Ремонт

Так жить нельзя! В разумности притворной. Прекрасен жизни бред, волшебны и богаты

Так жить нельзя! В разумности притворной. Прекрасен жизни бред, волшебны и богаты

ГОЛЕНИЩЕВЫ-КУТУЗОВЫ - старинный русский дворянский и графский род, ветвь дворянского рода Кутузовых, ведших своё происхождение от выехавшего в 1263 году «из Прус» в Новгород «мужа честна» Гатуша (в кре-ще-нии Гав-рии-ла).

Ро-до-на-чаль-ник Го-ле-ни-ще-вых-Ку-ту-зо-вых - Ва-си-лий Анань-ич Го-ле-ни-ще Ку-ту-зов (? - не ра-нее 1476 года), нов-го-род-ский боя-рин Не-рев-ско-го кон-ца, с 1471 года по-сад-ник, сте-пен-ной по-сад-ник (август - но-ябрь 1475 года), 26.11.1475 года аре-сто-ван и от-прав-лен в Мо-ск-ву, а за-тем в Му-ром, где и умер «в ко-ло-дах». Двое из се-ми его сы-но-вей (Ва-си-лий Ва-силь-е-вич и Ти-мо-фей Ва-силь-е-вич) ста-ли ро-до-на-чаль-ни-ка-ми двух вет-вей ро-да Го-ле-ни-ще-вых-Ку-ту-зо-вых.

В.В. Го-ле-ни-щев-Ку-ту-зов имел шесть сы-но-вей, из ко-то-рых чет-ве-ро (Сте-пан Ва-силь-е-вич, Мат-вей Ва-силь-е-вич, Кон-стан-тин Ва-силь-е-вич Уса-той и Ва-си-лий Ва-силь-е-вич) ста-ли ро-до-на-чаль-ни-ка-ми ли-ний стар-шей вет-ви ро-да.

Сы-но-вья С.В. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва (Се-мён Сте-па-но-вич и Ва-си-лий Сте-па-но-вич), в свою оче-редь, ос-но-ва-ли две ли-нии ро-да. Сын пер-во-го - Сте-пан Се-мё-но-вич (? - не ра-нее 1640), вое-во-да в Ба-лах-не (1608-1609 годы), объ-ез-жий го-ло-ва в Мо-ск-ве (1627), вое-во-да в Бо-ров-ске (1629), Ста-ри-це (1631-1634 годы), По-ше-хо-нье (1636-1637 годы). Его по-то-мок в 5-м по-ко-ле-нии - Па-вел Ва-силь-е-вич , генерал от кавалерии (1826), ко-ман-дир Ка-ва-лер-гард-ско-го пол-ка (1801-1803 годы), шеф Бе-ло-русского гу-сар-ско-го пол-ка (1803-1807 годы). Уча-ст-ник русско-турецкой вой-ны 1806-1812 годов, от-ли-чил-ся в сра-же-ни-ях под Бу-ха-ре-стом, Тур-ба-том, Жур-жей, в 1807 году во вре-мя оса-ды Из-маи-ла от-ра-зил вы-лаз-ку турецкого гар-ни-зо-на (ра-нен, на-гра-ж-дён ор-де-ном Святого Ге-ор-гия 3-й сте-пе-ни), в 1807-1809 годах в от-став-ке по бо-лез-ни, генерал-адъ-ю-тант (1810), обер-по-ли-цей-мей-стер Санкт-Пе-тер-бур-га (1810-1811 годы). В хо-де Отечественной вой-ны 1812 года ра-нен в сра-же-нии при Ост-ров-но, в сен-тяб-ре сфор-ми-ро-вал Твер-ской-Ям-ской ка-за-чий полк, в хо-де за-гра-нич-ных по-хо-дов российской ар-мии 1813-1814 годов уча-ст-во-вал в Лют-цен-ском, Бау-цен-ском, Кульм-ском сра-же-ни-ях, Лейп-циг-ском сра-же-нии 1813 года (на-гра-ж-дён зо-ло-той саб-лей с над-пи-сью «За храб-рость» с ал-ма-за-ми) и др., от-прав-лен в Санкт-Пе-тер-бург императором Алек-сан-дром I с из-вес-ти-ем о взя-тии Па-ри-жа, главный ди-рек-тор во-ен-но-учеб-ных за-ве-де-ний и Цар-ско-сель-ско-го ли-цея (1823-1826 годы), член (1823-1832 годы), председатель(1832-1841 годы) Со-ве-та о во-енных учи-ли-щах. По-сле ги-бе-ли М.А. Ми-ло-ра-до-ви-ча - санкт-пе-тербургский во-енный генерал-гу-бер-на-тор (1825-1830 годы), член Государственного со-ве-та (1825/1826 годы) и след-ст-вен-ной ко-мис-сии по де-лу де-каб-ри-стов, член По-пе-чи-тель-но-го со-ве-та уч-ре-ж-де-ний императрицы Ма-рии (1830-1832 годы). 8(20).11.1832 года воз-ве-дён в граф-ское дос-то-ин-ст-во.

Его млад-ший сын - Ар-ка-дий Пав-ло-вич , тайный советник (1853), статс-сек-ре-тарь (1858), ди-рек-тор Кан-це-ля-рии статс-сек-ре-та-риа-та Цар-ст-ва Поль-ско-го (1846-1850 годы), то-ва-рищ ми-ни-ст-ра-статс-сек-ре-та-ря Цар-ст-ва Поль-ско-го (1850-1859 годы), се-на-тор (1853), член Со-ве-та управ-ле-ния Цар-ст-ва Поль-ско-го (1858-1859 годы); пе-вец-ди-ле-тант, дружил с композитором М.И. Глин-кой .

