Установка/Настройка

Как применять блоки из арболита. Рембрандт-освещение - классическая схема портретного освещения

Как применять блоки из арболита. Рембрандт-освещение - классическая схема портретного освещения

Для создания классического портрета фотографу нужно учитывать сразу несколько важных факторов, а именно: схему освещения, соотношение источников освещения, точку съемки, разворот лица. В этой статье речь пойдет о схемах освещения: что это такое, почему они важны, и как ими пользоваться.

Без бликов глаза станут темными и безжизненными. Поэтому белая точка должна быть хотя бы в одном из глаз модели. Обратите внимание, что блик освещает глаз в целом и подчеркивает зрачок.

2. Освещение типа «Петля»

При освещении типа «Петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему света, нужно установить источник света чуть выше уровня глаз модели и расположить его в 30-45 градусах от камеры (угол установки света зависит от типа лица).

Посмотрите на фотографию выше: на левой щеке есть небольшая тень от носа. Однако при «петле» тень от носа НЕ касается тени от самой щеки. Тень должна быть маленькой и смотреть вниз. При этом источник света не стоит устанавливать слишком высоко, иначе тени станут некрасивыми, а из глаз исчезнут блики. Схема освещения «петля» — один из самых популярных видов освещения портрета, поскольку свет легко расставить, и он подходит большинству моделей.

На этой схеме черный фон – это деревья на фоне моделей. Солнце светит из-за деревьев, но зелень находится в тени. Слева от камеры установлен белый лайт-диск, который отражает свет на лица молодоженов. Необязательно, чтобы на лайт-диск падали лучи солнца, даже без них можно хорошо осветить лица. Меняйте положение лайт-диска, чтобы получить нужное направление света. Для освещения типа «Петля» отражатель был установлен в 30-45 градусах от камеры, выше уровня глаз моделей, чтобы «петля» тени от носа была направлена в сторону губ.

Примечание : Очень часто начинающие фотографы устанавливают отражатель ниже уровня глаз моделей и направляют его вверх. Это приводит к тому, что лица освещаются в неестественном направлении света – снизу вверх. Не допускайте таких ошибок.

3. Свет Рембрандта

Свет Рембрандта назван в честь художника Рембрандта, который часто использовал такой вид освещения для портретов. Для его автопортрета, опубликованного выше, использован именно такой свет. Освещение Рембрандта узнают по световому треугольнику на щеке модели. В отличие от «петли», где тень от носа и тень щеки не касаются друг друга, в этой схеме освещения они сливаются, в результате чего на щеке появляется небольшой освещенный «треугольник». Чтобы портрет был правильно освещен, нужно, чтобы блик от источника света был виден в обоих глазах модели. Эта схема используется для выразительных и эмоциональных портретов.

Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку. Эта схема подходит не для всякого лица. Такой свет идет человеку с высокими или выраженными скулами. Для портретов людей с маленьким носом или плоской переносицей такой свет поставить сложно. Кроме того, вам не следует строго придерживаться той или иной схемы освещения. Если вы сумели подчеркнуть все преимущества внешности тем или иным светом, значит, он подходит модели. Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна — в плане освещения он предоставляет все для фотографа , при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.

4. Освещение «Бабочка»

Название «бабочка» эта схема получила из-за того, что при таком освещении под носом модели появляется тень в виде бабочки. Источник рисующего света устанавливается выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съемки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком. Такой свет хорошо подходит моделям среднего и преклонного возраста, поскольку морщины на лице не выделяются так сильно, как при боковом освещении.

Для «бабочки» рисующий источник света нужно поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели (все зависит от типа лица). Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели (часто лайт-диск дают в руки модели). Такой тип освещения лучше подходит моделям с выраженными скулами и худым лицом. Моделям с круглым и полным лицом лучше подходит освещение типа «петля» или раздельный свет. Имея в наличии только отражатель или свет из окна, такую схему трудно смоделировать. Чаще всего требуется источник более , такой как солнце или вспышка, чтобы тень под носом получилась более выразительной.

5. Световой полуоборот

Говоря о световом полуобороте, имеют в виду не схему освещения, а, скорее, тип освещения. Любая из выше описанных схем освещения может быть смоделирована либо со световым, либо с теневым полуоборотом, будь то «петля», свет Рембрандта или раздельный свет.

При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица (которая смотрит в камеру) освещена основным источником света. Таким образом, освещенной оказывается большая площадь лица, а в тени остается меньшая часть лица. Световой полуоборот иногда используется для портретов в «высоком ключе». При этом типе освещения лицо человека становится зрительно шире (отсюда и название), поэтому его используют для съемки моделей с худым лицом. Большинство людей, тем не менее, хотят выглядеть на фотографии худее, поэтому такая схема не подойдет для освещения моделей с полным или круглым лицом.

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

6. Теневой полуоборот

Теневой полуоборот – тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращенная на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень. Такой тип освещения часто используют для портретов в «низком ключе». При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объемной. Теневой полуоборот можно использовать для съемки большинства людей.

