Правила эксплуатации

Что такое слова в начальной форме. Что значит начальная форма слова

Что такое слова в начальной форме. Что значит начальная форма слова

Форма слова - важнейшее понятие русского языка. По ней судят о грамматическом значении, изменяемости или неизменяемости лексической единицы. Ошибки в форме слова нередки: кто-то путает ее с однокоренным словом, кто-то не знает, как образуется начальная форма, а кто-то не умеет ее изменять.

Определение понятия

Практически любой части речи свойственно изменение. Так, глагол имеет формы времени, числа или лица; существительное, прилагательное, местоимение изменяются по падежам и числам. Все эти значения заключены в словоформе. Нужная форма слова реализуется через окончание (флексию). Здесь следует ввести еще одно понятие: парадигма - это цепочка словоформ.

Например, при изменении глагола решать по временам (решаю - решал - буду решать) изменяются окончания. То же самое происходит и при изменении его по лицам: решаю - решаешь - решает; и числам: решаю - решаем, решаешь - решаете, решает - решают.

Теперь возьмем для примера именную часть речи - существительное день. Изменим его по падежам (возьмем не все, только три): день (именительный), дня (родительный), днем (творительный), о дне (предложный). Теперь по числам: день (ед.ч.) - дни (мн.ч.).

Имя прилагательное, кроме изменения по падежам и числам, возможно изменить по родам: красивый стол - красивая мебель - красивое панно .

Зная, что такое форма слова, можно сказать, что оно стоит в определенном падеже, относится к тому или иному склонению или спряжению, лицу или числу. Через это понятие слово реализуется грамматически.

К примеру, в предложении Лодка отчалила от крутого берега слово отчалила имеет форму прошедшего времени, женского рода, единственного числа, следовательно, это глагол. По окончанию мы можем сказать, что слово это - женского рода. Теперь посмотрим на слово берега . Оно отвечает на вопрос чего?, следовательно, является существительным. Кроме того, можно определить падеж (родительный), число (единственное), род (мужской) и склонение (второе).

Начальная форма

Еще одно понятие русского языка - начальная форма слова. Это закрепленное грамматическое оформление лексемы. Так оно зафиксировано в словарях. Примечательно, что у частей речи эти характеристики различны.

Существительное - именительный падеж, единственное число (пень, слушатель, книга, телефон, облако) .

Прилагательное - именительный падеж, единственное число, мужской род (деревянный, дубовый, чайный, великолепный) .

Числительное, если оно количественное, должно стоять в именительном падеже (двадцать, шесть, сто сорок один) , порядковое же, аналогично прилагательному в мужском роде, - в единственном числе, именительном падеже (двадцатый, шестой, сто сорок первый ).

Начальная форма слова-местоимения зависит от его разряда. Не секрет, что эти части речи подразделяются в зависимости от того, к какой части речи тяготеют. Поэтому для местоимений-существительных это будет форма существительного, аналогично - для местоимений-прилагательных и числительных. Исключение - местоимение, не имеющее формы именительного падежа: себя, себе, собой .

Глагол - инфинитив, т.е неопределенная форма, при которой ставятся вопросы что делать? что сделать?: (шить, стирать, иметь, сесть, взорвать, улыбнуться).

Что касается причастий, то у них начальная форма определяется согласно определению. К сожалению, это достаточно спорная часть речи: некоторые лингвисты выделяют ее в отдельную, и тогда начальная форма - единственное число, именительный падеж, мужской род (танцующий). Но если вы разделяете точку зрения ученых, считающих причастие лишь формой глагола, то в качестве начальной формы необходимо указать инфинитив (танцевать) .

Особняком от всех в этом вопросе стоят неизменяемые части речи - деепричастие и наречие. Что такое форма слова? Это его изменение. Соответственно, эти слова данной характеристики не имеют: быстро, вдвойне, горячо, рисуя, увлекшись. Тут следует сделать оговорку, как в предыдущем абзаце: если деепричастие позиционируется как глагольная форма, то его начальная форма будет инфинитивом: рисуя - рисовать .

Форма и однокоренное слово

Следует понимать, что такое форма слова, говоря об однокоренных словах. Последние образуются с помощью словообразующих морфем: приставки либо суффикса. В изменении же словоформы участвует исключительно окончание.

Для примера приведем слово человек . Изменение его формы: человека - человеку - человека - человеком - о человеке . Слова различаются лишь флексиями. Лексическое значение неизменно. Теперь подберем однокоренные слова: человечек, очеловечивание, человечность . Эти слова уже имеют различные лексические значения и отличаются друг от друга наличием суффиксов и приставок (очеловечивание).

Особые случаи

В русском языке есть особые случаи, названные «несвободность» форм - это такое явление, при котором полностью формообразующую цепочку составить невозможно.