Сын А.П. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва - Ар-се-ний Ар-кадь-е-вич , обер-гоф-мей-стер (1912), член-корреспондент (1891), почетный член (1900) Пе-тербургской АН, кор-чев-ский уезд-ный пред-во-ди-тель дво-рян-ст-ва (1877-1879 годы), то-ва-рищ управ-ляю-ще-го (1888-1889 годы) и управ-ляю-щий (1889-1893 годы) Дво-рян-ским зе-мель-ным и Кре-сть-ян-ским по-зе-мель-ным бан-ка-ми, сек-ре-тарь и заведующий Кан-це-ля-ри-ей императрицы Ма-рии Фё-до-ров-ны (1893-1913 годы). В 1905 году уча-ст-во-вал в раз-ра-бот-ке но-во-го цен-зур-но-го ус-та-ва. Из-вест-ный по-эт, на-чал пе-ча-тать-ся в 1869 году, ав-тор ря-да сбор-ни-ков сти-хов, в 1914 года опуб-ли-ко-ва-но пол-ное со-б-ра-ние его со-чи-не-ний (тома 1-4), на его сти-хи М.П. Му-сорг-ский на-пи-сал во-каль-ные цик-лы «Без солн-ца», «Пес-ни и пля-ски смер-ти», бал-ла-ду «За-бы-тый».

Из-вест-ны так-же внук и внуч-ки Пав-ла Ва-силь-е-ви-ча: Алек-сандр Ва-силь-е-вич , гоф-мар-шал (1892), уча-ст-ник русско-турецкой вой-ны 1877-1878 годов, в 1886-1892 годах со-сто-ял при германском им-пе-ра-то-ре, генерал-адъ-ю-тант (1896); Ма-рия Ва-силь-ев-на (1851-1915 годы) и Аг-лаи-да Ва-силь-ев-на (1853-1915 годы), за мно-го-лет-нюю служ-бу во фрей-ли-нах бы-ли по-жа-ло-ва-ны в ка-мер-фрей-ли-ны, а за-тем, во-пре-ки пра-ви-лам, в статс-да-мы (един-ст-вен-ный в российской ис-то-рии слу-чай по-жа-ло-ва-ния де-виц в статс-да-мы).

Сын А.В. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва - Сер-гей Алек-сан-д-ро-вич , гвар-дии по-ру-чик, пет-роградский уезд-ный пред-во-ди-тель дво-рян-ст-ва (1914-1917 годы). В го-ды Гражданской вой-ны начальник Ял-тин-ско-го уезда (1918-1920 годы), с 1920 года в эмиг-ра-ции во Фран-ции, по-сле 1945 года - в США. Из его до-че-рей, на ко-то-рых пре-сек-лась граф-ская ли-ния ро-да Го-ле-ни-ще-вых-Ку-ту-зо-вых, наи-бо-лее из-вест-на Ма-рия Сер-ге-ев-на , в 1-м бра-ке (1935-1947 годы) бы-ла за-му-жем за кня-зем императорской кро-ви Д.А. Ро-ма-но-вым , с 1935 года но-си-ла ти-тул свет-лей-шей княгини Ро-ма-нов-ской-Ку-ту-зо-вой.

Из по-том-ков В.С. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва наи-бо-лее из-вес-тен его пра-внук - Иван Боль-шой Фё-до-ро-вич (? - 1666), пат-ри-ар-ший столь-ник (1629), столь-ник (1635/1636 годы), вое-во-да в Ва-луй-ках (1648-1649 годы), Якут-ском ост-ро-ге на Ле-не (1660-1666 годы). Пра-пра-вну-ки В.С. Го-ленище-ва-Ку-ту-зо-ва (Иван Ива-но-вич и Юрий Ива-но-вич) ос-но-ва-ли ещё две ли-нии ро-да Го-ле-ни-ще-вых-Ку-ту-зо-вых Внук И.И. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва - Ил-ла-ри-он (Ла-ри-он) Мат-вее-вич (1717-1784 годы), ин-же-нер-генерал-по-ру-чик, строи-тель Крон-штадт-ско-го ка-на-ла, а поз-же ав-тор про-ек-та Ека-те-ри-нин-ско-го ка-на-ла в Санкт-Пе-тер-бур-ге, уча-ст-ник русско-турецкой вой-ны 1769-1774 годов, се-на-тор (1772-1774 годы), пер-вый пред-во-ди-тель дво-рян-ст-ва псков-ско-го на-ме-ст-ни-че-ст-ва (1777-1781 годы).

Сын по-след-не-го - М.И. Ку-ту-зов (Го-ле-ни-щев-Ку-ту-зов), воз-ве-дён-ный 29.10(10.11).1811 года в граф-ское дос-то-ин-ст-во, 29.7(10.8).1812 года - в кня-же-ское дос-то-ин-ст-во с ти-ту-лом свет-ло-сти, а 6(18).12.1812 года по-лу-чив-ший к ти-ту-лу почетное на-име-но-ва-ние «Смо-лен-ский». 8(20).12.1858 года вы-со-чай-ше ут-вер-ждён-ным мне-ни-ем Государственного со-ве-та в пе-ре-да-че кня-же-ско-го ти-ту-ла и на-име-но-ва-ния «Смо-лен-ский» по-том-кам бы-ло от-ка-за-но, вы-со-чай-шим ука-зом от 7(19).5.1859 года фа-ми-лия Го-ле-ни-ще-в-Ку-ту-зо-в пе-ре-да-на вну-ку М.И. Ку-ту-зо-ва - Пав-лу Мат-вее-ви-чу Тол-сто-му (1800-1883 годы) с пра-вом пе-ре-да-чи по на-след-ст-ву в по-ряд-ке пер-во-род-ст-ва (по-след-ний но-си-тель со-еди-нён-ной фа-ми-лии умер без-дет-ным в 1980 году).