Обратите внимание, что на этой фотографии лучше освещена часть лица, которая зрительно меньше и находится дальше от камеры. Вывод: при теневом полуобороте зрительно крупная часть лица обращена в тень.

Что с этим делать?

Как только вы поймете разницу между схемами и типами освещения, можно приступать к практике. Чтобы подобрать нужную схему света для модели, нужно изучить ее лицо. Таким же образом подбирается настроение портрета, заданное светом. Портрет модели с круглым лицом для студенческой виньетки и портрет музыкальной группы, члены которой хотят выглядеть гордо и профессионально, должны освещаться различными способами. Зная основные схемы освещения, понимая направление и качества света, а также соотношение разных источников света (о чем мы поговорим в следующей статье), вы будете хорошо подготовлены к любой съемке.

Конечно, гораздо проще изменить схему света, перемещая его искусственные источники в студии. С солнечным светом и светом от окна все сложнее – их невозможно передвинуть. Поэтому вместо смещения света, нужно попросить модель развернуться, либо самому выбрать другую точку съемки.

Практическое задание

Найдите модель (желательно человека, а не собаку или кошку) и попытайтесь воспроизвести каждую из схем освещения, о которых вы сегодня узнали:

  • «Бабочка»
  • «Петля»
  • Свет Рембрандта
  • Раздельный свет

Не забудьте снять портреты как со световым, так и с теневым полуоборотом для каждой схемы, если это возможно. Во время этой съемки не заостряйте внимание на других факторах (мощность света, заполняющий свет и т.д.), приложите все усилия к усвоению самих схем. Используйте свет из окна, солнечный свет или обычный свет в комнате и обязательно наблюдайте за тем, как он обрисовывает лицо (я советую не использовать вспышки первое время, поскольку на них сложнее учиться – направление и характер света неясны до тех пор, пока не снята фотография). Кроме того, попробуйте для начала снять портреты в фас (как на паспорт), без поворота головы, за исключением портретов, для которых вам потребуется получить световой или теневой полуоборот.

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

  1. Блик;
  2. Свет;
  3. Полутень;
  4. Собственная тень;
  5. Рефлекс;
  6. Падающая тень.

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

  1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
  2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
  3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень .
  4. Собственная тень — это самая темная часть предмета.
  5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс . Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
  6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Привет, друзья! В этом материале, из цикла о студийной съемке для начинающих, я расскажу вам о женском портрете, почему для такого вида съемки можно использовать как мягкое, так и жесткое освещение (в отличие от портрета мужского), чего при съемке женщин делать крайне нежелательно и покажу не слишком сложные световые схемы для съемки женского портрета в студии, которые, я уверен, смогут освоить на практике даже новички.

Итак, фотографируя женщину, нам важно передать... что? Правильно, ее женственность! А еще природную красоту, нежность, чувственность, плавность линий тела, выразительность взгляда. Обязательно в фотографии раскрыть характер и индивидуальность — ведь нет на свете двух одинаковых женщин, впрочем, как и мужчин:)

Важно подчеркнуть то, что присуще именно этой женщине, на которую вы смотрите сквозь объектив видоискателя — в чем ее особенность? Это может быть застенчивость и скромность, а может быть эмоциональность, артистичность или даже крутой нрав и желание быть королевой в любой ситуации.

Найдите отправную точку. Что нужно для того, чтобы сделать естественный, натуральный и живой портрет? Расположить к себе модель. Когда между вами возникла доверительная обстановка, можно начинать съемку — так вам будет легче сообразить, в каком направлении двигаться при создании женского портрета.

Если вы читали предыдущую статью, в которой я рассказывал о специфике мужского портрета, то знаете, что залогом успеха такой съемки является использование жесткого света. Для женского портрета в большинстве случаев подходит мягкий свет, без резких переходов от света к тени, с низким контрастом. Почему? Именно мягкий, заполняющий свет подчеркнет все достоинства лица и тела, не акцентируя внимание зрителя на неровностях фактуры кожи — т.к. людей с идеальной кожей не очень много, это весьма важный аспект.

Также для съемки женского портрета может быть использован жесткий свет. Наибольшую популярность такой подход к съемке характерен для fashion-индустрии. Но в этом случае должна быть идея, замысел, оправдывающий использование жесткого света. А реализация выполнена безупречно.

Какие же подводные камни могут ожидать фотографа, который хочет использовать схему с рисующим светом? Да в общем-то «камень» только один, но весьма увесистый — это скользящий свет. Тот, который акцентирует внимание даже на малейших недостатках кожи. Поэтому, дорогие мои, если вы не уверены в своих силах на 100% — не рискуйте, используйте заполняющий свет. В противном случае вам наверняка придется запастись терпением, производя глубокую ретушь отснятых портретов с использованием неправильной схемы рисующего света.
Конечно, можно потратить время на поиски модели с безупречной фактурой кожи, на которую как и чем ни свети — всегда получится хороший результат. Но! Такие модели, как правило, на вес золота, бесплатно не позируют, да еще и постоянно заняты. Так что я советую первые свои шаги в студийной съемке женского портрета делать, используя мягкий свет.