К примеру, к слову кочерга затруднительно подобрать форму множественного числа, от прилагательного красть невозможно образовать страдательное причастие несовершенного вида по принципу рисовать - рисуемый . Зная, что такое форма слова и ее цепочка, вы избежите ошибок в этом вопросе.

Данные об авторе

Попова Светлана Ивановна

Место работы, должность:

МОУ СОШ № 4 г. Алексеевки, учитель начальных классов

Белгородская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

Цели деятельности учителя:

познавательные коммуникативные - личностные

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые ЦОР:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы.

Краткое описание:

УМК "Перспективная начальная школа"

Тема: Начальная форма слова

Цели деятельности учителя: ввести понятие «начальная форма слова»; познакомить со структурой словарной статьи; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять начальную форму слов-названий предметов.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слова, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания.

Критерии оценки компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, вырабатывать общую точку зрения благодаря работе в гурппе; личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы.

Урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните плохое настроение, а вдохните свежесть утро и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

1.Сообщение темы и целей урока.

Откройте уч. на странице содержания учебника и назовите тему урока, которая находится на с. 69.

Чем мы будем заниматься на этом уроке? (Начальная форма слова)

Чему научимся на уроке? (Научимся определять начальную форму слову)

2. Работа над каллиграфией.

начальная форма

Как вы понимаете это словосочетание?

  1. . Актуализация опорных знаний

Рассмотрите картинку в учебнике.

Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. Откройте толковый словарь и найдите слово «азбуки». Есть такое слово? (нет)

А может быть есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки». (Слово «азбука» стоит в единственном числе, а «азбуки» - во множественном числе.)

А теперь найдите слово «багажом». Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? («Багаж»). Чем она отличается от формы «багажом»? (Слово «багаж» отвечает на вопросы кто? что?, а слово «багажом» - кем? чем?).

Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы кто? что?- это слова в начальной форме.

В словарях все слова всегда стоят в начальной форме.

Откройте слова «Пиши правильно!». Прочитайте первый пять слов-названий предметов. Все ли они отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме)

3. Изучение нового материала

Откройте толковый словарь. Прочитайте словарную статью к слову «азбука».

Что за буква - и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова «азбука»: есть (кто? что?) азбука ; нет (кого? чего?) азбуки .

Какая форма слова начальная? (Азбука)

Как называется частичка слова -а, -и ? (Это окончания)

Прочитайте словарную статью к слову «багаж». Расшифруйте букву в этом слове: есть (кто? что?) багаж; нет (кого? чего?) багажа

Работа в парах

Прочитайте в упражнении 46 стихотворение О.Григорьева. найдите две разные формы одного слова.

нет высоты есть высота

Выпиши обе формы столбиком. Выделите окончания. Какая из этих форм начальная? (Высота) .

Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте, исправьте ошибки, если есть.​

Прочитайте в упр. 47 стихотворение М.Яснова.

Устно задайте вопросы к словам-названиям признаков.

Все (какое?) зеленое.

Деревья (какие?) зеленые.

Травка (какая?) зеленая

Забор (какой?) зеленый

Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания.

У слов-названий признаков одинаковые основы или нет? (Одинаковые). Значит, это разные слова или разные формы одного слова? (Разные формы одного слова).

Назовите это слово. (Зеленый)

  • У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленая, зеленый)
  • У какого слова-названия признаков окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые)

Какое окончание указывает на женский род? (-ая). На средний род? (-ое). На мужской (-ый). Слова-названия признаков изменяются по родам? (Изменяются). А слова-названия предметов? (не изменяются). Попробуйте изменить род у слов «травка» и «забор». Получилось?

4. Гимнастика для глаз

5.Закрепление изученного материала (работа в группах)

Выбираем фишки, делимся на группы. Зеленые фишки - в 1 группу, белые - во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

Дифференцированная работа

Карточка

Угадай и допиши названия животных.

Серый, хищный, жадный…….

Рыжая, хитрая, ловкая….

Косой, слабый, трусливый…..

Большой, косолапый……

Маленький, колючий……

Огромный, темно-серый, ушастый, толстокожий….

6. Словарно-орфографическая работа.

Работа в печатной тетради: задание 26

Разгадайте ребус. Свёкла. (посмотреть в словаре «Произноси правильно»)

Запомните словарные слова: билет, береза

7. Итог урока. Рефлексия.

Над какой темой урока мы работали?(Начальная форма слова)

Чему мы должны были научиться на уроке? (Определять начальную форму слова)

Шуточная картинка условно поделена на 2 части. В первой части звери чинно сидят, словно перед невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточной форме намекает на то, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.

Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.

Мне было легко выполнять…..

Я испытывал(а) трудности ……

У меня особенно получилось ….

Я бы похвалил(а) бы себя …..