Вну-ки Ю.И. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва: Иван Боль-шой Ти-мо-фе-евич (1721 - по-сле 1769), контр-ад-ми-рал (1769), в 1740-1760-х годах слу-жил на Балтийском фло-те, ка-пи-тан над Ре-вель-ским пор-том (1764-1769 годы); Иван Мень-шой Ти-мо-фее-вич (1729 - по-сле 1782), ка-пи-тан 1-го ран-га (1764), в 1750-е годы со-сто-ял в экс-пе-ди-ции по опи-са-нию Фин-ско-го залива и Бал-тий-ско-го моря, обер-штер-кригс-ко-мис-сар (1769-1771 годы), ве-ли-ко-луц-кий уезд-ный пред-во-ди-тель дво-рян-ст-ва (с 1777 года). Пра-внук по-след-не-го - Иван Ти-мо-фее-вич (1839-1909 годы), ка-пи-тан, харь-ков-ский го-род-ской го-ло-ва (1897-1900 годы). Его сын - Дмит-рий Ива-но-вич , пуб-ли-цист (псевдоним Дм. Илим-ский), в 1910-х годах уча-ст-во-вал в сту-денческом ре-во-люционном дви-же-нии, осу-ж-дён и вы-слан в Си-бирь, за-ни-мал-ся во-про-са-ми коо-пе-ра-тив-но-го дви-же-ния, член прав-ле-ния Общества по-лит-ка-тор-жан и ссыль-но-по-се-лен-цев, член прав-ле-ния Московского народного бан-ка (1918-1919 годы), председатель прав-ле-ния Все-российского ко-опе-ра-тив-но-го бан-ка (1921-1924 годы), торг-пред СССР в Ве-ли-ко-бри-та-нии и Ита-лии (1925-1926 годы), председатель Все-со-юз-но-го общества иностранного ту-риз-ма «Ин-ту-рист» (1927-1931 годы), Дальк-рай-пла-на (1931-1934 годы). В 1934 году ру-ко-во-дил строи-тель-ст-вом Ус-су-рий-ской железной дороги, с конца 1938 года со-труд-ник, позд-нее - заведующий эко-но-мическим от-делом газеты «Из-вес-тия». Рас-стре-лян по де-лу «Мо-ск-ва-центр», по-смерт-но реа-би-ли-ти-ро-ван в 1957 году.

По-то-мок М.В. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва в 7-м по-ко-ле-нии - И.Л. Го-ле-ни-щев-Ку-ту-зов. Его сы-но-вья: Па-вел Ива-но-вич , тайный советник (1800), почетный член пе-тербургской АН (1811), ор-ди-на-рец Г.А. По-тём-ки-на (1783-1785 годы), уча-ст-ник Гог-ланд-ско-го сра-же-ния 1788 года, член Российской ака-де-мии (с 1803 года), ку-ра-тор (1798-1803 годы) и по-пе-чи-тель (1810-1816 годы) Московского университета, се-на-тор (1805-1821 годы); с 1780-х годов - вид-ный дея-тель российского ма-сон-ст-ва, ос-но-ва-тель (1803) ло-жи «Неп-тун»; по-эт и пе-ре-вод-чик, со-из-да-тель (с Д.И. Хво-сто-вым и Г.С. Сал-ты-ко-вым) журнала «Друг про-све-ще-ния» (1804-1806 годы), почетный член общества «Бе-се-да лю-би-те-лей рус-ско-го сло-ва» (1811); литературный про-тив-ник Н.М. Ка-рам-зи-на и его шко-лы, ав-тор сборника «Сти-хо-тво-ре-ния» (части 1-4, 1803-1810 годы), пе-ре-во-дов греческих по-этов - Пин-да-ра (1804), Сап-фо (1805), Ге-сио-да (1807) и др.; Лог-гин Ива-но-вич , генерал-лейтенант по Ад-ми-рал-тей-ст-ву (1801), почетный член Пе-тербургской АН (1827), в хо-де русско-шведской вой-ны 1788-1790 годов уча-ст-во-вал в Гог-ланд-ском (1788), Ро-чен-сальм-ском (1789), Фрид-рихс-гам-ском (1790) и Вы-борг-ском (1790) морских сра-же-ни-ях. Фак-ти-че-ски ру-ко-во-дил Морским ка-дет-ским кор-пу-сом (1793-1801 годы), в 1797-1798 годах воз-глав-лял экс-пе-ди-цию по опи-са-нию Бе-ло-го моря (в 1805 году за-кон-чил со-став-ле-ние Ат-ла-са Бе-ло-го мо-ря; опубликован в 1827 году), с 1801 года генерал-ка-зна-чей и член Ад-ми-рал-тейств-кол-ле-гии, с 1804 года ру-ко-во-ди-тель Ка-зна-чей-ской экс-пе-ди-ции Ад-ми-рал-тейств-кол-ле-гии, председатель Учё-но-го комитета Мор-ско-го министерства (1827-1846 годы). За-ни-мал-ся сис-те-ма-ти-за-ци-ей ма-те-риа-лов по ис-то-рии российского фло-та, пе-ре-во-дчик и пуб-ли-цист, пе-ре-вёл на русский язык со-чи-не-ния многих пу-те-ше-ст-вен-ни-ков, в т. ч. Дж. Ку-ка (части 1-6, 1796-1800 годы), Ж.Ф. Ла-пе-ру-за (ч. 1, 1800) и др. Член Российской ака-де-мии (1800), почетный член Воль-но-го общества лю-би-те-лей сло-вес-но-сти, на-ук и ху-до-жеств (1818). Ав-тор днев-ни-ков на французском языке (не-опубликованы, со-хра-ни-лись за 1806-1820, 1823-1828, 1831-1843 годы), хра-ня-щих-ся в РНБ.