Вот мы и подошли к светоформирующим насадкам на моноблоки, генерирующие заполняющее освещение в студии. Это насадки, оснащенные диффузными поверхностями: всевозможные софт-боксы и стрип-боксы, октобоксы, белые зонты на просвет. Но мало знать, какие из насадок формируют рассеянный свет, также нужно знать два простых правила: жесткость света зависит от расстояния до объекта съемки и от размера источника. Например, маленький портретный софт-бокс, стоящий на расстоянии 3 метра от модели, будет давать жесткий свет. А двухметровый октобокс в метре от модели — мягкий. И чем ближе мы будем двигать портретный софт-бокс к модели, тем более мягкий свет он будет нам давать, и соответственно, чем дальше двигается октобокс, тем более жесткий свет мы получим в результате.

Освоив эти принципы, можно не ограничиваться диффузными насадками, а поэкспериментировать с рефлекторами и портретной тарелкой — рисунок они дают отличный от диффузных насадок, а учитывая многообразие размеров и покрытия рефлекторов, дополнительных девайсов к ним — найти «свой свет» под конкретную задачу будет весьма увлекательным занятием.

Теперь пройдемся по световым схемам для съемки женского портрета в студии.

(сс) Michaлl Korchia

как это сделано:

Используется два источника света. Октобокс расположен чуть справа от модели. Высота стойки — на уровне лица. Рефлектор со шторками установлен сзади-слева от модели, высота около полутора метров, с помощью лепестков моделируется узкий луч контрового света, подсвечивая волосы и фигуру.


(сс) Sean McGrath

как это сделано:

В этой схеме используется также два источника света. Главный источник (дает более мощный импульс) — моноблок с насадкой софтбокс, он расположен перед моделью, свет направлен вниз под углом 45 градусов. Высота стойки порядка 2,5 метра. Октобокс расположен также фронтально, примерно в той же точке, что и софтбокс. Высота стойки с октобоксом — на уровне пояса модели, источник света направлен вверх под небольшим углом. Создается мягкий свето-теневой рисунок, равномерно освещающий лицо и фигуру модели. За счет больших размеров источников света и небольшого расстояния (порядка двух метров) между ними и фоном, происходит также равномерная засветка фона, с приятным виньетированием верхней части кадра.


(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

В схеме задействован один источник света — стрип-бокс, установленный на небольшом расстоянии над головой модели, строго по центру, стрип-бокс развернут вдоль линии камера-модель. За счет такого положения стрип-бокса весьма удачно расставлены акценты — главный на лицо и второстепенный — на одежду. В итоге получилась минималистичная композиция, в которой на мой взгляд, нет ничего лишнего.


(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

В этой схеме были использованы два источника света: портретная тарелка спереди, высота — чуть выше уровня глаз модели, и рефлектор за моделью на высоте около полутора метров, создающий контровой свет и засвечивающий развивающиеся волосы.


(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

Для этой фотографии был использован один источник света — портретная тарелка с сотами. Располагается источник над моделью сверху с помощью журавля или подвесной системы крепления, чтобы не мешали стойки. Тарелка направлена вниз под углом около 60 градусов. Моноблок с насадкой расположен в полуметре от лица модели.

Конечно это далеко не все световые схемы, используемые фотографами на практике для съемки женского портрета. Так как моя цель — познакомить начинающих фотографов с основами студийной съемки, в качестве примера я показал те схемы, которые, не требует большого количества источников света или навыков работы с насадками типа масок Гобо или линзы Френеля:)

Хочется верить, что для кого-то моя статья станет удачным стартом и уютной гаванью в бескрайнем океане возможностей студийной фотографии. Попутного вам ветра, дорогие друзья.

«Красивое освещение, искренность и попытка передать душу человека на фотографии - это три основных вещи, которые я стараюсь уловить на своих фотографиях. Я считаю, что даже самый обыденный сюжет может превратиться во что-то волшебное , если добавить сочных красок, красивое естественное освещение и подлинную связь с тем, кого вы фотографируете», - говорит Лиза Холловэй , замечательный портретный фотограф из Аризоны, США. Лиза не раз становилась победителем всевозможных конкурсов в жанре портретной и детской фотографии. Ее работами, особенно детскими портретами, восхищаются по всему миру.

Как Сотворить Волшебство

Больше всего я люблю фотографировать портреты самых близких мне людей - моих собственных детей. Мой 2х-летний сынишка Элликот постепенно переходит из стадии «убежать-от-фотоаппарата-как-можно-скорее» в стадию «я-могу-и-посидеть-тут-пока-ты-сделаешь-пару-кадров-если-мне-разрешат-съесть-мороженое». Я долго собиралась сфотографировать его портрет в стиле этакого деревенского мальчишки. Мне хотелось получить что-то очень простое, приковать внимание зрителя к главному герою.