Ребята, спасибо большое за участие и работу.

В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?

8. Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы № 1: №27 с. 23

Значит слова названия признаков изменяются. Чтобы определить начальную форму слова, определите вначале, к какой части речи это слово относится. Введите текст с картинки. Начальная форма у слова меркнет является слово меркнуть. Например, интересует значение слова Начальная форма наречия, как его истолковывает Словарь лингвистических терминов. Местоимения каков, таков не изменяются по падежам, значит, у них начальная форма мужской род единственного числа. Начальная форма есть у тех частей речи, которые изменяются, то есть у имн существительных, имн прилагательных, имн числительных. Для школьника это значит разобрать слово как часть речи

ФОРМА слова близкие по значению. Для этого надо выяснить его значение. WYKB0 Кто обидел Соболева? Начальная форма слова дрался катался. Начальную форму слова можно найти в словаре. Значит, это разные слова или разные формы одного слова? Для числительных начальной формой являются. это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с учебой, обмениваются знаниями, опытом и взглядами. Сорт сочных яблок удлиненной формы. Цели показать, что слова названия признаков изменяются по родам объяснить, как определить начальную форму слов признаков учить сравнивать разные формы одного и того же слова формировать умение определять начальную форму слов названий признаков

Что значит, продолжаем определять? Новый словарь русского языка. Морфемный разбор слова это выделение значимых частей морфем слова, из которых оно состоит. Официальный сайт Стас Давыдов Школьник, надевайте рейтузы! Что значит поставить в начальную форму. Определить состав слова значит выяснить, из каких морфем оно состоит. ВЫВОД Значит, слованазвания признаков прилагательные изменяются по числам, по родам, а существительные имеют тот или иной род. Разобрать глаголы как часть речи все слова и с начальной формой! ! ! ! ! ! . Начальная форма слова это такая его форма, которая выступает в. У существительных форма именительного падежа множественного числа сани, сливки

Например слово поехали начальная форма что сделать? Вопрос Пожалуйста, скажите что значит начальная форма Изучали но забыла. Ответы на вопрос Какая начальная форма к слову уйдшь? Начальной формой слов названий признаков считают форму мужского рода урока по русскому языку по теме Продолжаем определять начальную форму слов 2 класс УМК Перспективная В русском языке существуют ряды слов, которые. Вы находитесь на странице вопроса Что значит форма слова. Начальная форма слова собравшись. Что значит ослик трусит? ? Цели деятельности учителя ввести понятие начальная форма слова познакомить со структурой словарной статьи учить сравнивать разные формы одного и того же слова формировать умение определять начальную форму словназваний предметов. Что такое начальная форма прилагательного? Ты можешь быть бесконечно прав, но какой в том толк, Если женщина твоя плачет? Обычно это форма именительного падежа, единственного числа. Как правильно пишется данное слово. Русский язык Тема Начальная форма слова Цели научить учащихся определять начальную форму слов названий признаков, изменять слова названия признаков по родам научить сравнивать разные формы одного и того же слова

Такое слово обычно является производным. ПУУД осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о начальной форме слов. Идти по стопам, зубы съел, бумагу марать, лить слезы, пальчики оближешь, по шерсти гладить, свой крест, пальцем не шевельнет, как сквозь землю провалился, держать слово. ЧТО? Это начальная форма словназваний предметов. Чтобы определить начальную форму прилагательного, поставьте к слову вопрос Какой?, а также проверьте, имеет ли рассматриваемое прилагательное нужные непостоянные признаки ед.

Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой. И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.

Что такое начальная форма и как поставить в нее слово?

Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.

В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.

Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном).

У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.

Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.

Начальная форма глагола

Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив. Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать?

Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.

Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще. И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма. В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.

Что мы узнали?

Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре. У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков. При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.

Формой слова занимается морфология. Формы бывают у изменяемых слов. Одну из форм принято называть начальной. Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях.

Для существительных начальной формой является форма ед.ч., И.п., например: школа , класс , ночь .

Для прилагательных - ед.ч., м. р., например: синий , зимний , лисий .

Для числительных начальной формой являются:
для количественных - И.п., например: десять , сто ,
для порядковых - ед.ч., м.р., И.п., например: второй , сотый .

Примечание:

Для глаголов * начальной формой является неопределённая форма глагола (=инфинитив), например: улыбаться , думать , играть .

Примечание:

Для причастий начальная форма глагола определяется по-разному.

Это зависит от интерпретации природы причастия.

Если причастия определяются как особая форма глагола, то начальной формой будет неопределённая форма глагола, например: улыбаться, построить .
Если причастия определяются как самостоятельная часть речи, то начальной формой считается форма ед.ч., м.р., И.п., например: улыбающийся, построенный . Подробнее о природе причастия см.