Дочь П.И. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва - Ев-до-кия (Ав-до-тья) Пав-лов-на , по-этес-са, про-за-ик, пе-ре-во-д-чи-ца, с 1831 года бы-ла за-му-жем за Ф.Н. Глин-кой , за-ни-ма-лась бла-го-тво-рительной дея-тель-но-стью, со-стоя-ла по-пе-чи-тель-ни-цей Яуз-ско-го бла-го-тво-рительного общества в Мо-ск-ве и жен-ско-го училища в Ка-ши-не, в 1859 году пе-ре-ве-ла и из-да-ла кни-гу сти-хо-тво-ре-ний Ф. Шил-ле-ра, за что из-бра-на в том же го-ду почетный член Общества лю-би-те-лей российской сло-вес-но-сти при Московском университете.

Из по-том-ков Т.В. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва из-вес-тен его внук - Ми-ха-ил Ива-но-вич (? - по-сле 1585 года), го-род-ни-чий По-лоц-ка (1571-1573 годы), уча-ст-ник по-хо-да 1577 года на Ко-лы-вань (ны-не Тал-лин), осад-ный вое-во-да в Ре-жи-це (1580-1582 годы), стре-лец-кий го-ло-ва в Хол-ме (1584-1585 годы). Три пра-вну-ка по-след-не-го (Ели-за-рий Алек-сан-д-ро-вич, Фё-дор Алек-сан-д-ро-вич и Уль-ян Алек-сан-д-ро-вич) ста-ли ро-до-на-чаль-ни-ка-ми трёх ли-ний млад-шей вет-ви ро-да. Из треть-ей ли-нии наи-боль-шую из-вест-ность по-лу-чи-ли по-то-мок У.А. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва в 6-м по-ко-ле-нии - Ни-ко-лай Иль-ич , под-пол-ков-ник Отдельного кор-пу-са жан-дар-мов, в эмиг-ра-ции - пол-ков-ник та-мо-жен-ной служ-бы Ко-ро-лев-ст-ва сер-бов, хор-ва-тов и сло-вен-цев, и его сын - Илья Ни-ко-лае-вич , фи-ло-лог, по-эт, пе-ре-во-дчик, рныйлитерату кри-тик, спе-циа-лист по ро-ман-ской и славянской фи-ло-ло-гии и срав-нительному ли-те-ра-ту-ро-ве-де-нию. В 1920-1955 годах в эмиг-ра-ции, знал 16 язы-ков, по-лу-чил в Сор-бон-не учё-ную сте-пень доктора фи-ло-ло-гии (1933), при-ват-до-цент Бел-град-ско-го университета (1934-1938 годы). В 1938 году аре-сто-ван за «со-вет-скую про-па-ган-ду», ли-шён юго-славского под-дан-ст-ва и уво-лен с государственной служ-бы, в сентябре 1939 года вос-ста-нов-лен. В 1941 году, по-сле ок-ку-па-ции Юго-сла-вии германскими вой-ска-ми, взят в за-лож-ни-ки и по-са-жен в конц-ла-герь «Ба-ни-ца», од-на-ко позд-нее ос-во-бож-дён и уво-лен с государственной служ-бы. В 1944 году ушёл в пар-ти-за-ны , уча-ст-во-вал в бо-ях за Бел-град. В 1946 году при-нял советское под-дан-ст-во, ра-бо-тал в пре-зи-диу-ме Об-ще-сла-вян-ско-го коитемта. По-сле ухуд-ше-ния от-но-ше-ний СССР с Юго-сла-ви-ей был аре-сто-ван в 1947 году, в 1949-1953 годах на-хо-дил-ся в за-клю-че-нии в юго-славской тюрь-ме. С 1954 года ра-бо-тал в по-соль-ст-ве СССР в Бел-гра-де, в том же го-ду уе-хал в Венг-рию, в 1954-1955 годах профессор русского языка в Институте имени В.И. Ле-ни-на Бу-да-пешт-ско-го университета. В 1955 году вер-нул-ся в СССР, стар-ший на-учный со-труд-ник ИМЛИ АН СССР (с 1955 года), профессор фи-ло-ло-гического факультета МГУ имени М.В. Ло-мо-но-со-ва (1956-1958 годы), член ред-кол-ле-гии се-рии «Ли-те-ра-тур-ные па-мят-ни-ки». Ав-тор тру-дов «Италь-ян-ское Воз-ро-ж-де-ние и сла-вян-ские ли-те-ра-ту-ры XV-XVI веков» (1963), «Дан-те» (1967), «Твор-че-ст-во Дан-те и ми-ро-вая куль-ту-ра» (1971), «Сред-не-ве-ко-вая ла-тин-ская ли-те-ра-ту-ра Ита-лии» (1972), «Сла-вян-ские ли-те-ра-ту-ры» (1973), «Ро-ман-ские ли-те-ра-ту-ры» (1975) и др., сбор-ни-ков сти-хов, множества кри-тических ста-тей, под-го-то-вил к из-да-нию «Эпос серб-ско-го на-ро-да» (1963).