На нашей ферме мы держим порядка 50 куриц, и я подумала, что было бы интересно добавить одну из них на фотографию, чтобы сделать портрет моего сына более интересным. Тем более что он обожает проводить время в курятнике или гонять кур по двору на улице. К тому же курочка-наседка выполняла стратегически важную задачу - она позволила моему сыну ощутить, что он занимается какой-то важной работой (держа курицу в руках), и это позволило мне выкроить чуть больше времени, чтобы получить один волшебный кадр.

Вам, как фотографу, работать с детьми в возрасте от 1 до 3 лет может показаться очень сложно, но вы будете награждены за свои старания. Ниже вы найдете несколько советов, как превратить детскую фотосессию в абсолютный успех:

1. Подготовка . Продумайте все детали предстоящей съемки и подготовьте все необходимое заранее - начиная с места съемки и заканчивая одеждой и реквизитом (в моем случае реквизит - это курица). В качестве одежды для своего сына я выбрала простой джинсовый комбинезон. Мне хотелось сохранить нейтральную и мягкую палитру цветов, и чтобы при этом главный герой выделялся на фотографии. И никаких отвлекающих моментов! Для съемки я выбрала самую спокойною и покладистую курицу из нашего хозяйства. Последнее, чего мне хотелось во время съемки - это укрощать злую непокорную курицу.

2. Место съемки. Для фото съемки маленьких детей выбирайте безопасное место, до которого легко добраться. Этот снимок с курицей был сделан в высокой сухой траве, которая растет на соседнем заброшенном участке недалеко от нашего дома. Я выбрала именно это место съемки, потому что оно было близко от дома, там было достаточно места, чтобы снимать на длиннофокусный объектив, а сухостой смотрелся просто потрясающе, наполняясь золотистым светом послеполуденного солнца.

Помните, что нужно искать только какой-то небольшой участок с красивым светом. При съемке на длиннофокусный объектив в кадр не попадает все остальное пространство. Камера видит только то, что вы хотите показать на фотографии. Поэтому достаточно найти красивый уголок, который будет выглядеть волшебно на фотографии.

3. Терпение. Работа с маленькими детьми требует аккуратного подхода и терпения. Много терпения. Дети могут быть очень непоседливыми, легко отвлекаться, дурачиться и иногда (точнее, почти всегда) они абсолютно не заинтересованы в том, что вы там пытаетесь сделать со своим фотоаппаратом. Превратите съемку в веселье для детей! Не бойтесь опуститься ниже, чтобы быть с ними на одном уровне, поиграйте с ними, расскажите что-то смешное, можете даже корчить рожи и издавать неприличные звуки. Делайте все, чтобы привлечь внимание детей хотя бы на несколько минут.

Но помните, что дети бывают разные. Некоторым просто нужно немного времени и личного пространства. Я обнаружила, что фотографируя на длиннофокусный объектив, я нахожусь дальше от них, не нарушаю личное пространство и в результате ребенок ведет себя более естественно. Все, что мне нужно делать - это сесть подальше и потихонечку фотографировать то, что происходит.

4. Наймите ассистента. Мой муж помогал мне во время этой съемки. Он помогал нам с курицей и старался держать моего сына на одном месте, где мне нужно было его сфотографировать. Мой сынишка мог удерживать курицу только пару минут, после этого она начинала вырываться у него из рук. Хорошо, что мой муж был рядом, и мне не надо было бегать туда-сюда, помогая малышу удержать курицу.

5. Главное вовремя притаиться. Иногда лучшие кадры получаются, когда вы просто сидите вдалеке с фотоаппаратом и ловите естественные моменты. Во время съемки портрета Элликота с курицей я сидела на приличном расстоянии с объективом 200 мм и потихонечку шептала его имя, чтобы заставить его посмотреть в мою сторону. Я была наготове, чтобы поймать тот самый момент, уловить невидимую связь с мальчиком на фотографии. Как только я увидела этот кадр на экране фотоаппарата, я сразу же поняла, что эта фотография достойна занять призовое место на конкурсе.

Ниже я приведу несколько фотографий с той же самой съемки, которые показывают естественные не наигранные моменты



Когда все ваши планы рушатся… Плывите по течению! Иногда бывает так, что дети в возрасте до 3 лет лучше всего получаются на фотографиях, если вы позволите ребенку быть самим собой. Поэтому приходится забыть все заготовки, наши любимые «сиди смирно, смотри и улыбайся на камеру». Попробуйте ничего не говорить, а просто следить за поведением ребенка через видоискатель вашего фотоаппарата. Если удача вам улыбнется, вы сможете запечатлеть несколько бесценных моментов!

Оборудование и Настройки

Я снимала этот портрет на свой Canon 5D Mark III и объектив 200 mm 2.0L. Я предпочитаю снимать на - так я нахожусь на достаточном расстоянии от ребенка, чтобы не нарушать его личное пространство, и дать ему свободу действий. К тому же снимки на длиннофокусный объектив получаются с потрясающим . Мои настройки камеры для этого конкретного кадра: ISO 400, диафрагма 2.0, выдержка 1/640 секунды. За счет съемки на открытой диафрагме с фокусным расстоянием 200 мм на фотографии объект съемки хорошо отделяется от размытого заднего плана.

