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ.
Ведущий:
Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях.
Например:
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:

5 Конкурс. РЕДАКТОР.
Ведущий:
В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения.
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел).
2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе).
3) У дороги стоял пожилой гриб (старый).
4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за).
5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).

6 Конкурс. УСТНАЯ РЕЧЬ.
Ведущий:
В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

7 Конкурс. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА.
Ведущий:
читает стихотворение О. Высоцкой
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!

Ведущий:
Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
Храбрый – храбрость, сильный – сила, гордый – гордость, мудрый – мудрость, грубый – грубость, веселый – веселье, умный – ум, смелый – смелость, добрый – доброта, богатый – богатство, ленивый – лень.

Подведение итогов.

Ведущий:
Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

Всем участникам вручается брошюра "Русский язык".