Род Го-ле-ни-ще-вых-Ку-ту-зо-вых за-пи-сан в дво-рян-ские ро-до-слов-ные кни-ги Ви-теб-ской (6-я часть), Мо-с-ков-ской (5-я), Нов-го-род-ской (6-я), Псков-ской (2-я, 3-я и 6-я), Санкт-Пе-тербургской (5-я), Тав-ри-че-ской (6-я), Твер-ской (2-я, 5-я и 6-я), Харь-ков-ской (2-я) и Яро-слав-ской (6-я) гу-бер-ний.

Иллюстрации:

Фото. А.А. Го-ле-ни-щев-Ку-ту-зов. Архив БРЭ;

П.В. Го-ле-ни-щев-Ку-ту-зов. Портрет работы мастерской Дж. Доу. 1819-1825 годы. Военная галерея Зимнего дворца. Эрмитаж (Санкт-Петербург). Архив БРЭ;

Герб ро-да гра-фов Го-ле-ни-ще-вых-Ку-ту-зо-вых. Архив БРЭ;

Герб дво-рян-ско-го ро-да Го-ле-ни-ще-вых-Ку-ту-зо-вых. Архив БРЭ;

П.И. Го-ле-ни-щев-Ку-ту-зов. Порт-рет ра-бо-ты не-из-ве-ст-но-го ху-дож-ни-ка. 1-я половина XIX века. Архив БРЭ.

(1913-02-10 ) (64 года) Гражданство:

Российская империя

Род деятельности: Язык произведений: Дебют:

поэма «Гашиш»

в Викитеке.

Граф Арсе́ний Арка́дьевич Голени́щев-Куту́зов (26 мая (7 июня) 1848, Царское Село - 28 января (10 февраля) 1913, Петербург) - русский поэт, прозаик, публицист.

Биография

В 1891 году он был избран членом-корреспондентом Академия наук по отделению русского языка и словесности, в 1900 году - почётным академиком, в 1905 году - действительным членом Академии наук.

Его литературный дебют состоялся в 1869 году (стихи в журнале «Заря»); известность же пришла в середине 1870-х годов, когда он печатался в журналах «Дело » и «Вестник Европы » . В 1873 году сблизился с В. В. Стасовым , стал завсегдатаем его музыкальных собраний. При содействии Стасова опубликовал поэму «Гашиш» (1875), которая вызвала многочисленные рецензии, в том числе и сдержанный отклик И. С. Тургенева . Был близким другом и творческим единомышленником М. П. Мусоргского . На стихи Голенищева-Кутузова композитор написал вокальные циклы «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875-1877), балладу «Забытый» (1874), романс «Видение» (1877); Голенищев-Кутузов написал либретто оперы «Сорочинская ярмарка ».

После женитьбы в 1876 году на дочери генерал-майора Ольге Андреевне Гулевич образ жизни А. А. Голенищева-Кутузова изменился. Живя вплоть до 1888 года в родовом имении Шубино, в Тверской губернии , он увлёкся уездной дворянской деятельностью и хозяйственными делами .

Широкую литературную известность ему принёс первый сборник стихотворений «Затишье и буря» (1878). Отдельным изданием вышла драматическая хроника «Смута (Василий Шуйский)» (1879), которую он написал под впечатлением «Бориса Годунова» Мусоргского.

В стихотворном сборнике «Затишье и буря» и в сборнике «Стихотворения» (1884) преобладали религиозно-мистические настроения, которым сопутствовали созерцательность, бесстрастность, скептицизм, разочарование («К Мефистофелю»); он искал отдохновения в красоте - «где бы и в чём бы она ни проявлялась: в окружающей ли природе, в людях, или в области отвлеченной мысли». В сборник стихов 1884 года были включены драматическая сцена «Смерть Святополка», поэмы «Дед простил», «Рассвет», «Старые речи». Эти лирические поэмы, по мысли В. С. Соловьёва , связаны между собой как последовательные ступени в развитии одних и тех же «буддийских настроений»: он выступает здесь как «поэт смерти и Нирваны» . Однако «буддийские настроения» поэзии Голенищева-Кутузова - это не столько поэтизация смерти, сколько осознание безмерной власти природы и ничтожества человека перед ней. Здесь - трагическая доминанта его творчества, предвосхищавшая многие искания поэтов XX века, в частности А. А. Блока и А. Белого .

В 1890-е годы Голенищев-Кутузов в Петербурге становится центральной фигурой салонно-аристократических литературных кругов (в т. ч. «пятниц» К. К. Случевского). В 1894 году вышло собрание стихотворений Голенищева-Кутузова в двух томах . В 1905 году вышело трёхтомное собрание сочинений; в первый том были включены все лирические стихотворения, во второй - поэмы, в третий - драматические произведения. В это время он начал работать над трилогией в прозе «Даль зовет. Из воспоминаний скитальца» , которая содержит мысли о прошлом и современном состоянии европейской цивилизации, «неприемлемой для России». Он полагал, что идеи французской революции, «взятые напрокат», вносят в жизнь русского народа «лишь борьбу, смуту и разорение».

В 1912 году выпустил сборник стихотворений «На закате» и прозаический сборник «На летучих листках», окрашенные пессимистическим философствованием, фатализмом и пессимизмом по поводу будущего России. В 1914 году вышло посмертное собрание сочинений в 4 томах.