Как Работать с Естественным Светом

99,9% моих фотографий сняты с окружающим естественным освещением. Мне нравится придумывать каждый раз, как лучше сфотографировать с тем светом, который есть вокруг. В отличие от студийного освещения, естественный свет меняется постоянно - час за часом, день за днем, даже когда вы перемещаетесь из одного места съемки в другое. Всегда что-то новенькое!

Конкретно для этого портрета я решила провести съемку ближе к вечеру, когда от садящегося солнца будет красиво подсвечивать волосы по контуру, помогая отделить главного персонажа от фона. Чтобы сильнее отделить его от фона за счет размытия, я попросила его встать на достаточном расстоянии от высокой травы за его спиной - так золотистые колосья оказались не в фокусе и превратились в мягкое боке . Также при выборе места съемки мне хотелось, чтобы более низкорослая трава оказалась с обеих сторон, прямо под ногами мальчика, а более высокие колосья - сзади в отдалении. Таким образом на фотографии мальчик получился красиво обрамлен золотистой травой. С точки зрения композиции это помогает приковать внимание зрителя к его лицу на фотографии.

Больше всего я люблю фотографировать с контровым светом в последние 30 минут светового дня и вплоть до 15 минут сразу после захода солнца. Портрет Элликота с курочкой-наседкой был сфотографирован за несколько минут до того, как солнце скрылось за горизонтом. За счет съемки в этот « » у меня получилась красивая мягкая подсветка волос. Если бы я снимала чуть раньше, после полудня, с контровой подсветкой от еще слишком яркого солнца, у меня бы получились пересветы по контуру волос.

6 Советов о том, Как Заставить Контровой Свет Работать на Вас

1. Фильтруйте контровой свет. Я не большой фанат низкоконтрастных, затуманенных фотографий или же фотографий с засветкой и бликами. Поэтому при съемке против света я всегда стараюсь избежать этого. Пропуская контровой свет сквозь листву деревьев или высокую траву, вы можете заметно сократить эффект дымки от засветки в кадре.

2. Надевайте бленду. Бленды стоят недорого и предельно просты в работе. Тем не менее, это отличный способ сократить количество засветки и бликов при съемке против света.

3. Встаньте в тень. Если вы с фотоаппаратом встанете в тень, то физически сократите количество прямых лучей солнца, попадающих в объектив вашего фотоаппарата. А значит и избавитесь от сопутствующих проблем. Если же вокруг нет подходящей тени, где можно укрыться, старайтесь направлять объектив под небольшим углом к свету. Убедитесь, что солнечные лучи не направлены прямо в объектив (если вы конечно намеренно не хотите получить засветку и блики в кадре).

4. Открытое небо. Старайтесь выбрать точку съемки так, чтобы за вашей спиной был большой участок открытого неба — это ваш основной источник освещения лица модели.

5. Выставляйте экспозицию по лицу модели. Я всегда использую точечный экспозамер и выставляю экспозицию по лицу (чтобы корректно передать оттенок кожи). Это правило особенно важно соблюдать при съемке против света. Вы же не хотите недоэкспонировать главный объект съемки - вашего героя!

6. Избегайте открытого неба за спиной модели. Просто замечательно, если открытое небо расположено за спиной фотографа, но не за спиной человека, которого вы фотографируете. Если вы выставляете экспозицию по лицу ребенка, яркое небо за его спиной просто-напросто уйдет в пересвет. А это выглядит как огромное некрасивое белое пятно на фотографии, которое только отвлекает внимание от главного объекта съемки. Помните, что наше зрение устроено таким образом, что мы в первую очередь обращаем внимание на самые яркие участки изображения. А я лично не хочу, чтобы на моих фотографиях все смотрели на пересвеченное небо. Поэтому перед съемкой я убедилась, что высокая трава полностью заполнила пространство в кадре за спиной ребенка. К тому же это помогло сохранить целостность цветовой палитры (теплые нейтральные цвета), и сохранить фокус на главном герое на фотографии.

В некоторых случаях я намеренно располагаю небо за спинами людей на фотографии и увожу небо в пересвет. Но это делается только в том случае, если я планирую совместить две фотографии при обработке , чтобы «подрисовать» закатное небо за спиной модели. Приведу пример, как я сфотографировала отдельно закатное небо и позже при обработке в Photoshop добавила его на портретный снимок.

Ниже вы увидите, как выглядит эта фотография До и После

Советы по Обработке для Получения Теплых Золотистых Цветов на Фотографии

Я всегда сначала редактирую фотографии в Lightroom, а завершаю обработку в Photoshop. В Лайтруме я достаточно сильно изменила значения параметров Temperature (Цветовая Температура) и Tint (Отвечает за баланс между оттенком зеленого или пурпурного на фотографии), чтобы добавить теплоты и оттенка маджента (розово-пурпурный) на фотографию. Именно эти параметры и отвечают за создание золотистых цветов . Хорошо, если вы заранее представляете, как должна выглядеть фотография в конечном итоге. Так вы быстрее сориентируетесь, что именно сделать с фотографией при обработке. Я знала, что мне хочется получить насыщенные цвета, теплые золотистые оттенки, придать немного драматичный вид фотографии, и приковать все внимание к лицу мальчика на фотографии.

В фотошопе я обычно работаю на отдельных слоях. Ниже опишу несколько приемов, которые я использовала для обработки этой фотографии, чтобы еще сильнее подчеркнуть теплые золотистые цвета.

Чтобы добавить контраста и затемнить фон я добавила несколько Корректирующих слоев с Кривыми (Adjustmet Layers - Curves), и поиграла с Режимами наложения (Blending Modes), чтобы добавить контраста и насыщенности. Дополнительно я добавила тонировку цветом за счет работы с Кривыми и Корректирующеми слоями Чистый Цвет (Solid Color).

Я постаралась придать лицу мальчика более драматичный вид за счет использования двух отдельных корректирующих слоев с Уровнями (Levels) - один нужен для подсветки бликов, другой - для затемнения теней. Я усилила блики и добавила контраста в глазах при помощи техники Dodge & Burn (инструменты Высветлитель и Затемнитель).

Как только я добилась нужных оттенков и контраста на фотографии, я подобрала кадрирование на свой вкус и при помощи уровней добавила мягкую виньетку по краям кадра. После этого я добавила немного резкости на фотографию и сохранила готовый результат!

Можете посмотреть фотографию До и После:

Автор статьи и фотографий: Lisa Holloway

Дата публикации: 18.05.2016

Лучший свет для того, чтобы правильно видеть тени предметов, -это свет, падающий из обыкновенного окна, в которое не светит солнце.

Уильям Хогарт, Анализ красоты, 1753 г.

Портрет, как всем известно, самый популярный жанр фотосъемки. Сегодня портреты снимаются миллионами на всех углах и перекрестках, начиная от съемки селфи на мобильные телефоны и заканчивая многочасовыми фотосессиями на дорогие профессиональне камеры. Большое количество современных людей фотографируется практически каждый день, а то и по нескольку раз в день, но портрет, по большому счету, в биографии каждого человека, случается всего несколько раз в жизни. И это бывает только тогда, когда ему повезет встретить настоящего фотографа.

Жанр фотопортрета бесконечен в своих воплощениях, как бесконечно разнообразны лица людей. Этим он интересен.

Секрет съемки хорошего портрета - совсем не секрет. Первое - это правильный ракурс портретируемого, второе - правильно найденное направление основного рисунка освещения и третье -вовремя нажатый спуск аппарата в то самое мгновение, когда снимающийся человек находится в нужном для портрета психологическом состоянии. Эти три позиции главные. Могут быть и другие, не такие главные. Их множество.

Одна из них связана с источниками освещения при съемке портрета. Их огромное количество не только с технической точки зрения, но и с точки зрения визуальной эстетики. Что это значит. Все понимают, что рисунок освещения от фотовспышки и рисунок света от керосиновой лампы создадут совершенно разный свет в портрете не только с технической точки зрения, но и с эмоциональной. И вопрос выбора источника освещения для автора съемки - вопрос наиглавнейший. Источник освещения - это характер будущего портрета, жанр и конечно стиль. От выбора источника света зависит то, как будет выглядеть портретируемый и как будет выглядеть сама фотография. И еще это творческий почерк фотографа. Кто-то любит снимать с софтбоксом, а кому-то нравится только прожектор.

Свет от окна.
Алена Синькевич

Начнем с самого простого и самого недорогого - свет от окна. Классическая европейская живопись успешно использовала его на протяжении последних шестисот лет. Большая часть истории портретной фотографии построена на этом естественном осветительном приборе.

Свет от окна.
Актриса Ольга Красько

В чем плюс. Свет от окна есть в каждом доме. Мягкий, рассеянный и одновременно способный вылепить скульптурную форму, всегда пластичный и всегда уместный. Свет от окна это удивительный феномен. И не только когда он мягкий. Иногда в сочетании с резкими солнечными пятнами возникают самые невероятные живописные световые картины. Можно с уверенностью заявить, что с эмоциональной точки зрения этот свет несет какое-то необъяснимое метафизическое спокойствие.

Свет от окна обладает магической силой. Можно долго не разговаривать, а просто вспомнить свет в картинах художника Вермеера Делфтского . Потрясающий пример воплощения портрета, потрясающий пример единства формы и содержания. Потрясающий пример художественного использования естественного эффекта освещения.

В чем минус. Только одна точка для направления освещения, только один до микрона выверенный ракурс лица и только одна точка для камеры. Малейшее отклонение от этого и портрет перестает быть портретом, а превращается в экспериментальный этюд по освещению, что иногда тоже бывает интересно. Но в другом жанре. Мы говорим о классическом портрете и одна из его главных задач -узнаваемость персонажа. Поиски выразительного ракурса лица, выражение его индивидуальных, личностных особенностей. Важно понимать, что поиски света и ракурса в чистом виде это прежде всего поиски формы и эффекта, они могут увести очень далеко от первоначальной задачи. И еще один минус – не все на свете портреты можно снять у окна, бывает необходимость во множестве других точек.