В советское и постсоветское время сочинения Голенищева-Кутузова не переиздавались. Дореволюционные издания его творческого наследия ныне представляют библиографическую редкость.

А. А. Голенищев-Кутузов считался знатоком и ценителем живописи, он разыскивал, приобретал и восстанавливал картины старых мастеров, собрав у себя дома целую картинную галерею. В связи с собранием картин Голенищева-Кутузова, состоявшей из картин старинной голландской, нидерландской и итальянской школы, Н. К. Рерих писал: «У всех вещей есть своя аура. Чуткий дух подбирает в окружающих предметах близкую ауру» .

Примечания

Литература

  • Николаева Л.А. Голенищев-Кутузов // Русские писатели. Т.1. М., 1989, с.603-604.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шаповалов М. А. «Мне Бог дал слово…» // Московский журнал . - 2012. - № 1. - С. 2-7. - ISSN 0868-7110 .
  • Высоцкий И. Поэзия гр. А. А. Голенищева-Кутузова. - Рига, 1913.

Ссылки

  • Голенищев-Кутузов, Арсений Аркадьевич на «Родоводе» . Дерево предков и потомков

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 7 июня
  • Родившиеся в 1848 году
  • Умершие 10 февраля
  • Умершие в 1913 году
  • Поэты по алфавиту
  • Поэты России
  • Выпускники Четвёртой Московской гимназии
  • Голенищевы-Кутузовы
  • Родившиеся в Пушкине (Санкт-Петербург)
  • Русские писатели по алфавиту
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Русские писатели XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Голенищев-Кутузов, Арсений Аркадьевич" в других словарях:

    Голенищев Кутузов Арсений Аркадьевич, граф известный поэт (1848 1913). В 1876 г. учился в Петербургском университете на юридическом факультете, некоторое время был корчевским уездным предводителем дворянства и в 1877 88 годы председателем… … Биографический словарь

    - (1848 1913), русский поэт. В лирике (сборники «Затишье и буря», 1878; «Стихотворения», 1884; «На закате», 1912) религиозно философские мотивы, ориентация на «классическую» форму стиха. Почвеннические идеи в прозаических произведениях («Даль зовет … Энциклопедический словарь

    - (1848 1913) русский поэт. В лирике (сборники Затишье и буря, 1878; Стихотворения, 1884; На закате, 1912) религиозно философские мотивы, ориентация на классическую форму стиха. Почвеннические идеи в прозаических произведениях (Даль зовет. Из… … Большой Энциклопедический словарь

    - [граф, 1848 1913] поэт. Начал печататься в 1869. Кроме большого числа лирических стихотворений Г. К. написал лирические поэмы "Гашинг", "Старики", "Сказка ночи", "Майский день", "В тумане",… … Большая биографическая энциклопедия

    ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич - (1848—1913), граф, русский поэт. Почетный акад. Петерб. АН (1900). Лирика, поэмы («Гашиш», 1875; «Старые речи», 1879), драматич. хроника «Смута (Василий Шуйский)» (1879), ром. «Даль зовет» (1907). Мн. стихи положены на музыку.■ Соч., т.… … Литературный энциклопедический словарь

    I (граф) современный поэт. Род. в 1848 г., некоторое время был корчевским уездн. предводителем дворянства и председателем тамошнего съезда мировых судей, с 1889 г. управляющий дворянским и крестьянским земельными банками. Литературную… …

    - (граф) поэт. С 1900 г. почетный академик. Управлял государственными дворянским и крестьянским земельными банками (до 1895 г.). В 1895 г. назначен секретарем Государыни Императрицы Марии Федоровны и управляющим канцелярией Ее Величества. В 1904… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич, граф - (1848 1913) популярный поэт конца XIX в., автор множества лирических стихотворений, ряда лирическх поэм (Гашиш, Старики, Сказка ночи, Майский день, В тумане, Рассвет и др.) и драматических сцен в стихах (Смута, Смерть Святополка) … Словарь литературных типов

    Арсений Аркадьевич, граф (1848 1913) поэт. Начал печататься в 1869. Кроме большого числа лирических стихотворений Г. К. написал лирические поэмы «Гашиш», «Старики», «Сказка ночи», «Майский день», «В тумане», «Рассвет», «Яромир и Предслав»,… … Литературная энциклопедия

    Голенищев Кутузов известный дворянский и графский род Российской империи Голенищев Кутузов, Арсений Аркадьевич (1848 1913) поэт. Голенищев Кутузов, Дмитрий Иванович (1885 1938) советский государственный деятель, торгпред в Англии и… … Википедия


После смерти отца, в 1859 году семья переехала в Москву, где в 1865 году Арсений с золотой медалью окончил 4-ю гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета . В 1869 году продолжил обучение вПетербургском университете , который окончил в 1871 году кандидатом прав. Служил (с перерывами) в Государственной канцелярии. В 1889 году — управляющий Дворянским и Крестьянским поземельным банками. С 1895 года до конца жизни возглавлял личную канцелярию императрицы Марии Фёдоровны .


В 1891 году он был избран членом-корреспондентом Академия наук по отделению русского языка и словесности, в 1900 году — почётным академиком, в 1905 году — действительным членом Академии наук.


Его литературный дебют состоялся в 1869 году (стихи в журнале «Заря»); известность же пришла в середине 1870-х годов, когда он печатался в журналах «Дело » и «Вестник Европы ». В 1873 году сблизился с В. В. Стасовым , стал завсегдатаем его музыкальных собраний. При содействии Стасова опубликовал поэму (1875), которая вызвала многочисленные рецензии, в том числе и сдержанный отклик И. С. Тургенева . Был близким другом и творческим единомышленником М. П. Мусоргского . На стихи Голенищева-Кутузова композитор написал вокальные циклы «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875—1877), балладу «Забытый» (1874), романс «Видение» (1877); Голенищев-Кутузов написал либретто оперы «Сорочинская ярмарка ».