Есть другие жанры съемки с другими правилами игры. Например, деловой портрет. Его задача художественная документальность. А документальность в постановочной фотографии это, в каком то смысле, дорога к фотографии на паспорт. Фотография на паспорт - особый жанр портрета, но здесь разговор о другом. Было когда-то такое понятие: портрет–визитка, а теперь корпоративный портрет. Человек на такой фотографии не сам по себе как есть, а уже в каком-то имидже, в какой то роли, для какой то цели. И это конечно не чистая поза и не профессиональная актерская игра, но тем не менее, немножко реклама себя. Задача такого портрета, как минимум, - у всех кто на него смотрит должно быть только позитивное ощущение.

Для такой съемки может быть хороший интерьер с хорошим освещением, может быть замечательный, красивый персонаж, но естественного эффекта света от окна в данной истории может быть не достаточно. И не только технически, но и качественно. Свет есть, но он другой по характеру, чем нужно для делового, официального портрета. В нашем случае, сотрудника крупной международной компании. И тогда, может быть, нужна вспышка. Потому что это быстро и предсказуемо по результату. Но вспышка не агрессивная, а незаметная своим эффектом, через смягчение софтбокса, через отражение от чего угодно. Так что бы не повредить уже существующему эффекту освещения в объекте съемки. Перебор со вспышкой чреват фальшивостью, искусственностью, искажением формы лица и другими неприятными для хорошей фотографии моментами. Тут нужно максимально приблизиться к эффекту который у средневековых художников назывался эффектом скрытого окна.

Другое место, где без импульсного освещения никак - это рекламная фотосъемка. Чаще всего ее задача - предельно резко и предельно видно!

Абсолютно прагматический эффект света. Все очень просто и очень быстро – два источника света с софтбоксами и качественный коммерческий портрет готов. Никаких поисков, никаких откровений. Так работают не только рекламные, но и практически все современные портретные фотостудии.

В чем плюс – быстрота! Без импульсного освещения трудно представить себе документальную съемку. Благодаря ей снято огромное количество фотографий, которые при других способах освещения были бы невозможны. Если как следует разобраться, то это конечно особый свет. Он изначально заряжен каким-то необъяснимым внутренним напряжением. Иногда кажется, что в белом, безжизненном освещении фотовспышки есть что-то потустороннее, иногда мертвенное, демонически пугающее, как в грозовой молнии.

Природа этого безжизненного освещения актуальна для фильмов в жанре хоррор и триллер.

В чем большой минус этого освещения. Ну прежде всего, отсутствие той самой пресловутой световой магии. Этот источник освещения можно назвать самым простым и даже примитивным инструментом. Вспышка всегда делает картинку плоской и нужны определенные усилия для того, что бы избежать этой проблемы. Это если не преследовать цель наоборот - плоское, декоративное изображение. История изобразительного искусства знает массу примеров такого подхода и в фотографии и даже в живописи, например Густав Климт .

Что еще очень важно. Время срабатывания вспышки настолько коротко, что фаза вырванная из жизни портретируемого этим эффектом света, лишена настоящей эмоции. Это очень сильный минус для портрета. Чаще всего, вместо лица получается маска лица, что очень трудно выдать за художественный прием, как ни старайся, и можно оправдать только отсутствием времени на нормальную съемку. Или оправдать еще одной известной в истории фотографии целью - использованием вспышки для создания эпатажных, провокационных портретов.

Известно, что чем длиннее выдержка при съемке, тем выразительный портрет. В этом смысле стоит вспомнить фотопортреты XIX века их методом экспонирования в несколько секунд, а то и минут.

Этот портрет актрисы Ксении Радченко снят в студии с постоянными, «киношными» источниками освещения. Но это только попытка стилизации под портрет XIX века. Потому что, это не свет от стеклянного павильона, как было принято в то время, а студийный прибор PANAURA (большой софтбокс) и еще светодиодная панель Felloni, в качестве контрового источника освещения. Фон за актрисой -это не рисованный задник, а изображение с проектора.

Этот набор мягких источников освещения имитирующих свет стеклянного павильона, одна из альтернатив студийным фотовспышкам.

В портретах первой половины прошлого столетия одной из самых главных задач для освещения было достижение иллюзии объема. И тут на передний план выступает искусство съемки с электрическими световыми рефлекторами и прожекторами, с осветительными приборами для жесткого по рисунку эффекта освещения. Еще в тридцатые годы прошлого столетия сформировалась световая павильонная культура называемая светом нуар. Она предполагает использование большого количества приборов для достижения сложных, объемных изображений. Есть примеры, когда в кино портрет освещался десятью источниками, а то и больше! И все для того, что бы добиться предельной выразительности, предельной объемности объекта, предельной глубины в кадре.