После женитьбы в 1876 году на дочери генерал-майора Ольге Андреевне Гулевич образ жизни А. А. Голенищева-Кутузова изменился. Живя вплоть до 1888 года в родовом имении Шубино , в Тверской губернии , он увлёкся уездной дворянской деятельностью и хозяйственными делами.


Широкую литературную известность ему принёс первый сборник стихотворений «Затишье и буря» (1878). Отдельным изданием вышла драматическая хроника «Смута (Василий Шуйский)» (1879), которую он написал под впечатлением «Бориса Годунова» Мусоргского.


В 1890-е годы Голенищев-Кутузов в Петербурге становится центральной фигурой салонно-аристократических литературных кругов (в т. ч.«пятниц» К. К. Случевского). В 1894 году вышло собрание стихотворений Голенищева-Кутузова в двух томах. В 1905 году вышело трёхтомное собрание сочинений; в первый том были включены все лирические стихотворения, во второй — поэмы, в третий — драматические произведения. В это время он начал работать над трилогией в прозе «Даль зовет. Из воспоминаний скитальца», которая содержит мысли о прошлом и современном состоянии европейской цивилизации, «неприемлемой для России». Он полагал, что идеи французской революции, «взятые напрокат», вносят в жизнь русского народа «лишь борьбу, смуту и разорение».В стихотворном сборнике «Затишье и буря» и в сборнике «Стихотворения» (1884) преобладали религиозно-мистические настроения, которым сопутствовали созерцательность, бесстрастность, скептицизм, разочарование («К Мефистофелю»); он искал отдохновения в красоте — «где бы и в чём бы она ни проявлялась: в окружающей ли природе, в людях, или в области отвлеченной мысли». В сборник стихов 1884 года были включены драматическая сцена «Смерть Святополка», поэмы «Дед простил», «Рассвет», «Старые речи». Эти лирические поэмы, по мысли В. С. Соловьёва , связаны между собой как последовательные ступени в развитии одних и тех же «буддийских настроений»: он выступает здесь как «поэт смерти и Нирваны». Однако «буддийские настроения» поэзии Голенищева-Кутузова — это не столько поэтизация смерти, сколько осознание безмерной власти природы и ничтожества человека перед ней. Здесь — трагическая доминанта его творчества, предвосхищавшая многие искания поэтов XX века, в частности А. А. Блока и А. Белого .


В 1912 году выпустил сборник стихотворений «На закате» и прозаический сборник «На летучих листках», окрашенные пессимистическим философствованием, фатализмом и пессимизмом по поводу будущего России. В 1914 году вышло посмертное собрание сочинений в 4 томах.


В советское и постсоветское время сочинения Голенищева-Кутузова не переиздавались. Дореволюционные издания его творческого наследия ныне представляют библиографическую редкость.


А. А. Голенищев-Кутузов считался знатоком и ценителем живописи, он разыскивал, приобретал и восстанавливал картины старых мастеров, собрав у себя дома целую картинную галерею. В связи с собранием картин Голенищева-Кутузова, состоявшей из картин старинной голландской, нидерландской и итальянской школы, Н. К. Рерих писал: «У всех вещей есть своя аура. Чуткий дух подбирает в окружающих предметах близкую ауру».

Страница:

Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич (26.05 .1848 — 28.01.1913), поэт. Родился в Царском Селе. В 1871 окончил Петербургский университет. Поступил на государственную службу. С 1895 до конца жизни возглавлял личную канцелярию имп. Марии Федоровны.

Стоял на твердых православно-монархических позициях, разделял идеологию славянофилов. Общественная позиция Голенищева-Кутузова определилась в сборнике «Затишье и буря» (СПб., 1878), а также в сборнике «Стихотворения» (СПб., 1884), который в художественном отношении уступал первому и отличался более откровенной славянофильской тенденцией: «...предрекания родине небывалого могущества и славы, обеты смиренья, сетованья о том, что мы порвали связь с прошлым нашей отчизны и нашего народа — кому это неизвестно, кому это не успело надоесть?» (С. Я. Надсон). В стихотворениях этого периода преобладают религиозно-мистические настроения, проникнутые фатализмом, отрешенностью от реальной жизни и борьбы («Как странник под гневом палящих лучей»). Устремления за грань земной жизни, туда, «где тихий свет иного бытия», «где отдых, и тень, и любовь, и привет, каких на земле не бывало и нет», призывы к созерцанию и покою делали Голенищева-Кутузова истинно православным поэтом.

Так жить нельзя! <...>
Нет, други, нет – так дольше жить нельзя!

Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич

Истинный пафос поэзии Голенищева-Кутузова в стихотворениях: «Прекрасен жизни бред», «Прошумели весенние воды», «Снилось мне утро лазурное чистое», «Обнял землю мрак волшебный». Поэзия Голенищева-Кутузова, по словам В. Брюсова, «в ее целом, говорит нам, что поэт вовсе не отрицал мира, что он любил красоту земли и жизни, что его приветы смерти, в сущности, сводятся к признанию гр. Ал. Толстого: “Гляжу с любовью я на землю / Но выше просится душа...”».

В 1904—05 Голенищев-Кутузов работал над трилогией в прозе (не окончена): «Даль зовет. Из воспоминаний скитальца» (СПб., 1907), «Жизнь зовет», «Бог зовет». По жанру это путевые очерки, в которых Голенищев-Кутузов от лица вымышленного героя, странствующего по Европе, излагает, помимо художественных впечатлений, мысли о прошлом и современном состоянии европейской цивилизации, неприемлемой для России. Возрождая старые споры с либеральными западниками, Голенищев-Кутузов развивал концепцию русского почвенничества, полемизировал с идеями французской революции, считал, что «взятые напрокат» для России, они вносят в «государственную и бытовую жизнь народа лишь борьбу, смуту и разорение».

Граф Арсе́ний Арка́дьевич Голени́щев-Куту́зов (26 мая (7 июня) 1848, Царское Село - 28 января (10 февраля) 1913, Петербург) - русский поэт, прозаик, публицист. Внук генерала П. В. Голенищева-Кутузова, получившего в 1832 году потомственно графское достоинство.

Биография

После смерти отца, в 1859 году семья переехала в Москву, где в 1865 году Арсений с золотой медалью окончил 4-ю гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1869 году продолжил обучение в Петербургском университете, который окончил в 1871 году кандидатом прав. Служил (с перерывами) в Государственной канцелярии. В 1889 году - управляющий Дворянским и Крестьянским поземельным банками. С 1895 года до конца жизни возглавлял личную канцелярию императрицы Марии Фёдоровны.

В 1891 году он был избран членом-корреспондентом Академия наук по отделению русского языка и словесности, в 1900 году - почётным академиком, в 1905 году - действительным членом Академии наук.

Его литературный дебют состоялся в 1869 году (стихи в журнале «Заря»); известность же пришла в середине 1870-х годов, когда он печатался в журналах «Дело» и «Вестник Европы». В 1873 году сблизился с В. В. Стасовым, стал завсегдатаем его музыкальных собраний. При содействии Стасова опубликовал поэму «Гашиш» (1875), которая вызвала многочисленные рецензии, в том числе и сдержанный отклик И. С. Тургенева. Был близким другом и творческим единомышленником М. П. Мусоргского. На стихи Голенищева-Кутузова композитор написал вокальные циклы «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875-1877), балладу «Забытый» (1874), романс «Видение» (1877); Голенищев-Кутузов написал либретто оперы «Сорочинская ярмарка».

После женитьбы в 1876 году на дочери генерал-майора Ольге Андреевне Гулевич образ жизни А. А. Голенищева-Кутузова изменился. Живя вплоть до 1888 года в родовом имении Шубино, в Тверской губернии, он увлёкся уездной дворянской деятельностью и хозяйственными делами.

Широкую литературную известность ему принёс первый сборник стихотворений «Затишье и буря» (1878). Отдельным изданием вышла драматическая хроника «Смута (Василий Шуйский)» (1879), которую он написал под впечатлением «Бориса Годунова» Мусоргского.

В стихотворном сборнике «Затишье и буря» и в сборнике «Стихотворения» (1884) преобладали религиозно-мистические настроения, которым сопутствовали созерцательность, бесстрастность, скептицизм, разочарование («К Мефистофелю»); он искал отдохновения в красоте - «где бы и в чём бы она ни проявлялась: в окружающей ли природе, в людях, или в области отвлеченной мысли». В сборник стихов 1884 года были включены драматическая сцена «Смерть Святополка», поэмы «Дед простил», «Рассвет», «Старые речи». Эти лирические поэмы, по мысли В. С. Соловьёва, связаны между собой как последовательные ступени в развитии одних и тех же «буддийских настроений»: он выступает здесь как «поэт смерти и Нирваны». Однако «буддийские настроения» поэзии Голенищева-Кутузова - это не столько поэтизация смерти, сколько осознание безмерной власти природы и ничтожества человека перед ней. Здесь - трагическая доминанта его творчества, предвосхищавшая многие искания поэтов XX века, в частности А. А. Блока и А. Белого.

В 1890-е годы Голенищев-Кутузов в Петербурге становится центральной фигурой салонно-аристократических литературных кругов (в т. ч. «пятниц» К. К. Случевского). В 1894 году вышло собрание стихотворений Голенищева-Кутузова в двух томах. В 1905 году вышело трёхтомное собрание сочинений; в первый том были включены все лирические стихотворения, во второй - поэмы, в третий - драматические произведения. В это время он начал работать над трилогией в прозе «Даль зовет. Из воспоминаний скитальца», которая содержит мысли о прошлом и современном состоянии европейской цивилизации, «неприемлемой для России». Он полагал, что идеи французской революции, «взятые напрокат», вносят в жизнь русского народа «лишь борьбу, смуту и разорение».

В 1912 году выпустил сборник стихотворений «На закате» и прозаический сборник «На летучих листках», окрашенные пессимистическим философствованием, фатализмом и пессимизмом по поводу будущего России. В 1914 году вышло посмертное собрание сочинений в 4 томах.

В советское и постсоветское время сочинения Голенищева-Кутузова не переиздавались. Дореволюционные издания его творческого наследия ныне представляют библиографическую редкость.

А. А. Голенищев-Кутузов считался знатоком и ценителем живописи, он разыскивал, приобретал и восстанавливал картины старых мастеров, собрав у себя дома целую картинную галерею. В связи с собранием картин Голенищева-Кутузова, состоявшей из картин старинной голландской, нидерландской и итальянской школы, Н. К. Рерих писал: «У всех вещей есть своя аура. Чуткий дух подбирает в окружающих предметах близкую ауру».

Член Русского собрания.