Это то самое искусство, которое потом было уничтожено появлением на свет эффекта фотовспышки.

По правде сказать, была еще одна причина использовать большое количество источников освещения - это очень низкая светочувствительность пленки. То есть, каким-то образом, техническое несовершенство пленок было одной из причин появления на свет совершенно замечательного светового стиля, который не потерял своей актуальности и в наше время.

Всем известна классификация источников освещения принятая для этой манеры освещения:

  • рисующий свет;
  • фоновый свет;
  • заполняющий свет;
  • выравнивающий свет;
  • моделирующий свет;
  • контровой свет;
  • внутрикадровые эффекты.

При помощи этих источников создавались бесконечные световые комбинации и схемы света необходимые для каждой конкретной ситуации. При помощи этих источников был создан совершенно условный язык светового изображения, абсолютно не похожий на свет в реальной жизни. Можно назвать этот стиль освещения, архаичным и не актуальным. Можно назвать его даже театральным. А можно назвать ретростилем освещения. Работать в этом жанре способны только те, кто имеет хорошую теоретическую подготовку и имеет очень много времени. Не быстрый процесс.

Это тот самый свет, который нужно искать. Шаг за шагом. Это тот самый свет, из которого можно лепить форму, создавать глубину в кадре, создавать совершенно неповторимые световые комбинации. Это эксклюзивный свет для настоящих художников, стремящихся к созданию уникального изображения. С этим светом работать намного труднее чем с освещением от окна или фотовспышками, но в этом стиле заложены возможности для создания ни на что не похожих по решению студийных портретов. Наиболее актуальны приемы этого стиля в некоторых жанрах современного кино где они по прежнему работают, хотя и в более завуалированной и скрытой форме.

В качестве примера можно привести последнюю картину Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».

Современный стиль постановки освещения - это конечно совсем другие правила игры.

Современный стиль света чаще всего - это микс из освещения, существующего в реальной жизни, и точечно внедренных приборов искусственного освещения. Иногда достаточно одного-двух светильников типа светодиодных панелей для подсветки и все. Тут не стоит вопрос о применении десятков приборов. Портрет рождается как импровизация из того, что предлагает окружающая световая жизнь. Нужно только уметь ориентироваться. Фонового освещения сейчас более чем достаточно, важно только правильно найти свет для персонажа.

Высокая светочувствительность современных камер дала возможность полной световой свободы. Самые слабые, самые невостребованные источники могут стать фоном или рисунком для освещения современных портретов. Например, свеча. Еще несколько лет назад, что бы изобразить этот эффект нужно было бы поставить как минимум три маленьких прожектора типа «Дедолайт 150» и очень долго возиться с распределением световых пятен и пятен теней. Сейчас при светочувствительности камеры 800 единиц и выше, при хорошей светосильной оптике, этот вопрос может быть решен вообще без осветительных приборов. Правильный ракурс, правильное направление рисунка освещения и вовремя нажатый спуск камеры. Конечно, это большой подарок для фотографа.

Свет от проектора.
Киноактриса Ольга Сутулова

И еще один нюанс, на который нельзя не обратить внимание. Нюанс, который становится все более очевидным: современный стиль света, как очень эффектный вариант, это съемка в сумеречном состоянии, и в полумраке. Построение рисунка освещения и экспонометрии на предельно низких границах освещения. В низком ключе, как принято говорить. Стиль, порожденный тем, что цифровое изображение плохо и не харизматично выглядит при съемке в высоком ключе.

То есть, снимать на цифру портреты в стиле французских импрессионистов, в стиле Ренуара например непостижимо трудно. Тот самый солнечный свет, с яркими сверкающими бликами и тщательно проработанными тенями, на котором были помешаны импрессионисты, по прежнему, лучше снимать на пленку.

Источники освещения для портретной съемки всегда были завязаны на камеры. Сочетание свет-фотоматериал порождало тот или иной стиль изображения. Хотим мы того или нет, но эмоционально изображение зависит еще и от тех материалов на которые экспонируется свет. Были ли то стеклянные пластики, на которые снимали в стеклянных павильонах с естественным небесным освещением или фотопленки в павильонах с огромным количеством прожекторов. Современный портрет это цифровые матрицы и абсолютно искусственный, лишенный всего живого неоновый и светодиодный свет… От таких портретов, чаще всего, мы эмоцию не получаем. Мы получаем только информацию для цифрового пространства Великой и Бесконечной Сети. Человек не получает эмоцию от монитора компьютера, эмоцию он получает в выставочном зале. Очевидно что в цифровом пространстве самое главное -форма. А для того что бы с точки зрения формы, цифровой портрет представлял из себя какую-то художественную ценность остается два самых главных средства: ярко выраженный эффект освещения и цвет.

Записаться на мастер-класс Александра Носовского «Практическая теория света»

Дата публикации: 18.05.2016

Александр Носовский

Александр Носовский - кинооператор, фотограф, автор и преподаватель курса